В последние годы Париж развивается сильно навстречу пешеходам — ограничение в 30 километров в час для машин в центре города и запрет электросамокатов. Но даже если вы дошли до окраин, возвращаться пешком в центр — это мучение. Поэтому в поездке по Парижу не обойтись без общественного транспорта. В систему городского транспорта входят метро, RER (городские электрички), автобусы, трамваи и фуникулер. Также мы расскажем о том, как пользоваться такси и прокатом велосипедов.

По сравнению с Москвой, Лондоном, Пекином или Нью-Йорком Париж — город небольшой. Тут живет два миллиона человек, а от одного конца до другого можно дойти пешком за три-четыре часа. Париж поделен на 20 округов, которые расположены в форме раковины улитки, закручиваясь по спирали. Первый округ находится в самом центре, а с 12 по 20-й — на периферии. Структура раковины помогает ориентироваться и показывает, как разрастался город и исторический центр плавно переходил в более современные районы.

В Париже нет такого, что какая-то часть города — это центр с красивой архитектурой, и только там надо гулять. А куда-то не забираются туристы — потому что это спальные окраины и серые панельки. Почти в каждом округе есть всемирно известная достопримечательность. И город можно узнавать пешком, проходя по очереди все округа, или, позавтракав утром в центре, идти постепенно на самые окраины, наблюдая весь путь развития Парижа: от Средневековья и модернизма Ле Корбюзье до современной архитектуры.

Как построить маршрут | Покупка билетов | Метро | Электрички | Автобусы | ТрамваиШтрафы | Время работы | Велосипеды | Мопеды | Такси | Как добраться из аэропортов

Как построить маршрут из точки А в точку B

Гугл-карты в Париже в большинстве случаев неплохо справляются с прокладыванием маршрута общественным транспортом. Однако они не всегда успевают за изменениями в маршрутах и расписании. Поэтому лучше скачать одно из двух приложений — Bonjour RATP (Android/iOS) и Ile de France Mobilités (Android/iOS). Они учитывают ежедневные изменения. В обоих приложениях можно посмотреть схему транспортной сети, проложить маршрут, купить билет и даже арендовать велосипед, о чем подробнее мы расскажем в соответствующих разделах.

 

Как и где покупать билеты на общественный транспорт

Раньше в Париже была довольно запутанная система оплаты проезда, но в январе 2025 года произошла «билетная революция», как назвали ее сами парижане. Раньше город был поделен на пять транспортных зон, и цены на проезд различались в зависимости от того, из какой и в какую зону совершалась поездка. Теперь цены на проезд зависят только от вида транспорта и срока действия проездного. И хотя разобраться в билетах на общественный транспорт французской столицы стало чуть легче, это по-прежнему не самая простая система, поэтому мы постарались расписать этот раздел максимально подробно. Хотя, если не хочется заморачиваться (и экономить), то в целом достаточно установить одно из транспортных приложений (Bonjour RATP или Ile de France Mobilités) и оплачивать проезд разовыми билетами за 2–2,50 евро (200.2—250.2 рублей), купленными через приложение.

Транспортная карта Navigo

С января 2025 года для оплаты общественного транспорта Парижа нужна либо специальная транспортная карта Navigo, либо смартфон с NFC и транспортным приложением Bonjour RATP или Ile de France Mobilités. Бумажные билеты t+ вышли из оборота. Жители региона пользуются персонализированными картами Navigo Travel Card, для которых нужно сфотографироваться и пройти верификацию личности, а для туристов есть специальная изи-версия, которую можно купить в кассах метро, пригородных электричек и поездов за два евро (200.2 рублей). На карту нужно покупать конкретные билеты и проездные, а не просто пополнять ее баланс, как, например, московскую «Тройку». Карточка не именная, но два человека в совместных поездках ее использовать не могут. А вот одолжить, пока не пользуешься сам — можно.

Разовый билет

Есть два типа разовых билетов. Первый — это билет за 2,5 евро (250.2 рублей) для поездки на метро, электричках RER, пригородных поездах Transilien, скоростных трамваях (линии T11, T12 и T13) и фуникулере в районе Монмартр. Один билет можно использовать для пересадки — при условии, что между первой и последней валидацией билета прошло не более двух часов.

Второй тип билетов — это билет за два евро (200.2 рублей) для автобусов (кроме прямых автобусов Orlybus и Roissybus, идущих до аэропортов) и трамваев (кроме скоростных линий T11, T12 и T13). Пересадку можно делать в течение полутора часов.

Между транспортом из разных билетов бесплатных пересадок нет. Например, для поездки на автобусе, а после на метро придется покупать отдельный билет, даже если прошло менее полутора часов.

Билет для детей от четырех до десяти лет стоит на 50% дешевле, дети до четырех лет могут пользоваться любым транспортом бесплатно.

Скоростные трамваи линий T11, T12 и T13 сейчас входят в билет «метро — поезд — RER», но в ближайшем будущем (после смены валидаторов) их собираются полностью перенести во второй тип билетов «автобус — трамвай».

Приобрести билеты для карты Navigo можно в автоматах — они расположены в метро (в редких случаях стоят еще и на улице у входа в метро) или на трамвайных остановках. Второй вариант — кассы метро, которые обычно расположены рядом с турникетами. Оплатить можно как по карте, так и наличными, в том числе и в автоматах.

Приобрести билеты для карты Navigo можно в автоматах — они расположены в метро (в редких случаях стоят еще и на улице у входа в метро) или на трамвайных остановках. Фото: Clément Dellandrea / Unsplash.com

Другой вариант оплаты проезда — покупка электронного билета и его валидация смартфоном по NFC через приложение Ile de France Mobilités или Bonjour RATP. Для этого нужно установить и зарегистрироваться в одном из приложений, выбрать нужный билет или проездной, оплатить его, а на входе в общественный транспорт приложить смартфон к валидатору. На Android для хранения и валидации билетов потребуется дополнительное приложение My Navigo Tickets.

На iPhone можно обойтись вовсе без приложений, потому что в настройках Wallet и Apple Pay в разделе «Транспортные карты» (Transit cards) можно открыть карту Navigo, которая позволит сразу же внутри приложения купить нужный билет или проездной.

Для покупки билетов через приложения и Apple Wallet потребуется зарубежная банковская карта.

На iPhone можно обойтись вовсе без приложений, потому что в настройках Wallet и Apple Pay в разделе «Транспортные карты» (Transit cards) можно открыть карту Navigo

Проездные

Все проездные можно также покупать через приложения или загружать на физическую карту Navigo Easy.

Navigo Jour (Navigo Day Ticket) — однодневный проездной, работающий на всех видах общественного транспорта до полуночи (кроме тех, что едут в аэропорты) и до последнего рейса ночного автобуса Noctilien. Стоимость — 12 евро (1,201.2 рублей), скидок для детей нет. Окупает себя, если делаете больше пяти поездок на метро или шести поездок на автобусе за день.

Anti-Pollution — билет на целый день, доступный в продаже в дни повышенного загрязнения воздуха. День определяется префектом или главой региона для снижения количества транспорта на дорогах. Такой билет стоит всего четыре евро (400.4 рублей). Есть еще один эксклюзивный формат Navigo Fête de la Musique, который действует только в ночь Праздника музыки, 21 июня.

Navigo Jour (Navigo Day Ticket) — однодневный проездной, работающий на всех видах общественного транспорта. Фото: Dmytro Nushtaiev / Unsplash.com

Paris Visite

Paris Visite — туристический проездной на один, два, три или пять дней. Он позволяет путешествовать на всех видах транспорта, включая поездки в аэропорты Орли и Шарль де Голль.

Билет на один день стоит 29,90 евро (2,992.9 рублей), на два дня — 44,45 евро (4,449.4 рублей), три дня — 62,30 евро (6,236.1 рублей), пять дней — 76,25 евро (7,632.5 рублей). Для детей в возрасте от четырех до 12 лет действует скидка 50%. Такой проездной выйдет дешевле, чем отдельная покупка билетов в аэропорт туда — обратно (о них подробнее расскажем дальше) и однодневного проездного на каждый день пребывания.

Интересная особенность — после покупки такого проездного на физической карте Navigo необходимо написать имя владельца и даты использования. Передавать карту с этим проездным другим людям — запрещено.

Метро

Парижское метро, будем честны, не самое приятное метро в мире: там плохо пахнет, спят бездомные, а по рельсам бегают крысы. В час пик (в будни с восьми до десяти утра и с 17 до 19 часов) метро лучше избегать. Очередь из желающих сесть в поезд может начинаться с середины коридора, ведущего к перрону. Парижское метро — второе в Европе по загруженности после московского.

Парижское метро — второе в Европе по загруженности после московского. Фото: Sebastien Gabriel / Unsplash.com

В парижской системе метро 16 линий, которые довезут вас в любую точку города и ближних пригородов, а также до аэропорта Орли, куда недавно «дотянули» самую новую, 14-ю ветку. Линий в метро 16, но нумерация у них с 1 по 14-ю и две дополнительные ветки — 3bis и 7bis. Они изначально строились как ответвления от третьей и седьмой линий. Но впоследствии стали самостоятельными линиями, а нумерацию менять не стали. В среднем расстояние между станциями составляет около 550 метров, поэтому, где бы вы ни находились внутри города, станция метро будет в радиусе десяти минут неспешной ходьбы.

Первая ветка проходит через главные достопримечательности: Венсенский лес, Бастилия, церковь Сен-Поль-Сен-Луи, Отель де Виль, площадь Шатле, Лувр, Елисейские поля, Триумфальная арка и деловой район Дефанс.

В среднем расстояние между станциями составляет около 550 метров, поэтому, где бы вы ни находились внутри города, станция метро будет в радиусе десяти минут неспешной ходьбы. Фото: Louis Paulin / Unsplash.com

Будьте внимательны: если едете по 7 ветке к окраинам в южном направлении или по 13 в северном, ближе к концу маршрута эти линии разветвляются, и стоит заранее проверить, на тот ли поезд вы садитесь.

Правила. Вход в метро происходит через турникеты, которые открываются, когда прикладываешь карту Navigo или смартфон. Зайцем в метро пробраться очень сложно. Валидация позволяет разблокировать не только сам турникет, но и дверь за ним, установленную специально для любителей прыжков через препятствия. Если по какой-то причине валидация не сработала, вы всегда можете обратиться к работнику, сидящему на кассе, находящейся, как правило, прям возле турникетов. Билет на одну поездку стоит 2,5 евро (250.2 рублей) для взрослого.

Парижское метро — не самое приятное метро в мире: там плохо пахнет, спят бездомные, а по рельсам бегают крысы. Но оно очень удобное и быстрое. Фото: Matthee / Unsplash.com

RER — городские электрички

RER («эр-о-эр») — электрички, которые интегрированы в систему общественного транспорта и используют как подземные, так и наземные пути. Это похоже на систему S-Bahn в германских городах. RER помогают добраться до ближайших и дальних пригородов Парижа: в знаменитый аутлет La Vallée Village или в Диснейленд. Есть пять веток: A, B, C, D, E.

Из-за регулярных забастовок и бесконечного ремонта поезда часто задерживаются или вообще не ходят. Поэтому на всякий случай будьте готовы к опозданиям и не планируйте важные поездки к определенному времени впритык на электричках. Например, в аэропорт Шарль де Голль. Новости о забастовках регулярно публикуют на русскоязычном портале Sortir à Paris в самом низу под разделами «Сегодня», «Завтра», «В эти выходные», «Следующая неделя».

Вход на станцию RER — через турникет. Цена на проезд в электричках — 2,5 евро (250.2 рублей).

RER («эр-о-эр») — электрички, которые интегрированы в систему общественного транспорта и используют как подземные, так и наземные пути. Фото: ZeusUpsistos / Wikimedia.org

Transilien — поезда в отдаленные пригороды

Transilien — это сеть пригородных поездов, связывающих Париж с пригородами и городами региона Иль-де-Франс. Transilien состоит из девяти линий (H, J, K, L, N, P, R, U, V), которые обслуживает государственная железнодорожная компания SNCF (у них тоже есть свое приложение, где можно купить билеты). На поездах Transilien удобно и быстро добираться до некоторых интересных мест. Например, до Версаля, Рамбуйе или Фонтенбло. Хотя до Версальского дворца также можно доехать на поездах RER.

Поезда Transilien отправляются с разных железнодорожных вокзалов. Например, чтобы добраться до Рамбуйе, необходимо сесть на линию N на вокзале Монпарнас, до Фонтенбло вы доедете по линии R c Лионского вокзала, а чтобы доехать до Версаля, необходимо сесть либо в пригороде Дефанс на линию U, либо на линию L вокзала Сан-Лазар, либо в пригороде на станции «Масси-Палезо».

Стоимость билета — 2,5 евро (250.2 рублей) в одну сторону.

Transilien — это сеть пригородных поездов, связывающих Париж с пригородами и городами региона Иль-де-Франс. Фото: Idris2000 / Wikimedia.org

Автобус

Автобусы — не самый быстрый транспорт в Париже, зато самый живописный. Если некуда спешить или плохая погода, садишься на автобус и рассматриваешь город через окно. Из автобусов 42 и 82 открывается лучший вид на Эйфелеву башню. Автобус 69 проезжает мимо Дома инвалидов, музея д’Орсэ, через Лувр, Шатле и Сан-Поль к Бастилии. Париж — город-музей, и достопримечательности здесь повсюду. Поэтому почти каждый автобусный маршрут внутри города проезжает через красивое.

Стоимость билета — два евро (200.2 рублей). Билет валидируется в автобусе. Если у вас есть сим-карта французского оператора (Free, Bouygues, SFR, Orange), билет на автобус можно купить через СМС: отправить сообщение с текстом BUSXX (где ХХ — это номер автобуса) на номер 93100 и показать ответное СМС водителю и/или кондуктору. Стоимость такого билета — 2,5 евро (250.2 рублей).

Автобусы — не самый быстрый транспорт в Париже, зато самый живописный. Если некуда спешить или плохая погода, садишься на автобус и рассматриваешь город через окно. Фото: Mariordo / Wikimedia.org

Трамвай

Трамвайные линии проложены в основном на периферии и в спальных районах ближайших пригородов. Чаще всего они соединяют конечные станции метро. Всего есть 14 разных маршрутов. Один из них, возможно, будет наиболее полезным для туристов — T7. Он идет из пригорода Вильжюиф до аэропорта Орли.

Купленные билеты валидируются внутри трамвая. Стоимость проезда — два евро (200.2 рублей).

Трамвайные линии проложены в основном на периферии и в спальных районах ближайших пригородов. Чаще всего они соединяют конечные станции метро. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org

Штрафы

В Париже легко наткнуться на контролера: в переходе метро или RER, на выходе со станций и в автобусе или трамвае. Контролеры одеты в синий или бирюзовый жилет или в рубашку и пиджак и носят таблички с именем. Штраф за отсутствие билета — 50 евро (5,004.9 рублей), за неправильно оформленный проездной (например, без фото или имени) — 35 (3,503.5 рублей). Оплатить штраф на месте можно только картой. Если же карты нет, то штраф нужно будет оплатить онлайн, а стоить это будет в два раза дороже.

Часы работы общественного транспорта

  • Метро: 05:30–01:15 с воскресенья по четверг, 05:30–02:15 в пятницу, субботу и в ночь перед праздничными днями.
  • Электрички: 04:30–01:15.
  • Автобусы: 05:15–01:15, но есть маршруты, которые начинают работать позже, а заканчивают раньше.
  • Ночные автобусы (с буквой N в номере маршрута): 23:30–06:30.
  • Трамваи: 04:30–1:30, но есть маршруты, которые начинают работать позже, а заканчивают раньше.

Важно помнить, что часы прекращения работы транспорта — это время, когда транспорт прибывает в депо.

Важно помнить, что часы прекращения работы транспорта — это время, когда транспорт прибывает в депо. Фото: Matthieu Gouiffes / Unsplash.com

Прокат велосипедов

В 2022 году было зафиксировано более 400 несчастных случаев с участием электросамокатов. С сентября 2023 года в Париже запретили аренду электросамокатов для безопасности пешеходов, водителей и самих самокатчиков. Но ездить на своих электросамокатах разрешено.

Велодорожки в Париже есть не везде, но их достаточно много (более 1000 километров), и с каждым годом становится больше. На 2015–2026 годы принята большая программа по развитию велодвижения в Париже. На велосипеде разрешено ездить по велодорожками или по автомобильным дорогам, а по тротуарам — нет. Штраф за езду по тротуарам — 135 евро (13,513.3 рублей).

Велодорожки в Париже есть не везде, но их достаточно много (более 1000 километров), и с каждым годом становится больше. Фото: Grillot Edouard / Unsplash.com

Велосипеды запрещено провозить в общественном транспорте, кроме RER. В RER провозить велосипеды можно в выходные и праздничные дни и в будни до 6:30 утра, между 9:00 и 16:30 и после 19:00.

В Париже уже многие годы работает сервис Velib’, велосипеды которого можно найти практически везде. Голубые велосипеды — электрические, зеленые — механические. Помимо Velib’, есть еще сервисы Lime и Dott. Цена у них варьируется от 13 до 25 евроцентов (13.0–25.0 рублей) за минуту. Чтобы арендовать велосипед, нужно быть старше 18 лет.

Velib’

Vélib’. В Париже находится почти 1500 станций проката велосипедов и электровелосипедов Velib’. У них есть несколько типов проездных.

Ticket V — билет на одну поездку. Она будет стоить три евро (300.3 рублей) за 45 минут плюс один евро (100.1 рублей) за каждые 30 минут поездки на механическом велосипеде и два евро (200.2 рублей) — на электрическом сверх 45 минут.

Билет на 24 часа пользования классическим велосипедом будет стоить пять евро (500.5 рублей) за механический велосипед (Classique) и десять (1,001.0 рублей) за электрический (Electrique).

Тариф Classique позволяет пользоваться велосипедом в течение суток, но в каждую поездку в рамках тарифа входят только 30 минут катания на обычном велосипеде (или два евро за 45 минут на электро). Если не сдать или не сменить велосипед после 30 минут, спишется дополнительный евро или два за следующие полчаса, в зависимости от выбранного велосипеда. То есть вы можете оставаться в рамках тарифа без дополнительной платы, если будете заканчивать поездку на одном велосипеде в течение получаса и арендовать другой.

Тариф Electrique также рассчитан на 24 часа пользования велосипедом. В него входит до пяти поездок по 45 минут на электровелосипеде и сколько угодно поездок до 60 минут на обычном. Плата за дополнительное время поездки на одном и том же велосипеде — один или два евро за 30 минут в зависимости от выбранного средства передвижения.

Pass 3 jours — трехдневный проездной с теми же условиями, что и проездной Electrique.

Vélib’ запрашивает депозит в 300 евро (30,029.6 рублей) каждый раз, когда вы пользуетесь велосипедом. Депозит возвращают на карту в течение 1–2 дней после окончания поездки или окончания действия проездного.

В Париже уже многие годы работает сервис Velib’, велосипеды которого можно найти практически везде. Голубые велосипеды — электрические, зеленые — механические. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org

Чтобы зарегистрироваться в приложении Vélib’, нужен французский номер телефона. Если у вас его нет, то зарегистрироваться можно в терминалах на стоянках велосипедов Vélib’ (их в Париже очень много, и найти их не проблема). Когда регистрация будет завершена, вы получите восьмизначный код и выберете PIN. Обязательно запишите или сфотографируйте код и пин.

Выбрав велосипед, обязательно осмотрите его перед арендой. Далее следуйте по инструкции из этого файла (первая страница — Hiring a Vélib’ with my codes и шестая страница — для электровелосипедов). Вы можете оставить велосипед на недолгое время, пока, например, делаете покупки. В комплект велосипеда входит замок. Чтобы им воспользоваться, велосипед нужно подвезти к велостоянке, нажать на кнопку левой ручки велосипеда и потянуть шнур, который появился из его правой ручки. Конец шнура нужно воткнуть в специальное отверстие над передним колесом и ввести свой PIN, чтобы замок закрылся. Обязательно дождитесь, когда панель на руле покажет знак паузы.

Когда вы возвращаете велосипед на стоянку, вкатите его переднее колесо в специальный проем, который увидите в стояночном столбе. Если вы правильно припарковали велосипед, на рулевой панели появится информация о проделанном пути и знак «стоп». Если велосипед припаркован неправильно, появится соответствующий знак.

Lime и Dott

Lime и Dott предоставляют в аренду свои велосипеды и электросамокаты (за пределами Парижа). Их можно арендовать как через приложения компаний, так и через Bonjour RATP (точно главное приложение для поездки в Париж).

В отличие от Velib’, эти велосипеды могут стоять сами по себе, вне велостоянок. Их можно найти на карте в приложении и отсканировать QR-код, чтобы разблокировать транспортное средство. Когда вы арендуете велосипед, у вас на карте заблокируется сумма в девять евро (900.9 рублей) — это гарантия того, что у вас есть средства на карте. Эти деньги возвращаются по завершении поездки.

В отличие от Velib’, велосипеды Lime и Dott могут стоять сами по себе, вне велостоянок. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org

Прокат мопедов

В Париже можно арендовать электромопеды по тому же принципу, что и велосипеды: вы арендуете свободный мопед, который находите в приложении, и оставляете его в любом доступном месте внутри зоны обслуживания сервиса. В Париже популярны сервисы CityScoot, Cooltra и Yego, а средняя стоимость аренды составляет от 26 евроцентов (26.0 рублей) в минуту.

В Париже можно арендовать электромопеды по тому же принципу, что и велосипеды: вы арендуете свободный мопед, который находите в приложении, и оставляете его в любом доступном месте внутри зоны обслуживания сервиса. Фото: Mathias Reding / Unsplash.com

Для аренды мопеда необходимо скачать приложение, отсканировать свои права (на данный момент российские права признаются во Франции, поэтому проблем возникнуть не должно), дождаться валидации, привязать карту и следовать инструкциям в приложении. Важно: во Франции ношение шлема обязательно при езде на мопеде. Сервисы предоставляют шлемы в комплекте с арендой — их можно найти под сиденьем.

Во Франции ношение шлема обязательно при езде на мопеде. Фото: Rumman Amin / Unsplash.com

Такси

Такси в Париже можно поймать как взмахом руки, так и вызвать по телефону или через приложение. В городе работают два типа такси — с лицензией (G7 — самая крупная, также есть Alpha и Taxis Bleus) и агрегаторы (Uber, Bolt и Free Now). Зеленый знак Taxi Parisien на крыше машины означает, что она свободна, красный — занята. Эти такси работают по лицензии, возят по счетчику и часто стоят значительно дороже агрегаторов.

Такси с лицензией. Посадка в такси стоит три евро (300.3 рублей). Минимальная стоимость поездки — восемь (800.8 рублей), а если вас больше четырех человек, то дополнительные 5,5 евро (550.5 рублей). Поездка в аэропорт Шарль де Голль стоит 56–65 евро (5,605.5–6,506.4 рублей), в Орли — 36–44 (3,603.5–4,404.3 рублей). Резерв такси к определенному времени стоит от четырех до семи евро (400.4–700.7 рублей). Можно оплатить как наличными, так и картой. Подробнее о тарифах и зонах — на сайте.

Лайфхак. Если на дорогах пробки, то в таком случае поехать по фиксированному тарифу лицензионных такси будет выгоднее, чем через агрегаторы, где тариф рассчитывается, учитывая дорожную ситуацию и время поездки.

Агрегаторы Uber, Bolt, Free Now. Free Now, в отличие от конкурентов, дает возможность вызвать такси с лицензией, но рассчитывая цену в зависимости от расстояния маршрута, а не по фиксированному тарифу. Bolt чаще предлагает скидки и более выгодные тарифы. Ну а Uber — просто наиболее популярный сервис с самой большой водительской базой. Во всех трех агрегаторах можно оплатить как картой, так и наличкой.

Время подачи машины очень зависит от района, из которого вы вызываете, поэтому длительность ожидания может варьироваться от двух минут до получаса. Иногда такси можно ждать по 15–20 минут, особенно если это район на окраине. В центре такой проблемы обычно нет.

Такси в Париже можно поймать как взмахом руки, так и вызвать по телефону или через приложение. В городе работают два типа такси — с лицензией (G7 — самая крупная, также есть Alpha и Taxis Bleus) и агрегаторы (Uber, Bolt и Free Now). Фото: Barry Talley / Unsplash.com

Как добраться из аэропортов в город

В Париже два основных аэропорта — Шарль де Голль и Орли. Есть еще Париж Бове Тийе почти в 100 километрах от центра города. Его используют лоукостеры.

Шарль де Голль (CDG)

RER. Линия В связывает Париж и терминал 2. Так как линии RER к концу маршрута, как правило, разветвляются, надо внимательно смотреть, что вы сели в нужный поезд. Направления указываются на табло на станциях. В зависимости от времени и дня недели поезда ходят с интервалом 6–15 минут. Время в пути из центра Парижа — около получаса.

Для поездки из и в аэропорт нужен специальный билет «Paris Region <> Airports Ticket», который стоит 13 евро (1,201.2 рублей). Для детей с четырех до 12 лет действует скидка 50%. Билет необходимо загрузить на карту Navigo Easy, получить ее можно в кассе, но там часто бывают очереди, поэтому, если есть возможность — купите билет в приложении или Apple Wallet.

RoissyBus. Шаттлы курсируют между Оперой Гарнье и аэропортом Шарль де Голль. Автобусы ходят каждые 15–20 минут с 05:15 до 00:30 (в сторону аэропорта) или с 6:00 до 00:30 (в сторону Парижа). Если вы вылетаете из терминала 2, то заранее проверьте, какая часть терминала вам нужна (2A, 2B и так далее) — автобус останавливается у каждой из них. Салон оборудован кондиционером, специальными полками для чемоданов и Wi-Fi. Время в пути — около часа, но в час пик стоит закладывать время на возможные пробки.

Проезд стоит 13 евро (1,301.3 рублей). Помимо стандартных способов покупки билетов через приложения и кассы, можно купить бумажный билет в автомате на остановке или на борту автобуса (наличные или карта).

Шаттлы RoissyBus курсируют между Оперой Гарнье и аэропортом Шарль де Голль. Автобусы ходят каждые 15–20 минут

Автобусы 350 и 351. Это самый дешевый, но самый длительный способ добраться до Парижа. Маршрут 350 довезет вас до остановки Porte de la Chapelle на окраине в 18 округе, а 351 — до остановки Nation в 12-м. Проезд будет стоить два евро (200.2 рублей), по СМС — 2,5 (250.2 рублей) или будет включен в один из ваших проездных. Автобусы ездят с интервалом 15–35 минут, время в пути — от 60 до 80 минут (возможно, с пробками больше).

Время работы маршрута 350: с 05:30 до 21:30 в сторону аэропорта и с 06:00 до 22:30 в сторону Парижа. Время работы маршрута 351: 05:30–20:20 в сторону аэропорта и 07:00–21:30 в сторону Парижа.

Ночные автобусы N140 и N143. Оба автобуса соединяют Восточный вокзал (Paris Gare de l’Est) и все терминалы аэропорта. Автобус N140 ходит c 01:00 до 03:40 в сторону аэропорта и с 01:00 до 04:00 в сторону города, время в пути — 70–85 минут c интервалом 30–60 минут. Автобус N143 ходит с 00:55 до 05:08 в сторону аэропорта и с 00:00 до 04:30 в сторону города, время в пути — около часа.

Проезд на этих автобусах стоит два евро (200.2 рублей). Проездные действуют.

Орли

Метро. К Олимпийским играм в Орли протянули 14 ветку метро, и теперь это самый быстрый вариант проезда до аэропорта — около получаса из центра. Нужен билет «Paris Region <> Airports Ticket», стоимость — 13 евро (1,301.3 рублей) для взрослого и 6,5 евро для детей с четырех до 12 лет (650.6 рублей).

К Олимпийским играм к Орли протянули 14 ветку метро, и теперь это самый быстрый вариант проезда до аэропорта — около получаса из центра. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org

OrlyBus. Это самый быстрый способ добраться до 14 округа (станция метро Denfert-Rochereau). Билет стоит 13 евро (1,301.3 рублей), скидка 50% для детей действует. Тут тоже помимо обычных способов можно купить билет у водителя.

Автобусы оборудованы кондиционером, местом для чемоданов и Wi-Fi. Без пробок до Denfert-Rochereau можно доехать за полчаса или даже меньше. Первый автобус отправляется в сторону аэропорта в 5:35, последний — в 00:30 в сторону Парижа, частота отправлений — каждые 10–15 минут.

Первый автобус отправляется в сторону аэропорта в 5:35, последний — в 00:30 в сторону Парижа, частота отправлений — каждые 10–15 минут. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org

Orly Val. Со станции Antony электричек RER отходит отдельная ветка в аэропорт. Но с введением 14 ветки метро этот способ стал наименее удобным. Взрослый билет стоит 13 евро (1,301.3 рублей). OrlyVal работает с шести утра до 23:35 вечера и ходит каждые пять — семь минут.

Трамвай номер 7. Самый дешевый и самый длительный способ добраться до Парижа — сесть в аэропорту на трамвай 7 до пригорода Вильжюиф (там есть метро). До остановки трамвая нужно немного пройтись, но с указателями сложно заблудиться. Проезд на трамвае стоит два евро (200.2 рублей) или входит в стоимость одного из проездных. Трамваи ходят с интервалом 8–15 минут с 05:30 до 00:30, а путь занимает около 45 минут.

Ночные автобусы N22, N31, N131. Ночные автобусы соединяют аэропорт Орли и центр Парижа: остановки Pl du Сhâtelet (N22) и Paris Gare de Lyon (N31 и N131). Время в пути разных маршрутов составляет от 25 (N131) до 75 минут (N31). Автобусы ходят с интервалами примерно 30–60 минут. Начало работы ночных автобусов варьируется с 00:15 до 01:35, последние автобусы отходят с 03:47 до 05:56 утра в зависимости от направления, дня недели и маршрута. Стоимость проезда — два евро (200.2 рублей).

Бове Тийе

Самый маленький и отдаленный аэропорт Парижа, который выглядит как ангар в поле. Его используют для своих рейсов лоукостеры. Аэропорт находится даже не в Парижском регионе, а вообще где-то на полпути в Лилль. Он работает с четырех утра до 11 вечера, поэтому переночевать в ожидании своего рейса здесь не получится. Добраться до Бове из Парижа можно только на автобусах-шаттлах — A01, A02, A03.

Из Парижа шаттлы отправляются с нескольких разных остановок:

  • А01 отходит от остановки рядом с экспоцентром и отелем Hyatt на Porte Maillot — 1-я ветка метро и ветка А электричек RER. Время в пути — около 75 минут. На момент написания гайда в октябре 2024 года эта остановка была временно перенесена к остановке Saint-Denis Université.
  • А02 отходит от остановки Saint-Denis Université (13-я ветка метро). Время в пути — около 75 минут.
  • А03 отходит от остановки La Défense (1-я ветка метро и линии A и Е электричек RER) — обязательна онлайн-бронь заранее. Время в пути — около 90 минут.
  • А03 отходит от автобусной станции Chessy/Marne-La-Vallée (Диснейленд) — обязательна бронь заранее. Время в пути — около двух часов.

Проезд стоит 14,9–16,9 евро (1,491.5–1,691.7 рублей) в одну сторону и 24,9–29,9 евро (2,492.5–2,992.9 рублей) в обе стороны. Билеты можно купить как онлайн, так и в аэропорту или у водителя на борту.

Первый автобус из Парижа отходит в 03:00, а последний автобус — в 19:45, они ходят с интервалом 15–30 минут. От остановок La Défense и Диснейленда расписание может быть нерегулярное, и лучше проверять расписание индивидуально и заранее.

Добраться до Бове из Парижа можно только на автобусах-шаттлах — A01, A02, A03. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org
  • Текст: Александра Царькова
  • Апдейт: редакция «Самокатуса»
  • Обложка: Rémi Bertogliati

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться