Мир переживает беспрецедентный рост туризма. За 2017 года индустрия выросла на 4%, что очень и очень много. UNWTO подсчитала, что в 2017 году было 1,23 миллиарда международных туристов. Не все довольны этим. Многие города оказались не подготовлены к последствиям такой активности. Серьезнее всего пострадали от роста турпотока европейские города вроде Барселоны, Венеции и Рейкьявика. В этих городах растет негативное отношение к туристам со стороны местных дителей и властей. В этой статье мы попробовали описать пять возможных решений проблемы овертуризма, на основе опыта тех городов, которым удалось ограничить поток туристов.

1. Ограничить транспорт

За последнее десятилетие путешествия стали более доступными, особенно в Европе и в развивающихся странах Азии. Распространение лоукостеров привело к увеличению числа перелетов по Европе, особенно во время высокого сезона. А огромные круизные лайнеры расширили зону охвата по всему миру. Пересечение этих факторов привело к катастрофическому наплыву туристов в таких городах, как Барселона, Венеция и Дубровник.

Часто жители областей, которые появились или развивались благодаря туризму, обвиняют в проблемах овертуризма именно индустрию путешествий. Мишенью протестов становятся «невоспитанные туристы», а не муниципальные власти, которые в той или иной мере способствовали массовому туризму. Хотя городам достаточно ввести ограничения для круизных судов и лоукостеров, чтобы отрегулировать численность туристов. Такое решение гораздо логичнее, чем те, которые построены на том, чтобы ограничивать туристов уже в городе.

2. Сделать направление дороже

В последние годы путешествия перестали быть роскошью. Кроме уже упомянутых лоукостеров, этому поспособтвовали сервисы по аренде жилья (читай Airbnb). Страны, которые страдают от девальвации валюты, становятся жертвами и туристического ажиотажа. Так, например, было с Исландией после кризиса 2008-2009 годов. Что-то похожее произошло и с Лондоном после референдума о выходе Великобритании из ЕС.

В Исландии для замедления роста сделали ставку на создание лакшери предложений для путешественников. А с помощью динамических цен можно управлять спросом. Например, в Диснейуорлде плата за билеты вырастает в пиковые периоды. Туристические направления тоже могли бы увеличить цены в периоды высокого спроса. Еще один способ – налоги, которые приводят к удорожанию поездки для туристов. В Барселоне дополнительные налоги уже платят отели, арендодатели и круизные компании. Возможно, согласованные законодательные усилия по удорожанию поездок, особенно в пиковые даты, смогут заменить массовый туризм посещениями с уважительным отношением, которые к тому же принесут больше доходов городу.

По крайней мере, теоретически это не только даст средства для решения проблем, вызванных овертуризмом, но и заставит туристов приезжать в низкий сезон, тогда их воздействие на местных жителей будет меньшим. А еще всегда можно выбрать менее туристические направления и поехать не в Рим, а на эстонский остров Сааремаа.

3. Маркетинг и информированность

Борьбе с овертуризмом может помочь более реалистический маркетинг. Из-за инстаграма, фейсбука и трипадвайзер туристы жаждут поставить галочки напротив основных наборов достопримечательностей в ходе своего визита в город. Города должны понимать, какой образ предстает перед туристами и где стоит ожидать повышенного спроса. Однако благодаря маркетингу этим спросом можно управлять и перенаправить его в другие места. Например, Лондон разработал план по продвижению отдаленных от центра районов для контроля над ростом туризма. Похожий план есть и у Нью-Йорка с учетом растущего туристического интереса к Бруклину.

Уменьшить негативный эффект от туризма, можно также повысив уровень информированности туристов. Например, туристическим агентствам стоило бы консультировать своих клиентов о допустимом поведении во время пребывания в пункте назначения и о культурных особенностях. Путешественники должны быть готовы соблюдать местные обычаи и традиции; так как путешествие не может быть просто товаром.

4. Улучшить сотрудничество заинтересованных сторон

Местные, региональные и национальные туристические офисы, как правило, занимаются только продвижением вместо того, чтобы управлять туристическими потоками. Но многие организации все-таки стали задумываться о том, чтобы служить интересам местных жителей, а не поощрять безудержный рост туризма для красивой отчетности.

Но прежде необходимо разработать систему измерений и оценки воздействия туризма. Для этого, стоило бы начать собирать конкретную информацию о том, какие места посещают туристы и как они влияют на окружающую среду, не важно в городах или вне их. Чем больше данных города будут иметь о феномене и влиянии овертуризма, тем эффективнее заинтересованные стороны смогут придумывать решения, основываясь на фактах.

5. Защищать популярные направления

Самая большая проблема – это скорость, с которой туризм вызывает изменения в обществе. Города хотят получить экономическую выгоду из туризма, но они не способны оперативно вводить ограничения, когда возникают нежелательные последствия. Некоторые города, например Барселона, обратились к законодательству, чтобы обуздать приток туристов.

Возможно, крупным городам стоит поучиться у таких небольших мест, как Галапагосские острова, Мачу-Пикчу или Палау, которым  не осталось другого выбора, кроме как ограничить туризм. Они регулируют доступ к достопримечательностям, например, вводя специальные разрешения на посещение или допуская только небольшие группы несколько раз в день. Города могли бы использовать похожие стратегии, хотя бы во время высокого сезона.

Источники изображений: travelweekly.com.au, responsibletravel.com, startribune.com, loopnewsbarbados.com, rte.ie, eturbonews.com
Info
По материалам Skift. Перевод — Эльвира Ибрагимова.
Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ