Государства Субсахарской Африки часто ассоциируются с войнами, голодом или эпидемиями. Кении повезло больше — у нее имидж безопасной страны, богатой природными достопримечательностями. Власти Кении уделяют немало внимания и туризму, и окружающей среде. Поэтому если вы давно хотели побывать в Тропической Африке, но никак не решались — Кения отличный вариант. Тут несложно путешествовать, в отличие от многих африканских стран. В Кении почти не бывает терактов, нет наглых полицейских, которые вымогают у туристов деньги только за белый цвет кожи. Здесь современный транспорт, и вместо того чтобы сутками трястись в старых автобусах, можно перемещаться по стране на комфортном поезде или недорогими авиарейсами. В Кении развита туристическая инфраструктура, и даже с самым скромным бюджетом можно ночевать в комфортных условиях, а не в ночлежках без воды, с кучей клопов и тараканов.
В Кению едут прежде всего ради потрясающей фауны: здесь можно в дикой природе увидеть слонов, львов, леопардов, носорогов и других африканских животных. Очень популярны этнографические туры в пасторальные деревни местных народов — о колоритных масаи знают, наверное, все. А еще в Кении много отличных пляжей и памятников британской, португальской и оманской архитектуры, некоторые из которых внесены в список ЮНЕСКО.
О том, как путешествовать по Кении, рассказывает наш постоянный автор Павло Морковкин.
Понять Кению | Найроби | Момбаса | Ламу | Деревни масаи | Сафари | Еда | Как попасть | Жилье | Виза | Прививки | Ковид | Еще о запретах | Деньги | Как перемещаться | Когда ехать
Понять Кению
У Кении много общего с историей других африканских стран. В Средние века прибрежные города развивались благодаря торговле, в том числе и рабами. В 19 столетии европейские колонизаторы продвинулись вглубь континента и присоединили африканскую территорию к своей империи. А после долгой антиколониальной борьбы в 1960-х годах прошлого века страна получила независимость в границах, данных ей бывшей метрополией.
Британское колониальное наследие для туриста — это прежде всего левостороннее движение и розетки типа G. О первом приходится вспоминать каждый раз, когда переходишь дорогу, а для розеток придется купить переходник — продают в любом ларьке с электротоварами.
В Кении живет более сорока национальностей. Хотя некоторые источники называют число 120+ (включая субэтносы). При этом ни одна группа не имеет подавляющего большинства. Кикуйю, самая многочисленная группа, составляет менее одной пятой от населения страны; к ним относятся три из четырех кенийских президентов. Народ календжин насчитывает около семи миллионов человек, к нему принадлежат большинство мировых чемпионов по бегу на длинные дистанции. Кстати, Барак Обама — старший, отец бывшего президента США — тоже кениец и происходит из этноса луо.
В Кении используют около 70 языков. Официальными считают два — суахили и английский. Первый — язык межнационального общения для местных. Вторым в той или иной мере владеют все образованные кенийцы. В глухих деревнях много людей, которые говорят только на своем родном языке, но в туристических местах по-английски говорят все.
Большинство населения — христиане: протестанты или католики. На побережье основное население — мусульмане-сунниты. Кенийцы очень религиозны, и мечети с церквями встречаются повсюду. Это не очень сказывается на туристах, но в мусульманских регионах женщинам стоит одеваться поскромнее и не носить слишком короткие шорты и майки. Хотя мужчинам такую одежду носить можно. Это, конечно же, не касается пляжных поселков. Если посещать мечеть, то дресс-код будет строже: женщинам надо закрыть все тело, кроме лица, запястий и стоп, а мужчинам — надеть длинные штаны до щиколоток.
Природа Кении не менее разнообразна, чем ее демография. Юг и запад страны — это саванны с небольшими вкраплениями лесов. Север — особенно окрестности озера Туркана и сомалийское пограничье — пустыня. На побережье — песчаные пляжи с коралловыми рифами. Всю Кению пересекает Великая рифтовая долина — тектонический разлом, который начинается в Ливане, тянется по Красному морю и заканчивается аж на севере Мозамбика. Тектонические плиты постоянно отдаляются, поэтому через пару миллионов лет Африка расколется на два континента, а Красное море удлинится в несколько раз. Пока же рифт формирует рельеф Кении: тут находится вторая по высоте вершина континента — гора Кения (5199 метров), а также несколько так называемых озер Великой рифтовой долины — в том числе Туркана, Найваша, Накуру и Виктория.
В Кении хватает проблем: бедность, социальное неравенство, коррупция, межэтническая напряженность, криминал. Однако на фоне других государств континента Кения смотрится очень выигрышно. Тут достаточно хорошо развит транспорт — особенно в самой густонаселенной южной части страны. На высоком уровне находится туристическая инфраструктура. Туризм составляет значительную долю кенийской экономики, поэтому в этой отрасли все очень неплохо.
Карта достопримечательностей Кении
Найроби — хаотичные улицы, трущобы и нацпарк на окраине города
Найроби — типичная африканская столица: огромная, шумная, грязная, хаотичная и не особо богатая на достопримечательности. Это очень молодой город, и еще 150 лет назад тут было необитаемое болото, вокруг которого паслись буйволы. Поэтому на красивую старинную архитектуру рассчитывать не стоит, хотя в районе CBD (Central Business District) можно найти несколько симпатичных колониальных зданий.
В Найроби небезопасно: местные заслуженно прозвали этот город Nairobbery (от англ. robbery — ограбление). Но миновать Найроби вряд ли удастся: международные рейсы прибывают именно сюда. Поэтому лучше не гулять по улицам ночью.
Национальный музей Найроби
Хорошее место, чтобы познакомиться с Кенией и понять эту страну. Здесь есть информативная экспозиция, посвященная кенийской истории: с древнейших времен до антиколониальной борьбы и периода независимости. Есть интересная выставка этнологических артефактов различных народов Кении. И большая коллекция чучел животных, которых вы можете увидеть в этой стране.
Билет в музей для взрослых стоит 1200 шиллингов (954.4 рублей), для детей до 16 лет — 600 (477.2 рублей). Если посещать еще и террариум, то надо доплатить 300–400 шиллингов (238.6 – 318.1 рублей) соответственно.
Трущобы Кибера
Один из самых больших трущобных районов Африки. Люди тут живут в лачугах из глины, веток и листов металла. Электричество есть не у всех, а туалет, душ и водопровод — общие на несколько десятков домов. Открытые канавы, заполненные мусором, которые тянутся вдоль узких улиц, выполняют роль канализаций. В основном тут селятся выходцы из провинции, которые приехали в столицу в поисках работы и не могут позволить себе нормальное жилье.
Днем гулять по этим кварталам безопасно. Местные довольно дружелюбны: негативно они реагируют только на попытки их сфотографировать. Самая очевидная опасность — заблудиться в хитросплетении тропинок между хаотичными строениями.
Туры в трущобы продают несколько компаний — стоит выбрать те, где работают выходцы из Киберы. Они более информированы об истории и настоящем района, а часть их прибыли идет на улучшение ситуации в Кибере.
- Explore Kibera Tour. Цена тура: 29 долларов (2,986.9 рублей).
- Kibera Tours. Цена тура: 25 долларов (2,574.9 рублей).
- Diddy’s Kibera Tours. Цена тура: 20 долларов (2,059.9 рублей).
Фонд дикой природы Шелдрика
С 1977 года Фонд дикой природы Шелдрика защищает местную фауну, которая находится под угрозой исчезновения. Основные их подопечные — слонята, потерявшие родителей из-за браконьеров или природных катаклизмов. Животных привозят в приют, выхаживают, а потом, повзрослевших и восстановившихся, возвращают в дикую природу.
Каждый день в 11:00 в приюте устраивают показательное кормление. Маленькие слоники бегают по поляне, играют и пьют молоко из бутылочек, зрители умиляются, а сотрудники приюта рассказывают о своей работе и о животном мире Кении.
За 50 долларов (5,149.8 рублей) в год можно «усыновить» одного из слонят. И сотрудники будут присылать вам на почту отчеты и фотографии подопечного.
Вход для взрослых стоит 1500 шиллингов (1,193.0 рублей), для детей — 500 (397.7 рублей). Картой расплатиться нельзя — только наличные или M-Pesa (подробнее в разделе «Деньги»). Из-за карантинных ограничений на кормление пускают только сто человек в день. Для посещения надо предварительно записаться, но не позднее чем за два дня.
Центр жирафов
Центр жирафов занимается тем же, что и Фонд Шелдрика, но специализируется на жирафах. Разница еще и в том, что у Шелдрика туристы безучастно наблюдают за маленькими слониками, а здесь можно самому покормить настоящего жирафа.
Вход для взрослых стоит 1500 шиллингов (1,193.0 рублей), для детей — 750 (596.5 рублей). Платить можно только картой или M-Pesa. Билеты также продают в онлайне.
На территории заповедника, в здании периода британской колонизации, находится знаменитый отель Giraffe Manor. Благодаря такому соседству жирафы не только ходят под окнами постояльцев, но и периодически заглядывают в комнаты. Можно завтракать с видом на торчащую из окна голову любопытного животного — вы наверняка видели подобные фото у модных инстаграм-блогеров. Номер там стоит от 1000 долларов (102,996.3 рублей) с человека за ночь, но и свободных комнат почти никогда не бывает.
Национальный парк Найроби
Нацпарк Найроби — самый старый из кенийских национальных парков. И самый доступный — его территория вплотную примыкает к черте города. Именно тут делают популярные в инстаграме фотографии носорогов и жирафов, львов и леопардов, гиен и буйволов на фоне столичных небоскребов. Тем, кто приехал в Найроби на несколько дней или с ограниченным бюджетом, стоит ехать именно сюда. Если в планах — посещать парки на юге страны, то этот можно смело пропускать.
Билет на сутки для взрослых стоит 35 долларов (3,604.9 рублей) в день, для детей до 18 лет — 20 долларов (3,604.9 рублей). Въезд для транспорта на шесть–двенадцать мест — 1030 шиллингов (819.2 рублей) в день. Платить можно M-Pesa или картой.
Озеро Найваша и Кресент-Айленд
Озеро Найваша расположено всего в двух часах езды от Найроби. Здесь есть большая популяция бегемотов, на которых можно посмотреть с воды — лодочники поджидают туристов здесь же, на берегу. Прогулка на лодке стоит около 20 долларов (2,059.9 рублей) с человека.
Но самое интересное тут — это полуостров Кресент-Айленд. Обычно на сафари туристам запрещено выходить из автомобиля. Но Кресент-Айленд — одно из немногих мест, где разрешают гулять рядом с животными в их естественной среде обитания. Здесь нет хищников и опасных для человека зверей, и вообще, животный мир не очень разнообразен по сравнению с другими заповедниками. Но ощущения, которые ты испытываешь, когда в нескольких метрах от тебя проходит живой жираф, определенно стоят приезда.
Вход для взрослых — 30 долларов (3,089.9 рублей), студентов — 20 (2,059.9 рублей), детей — 15 (1,544.9 рублей).
Момбаса — историческая архитектура, индийская кухня и лучшие в Африке пляжи
Самый старый город Кении с более чем тысячелетней историей, где смешались культуры Индостана, Африки и Аравийского полуострова. Момбаса стоит на одноименном острове, который соединяется с пригородами мостами и паромным сообщением. Второй по величине город страны сильно отличается от столицы: атмосфера тут намного приятнее, а красивых мест — больше.
Старый город
В старом городе большинство зданий — желтые. Многие построены из кораллов и украшены резными дверьми и окнами. Здесь сохранились несколько средневековых мечетей и портовые административные здания, которые использовали и несколько столетий назад. В центре острова в основном находятся здания, которые построили британцы в начале прошлого века — они окрашены в белые и синие цвета. Если гулять по извилистым улочкам центра, то лучше покинуть эту часть города засветло. Момбаса приятнее Найроби, но район старого города нельзя назвать безопасным.
Форт Иисус
Форт Иисус — объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. В конце 16 века его построили португальцы, которые контролировали Момбасу в то время. Форт служил и военной крепостью, и тюрьмой. Сейчас здесь расположен музей. Историю крепости и города готовы рассказать многочисленные гиды, которых легко найти у входа в форт, но можно и заказать экскурсию заранее в одной из многочисленных кенийских турфирм.
Билет для взрослых стоит 1200 шиллингов (954.4 рублей), для детей до 16 лет — 600 (477.2 рублей).
Индийский след
Со времен колонистов-англичан в Момбасе живет многочисленная индийская диаспора. Ее представители приезжали сюда еще в конце 19 века для строительства Угандийской железной дороги — сейчас там курсирует поезд Найроби — Момбаса. На острове есть несколько индуистских храмов и ресторанов индийской кухни — там можно отдохнуть от специфической африканской еды и перекусить вкусным палак паниром.
Океан
В окрестностях Момбасы расположены одни из лучших пляжей Африки. Посоветовать что-то конкретное сложно: полосы белого песка и голубой воды тянутся на десятки километров. Самым популярным считается пляж Диани Бич в 36 километрах на юг от города. Тут лучше выбрать отель, персонал которого не пускает посторонних на свой участок пляжа — иначе местные торговцы сувенирами не дадут спокойно отдохнуть.
Снорклить и дайвить можно в Морском национальном парке Момбаса. Вход для взрослых стоит 15 долларов (1,544.9 рублей) в день, для детей — 10 (1,030.0 рублей).
Охота в Кении запрещена, а рыбалка — нет. На побережье есть конторы, которые организуют выезд в океан, где ловятся марлины, ваху, барракуды и другие тропические рыбы. Один день такой рыбалки стоит примерно 500–1000 долларов, в зависимости от типа судна и длительности.
Ламу — город, остров и архипелаг
Один из самых старых городов в Восточной Африке — Ламу — расположен на одноименном острове одноименного архипелага. Старая часть города внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому дома реставрируются теми же методами, что и столетия назад — с помощью кораллов и мангровой древесины. Двери в домах — даже если установлены совсем недавно — выполнены в традиционных стилях.
Почти на всей территории города запрещено использовать моторизированный транспорт, поэтому основным средством передвижения здесь стали ослики. Этих животных в Ламу настолько много, что одна из британских благотворительных организаций даже организовала здесь приют для старых и больных осликов.
Нескольких часов хватит, чтобы прогуляться по городу. А после можно прокатиться на традиционной арабской лодке дау и отдохнуть на пляже Шела на юге острова.
В регионах, которые граничат с Сомали, есть активные террористические группы, и Министерства иностранных дел многих государств не рекомендуют посещать эту часть Кении. Однако сам Ламу — очень безопасный город, куда регулярно приезжает огромное количество туристов.
Деревни масаи
Масаи — не самая многочисленная народность Кении, но одна из самых известных. На юге Кении живет более 800 тысяч масаи. Их сложно не заметить: многие масаи работают в национальных парках, местных лоджах и кемпингах. Некоторые из них европеизировались, сняли украшения и надели джинсы с футболками, другие до сих пор ходят в шуках — традиционных ярких накидках, а третьи успешно совмещают и то, и другое. Быт масаи тоже очень разнообразный. Одни живут в кирпичных домах, другие вообще переехали в город. Те, кто зарабатывает на туристах, берегут аутентичность своих хижин, слепленных из навоза и веток.
Масаи уже давно стали неотъемлемой частью кенийской туристической индустрии. За ваши деньги — любой сервис: от короткой экскурсии в деревню до ночлега в масайской хижине и традиционного завтрака из свежей коровьей крови. С этической точки зрения удовольствие это довольно спорное. С одной стороны, ты помогаешь местным людям заработать деньги. С другой — бесконечный поток туристов очень сильно меняет образ жизни деревни и превращает ее в туристический аттракцион.
На экскурсиях не только рассказывают о культуре и быте масаи, но еще и будут настойчиво предлагать сделать благотворительный взнос в пользу общины и купить у местных жителей сувениры, которые они якобы сами делают (на самом деле, конечно же, нет). Это помимо платы за тур в 20 долларов (2,059.9 рублей) с человека.
Сафари
Раньше словом «сафари» называли самую обычную охоту, которой развлекались приезжавшие в Африку европейцы. Но вообще слово «сафари» переводится с суахили как «путешествие». Сейчас убивать зверей запрещено, и власти Кении очень строго за этим следят. А под сафари стали понимать поездки в природные резерваты с целью этих самых животных посмотреть и сфотографировать.
Самый простой вариант — заказать пакетный тур у одной из местных туристических компаний. Можно воспользоваться поисковиком туров, почитать отзывы о компаниях и связаться с ними напрямую. Совершенно точно не надо соглашаться, когда к вам на улице Найроби или Момбасы подойдет местный житель и предложит тур — даже если фирма окажется достойной, комиссию этому местному промоутеру, скорее всего, вы заплатите из своего кармана. Купить поездку в конкретный парк можно в любом отеле, где вы остановитесь.
При бронировании надо обращать внимание на следующие нюансы:
— Транспорт. На какой машине вас будут везти и сколько в ней будет человек. Если в джипе или фургоне будут заняты все места, то возможностей для маневров и качественных фото будет намного меньше.
— Жилье. Чем ближе ко въезду в парк — тем лучше. Удобнее всего жить непосредственно на территории, если это возможно.
— Питание. Входят ли еда и напитки в стоимость тура.
— Расписание и длительность сафари. Возможны варианты с посещением парка утром, вечером или длинной поездкой на целый день. Въезд в парки, как правило, открыт от рассвета до заката — с 6:30 до 18:30.
Сафари — удовольствие недешевое, и на сумму меньше 100 долларов (10,299.6 рублей) в день рассчитывать не стоит. Это базовый вариант, который включает транспорт, простое жилье, питание и вход в парки. Более высокая цена подразумевает жилье покомфортнее, транспорт получше и некоторые дополнительные опции вроде включенных в тур напитков и трансфера в аэропорт.
Если ехать компанией, то можно самостоятельно проложить маршрут, забронировать жилье и арендовать машину с водителем. Транспорт может быть двух вариантов: джип или микроавтобус с подъемной крышей, благодаря которой у пассажиров будет обзор в 360 градусов. Микроавтобус стоит дешевле, зато внедорожник проходимее. Стоит сравнить цены у нескольких компаний, потому что цены на транспорт одного класса могут отличаться чуть ли не вдвое. Средняя цена в день — 200 долларов (20,599.3 рублей) за джип, 150 долларов (15,449.4 рублей) за микроавтобус на семь-восемь мест. В стоимость включены топливо, услуги водителя и его ночлег.
Национальный парк Амбосели
Если фишка парка Найроби — это городские небоскребы, которые выступают фоном для местной фауны, то в Амбосели вместо высоток будет Килиманджаро — самая высокая гора Африки, она находится на территории Танзании. Главные обитатели Амбосели — слоны, которых здесь очень много. Еще тут можно увидеть буйволов, львов, гепардов, гиен, жирафов и антилоп.
Билет на сутки для взрослых стоит 35 долларов (3,604.9 рублей), для детей — 20 (2,059.9 рублей). Въезд для транспорта на шесть–двенадцать мест — 1030 шиллингов (inf рублей) в день. Платить можно M-Pesa или картой.
Национальный резерват Масаи Мара
Если посещать в Кении только один парк, то это должен быть Масаи Мара. По плотности и разнообразию животного мира это лучшее место в Кении. Здесь проще всего встретить льва, леопарда, слона, буйвола и носорога — так называемую Большую пятерку: бренд, который появился в те времена, когда на зверей в Африке охотились. Еще в Масаи Мара водятся шакалы, гиены, гепарды, газели, зебры и разные виды антилоп.
Самое удивительное явление — это происходящая здесь ежегодно Великая миграция. Масаи Мара составляет одно целое с парком Серенгети, который находится в Танзании и занимает в несколько раз большую площадь. Каждый год в июле стада травоядных животных в поисках пищи мигрируют из Серенгети в Масаи Мара. На своем пути им приходится форсировать реку Мара, кишащую бегемотами и крокодилами. Травоядные бегут, хищники нападают на них, сотни туристов фотографируют этот прекрасный и жестокий животный мир и радуются. В Масаи Мара в эти месяцы очень-очень высокий сезон — цены на жилье дороже, и бронировать его лучше заранее.
Билет в национальный парк на сутки для взрослых стоит 80 долларов (8,239.7 рублей) в день, для детей младше 12 лет — 45 (4,634.8 рублей). Если ночевать в парке, то цена будет 70 (7,209.7 рублей) и 40 долларов (4,119.9 рублей) соответственно. Заплатить можно наличными долларами и шиллингами, банковскими картами и M-Pesa. Для въезда в парк просят показать паспорт. Въезд для транспорта на шесть–двенадцать мест — 1000 шиллингов (inf рублей) в день.
Те, кому мало самых главных нацпарков Кении, могут посетить парк Цаво на юге страны, резерват Самбуру, парки Меру и Накуру в центральной Кении и лес Какамега на юго-западе. Любители трекинга могут сходить на потухший вулкан Лонгонот или пройтись по парку Хелс Гейт (Hell’s Gate — «Ворота Ада») — оба маршрута длятся несколько часов. А в «Воротах Ада», как и на Кресент-Айленде, свободно разгуливают зебры и другие местные травоядные.
Озеро Туркана расположено на крайнем северо-западе страны. На его островах и побережье находятся национальные парки, внесенные в список объектов ЮНЕСКО. В окружающих деревнях вдали от цивилизации достаточно хорошо сохранился традиционный уклад жизни местных народов.
В заповеднике Ол Педжета сохранились два последних белых носорога северного подвида. И обе самки. Ученые из США и Великобритании пытаются сохранить гены белого носорога, чтобы в будущем можно было восстановить этот вымирающий подвид. В 2019 году уже заморозили два жизнеспособных эмбриона.
Еда
Кению не назовешь интересным направлением для гастротуризма: местная кухня довольно простая. Но даже в недорогих заведениях для местных вкусно готовят. А туристические заведения ориентируются на иностранцев и их стандарты.
Главный компонент кенийской кухни — угали, клейкая масса из маниоковой или кукурузной муки. Из нее рукой лепят шарики, которые макают в основное блюдо и используют вместо хлеба. Иногда угали подают вместе с сукума вики — мелко порезанной тушеной листовой капустой и шпинатом. Еще одно популярное блюдо — ньяма чома — жареное мясо без специй. Очень часто большие вывески «Ньяма чоко» встречаются в придорожных кафе. В таких местах козлятину или говядину готовят непрерывно, поэтому заказы отдают очень быстро. Подают блюдо чаще всего с угали и качумбари — салатом из свежего лука и помидоров.
В основном кенийская еда представляет собой комбинацию привычных нам ингредиентов: картошки, бобовых, овощей, зелени и мяса — козлятины, говядины или курицы. Мясо экзотических животных тоже встречается, но подают его не везде. Страусятину и крокодилятину можно попробовать в ресторане Carnivore — место не самое дешевое, но очень популярное, поэтому столик лучше бронировать заранее. В населенных пунктах на побережье океана и вблизи озер популярны блюда из рыбы, моллюсков и ракообразных. Кенийская кухня вобрала в себя многое из традиций Ближнего Востока и Индии, поэтому те, кто путешествовал по Азии, найдут в меню знакомые названия: плов, чапати, бирьяни, бхаджи, самоса. Картошка фри, бургеры, пицца, омлеты и прочая европейская еда тоже в изобилии, в том числе и в заведениях международных сетей: «Киэфси», «Доминос», «Пицца Хат», «Сабвэй» и кенийской Java House.
Вегетарианцам придется немного напрячься в поисках еды. Молочная продукция в Кении не популярна, а большинство блюд готовят с мясом или рыбой. Самый простой вариант — привычная европейская или индийская еда. Если очень хочется попробовать что-то местное, то легче всего будет найти ирио или мукимо — миксы из вареных горошка, картошки, кукурузы и зелени. Главное, чтобы в названии блюда не было слов «ньяма» и «куку» — мясо и курица. Рис, угали и качумбари тоже есть везде. А еще Кения богата фруктами: манго, ананас, маракуйя, авокадо, гуава, бананы и кокосы.
Кения — крупный экспортер чая и кофе, поэтому эти напитки тут в изобилии. Кофе стоит не только пить на месте, но и увезти пару пачек домой — он действительно вкусный. Хотя чай найти гораздо проще. Если захочется новых вкусов, в сельской местности можно поискать напитки урвага, маратина и помбе — местное «пиво», соответственно из бананов, плодов колбасного дерева и пшеницы. А вот кенийский самогон чанга пробовать не стоит: помимо чисто «алкогольных» ингредиентов, туда добавляют растительные наркотики и химикаты.
Как попасть в Кению
Если не считать нечастых чартеров в Момбасу, прямых рейсов, соединяющих Восточную Европу с Кенией, нет. Из Москвы в Найроби можно добраться с пересадкой в Каире (Egyptair), Стамбуле (Turkish Airlines), Дубае (Emirates), Абу Даби (Etihad Airways), Шардже (Air Arabia), Дохе (Qatar Airways), Аддис-Абебе (Ethiopian Airlines), Франкфурте (Lufthansa), Амстердаме (KLM) или Париже (Air France). Из Санкт-Петербурга, Киева и Минска выбор будет поменьше. Цена билета начинается от 500 долларов в (51,498.2 рублей) в оба конца.
Кроме Найроби, в Кении есть еще два международных аэропорта: Элдорет и Момбаса. Но в первый почти не бывает рейсов из-за границы. А Момбаса из интересных нам городов связана только с Аддис-Абебой (по состоянию на октябрь 2021 года Turkish Airlines отменили свои рейсы).
Жилье
В отличие от многих стран Субсахарской Африки, в Кении нет проблем с жильем. Здесь замечательно работают все привычные сервисы типа букинга или эйрбиэнби. И в Кении очень умеренные цены. В городах можно легко найти койку в хостеле за восемь–десять долларов (824.0–1,030.0 рублей). На территории парков и в их окрестностях ночлег будет стоить дороже: за 20 долларов (4,119.9 рублей) это будет простенькая комната с санузлом на улице в местной деревне, от которой до парка еще час ехать по бездорожью. Совершенству предела нет: за несколько сотен, а иногда и тысяч долларов в сутки можно снять ночлег со всеми удобствами, баром и бассейном прямо в центре парка и слушать по ночам рычание хищников.
Виза
С недавнего времени Кения перестала выдавать визы на границе. Теперь единственный способ получить ее — на государственном сайте evisa.go.ke. Виза с однократным въездом стоит 51 доллар (5,252.8 рублей) и выдается на три месяца. Если собираетесь провести в Кении все разрешенные три месяца, то надо сообщить об этом на паспортном контроле, чтобы штамп в паспорте поставили на три месяца, а не на один. Отличаются они тем, что в паспорте рядом с печатью от руки пишутся обозначения вроде «KVP | 3m | H» и «KVP | 1m | H» соответственно. Можно оформить визу для многократного въезда на период от трех до 12 месяцев за 101 доллар (10,402.6 рублей).
С соседними Руандой и Угандой у Кении действует некое подобие Шенгена — восточноафриканская виза. Раньше ее точно так же можно было оформить на границе любой из трех стран. Управление аэропортов Кении утверждает, что ее до сих пор можно получить по прилете. Однако «Тиматик» требует заранее оформленную визу, а именно «Тиматиком» руководствуются сотрудники авиакомпании, когда регистрируют пассажиров на рейс. Поэтому лучше оформить восточноафриканскую визу заранее онлайн. Она стоит 101 доллар (10,402.6 рублей) — это примерно на 50 долларов (5,149.8 рублей) дешевле, чем платить за визы трех стран по отдельности. Важно: по этой визе первый въезд должен быть в ту страну, которая ее выдала.
Прививки
Для попадания в Кению не нужны никакие справки о прививках. Но у тех, кто прибывает из страны, где есть риск подхватить желтую лихорадку, на границе потребуют сертификат о вакцинации. В список таких стран входят и сама Кения, и соседние Эфиопия, Южный Судан и Уганда. Сертификат могут попросить, даже если была всего лишь короткая пересадка — например, в Аддис-Абебе. Так что прилететь и в Кению, и в Эфиопию можно без справки о прививке, а вот для перемещения между ними сертификат уже понадобится. Сделать прививку от желтой лихорадки можно в любом крупном городе России, на форуме Винского делятся информацией, в какой конкретно поликлинике. После прививки в клинике выдают сертификат международного образца на нескольких языках.
Центры по контролю и профилактике заболеваний США рекомендуют привиться от кори-паротита-краснухи, дифтерии-столбняка-коклюша (две вакцины от трех заболеваний каждая), ветряной оспы, полиомиелита, а еще сделать ежегодную прививку от гриппа. Все прививки, кроме последней, входят в число обязательных — поэтому у вас они, по идее, должны быть, а если нет, то обратитесь в поликлинику по месту жительства. Перед вакцинацией стоит посоветоваться с врачом, и лучше сделать это заранее: некоторые прививки включают две вакцинации с интервалом в несколько месяцев.
Ковид. Правила въезда в Кению и ограничения
- Карантин. По закону все приезжающие в Кению должны проходить 14-дневный карантин и зарегистрироваться в приложении Jitenge от местного Минздрава. Но если вы прилетели из некоторых стран, карантин соблюдать не требуется. И по состоянию на 9 октября 2021 года в этом списке находятся почти все страны и территории планеты. Так что карантин как бы и не нужен. Хотя путешественники, которые прилетали из мест, не включенных в зеленый список, рассказывают, что «карантин» никак не мешал перемещаться по стране.
- Тест. Для въезда в Кению обязательно нужен отрицательный ПЦР-тест, сделанный не ранее, чем за 96 часов до прибытия. Тест надо зарегистрировать на портале Trusted Travel. Также надо заполнить форму на сайте кенийского Минздрава. Полученный QR-код проверяют по прилете в аэропорту.
- Маски надо носить обязательно и на улице, и в помещении, и в транспорте. Впрочем, полиция контролирует это уже не так строго, как в начале пандемии, и у большинства кенийцев маска болтается на подбородке. Но желательно все-таки соблюдать требования.
- ПЦР для вылета. По состоянию на 8 октября 2021 года ПЦР-тест для вылета из Кении не нужен. Но его могут требовать перевозчик, страна назначения или страна транзита. Перед поездкой уточните информацию у авиакомпании. Если тест все-таки нужен, то его придется делать в одной из авторизованных клиник. Тест также надо будет зарегистрировать на портале Trusted Travel. Лучше не сдавать тест в последний день путешествия, чтобы гарантированно получить результаты до вылета. При этом на практике на входе в терминал аэропорта Найроби могут потребовать наличие вакцинации или теста, даже если в теории они вам не нужны для вылета. Однако смотрят их очень бегло, а проверить подлинность QR-кода на экране вашего телефона у них в принципе нет никакой возможности.
Актуальную информацию по ковидным ограничениям можно проверить на сайтах Управления гражданской авиации Кении и Международной ассоциации воздушного транспорта.
Еще о запретах
В Кению запрещено ввозить полиэтиленовые пакеты — в этом кенийцы оказались прогрессивнее многих стран Европы. За нарушение этого правила наказывают штрафами размером до нескольких сотен долларов. Но на практике никто не ищет пакеты в багаже туристов в аэропорту.
На улицах кенийских городов запрещено курить. В жилых районах и сельской местности за этим мало кто следит. В центре больших городов все очень строго: для курения оборудованы специальные точки. Наказание за курение вне этих мест довольно суровое: штраф до 500 долларов (51,498.2 рублей) или арест на срок до шести месяцев.
Еще есть довольно неопределенный запрет на ношение военной одежды гражданскими лицами. Совсем не факт, что полиция пристанет к вам из-за камуфляжных шорт, но лучше надеть что-то менее милитаристское.
Деньги
Кенийская валюта — шиллинг. (1 шиллинг = 0,64 рубля). Для обмена в Кению можно везти как доллары США, так и евро. Доллары лучше крупными купюрами, выпущенные в 2009 году или позже — на них характерная синяя вертикальная полоса и рядом чернильница медного цвета. Более старые банкноты или не принимают вообще, или меняют по худшему курсу. Для евро подобных ограничений нет. Банкоматы есть во всех городах и принимают визу и мастеркард. Карты принимают в крупных отелях, ресторанах и магазинах, но лучше, чтобы наличные шиллинги были всегда в кармане.
В Кении распространены электронные деньги. Самый популярный такой сервис — M-Pesa. Чтобы открыть кошелек, надо купить карту местного мобильного оператора Safaricom в любом из офисов компании — это займет не более десяти минут. Там же можно положить деньги на счет. Для управления даже не понадобится смартфон: все операции выполняются в текстовом меню, поэтому достаточно самого простого кнопочного телефона. Эта валюта настолько распространена, что расплатиться ею можно даже в небольших лавках. А иногда расплатиться ничем, кроме M-Pesa, просто не получится. Например, сайты некоторых автобусных компаний банковские карты к оплате не принимают, а в государственных национальных парках не выйдет заплатить наличными: только карты или M-Pesa.
Как перемещаться по Кении
Автобус. Главный транспорт для перемещения по Кении — автобус. Перевозчиков очень много. Цены и уровень комфорта могут отличаться у разных компаний и на разных направлениях. Автобусное сообщение в южной части страны и с соседними Угандой и Танзанией развито хорошо. Можно уехать в быстром автобусе с огромными мягкими креслами (на сайте надо выбрать билет с пометкой VIP). Цены невысокие: поездка между двумя самыми большими городами Найроби и Момбасой (490 км) будет стоить 1000–2500 шиллингов (795.3–1,988.3 рублей). Самыe популярные компании на этих направлениях — Dream Line и Modern Coast. На побережье работает компания Tawakal. А из Найроби до города Мойале на границе с Эфиопией можно уехать автобусом Moyale Liner за 20 долларов (2,059.9 рублей).
В Кении есть несколько сайтов-агрегаторов для покупки билетов, но многие из них настолько ужасно находят билеты, что лучше это делать самостоятельно и вручную. Из вменяемых порталов можно отметить Iabiri. Еще один интересный сервис — Bus Kenya. Это не агрегатор, а скорее набор закладок: в программе есть ссылки на десяток перевозчиков, для каждого из которых билет придется искать заново.
Чтобы купить билет в интернете, нужна местная симка — именно на ее номер придет смс с электронным билетом, который перед отправлением автобуса надо будет предъявить в кассе. Еще один вариант — заказать билет по телефону и оплатить его через M-Pesa. Но если местной симки нет или у нужной автобусной компании нет сайта, то придется идти на автовокзал. Точнее, на его кенийский аналог: автобусная станция в Кении — это несколько соседних улиц, на которых расположены офисы компаний, где продают билеты и паркуется транспорт. Автобусы различных направлений могут отправляться из разных точек города — эту информацию стоит уточнять на сайте компании или по телефону.
Поезд. История кенийской железной дороги началась в конце 19 века, когда британцы начали прокладывать метровую колею, соединившую Момбасу с берегом озера Виктория. Но последний пассажирский поезд дальнего следования по этой ветке прошел несколько лет назад. Сейчас ее используют в основном для грузовых перевозок и пригородных поездов в окрестностях Найроби. Единственный существующий пассажирский рейс — Найроби — Наньюки два раза в неделю. Но это опыт только для фанатов железной дороги: 200 километров поезд проезжает за восемь часов.
Параллельно старой железной дороге китайская компания проложила новую колею. Теперь поезда из Найроби в Момбасу ходят трижды в день: после обеда и ночью состав идет без остановок, а утром останавливается в семи населенных пунктах. Взрослый билет в первом классе стоит 3000 шиллингов (2,386.0 рублей), во втором — 1000 (2,386.0 рублей). Для детей младше 12 лет — 1500 и 500 шиллингов (1,193.0 и 397.7 рублей) соответственно.
Поезд проезжает этот маршрут немного быстрее автобуса и ехать комфортнее. Но есть пара существенных недостатков. Первое — железнодорожные вокзалы как в Найроби, так и в Момбасе находятся за пределами города, и до них приходится долго добираться. Второе — на кенийской железке действуют совершенно параноидальные правила. Видимо, китайцы не только запустили здесь свой поезд, но и передали собственные инструкции, которые кенийцы выполняют с доведенным до абсурда рвением. Контроль на вокзалах строже, чем в кенийских аэропортах. Причем, в отличие от аэропортов, многие потенциально опасные вещи здесь нельзя сдать в багаж. Складной Victorinox наверняка пропустят, а вот нож с фиксирующимся лезвием придется оставить. Из самого неочевидного — пассажирам не разрешают проносить алкоголь, хотя внутри поезда он продается свободно.
Билеты на поезд продают на сайте Кенийских железных дорог, но, как и в случае с автобусом, расплатиться можно только M-Pesa.
Еще один поезд ходит из Найроби на запад, в город Сусва недалеко от Найваши, но этот маршрут абсолютно бессмысленный из-за неудобного расписания. Однако у кенийцев есть планы продлить колею и соединить запад страны со столицей.
Самолет. В Кении очень хорошо развито авиасообщение. Кроме крупной и довольно дорогой Kenya Airways, существуют еще мелкие авиакомпании, которые летают внутри страны по вменяемым ценам. Билет из Найроби в Момбасу стоит от 50 долларов (5,149.8 рублей). Это отличная альтернатива автобусам в некоторых регионах с плохими дорогами. Например, если надо попасть из Момбасы в Ламу (330 км), то можно заплатить 1000 шиллингов (795.3 рублей) за билет и весь день трястись в душном автобусе, а можно потратить 5000 шиллингов (3,976.7 рублей) и преодолеть это же расстояние за 45 минут.
Покупать билеты лучше на сайте авиакомпании или непосредственно в офисе, потому что метапоисковики типа «Скайсканера» не показывают эти рейсы вообще или выдают завышенную цену. С пунктуальностью все плохо: если в одно и то же время по одному маршруту выполняют рейсы несколько авиакомпаний, то один из них наверняка опоздает на пару часов. Еще из неприятного — улететь в нацпарки дешево не выйдет: цена билета в одну сторону на эти направления составляет около 200 долларов (20,599.3 рублей).
Список кенийских авиакомпаний:
В Найроби внутренние рейсы прилетают не в международный аэропорт имени Джомо Кеньятта на восточной окраине, а во внутренний аэропорт Уилсона в центре города. Исключение составляют рейсы компании Fly540. Их удобно комбинировать с поездками на поезде, потому что железнодорожный вокзал находится рядом с международным аэропортом.
Транспорт в городах. Для перемещения по городам дешевле всего использовать маршрутки — их называют матату. Некоторые матату выглядят как обычные автобусы в российских провинциальных городах, а некоторые раскрашены яркими граффити: в салоне у таких — плазма с аудиосистемой, где без остановки крутят клипы местных исполнителей. Ориентироваться в маршрутах столичных матату можно с помощью карты Digital Matatus, приложения Moovit или гугл-карт. Проезд стоит 30–100 шиллингов (23.9–79.5 рублей) в зависимости от маршрута и времени суток.
В Кении работают сервисы такси Uber и Bolt. Километр стоит 30–70 центов (309.0–721.0 рублей) в зависимости от класса машины. От международного аэропорта на востоке Найроби до его западной окраины можно добраться за 10–15 долларов (1,030.0–1,544.9 рублей) — а это около 30 километров.
Помимо обычных автомобилей, в кенийском убере и болте есть мототакси — стоит почти вдвое дешевле машины и не надо стоять по два часа в столичных пробках. Когда подъедет заказанный мотоцикл, спросите у водителя свое имя и пункт назначения. Очень часто проезжающие мототаксисты видят белого туриста и выдают себя за водителя сервиса — естественно, их цена в итоге будет гораздо выше той, которую показало приложение в телефоне. В Момбасе мотоциклов в приложениях нет, зато есть тук-туки.
Когда ехать
В Кению лучше всего ехать в сухой период — с июня по октябрь. Хотя это высокий сезон, и все услуги будут стоить дороже. В ноябре-декабре бывают дожди, а в январе-феврале погода снова улучшается. С марта по май начинается основной сезон дождей. Все вышенаписанное верно для юга страны, где находится большинство достопримечательностей. На побережье всегда комфортная погода, а в пустыне круглый год жарко. Кения находится на экваторе, поэтому погода тут целый год более-менее одинаковая. Слегка холоднее, когда в Европе лето, особенно на возвышенности (ночью может быть аж плюс десять градусов), слегка теплее, когда у нас зима.
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.