Екатерина Романова провела больше года в Китае: она поступила в университет Пекина на юридическую специальность и даже изучала там космическое право. Чем занятия в Китае отличаются от российских, почему цены “Алиэкспресса” не значат, что в Китае все дешево, и сложно ли учить китайский – читайте в новом материале “Самокатуса”.

Я родилась в Украине, но еще совсем маленькой переехала вместе с родителями в Москву. Тяга к перемене мест была у меня всегда, а идея пожить в другой стране последние годы становилась все осязаемей.

В детстве я занималась всем, чем только можно: фигурным катанием и танцами, ходила и в театральный кружок, и на арт-занятия в музее. Сейчас я безумно благодарна своим родителям, что они дали мне возможность развиваться во всех областях. Мы с семьей часто путешествовали, один-два раза в год: это было так захватывающе, что я навсегда запомнила – мир разнообразен, увлекателен и нужно делать все возможное, чтобы узнать о нем как можно больше. Поэтому в школе я налегла на языки, изучала одновременно английский и немецкий. И в восьмом классе я выиграла две недели обучения в Германии – это были первые шаги к образованию за границей.

Закончив школу, я поступила в МГТУ им. Баумана на юридический, изучать защиту интеллектуальной собственности. Думаю, если бы я не сделала такой выбор, самого удивительного в моей жизни не произошло. В начале второго курса я вступила в международную студенческую организацию BEST: мы проводили мероприятия с иностранцами, постоянно ездили за границу. Я познакомилась с людьми, которые учились в двух странах одновременно, и однажды спросила себя: “Когда, если не сейчас? Кто, если не я?”. Собрала документы и подала их в университет Пекина.

Тогда мне хотелось уехать как можно дальше от Москвы, а Китай казался неизведанной планетой. Я начала учить китайский за три месяца до поездки: каждый день по пять и больше часов, с носительницей языка. Мне очень нравилось. С университетом все получилось быстро, у меня были все необходимые сертификаты на руках: подтверждение знания английского, разного рода достижения, транскрипт оценок и так далее. Я купила билеты, сделала визу – и в начале сентября была уже в Пекине.

Китай встретил меня атмосферой мегаполиса и тяжелым воздухом смога. Каждый город в Китае уникален: так, Пекин похож на советскую Москву, но в китайском стиле. Шанхай – микс Нью-Йорка и отдельных городков Европы. Шеньчжень – город будущего.

Первое впечатление – я попала в коммунистическую страну. Здесь все по правилам. Но люди очень спокойные и добрые, и при этом удивительно расслабленные: после стрессовой и вечно бегущей Москвы, Пекин, который в пять раз больше, показался мне самым уютным местом на земле.

Я выбрала себе предметы по юриспруденции – китайское право: гражданское, уголовное и международное, а также, поддавшись влиянию трендов Китая – космическое право. Международное космическое право регулирует отношения между государствами и международными организациями по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а также устанавливают международно-правовой режим космического пространства. Китайцы сейчас вкладывают миллиарды в космическую науку, и с правовой точки зрения это одно из самых актуальных направлений. Преподаватели по космическому праву – обычно иностранцы: профессоров приглашают со всего мира. Занятия отличались от российских: тут мы больше внимания уделяли практике, разговаривали, вели дискуссии. Больше читали, решали кейсовые задачи – как раз этого мне не хватало в Бауманке.

В Китае ты сам строишь свое расписание, договариваешься с преподавателем – это безумно гибкая система, позволяющая тебе работать и учиться одновременно, что очень кстати: в Китае все дороже, чем в Москве. Аренда жилья будет стоит примерно 3000-3500 юаней в месяц за комнату, но можно постараться и найти за эти деньги отдельную маленькую квартиру. Студенческие скидки не действуют на транспорт, поэтому метро в одну сторону будет обходиться от двух юаней в зависимости от расстояния. Еда в ресторанах дешевле, чем в Европе или в Москве: средний счет – 30 юаней за первое и второе.

Стипендия составляет 300 юаней, и ее не хватает, поэтому большинство иностранцев подрабатывают учителями английского в садиках и школах. Зарплата очень разная: если у вас хорошее произношение, грамотный английский и вы хорошо ладите с детьми, то можно договориться за 300 юаней в час. Но официально работать в Китае по студенческой визе запрещено: за это могут минимум оштрафовать, максимум – посадить. Поэтому нужно быть начеку.

В университетском кампусе очень много общежитий. Китайцы и иностранцы живут в разных зданиях, и комнаты для иностранцев получше. Студенты из-за рубежа живут по два человека в комнате, местные ребята – по четыре. У меня сложилось впечатление, что китайцы не очень любят отдыхать: они с раннего утра занимали места в библиотеке и сидели там допоздна. Есть европеизированные китайцы, которые пожили за границей – они общались с нами, а вот все остальные вели себя очень обособленно. Но у меня все равно меня появились друзья-китайцы: мы иногда проводили вместе время, ходили в бары и кино – правда, душевной близости, как с русскими, я не испытывала. Было ощущение, как будто мы “дружим на расстоянии” – а с русскими или европейцами можно было и поплакать, и посмеяться, и совета попросить, и денег.

Язык – это отдельная тема. Китай долгое время был закрытой страной, и китайцы в основном не говорят на английском, а те, кто говорит немного, очень стесняются. Я сразу начала учить язык, чтобы объясняться в публичных местах: магазинах, в такси. В университетах иностранцам обычно предлагают бесплатные курсы, можно также взять интенсивные курсы за деньги: примерно 5000 юаней за курс 5 дней в неделю, каждый день по 5 часов. Самое сложное – это тона, их в китайском языке четыре. А еще – тысячи диалектов: китайцы из глубинок приезжают на заработки в Пекин, Шанхай и другие крупные города, они работают в сфере услуг, поэтому иногда вызвать такси и понять, где оно будет тебя ждать – это уже большой стресс. Многие русские ребята работают и живут тут, не уча китайский, но для меня знание другого языка – важный шаг к расширению коммуникации. Китайцы очень ценят, что вы пытаетесь их понять.

Вообще быть лаоваем (иностранцем) в Китае приятно. Во-первых, лаоваев очень любят. Ими восхищаются, с ними фотографируются. Китай – достаточно закрытая страна, у китайцев нет доступа ко многим мировым социальным сетям, так что для них увидеть на улице красивого иностранца – яркое событие. С вами могут очередями фотографироваться, трогать за волосы и говорить кучу комплиментов, что на первых порах очень пугает. Кстати, всегда было интересно – куда они выкладывают эти все фотографии с иностранцами? Но потом привыкаешь. Ко всему в Китае привыкаешь. К людям: они уже кажутся не такими одинаковыми. К еде: еда здесь очень острая и жирная, много овощей и мало мяса. Первое время мне казалось, что я не смогу там питаться, но потом я поняла, что в Китае можно найти любую кухню: индийскую, мексиканскую, русскую. Еще я начала готовить сама привычную еду: рядом с нами было два рынка, где были все необходимые овощи и фрукты. Привыкаешь к ритму жизни. В Китае сложно бездельничать: там такая атмосфера, что хочется максимально выкладываться – возможностей очень много.

Когда я приехала в Китай, я сразу понимала, что хотела бы поработать в волонтерской организации. Я нашла ее быстро: Российская Ассоциация студентов как раз устраивала мероприятия в Китае, где собирались русские студенты и устраивали культурные вечера, развивающие мероприятия, встречи с разными интересными людьми. Мне понравилось там, подружилась со многими ребятами. Проводила для них тренинги по лидерству, помогала развиваться организации.

В 2017 году, когда я уже жила в Китае, начала активно развиваться Шанхайская Организация Сотрудничества для студентов и выпускников. Это организация перевернула мое отношение к политической деятельности: у многих есть ощущение, что Китай – жуткая страна, с казнями и репрессиями. Китай действительно более серьезно относится к правопорядку: для китайцев очень важно, чтобы все было под контролем. Когда что-то выходит за рамки, из милых людей, всегда готовых помочь, они превращаются в непробиваемых ревнителей закона. Но есть и плюсы: в Китае очень безопасно – по крайне мере у меня было ощущение, что со мной здесь не произойдет ничего плохого. Можно возвращаться домой очень поздно и не бояться нападений – это очень подкупает.

Я проучилась полгода, сдала экзамены – нам выдали сертификаты, подтверждающие знание языка, а также дипломы с оценками и баллами за год обучения. Они представляют ценность только в совокупности с моим русским дипломом, он остается основным. В дальнейшем мне очень бы хотелось связать свою жизнь с Китаем: эта страна мне близка и за ней будущее. Найти работу юристом в Китае с несовершенным китайским сложно, но я не теряю надежды.

За время жизни здесь я побывала в Ханджоу, Шанхае, Сямене, Сучжоу, Шеньчжене, на Тайване и в Гонконге. Увидела чайные плантации и поплавала на лодочке в Сучжоу — знаменитой китайской Венеции. Встретила Китайский Новый год и пережила больше трех землетрясений. Китай – это удивительное место с не всегда понятной нам культурой и невероятно чистой душой.

Текст: Екатерина Романова,

Фото автора. 

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ