Каждый год в начале марта в Берлине проходит крупнейшая международная туристическая выставка ITB, где обсуждают самые насущные проблемы сферы путешествий. Автор канала @travelclever Анастасия Баженова посетила выставку и рассказала, что необычного ждет нас в 2019 году – и какие итоге 2018 года повлияют на будущее туризма.

Овертуризм

Слово “овертуризм” появилось 14 июня 2016 года: основатель компании Skift Рафат Али употребил его в письме коллегам. А в августе того же года это слово впервые было представлено публике в статье репортера Skift Эндрю Шейвахмана. Прошло всего три года, и теперь без термина “овертуризм” невозможен ни один разговор о будущем туристической индустрии.

Дубровник

На 45 тысяч жителей Дубровника ежегодно приходится почти 2 миллиона туристов. Сработали два мощных фактора: большое количество круизных кораблей и съемки “Игры престолов”. Круизные путешественники особенно проблемные: они проводят в городе всего несколько часов, увеличивая таким образом нагрузку, но не поддерживая локальную экономику.

Ситуация сложилась настолько катастрофическая, что властям пригрозили исключением исторического центра из списка культурного наследия ЮНЕСКО, если они не исправят положение. Мэр города Мато Франкович перевыполнил план: хотя рекомендации ЮНЕСКО говорили о максимальной вместимости в 8000 человек, Франкович ограничил это число до 4000. Также на 80% власти города сократили количество сувенирных магазинчиков и на 30% – количество стульев и столиков в ресторанах. А в конце 2018 года было подписано соглашение с круизными компаниями, согласно которому Дубровник будет принимать только два круизных корабля в день – в разное время суток, чтобы развести туристические потоки.

И, наконец, Хорватия активно развивает сейчас сеть велодорог: по мнению властей, это позволит распределить поток туристов чуть более равномерно.

Лион

Умный туризм (smart tourism) – это хорошо развитый транспорт, инклюзивность и доступность достопримечательностей для всех, а также грамотные городские приложения для смартфонов и широкое использование открытых данных.

Вместо стандартных достопримечательностей мэрия Лиона теперь предлагает альтернативные маршруты. Одно из популярных приложений называется Les Murs Peints – “Разрисованные стены”. Это гид по городскому стритарту: огромным муралам, рассказывающим историю Лиона.

Другая идея, которая пока еще находится в разработке, называется Only Lyon. Это своеобразная “база данных посетителей города”. Проект использует открытые данные (в том числе данные мобильных операторов, геотэги и данные компаний партнеров типа Booking.com), чтобы придумывать новые развлечения для гостей города. Например, если вы забронировали номер в отеле, то за три дня до чекина вам пришлют небольшие советы, чем можно заняться в непосредственной близости к отелю. Если вы посещаете город не в первый раз, то вместо стандартного гида можно получить инсайдерские рекомендации. А после визита путешественники получат письмо с благодарностью и с перечислением мероприятий Лиона в будущем. Также с приложением можно будет узнавать загруженность тех или иных достопримечательностей в определенный момент, чтобы избежать толпы.

Амстердам

Амстердам тоже продолжает свои попытки решить проблему овертуризма. Количество сувенирных лавок сокращается, знаменитый знак I Amsterdam демонтировали в декабре 2018 года, во многих районах можно увидеть плакаты I live here, please be quiet (“Я здесь живу. Пожалуйста, не шумите”).

На ITB рассказали о двух интересных кейсах. Первый называется Enjoy and Respect – рекламная кампания с таргетом на мужчин от 18 до 34 лет, приезжающих в Амстердам из Великобритании или же из самих Нидерландов. Это люди, которые приезжают в Амстердам, чтобы оторваться. Важно, чтобы при этом они уважали город: не кричали ночью на улицах, не превращали бы асфальт в общественный туалет, и не тревожили бы ни местных жителей, ни других туристов. Как работала кампания: когда представитель целевой аудитории набирал в гугле что-то типа “вечеринка в Амстердаме”, искал отель на букинге или дешевые билеты, то тут же видел баннеры со слоганом Enjoy and Respect и примерами штрафов за недостойное поведение. Кампания была и в самом городе: в самых тусовочных местах установили цифровые щиты, где вечером появлялась надпись Enjoy and Respect. А вокруг самых популярных районов установили “цифровую изгородь”: если условный британец 24 лет заходил на территорию, то в инстаграме и фейсбуке он снова видел напоминания, что город и его жителей нужно уважать.

Вторым кейсом для Амстердама стало переименование достопримечательностей, расположенных в пригородах. Так, замок Muiderslot превратился в Amsterdam Castle, и теперь его посещает намного больше туристов. С одной стороны, это позволяет распределить туристический поток, с другой – жители Нидерландов относятся к такому переименованию негативно: эта тактика лишает сами города и достопримечательности их культурной индивидуальности. Противники переименования говорят, что нужно образовывать туристов и рассказывать им о разных вариантах дневных поездок из Амстердама, не прикрываясь именем столицы.

“Брекзит”

“Мягкий” выход Великобритании из ЕС, который должен был состояться 29 марта, снова отложен: соглашение по “Брекзиту”, предложенное Терезой Мэй, было отклонено, а Евросоюз дал отсрочку до 31 октября. В зависимости от того, случится “Брекзит” или нет, индустрия европейского туризма может сильно поменяться. Каждый день на ITB несколько дискуссий было посвящены возможным вариантам развития событий.

Неясно будущее авиакомпании Easyjet. Одним из пунктов соглашения по выходу Великобритании из Евросоюза является создание условий для гармонизации торговли с ЕС. Этот пункт затрагивает все британские компании, работающие в Евросоюзе – в частности Easyjet. В случае отсутствия соглашения и жесткого выхода Великобритании из ЕС Easyjet придется доказывать, что они европейская компания, а не британская – иначе они не смогут работать на прежних условиях в единой экономической зоне Евросоюза. Для этого 50% и одна акция компании должны принадлежать гражданам ЕС. Пока это число составляет 49%, поэтому в случае “жесткого Брекзита” правление компании будет просить держателей акций не из Евросоюза продать свои доли в компании гражданам ЕС.

Европейский туризм (особенно во Франции, Германии и Испании) особенно сильно зависит от туристов из Великобритании, но эффект после “Брекзита” будет заметен даже в США: количество поездок туда сильно сократится. Зато фунт может упасть, и поездки в Великобританию станут дешевле.

Социальные сети

Блогеры сильно влияют на туристическую индустрию. Неважно, как сильно обработаны снимки – люди все равно захотят посетить фотогеничное место.

Еще три года назад “радужные горы” в Перу были практически неизвестны туристам, а перуанцы-крестьяны пасли там лам. Все изменилось в 2016 году, когда некоторые агентства в Куско стали предлагать дневные туры в горы – и туда попали несколько блогеров. Отфотошопленные снимки, восторги в инстаграме – и вот уже тысячи туристов штурмуют эти горы каждый день. Для многих это становится тяжелым испытанием (и об этом в блогах пишут гораздо меньше): выезд из Куско в три часа ночи, несколько часов в автобусе, резкий хайк на высоту 5200 метров, большая вероятность того, что горы будут покрыты снегом или скрыты туманом – и такой же долгий путь обратно.

По словам представителей туристического офиса в Перу, эту область изначально хотели развивать для многодневного хайкинга. Так, чтобы вершина горы стала кульминацией трех-, четырехдневного похода. Но что-то пошло не так – и вот уже лагуна, которая была пристанищем мигрирующих птиц, превратилась в большую парковку для туристических маршрутов, а на самом трейле происходит эрозия почвы из-за слишком большого числа людей.

В 2018 году 20% путешественников использовали информацию из трэвел-блогов. По прогнозам экспертов в 2019 году цифра может вырасти на несколько процентов. Как оценивать это влияние – пока неясно.

Страх терактов

Еще одним фактором, который будет влиять на туризм в ближайшие годы, называют боязнь террористических актов. По данным World Travel Monitor, риск теракта влияет на 38% туристов. 10% из них из-за этого вообще не поедут за границу в 2019 году, а 28% будут выбирать безопасные с их точки зрения направления. Больше всего этому страху подвержены путешественники из Азии (57% от общего числа), а самыми смелыми оказались европейцы (24%).

IPK International поделил все страны на четыре группы по уровню опасности. Самыми безопасными стали Финляндия, Швейцария, Австралия, Дания, Норвегия, Канада, Австрия, Португалия, Нидерланды, Ямайка, Сингапур, Исландия. Всего в этой группе 20 стран. Достаточно безопасными посчитали Италию, Бельгию, Перу, Испанию, Германию, Великобританию, Бразилию, Оман, Малайзию, Таиланд и Кубу. В третью группу попали Катар, ЮАР, Россия, Колумбия, Мехико, США, Саудовская Аравия, Франция и Марокко. И, наконец, пять самых небезопасных направлений с точки зрения терроризма – это Иордания, Тунис, Египет, Израиль, Турция (ее считают опасной 54% опрошенных).

Эксперты называют страх терактов иррациональным: в реальности гораздо больше путешественников столкнутся с криминалом, проблемами со здоровьем и другими сложностями.

Ответственный туризм

Слово “sustainability” звучало на ITB даже чаще, чем “овертуризм”, а в медиа-центре было даже предложено сыграть в sustainability bingo и выпивать шот каждый раз, когда слышишь или видишь это слово. Термин “sustainability” (что можно перевести как “устойчивость”) включает в себя несколько понятий: это и экотуризм, и туризм, поддерживающий местную экономику, и туризм, связанный с волонтерством и участием в социальных проектах. Сюда же относится и слоу-трэвел – путешествие с погружением в среду, а не бешеная гонка из серии “вся Европа за 7 дней”.

Устойчивый туризм зависит одновременно и от туристов, и от поставщиков услуг. Например, важно сделать так, чтобы люди выбирали не самые дешевые услуги, а те, которые принесут пользу и местным жителям, и самому путешественнику. В качестве примера приводили дорогу инков – четырехдневный трейл на Мачу-Пикчу. Идти туда можно только в составе организованной группы, и туры тех компаний, где труд носильщиков и гидов оплачивается честно, обойдутся дороже.

В этом году уже во второй раз на ITB вручалась премия направлениям, которые стали лучшими в сфере Sustainable Tourism. Интересным кейсом поделились представители туризма на озере Блед – одном из самых популярных направлений в Словении. Помимо установки питьевых фонтанчиков, зарядок для электрических автомобилей, биотуалетов и контейнеров для разного вида мусора власти также сделали всю упаковку и посуду на озере биоразлагаемой, а также привлекли местных жителей к работе с туристами. В соцсетях запустили кампанию “Спроси меня, я местный” (Ask me I’m local), в результате которой отобрали несколько человек, которые стали рейнджерами: они рассказывали туристам про природу региона, про места для купания, про разные варианты активностей на озере. Туристы получали информацию из первых рук, а местные жители смогли познакомить приезжих с укладом жизни на озере и заработать.

Лучшим направлением экотуризма стала Гайана – южноамериканская “Страна гигантов”: на ее территории живут, например, гигантский муравьед, гигантская выдра и гигантская черепаха. Несколько деревень Гайаны собрались вместе и организовали эко-лоджи, которые управляются местными жителями. Раньше люди из деревень уезжали в поисках лучшей доли, а те, кто оставались, нередко промышляли браконьерством. Эко-лоджи дали возможность гайанцам честно зарабатывать там, где они родились.

Благодаря этому развитию восстановились популяции многих видов животных в окрестностях деревень Рева и Сурама. Сейчас управляющие лоджей борются за создание новой защищенной зоны в регионе, чтобы исключить появление там золотодобывающих и продающих лес компаний.

Взгляд в прошлое: каким был 2018 год

– Туризм остается одним из ключевых факторов мировой экономики. Количество поездок выросло на 5.5% по сравнению с 2017 годом и составило 1,4 миллиарда;
– сильно выросло количество посещений Латинской Америки и Азии, в Европе и Северной Америке рост не такой значительный;
– пять растущих направлений: Турция (на 8.5 миллионов поездок больше, чем в 2017), США, Египет, Франция и Греция;
– больше всего денег (от 2000 евро) в поездках тратят жители Кувейта, Саудовской Аравии, Австралии, Бразилии и Китая;
– более 70% туристов путешествуют с целью отдыха. Почти треть предпочитает пляжных отдых, еще треть – сити-трипы, на природу едут только 8% туристов;
– за последние десять лет количество людей, совершающих сити-трипы, выросло на 222% (!);
–большая часть путешественников по-прежнему предпочитает останавливаться в отелях (60%);
– всего лишь треть путешественников (28%) считает, что место, куда они поехали отдыхать, было переполнено людьми. При этом больше всего овертуризм бесил азиатов и меньше всего, как ни странно, европейцев;
– наиболее пострадавшими от овертуризма в 2018 году признали Сиань (30%), Пекин (30%), Мехико (30%), Москва (25%), Санкт-Петербург (25%), Бангкок (25%), Стамбул (23%), Флоренция (23%), Рим (22%). Как ни странно, в топ не попали ни Барселона, ни Венеция, ни Амстердам, где вопросы овертуризма активно поднимаются на политическом уровне и вводятся (или готовятся) различные ограничения.

Тренды этого года не очень отличаются от прошлого, но это логично: все больше людей отправляются в путешествия, и туристические места сильно меняются – что не всегда устраивает принимающие страны и местных жителей. Доля экотуризма и медленных путешествий будет расти и дальше, ведь это та самая sustainability, которой всем не хватает: хайкинг, велопоездки, вдумчивые винотуры, отдых на маленьких фермах у местных жителей, знакомство с комьюнити, качество, а не количество – все больше и больше людей будут выбирать именно такой способ открывать для себя мир.

Текст: Анастасия Баженова,

Фото: Анастасия Баженова, Francisco Schmidt, PrayitnoDalibor Tomic. 

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ