В 2019 году, когда мы с Александром @badplanet Федоровым завершили мультимедийную выставку о народах Амазонии, я поняла: за два года работы над проектом тема очень сильно меня увлекла. В AMAZONAS мы постарались сделать срез современного состояния коренных народов Амазонии — но мы были журналистами, а не учеными, и поэтому не смогли провести какой-то полноценный анализ. Еще во время съемки дагестанского фильма я начала думать, как развиваться дальше. И поняла, что стоит двинуться в сторону науки — только квалификация антрополога могла дать мне инструменты, которые позволят ответить на интересные вопросы.
View this post on Instagram
Так я оказалась в магистратуре Европейского университета в Санкт-Петербурге, на факультете антропологии. Сейчас я заканчиваю первый год обучения: было сложно, но стратегию я выбрала верно. Между первым и вторым курсом магистры-антропологи отправляются в экспедиции — и я полечу в Перу, чтобы вернуться к индейцам ашанинка из нашего проекта и провести исследование, как их практики меняются под влиянием обстоятельств.
С самого начала я планировала одновременно с исследованием начать съемки фильма: я планирую продолжать заниматься кино, совмещая эту работу с научной деятельностью. Для меня популяризация очень важна: я не хочу, чтобы антропология оставалась клубом для избранных — здесь столько интересных сюжетов, столько необычных подходов, которые могут разнообразить взгляд людей на окружающий мир.
Фильм я планирую посвятить исследователям Амазонии и постколониальным подходам в науке последних 30 лет. Почему мы должны рассматривать представления коренных жителей как равные? В чем уязвимости евроамериканской науки? Почему многие вещи, которые мы считаем аксиомами, легко разрушаются при критическом взгляде?
View this post on Instagram
Сначала я хочу показать, как воспринимают мир амазонцы, потом — поговорить с учеными, которые используют новые подходы в своей работе, за что нередко подвергаются критике. А в завершение мне интересно посмотреть на городской повседневный мир с этой оптикой: мы привыкли к определенному положению вещей. Что, если все на деле совсем не так? Мы привыкли разделять тело и душу, природу и культуру — а вдруг все эти столетия мы заблуждались? Или правы критики, и все это — глупости мечтателей, а в мире все давно определено?
Мне кажется, что такое кино сможет как минимум немного встряхнуть зрителя: посмотреть на свой быт с новой точки зрения — всегда очень увлекательное занятие. Кроме того, мне важно показывать разнообразие мнений: всю жизнь мне кажется, что чем больше люди знают о мире вокруг, тем лучше становится наше общество: снижается ксенофобия, появляются новые социальные инициативы, растет уровень инклюзивности. Сейчас, в пандемию, когда мы лишены прежних возможностей передвижения, очень важно иметь такие «окна» в мир.
Экспедиции, подобные моей, никто не финансирует: на билеты и проживание я зарабатываю сама. Я открыла краудфандинг, чтобы привезти в Перу на несколько недель профессионального оператора — для меня важно не только содержание: я люблю яркое и красочное кино, с четким изображением, пейзажами. Мне нравится то, что делает Netflix, и хочется сделать российские документальные фильмы на международном уровне. Конечно, уровень финансирования несопоставимый — но мне очень нравится, что сейчас и с небольшими вложениями можно делать очень серьезное кино.
Уже в июне я отправлюсь в Перу, и надеюсь, что к тому моменту мы соберем большую часть суммы. Сейчас непростые времена, и я благодарна за поддержку каждому: мне кажется, вместе мы только делаем большое и благодарное просветительское дело, но и ввязываемся в крайне интересные авантюры. Я люблю приключения, и всегда рада устроить новое.