Сначала два года пандемии, а потом санкции и ограничения на въезд в Европу — сложное время для тех, кто любил путешествовать ради музеев и выставок. Поездки все еще трудно планировать, но визы пока выдают (Испания, Франция, Греция и даже США и Великобритания). Поэтому вырваться в любимый музей на большие презентации Яна Вермеера или Марины Абрамович все еще реально. Рассказываем о самых интересных выставках в мире, которые пройдут во второй половине 2023 года.

Австрия | Великобритания | Германия | Дания | Италия | Нидерланды | США | Франция | ЮАР | Юбилейные маршруты

Ян Вермеер в Рейксмузеуме

  • Когда: 10.02–04.06
  • Где: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.
  • Кто: Ян Вермеер — один из классиков нидерландского искусства, мастер жанровой живописи и символ Золотого века Голландии.

Выставка Яна Вермеера в Амстердаме — без сомнений, главный культурный блокбастер этого года. В стенах одного пространства впервые удалось собрать так много работ Вермеера — 28 из 37 известных, найденных в разных музеях и частных коллекциях по всему миру. Среди экспонатов — даже хрестоматийные шедевры «Девушка с жемчужной сережкой» (ее, кстати, планируют отправить домой пораньше из-за беспокойства реставраторов) из коллекции Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» из Дрезденской картинной галереи. Словом, редкий шанс посмотреть Вермеера, не объезжая все европейские и американские музеи самостоятельно!

 «Девушка, читающая письмо у открытого окна», Ян Вермеер, 1657 год

Предыдущая крупная выставка Вермеера, прошедшая в Гааге в 1996 году, объединяла 23 произведения. И надеяться на то, что новый рекорд будет побит в ближайшие десятилетия, не приходится. Работы художника путешествуют редко. Музеи не очень любят отдавать свои главные шедевры на временные выставки коллег: иногда из-за тревоги по поводу сохранности, иногда — по политическим причинам. К тому же всегда сложно договориться с десятком музеев на определенную дату. Например, Музей истории искусств в Вене отказался предоставить картину Вермеера «Аллегория живописи».

Если не гнаться за цифрами — что в этой ситуации достаточно сложно — ретроспектива Вермеера позволяет сформировать собственное мнение о классике мирового искусства, узнать больше о его технике и даже развеять некоторые мифы. Например, благодаря рентгену исследователям удалось увидеть исчезнувший со временем пигмент бровей и ресниц «Девушки с жемчужной сережкой», отсутствие которых раньше связывали с желанием художника подчеркнуть «магнетический томный взгляд».

Сейчас покупка билетов на сайте недоступна, а перекупщики предлагают слоты за 1000 фунтов! Тем не менее, мы рекомендуем следить за социальными сетями музея: это не первый блокбастер, работу которого могут продлить или добавить в продажу дополнительные билеты. Если вы не готовы ждать, можно обратиться за помощью в консьерж-сервисы или турагентства.

На выставке Яна Вермеера будет выставляться хрестоматийный шедевр «Девушка с жемчужной сережкой» из коллекции Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге. Фото: Sailko / Wikimedia.org

«Перед бурей» — цикл выставок-размышлений в здании Торговой биржи

  • Когда: 08.02–11.09
  • Где: галерея Bourse de Commerce, Париж, Франция.
  • Кто: Современные художники — от абстракциониста Сая Твомбли до скульптора Роберта Гобера — в подборке миллиардера Франсуа Пино.

В Торговую биржу (Bourse de Commerce) в Париже стоит идти как минимум для того, чтобы взглянуть на результаты недавней реконструкции. Японский архитектор Тадао Андо превратил здание торговой биржи 18 века в галерею по заказу известного предпринимателя и коллекционера Франсуа Пино. Оригинальное сооружение — биржа для хранения и продажи пшеницы — построено в середине 18 века. Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери» описал купол биржи как английскую жокейскую кепку, но только в большом масштабе. В 19 веке за ремонт здания после нескольких пожаров взялся архитектор Анри Блондель, который перестроил фасад, но сохранил круглую форму и купол.

Тадао Андо в своем проекте возвращается к решениям Блонделя, восстанавливает здание по лекалам 1889 года и встраивает в классическую ротонду бетонную галерею-цилиндр. Инородная структура позволила сохранить оригинальную архитектуру и интерьеры здания, а также расширить доступные выставочные площади. Сочетание классических белых стен с грубой поверхностью бетона создает идеальный фон для современных экспозиций.

В Торговую биржу в Париже стоит идти как минимум для того, чтобы взглянуть на результаты недавней реконструкции. Фото: Chabe01 / Wikimedia.org, Pinault Collection

С 8 февраля по 11 сентября в Bourse de Commerce можно увидеть цикл выставок-размышлений Avant l’Orage («Перед бурей» с французского) — о хрупкости мира, который стремится забыть о своей связи с природой и безнадежно же от нее зависит. Актуальная тема климатического кризиса здесь получает осмысление через фантазийные экосистемы, созданные художниками для иллюстрации необратимых изменений окружающей среды.

В экспозиции, следующей центрической архитектуре здания, зритель попадает из одного апокалиптического пейзажа в другой. Один зал — одна тема. Медиумов множество — от живописи до фотографии и инсталляций. Среди художников-участников — Роберт Гобер, Фрэнк Боулинг, Сай Твомбли, Аника Йи. Кто бы ни был вашим любимчиком среди современных авторов, взглянуть на работы однозначно стоит. Тем более, в декорациях Тадао Андо.

С 8 февраля по 11 сентября в Bourse de Commerce можно увидеть цикл выставок-размышлений «Перед бурей» — о хрупкости мира, который стремится забыть о своей связи с природой и безнадежно же от нее зависит. Фото: Pinault Collection
Работа Роберта Гобера, первая — 1991 года, вторая — 1989. Фото: Museum of Modern Art
Работа Аники Йи Biologizing the Machine (tentacular trouble) («Биологизация механизмов (пробемы с щупальцами)»), 2019 год. Фото: Anicka Yi Studio

Эдуард Мане и Эдгар Дега в Париже

  • Когда: 28.03–23.07
  • Где: музей Орсе, Париж, Франция.
  • Кто: Эдуард Мане и Эдгар Дега — два великих французских художника.

Если вы доберетесь до Парижа, одной выставкой дело не ограничится! Тем более, музей Орсе (совместно с Оранжери и нью-йоркским Метрополитен-музеем) играет по-крупному и посвящает проект сразу двум крупнейшим художникам 19 века. Эдгар Дега и Эдуард Мане — почти ровесники, почти друзья — в своем творчестве предопределили развитие мировой живописи и рождение импрессионизма. Дега подарил миру своих балерин, Мане почувствовал современный ему Париж, вместе же они сделали очевидной потребность живописи в обновлении — как техники, так и сюжетов.

В экспозиции можно будет увидеть такие хиты как «Олимпия» (1863 год) Эдуарда Мане и «Семья Беллелли» (1858–1867 годы) Эдгара Дега

В центре внимания кураторов не только произведения мастеров, но человеческие отношения: дружба и соперничество, юношеская близость и очевидный контраст в зрелости, общий опыт войны и парадоксально разный подход к творчеству как карьере, а искусству — как предмету коллекционирования.

В экспозиции можно будет увидеть как хиты («Олимпию» и «Балкон» Мане, «Женщину на террасе» и «Семью Беллелли» Дега), так и не очень растиражированные работы художников. Среди редкостей — картина «Месье и мадам Эдуард Мане», главный символ связи художников. Дега подарил Мане холст с портретом его и жены. Мане остался недоволен изображением «мадам» и отрезал часть с лицом жены. Обиженный автор забрал картину обратно, и с тех пор на месте Сюзанны — полоса пустого грунтованного холста, символическая заплатка, поверх которой Дега так ничего и не написал.

После Парижа экспозицию перевезут в Нью-Йорк. Кураторы обещают, что выставку дополнит множество технических элементов — тачскрины, проекции, звуковые инсталляции, так что экспозиция будет интересна даже обычно скучающему зрителю.

Среди редкостей экспоизции — картина «Месье и мадам Эдуард Мане» (1868 год), главный символ связи художников. Дега подарил Мане холст с портретом его и жены. Мане остался недоволен изображением «мадам» и отрезал часть с лицом жены

Важное современное искусство в небольшом датском городке

Дана Шутц, художница из Бруклина, принадлежит к числу тех современных авторов, за которыми надо следить, а покупать уже поздно — цены взлетели. Участница более чем 60 выставок, среди которых 15 персональных, она серьезно обосновалась на арт-сцене, а ее картины уже вошли в состав крупнейших мировых коллекций.

На холстах Дана создает собственную вселенную, яркую, но очень тревожную, в которой все похоже на лихорадочный сон, развивается быстро, хаотично и очень странно. Среди ближайших, но не точных ассоциаций — легенды о параллельных вселенных, зазеркалье Льюиса Кэрролла и «Нарния» Клайва Льюиса. Первобытная энергия картин превращает выставку в американские горки: захватывающе, иногда страшно, без возможности слезть и быстро успокоить расшатавшиеся нервы.

Музей представит творческую карьеру Шутц с разных сторон — от почти интимных графических работ до масштабных многофигурных композиций. Основной идеей выставки стало изучение специфики художника-рассказчика. Как Шутц заставляет своего зрителя смотреть, затаив дыхание? Что приковывает взгляд аудитории, чье внимание обычно ограничено 20 секундами ролика в тиктоке? Организаторы уверены: живопись как современный медиум еще даст о себе знать, и списывать со счетов старые-добрые холсты пока рано.

После закрытия выставки в Хумлебеке 11 июня проект обещают показать в Сан-Паулу и Париже.

На холстах Дана создает собственную вселенную, яркую, но очень тревожную, в которой все похоже на лихорадочный сон, развивается быстро, хаотично и очень странно. На переднем плане — картина Presentation («Презентация»), 2005 год. Фото: Museum of Modern Art

Хуго ван дер Гус — первая персональная выставка художника за 500 лет

  • Когда: 31.03–16.07
  • Где: Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
  • Кто: Хуго ван дер Гус — художник Северного Возрождения, «великий мастер», по мнению великого Альбрехта Дюрера.

Первая монографическая выставка нидерландского художника 15 века Хуго ван дер Гуса — это сразу и событие, и повод для удивления. Как так вышло, что крупнейшему мастеру Северного Возрождения до сих пор не посвящали отдельных проектов? Причина в немногочисленности сохранившихся работ? Не самой лучшей сохранности или крупном размере? Основные причины — сложность в том, чтобы собрать произведения по разным музеям, и большой размер полотен ван дер Гуса (два-три метра). Берлинская картинная галерея приняла вызов и в рамках экспозиции показывает 12 из 14 известных живописных произведений художника, а также два его рисунка и ряд работ учеников и последователей. Всего на выставке с романтическим названием «Между болью и блаженством» представят 60 экспонатов из 38 музеев.

Автор известного «Алтаря Портинари», последователь Яна ван Эйка, «великий мастер», по мнению Альбрехта Дюрера, Хуго ван дер Гус остается объектом мистификаций и загадочным новатором. Свои картины он практически не подписывал, многое не сохранилось — и тем ценнее то, что до нас дошло. Ему принадлежат разработки в области техники, цвета и композиции, сюжетные эксперименты в области религиозной живописи и передачи эмоционального аффекта. Его алтарные образы оживают — и чаще всего для того, чтобы страдать.

Склонность к меланхолии — характерная черта не только произведений, но и самого художника. Депрессия и тоска приводят его в монастырь на пике светской карьеры — он бросает заказчиков и двор, живет среди служителей церкви и пишет лучшие из своих картин, боясь неведомого проклятья. Хуго ван дер Гус в 15 веке был художником на манер века 20-го — терзаемым и исступленным, подобным «безумному гению» Ван Гогу.

Хуго ван дер Гус — автор известного «Алтаря Портинари» (1477—1478 годы). Ему принадлежат разработки в области техники, цвета и композиции, сюжетные эксперименты в области религиозной живописи и передачи эмоционального аффекта

Марсель Дюшан и копии в Венеции

  • Когда: 14.10.23–18.03.24
  • Где: Музей Гуггенхайма, Венеция, Италия.
  • Кто: Марсель Дюшан — основатель дадаизма.

Марсель Дюшан — основатель дадаизма, автор легендарного «Фонтана»-писсуара и просто новатор. Чтобы не идти проторенной дорогой хронологической выставки-монографии, куратор проекта «Марсель Дюшан и притяжение копии» (Marcel Duchamp and the Lure of the Copy) Пол Франклин фокусируется на теме копии и оригинала в творчестве художника.

Традиционная иерархия «оригинал — хорошо, реплика — плохо» беспокоила Дюшана на протяжении всей творческой карьеры. Может ли художник повторить свою работу? В чем ценность произведения искусства, если оно имеет тираж? И какое место в этой системе занимает творец?

Вместо того чтобы корпеть над холстом с кистью, Дюшан объявляет актом творения сам выбор художника: если я обратил внимание на писсуар, я сделал его произведением. А вернее — произведениями, ведь «фонтанов» с подписью Дюшана сохранилось множество, и каждый примечателен уже потому, что попался на глаза гению в магазине сантехники.

Если после прочтения этих строк вы почувствовали острое желание воскликнуть «Это не искусство!», вас можно поздравить — вы стали частью большой игры Дюшана, из которой он неизменно выходит победителем. Слева — «Фонтан», 1917 год. Справа — «Велосипедное колесо», 1913 год. Фото: Isra Rulowsinsky, Toohool / Wikimedia.org

Если после прочтения этих строк вы почувствовали острое желание воскликнуть «Это не искусство!», вас можно поздравить — вы стали частью большой игры Дюшана, из которой он неизменно выходит победителем! Ведь писсуары уже более века в музеях, а мы — в зрителях.

На выставке Пола Франклина творчество Дюшана вновь станет объектом споров и оживленных разговоров, доказывая верность стратегии художника. Главным сокровищем экспозиции обещает стать даже не «Фонтан», а инсталляция «Коробка в чемодане» — переносной музей, набор из 69 миниатюрных копий ранних работ Дюшана, купленный Пегги Гуггенхайм в 1941 году. Также организаторы обещают показать 30 оригинальных произведений Дюшана из частных коллекций.

Главным сокровищем экспозиции обещает стать инсталляция «Коробка в чемодане» — переносной музей, набор из 69 миниатюрных копий ранних работ Дюшана, купленный Пегги Гуггенхайм в 1941 году. Фото: Cathy Carver / Association Marcel Duchamp

Большая выставка одного из лучших стрит-арт фотографов

  • Когда: 09.02–16.07
  • Где: Галерея Италии, Турин, Италия.
  • Кто: JR — фотограф и граффити-художник, как он описывает себя сам.

Все, что так любит современный зритель — загадка, масштаб и социальная проблематика — есть в творчестве французского фотографа, который скрывается под псевдонимом JR.

На площади в 4000 м² Галерея Италии организует персональную выставку художника, которого сложно уместить в привычные рамки. Искусство JR — про размах, который прямо конвертируется в степень эмоционального воздействия. Снимки детей, пострадавших в результате военных действий, портреты социально уязвимых подростков, образы женщин во время вооруженных конфликтов — все гигантские, все в городе, на стенах и билбордах, намеренно крупные и нарочито громкие.

Казалось бы, сама идея выставки уличного художника парадоксальна — случайность, наглость и неожиданность составляют важную часть этого искусства. Однако кураторы из Турина не только не испугались, но с готовностью приняли вызов: выставка буквально началась с улицы. Для этого 7 февраля на площадь Сан-Карло 1200 человек торжественно вынесли пять полотен с фотографиями детей-беженцев из Руанды, которые позже разместили в залах музея рядом с другими произведениями JR.

О перформансе на центральной пьяцце Турина сняли фильм, доступный для просмотра на выставке — вплоть до ее закрытия 16 июля.

Искусство JR — про размах, который прямо конвертируется в степень эмоционального воздействия. Снимки детей, пострадавших в результате военных действий, портреты социально уязвимых подростков, образы женщин во время вооруженных конфликтов — все гигантские, все в городе, на стенах и билбордах, намеренно крупные и нарочито громкие. Фото: Галерея Италии

Рисунки Микеланджело и его последователей

  • Когда: 15.09.23–07.01.24
  • Где: галерея Альбертина, Вена, Австрия.
  • Кто: Микеланджело и те, кто интересовался телесностью после него.

Если живописью уже никого не удивить, то рисунки экспонируют редко и недолго из-за хрупкости материала. Бумага и графит плохо переносят свет и после двух-трех месяцев в экспозиции обычно более года отдыхают в запасниках под наблюдением реставраторов.

За аккуратным названием «Микеланджело и последствия» венская Альбертина прячет редкую возможность увидеть графические работы крупнейших мастеров из своей коллекции. Обещают как самого Микеланджело, так и тех, кто волей или неволей попал в зону его влияния — Дюрера, Рембрандта, Рубенса и даже Эгона Шиле из 20 века.

Кураторы наглядно покажут, как монументальные, невероятно телесные, но в то же время наполненные эмоцией и чувством образы Микеланджело отзываются в работах последующих поколений — очевидными цитатами или еле заметной близостью трактовки.

Отдельный сюжет в экспозиции составят группы рисунков по темам — грехопадение, распятие Христа, подвиги Геркулеса, которые будут аккуратно рассортированы по рядам и смыслам.

За аккуратным названием «Микеланджело и последствия» венская Альбертина прячет редкую возможность увидеть графические работы крупнейших мастеров из своей коллекции. Обещают как самого Микеланджело, так и тех, кто волей или неволей попал в зону его влияния. Слева — «Клеопатра», 1535 год. Справа — «Портрет Андреа Кваратези», 1530 год

Семья Россетти в лондонской галерее Тейт

  • Когда: 06.04–24.09
  • Где: галерея Тейт, Лондон, Великобритания.
  • Кто: Данте Габриэль Россетти — английский поэт-художник, его сестра Кристина Россетти и жена Элизабет Сиддал.

Прерафаэлитов из «Братства» Джона Эверетта Милле, Эдварда Бёрн-Джонса, Уильяма Морриса и других зрители любят не меньше, чем импрессионистов! Творчество английских художников, стремившихся к духовной близости с Ранним Возрождением, привлекает литературностью и декоративным стилем: сюжеты есть, и их хочется разгадывать.

6 апреля в британской галерее Тейт открылась масштабная выставка, посвященная одному из основателей «Братства», английскому поэту-художнику Данте Габриэлю Россетти, и важнейшим женщинам его жизни — сестре Кристине Россетти и жене Элизабет Сиддал.

Выставка примечательна со всех сторон: здесь и первый полноценный показ работ Россетти за последние двадцать лет, и уникальная возможность увидеть редкие акварели Элизабет Сиддал, и обещанное организаторами иммерсивное шоу для погружения в перипетии жизни творческой семьи.

Судьба Россетти напоминает готическую драму в стиле Тима Бертона: Данте Габриэль почитает возлюбленную Сиддал и пишет только ее, превращая женщину то ли в святыню, то ли в игрушку. Она в свою очередь и сама оказывается талантливой художницей, но с трудом совмещает роли музы и творца, а также становится постоянным объектом критики со стороны семьи возлюбленного. Кристина Россетти осуждает обсессии брата (в его студии сотни изображений Сиддал) и задается вопросами о роли женщины в викторианском обществе, публикуя собственные стихи под псевдонимом Alleyne.

Кураторы обещают живопись, графику, поэзию и фотографии, чтобы у зрителя сложилось полноценное представление о жизни художников, «и даже больше». Но, говоря откровенно, предложи Тейт просто качественную подборку работ Россетти, выставка бы все равно вошла во все must-visit подборки. Такова сила искусства прерафаэлитов — мечтательного, мистического, таинственного и очень красивого.

Судьба Россетти напоминает готическую драму в стиле Тима Бертона: Данте Габриэль почитает возлюбленную Сиддал и пишет только ее, превращая женщину то ли в святыню, то ли в игрушку. Слева — «Возлюбленная», 1865–1866. Справа — «Беседка на лугу», 1850—1872 годы

Ретроспектива культовой перфоманс-артистки Марины Абрамович

Однозначный хит 2023 года, который несложно разглядеть даже в сухом анонсе на сайте Королевской академии искусств. Первая британская ретроспектива творчества Марины Абрамович, «бабушки искусства перформанса», обещает стать этапной на пути к осмыслению ее творческого пути, а также гарантирует зрителям уникальный опыт переживания ключевых работ художницы за 50 лет деятельности. Кураторы держат интригу: пока неизвестно, какие точно работы буквально воспроизведут на выставке, но есть информация, что Абрамович не против повторить что-то из своих хитов.

Пока неизвестно, какие точно работы воспроизведут на выставке, но есть информация, что Абрамович не против повторить что-то из своих хитов. «Балканское барокко (кости)», 1997 год. Фото: Francesco Pierantoni / Wikimedia.org

Напомним несколько легендарных проектов художницы, которая сделала свое тело главным инструментом арт-практики. В 1974 году в Неаполе Марина Абрамович разложила перед зрителями 72 предмета (среди них — пистолет и нож, спички, скальпель), с помощью которых они могли делать все что угодно с ее телом. Шестичасовой перформанс, названный «Ритм 0», вскоре перешел от невинных действий к открытому насилию: гости раздевали, резали и толкали художницу, остро реагируя на безнаказанность. Другой крайностью стала работа «В присутствии художника», представленная в 2010 году. В рамках перформанса, длившегося 736 часов, любой человек мог сесть напротив Абрамович и посмотреть ей в глаза. Не отрываясь, так долго, как хотелось. Большинство сдавалось быстро, некоторые — плакали.

Выставка создана при тесном сотрудничестве с самой Мариной Абрамович, художница также будет участвовать в сопроводительных мероприятиях и паблик-токах. Так что, если вы планируете внести посещение ретроспективы в свои планы на осень, очень советуем следить за анонсами параллельной программы Королевской академии.

В 1974 году в Неаполе Марина Абрамович разложила перед зрителями 72 предмета (среди них — пистолет и нож, спички, скальпель), с помощью которых они могли делать все что угодно с ее телом. Фото: Marc Wathieu / Flickr.com
Работа «В присутствии художника», представленная в 2010 году. В рамках перформанса, длившегося 736 часов, любой человек мог сесть напротив Абрамович и посмотреть ей в глаза. Не отрываясь, так долго, как хотелось. Большинство сдавалось быстро, некоторые — плакали. Фото: Shelby Lessig / Wikimedia.org

Африканское искусство за последние 100 лет — на континенте и за его пределами

Zeitz Museum of Contemporary Art Africa (Zeitz MOCAA) — первый в Африке музей современного искусства, открывшийся в Кейптауне в 2017 году. Инициатором проекта выступил коллекционер Йохен Цайц. В основе экспозиции нового музея — работы художников африканского происхождения.

Музей располагается в бывшем элеваторе для хранения зерна, построенном в 1921 году. В 2010 году его переоборудовала команда архитекторов Heatherwick Studio. Главная фишка музея — гигантский атриум высотой в 27 метров, который открывает вид на трубчатые полости, оставшиеся от прошлой конструкции. Здание напоминает соты, среди которых внезапно открываются выставочные пространства, и удивляет своей очевидной непохожестью на другие музейные комплексы.

Музей Цайц располагается в бывшем элеваторе для хранения зерна, построенном в 1921 году. Главная фишка — гигантский атриум высотой в 27 метров, который открывает вид на трубчатые полости, оставшиеся от прошлой конструкции. Фото: Grant Durr / Unsplash.com, Axxter99 / Wikimedia.org

Выставка, открытая в музее в конце 2022 года, представляет новое исследование изобразительного искусства Африки и африканской диаспоры, охватывающее 100 лет — с 1920-х по настоящее время. Проект фокусируется на живописном наследии художников, которые, исследуя свою идентичность, увековечивали африканский опыт и транслировали его во внешний мир. Кураторы выставки собрали работы 154 художников из более чем 70 институций и частных коллекций, чтобы показать, как по-разному видят и позиционируют себя темнокожие авторы на разных континентах в разные периоды. Географический масштаб впечатляет: представлены произведения из Бразилии, Кубы, Кении, Мозамбика, Сенегала, Уганды, Замбии и других стран. Среди отзывов критиков уже встречаются восторженные заявления о «кураторском триумфе» и предложения показать выставку за пределами континента.

Выставка, открытая в Музее Цайц в конце 2022 года, представляет новое исследование изобразительного искусства Африки и африканской диаспоры, охватывающее 100 лет. Зандиле Тшабалла «Две лежащие женщины» (Zandile Tshabalala’s Two Reclining Women), 2020 год. Фото: Zeitz MOCAA

Хокусай и его «Большая волна» в США

  • Когда: 26.03–16.07
  • Где: Музей изящных искусств, Бостон, США.
  • Кто: Кацусика Хокусай — японский классик и автор самой известной японской гравюры.

Гравюра «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая — самое знаменитое произведение японского изобразительного искусства в мире, объединившее в себе восточную традицию гравюры и западный подход к перспективе. Сочетание практик предопределило популярность произведения: понятное в обеих частях мира, оно цитируется, повторяется, вспоминается в кино и комиксах. Даже если вам незнакомо название, то картинку вы точно где-то видели.

Музей изящных искусств Бостона поставил амбициозную цель расширить наши представления о художнике и рассказать чуть больше об авторе той самой волны и его времени. Кацусика Хокусай — художник 17 века, периода Эдо (1603–1868). Название произошло от города Эдо — захолустного поселения, в которое переносит столицу принц Токугава Иэясу (кстати, столица и сейчас там — только город называется Токио). Город растет, а вместе с ним и сословие горожан, которым недоступна дорогая живопись. Так распространяется более дешевая гравюра, а вместе с ней и типично столичная тема быстротечности времени. В этом жанре, получившем название укиё-э (картины бренного, изменчивого мира), работает и Хокусай, изображая пейзажи и сцены из современной жизни.

Гравюра «Большая волна в Канагаве» (1823—1831 годы) Кацусики Хокусая — самое знаменитое произведение японского изобразительного искусства в мире, объединившее в себе восточную традицию гравюры и западный подход к перспективе

Сколько бы художники ни рассуждали о быстротечности и буддийской мимолетности, а любовь к «Большой волне» сохраняется уже несколько веков. Осознанные или нет, ее отголоски встречаются как в 19, так и 21 веках — в Японии, Америке, по всей Европе. На выставке кураторы предлагают взглянуть на традицию от и до: выявляют предшествующие Хокусаю живописные тенденции, характеризуют самого художника и прослеживают его влияние на потомков, что выстраивает перед зрителем визуальную историю мирового искусства через призму японской гравюры.

На выставке, помимо работ самого Хокусая, покажут тех, на кого он повлиял — Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Одилона Редона и даже лего-скульптуру Дзюмпэя Мицуи. 

На выставке, помимо работ самого Хокусая, покажут тех, на кого он повлиял, например, Энди Уорхола. Слева — «Красный Ленин», 1987 год. Справа — «Мао», 1972 год. Фото: Ardfern / Wikimedia.org

Юбилейные маршруты для тех, кто никогда не забывает памятные даты

Пикассо — 50 лет со дня смерти

8 апреля 2023 года исполняется 50 лет со дня смерти Пабло Пикассо, величайшего художника XX века. Франция и Испания, спорящие за право причислить его к своему национальному наследию, к знаковой дате забыли о разногласиях и учредили комиссию по координации памятных выставок «Picasso Celebration 1973–2023».

Так, в Мадриде играют с живописными параллелями: музей Прадо смотрит на Пикассо в тандеме с Эль Греко, в Доме Веласкеса сравнивают, очевидно, с Веласкесом. В Центре искусств королевы Софии пройдет выставка, посвященная 1906 году и трансформации, которую в этот момент переживает Пикассо, а вместе с ним (или благодаря ему) — и все искусство 20 века. В музее Гуггенхайма в Бильбао художника покажут в ипостаси скульптора.

В Париже — готовятся к открытию нового Центра исследований Пикассо в Национальном музее Пикассо, а также обещают реэкспозицию, созданную с участием приглашенного куратора. Всего в 2023 году в Европе и Америке откроется более 50 проектов, посвященных разным аспектам творчества Пикассо. Полное расписание можно увидеть здесь.

8 апреля 2023 года исполняется 50 лет со дня смерти Пабло Пикассо. Всего в 2023 году в Европе и Америке откроется более 50 проектов, посвященных разным аспектам творчества Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907 год. Фото: Phil Roeder / Flickr.com

Ван Гог — 170 лет

30 марта 2023 года 170 лет исполнилось Ван Гогу. День рождения нидерландского постимпрессиониста, автора культовых «Ирисов» и «Звездной ночи», музеи отмечают тематическими выставками. Среди самых любопытных — проекты в Амстердаме, Нью-Йорке и Лондоне.

30 марта 2023 года 170 лет исполнилось Ван Гогу. День рождения нидерландского постимпрессиониста музеи отмечают тематическими выставками. «Ирисы в вазе», 1890 год. Фото: Janeen / Flickr.com

Так, музей Ван Гога совместно с музеем Орсе 12 мая открывает выставку поздних работ художника. Кураторы сосредоточились на трех последних месяцах жизни живописца, которые он провел в городке Овер-сюр-Уаз в работе над картинами. На выставке покажут 50 произведений, созданных художником перед смертью. Среди них — такие шедевры, как «Пшеничное поле с воронами» и «Церковь в Овере».

Метрополитен-музей посвятил выставку более нишевой теме. Деревьям. Впервые кипарисы Ван Гога станут центром внимания исследователей и посетителей, получая заслуженное признание как любимый мотив художника. С 22 мая в музее можно увидеть 40 произведений Ван Гога с кипарисами, которые будут дополнены редкими письмами и оригинальными документами, свидетельствующими об истории создания работ.

Выставка в Лондоне заслуживает внимания даже в том случае, если вам мало интересен Ван Гог. Национальная галерея исследует период разрыва с традицией, художественную революцию, закладывающую основы современного искусства и развернувшуюся в период с 1880 по 1910 годы. Фокусируясь на «святой троице» — Сезанне, Ван Гоге и Гогене — кураторы рассказывают о создании нового искусства, свободного от условностей, сюжетных и технических рамок.

Метрополитен-музей посвятил выставку более нишевой теме. Деревьям. Впервые кипарисы Ван Гога станут центром внимания исследователей и посетителей, получая заслуженное признание как любимый мотив художника. «Пшеничное поле с кипарисом», 1889 год

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ