Магистраль была самым крупным, дорогим и последним мегапроектом Советского Союза. В 1980-е годы дорогу строила вся страна, над каждой станцией шефствовал отдельный регион или республика, и «всесоюзная стройка» нашла прямое отражение в архитектуре станций. Так, например, Армения возводила станцию «Звёздный», здание облицовано традиционным для Армении розовым туфом. Азербайджану досталась станция «Улькан». Ее фасады облицованы азербайджанским мрамором, а оконные решетки ввыполнены в восточном стиле шебеке. В сибирской и дальневосточной тайге оказалась сконцентрирована вся география огромной страны — бо́льшую концентрацию можно найти разве что разглядывая павильоны на ВДНХ.
Во время посадки на поезд я решил протереть снаружи окно купе. Грязные окна, к сожалению — одно из «больных мест» железнодорожного транспорта в России. Проводница сначала удивилась, а затем, узнав причину и то, что я собираюсь наблюдать за природой БАМа из окна вагона, активно присоединилась и помогла с тряпкой. По ее словам, впервые оказавшись на БАМе, она была впечатлена местной природой, и очарование это не проходит до сих пор. Спустя долгие годы пейзажи на БАМе продолжают ее восхищать, даже несмотря на то что она видит их по нескольку раз в месяц. БАМ проходит через высокогорные ландшафты, сравнимые с пейзажами Австрии и Чили и гораздо более красочные, нежели равнинный Транссиб.
Железная дорога — это фактически единственный и при этом комфортный и доступный способ увидеть эти удивительные места. Автомобильными дорогами связаны не все населенные пункты, и они не самого лучшего качества. Путешествие по БАМу — это еще и социальный опыт: в пути можно познакомиться с местными жителями и услышать рассказы об их далеко не ординарных судьбах. На отдаленных станциях за несколько минут из вагона успевают выгружать циклопические объемы продовольствия. То и дело в поезд садятся строители (иногда и нетрезвые), и в их рассказах можно ощутить всю тяжесть работы в суровых условиях севера.
Аналогичной дороги такой длины и красоты, проложенной в столь сложных условиях и доступной для туристов, в мире просто не существует.
Что такое БАМ | Как устроен маршрут | Как добраться | Равнинный БАМ | Горный БАМ | Тында | Комсомольск-на-Амуре | Старый БАМ | Советы | Перед поездкой | Карта
Что такое БАМ и зачем его строили
Протяженность БАМа — 4287 километров (длина Транссиба — 8300 километров), магистраль проходит по территории шести регионов России, на значительном своем протяжении — в малолюдных местах и районах вечной мерзлоты или повышенной сейсмоактивности.
БАМ начинается в Иркутской области на станции «Тайшет». В этом месте магистраль встречается с Транссибом, и это та станция, которую вы не сможете миновать, двигаясь на поезде по России с запада на восток любым маршрутом. От Тайшета БАМ идет севернее Транссиба на расстоянии около 500 километров, проходит через Братск и Северобайкальск, огибает озеро Байкал с севера и далее через Тынду и Комсомольск-на-Амуре достигает берега Японского моря в районе станции Советская Гавань в Хабаровском крае.
О строительстве альтернативной железной дороги, соединяющей Байкал с Тихоокеанским побережьем, задумались еще в 19 веке. Рассматривались варианты обхода озера Байкал как с юга, так и с севера. «Северный» вариант железной дороги был отклонен по итогам двух экспедиций изыскателей Волошинова и Прохаски. Они признали безлюдные места, по которым проходит современный БАМ, непригодными не только для строительства железной дороги, но даже для проживания людей.
К идее строительства вернулись в 1932 году, в том числе из-за обострения отношений с Японией. Ее войска находились на территории Китая, вблизи границ СССР. Транссиб проходил слишком близко к границам потенциальных противников и мог быть захвачен, что отрезало бы железнодорожное сообщение с Дальним Востоком. Постановление о строительстве БАМ предусматривало создание магистрали (а это более 4000 километров) «сверхударными большевистскими» темпами за три года, что, конечно, было невозможно даже для сталинских времен. Для этого создали БАМлаг — один из крупнейших лагерей СССР, через который прошло более двух миллионов человек, а число погибших не подсчитано до сих пор. На строительстве БАМа пришлось потрудиться дочери Марины Цветаевой — Анастасии, священнику Павлу Флоренскому, поэту Николаю Заболоцкому и даже будущему маршалу Константину Рокоссовскому.
Строительство начали с подходов от Транссиба к будущей трассе БАМ. К 1938 году, когда расформировали БАМлаг, была построена лишь первая ветка от Транссиба к Тынде протяженностью 190 километров, а сам БАМ даже не был начат. В 1942 году был закончен второй подход — от станции «Известковая» до «Ургала», но тут же последовала команда разобрать первый и отправить рельсы на фронт для строительства Волжской рокады — страна готовилась к Сталинградской битве. На самом БАМе все еще не ввели в эксплуатацию ни одного километра.
В 1943 году вышел приказ об ускорении строительства дороги из Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, и на этот раз пригодились рельсы со второго построенного подхода — его тоже разобрали. К 1951 году были построены лишь два участка БАМа — по иронии судьбы, это самое начало и конец магистрали — от Тайшета до Усть-Кута и от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Их разделяло 3000 километров непроходимой тайги. За 20 лет было сооружено меньше трети магистрали, которая в прямом смысле покоилась на костях строителей-заключенных. Точных данных о погибших за весь период не существует, но известно, что в 1933–1938 годах погибло 40 тысяч человек.
После смерти Сталина стройка была заморожена из-за реформирования лагерей и отсутствия по сути бесплатной рабочей силы. Возобновились работы на БАМе лишь в эпоху Брежнева. В 1974 году БАМ объявили «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой». Со всей страны в Сибирь и на Дальний Восток потянулись поезда с бригадами молодых строителей-комсомольцев, к стройке привлекали и железнодорожные войска. Строительство происходило одновременно на всем протяжении будущей магистрали, бригады земляных рабочих, путеукладчиков, электриков и связистов шли буквально друг за другом. Дорога строилась с запада на восток и с востока на запад. Смычка (так называемая укладка «золотого звена») произошла осенью 1984 года. После этого на доработку и исправление недостатков потребовалось еще пять лет — окончательно БАМ ввели в эксплуатацию лишь в 1989 году.
Работы осуществлялись там, где на сотни километров не было ни одного населенного пункта, за исключением жилищ малочисленных коренных народов. БАМ прошел по местам, исторически населенным эвенками, нанайцами, орочами и другими народами, и это хорошо заметно по названиям станций, многие из которых пришли из языков коренных жителей. «Тында» — «место, где распрягают оленей», «Ургал» — «тухлая вода», «Сигикта» — «труднопроходимая чаща», «Муртыгит» — «место, где съели лошадь», «Олёкма» — «река, которую не миновать».
За сооружением каждого крупного населенного пункта и станции была закреплена республика или регион СССР, что нашло отражение в архитектурном оформлении станций. БАМ и по сей день является живым памятником дружбе народов когда-то единой страны. И действительно понять, какая из республик шефствовала над станцией или поселком, порой можно лишь взглянув на здание вокзала.
Станция | Кто строил | Что посмотреть |
Звёздный | Армения | Фасады, облицованные армянским розовым туфом, и «часы-цветник» |
Ния | Грузия | Традиционная грузинская деревянная резьба и чеканка, монумент «Россия — Грузия» с мечом и щитом |
Улькан | Азербайджан | Фасады, облицованные травертином и азербайджанским мрамором, оконные решетки в стиле шебеке, мозаичное панно «Сказание об Азербайджане», памятник Фархаду — национальному герою Азербайджана |
Кунерма | Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Чечня | Узоры с восточным орнаментом и металлическая композиция «Дагестан — БАМу» |
Северобайкальск | Ленинград | Вокзал — парусник и бетонная палатка с именами первопроходцев строительства |
Ангоя | Азербайджан | Стрельчатые окна и панно, сделанное в Баку |
Кюхельбекерская | Армения | Фасады, облицованные армянским розовым туфом, и протяженная аркада |
Новый Уоян | Литва | |
Таксимо | Латвия | |
Куанда | Узбекистан | Памятник в честь стыковки БАМа |
Новая Чара | Казахстан | Вокзал в форме юрты, деревянные панно со сценами жизни кочевников и памятник «Казахстан — БАМу» |
Икабья | Грузия | Козырьки подъездов жилых домов с картинами из истории Грузии |
Юктали | Челябинская область | Гигантские металлические часы с узором |
Ларба | Туркменистан | Орнаменты вокруг окон и мозаики «Туркменка» и «Природа Туркменистана» |
Тында | Москва | Самый высокий на Дальнем Востоке вокзал в форме птицы и типовые дома «московских серий» |
Алонка | Молдавия | Металлические панно «Дружба молдавского и русского народов» и «Алонка — БАМ — Кишинев», орнаменты с аистом и виноградом |
Новый Ургал | Украина | Медальоны с изображениями соседних станций, мозаики с сюжетами из жизни советской Украины |
Солони | Таджикистан | Мозаичные карнизы и национальные мозаики над входом |
Постышево | Новосибирская область | Барельефы с изображениями строителей |
Как устроен маршрут
В отличие от Транссиба, на БАМе нет поезда, который проезжал бы через всю магистраль. В пути придется сделать как минимум две пересадки — в Тынде и Комсомольске-на-Амуре. Пассажирское движение на БАМе развито не очень хорошо. График курсирования поездов — главное, что будет определять план вашего путешествия, и под него придется подстраиваться.
- На участке от Тайшета до Северобайкальска курсируют пять поездов — из Барнаула, Москвы, Адлера, Кисловодска и Иркутска.
- От Северобайкальска до Тынды — два поезда. По четным числам остается поезд Кисловодск — Тында, а по нечетным — Красноярск — Нерюнгри.
- На участке Тында — Комсомольск-на-Амуре есть один ежедневный поезд.
- Дальше надо будет еще раз пересаживаться на поезд Владивосток — Советская Гавань.
БАМ можно преодолеть за четверо суток — это самый быстрый вариант, если нигде не задерживаться и пересаживаться с поезда на поезд как можно быстрее. На путешествие с остановками и осмотром самых интересных городов надо закладывать не менее семи — десяти дней. Двигаться можно как с запада на восток, так и в обратном направлении, однако из всех поездов только один (№97, Кисловодск — Тында) преодолевает самый красивый участок БАМ — перевалы Кодар и Мурурин — в светлое время суток.
Как добраться
Тайшет. Ближайший крупный город к начальной точке БАМа Тайшету — Красноярск. Сюда можно долететь из многих российских городов. А дальше придется пересаживаться на поезд и шесть — восемь часов ехать до Тайшета.
Советская Гавань. Из конечной точки БАМа — города Советская Гавань — можно улететь в Хабаровск, Владивосток и Южно-Сахалинск на самолете. Либо доехать на ежедневном поезде до Хабаровска (сутки в пути) или Владивостока (36 часов).
Также из Советской Гавани можно доехать до Ванино и продолжить путешествие по морю до Сахалина. Пассажирские билеты на паром продают на железнодорожном вокзале «Ванино» или кассе в Холмске (площадь Ленина, 5). Их также можно забронировать по телефону: +7 (42137) 740-88 (Ванино), +7 (42433) 508-80 (Холмск). Рейсы ежедневные, в пути — 18–20 часов. Сидячее место стоит 760 рублей, а самое дешевое место в восьмиместной каюте — 1400. На борту работает столовая.
«Равнинный БАМ»: Братская ГЭС, река Лена и озеро Байкал
- Участок: Тайшет — Братск — Лена — Северобайкальск
- Длина: 1063 километра
- В пути: 21–25 часов
Тайшет — ворота БАМа
Отправная точка БАМа — Тайшет, крупный железнодорожный узел. Однако в остальном город, расположенный в 3600 километрах от Москвы, мало чем примечателен и вызывает скорее уныние — обветшавшие дома, ямы на дорогах, продуктовые дискаунтеры и реклама микрокредитов. Тайшет — это ворота БАМа, но пройти сквозь эти ворота лучше быстро и не особо приглядываясь.
Братск — крупнейшая ГЭС
Первый участок БАМа от Тайшета до Усть-Кута напоминает привычные ландшафты средней полосы России. Поезд проходит его за 12 часов, а главная достопримечательность — Братск, город энергетиков. Именно здесь находится знаменитая Братская ГЭС — самая большая по среднегодовой выработке энергии электростанция в России. Ей посвятил одноименную поэму Евгений Евтушенко и трагическую повесть «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин.
Братск состоит из нескольких районов, которые разделены обширными лесными массивами — фактически, это отдельные мини-города. К сожалению, посетить саму Братскую ГЭС самостоятельным туристам невозможно, даже в рамках экскурсии. На масштабную плотину можно посмотреть со смотровой площадки или посетить Музей истории Братскгэсстроя и города, где подробно описывается история строительства и эксплуатации станции.
Усть-Кут — крупнейший порт
В Усть-Куте железная дорога пересекает Лену, здесь расположен крупнейший в России речной порт Осетрово. В 1974 году отсюда стартовала «ударная комсомольская стройка» БАМа. Основная цель — обеспечение северного завоза по реке Лена в Иркутскую область и Якутию. Период навигации по Лене не превышает 150 дней, поэтому за это короткое время нужно успеть доставить все необходимые товары.
Северобайкальск — буузы и горы на фоне Байкала
Постепенно взбираясь на Становое нагорье, через шесть часов поезд достигает берега Байкала, на котором «с нуля» был возведен город Северобайкальск.
Город
Озеро Байкал видно в Северобайкальске практически сразу после выхода из поезда — стоит лишь подняться на пешеходный мост над путями. Достаточно пройти десять минут по аллее от вокзала — и вы оказываетесь на берегу главного озера страны. Панорама на фоне Баргузинских гор вполне конкурирует с альпийскими пейзажами, а сам северный Байкал, вписанный в частокол каменных склонов, намного красивее, чем на юге, вблизи Иркутска. Собственно, это и есть главная причина, по которой остановка в Северобайкальске должна войти в план любого путешествия по БАМу — впечатления от Байкала будут ярче, чем в иркутских Листвянке или Слюдянке, а туристов здесь в разы меньше.
Напротив вокзала установлен памятник строителям города, который венчает кораблик, отдаленно напоминающий шпиль Адмиралтейства — Северобайкальск проектировали и строили ленинградцы. По аналогии с Санкт-Петербургом он получил статус «второй столицы» БАМа. Первая и главная — Тында, ее проектировали москвичи. Ленинградские архитекторы позаботились о комфорте будущих жителей города, который находится в сейсмоопасной зоне: жилые здания могут выдержать девяти-десятибалльные землетрясения, а сами дома как бы «наслаиваются» друг на друга — это защищает дворы от пронизывающих зимних ветров. Во многих дворах сохранились лиственницы из тайги, на месте которой возник город.
Если вы в Северобайкальске проездом — не отчаивайтесь, возможность побывать на озере все равно есть. Все пассажирские поезда делают здесь остановку не менее одного часа, и этого вполне достаточно, чтобы дойти до берега и прикоснуться к байкальской воде. Надо выйти из вагона, подняться по лестнице на пешеходный мост и пройти в противоположную от вокзала сторону. Дорога через лиственный лес до берега озера займет около десяти минут и приведет к панорамной площадке, откуда можно сделать фото с видом на Баргузинские горы. В скором времени на площадке планируют открыть визит-центр.
Окрестности
Экотропа. В окрестностях города проложена экотропа, часть «Большой байкальской тропы» — одного из крупнейших волонтерских проектов в сфере туризма в России. ББТ уникальна своим системным подходом — это не разовая акция, а долгосрочная программа по созданию и поддержанию сети пешеходных троп исключительно силами добровольцев. С 2003 года сотни волонтеров обустраивают маршруты вдоль берега Байкала, чтобы он стал доступнее для туристов. Тропу, которая начинается в Северобайкальске, возможно пройти за два дня.
Ледниковое озеро. Еще одна достопримечательность рядом с Северобайкальском — ледниковое озеро Фролиха, расположенное в 45 километрах от города. Озеро с кристально прозрачной водой находится в окружении белоснежных горных вершин. Сюда проще всего добраться на катере до бухты Аяя. Поездку можно забронировать в Фролихинском заказнике. От бухты к озеру ведет восьмикилометровая оборудованная экотропа. Кстати, в бухте находится одно из крупнейших лежбищ байкальской нерпы — животные любят отдыхать тут на солнце.
Термальные источники. В окрестностях Северобайкальска есть неплохие термальные источники, самые популярные — Гоуджекит и Дзелинда, в 25 и 70 километрах от города. До Гоуджекита можно добраться на электричке до одноименной остановки или на маршрутке. До Дзелинды ходит электричка до остановки «1156 км» или можно доехать на такси. Источники открыты круглый год, оборудованы раздевалками и купальнями, температура воды там — около плюс 45–50 градусов. Качество инфраструктуры, конечно, не сравнится с источниками в Будапеште — имейте это в виду.
Еда
Несмотря на то что Северобайкальск — второй по величине город Бурятии, большую часть населения города составляют русские. Главное влияние бурятской культуры выражается в еде: почти в любом кафе города готовят позы (или буузы). Внутри чашечки, в которой традиционно должно быть 33 «защипа» теста, находится начинка, самая популярная — мясной фарш. Одни из лучших поз подают в кафе «У Альбины» (проспект 60 лет СССР, 5).
Качественный кофе готовят в единственной городской кофейне «География кофе» (улица Парковая, 6а). По словам бариста, команде потребовалось три-четыре года, чтобы преодолеть барьер «Ну как чашка кофе может стоить 200 рублей??» (да, для многих людей это все еще большие деньги). В «Географии кофе» также продают сувениры с этнотематикой.
«Горный» БАМ: высоченные перевалы, уникальный тоннель и сибирские пески
- Участок: Северобайкальск — Куанда — Новая Чара — Хани — Тында
- Длина: 1285 километров
- В пути: 24–26 часов
Северомуйский тоннель
Для того чтобы выбраться к своей наиболее живописной части, БАМ пробивает Северо-Муйский хребет через самый длинный в России одноименный железнодорожный тоннель — длинной 15,3 километра. При выборе трассы геологические условия не были до конца известны, и строители столкнулись с массой технологических «сюрпризов» — от постоянных обвалов пород и прорывов до радоновых вод и повышенного радиационного фона. На пути тоннеля встречается четыре тектонических разлома, и именно в районе Северомуйска было зафиксировано самое сильное в истории СССР землетрясение. Однопутный тоннель закончили строить в 2003 году, спустя 26 лет после начала. Он считается самым сложным тоннелем, который когда-либо строили в мире.
Поезд преодолевает тоннель за 20 минут. Ворота тоннеля обычно держат закрытыми для поддержания постоянного микроклимата и открывают только при приближении поезда. До ввода тоннеля в эксплуатацию поезда следовали по временной дороге длиной 64 километра, уклоны на которой в два раза превышали допустимые на железной дороге. Обход был настолько опасен, что пассажирские поезда ехали пустые, а людей перевозили с одного конца на другой на автобусах. Фишка обходного маршрута — полукруглый Чёртов мост, конструкция высотой 35 метров над долиной реки Итыкит, дрожавшая каждый раз, когда по ней проходил грузовой поезд. Мост находится на двухярусных тонких опорах, которые очень похожи на спички, и от этого вся конструкция выглядит пугающе ненадежной.
Обходная дорога сама по себе является достопримечательностью магистрали, однако официального способа проехать по ней нет — только на рабочем поезде. Начало обхода можно рассмотреть при подъезде к западному порталу тоннеля (со стороны Северобайкальска). Под мостом проходит автомобильная грунтовка, но доехать до нее совсем не просто.
Кодарский хребет
За Северомуйским хребтом начинается высокогорная и самая красивая часть БАМа. Поезд №97 Кисловодск — Тында идет по ней весь световой день — около 1000 километров и 20 часов пути. Здесь почти нет населенных пунктов и связи, только природа. А главное занятие — смотреть в окно: оторваться от пейзажей действительно сложно. На склонах гор с заснеженными вершинами расстилается лиственничная тайга, а россыпи камней покрыты лишайником. В этих местах обитают росомахи, медведи, изюбри, лоси, рыси и ондатры, изредка их можно увидеть и из окна поезда.
На станции Куанда установлен монументальный памятник стыковке БАМа. Изначально укладка «золотого звена» планировалась на самой станции, но сложности при строительстве Кодарского тоннеля не позволили завершить работу по плану. Строители торопились закончить работы к празднику 7 ноября, нарушили температурный режим, и произошел крупный обвал. 29 сентября 1984 года бригадами Андрея Бондаря (который шел с запада, дошел до Куанды и продвинулся дальше на 42 километра, наверстывая отставание бригады с востока) и Ивана Варшавского в районе разъезда Балбухта были состыкованы западный и восточный участок магистрали. Сейчас место стыковки отмечено стелой из двух встречающихся пар рельсов, на шпалах между которыми написаны названия станций, расположенных к западу и востоку от разъезда. Это был момент искренней человеческой радости и кульминация усилий тысяч людей, шампанское пили прямо из строительных касок. Официальная же церемония прошла на станции Куанда 1 октября, для нее сняли два участка пути и в присутствии партийного начальства уложили заново, но это была всего лишь имитация.
После Куанды БАМ начинает взбираться вверх по Кодарскому хребту, и сразу после Кодарского тоннеля поезд следует между двух озер-братьев — Большое и Малое Леприндо. Это место — одно из самых живописных на БАМе и абсолютно безлюдное. Озера вписаны меж высоких горных хребтов, покрытых лиственницами, вода в водоемах прозрачная, а дно можно разглядеть даже из поезда. Пейзажи напоминают чилийскую Патагонию, расположенную в противоположной части света.
Если остаться в Куанде на несколько ночей, то можно сходить в однодневный трекинг в районе Леприндо. Для этого от нужно доехать на утренней электричке до разъезда Леприндо (около двух часов в пути), откуда начинается тропа. Вечером надо сесть на обратную электричку из Новой Чары и вернуться в Куанду. Важно помнить, что места эти совершенно дикие — здесь нет мобильной связи, магазинов и вообще цивилизации. Зато есть медведи и росомахи, опасные для человека. Как минимум надо взять средство от комаров и запас еды с водой. В 2018 году эта территория вошла в состав национального парка «Кодар», но инфраструктура для экологического туризма пока отсутствует.
Новая Чара — сыпучие пески
Изначально при проектировании БАМа планировали создать 11 крупных промышленных центров: Южно-Якутский кластер черной металлургии, Верхне-Ленский комплекс целлюлозной промышленности, Селемджинский комплекс цветной металлургии и так далее. Работа таких центров должна была обеспечить загрузку дороги. В итоге из одиннадцати было освоено лишь два, один из которых находится в окрестностях станции Новая Чара — это Удоканское медное месторождение. Поселок построили рабочие из Казахстана, и степные мотивы хорошо заметны на станции. Вокзал выполнен в виде большой юрты, а внутри украшен деревянными панно со сценами из жизни кочевников.
Для туриста Новая Чара интересна прежде всего массивом сыпучих движущихся песков. Длина некоторых барханов — 170 метров, а высота — 80. Пейзаж крайне похож на пустыни Аравийского полуострова с одним главным отличием — Чарские пески окружены заснеженными остроконечными горами высотой 2000–3000 метров, которые возвышаются прямо над песками. Самое красивое время на Чарских песках — май, когда цветет забайкальский подснежник — фиолетовая сон-трава, пробивающаяся сквозь песок. Правда, до самой пустыни в эти дни не добраться из-за обильного паводка.
Пески можно посетить пешком или в составе экскурсионного тура на вездеходе. Если ехать к Чарским пескам самостоятельно, то от станции Новая Чара нужно на такси доехать до поселка Чара, а оттуда пройти десять километров по тропе, в пути придется перейти реку Средний Сакукан через брод глубиной около 40 сантиметров. Надо учитывать, что во время дождей река быстро поднимается и становится непроходимой.
Хани и Муруринский перевал
Миновав Новую Чару, поезд продолжает подъем до наивысшей точки БАМа и вообще высшей точки всех железных дорог России — перевала Мурурин (1323 метра). Поезд следует по высокогорью, растительности здесь почти нет, и благодаря этому на протяжении полутора часов из окон открываются отличные панорамы Кодарского хребта.
Из-за крутого подъема и недостатка кислорода (тепловоз не может работать на полной мощности) тяжелые грузовые поезда не только тянут спереди, но и подталкивают вторым локомотивом сзади. Подъемы здесь настолько затяжные, что машинистам даже разрешено проезжать на красный сигнал семафора на минимальной скорости. Если грузовой состав остановится на подъеме, продолжить путь вверх будет практически невозможно.
Спустившись с перевала, поезд долгое время идет вдоль реки Хани, и пейзажи чилийской Патагонии сменяются кавказскими — река с двух сторон окружена горами, скалы нависают над рельсами, буйная вода бьется о камни. Именно здесь, посередине реки, находится точка, в которой сходятся границы сразу трех регионов — Забайкальского края, Якутии и Амурской области.
Неожиданно посреди долины вырастают пятиэтажки, которые меньше всего ожидаешь увидеть после долгих часов безлюдных пейзажей. Это станция Хани, поезд стоит несколько минут, за которые успевают выгрузить десятки коробок с продуктами. Железная дорога — единственный способ связи этих мест с миром.
Хани — это, вероятно, лучшее место, чтобы почувствовать масштаб БАМа. Хани относится к Нерюнгринскому району Якутии, однако до районного центра по железной дороге — 715 километров или 17 часов на поезде. До республиканского центра Якутска — более 1500 километров. Это практически протяженность Евросоюза от Польши до пролива Ла-Манш во Франции.
Тында — столица БАМа
После Хани на протяжении многих часов поезд следует вдоль рек Олекма и Нюкжа, холмы сменяются болотами, которые здесь называют мари. Вокруг ни души, и только лишь автоматический голос из динамиков на пустынных станциях напоминает о том, что в этих местах появлялся человек. Чувство одиночества исчезает только лишь когда поезд прибывает в столицу БАМа — Тынду.
Что смотреть
Тынду неслучайно называют столицей: ее проектировали и строили подрядные организации из Москвы. Здесь самый высокий вокзал на Дальнем Востоке, здание построено в форме птицы и отделено от города рекой. Здесь шестнадцатиэтажные жилые дома, которые после нескольких дней пустынных просторов кажутся настоящими небоскребами. Здесь есть свой Арбат и своя улица Красная Пресня, а в облике домов и школ москвичи с легкостью узнают типовые московские проекты.
Примечательны тут памятники, отражающие специфику города, возникшего ради железной дороги — камень «Даёшь БАМ» со строительства магистрали (площадь 25-летия БАМа), стильный памятник мостостроителям «Мужчина с кувалдой» (улица Мохортова, 10) в духе авангарда и даже памятник молекуле титана (улица Школьная, 1), месторождение которого расположено неподалеку в Тындинском районе.
В Тынде находится увлекательный Музей истории БАМа, где можно зависнуть на два-три часа. В двухэтажном здании с вытянутыми коридорами легко угадывается бывший детский сад. С большой вероятностью вы окажетесь единственным посетителем, зато смотрители с удовольствием расскажут и покажут многочисленные экспонаты. В девяти залах детально представлена история этих мест — жизнь коренных народов, проекты магистрали во времена Российской империи, строительство «старого» БАМа, БАМлаг, геологические изыскания, ударная всесоюзная стройка, эксплуатация БАМа. Разнообразие экспонатов и содержательность информации — на уровне лучших отраслевых музеев страны. Только при планировании посещения учтите, что музей закрывается на часовой обед.
Ночлег
При поездке по БАМу избежать пересадки в Тынде невозможно: станция является конечной для всех поездов на магистрали — за исключением якутского поезда в город Нерюнгри. В городе почти отсутствуют комфортабельные гостиницы, а российский «Броневик» выдает лишь несколько квартир, поэтому самым оптимальным вариантом будет размещение прямо на вокзале в комнатах длительного отдыха. Свежий ремонт, туалет в номере и тарификация за 12 часов, а этого вполне достаточно, чтобы выспаться и привести себя в порядок после поездки. Забронировать проживание можно заранее по телефону 8-800-775-69-29 или на сайте.
Еда
В ответ на вопрос о лучшем месте для питания все жители Тынды однозначно называют кафе узбекской кухни «Файс» (улица Амурская, 33). Расположение неподалеку от гаражей и местного рынка полностью компенсируется впечатлениями внутри: разнообразная ближневосточная кухня и собственный тандыр. Единственная в Тынде кофейня с рожковой кофемашиной — «Кофейня на Мохортова» (улица Мохортова, 7а).
Тында — Комсомольск-на-Амуре — самый медленный поезд в России
- Участок: Тында — Новый Ургал — Комсомольск-на-Амуре
- Длина: 1469 километров
- В пути: 37 часов
На участке от Тынды до Комсомольска-на-Амуре курсирует только один ежедневный поезд №351/352, и это, кстати, самый медленный пассажирский поезд в России. Расстояние в почти 1500 километров поезд проходит за 37 часов со средней скоростью менее 40 километров в час. Пейзажи на этом маршруте менее красочны, чем на центральном БАМе, а саму дорогу возводили железнодорожные войска, поэтому все небольшие станции построены по однотипным непримечательным проектам.
Из интересного — вокзал Алонка, сооруженный Молдавской СССР, с металлическими панно, изображающими молдаванок и гроздья винограда. Еще хорош вокзал Солони, входные группы которого украшены мозаикой в среднеазиатских мотивах — пожалуй, самый удаленный от Душанбе пример таджикской культуры. Самые красивые участки маршрута проходят между станцией Иса и Этыркен, а также в районе станции Дуссе-Алинь, когда поезд прорезается через одноименный хребет, но, к сожалению, этот участок в обе стороны выпадает на темное время суток.
Комсомольск-на-Амуре — город на заре
Поезд прибывает в Комсомольск-на-Амуре на рассвете, облака подсвечены нежным розовым светом, и в таком образе город полностью соответствует своему альтернативному названию «Город на заре». Еще Комсомольск называют «Городом юности». Все эти названия неслучайны, так как свое имя город получил в честь построивших его комсомольцев. Как и БАМ, город возник практически на пустом месте по решению ВЦИК. В 1932 году на амурский берег сошли первые строители, комсомольцы-добровольцы. Однако через год почти половина добровольцев уехала со стройки из-за невыносимых бытовых условий, и тогда в ход пошёл проверенный рабский труд заключенных. В будущий город стали отправлять отряды Амурлага и БАМлага. Историки и журналисты до сих пор спорят о том, кого же на строительстве Комсомольска-на-Амуре было больше: комсомольцев или заключенных.
Благодаря авиационным и судостроительным заводам город развивается и является самым крупным населенным пунктом на БАМе, тут живет 236 тысяч жителей. Здесь отливают сталь, производят корабли, самолеты «Сухой», а в небе регулярно слышен рев военных истребителей, выполняющих испытательные полеты.
Комсомольск-на-Амуре — пожалуй, один из самых ярких примеров того, как выглядит «советский город» в лучшем понимании этого словосочетания. Построенный «с нуля» по единому генеральному плану, он приобрел и продуманную планировку, и множество парков и прогулочных зон, и социальную инфраструктуру, и сталинскую архитектуру. Ширина некоторых проспектов такова, что даже при современном трафике они выглядят пустынными. Проспект Первостроителей, аллея Труда и бульвар Юности, парки Судостроитель и Железнодорожник, кинотеатр «Красный», гостиница «Восход» — гуляя по Комсомольску-на-Амуре, в прямом смысле переносишься в советскую эпоху.
Дом молодежи открывал лично Юрий Гагарин, а на его фасаде расположено красочное панно «Слава Комсомолу». На площади Победы находится мемориал из семи гранитных глыб, на которых высечены лица воинов (пехотинец, танкист, моряк, летчик, партизанка, снайпер-нанаец, сын полка), защищавших Родину. Это один из самых выразительных и искренних мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне. Грустный взгляд огромных каменных глаз проникает куда-то внутрь.
Фасад заброшенного речного вокзала (улица Набережная, 7) на берегу Амура украшает алюминиевое панно, на котором первостроитель города выкорчевывает пень. С набережной Амура открывается панорамный вид на высокий левый берег. В 2022 году, к 90-летию Комсомольска-на-Амуре, набережную благоустроили и отремонтировали. В Краеведческом музее подробно рассказывают об истории города — от неизменной для всех краеведческих музеев выставки о местной природе и Амурлага до времен перестройки и нынешнего расцвета военно-промышленного комплекса.
Если вы остановились в Комсомольске больше, чем на день, можно съездить на высокогорное озеро Амут в 60 километрах от города — в некотором смысле это младший брат озера Фролиха около Северобайкальска. Они похожи по ландшафту и внешнему виду, оба горные, только Амут гораздо меньше размером и образовался оползневым способом. Водоем находится на высоте 740 метров и окружен горами. Прозрачность воды в нем не уступает Байкалу. В мае и октябре в Болоньском заповеднике на правом берегу Амура на болотах и заливных лугах можно наблюдать за перелетными птицами.
Если вы планируете закончить путешествие по БАМ именно в Комсомольске-на-Амуре, то здесь есть аэропорт, из которого несколько раз в неделю можно улететь в Благовещенск. Поезда идут до Хабаровска (около 12 часов) и Владивостока (около суток в пути).
«Старый» БАМ: Японское море и коренной народ орочи
- Участок: Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань
- Длина: 462 километра
- В пути: 13 часов
Дорогу от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани называют «старый БАМ». Она была проложена в военные 1940-е годы и пробивается через хребет Сихотэ-Алинь с горами до 1400 метров в высоту. Трасса извилистая, а на небольших станциях сохранились деревянные вокзалы. На подъезде к побережью Японского моря поезд следует вдоль реки Тумнин, растительность заметно отличается от всего остального БАМа, потому что климат тут намного мягче. Названия станций свидетельствуют об особом характере этих мест — Дюанка, Монгохто, Чепсары, Усть-Орочи, Тулучи.
Река Тумнин впадает в Татарский залив, поезд делает резкий поворот — и с левой стороны открываются дали Японского моря — пейзаж, совершенно непривычный после четырех тысяч километров тайги. Байкало-Амурская магистраль заканчивается в морском порту Ванино, откуда грузы направляются по всему миру.
Грузопоток на БАМе увеличивается постоянно. Если в 1990-е годы говорили о невостребованности и убыточности БАМа, то в 2022 году на Восточном полигоне перевезли 158 млн тонн грузов (в основном уголь), и мощности все равно не хватает. На БАМе даже пришлось ввести специальный принцип приоритизации поездов. Однопутная дорога уже не справляется с нагрузкой — здесь, как и на остальном БАМе, укладывают второй путь, чтобы поезда могли следовать одновременно в обе стороны. Планируется, что к 2024 году провозная мощность полигона составит 180 миллионов тонн в год, а к 2032 году — до 255 миллионов тонн.
Советская Гавань — берег Японского моря
Еще около получаса поезд следует вдоль побережья, огибая бухты, пока наконец не остановится у деревянного вокзала конечной станции «Советская Гавань — Сортировочная». Вокзал был построен военнопленными японцами в 1947 году и выглядит тут, рядом с Японским морем, очень гармонично. Ему даже удалось сохранить свой первоначальный облик после ремонта, несмотря на огромную любовь РЖД к сайдингу. К сожалению, эта участь постигла многие вокзалы на БАМе. До самого города Советская Гавань отсюда еще около 30 километров, добраться можно на автобусе №101, который дожидается прибывшего поезда на остановке напротив вокзала. Аналогично можно добраться и по пути обратно: автобус уезжает из города примерно за полтора часа до отправления поезда, расписание лучше уточнить у контролера.
До возникновения СССР гавань называлась Императорской, а сами места были открыты во время Амурской экспедиции адмирала Невельского и позднее исследованы экспедициями Арсеньева. Именно здесь был затоплен знаменитый фрегат «Паллада» — об этих знаменательных событиях, как и о культуре орочей, можно узнать в небольшом Краеведческом музее. В остальном музей представляет собой слегка печальный мемориал периода расцвета города во времена СССР — витрины заполнены бутылками лимонада и водки местного пищекомбината (закрыт), рыбной продукцией базы океанического рыболовства (обанкрочена) и фотографиями доков судоремонтного завода (не функционирует). Для фотосъемки необходимо приобрести отдельный билет (артефакт, который уже редко встретишь в современных музеях), зато оплатить можно банковской картой.
Главная достопримечательность Советской Гавани — безусловно, море. В городе нет естественной набережной, зато в парке есть небольшой искусственный променад, сооруженный на сваях прямо над водой. Если хочется насладиться природой Татарского залива, то лучше всего прогуляться по оборудованной экологической тропе Арсеньева длиной 3,5 километра. Она начинается недалеко от городского кладбища у горы Кекурная, проходит через Ведьмино кольцо — причудливое скальное образование с шаманским чумом и заканчивается на берегу бухты Базарная, откуда открываются потрясающие виды Тихого океана.
Другой маршрут (уже необорудованный) проходит вдоль бухт Фальшивая и Ситуан к мысу Красный Партизан, на высоком скалистом берегу которого установлен маяк постройки 19 века. Протяженность маршрута — около 12 километров. Дорога начинается в поселке с милым названием Лососина, добраться туда можно на автобусе, который каждые 15–20 минут отправляется из Советской Гавани.
Карта маршрута по БАМу
Советы
Связь
Почти на всем протяжении БАМа мобильная связь присутствует лишь на крупнейших станциях, и зачастую это всего один оператор (МТС). На участке от Новой Чары до Тынды вы можете остаться без какой-либо связи почти на весь день — учитывайте это при планировании.
Фотографам
Обязательно возьмите с собой тряпку для пыли, чтобы протереть окно в купе. Поезда на БАМе следуют под тепловозной тягой, и окна быстро покрываются слоем сажи — чистое окно обеспечит половину ваших впечатлений от пейзажей. Удобнее всего протереть стекло на станциях с высокой платформой (такие есть в Северобайкальске или Тынде). Альтернативно можно попросить у проводника швабру.
На БАМе настороженно относятся к людям, снимающим железную дорогу на фотоаппарат. В таких случаях поможет вежливое напоминание о праве на свободную любительскую фотосъемку. Но надо быть готовым в случае чего к общению с полицией и объяснению, зачем вы со смотровой площадки с телевиком снимаете поезда.
Маршрут
Если у вас недостаточно времени на поездку через весь БАМ — лучше всего прилететь на самолете в аэропорт Нижнеангарска (есть прямые рейсы из Иркутска, Красноярска и Улан-Удэ несколько раз в неделю) и проехать на поезде участок от Северобайкальска до Тынды. На нем самые высокие горы и, соответственно, красивые виды. Из Тынды можно улететь обратно на самолете в Хабаровск, Благовещенск или Иркутск. На такой маршрут понадобится три дня.
В некоторых поездах на БАМе (особенно на Восточном участке) всего один или два купейных вагона, а спрос на места велик, так как на поезд оформляют служебные билеты сотрудники железной дороги. Если вы хотите ехать в купе без попутчиков, то можно купить билет по семейному тарифу — в зависимости от типа поезда, скидка может составлять до 40 процентов.
Когда ехать
Лучшее время для путешествия по БАМу — конец мая или начало июня и сентябрь. Весной еще нет назойливой мошки и самые длинные световые дни. В сентябре уже облетело большинство листьев, и сквозь деревья видно намного больше, чем летом, а многочисленные лиственницы, окрашенные в желтый цвет, придают фотографиям уютный осенний колорит.
Что почитать, посмотреть и послушать про БАМ
- «Дорога длиною в век: альбом-путеводитель по Кругобайкальской железной дороге» Александры Хобты — о предыстории строительства сибирских магистралей.
- Книги «Тропою испытаний», «Смерть меня подождет» и «Последний костер» геодезиста Григория Федосеева — об исследовании мест, по которым прошла трасса будущей БАМ, и уникальной дружбе с местным проводником-эвенком Улукитканом.
- Книга «Неизвестный БАМ» Виктора Прядкина — о БАМлаге.
- Книга «Мужество» Веры Кетлинской — художественная летопись строительства Комсомольска-на-Амуре в стиле соцреализма.
- Курс «Академии Arzamas» «Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль».
- «Строим БАМ», «БАМ», «Большой привет с большого БАМа», «Марш БАМ» — серия советских песен о главной стройке страны.
- «Перевал Мурурин» (1994 год, режиссер Эдуард Хохлов) — художественный фильм о катастрофе на БАМе в 1992 году с участием неуправляемого тепловоза, пассажирского поезда и состава с взрывчаткой.
- Документальный фильм проекта «Редакция» про бамовцев — уникальную касту людей, которые создали магистраль.
- Проект издания «Сноб» «Путешествие по Байкало-Амурской магистрали» — серия репортажей о том, чем живут сегодняшний БАМ и его жители.
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.