Велопутешествие — отличный способ провести отпуск. Во-первых, отдыхая, вы занимаетесь спортом. Во-вторых, экопутешествия с каждым годом становятся более популярными. Многие европейские веломаршруты были специально разработаны таким образом, чтобы велотуристы увидели как можно больше культурных и природных достопримечательностей.
Содержание
Многие путешественники отказываются от многодневных велопоездок, так как думают, что преодолеть все эти километры им не под силу. Каждый раз, когда я выкладываю фотографии из своих поездок или пишу отчеты, я получаю комментарии приблизительно одинакового содержания: «Ого, вот вы спортсмены!», «Я бы точно никогда не смог!», «Вы, наверное, долго к этому готовились?» На самом деле велотуры доступны каждому здоровому человеку, нужно просто соблюдать некоторые правила.
Велотуризмом в Европе занимаются от мала до велика. Пол, возраст и даже уровень физической подготовки не имеют никакого значения. Во время поездок легко можно встретить как веселую компанию пенсионеров на велосипедах, так и семью с детьми.
Как готовиться к своему первому велопутешествию?
Если последний раз вы садились на велосипед в 6 лет (и это была «Кама»), то лучше всего взять велик напрокат и освежить навыки. Нельзя разучиться кататься, но можно не знать, как переключаются передачи или работает тормоз в современных моделях. Пары дней вполне хватит, чтобы почувствовать себя в седле достаточно уверенно для велопоездки.
При наличии времени и желания начните кататься несколько раз в неделю. Лучше всего делать это где-нибудь в парке, чтобы не докучать прохожим на тротуаре. Не выезжайте на дорогу, если только сели на велосипед после долгого перерыва! Кататься лучше медленно, не устраивая гонки. Также к поездке помогут подготовиться любые другие кардиотренировки.
На чем кататься в поездке?
На велосипеде, конечно! Вопрос только в том, везти ли свой велосипед или воспользоваться велопрокатом по приезду. Если брать велосипед с собой, то нужно уточнить правила провоза спортивного багажа в авиакомпании. Я лично предпочитаю прокаты, так как мой велик не настолько крут и уникален, чтобы его тащить с собой. К тому же это влечет за собой определенные неудобства: где-то за велосипед надо платить, авиакомпанию нужно предупреждать о таком багаже, велик надо разбирать и упаковывать.
На качество прокатных велосипедов многие ругаются, но, во-первых, выбирать надо тщательнее, а во-вторых, еще ни один прокатный велосипед не помешал мне проехать мои 1000 километров за поездку.
Как выбрать прокат?
Велопрокат нужно обязательно выбирать заранее. Посмотрите сайт проката или напишите туда, чтобы узнать ассортимент и забронировать велосипеды. Помимо этого выясните, что еще входит в стоимость. Одни прокаты дают только велосипед (иногда даже без фонариков), а другие предлагают еще и шлемы, багажные сумки, ремонтный набор, запасные покрышки, корзины. Есть прокаты, в которых можно купить страховку — на случай, если вы повредите велосипед или его у вас украдут.
Для длительных велопоездок подойдет универсальный велосипед-гибрид, который сочетает в себе качества шоссейного и горного велосипеда. Гибрид едет по дорогам медленнее шоссейника, но зато на нем не страшно ехать по лесным тропинкам. Гибриды есть во всех прокатах, предлагающих велосипеды на длительный срок. Если вы сомневаетесь в своем выборе, то просто напишите в прокат план своей поездки, и работающие там специалисты помогут подобрать нужный велосипед.
Когда вы будете забирать свой велосипед из проката, покатайтесь на нем несколько минут. Этого времени хватит, чтобы проверить работу тормозов (хорошее ли торможение, не трется ли тормоз об обод колеса) и переключение передач.
Стоимость проката зависит от типа выбранного велосипеда и количества дней. В среднем в день за велосипед придется отдавать от 7 до 13–15 евро, если вы планируете поездку на неделю. Многие владельцы прокатов дают скидки компаниям от трех человек.
Что взять с собой в поездку?
Есть вещи, без которых в велопоездке не обойтись. Мой личный список необходимого выглядит так:
- Ремонтный набор. Редко какое путешествие обходится без подкрутить, поднять, накачать шины, опустить, ослабить, закрепить. Ну и без проколотых шин, конечно, чего уж греха таить.
- Велоперчатки. Снижают нагрузки, защищают при падении и предотвращают появление мозолей на руках.
- Питьевая система. Велосипедисту нужно много пить! Желательно часто и понемногу, а не раз в час по литру. Даже если вам не жарко и пить вроде как не хочется, все равно делать это нужно. Можно, конечно, пить и из бутылки, но зачем, когда уже давно придуманы питьевые системы? Они маленькие, помещаются в специальный рюкзак, трубка всегда рядом, так что можно прикладываться к системе так часто, как это необходимо.
- Темные очки. Или светлые очки. Лишь бы защищали ваши глаза, так как будет казаться, что все мошки мира только и мечтают о встрече с ними. Поверьте, очень неприятно, когда эти фанаты застревают на слизистой. Лучше пусть врезаются в стекла очков.
- Защита от дождя (для себя и багажа). По опыту могу сказать, что дождь может пойти даже в Провансе в июле. И пусть длиться он будет всего час–два (или день, как было в моем случае) — этого достаточно, чтобы промокла вся одежда и обувь.
- Непромокаемый чехол для крепления телефона на велосипед. Несмотря на то, что практически все велодороги в Европе хорошо маркированы, без трека маршрута все равно никак. Каждый раз останавливаться, доставать телефон и смотреть карту неудобно, поэтому проще всего прикрепить смартфон на велосипед.
Проблемы в поездке и способы их решения
Проколотая камера — самая распространенная проблема в поездке. Бояться проколов не надо, ведь заменить камеру можно и самим. В YouTube есть огромное количество обучающих видео, мне лично нравится краткое, но при этом подробное объяснение от сети веломастерских «Велострана».
Запасные покрышки обязательно нужно возить с собой и радоваться, если они не пригодились. Их можно взять в прокате или купить (часто в том же прокате или в спортивном магазине).
Слетевшая цепь также относится к проблемам, которые можно решить без помощи мастера. Все советы по надеванию цепи сводятся к одному: просто возьмите и наденьте цепь обратно. Для этого не нужны ни видео, ни описания, и это не займет много времени даже у того, кто надевает цепь первый раз в жизни.
Если с велосипедом случится что-то более серьезное, то лучше обратиться в веломастерские. Я советую при подготовке к поездке составить список мастерских на вашем маршруте. Они есть иногда и в крупных спортивных магазинах, например в «Декатлоне». Также помощь могут оказать в прокатах.
Как спланировать маршрут?
От планирования первого маршрута зависит, станете ли вы ярым поклонником велопутешествий или возненавидите их навсегда.
Если вы не спортсмен, то для первой поездки выбирайте велодорожки легкого уровня без значительных перепадов высоты (или вообще без перепадов высоты — такие тоже есть). Обычно если дорога маркирована легким или семейным уровнем, это значит не только то, что она ровная, но и то, что она практически вся проходит либо по выделенной полосе, либо по тихим улочкам, где редко ездят машины.
Не гонитесь за километрами. Цель не в том, чтобы проехать от точки А до точки Б, а в том, чтобы максимально насладиться дорогой между этими пунктами. Посмотрите, какие достопримечательности по дороге вы хотели бы посетить, представьте, сколько времени это может занять, и уже в зависимости от этого расписывайте километраж. В свою первую поездку я проезжала в среднем 50 километров в день (максимум был 70). Времени вполне хватало на осмотр всего запланированного по пути, бесконечные остановки на фотографии, обеды по дороге и вообще расслабленный режим. Это было много лет назад — сейчас езжу по 80–100, иногда по 120 километров. Цели ездить больше я перед собой не ставлю: это не спортивное мероприятие, а поездка в удовольствие.
Увеличивайте километраж постепенно. В первый день можно проехать совсем немного — просто чтобы войти в ритм. Достаточно 20–30 километров. На следующий день накиньте еще 10. Вы сами почувствуете, что с каждым днем крутить педали становится все легче.
Есть и второй вариант. Многие фирмы в Европе организуют велотуры, причем ехать можно как в составе группы с гидом, так и самостоятельно. Во втором случае в организацию будет входить бронь всех отелей по дороге, перевозка вашего багажа, поддержка механика в случае необходимости, прокат велосипеда (и его настройка), а также карты и подробная информация о маршруте.
Лучшие европейские веломаршруты для новичков
Евровело 15 (EuroVelo 15), Эльзас, Франция, 180 км
Маршрут в Эльзасе — часть Евровело 15, одной из самых известных европейских велодорог. Протяженность всего трека — более 1200 километров, на французскую часть приходится 180. Дорога по Эльзасу проходит вдоль Рейна и его каналов через многочисленные виноградники региона. Главные города на французском маршруте — Страсбург и Кольмар. На их посещение стоит обязательно запланировать дополнительные дни (на Кольмар хватит половины или целого дня, а вот Страсбург потребует хотя бы дня-двух).
Сайт: rhinecycleroute.eu
Facebook: facebook.com/EuroVelo15
Маршрут:
Скачать gpx-треки французской части маршрута: раз, два, три, четыре.
Чтобы открыть GPX-трек на телефоне, воспользуйтесь любым приложением вроде GPX Viewer.
Прага — Дрезден, велодорога вдоль Влтавы и Эльбы, Чехия–Германия, 220 км
Немцы и иностранные велотуристы настолько любят маршрут вдоль Эльбы, что он становится самым популярным в Германии уже тринадцатый раз подряд. По пути велотуристов ждут Прага, город Мельник (где сливаются Влтава и Эльба), Чешско-Саксонская Швейцария, знаменитый курорт Бад Шандау, крепость Кенигштайн и, наконец, Дрезден.
Сайт: elbe-cycle-route.com
Приложение для iPhone: itunes.apple.com/de/app/elberadweg+/id567212604?l=de&ls=1&mt=8
Приложение для Android: play.google.com/store/apps/details?id=com.absolutgps.elberadweg
GPX: bikemap.net/en/route/44625-prag-praha-dresden/#/z12/50.9542096,13.9668846/terrain
Пассау — Вена, велодорога вдоль Дуная, Германия–Австрия, 630 км
Немецкая ассоциация велосипедистов, оценивающая удобство европейских велодорог, присвоила дунайскому треку 4 звездочки из 5. Это не просто идеальная дорога для новичков, но и один из самых красивых и удобных многодневных веломаршрутов в Европе. Правда, нужно учитывать, что в разгар сезона велотрафик вдоль Дуная может быть достаточно плотным: несколько сотен велосипедистов выезжают на этот маршрут каждый день, поэтому лучше всего ехать из Пассау в Вену в мае и в сентябре.
Для тех, кому 630 километров покажутся небольшим расстоянием, есть вариант начать путь из Регенсбурга и закончить в Братиславе. От Регенсбурга до Пассау ехать вдоль Дуная около 160 километров, от Вены до Братиславы — еще приблизительно 55 км.
Сайт: danube-cycle-path.com/austrian-danube
Gpx: radkompass.de/category/703-d-route-6
Велотур по Нидерландам, 1300 км
Больше тысячи километров вдоль границ самой велосипедной страны Европы — вот что такое тур по Нидерландам. Велосипедистов ждут типичные голландские города и деревни, песчаные дюны, реки, леса, море и ветер (хорошо бы попутный). Те, кто проедет всю Голландию на велосипеде, смогут попасть в зал велосипедной славы и получить сертификат об успешном окончании тура. Для этого надо сфотографироваться со своим велосипедом в шести разных локациях, отправить эти фотографии в организацию велотуризма Голландии и получить заслуженное подтверждение своей крутизны.
Сайт: hollandcyclingroutes.com/long-distance-cycle-routes/ronde-van-nederland
GPX: hollandcyclingroutes.com/uploads/gpstracks/Ronde_van_Nederland.zip
Автор: Анастасия Баженова, ведущая телеграм-канала @travelclever о путешествиях, велосипедах, хайкинге и о жизни в Берлине. Все фотографии принадлежат автору.
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.