Insta Stories: Лиссабон и Марокко

Лайфхаки в картинках из инстаграма @travelhacks_channel.

Первое путешествие: @dan_sakh в Лиссабоне и Марокко.

Самолеты красиво садятся над Лиссабоном. Сидеть и фотографировать при посадке лучше с правой стороны.

Аэропорт находится в городе. До главной ж/д и автобусной станции Ориенте идти пешком 40 минут. До центра недолго ехать на метро. Купите и бережно храните в автомате транспортную карту Viva Viagem. Мне пришлось покупать три штуки – все время терял. Положите сразу 10 евро и будьте готовы, что каждый раз на выходе её придется прикладывать к турникету.

Картой можно оплатить поездку на электричке до Синтры.

Карточка стоит 0,5€, одна поездка по городу 1,4€ (1,9€ из аэропорта), дневной проезд – 6€.

Лиссабон – город великих закатов. Несколько мест, которые понравились мне (ссылки ведут на Google Maps):

Обязательный маршрут из Лиссабона: Синтра – мыс Рока – Кашкаиш. Из Лиссабона в Синтру ехать на поезде, из Синтры на мыс Рока лучше всего на Убере (~15 евро), но есть и автобус, который ездит раз в час. С мыса Рока в Кашкаиш – автобус, а оттуда вечерний поезд в Лиссабон.

Выезжаете с Россио или Ориенте в 8-9 утра. Вернетесь к 9 вечера обратно. Зимой совсем хорошо, потому что закат можно встретить в 5-6 часов вечера на мысе Рока и успеть уехать оттуда допоздна.

Используйте карточку Viva Viagem, которую купили раньше и не стойте в длинной очереди.

Чиллить за чашкой кофе на солнце – святое дело.

Кофе стоит в Португалии ~0,65€. Говорите “кафе” с ударением на последний слог, и вам принесут эспрессо. Принесут скорее всего какую-то дрянь. С кофе надо есть нату (pasteis de nata), дико сладкий десерт с заварным кремом.

В туристических местах кофе может стоить и евро, и полтора. И будет такая же гадость. Спрашивайте цену кофе заранее. Например, на вокзале Санта-Аполония стоит 65 центов, выйдя на привокзальную площадь я заказал кофе в индусской кафешке, не спросив цену, и с меня взяли 1,5. Хорошо, что Лиссабон давно накрыла “третья волна кофе”.

Copenhagen Coffee Lab

Третья волна кофе. Если еще не знаете о ней, то просто погуглите. Если коротко, то это хорошие вручную собранные зерна (спешлти), собственная обжарка (или от проверенных обжарщиков), альтернативные способы заварки (кемекс, v60, фильтр, френч-пресс, колд-брю). Разочароваться в кофе из правильной кофейни третьей волны почти невозможно. Пить всякую дрянь после этого тоже тяжело. Забудьте про кофе за 65 центов, о котором я писал. Спешлти-зерна в 10 раз дороже обычных, так что такой кофе не может дешево стоить.

Рекомендую Copenhagen Coffee Lab.

Я отвлекся на кофе, но надо закончить с Синтрой. В Синтре три дворцовых/парковых комплекса – Замок Мавров (Castelo dos Mouros), Дворец Пена (Palacio Nacional da Pena), и Кинта да Регалера (Quinta da Regaleira). Каждый стоит 5-10 евро за вход. Времени было немного, и мы выбрали Пену и Кинту де Регалейру (там есть колодец уходящий вглубь на 9 пролетов). Если пойдете в Пену, то не берите билет в сам дворец. Мы, конечно, были в новогодние праздники, но на вход во дворец бал страшная очередь из уже купивших билет, а в самом узком дворце толпа двигалась со скоростью в 1 км/ч в узких проходах. И смотреть там нечего, а на смотровые площадки попадете и с дешевым билетом.

Фаду

В Альфаме из каждого ресторанчика поют фаду. Важнейший туристический аттракцион Португалии. Главное, не идти в места с кричащими вывесками и хостесс вылавливающими туристов еще на улице. Там и ценник будет конский, и публика будет состоять из туристов.

Правильное место слушать фаду в Альфаме – Mesa de Frades. Дверь совершенно там неприметная, здание в углублении улицы. Публика максимально местная. За вход платить не пришлось, хотя на меловой доске у двери было написано, что 4 евро. Портвейн там стоит 5 евро за бокал, красное вино – 3.

В Порту рекомендую заведение Adega Rio Douro.

Жинжинья

Правильное начало утра – прийти в бар жиньи (вишневой настойки) и выпить рюмку. В Лиссабне таких баров много, но самый известный находится на площади Praça D. Pedro IV. Точнее в одном из домов окружающих её. Называеся просто A Ginginha.

Рюмка стоит 1,4 евро. Литровая бутылка 11 евро. Проще купить сразу бутылку и попросить маленькие пластиковые стаканчики. Бутылку носить с собой и пить на закатах.

Блошиный рынок Фейра да Ладра (Рынок воров) работает по субботам и вторникам. Я люблю блошиный рынки и это один из лучших, что я видел. Я купил полетный набор, кольцо, кошелек, шкатулку с японским орнаментом, виниловую пластинку Отиса Реддинга, классные значки (половина из них с Лениным), винтажные открытки и чашку для кофе, которая разбилась при перевозке 🙁 Купил бы еще книг и комиксов (тот, что на картинке крутой), но летаю без багажа.

Кришту Реи

Не пожалейте 5 евро за лифт наверх к статуе. Там красивый вид на Лиссабон и на садящиеся самолеты. Мы поехали на поезде к станции Pragal, а оттуда на Убере к статуе (за 3,5 евро), потому что не успевали на закат. Пешком идти от станции 35 минут. В Pragal ходят поезда Fertagus и для них надо покупать отдельную карту. С этим было недопонимание по приезду. А вообще втроем удобнее и ненамного дороже ехать сразу на Убере из центра.

Трамвайчик

Когда мне говорят “Да вы не были в [city_name], если не [activity]!”, мне хочется столкнуть этих людей в глубокий колодец, как царь Леонид персидского посланника.

Такое [activity] для Лиссабона – поездка на историческом трамвае. Есть два маршрута: 12 и 28. Оба оккупировали туристы и не дают нормально покататься местным. В этот раз я честно хотел таки прокатиться. Мы встали на остановку, но 2 подряд трамвая просто проехали мимо. Они не останавливались, потому что были переполнены. На конечной станции Martim Moniz туристы выстраиваются в часовую очередь, чтобы сесть в трамвай и в толкотне и тесноте проехать по улочкам, которые только что прошли пешком. Не понимаю я этого никак.

Так за 2 поездки по 7 дней в Лиссабоне я ни разу не сел в трамвай.

Очереди

В продолжение темы. Я регулярно читаю несколько тревел-изданий на английском. В последние два года (как раз с момента моей прошлой поездки) все наперебой писали про “Lisbon is the hottest destination of the year” и “Why you should travel to Portugal right now”. Оно и понятно. Никто в здравом уме не назовет Париж или Рим hottest destination – они такими уже десятки лет остаются. А недорогих и хороших альтернатив Португалии в Европе просто нет. Может быть только Восточная Европа (Будапешт, Белград), но массовому туристу, конечно, интереснее Лиссабон с Порту.

Я был во вторую неделе января 2015 года в пустом Лиссабоне. Туристов практически не было, набережная была пустая. Было очень хорошо. В этот раз я был на рождественские и новогодние праздники (25 дек. – 2 янв.) и на набережной уже не протолкнуться, рестораны забиты, в популярные места часовые очереди.

Короче, избегайте путешествий в праздники.

На фото выше очередь в раскрученное место Pasteis de Belem. Часовое ожидание, чтобы получить нату втридорога. Но ведь в каждом путеводителе написано про это место. Как не постоять!

Хочу порекомендовать одно место в центре Лиссабона, куда не добираются туристы. И не доберутся, потому что это столовая католической ассоциации. Называется Cantina das Freiras (Столовая Монахинь). Дверь неприметная. Найдите место на гуглокарте, в проходе на тупиковой улице Tv. do Ferragamo она будет справа, на ней что-то про католическую ассоциацию. Заходите и поднимайтесь по лестнице на последний этаж. Делайте вид, что знаете куда идете, проходящим мимо говорите “Бом диа”. На последнем этаже обычная столовая. Берете, что нравится и оплачиваете на кассе. Полноценный обед – 8 евро. Кантина работает до 15.00. Кофе готовится и оплачивается отдельно.

На террасе великий вид на город и реку.

И то, что надо было сказать в самом начале. Мой билет из Москвы в Лиссабон стоил 3 500 рублей. Это в одну сторону, с пересадкой в Афинах. Так щедр был Aegean. Сейчас в одну сторону Aegean продает билеты на октябрь за 4 100 р.

После Лиссабона я уехал на ночном автобусе в Мадрид (компания Avanza, 33 евро). А оттуда за 20 евро улетел в Марракеш.

Марокко

Прилетели в Марракеш. Аэропорт находится в черте городе, как и в большинстве марокканских городов. До ЖД вокзала 5 километров. По счетчику такое расстояние стоит не больше 20 дирхам (2 евро). Но никто вас не повезет за такие деньги из аэропорта. Даже автобус в медину стоит 30 дирхам. Хост офигел и просил за трансфер 15 евро. В интернетах говорили, что сложно сторговаться меньше, чем за 10 с таксистами у аэропорта.

Но я нашел трансферную компанию (marrakechairporttransfer.com), которая за 10 евро встречает табличку и довозит до любой точки в городе. Машина на 4-х человек с багажом. Водитель ни слова не понимал по-английски, как и почти все марокканцы, но помог найти нам нужный адрес, позвонил хосту и 10 минут провел с нами пока не удостоверился, что мы зашли в дом. Рекомендую, если прилетаете в Марракеш.

Медина в Марракеше великая. Провел бы тут две недели. Если в вашем маршруте есть Фес, я бы посоветовал покупать всё там (сувениры, ковры, специи, керамику). Марракеш самый дорогой город, и продавцы тут самые наглые. Общее правило торга – называть треть цены, которую предложил продавец, покупать максимум за 50% от названной сначала. Есть исключения, конечно.

Мандарины в январе стоят 3 дирхама за килограмм. Это 18 рублей. Пучок свежей мяты 1 дирхам (6 рублей). Рай.

Эс-Суэйра – город великих закатов

В Эс-Суэйре длинный, красивый пляж с видом на остров Могадор, на который, к сожалению, закрыт доступ.

В Эс-Суэйре снимали город Астапор в “Игре престолов”. А недалеко от Марракеша, у города Уарзазат, есть киностудия “Атлас”, где сняли более 500 фильмов. “Гладиатор” и “Астерикс и Обеликс” вы точно видели.

Мы не распланировали толком поездку и туда не попали. Ок, в следующий раз.

Снизу берберский алфавит. Проще, чем арабский, да?

А главный совет перед поездкой в Марокко – подучить французский. Я думал, что хоть немного по-английски будут понимать все, но это оказалось не так. Никто ничего не понимает. Даже в гостиницах и ресторанах только один из четырех сотрудников знает «how much?» или «thirty dirhams?». Французский — главный язык общения с иностранцами.

Я учил цифры и простые фразы, слушал в приложении, как они произносятся, но только к концу поездки начал понимать марокканский акцент.

К окончанию университета образованный марокканец говорит свободно на арабском, английском и французском, на котором проводятся все занятия. Часто еще и на испанском. С таким набором языков можно объясниться где угодно.

Дальше буду разбавлять свои впечатления текстами из телеграм-канала “Магазин впечатлений“. Этот канал о Марокко и Андалусии ведут московские журналисты, которые уже несколько лет живут по обе стороны Гибралатрского пролива.

“Страшно ли ехать в Марокко?

Если коротко, то нет. Это спокойная страна с умеренным исламом, достаточно развитой транспортной инфраструктурой. Поезда и основные трассы тут больше напоминают ту же Испанию или Францию, чем… Впрочем, к черту сравнения. Тем более что сравнивать восток и запад дело неблагодарное. Итак, что нужно знать туристу, который собрался в Марокко:

1) Базовые сведения о нормах поведения в исламском обществе не помешают, особенно если в планах вылазки за пределы типичных туристических троп;

2) Северное Марокко довольно сильно отличается от остальной (большей) части страны. Дело не только в климате и рельефе, различия скорее культурные. Провинции, находившиеся под протекторатом Франции, отличаются от «испанских» территорий;

3) Если глядеть в оба и думать головой, то опасность пасть жертвой восточного “гостеприимства” минимален, но расслабляться не стоит;

4) При бронировании отелей стоит учитывать, что у западных и восточных людей немного разные представления о красоте и чистоте жилища. Если вы брезгливы или аллергик, постарайтесь выбирать или хозяев-европейцев, или интерьеры с максимумом плитки и минимумом текстиля;

5) Если у вас мало времени, то лучше поискать гида. И лучше не из числа местных, так как англо- или даже русскоговорящих марокканцев, подвизающихся на ниве туризма, немало, но в большинстве своем они те еще сказочники, а финалом любой вылазки станет визит в магазинчик свата или брата «помогальщика».” – (с) Магазин впечатлений.

Алкоголь

Самое большое разочарование, которое ждет в Марокко неподготовленного туриста, считающего ежевечерние возлияния частью хорошего отдыха, — это сухой закон. Это значит, что бары есть только в высокозвездных сетевых отелях, в некоторых ресторанах, расположенных на набережных, и… все. Шанс пропустить стаканчик где-нибудь в центре города практически равен нулю. И уж точно с ходу вы такие места не найдете, тут без помощи знающего человека не обойтись.

Конечно, алкоголь можно купить. Еще несколько лет назад алкогольные отделы были во многих крупных супермаркетах, например, Ашане. Но сейчас политика государства сводится к минимизации подобных точек продаж. В Танжере, например, привычные нам алкогольные отделы остались только в магазинах Carrefour и Atacado. В городах поменьше так называемые алкашки (тесные темные помещения, вход в которые спрятан от любопытных глаз либо полками с незапрещенными продуктами, либо какой-то перегородкой) расположены в самых не туристических местах и найти их бывает реально сложно. Помогут или таксисты, или другие европейцы, живущие/жившие в этом городе. (с) Магазин впечатлений.

”Главный гастрономический лайфхак Марокко: самые вкусные (и дешевые!) шашлыки делают… в мясных лавках. Их огромное количество и в городах, и на дорогах. Практически в каждой лавке есть уличный мангал, на котором прямо при вас пожарят мясо, которое вы сами выберете. Жарят шашлыки марокканцы очень хорошо — мясо не умучивают. Настоятельно рекомендуем!” – (с) Магазин впечатлений.

Марокко на машине

В Марокко работают все основные мировые прокатные конторы. Цены европейские, пунктуальность и обязательность — восточные. Есть и местные прокатчики. Цены ниже, машины убитые, если брать — то с полной страховкой, чтобы при возврате избежать общения на тему «этой царапины на моем корыте отродясь не было»;

Основные дороги в Марокко — как в Европе, двухполосные, с разделителем, построены по французскому образцу. Дороги платные, но они того стоят;

Все платные трассы дублируются бесплатными локальными шоссе. В подавляющем большинстве случаев, если цель — доехать из точки А в точку Б, а не поиск приключений, стоит выбирать платную дорогу. Но бывают и исключения, к примеру, бесплатная трасса Танжер-Тетуан не уступает платной ни по покрытию, ни по безопасности, ни по километражу;

На платных дорогах не принимают карточки. Каждый 20-30 километров обычно есть крупные заправочные комплексы с ресторанами, туалетами, мечетью и детскими площадками, но банкоматов на них нет. Так что готовьте наличные. Если не успели или забыли обзавестись местной валютой в аэропорту, поменяйте небольшую купюру у заправщика — вероятнее всего не откажет, да и курс обычно не сильно завысит. Евро местному населению привычнее долларов, но в принципе можно расплатиться и тем и другим. «Народный курс» — 1 к 10, так удобнее считать. Хотя на самом деле 1 евро это примерно 11 дирхам, а один доллар — 9 дирхам;

Если вы въезжаете на автомобиле из Испании, приготовьтесь к досмотру и нудному оформлению бумаг на таможне. Машина с не-марокканскими номерами может пробыть на территории Марокко не более 180 дней;

Не-марокканским машинам нужна «грин кард», страховка для выезда за границу. Если эта услуга по умолчанию входит в ваш тариф (к примеру, так почти у всех страховых Испании), все равно просите прислать вам зеленую бумажку. В Марокко без бумажки ничего существовать не может, и точка;

Если вы въехали в Марокко на машине, то выехать из страны без нее вы уже не сможете. Учтите это, если в планах покататься по стране, потом слетать куда-нибудь еще, затем забрать машину и вернуться в Европу.” Дальше в комментарии

  • Если вы въехали в Марокко на машине, то выехать из страны без нее вы уже не сможете. Учтите это, если в планах покататься по стране, потом слетать куда-нибудь еще, затем забрать машину и вернуться в Европу. Так не получится, на рейс вас не посадят;
  • Если вы путешествуете по Марокко на машине, то лучшее место для привалов и перекусов — это заправки Afriquia. На «Африках» очень хорошие туалеты, детские площадки и ресторан. Беспроигрышный вариант обеда — лепешка, марокканский салат (что-то типа баклажанно-кабачковой икры) и шашлык из говядины. Кстати, если очень нужно остановиться, чтобы водитель поспал, то безопаснее всего это делать на парковках «Африк»: они освещены, есть охрана и всегда тусит какой-то приличный народ;
  • Несмотря на то что сеть автотрасс Марокко построена по французскому образцу французскими специалистами, «как в Европе» вы можете себя чувствовать только на основных дорогах. А на второстепенных нередко встречаются указатели на арабском, не продублированные латиницей. На этот случай лучше всего иметь под рукой арабский алфавит, а еще лучше до поездки выучить буквы. Тогда вы худо-бедно сможете прочитать указатель и повернуть в правильную сторону. Кстати, онлайн-карты могут не работать в глуши, где просто-напросто не ловится мобильная сеть.” – (с) Магазин впечатлений.

Можно ли в Марокко пить воду из-под крана? Теоретически можно. Мы, правда, дома сырую воду не пьем, но вот готовим все, включая чай, не на бутилированной, а на проточной воде. Но очень советуем никогда не пить в заведениях воду, которую подают в стаканах — обычно ее всегда приносят, если аказываешь кофе. В хороших местах это будет запечатанная бутылочка питьевой воды. В обычных — стеклянный стакан. Где и сколько стояла вода, прежде чем оказаться на вашем столе, никто не знает, поэтому лучше не рисковать. – (с) Магазин впечатлений.

Я паркуюсь как мудак

Про парковки

Если вы экономный автомобилист, запомните одно простое правило: бесплатных парковок в Марокко НЕ существует (разве что где-нибудь в чистом поле в страшной глуши). Припарковать машину можно тремя способами:

1. На подземном паркинге торгового центра. Такие парковки устроенные на европейский манер со шлагбаумами, парковочными карточками и автоматами для оплаты.

2. На уличной огороженной парковке. Она представляет собой любое по площади пространство, огороженное веревочкой, камушками или какой-нибудь другой фигней. Некоторые из них имеют фиксированный прайс, некоторые даже почасовую (!) оплату. В любом случае оплата происходит в момент выезда с парковки.

3. В любом месте, не запрещенном знаками или разметкой. Где бы это место ни находилось, стоит вам начать парковаться, как тут же прибежит мужик в салатном светоотражающем жилете, начнет размахивать руками, давать вам «бесценные» советы, как поставить машину, а в конце этой шумной и бессмысленной эпопеи протянет руку — это оплата из серии «сколько не жалко». Платить или нет — ваше дело. Если чувак хамил (то есть не помог ни припарковаться, ни выпарковаться, а прибежал уже к раздаче слонов), можете денег не давать. Мы обычно платим не больше двух дирхам, в пятницу можем и три. В каком-нибудь «лакшери» месте приятному чуваку иногда перепадает и пять.” – (с) Магазин впечатлений.

Таксист ждет туриста

Такси

Такси в Марокко не роскошь, а средство передвижения. Вполне обыденная картина: где-то в поле стоит бербер, а рядом — груженный тюками осел. Подъезжает старый «Мерседес» с шашечками, тюки перекладываются в багажник, ослик оставляется на привязи: так сельские жители ездят в город торговать овощами.

Туристу про марокканское такси надо знать следующее:

Есть два типа такси — гран и пти, то есть большое и маленькое. Первое — для дальних поездок, например, из аэропорта в центр города или от одного населенного пункта до другого; второе — что-то вроде городской маршрутки. Первое возит по счетчику, расценки не самые низкие — примерно выйдет около евро за километр. Второе, маленькое такси, — тоже со счетчиками, но их четыре, по количеству возможных пассажиров. Попутчиков берут, исходя из намеченного маршрута: если совсем не по пути, придется ловить следующую машину или ждать пустую. Ценник доступный: средняя поездка обходится в евро-полтора;

Гран-такси — обычно старые «Мерседесы» без кондиционера и с потертым салоном, а вот парк пти-такси практически полностью обновлен на демокатичные «Дасии», простенькие, но чистенькие и со всеми современными удобствами;

В каждом городе «большие» и «маленькие» такси выкрашены в свой цвет;

Вызвать такси даже в пятизвездочный отель скорее всего не получится: машину принято ловить с руки, и только этим вам обычно и поможет персонал;

В целом таксисты чисты на руку и доброжелательны, но расслабляться не стоит, за вещами лучше следить и включение счетчика на старте контролировать;

В крупных городах вроде Агадира, Феса, Касабланки, Рабата или Мараккеша можно пользоваться сайтом www.taxismaroc.com или приложением для Android Taxis Maroc — удобно для запланированных загородных поездок, если не хочется ловить машину и торговаться. Также может быть выгодно при перемещениях между городами для большой компании (к примеру, добраться из Танжера в Фес можно за 180 евро, из Касабланки в Агадир за 240 и т. д.);

В Касабланке работает Uber. – (с) Магазин впечатлений

Как объясняться с местными жителями?

Официальный язык Марокко — арабский. Французский, вопреки расхожему мнению, государственным не является и просто повсеместно распространен как язык делового общения. Впрочем, на севере страны без проблем можно объясниться на испанском. А вот с английским может быть туго: его знают или приличные господа лет 50-60-ти, или «прогрессивная молодежь», но ни те ни другие не работают обычно официантами, продавцами и таксистами, увы.

Впрочем, даже если вы владеете классическим арабским, на улице и он вам не поможет. Местные говорят на диалекте, который называется дарижа и представляет собой гремучую смесь арабского с французским, испанским и берберским. Причем от города к городу язык может отличаться так сильно, что не найдется и пары похожих слов. Так что если вы в Марокко ненадолго, не стоит и заморачиваться — объясняйтесь руками, вас обязательно поймут!” – (с) Магазин впечатлений

Связь в Марокко

Если вы приехали в Марокко больше чем на 1 день, рекомендуем вам купить местную симку. Международный роуминг в Африке дорогущий. А вот мобильный интернет в стране дешевле некуда: за 5 евро можно купить 4 Гб на месяц, но если вы всего на пару-тройку дней, то есть пакеты и за 1, и за 2 евро — просто они быстро «протухают». IP-телефонию то запрещают, то разрешают. Но с учетом чудовищно маленькой скорости upload нормально пообщаться голосом обычно затруднительно в любом случае (но если очень надо — то можно, только позаботьтесь заранее об установке и настройке сервиса vpn, ну, на случай, если попадете на «запретительный» период 😉 А вот карты гугл и мессенджеры в текстовом режиме, а также почта и поисковик — хорошее подспорье в путешествии и работают отлично. Facebook и Whatsapp на многих тарифах еще и бесплатно!” – (с) Магазин впечатлений

Комментарий от меня. Я купил симку Maroc Telecom за 5 евро + 15 гб за 15. Почти все потратил. Звонил по WhatsApp без проблем, а вот аплоад везде и правда никакой. Страшно бесило. –

Как одеваться, если отправляешься в Марокко?

Тут надо учесть два аспекта. Первый — культурно-религиозный. Лучше, чтобы локти и колени были прикрыты, да и вызывающее декольте ни к чему. Это касается в первую очередь женщин, но и мужчинам ходить с голым торсом или в коротких шортах не стоит. С вами даже ничего страшного не случится скорее всего, но поверьте, вы и без смелого наряда будете довольно сильно выделяться из толпы. К чему еще больше привлекать внимание?

Второе, что нужно учитывать, — погода. В сильную жару длинный рукав не только дань традициям, а необходимая защита от агрессивного солнца. Ну а если вы едете в Африку зимой, то вам надо усвоить перво-наперво одно: тут бывает промозгло и очень-очень холодно. Оптимальный наряд в период с октября по апрель должен состоять из 3-5 слоев, которые можно будет комбинировать по ситуации. Приветствуются флис и непродуваемые ветровки — не забываем, что самые интересные места или на побережье, или в горах. А там порой прилично задувает…

Про купальники: купаться в обычных купальниках женщинам можно. Излишне откровенных бикини стоит, впрочем, избегать. Ну и, конечно, ни в коем случае не снимать верх — топлес находиться на пляже нельзя. А вот мусульманки могут быть удивлены, но буркини — купальные костюмы, соответствующие нормам ислама — в некоторых бассейнах при отелях могут быть… запрещены.” – (с) Магазин впечатлений

Мой комментарий. Девушки, если хотите выглядеть как местные, надевайте вещи с леопардовыми расцветками и принтами. У меня не осталось сомнений, что у всех марокканок страше 2 лет есть хотя бы одна леопардовая вещь. В один и тот же момент времени не меньше четверти женщин на улице носят что-то леопардовое.

Паспортный контроль

При въезде и на выезде в Марокко необходимо заполнять миграционную карту. Помимо данных, переписанных из паспорта, в ней есть два пункта, заслуживающие отдельного внимания.

Адрес в Марокко. Держите в голове название хоть какого-то отеля, чтобы выглядело правдоподобно. Никакие брони не спрашивают, просто важно не растеряться и вписать что-то вроде «Hotel Continental»;

Профессия. Если не хотите провести дополнительные пять-десять минут в общении с пограничником и вообще не хотите лишних проблем, не указывайте в этом поле, что вы журналист, писатель, блогер, корреспондент, фотограф или программист. Не ищите логику, просто напишите «веб-маркетолог» (в Марокко все что-то продают или покупают, и это занятие никаких вопросов не вызывает) или еще что-нибудь нейтральное и безобидное. Лайфхак: всегда держите при себе ручку. Заполните декларацию стоя в очереди и сэкономите время.

Если вы въезжаете в Марокко из Испании на пароме, учтите, что паспортный контроль проходят прямо на лодке. Ищите человека с серьезным лицом, ноутбуком и синей печатью. К нему будет стоять очередь, так что вряд ли промахнетесь. Кстати, отправляясь в Африку на пароме, можно заодно совершить небольшое путешествие по времени. Путь из Тарифы в Танжер — около 40 минут, а разница во времени между странами — 1 час. Поэтому отплыв, к примеру, из Испании в 9:00, вы запросто можете причалить к африканскому берегу в 8:40.” – (с) Магазин впечатлений

Езжайте в Марокко!