Обычно туристы приезжают в Новгород, чтобы посмотреть древние храмы и фрески, погулять по кремлю и своими глазами увидеть послания на берестяных грамотах. Но есть в городе и еще один уникальный объект, которому обычно не уделяют внимание — постмодернистский театр драмы. Рассказываем, что это за стиль, почему позднесоветский театр такой же ценный, как и столетние храмы, и достоин толп туристов не меньше, чем новгородский кремль.

Футуристический театр драмы в Великом Новгороде часто называют «инопланетным». И этот эпитет очень ему подходит. Театр действительно выглядит как внеземной объект, который приземлился на берегу реки Волхов. На первый взгляд архитектура театра резко контрастирует с исторической средой Новгорода. Хотя сам архитектор Сомов говорил, что вдохновлялся старинными церквями города.

Противники театра считают, что он неуместен в историческом Новгороде. А защитники отвечают, что храмов в Новгороде не один десяток, а театров советского периода в стиле постмодернизм всего несколько по всей России, и считают его шедевром. Рассказываем про уникальный объект, который достоин толп туристов не меньше, чем новгородский кремль.

В СССР театральное искусство ставилось выше кинематографического, а фильмы тяготели к театральности. Советское общество можно назвать «театроцентричным». Советский театр стремился использовать зрелищные возможности для приобщения человека к высшим смыслам, заложенным в искусстве. Также была преодолена элитарность театра: он перестал быть привилегией меньшинства. Для воспитания массового театрального зрителя было необходимо массовое театральное строительство. Из книги «Архитектура, вдохновленная космосом. Образ будущего в позднесоветской архитектуре» Владимира Иванова.

С 1926 по 1985 год в СССР построили несколько сотен театров, при этом пик строительства приходится на 1960-е — 1980-е годы. С середины 1960-х в Советском Союзе действовало негласное правило, что в каждом городе, где живет больше 200 тысяч человек, должен быть крупный театр. При их строительстве не использовали типовые проекты, и для этого специально создали два проектных института — По проектированию театрально-зрелищных предприятий (Гипротеатр) и Типового и экспериментального проектирования зрелищных и спортивных сооружений.

Постмодернизм — подражание, отсылки и заигрывание с исторической архитектурой

Архитектор Владимир Сомов создал проект драматического театра в Великом Новгороде еще в 1971 году. Но из-за нехватки денег его построили только в 1987-м, да еще и с некоторыми упрощениями в интерьерах. Огромное бетонное здание в стиле постмодернизм располагается в исторической части Новгорода, но немного в стороне — на берегу реки Волхов.

Архитектура постмодернизма сформировалась как ответ модернизму уже в 1960-х годах. Но в СССР только в 1980-е начали появляться постмодернистские здания, а наиболее активно в этом стиле стали строить в 1990-е. Музей-заповедник Горки Ленинские, построенный в 1980–1987 годах, воронежский театр кукол 1984 года — первые здания в СССР в стиле постмодернизм. Эпоха постмодернизма продолжается и сейчас.

Музей-заповедник Горки Ленинские находится рядом с городом Видное Московской области. Фото: _ghosty_ / Flickr.com

Архитекторы-постмодернисты смешивали в своей архитектуре элементы предыдущих столетий, но первое время продолжали оставаться в рамках стиля модернизм с грубыми формами и серым бетоном. Например, на одной стороне колоннады мог быть дорический ордер, на другой — ионический. Или в небольшом двухэтажном домике проектировали огромные плоские двухметровые колонны. В 1990-е — 2000-е годы это смешение стилей и заигрывание с исторической архитектурой в России вылилось в капиталистический романтизм — торговые центры «Европейский» и «Наутилус» или театр «Эт Сетера» в Москве. На западе тоже строили в стиле постмодернизм, а некоторые архитекторы считаются культовыми уже при жизни, например Фрэнк Гери, который создал «Танцующий дом» в Праге. «Подражание» и «отсылки» к историческим памятникам и целенаправленная работа «в стиле» — основные черты архитектуры постмодернизма.

Архитектор Владимир Сомов

Сомов Владимир Александрович (1928/1932 — 10 января 2020) окончил МАРХИ в 1954 году. Уже на первом курсе Сомов участвовал в строительстве армянской гидроэлектростанции. А на третьем курсе его проект победил в конкурсе на постройку молдавского павильона ВДНХ. Но реализовать его не разрешили из-за юного возраста архитектора. Во время учебы Сомов стажировался в московских мастерских у именитых архитекторов: Алексея Щусева (по чьему проекту восстанавливали Великий Новгород после войны), Ивана Жолтовского и Льва Руднева. За всю жизнь Сомов работал в двух организациях: Гипротеатре и Институте лечебных и курортных зданий.

Сомов также является автором общественно-культурного центра в Благовещенске, который визуально напоминает новгородский театр. Архитектор начал проектировать здание как театр в 1969 году, а строительство закончилось практически через 40 лет, в 2006 году.

Общественно-культурный центр в Благовещенске напоминает новгородский театр

Снаружи: вдохновленность новгородскими храмами и фейковые арки

Несмотря на критику горожан, что театр не вписывается в исторический облик и дисгармонирует с архитектурой, Владимир Сомов рассказывал, что вдохновлялся именно новгородскими храмами. «Все формы новгородской архитектуры — мягкие, круглые, пластичные; их я брал за основу. В новгородской традиции нет колонн, только своды и арки. Именно они стали основными формообразующими и декоративными элементами здания».

Фото: Vadim Zhivotovsky (CC BY 3.0)

Но арки Сомова не выполняют никакой конструктивной функции — сверху у них даже нарочито отсутствует замковый камень. Архитектор считал это важным приемом — превращение конструктива в декорацию. Потому что зритель видит эти арки еще не войдя в здание, но уже погружается в театральную атмосферу.

По задумке автора фасад театра должен был быть цветным. Но в то время цветной цемент производили только в Англии и Австрии, и заказывать оттуда было очень дорого. Поэтому здание оставили белым. Из-за нехватки денег также не были реализованы цветные витражи на фасадах.

Проект Драматического театра в Новгороде, главный фасад, 1974 год. Личный архив Владимира Сомова

Некоторые технические конструкции архитектор расположил на площади, и они являются частью ансамбля здания. Башни — доминанты площади, трансформаторную подстанцию, противопожарные резервуары, воздухозаборные шахты. На площади была еще и стела, но ее позже снесли. Две водонапорные башни по бокам от театра построили для фонтанов. Но их так ни разу и не запустили. Также планировался амфитеатр на 250 человек, который не был реализован. А большая площадь, которую хотели использовать для проведения городских мероприятий, оказалась для этого не очень удобна.

Некоторые технические конструкции Сомов расположил на площади, и они являются частью ансамбля здания

В каждой статье про новгородский театр упоминают Андрея Макаревича — вокалиста «Машины времени». Чаще всего пишут, что он проектировал окна. Макаревич закончил МАРХИ и действительно семь лет отработал в Гипротеатре до того как стал профессиональным музыкантом. Он это подтверждает в разных интервью. Но вот насчет своего участия в проектировании здания он говорит достаточно сбивчиво и расплывчато: «Я приложил руку к фасадам внешним, вот эти арки, которых сначала не было. Потом мы принесли проект в какую то партийную организацию, которая все это утверждала, там какой-то товарищ, на Хрущева похожий, сказал: „Ну что это вы здесь нарисовали? Вот вы сделайте такие, как на церквях, арки, такие вот, апсиды“. Ну мы и сделали такой вот фасад».

Внутри: «тотальный театр» и 16 вариантов трансформации сцены

В СССР 1970-х в профессиональном сообществе много дискутировали о том, каким должен быть современный театр. В каких частях города их строить и как оснащать. Театрам отводили роль культурных центров, они становились точками притяжения в городах, как храмы в Средние века. Поэтому вокруг театров появлялись большие площади. Архитекторы придумывали, как располагать зрительные места в зале и сцену, и пытались размыть границы между актерами и публикой — это называлось «тотальным театром». Сомов придумал 16 вариантов трансформации сцены в новгородском драмтеатре. «Основной упор был отдан сцене, а не архитектуре», — отмечал Сомов в своем интервью изданию Strelka Mag.

Проект интерьера фойе театра драмы, 1974 год. Фото: goskatalog.ru
А так фойе стало выглядеть по окончании строительства. Фото: goskatalog.ru

В начале 1970-х Владимир Сомов написал манифест на конкурс тотального театра, который состоял из 22 пунктов. Основная идея была в том, чтобы зрители до начала спектакля — на подходе к театру и в вестибюле — уже погружались в атмосферу. А во время представления зрителей должны были включать в действие спектакля, например посредством перемещения сцены или ее растворения в зрительном зале. «Эффект присутствия» и «контакт с актерами» — две обязательные составляющие тотального театра.

Одна из конструктивных фишек театра — пандусы, которые ведут с улицы прямо на сцену. На нее можно заехать на машине с одной стороны, а выехать с противоположной. Сейчас это удачное решение отмечают работники театра, особенно когда выступают гастролирующие музыканты, которым удобно разгружать реквизит и технику. В зале нет боковых плоскостей для отражения звука, а есть только верхняя, но слышимость все равно отличная.

Фото: goskatalog.ru

В 2022 году должна начаться реконструкция театра, но до ее начала все еще можно увидеть оригинальные интерьеры по проекту Сомова. В афише театра на декабрь 2021 года — «Анна Каренина», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», а для тех, кто помладше — «Золушка», «Морозко» и « Русалочка».

Технические характеристики:

  • Размер участка — 4 гектара (как четыре футбольных поля)
  • Высота — 12 этажей
  • Длина пандусов — 80 метров
  • Вместимость — 812 мест в основном зале и 100 в малом
  • Ширина игровой площадки — 27 метров
  • Сцена: 16 вариантов трансформации

Реконструкция за 2 млрд рублей

По проекту половину объема здания занимают технические помещения, «но именно функциональных помещений мало» — рассказывает один из сотрудников театра в репортаже Новгородского областного телевидения. Это одна из главных проблем театра: несмотря на огромный размер, внутри не так много полезной площади. Которая еще и большую часть времени простаивает.

Облагораживать территорию вокруг театра уже начали летом 2021 года, но масштабная реконструкция запланирована на 2022 год

В августе 2020 года правительство Новгородской области инициировало конкурс на реконструкцию театра. Главная идея — сохранить уникальную архитектуру конца 20 века в первоначальном виде и обратить на нее внимание, но сделать внутренние помещения более полезными. Среди 16 команд молодых архитекторов выбрали три, которые разработали концепцию реконструкции под руководством куратора конкурса архитектора Роджера Уоттса (бюро Haworth Tompkins). Уоттс — автор более десяти проектов зрелищных сооружений и проектов реконструкции исторических театров, например Королевского национального театра в Лондоне. Победа и шанс на воплощение предложенной концепции достались петербургскому бюро Rhizome («Ризом»).

По мнению архитекторов из «Ризом», здание должно функционировать и притягивать посетителей в течение всего дня, а не только во время вечерних спектаклей. Творческие мастерские планируют объединить в кластеры и открыть для публики, чтобы посетители видели работу мастеров. На крыше организуют смотровую площадку и высадят многолетние растения. Также отремонтируют стены, водонапорные башни и трансформаторную подстанцию, обновят интерьеры. На площади обустроят парковку и открытый амфитеатр, который не реализовали по первоначальному плану Сомова. Заменят окна и витражи, реконструируют зрительный зал и полностью внутреннее пространство, оборудуют кафе.

Также авторы концепции предлагают восстановить стелу, которую снесли в 2009 году, но в меньшем размере — 27 метров против оригинальной 42-метровой. Она играла важную композиционную роль в ансамбле площади. Телеканал «НТВ» в своем репортаже называл ее «стела самоубийц». В 2007 году директор театра говорил, что за последние пять лет было две попытки суицида и одна из них оказалась успешной.

Архитектор Сомов высказывался резко против сноса: «Эта стела — часть театра. И как нельзя от человека отрезать руку и сказать, что он нормальный человек, ведь он инвалид уже. Так и отрезать эту стелу значит сделать театр инвалидом». Претензии горожан, что со стелы падают люди, он отражал так: «Упасть можно с мостов, которые перекрывают реку Волхов, упасть можно и с балкона — выпасть везде. Если человек хочет, то он обязательно найдет место, где упасть». Но 22 января 2009 года стелу все-таки снесли.

Строительство театра драмы. Справа стела, которая в 2009 году была снесена, но при реконструкции её предлагают восстановить в немного уменьшенном размере. Фото: goskatalog.ru

Реконструкция театра будет стоить 2 млрд рублей. В мае 2021 года Новгородское областное театрально-концертное агентство объявило открытый конкурс на разработку проекта за 79,8 млн рублей. Он должен быть готов к 18 февраля 2022 года, и тогда уже будет понятно, какие идеи из первоначальной концепции «Ризом» сохранят .

«Экстерьер и интерьеры театра в Новгороде пронизаны единой авторской концепцией, и то обстоятельство, что декоративное оформление не было реализовано, нарушило целостность его образа и повлияло на его негативное восприятие жителями города. Яркий и во всех отношениях уникальный объект, который должен был стать украшением города, в итоге оказался отторгнут „иммунной системой“ как инородное тело. Остается только надеяться, что в результате реконструкции театр обретет заслуженное признание и станет центром притяжения для новгородцев и гостей города» — пишет научный сотрудник московского Музея архитектуры Марк Акопян.

Узнать больше о театре

  • Автор текста и фото: Миша Митюков
  • Фото обложки: Vadim Zhivotovsky

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ