Если вы хотите побывать в настоящей Африке и увидеть диких животных в их естественной среде обитания, зачастую с расстояния пяти-десяти метров, и не отдать за это целое состояние, то присмотритесь к Уганде. Это одна из самых бюджетных стран для организации сафари. В Уганде разнообразный рельеф: от саванн до густых лесов и высоких гор. Это влияет на разнообразие зверей: тут живут жирафы, бегемоты, различные виды приматов, включая горилл, и множество парнокопытных. А также огромное разнообразие птиц и «большая пятерка»: слоны, львы, леопарды, буйволы и носороги. Уганда пока еще буквально кишит дикими животными, в отличие от более популярных Кении или Танзании.
Мы путешествовали по Уганде вдвоем с сыном в июле 2025 года. И наша поездка определенно обошлась нам дешевле, чем полный (из России) или даже частичный (на месте) пакетный тур. Эта статья поможет вам организовать всю поездку: от получения визы и аренды машины в местных конторах до полноценного маршрута со списком отелей и нацпарков.
Аренда машины | Полезные приложения | Маршрут | Ночлег | Общение с местными | Безопасность | Что взять с собой | Деньги | Виза | Как добраться |Бюджет поездки | Когда ехать | Карта
Уганда расположена в Восточной Африке и граничит с пятью странами — Южным Суданом, Кенией, Демократической Республикой Конго, Руандой и Танзанией. Большу́ю часть страны омывает огромное озеро Виктория. Столица Уганды — полуторамиллионный город Кампала. Но главный аэропорт находится в 30 километрах южнее Кампалы — в 70-тысячном городке Энтеббе. И, если у вас нет цели осмотреть Кампалу, и вы прилетаете в Уганду на самолете, то в столицу можно и не заезжать.
Аренда машины
Где арендовать машину. Бронирование авто в Уганде (как и многое другое в Африке) имеет свои нюансы. Процесс немного отличается от привычного нам, так как онлайн-сервисов, можно сказать, нет. Как тогда арендовать машину? Просто забиваете в гугл-картах «Rent a car Entebbe» (или «Rent a car Kampala»), находите контакты и через вотсап пишете в разные конторы свои даты и параметры машины. После этого выбираете самых адекватных и договариваетесь.
Мы бронировали машину в Car Rental in Uganda, менеджер Ashley, телефон +256-774-950164. Могу их рекомендовать: выдача и возврат машины максимально простые, без каких-либо тщательных осмотров. Но вы перед началом аренды машину все равно сфотографируйте со всех сторон.
Какую машину выбрать. Есть условно три варианта: бюджетный («Тойота RAV4») за 45–55 долларов (3,744.0–4,576.0 рублей), оптимальный («Тойота Land Cruiser Prado») за 60–70 долларов (4,992.0–5,824.0 рублей) и максимальный («Тойота Land Cruiser Prado» с палаткой на крыше) за 80–100 долларов (6,656.0–8,320.0 рублей).
За машину с водителем просят доплатить 20–30 долларов (1,664.0–2,496.0 рублей) в день. Водитель возит вас по вашему маршруту и графику, а спит в машине.
Изначально мы планировали арендовать «Тойоту RAV4». Но прокатчики нас переубедили, сказав, что на такой машине будет некомфортно передвигаться восемь дней. Из-за короткой базы «Тойоту РАВ4» сильно трясло бы на грунтовых дорогах. Мы согласились, взяли «Тойоту Prado» и не пожалели. Во-первых, почти две тысячи километров действительно было очень удобно ездить. А, во-вторых, пару раз попадали в такие ситуации, что характеристик RAV4 могло бы и не хватить. Переплата небольшая — а уровень комфорта намного выше.
Вариант с палаткой на крыше можно рассматривать, если вы готовы по максимуму ее использовать в поездке в диких местах. Потому что при ночевке в кемпингах на машине за нее пришлось бы все равно платить.

Цена на все машины изначально завышена. Нам на Land Cruiser Prado сначала называли цену 70–100 долларов (5,824.0–8,320.0 рублей) за день. В итоге с тремя из шести контор удалось договориться за 60 долларов (4,992.0 рублей) в сутки. За «Тойоту RAV4» начальные цены были 60–70 долларов (4,992.0–5,824.0 рублей), но были сторгованы до 45–50 (3,744.0–4,160.0 рублей).
Изначально все конторы просят внести предоплату от 100 долларов (8,320.0 рублей) до половины стоимости аренды. Теоретически, имея карту иностранного банка, я мог это сделать. Но, зная нюансы африканского менталитета, лучше договариваться об аренде машины без аванса. В трех конторах мне согласились забронировать машину без предоплаты.
Количество дней. В Африке своя математика при расчете дней аренды машины. В нашем случае аренда начиналась с обеда 11 июля до утра 19 июля. По нашей логике срок аренды составляет восемь суток. По африканской — девять. Они считают первый и последний дни за полный день аренды, в независимости от времени начала и конца аренды.
После нескольких уроков математики в двух конторах со мной согласились и готовы были посчитать аренду за восемь дней. В итоге от начальных условий 70 × 9 = 630 долларов (52,415.8 рублей) мы получили машину за 60 × 8 = 480 (39,935.8 рублей).
Водительские права. В Уганде не обязательно водительское удостоверение международного образца (книжечка), достаточно пластиковых российских прав.
Левостороннее движение. Да, к этому надо быть готовым. Но лично у нас с этим никаких сложностей не возникало. Самое главное — взять машину на автомате. И первое время настраивать себя на внимательность при выезде на перекрестки. Если с координацией у вас всё в порядке, то адаптация произойдет за несколько часов вождения.
Дороги между городами хорошего качества, асфальтированные на всем нашем маршруте. Дороги в национальных парках и за пределами главной дороги часто разбитые или грунтовые. По ним готовьтесь ехать со скоростью 20–30 км/ч и изрядно трястись.
Не преувеличивайте внедорожные возможности вашего джипа. Один раз мы заехали на участок с 10-сантиметровым слоем глины и проехали всего 20 метров. А выезжали обратно — полчаса. За помощью пришлось бы идти пару километров.
Не планируйте дневные переезды больше 400 километров. У нас на такие переходы уходило по восемь-девять часов. До места ночевки желательно добираться засветло — в июле темнело уже в 19 часов.

Правила и штрафы. Правила дорожного движения в Уганде мало чем отличаются от российских. Полицейские кордоны мы проезжали довольно часто, пару десятков раз точно. Нас ни разу не останавливали, но почти всегда внимательно всматривались, кто едет в машине. То есть желания поживиться на иностранных туристах среди полицейских мы не заметили.
В Уганде довольно много камер на дорогах, но превышение до 20 км/ч не наказывается. Мы ехали обычно на 10–20 км/ч выше разрешенного, притормаживая перед камерами. Средняя скорость на трассе составляла 80–90 км/ч.
За превышение нас остановили всего один раз. И произошло это в национальном парке Murchison Falls. В парках скорость ограничена 40 км/ч. Но парки там большие, между секторами ехать долго, и хочется сэкономить время. В один такой момент нетерпения из зеленых кустов выскочил полицейский в зеленой форме с камерой и объяснил, что за превышение на 30 км/ч полагается штраф в 28 долларов (2,329.6 рублей).
Впрочем, он оказался довольно дружелюбным, и я вспомнил, что у нас в чемодане лежит пара матрешек, предусмотрительно купленных в качестве сувениров. Одну из них я и предложил ему вместо штрафа. К его чести он отказался от матрешки и сказал, что отпускает нас просто так. Можно было ехать, но матрешку я ему все-таки вручил. Хоть и не без сопротивления с его стороны.
Топливо. За восемь дней мы проехали 1900 километров. Из них 1200 по трассе и 700 километров по паркам. Всего сожгли 200 литров дизельного топлива — 1,4 доллара (116.5 рублей) за литр. Бензин стоит 1,5 доллара (124.8 рублей). На заправках, расположенных в нацпарках, топливо может стоить и два доллара (166.4 рублей). Всего на топливо мы потратили примерно 300 долларов (24,959.9 рублей).
Желательно не оставлять топлива в баке меньше 1/3 бака. На трассе и в городах с заправками проблем нет. А вот в парках дневной маршрут спокойно может составить более 200 километров. Заправляться желательно на заправках Total или Shell. Хотя мы пару раз были вынуждены заливать по 10–20 литров на локальных заправках, но проблем не было.

Полезные приложения и сервисы для поездки
Google Maps. Это основной сервис для прокладывания маршрутов и ориентирования на местности. Хотя пару раз были случаи, когда он заводил в тупик или вел по кратчайшей, но ужасно плохой дороге. В таких случаях нужно включать логику и ориентироваться на главные дороги. Поэтому рекомендую перед выездом с утра прогружать местность в спутниковом режиме. Это поможет при поездках по национальным паркам. Дело в том, что в парках нет указателей и информационных табличек. Сворачивая на очередную дорогу, вы не будете понимать, куда она ведет, кольцевая она или нет и где она закончится. В обычном режиме на гугл-картах далеко не все дороги в парках показаны. А на спутниковом снимке дороги хорошо видны, и можно понять, куда ведет та или иная дорога.
Maps.me. Альтернатива Google Maps. Для сверки маршрута.
iOverlander. Приложение для поиска кемпингов и мест для установки палатки на природе.
WhatsApp. Этим мессенджером в Уганде пользуются все организации в сфере туризма — прокатчики, отели, гиды.
eSim. Мы использовали симку оператора Yesim. Связь частенько была неустойчивой, периодически пропадала. При этом устойчивость связи на андроиде и айфоне была разной. Временами на одном устройстве связь была, на другом нет, и наоборот. Поэтому, если у вас будет оба устройства, будет лучше. Также полезно иметь на разных устройствах eSim от разных операторов. На территории парков интернет был примерно на половине местности, что вполне неплохо.
Карта роудтрипа по Уганде
Маршрут
Скорее всего, ваше путешествие по Уганде начнется в Энтеббе. Ведь именно туда прилетают международные рейсы. Маршрут можно строить как по часовой, так и против часовой стрелки. Мы выбрали вариант по часовой. Причин для этого несколько:
- При этом варианте за первый целый световой день можно успеть посетить природную территорию Mabamba Swamp (300 видов птиц и знаменитый китоглав), побывать на экваторе и к вечеру доехать до первого парка. Если ехать против часовой стрелки, то в первый день можно будет посетить только частный приют Ziwa Rhino и доехать до нацпарка Murchison Falls. Уникальные китоглавы из «Мабамба Свомп» в этом случае останутся на конец поездки, а это рискованно, если что-то пойдет не по плану.
- По часовой стрелке впечатления будут нарастать поступательно, потому что именно «Мёрчисон Фолс» считается самым большим парком. Ну и впечатления от одноименного водопада будут зашкаливать. А если их получить в самом начале поездки, дальнейшие достопримечательности могут показаться уже не такими захватывающими.
Билеты во все нацпарки действуют 24 часа, но парки обычно работают с 7:00 до 19:00. Иногда будет стратегически верным покупать билет и заезжать в 9–11 утра — у каждого парка есть несколько точек попадания (gate). В таком случае у вас будет возможность посетить нацпарк и на следующий день утром. Также надо учитывать, что от въездных ворот до места, где будут животные, можно ехать час и более.

1 день. Акклиматизация, покупка продуктов, аренда машины
Прилет, обмен валюты в аэропорту (курс хороший), получение машины, шоппинг в торговом центре Victoria Mall (для покупки продуктов и медикаментов), дорога до отеля, размещение. На эту ночь я рекомендую брать отель поближе к «Мабамба Свомп», чтобы утром не тратить много времени на дорогу, и максимально рано приехать на экскурсию. С этой точки зрения идеально расположены отели Mabamba Lodge и Zion Camp. Они пользуются своим выгодным расположением, поэтому цены у них завышены — 100 и 90 долларов соответственно.
Мы остановились в отеле Tilapia Lodge, и не пожалели. Ночь обошлась в 63 доллара (5,241.6 рублей). Отель расположен на берегу залива Виктории. Поэтому в качестве бонуса мы получили возможность выпить утреннюю чашку кофе с видом на озеро. Ну и сама территория отеля — это уже практически джунгли: пение птиц и цикад, возможность встретиться с огромной улиткой размером с кулак.
Есть в той местности и совсем бюджетный вариант размещения — Plastic Bottles House. Там ночь обойдется в 20 долларов (1,664.0 рублей) за двоих.

2 день. Китоглав и пересечение экватора
После завтрака едем в Mabamba Swamp. Приезжаем к 9:00–10:00, покупаем на месте водную экскурсию для поиска китоглава. Это большие птицы высотой 1–1,2 метра с огромным клювом. Китоглавы обитают только в Восточной Африке. Экскурсия обычно длится час-полтора. Нам повезло, и мы его нашли довольно быстро. И уже через час вернулись на берег.

Мы были в высокий сезон (лето и с ноября по март), но свободных лодок было все равно достаточно много. Экскурсия может быть как приватная, так и групповая. Но людей в лодке будет в любом случае не больше шести. Когда мы подъехали, других желающих не было, поэтому мы поехали вдвоем — получилась приватная прогулка.

Затем мы выдвинулись в сторону нацпарка королевы Елизаветы (QENP) — семь-восемь часов в пути. По дороге остановились на экваторе, посмотрели популярный опыт с закручиванием воронки воды по разные стороны экватора. Можно оформить сертификат о посещении экватора, стоит недорого — около пяти долларов (416.0 рублей).
К вечеру доехали до нацпарка и разместились в палатке в кемпинге Twin Lakes Eco Lodge с потрясающим видом на озеро в кратере вулкана. Это не обычная туристическая палатка, а довольно высокая, где можно встать в полный рост. Внутри — нормальные матрасы с подушками и постельным бельем. Душ и туалет у нас был общий. Двухместная палатка стоит всего 25 долларов (2,080.0 рублей) в сутки.

3 день. Попытка увидеть древесных львов
Нацпарк Королевы Елизаветы состоит из трех основных секторов: Ishasha, Mweya и Kasenyi. Животных много в каждом из них, но каждый из секторов имеет свои особенности. В Ишаше обитают львы-древолазы и леопарды. В Мвее на водной экскурсии можно увидеть бегемотов, крокодилов, буйволов и различных птиц. Есть и наземная тропа вдоль канала — Channel Track. Сектор Касени можно назвать классическим — тут обитают все основные животные плюс это участок с самым лучшим качеством дорог.

В первый день мы решили поехать в самый дальний сектор парка Ишаша, где обитают древесные львы. Львы основную часть жизни проводят на земле. Охотятся в саванне, отдыхают в кустах или в тени деревьев. Но есть уникальные львы, которые днем отдыхают на ветвях деревьев — они живут только в Уганде, Танзании и ЮАР. Но это просто поведенческая адаптация, а не отдельный вид львов.
Сначала доехали до Katookye Gate и объездили сектор севернее ворот. Нам не повезло: львов не нашли. Зато по пути увидели грифов, козлов, антилоп, слонов, бородавочников и газелей. 80 километров в одну сторону мы ехали четыре часа. В кемпинг вернулись около 19:00. Поэтому, если не особо жалеть машину, за день можно успеть объехать и север, и юг от Катуки-гейта.

4 день. Бегемоты, крокодилы и буйволы в каналах
С утра выселились из кемпинга и выехали в сектор Мвея. В туристическом офисе купили экскурсию по каналу — 30 долларов (2,496.0 рублей) с человека. Экскурсии стартуют в 11:00 и 13:00. Если ехать утром, то вторая половина дня полностью останется для сафари, это удобно. На экскурсии можно увидеть разнообразие птиц, буйволов, крокодилов и огромное количество бегемотов. Экскурсия длится два часа.

После экскурсии переехали в сектор Касени. Там очень много животных: антилопы, буйволы, слоны. Один раз даже встретились на дороге с нильским вараном — это не ЮВА, в Африке они редки. Говорят, есть львы. Но мы их и там не нашли.

Заселились в Euphorbia Safari Lodge. Отдохнули немного и отправились на вечернее сафари — тут впервые увидели жирафов. Вечером, уже собираясь возвращаться в отель, уперлись в стадо слонов, переходящих дорогу. Остановились, чтобы пропустить. Но вожаку мы не понравились, и он решил показать, кто здесь хозяин. Сперва грозно осмотрел нас и расправил уши. Я понял, что он сердится, и решил подготовиться к отступлению, включив заднюю передачу. Звук от переключения, видимо, триггернул его, и вожак сделал несколько быстрых шагов в нашу сторону с мощным ревом. Мы быстро отъехали метров на пять назад, и вожак с чувством выполненного долга продолжил сопровождать свое стадо. Вот почему на сафари никогда нельзя глушить двигатель.

5 день. Сафари, снова экватор и долгая дорога
Выселились из лоджа и поехали на утреннее сафари. Животных опять много, но львов или кого-то, кого мы не видели в предыдущие дни, к сожалению, не было. После утреннего сафари направились в сторону нацпарка «Мёрчисон Фолс». 400 километров мы проехали за восемь часов, не торопясь. Снова пересекли экватор (тут стелла уже посовременней, но народу нет совсем). Заехали в город Форт-Портал, перекусили и попили кофе в кафе при заправке «Шелл». Там же закупились снеками и перекусами на предстоящие пару дней.

По дороге, если позволит время, можно заехать в одно-два места, чтобы разбавить дорогу.
Первое место, куда мы заехали, было Amabere Caves. Это парк с пещерами и небольшим водопадом. Мы планировали приехать, быстро сходить, посмотреть, сфотографироваться и ехать дальше. Но, во-первых, вход был платным — около 20 долларов (1,664.0 рублей) с человека). И во-вторых, формат — групповая экскурсия продолжительностью два часа. То есть быстро не получится, поэтому мы отказались.
Вторая точка — Kagadi Rocks. Это скалы-валуны высотой пару сотен метров, с которых открывается красивый вид. Тоже планировали быстро подняться, сделать фото и ехать дальше. Но, когда мы подъехали, начался сильный ливень. Подниматься под дождем по мокрым скалам — не самая разумная затея. Поэтому мы и это место не смогли посетить.

В идеале за этот день стоит доехать до городка Булиса (Buliisa) и там переночевать. В парк вечером заезжать смысла нет. Отели в Булисе, которые были на букинге и гугл-картах, были забронированы, поэтому мы поехали искать отель самостоятельно. В итоге заселились в гостиницу Country Sights за 85 долларов (7,072.0 рублей) с завтраком. Как выяснилось, в эту ночь мы там были одни. Вот и бизнес по-африкански. Нет в интернете — нет туристов. (upd: теперь отель можно забронировать онлайн).
6 день. Сафари в нацпарке «Мёрчисон Фолс»
Позавтракали, залили полный бак на заправке Total через дорогу от отеля и поехали в парк. От Булисы до ворот ехать около часа. В 9:20 купили билеты и поехали сразу на сафари.
С точки зрения сафари «Мёрчисон Фолс» я не очень понял. Это самый большой нацпарк в Уганде, но для сафари подходит только район Pakuba Airfield. В том смысле, что там есть хоть какая-то сеть дорог. И эта территория по размеру как один сектор Касени в нацпарке Королевы Елизаветы. На всей остальной территории парка дорог практически нет, кроме сквозных. Для животных, наверное, это хорошо: их никто не тревожит.

За два дня мы исколесили район Пакуба Эйрфилд вдоль и поперек несколько раз. Опять много антилоп, газелей, слонов и жирафов! Особенно последних здесь очень много — всего их насчитывают четыре вида.

В самой нижней юго-западной точке сектора мы выехали на большую чистую поляну на берегу озера Альберт. Там мы обнаружили несколько жуков-скарабеев. Очень интересно наблюдать, как эти смешные насекомые перемещают на большие расстояния шары в разы больше себя — ребенок был в восторге.
Потом доехали до Delta Point, где есть туалет, и даже с раковиной. Обычно приходится ходить в туалет по-походному. К 19 часам вернулись и заселились в Red Chilli Rest Camp.

7 день. Трекинг к шимпанзе и поездка на зиплайне
В это день у нас был запланирован трекинг к шимпанзе по лесу Будонго (Budongo Forest). Заказать его можно прямо в кемпинге. Есть два варианта: старт из парка — 150 долларов (12,479.9 рублей) и за пределами парка — 100 (8,320.0 рублей). Второй вариант дольше по времени часа на два. Мы выбрали его. И снова не пожалели. Трекинг очень понравился.
За всё время поездки по Уганде мы довольно часто видели различных обезьян: бабуинов, макак, голубых мартышек. Но вот такие виды приматов, как шимпанзе или гориллы — это совершенно другая история! Глядя на этих животных, понимаешь, что они действительно разумные. У них совершенно другой, осознанный, проницательный взгляд. На трекинг к шимпанзе берут детей с 15 лет. Моему сыну 14. Но он довольно высокий (185 см), поэтому вопросов по возрасту ему не задавали. Но я думаю, что, если ребенок спокойный и управляемый, то можно договориться, даже если вашему ребенку 12–13 лет. Трекинг к гориллам стоит от 800 долларов (66,559.7 рублей) с человека и в эту поездку мы его не брали.

Сам трекинг очень приятный. Ты идешь по густому лесу. Слышишь, как многообразна природа в этом месте Земли. Нам долго не удавалось найти цель нашего похода, но, уже когда принимали решение о развороте назад, гид услышал крик, мы продвинулись еще немного дальше — и увидели вдалеке семейство шимпанзе! Близко подойти нам не удалось, так как они находились на возвышенности. Но и с расстояния 10–15 метров мы наблюдали за ними с замиранием сердца.

После трекинга на обратном пути можно заехать на водопад Мёрчисон Фолс. Это вписывается в логику маршрута, так как он находится по пути от леса Будонго до отеля и парка. Но мы знали, что в это время на водопаде много народу. Поэтому решили водопад оставить на утро последнего дня в парке. И вновь это оказалось правильным решением.

Поэтому после трекинга к шимпанзе мы заехали в дорогой отель Sambia River Lodge. На его территории действует зиплайн — 22 доллара (1,830.4 рублей) за поездку. Зиплайн состоит из двух стометровых сегментов. Также там есть подвесной живописный мост над рекой. За то, чтобы его пройти, надо платить. Перед отъездом мы попросили провести экскурсию по отелю и посмотрели на бунгало стоимостью 350 долларов (29,119.9 рублей) в сутки.

8 день. Водопад, носороги и закупка сувенирами
Позавтракали, собрались, выселились из кемпинга и поехали на водопад. Он находится как раз по дороге в Энтеббе. Приехали к 7:30. На водопаде мы были абсолютно одни! Потому что туристы сюда приезжают днем, когда животные в парках отдыхают. Водопад очень впечатлил! Тут действительно ощущается мощь природы! Рекомендую доплатить по десять долларов (832.0 рублей) с человека и спуститься вниз. Это позволит увидеть водопад с того ракурса, с которого его видят пассажиры экскурсий на катере за 30 долларов (2,496.0 рублей). Заложите на водопад не меньше часа времени. И не забывайте, что от него до выезда из парка ехать не меньше часа. Если не хотите промокнуть на водопаде, возьмите дождевики. По дороге вниз есть участок, где захочется сфотографироваться в клубах брызг — вымокнете за минуту.

Сразу после выезда из парка с правой стороны будет магазин сувениров. Если планируете купить сувениры, рекомендую сделать это здесь. Цены самые низкие из всех, что мы видели. А за несколько сувениров можно получить хорошую скидку. Мы купили два панно из эбонитового дерева в форме континента Африки, нож с фигурной ручкой, несколько магнитов, цепочку с подвеской из фианитов, браслеты и кольца. Все это сторговали за 70 долларов (5,824.0 рублей).

По пути в Энтеббе заехали в заказник Ziwa Rhino Sanctuary. Это место, где восстанавливают утраченную популяцию носорогов в Уганде. Цена посещения — 60 долларов (4,992.0 рублей). Продолжительность — около двух часов. Если хотите увидеть носорогов, это единственное место в Уганде, где можно это сделать.

Дальше дорога до Энтеббе проходит через Кампалу. Там приготовьтесь к непривычным до этого пробкам. Также дорога от Кампалы до Энтеббы содержит платный участок стоимостью 5000 шиллингов (118.7 рублей).
Вечером заселились в отель Horizion. Он удобно расположен в километре от торгового центра Victoria Mall, есть бассейн, где можно отдохнуть после недельной поездки. С балкона открывается шикарный вид, поэтому просите этаж повыше. Съездили в супермаркет, купили сувениры домой (кофе, масло, авокадо) и договорились с прокатчиком на встречу следующим утром в отеле.

Ночлег
Кемпинги и лоджи в национальных парках и поблизости можно условно разделить на три категории: жесткий эконом, стандарт и комфорт.
Эконом — это кемпинги с проживанием в палатках или бунгало с минимальным набором мебели и удобств. Как правило, это только кровать и, может быть, вентилятор. Туалет и душ в таком месте будут общими. Стоимость будет в пределах 25–35 долларов (2,080.0–2,912.0 рублей) за палатку/бунгало.
Мы останавливались в таких местах. Это были Twin Lakes Eco Lodge в парке Королевы Елизаветы и Red Chilli Rest Camp в парке «Мёрчисон Фолс». Для бюджетной поездки могу смело их рекомендовать. В первом — сногсшибательный вид на озеро в кратере вулкана. Второй — лучшее расположение в парке и потрясающая атмосфера места встречи путешественников со всего мира.

Стандарт — это уже бунгало с собственным туалетом и душем. Цена будет в пределах 50–100 долларов (4,160.0–8,320.0 рублей) за ночь. В нашем случае это были Euphorbia Safari Lodge (парк Королевы Елизаветы) и Country Sights в Булисе.
Комфорт, или лакшери — это уже лоджи (отель в живописной природной зоне) для ценителей комфорта, готовых заплатить за ночлег от 100 до 400 долларов (8,320.0–33,279.9 рублей) за ночь. Там уже и бунгало побольше, и в душе чище, и постельное белье накрахмалено.
В таких местах мы не останавливались, но заехали в один такой отель и попросили сделать экскурсию по номерам. Отель называется Sambia River Lodge. Бунгало в нем стоит в высокий сезон 338 долларов (28,121.5 рублей) за ночь. Там есть бассейн, подвесной мост в джунглях над рекой и полный пансион. Как отель он хорош, но для сафари крайне неудобен, так как расположен в часе езды от основных секторов с животными.
Общение с местными
Это одно из самых приятных открытий путешествия. Угандийцы оказались очень дружелюбными и приветливыми людьми. За всю поездку мы ни разу не столкнулись ни с агрессией, ни с попыткой нас обмануть. Вообще ничего не было такого, что могло бы вызвать дискомфорт. Практически все, к кому мы обращались за помощью, разговаривали на английском языке и старались помочь. Даже единственный контакт с полицией прошел в дружественной атмосфере.
Попрошайничество было замечено всего один раз. И то уже в последний день — в торговом центре Victoria Mall в Энтеббе, когда девушка попросила купить ей еды. За время поездки больше никто, даже дети ничего не просили. Напротив, видя, что в машине едут белые люди, радостно улыбались и махали.

Безопасность
За всю поездку не было ничего, что можно было бы назвать опасным. Разве только когда слон-вожак решил припугнуть нас громким ревом и рывком в сторону машины.
Малярия. Надо не забывать брызгаться репеллентом по вечерам и надевать закрытую одежду. На всякий случай нужно обязательно купить по упаковке «Коатерма» и по тесту на малярию на человека. Мы купили в аптеке в Victoria Mall в Энтеббе сразу после прилета. Не пригодилось. Но лучше заранее почитать про симптомы и как пользоваться тестом. В России малярию лечить не умеют, и препаратов от нее нет. Потому лучше подготовиться заранее: если начать вовремя, то малярия лечится за три дня.
Сертификат о прививке от желтой лихорадки вроде как обязателен. Хотя у нас его нигде так и не спрашивали. Но лучше всё же прививку сделать и сертификат иметь. Прививка от желтой лихорадки признана ВОЗ действительной пожизненно, и ревакцинироваться каждые 10 лет больше не нужно.

Что взять с собой
Полотенце. В дешевых кемпингах они отсутствуют. Только за дополнительную плату.
Продукты. Утром можно позавтракать в кемпинге, вечером поужинать. А вот в парке во время сафари не всегда хочется возвращаться в кемпинг. Мы постоянно днем ели в машине. С собой из дома брали пару палок сырокопченой колбасы и пару коробок плавленого сыра. В Victoria Mall (Энтеббе) купили остальные продукты. А воду и фрукты можно купить вдоль дорог практически на всем протяжении маршрута.
Репеллент. Наши репелленты малоэффективны в Африке. Мы покупали на «Озоне» Ben`s 100 Deet. Очень сильное средство, поэтому используйте очень аккуратно, не переусердствуйте.
Сувениры. Можно подарить на память особо приятным людям или заплатить ими штраф.
Зарядку в машину от прикуривателя и пауэрбанк. В кемпингах либо нет электричества, либо оно подается ограниченное количество времени. Поэтому телефоны, особенно необходимые для ориентирования на местности, мы заряжали либо в машине, либо от аккумуляторов.
Идеальный набор одежды для такой поездки:
- Легкий слой (на день): высокие носки, дышащие удобные кроссовки (в обуви вы будете находиться по 12 часов подряд), легкие штаны, футболка.
- Теплый слой (на вечер и в трекинг к шимпанзе): олимпийка или ветровка (желательно с капюшоном, по вечерам закрывать от комаров).
- Термобелье для сна в палатках.
- Дождевик или непромокаемая куртка (на водопад или в трекинг для страховки от дождя).
- Солнцезащитные очки.
- Головной убор.
- Сланцы или кроксы — ходить в общий душ и по кемпингу.

Деньги
В Уганде можно расплачиваться картами, наличными долларами или местными шиллингами. Картой (иностранного банка) мы расплачивались по возможности везде (в магазинах, на заправках и в кемпингах). Правда, не во всех кемпингах принимают оплату картой. У нас в двух кемпингах оплату картой не приняли, а в Red Chilli Rest за два дня не было связи в терминале, так что пришлось платить наличными. У нас суммарно все траты в Уганде получились примерно пополам карта/наличные.
Наличные доллары. В Уганде не принимают купюры старых образцов. Где-то не принимают до 2013 года, где-то вообще до 2017-го. По прилете в аэропорту мы поменяли 300 долларов на шиллинги. Этого оказалось достаточно (при последующей оплате картой половины услуг). В кемпингах мы оплачивали долларами, а сдачу получали в шиллингах (по хорошему курсу). Поэтому обменники особо были не нужны.
Почему-то многие туристы забывают об еще одной возможности расчетов — евро. Стоимость услуг (например, проката авто) в евро принимается по соотношению 1$ = 0,9€. Поэтому, если курс покупки евро будет на 10–13% выше, то, в случае сложностей с покупкой долларов нового образца в России, можно договориться с прокатчиками об оплате в евро. Также и в аэропорту можно обменять евро на шиллинги. Во время нашей поездки курс обмена евро на шиллинги был на 13% выше, чем долларов. Поэтому можно было спокойно брать с собой часть денег в евро.
Цены
Прокат машины — 50–70 долларов (4,160.0–5,824.0 рублей) в сутки.
Проживание — 50–100 долларов (4,160.0–8,320.0 рублей) за ночь.
Экскурсия к китоглавам — 35–40 долларов (2,912.0–3,328.0 рублей).
Билеты в парки — взрослый 40–45 долларов (3,328.0–3,744.0 рублей), дети (до 14 лет) 20–25 долларов (1,664.0–2,080.0 рублей), сбор за машину — 15–20 долларов (1,248.0–1,664.0 рублей).
Экскурсия по каналам — 30 долларов (2,496.0 рублей).
Рейнджер (сопровождающий) в парках — 30 долларов (2,496.0 рублей) — мы не брали, считаю, что в Уганде они не нужны.
Доступ к водопаду Мёрчисон Фолс — 11 долларов (915.2 рублей) вход, десять долларов (832.0 рублей) — спуск к нижней части водопада.
Трекинг к шимпанзе в лесу Будонга — 100–150 долларов (8,320.0–12,479.9 рублей).
Посещение заказника Ziwa — 60 долларов (4,992.0 рублей).
Пиво — два доллара (166.4 рублей).
Завтраки в лоджах — 5–10 долларов (416.0–832.0 рублей), ужины — 15 (1,248.0 рублей).
Виза
Визу мы оформляли онлайн, анкета довольно простая, одобрение пришло через два дня. Стоимость — 50 долларов (4,160.0 рублей), оплатить можно только картой нероссийского банка. Если карты нет, то визу можно получить в московском посольстве Уганды — стоит те же 50 долларов, делают три дня.
Раньше можно было еще оформить визу по прилету за 100 долларов (8,320.0 рублей). Но актуальна ли эта информация («Тиматик» пишет, что нет) — непонятно, и лучше не рисковать. Если кроме Уганды вы собираетесь и в другие страны региона (Руанду или Кению), то можно оформить единую Восточно-Африканскую визу, она стоит 100 долларов.
Как добраться
Перелеты в Африку сложно назвать бюджетными, но на распродажах можно купить билеты по вполне разумным ценам. Мы покупали билеты авиакомпании Air Arabia: Екатеринбург — Шарджа — Энтеббе — 40 000 рублей на человека в обе стороны с багажом. Для Африки это хорошая цена.
Бюджет поездки
Цены привожу в долларах (за исключением авиабилетов):
- Виза — 50 долларов (4,160.0 рублей).
- Прививка от желтой лихорадки — 25 долларов (2,080.0 рублей).
- Билеты на самолет — 40 000 рублей на одного.
- Аренда машины на 8 дней — 480 долларов (39,935.8 рублей).
- Топливо — 300 долларов (24,959.9 рублей).
- Ночлег — 425 долларов (35,359.9 рублей).
- Лекарства — 30 долларов (2,496.0 рублей).
- Билеты в парки и на экскурсии — 825 долларов (68,639.7 рублей).
- Продукты и питание — 200 долларов (16,639.9 рублей). При условии, что минимум раз в день мы питались купленными или привезенными с собой продуктами (лапша, пюре, каши).
- Сувениры и покупки домой — 150 долларов (12,479.9 рублей).
Итого: 2570 долларов + 80 000 рублей за двух человек на восемь дней.
Для сравнения, аналогичные по маршруту туры при покупке в Уганде на пять-шесть дней начинаются от 1500 долларов (124,799.5 рублей) с человека. И всю дорогу вы следуете по расписанию гида в машине по 4–6 человек.
Когда ехать
Вообще, климат в Уганде можно считать комфортным практически круглый год. Каких-либо муссонов или ураганов там нет, поэтому с этой точки зрения ехать туда можно в любое время года. Но вот с точки зрения сафари желательно стараться избегать поездки в сезоны дождей. Для Уганды это традиционно март — май и сентябрь — октябрь. Но климат сейчас меняется. Теоретически мы были там в июле, то есть в сухой сезон. Но тем не менее дожди были незадолго перед нами, и одна из дорог даже оказалась непроходимой.
Мы запланировали поездку по Уганде на восемь дней. Я считаю это оптимальным количеством. Достаточным для того, чтобы поездить по паркам, познакомиться со страной. При желании можно добавить столько дней, сколько будет в ваших возможностях. Есть масса других мест, которые вы можете захотеть посетить. Например, трекинг в горы (Elgon, Moroto), поход к водопаду Sipi Falls, рафтинг на Ниле в Джиндже, отдых на одном из озер (например, Bunyonyi), трекинг к гориллам.

- Текст: Максим Варичев
- Обложка: 2H Media
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен. Попробуйте нашего ИИ-бота в телеграме — @katusaibot