Эпидемия коронавируса вынудила многих перейти на удаленную работу. Вызвав массу вопросов о том, как эффективно проводить встречи, распределять личное и рабочее время и не скатиться в праздное лежание с ноутбуком на диване. Редакция «Самокатуса» всегда работала удаленно — на основе собственного опыта мы собрали для вас несколько советов о том, как эффективно организовать домашний офис.
Выделите себе отдельное рабочее место
Не стоит лежать с ноутбуком в кровати или писать рабочие письма, растянувшись на диване. Во-первых, у вас быстро затекут шея и спина, и вы в любом случае будете вынуждены переместиться за стол. Во-вторых, кровать и диван должны ассоциироваться с отдыхом, а для того, чтобы настроиться на рабочий лад, лучше выделить себе отдельное место. В идеале — целую комнату, в которой вы сможете закрываться от домашних.
Здесь, например, можно посмотреть видео о том, как правильно организовать себе рабочее место дома.
Но есть и люди, которые иногда любят поработать лежа: да, это возможно — когда надо просто просмотреть письма или прочитать текст. В этом нет ничего страшного — главное, чтобы и в спальне или на диване было подобие рабочей обстановки: хотя бы заправленная постель и порядок.
Придерживайтесь графика
В удаленной работе велик риск подольше поспать с утра, ведь никто не проверит, действительно ли вы сидите у компьютера в 9 утра. Но наш совет — не выпадайте из привычного графика. Старайтесь вставать примерно в то же время, что обычно, а на работу выделять стандартное время с 9:00 до 18:00 (или другое, принятое у вас в офисе). Это поможет сохранить пресловутый work-life balance.
«У удаленной работы есть такая фишка — сначала вы очень концентрируетесь из-за непривычных условий труда, а на 3–5 день начинаете расслабляться, — пишет у себя в фейсбуке карьерный консультант Алена Владимирская. — И тут две крайности. Первая — постепенно на работу забиваем. Никто ж не видит, что я делаю. Дай сериальчик посмотрю днем. Дай посплю до 12. И понеслось…
Вторая крайность — бескрайняя работа. Я не умею на удаленке выключаться из рабочего процесса (нет тумблера — я встал и поехал домой и тем закончил рабочий день), поэтому я первые 3–5 дней хреначу по 12–15 часов, а потом устаю так, что видеть ничего не могу, и на три дня ухожу в «итальянскую забастовку»: на скайп-коллах сижу, а в остальное время пырюсь в онлайн-развлекалки, создавая видимость труда».
Чтобы не впадать во вторую крайность, найдите свой способ отключаться от рабочего процесса. Это может быть какое-то ритуальное действие: пойти заварить себе чаю с определенным вкусом или сделать десять приседаний — что-то, что обозначит для вашего мозга границу «мы сегодня больше не работаем». Избегайте соблазна засиживаться перед монитором до ночи: это чревато проблемами со сном — а значит, режим дня собьется, и продуктивности уже не будет. Лучше сходите вечером в виртуальный бар.
Делайте перерывы
Выделите себе перерыв на обед, как вы делали это в офисе. И обязательно организуйте передышки каждые полчаса или час. В идеале посвятите их не проверке уведомлений на телефоне, а небольшой зарядке (к примеру, можно использовать приложение Seven, где собраны эффективные тренировки продолжительностью всего 7 минут) или общению с домашними. Для того, чтобы не забыть про перерывы, можно использовать таймер вроде Pomodoro: он будет напоминать вам каждые 25 минут (время можно задать любое), что пора отвлечься от работы. О технике Pomodoro есть даже отдельная статья в Вики: ее суть в том, чтобы разделить время на 25 сверхсконцентрированных минут работы по одной задаче и 5 минут отдыха.
Разделите рабочие и домашние дела
Не пытайтесь успеть все и сразу. Одной рукой играть с ребенком в машинки, а второй печатать письмо в рабочей почте — плохая идея. Так же, как готовить ужин и в перерывах редактировать презентацию для клиента. Выделите отдельное время на одно и другое. Разделите обязанности с супругом или другими домочадцами. Поверьте, два часа интенсивной и сосредоточенной работы лучше, чем четыре часа, когда вы пытаетесь успеть все и сразу.
Будьте на связи…
Используйте мессенджеры для общения с коллегами и клиентами. Если у вас небольшой коллектив, вполне подойдут стандартные WhatsApp или Telegram. Для более обширных команд разумно использовать Slack или Microsoft Teams.
…но не отвлекайтесь на чаты постоянно
В удаленной работе, без надзора строгого начальства, легко скатиться в прокрастинацию и бесконечно скроллить ленты чатов и соцсетей, оправдывая себя необходимостью постоянно быть на связи. Так что отключите все лишние уведомления и отвечайте лишь на то, что действительно важно в данный момент и имеет отношение к вашей работе.
Не забывайте про видеосвязь
Рабочие чаты — это хорошо, но важные вопросы, требующие длительного обсуждения, лучше решать при помощи видеозвонков. Сервисов для этого масса: Skype, Zoom, Hangouts — выбирайте тот, что будет удобен большинству участников. И, если позволяет качество связи, включайте видео: это поможет создать эффект присутствия и сделает общение более продуктивным.
Купите наушники
Наушники позволят вам сосредоточиться и отключиться от посторонних шумов, а микрофон даст возможность собеседникам лучше вас слышать. И, кстати, не забывайте отключать микрофон, когда не говорите сами. Особенно важно делать это во время звонков, в которых участвуют больше двух человек. Даже если вам кажется, что у вас в квартире полная тишина: избавьте себя и собеседников от ощущения, что вы собрались на трибуне переполненного стадиона.
Организуйте процесс
Полагаться на осознанность каждого из сотрудников — хорошая идея. Но процесс работы будет куда более продуктивным, если каждый в команде будет четко понимать свой круг задач. Для этого можно использовать так называемые канбан-доски: что-то вроде to-do-листов, но в онлайне. Самая популярная из них — Trello — позволяет ставить задачи, обозначать сроки их исполнения, назначать ответственных лиц и ранжировать все по важности и срочности. Список других можно посмотреть здесь.
Отнеситесь к удаленной работе серьезно
Уже понятно, что по окончании истории с коронавирусом кризиса нам не избежать. А вынужденный карантин наверняка заставит многих работодателей пересмотреть взгляды на ценность и необходимость кого-то из сотрудников. Об этом предупреждают многие карьерные консультанты, в частности Алена Владимирская:
«Сейчас вас всех впервые за долгие годы всерьез оценивает ваше руководство. «Вот вывели мы его на удаленку. Вот смотрим, что и как. А вообще, за что и почему мы ему платили и зачем брали? В чем его экономический эффект?».
Почему эти вопросы появились сейчас? Да потому что сбилась привычная парадигма. Я его больше лицом к лицу не вижу. У меня больше нет с ним личных отношений. Только работа. И от этого факт оценки эффективности стал основным (раньше об эффективности много говорили, но только в кризисы ее реально всерьез считают).
А поскольку на удаленке эффективно работать всем сложнее (и процессы сбиты, и близкие отвлекают), то и оценки все не в вашу пользу.
Поэтому КАЖДЫЙ из мира найма сейчас под Дамокловым мечом переоценки своей роли в компании. Причем, повторюсь, фактор личной симпатии работать перестает (а он очень влиял)».
Решение простое — взять себя в руки, максимально просить помощи домашних, чтобы на удаленке работать с прежней эффективностью и показывать хорошие результаты.
Есть много телеграм-каналов, которые помогают найти работу, ради которой вам не придется ездить в отпуск. Например, Finder.vc. Там сейчас, в частности, ищут специалиста клиентской поддержки в Aviasales. Если вам интересна работа в медиа, подпишитесь на канал Job for Media & Content — многие вакансии там предполагают домашний офис. Наконец, есть группа в фейсбуке с вакансиями для удаленки.
Кстати, если вам интересен опыт других компаний о том, как они перешли на домашний офис, то вот тут своим рассказом делится команда «Туту.ру», а тут руководитель проектов Skyeng дает методичку по переводу офиса на удаленку.