Десятки лет мы слышим про «космический туризм», но только в 2021 году случился прорыв после долгих обещаний. За один год в развлекательных целях в космос слетало 15 человек. Собрали все кейсы, которые подходят под определение «космический туризм», и пытаемся разобраться, когда туроператоры начнут продавать путевки на орбиту, а мы вместо ол инклюзива в Турции поедем отдыхать на МКС или отель на орбите.

В 2010 году российский космонавт Иван Вагнер рассказывал, что космический туризм еще нескоро станет массовым. Но в июле 2021 года в космический полет отправились основатель «Амазона» Джефф Безос и еще три человека. А через два месяца на корабле компании «Спейс икс» полетели в космос четыре туриста без сопровождения профессиональных астронавтов. Всего 13 человек за год, и это действительно прорыв. Потому что за предыдущие 20 лет в космосе побывало всего девять человек. Рассказываем о короткой (пока) истории полетов туристов в космос. И распутываем клубок из сложных терминов и фактов: какая компания на каком корабле летает, сколько стоит такой тур, что такое «суборбитальный полет» и почему это не совсем космос.

Какие бывают полеты | Кто и как летает в космос | Сложности космического туризма | Будущее через десять лет | Будущее через пять лет

Какие бывают полеты

Когда говорят «полетели в космос», не всегда понятно, что имеют в виду. Потому что люди обычно представляют себе человека в космическом скафандре, который через иллюминатор наблюдает Землю и летает в невесомости по кораблю с тюбиком космической еды. Но в случае с космическим туризмом это не всегда так. Выделяют три типа полетов:

Суборбитальный — когда аппарат не выходит на орбиту и за пределы верхних слоев атмосферы, поднимаясь на высоту не более 100 километров. Это линия Кармана. Она принимается как граница между космосом и верхними слоями, а также это верхняя граница государств. То есть территория любой страны тянется на 100 километров ввысь. Для сравнения: пассажирские самолеты летают на высоте 7–12 километров. По сути человек не достигает космоса, но на такой высоте он чувствует невесомость и видит Землю из иллюминатора таким зелено-голубым шариком. Плюс таких полетов для туристов — они получают полные ощущения, что побывали в космосе, но к таким полетам почти не нужна подготовка и главное, чтобы у пассажиров не было проблем с сердцем.

Орбитальный — когда корабль покидает 100-километровую зону.

Полет на международную космическую станцию — когда туристы не просто попадают на орбиту, но и проводят время на МКС. Таких космических туристов было всего девять, и один из них летал дважды. Первый полет туриста на МКС состоялся в 2001 году, последний — в 2021.

Невесомость на самолете

Ощутить невесомость можно не только в космосе. Бюджетный вариант — полет на специальных самолетах, которые за счет маневров позволяют почувствовать невесомость. Такие полеты проводят в США, Франции и России. Но такой эффект длится только 20–30 секунд, и маневр повторяют не больше 15 раз. Еще во время таких полетов могут имитировать лунную гравитацию и марсианскую.

В России полеты на Ил-76 МКД, которые позволят почувствовать невесомость, стоят 280 тысяч рублей с человека. Ближайший полет состоится 21–22 декабря 2021 года. В США похожее развлечение стоит 6700 долларов (почти 500 тысяч рублей).

Кто и как летает в космос

Первый полет непрофессионала в космос должен был случиться 1986 году. Но у корабля с учительницей из США Шэрон Крист Маколиф взорвался топливный бак на взлете, и вся команда погибла. А заговорили о космическом туризме еще в 1967 году, но тогда это воспринималось как фантазии мечтателей. Однако через 19 лет на Международном конгрессе по астронавтике представили доклад на тему космического туризма — его уже обсуждали всерьез.

Роскосмос. Еще 10–20 лет назад выражение «частная космическая компания» казалось не более чем игрушкой миллиардеров. И в сфере космического туризма существовал только один игрок — Роскосмос. Они стали первыми, кто доставляли туристов на МКС. В этом им помогал туроператор из США Space Adventures — единственная компания, которая сотрудничает с Роскосмосом.

В итоге только 28 апреля 2001 года американец Деннис Тито стал первым туристом, который отправился в космос, полет стоил 20 миллионов долларов. В 2002 году российский «Союз» доставил на МКС южноафриканского миллионера Марка Шаттлворта. Потом были еще четыре гражданина США и один канадец — основатель цирка «Дю Солей».

Деннис Тито отправился на МКС в качестве первого в истории туриста в 2001 году. Он заплатил за полет 20 миллионов долларов

В 2009 году Роскосмос эту программу по необъяснимым причинам свернули. И возобновили опять только в 2021 году. Вероятно, когда увидели не просто слова, а реальные действия от конкурентов из США. Уже 8 декабря 2021 года японец Юсаку Маэдзава отправился с еще одним японцем Йозо Хирано на МКС, где они проведут 12 дней. В середине 2019 года НАСА заявляли, что откроют на МКС секцию для космических туристов. Но пока этого не случилось.

В 2021 году на МКС слетали российская актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. 12 дней они снимали на станции кино, их полет стоил около 2 миллиардов рублей.

Virgin Galactic. Компания «Вирджин Галактик» миллиардера из Британии Ричарда Брэнсона уже более 17 лет работает над полетами человека в космос. Но разрешение на коммерческие полеты «Вирджин» получила только в 2021 году. И 11 июля Брэнсон с четырьмя пилотами совершил суборбитальный полет. Ракетоплан поднялся на 90-километровую высоту, туда, где горизонт Земли искривляется. Аппарат завис на несколько минут, а потом пошел на снижение. Всего полет длился около часа. Специально для полетов «Вирджин» построили частный космопорт «Америка» в штате Нью-Мексико.

Билеты на ракетоплан «Юнити» начали продавать задолго до первого полета за 200–250 тысяч долларов. Их зарезервировали более 600 человек, среди них двое россиян и несколько русскоговорящих, например основатели «Евросети» Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев. Сейчас билеты на «Юнити» стоят 450 тысяч долларов.

Ракетоплан «Юнити», на котором летает в космос компания «Вирджин Галактик» Ричарда Брэнсона. Фото: Land Rover MENA / Flickr.com

В сентябре должен был состояться второй полет, и после него их стали бы совершать на более-менее регулярной основе, чего ждут уже многие купившие билеты. Но проверяющие органы в США запустили расследование инцидента, когда ракетоплан «Юнити» пролетел по траектории не совпадающей с заявленной. И следующие полеты с туристами состоятся не ранее конца 2022 года.

Blue Origin — компания миллиардера Джеффа Безоса. Он основал ее в 2000 году. А первый полет с туристами состоялся тоже только в 2021-м. Сам основатель компании, его брат, 18-летний клиент из Нидерландов и 82-летняя летчица поднялись за отметку Кармана (они стали самыми молодым и возрастным астронавтом в истории). А в октябре еще четыре человека слетали на «Нью шепарде» в космос во второй раз. Но, в отличие от «Вирджин», билет у «Блю Ориджин» стоит 28 миллионов долларов. Полет длится всего десять минут.

Безос использует ракеты, которые летят вертикально вверх. А Брэнсон ракетопланы — аппарат, внешне похожий на самолет — это новаторская разработка. Но они никогда не смогут преодолеть отметку Кармана и по-настоящему выйти в космос.

Запуск многоразового космического корабля «Нью шепард» американской компании «Блю Ориджин». Фото: NASA Flight Opportunities / Flickr.com

SpaceX. Илон Маск основал компанию «Спейс икс» в 2002 году, и у них сейчас больше всего успехов за счет поддержки НАСА. В сентябре 2021 года «Спейс икс» отправила первых туристов на орбиту на своем корабле «Дрэгон 2» (или «Крю дрэгон»). Четыре туриста провели три дня на околоземной орбите без стыковки с МКС и достигли высоты 575 километров, МКС находится на высоте чуть больше 400 километров. Весь полет оплатил миллиардер Джаред Айзекман, но точная сумма не раскрывается. Еще один полет на орбиту у «Спейс икс» запланирован на конец 2021 года. А в феврале 2022 года «Спейс икс» планируют доставить туристов на МКС — первыми из частных компаний.

Приземление капсулы с экипажем космического корабля «Крю дрэгон», запущенного «Спейс икс». Фото: Official SpaceX Photos / Flickr.com

Тем, кто уже побывал в космосе, не нравится термин «космический турист». Потому что он представляет их как праздных созерцателей. Хотя на самом деле каждый из них участвует в различных научных экспериментах. Ричард Гэрриот предлагал называть себя «частным астронавтом» (private astronaut), а Марк Шаттлворт — «первопроходцем коммерческих космических путешествий» (pioneer of commercial space travel). НАСА и Роскосмос используют термин «участник космического полета» (spaceflight participant). А российский космонавт Максим Сураев называл Гая Лалиберте «участником экспедиции».

Сложности космического туризма

Цена. Пока космический туризм — только для богатых. Хотя еще 100–150 лет назад туризм вообще был для богатых. С развитием авиации и появлением лоукостов стало абсолютно обычным летать на соседние континенты. 

Сейчас полет на МКС стоит 20–40 миллионов долларов на человека. В будущем компании, которые хотят открыть отели в космосе, называют цены от 550 тысяч до пяти с половиной миллионов долларов за ночь. Полет вокруг Луны будет стоить от 150 миллионов долларов.

«Вирджин» продает суборбитальные полеты за 450 тысяч долларов, а «Блю Ориджин» планируют снизить цену до 100–200 тысяч долларов за полет, который ненадолго пересекает границу космоса. Но чем больше будет расти индустрия, тем дешевле будут стоить полеты, уверены некоторые специалисты.

Однако другие специалисты возражают, считая некорректным сравнивать развитие космического туризма с развитием авиации, ведь космический туризм сложно масштабировать. А развитие авиации подстегнула Вторая мировая война. Но кроме цены у космического туризма есть и другие нюансы, которые не позволят полетам в космос стать такими же доступными, как поездки в соседние страны.

Здоровье. Для того чтобы летать в космос, нужно очень крепкое здоровье, хотя первоначальные требования к туристам, которые планируют пробыть в космосе меньше 30 дней, мягче, чем к профессиональным космонавтам. Если у туриста есть заболевания сердечно-сосудистой системы, его не допустят даже до медосмотра. После сдачи всех анализов и предварительного результата «годен» туриста тестируют на различных тренажерах, имитируя нагрузки в космосе. Хотя, по информации директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) Валерия Богомолова, среди побывавших в космосе были люди с хроническими заболеваниями, которые требуют постоянного лечения.

Впрочем, к суборбитальным полетам не нужно готовиться неделями, потому что организм не испытывает таких мощных перегрузок.

Другие серьезные требования. Космических туристов тщательно проверяют спецслужбы, у них должна быть идеальная репутация, они не должны быть склонны к употреблению алкоголя и не должны иметь криминального прошлого. Обязаны знать английский язык на уровне Intermediate, а если лететь на российском корабле, то обладать базовыми знаниями русского.

Долгая подготовка. Подготовка к полету на МКС длится не менее шести месяцев. Она проходит в Центре подготовки космонавтов в подмосковном Звёздном городке.

Тренировка по действиям после посадки космического корабля на водную поверхность в центре подготовки космонавтов. Фото: Центр подготовки космонавтов / Facebook.com

Будущее через десять лет

РБК включает в топ-100 профессий будущего, которые станут популярными в ближайшие 30 лет: пилота коммерческих космических кораблей, инженера систем жизнеобеспечения и обобщенных узких специалистов в сфере космоса. Особенно подробно в издании рассказывают о гидах в сфере космического туризма. Специалистах, которые будут разрабатывать и подбирать программы для путешественников в космос, сопровождать туриста или группу во время полета и проводить экскурсии. Во время короткого полета гид может выполнять функции бортпроводника. Но когда космический туризм станет более массовым, то гиды в космосе будут делать то же самое, что делают сейчас гиды на земле. Например, рассказывать во время полета о космосе, астрономии, устройстве корабля или проводить экскурсии по Луне, объясняя устройство спутника.

В виртуальной школе G-Guides уже продают годовые онлайн-курсы для космических гидов за 5000 евро. Курс включает в себя десять предметов — астрономию, физику и более специфические — жизнь в космосе, поведение человеческого тела в космосе. А аналитики швейцарского банка UBS прогнозируют, что рынок космического туризма вырастет до 3 млрд долларов к 2030 году.

У «Спейс икс» также есть идея в ближайшие десять лет заменить самолеты шаттлами — тогда полет из Лондона в Шанхай будет занимать 40 минут вместо 15 часов. Также многие эксперты говорят о том, что именно такое применение суборбитальных аппаратов станет массовым, а не космический туризм. А компания Axiom Space планирует построить первую частную международную космическую станцию, чтобы ее использовали туристы.

Будущее через пять лет

«Спейс Эдвенчерс» — главный и единственный космический туроператор, который и отправлял всех девятерых туристов на МКС. Сейчас они предлагают окололунные полеты, во время которых космонавты окажутся в нескольких сотнях километров от ее поверхности. В 2023 году, судя по пресс-релизу Роскосмоса, один из туристов выйдет на 90–100 минут в открытый космос.

Также японский миллиардер Юсаку Маэдзава набирает восемь туристов для полета на Луну в 2023 году. Он выкупил все места на корабле «Спейс икс» и собирает желающих у себя в твиттере.

Встреча космических туристов (японцев Юсаку Маэдзава и Йозо Хирано) на МКС транслировалась в прямом эфире. Фото: Роскосмос / Facebook.com
  • Автор текста: Миша Митюков
  • Фото обложки: Official SpaceX Photos

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ