Остаться в живых
В конце января СМИ и общественность потрясло сообщение о том, что из-за травм, полученных при транспортировке в аэропорту «Шереметьево», погибли два кота. Еще одно животное получило серьезное обморожение. Их хозяин летел из Нью-Йорка в Софию с пересадкой в Москве рейсом «Аэрофлота». Домашние любимцы находились в специальных боксах для перевозки животных в багажном отделении самолета. Однако из-за «неправильной обработки багажа» в пункт назначения животные прибыли в разбитых переносках: один из котов умер по пути из Москвы в Болгарию, второй скончался на столе у ветеринара, третий остался жив, но отморозил лапы. Авиакомпания заявила, что ответственность за случившееся лежит на грузчиках аэропорта. По данному факту сейчас проводится служебное расследование.
Это не первый печальный инцидент с животными на борту российских авиалиний, получивший широкую огласку.
Немногим ранее другая пассажирка «Аэрофлота» рассказала, как не нашла свою собаку при выдаче багажа в Берлине. По словам девушки, сотрудники авиакомпании объяснили, что пес для них — чемодан, и его, вероятно, забыли. Четвероногий друг вернулся к хозяйке спустя шесть часов, голодный и обезвоженный. Девушка создала петицию с призывом к гуманности при транспортировке животных, которую подписали более 100 тысяч человек.
Тогда же в сети началась акция под названием «Мой пес — не чемодан!». Сейчас она набирает обороты. Пользователи выкладывают посты с фото своих питомцев и хештегами #янебагаж, #янечемодан #животноенебагаж, критикуют нормы перевозки животных в багажных отсеках и призывают признать «братьев наших меньших» полноправными пассажирами.
View this post on Instagram
Компания «Аэрофлот» намерена инициировать пересмотр технологий обработки хендлинговыми компаниями багажа и, в частности, переносок с домашними животными, во всех аэропортах страны. Какие именно изменения будут внесены и как обеспечат их выполнение, пока не ясно. Зато авиаперевозчик уже заявил, что откроет линию для сбора предложений пассажиров.
Защищают ли в России законы путешественников с животными?
Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» в нашей стране появился сравнительно недавно, в декабре 2018 года. В нем отмечено, что отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством и международными договорами с участием РФ. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите животных при международной перевозке, следовательно, должна соблюдать ее нормы.
В настоящее время для авиаперевозки домашних животных в России пассажирам необходимо иметь ветеринарный паспорт, переноску, соответствующую стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта, и учитывать правила отдельных авиакомпаний.
В ноябре 2019 года Общероссийское объединение пассажиров (ООП) обратилось в Минтранс с предложением сделать правила едиными для всех авиакомпаний. Вопрос подняли после того, как «Аэрофлот» наказал пассажира Михаила Галина, который обманом провез в салоне самолета кота весом 10 килограммов. По нормам «Аэрофлота» животные, которые вместе с переноской весят больше 8 килограммов, должны лететь в багаже.
Норма именно в 8 килограммов для животных в салоне определена у большинства авиаперевозчиков. В UTair чуть больше — как раз до 10 килограммов.
Авторы инициативы от ООП предложили закрепить в Федеральных авиационных правилах габариты переноски — по сумме трех измерений (длине, ширине и высоте) не более 115 сантиметров — и общий вес 8 килограммов. При этом авиакомпании могли бы разрешать взять в «ручную кладь» питомца с минимальным перевесом в 1–2 килограмма за дополнительную плату, если позволяет конфигурация салона лайнера.
В январе 2020 года глава комитета Госдумы РФ по экологии Владимир Бурматов предложил Министерству транспорта изменить правила воздушной перевозки животных. Депутат рекомендовал установить нормы допуска питомцев в салон не по весу, а по габаритам переноски, в которой они транспортируются. Минтранс пока на поступившие идеи не ответил.
Международные стандарты
Основной документ, на который опирается международная практика — Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке, — была подписана в Париже в 1968 году. Целью правового акта изначально было «в максимально возможной степени оградить животных от страданий при перевозке». Например, в документе сказано, что животных надо обеспечивать едой и питьем каждые 12 часов, а контейнеры для транспортировки должны иметь специальную маркировку и давать возможность поворачиваться и выпрямляться в полный рост.
Международная ассоциация воздушного транспорта — IATA —представляет единый стандарт перевозки животных для 290 авиакомпаний, входящих в ее состав. Это в том числе «Аэрофлот», «Россия», UTair, Nordstar, S7, «Уральские авиалинии», Nordwind, «РусЛайн», Pegas и Nordavia. Правила описывают требования к условиям грузовых отсеков, к маркировке и документации и являются обязательными для всех видов коммерческой авиаперевозки животных, как домашних, так и сельскохозяйственных.
В июле 2019 года активисты IATA и Ассоциации по перевозке животных объединили усилия для создания Центра передового опыта независимых экспертов по проверке логистики живых животных. Главная задача центра — образование и обучение людей, занимающихся перевозкой животных. По мнению авторов проекта, он станет мировым стандартом для защиты благополучия животных во время авиаперевозок.
Опыт США
В США федеральный закон о защите животных (AWA) был подписан еще в 1966 году. Соблюдение внутренних правил по воздушной перевозке животных в рамках AWA разрабатывает и обеспечивает служба контроля за состоянием здоровья животных и растений Министерства сельского хозяйства.
Также в штатах с 2000 года действует Закон о безопасных авиаперевозках для животных. Согласно ему, авиакомпании обязаны предоставлять Департаменту транспорта ежемесячные отчеты обо всех потерях, травмах или смертях животных во время перелетов. Цель закона — публичный доступ к отчетам об инцидентах и наказание авиакомпаний за несоблюдение прав животных. Штрафы по результатам проверок могут достигать 200 тысяч долларов. Но, несмотря на все это, некоторые перевозчики позволяют себе помещать переноски с домашними животными в неотапливаемые отсеки без необходимой вентиляции, света и звукоизоляции. В прошлом году на американских авиалиниях погибли не менее десяти домашних питомцев. Бороться за права животных в Америке также помогают активисты, чьи любимцы пострадали во время транспортировки.
Каким животным можно в самолет?
Котиков, независимо от породы, готовы принимать на борту практически все основные авиаперевозчики мира. Большинство компаний разрешают по специальному багажному тарифу перевозить домашних собак, кошек и птиц. Иногда список дополняется другими животными. Он свой у каждой авиакомпании, поэтому лучше изучить этот вопрос заранее.
Вот перечни зверей, которых согласны перевозить российские авиакомпании:
- «Аэрофлот», кроме кошек, собак и птиц, включает в список хорьков, фретков, сурикатов, фенеков, лори, декоративных ежей, мини-кроликов, игрунков и других. С обязательным условием, что «они являются комнатными прирученными животными».
- У «России» список животных такой же, как у «Аэрофлота».
- S7 принимает к перевозке собак, кошек и птиц. О биологическом виде птиц на сайте компании не уточняется.
- «Победа» берет на борт собак, кошек, хорьков, карликовых кроликов и комнатные виды птиц.
- «Уральские авиалинии» готовы везти кошек, собак, попугаев и канареек. Но если вы летите бизнес-классом, то птиц в салон не допустят.
- Utair перевозит в салоне только собак и кошек. Птиц — только в багаже.
Каких зверей нельзя брать в самолет?
Большинство авиакомпаний мира не принимают к перевозке регулярными пассажирскими авиарейсами представителей дикой фауны, собак опасных пород (сторожевых, бойцовых), грызунов, пресмыкающихся, членистоногих, больных и подопытных животных и птиц, а также рыб и тех животных, которые требуют перевозки в воде.
Lufthansa с 1 января 2020 года прекратила перевозить на своих рейсах зайцев и кроликов.
Все больше авиакомпаний отказываются от перевозки собак брахицефальных пород: бульдогов, мопсов, пекинесов, ши-тцу, боксеров, грифонов (бельгийских и брюссельских), бостон-терьеров, бордоских догов, японских хинов. «Аэрофлот» и «Россия» ввели запрет после того, как в 2016 году в багажном отсеке умер мопс.
Не берут на борт собак с приплюснутой мордой также французская Air France и германская Lufthansa. На сайте последней подробно рассказывается, что анатомические особенности таких животных приводят к затруднениям дыхания при полете. Стресс, вызванный перевозкой и высокими температурами в аэропортах отправления, транзита или назначения, может привести к проблемам с кровообращением, животное может получить серьезные проблемы со здоровьем или даже умереть во время перелета. Так что любимого мопса или пекинеса лучше оставить дома в целях безопасности.
Низкобюджетные авиаперевозчики (лоукостеры), такие как ирландская Ryanair или британская EasyJet, не допускают к перевозке животных, кроме собак-поводырей.
Животные эмоциональной поддержки
Отдельная категория зверей на борту самолета, которая оказывается привилегированной у ряда авиакомпаний. Это домашние питомцы, способные облегчить симптомы тревоги, депрессии или уменьшить панические атаки своего хозяина. В роли Emotional Support Animal (ESA) в принципе может быть любое животное, но чаще всего это коты или собаки.
Российские авиакомпании понятий «собака эмоциональной поддержки» или «собака-помощник» не выделяют. Для таких животных действуют общие правила перевозки. В штатах право на перелет с животным эмоциональной поддержки закреплено в законе, регулирующем воздушные перевозки. Но чтобы это право получить, нужна справка от психотерапевта или психиатра с подробным описанием причин, почему пациент нуждается в таком помощнике.
Чаще всего такие рекомендации получают ветераны войны и жертвы психологического или физического насилия. Приступы паники, депрессия или склонность к самоубийству — вот некоторые диагнозы при которых в Америке «назначают» питомцев-помощников.
До сих пор авиакомпании США позволяли пассажирам «со справками» бесплатно брать на борт разных животных для эмоциональной поддержки. Сейчас Министерство транспорта внесло предложение ограничиться только собаками, которые специально подготовлены для оказания помощи людям с инвалидностью.
На прямых рейсах в/из США бесплатно провозить в салоне собак эмоциональной поддержки позволяют Lufthansa и Швейцарские авиалинии.
Air France разрешает путешествовать с собаками ESA только при наличии медицинского документа, выданного не менее чем за год до перелета.
У одного человека может быть только одна emotional support dog. В аэропорту и самолете животное обязательно должно быть в опознавательном жилете (шлейке).
Требование к перевозке в салоне и багаже
Есть такая мысль, что в авиации, как на войне, многие инструкции «написаны кровью». Правила, которые устанавливают авиаперевозчики для животных, тоже существуют не просто так. В большинстве случаев меры оправданы требованием безопасности, причем как для самих животных, так и для пассажиров самолета.
Например, Delta Airlines, финская Finnair и некоторые другие компании не разрешают перевозить животных в ручной клади в салонах первого и бизнес-классов, когда конфигурация сидений не оставляет места для переносок.
Порой бывает, что на ряде направлений в салоне можно перевозить лишь собак-поводырей, а перевозка животных в ручной клади запрещена полностью. Например, в Великобританию и на рейсах австралийской авиакомпании Quantas все звери путешествуют только в багаже.
Катарская Qatar Airways разрешает присутствие в пассажирском салоне собак-поводырей, но только на некоторых направлениях.
На рейсах Emirates и Etihad все животные, даже собаки-поводыри, путешествуют в грузовом отсеке. Однако исключение сделано для соколов: птицу, которая считается символом ОАЭ, пассажир может брать в салон.
Иногда авиаперевозчики вводят квоты на количество животных, одновременно перевозимых в пассажирском салоне. Так, российская «Победа» разрешает перевозить одновременно не больше десяти, а S7 Airlines — не больше двух контейнеров с животными в салоне. Американская Delta Airlines — до четырех контейнеров в основном салоне и не более двух — в салоне первого класса на внутренних рейсах в США. Поэтому следует уточнять заранее наличие мест по квотам.
При перевозке кошек и собак в ручной клади можно использовать как жесткие, так и мягкие переноски. Размеры контейнера следует уточнять у конкретного авиаперевозчика — в среднем сумма трех измерений (длины, ширины и высоты) должна составлять от 90 до 135 сантиметров. Сумка должна позволять животному вставать и поворачиваться. Вынимать животное из переноски в салоне самолета запрещается.
Контейнер для перевозки животного в багажном отсеке должен отвечать стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакомпании, выполняющей перелет. Максимальный допустимый вес животного и контейнера при перевозке в багаже различается в зависимости от компании, но обычно не превышает 50 килограммов (для стран Евросоюза действует ограничение в 32 килограмма).
Более крупных животных авиакомпании рекомендуют перевозить грузовыми рейсами.
Что интересно
В 2009 году в США была попытка открыть авиакомпанию, которая уравнивала бы права человека и животного. Pet Airways перевозила любых домашних животных в самолетах с переоборудованными салонами, соблюдая все необходимые условия транспортировки. Просуществовала компания всего два года и была закрыта из-за финансовых проблем.
Сейчас попытку обеспечить комфорт всем путешествующим животным предпринимает крупная американская авиакомпания. Delta Airlines намерена свершить переворот в перевозке животных в багаже. Зверям на борту предлагают специальные капсулы CarePod, в которых решены проблемы обычных транспортных переносок, купленных в зоомагазине.
Капсула даже оснащена несколькими датчиками, фиксирующими параметры жизнедеятельности животного, и GPS-маячком. Кроме того, контейнер выкрашен в яркий цвет, чтобы его не забыли грузчики в аэропорту.
Delta CarePod доступны в восьми крупнейших аэропортах США (Атланта, Бостон, Лос-Анджелес, Миннеаполис, Нью-Йорк — «Кеннеди» и «Ла Гуардиа», Сан-Франциско и Вест Палм-Бич), заказывать их нужно в период от 3 до 13 дней до вылета.