Меня зовут Маша, мне 25 лет. За последние 6 лет я успела пожить и поучиться праву в трех странах: во Франции, Германии и Нидерландах. Этим летом я отправилась в путешествие по Транссибу со своим мужем.
Я очень люблю поезда, и идея проехаться по Транссибирской магистрали впервые пришла ко мне пару лет назад.
За последние несколько лет я накатала десятки тысяч километров на поездах по Европе. При этом большая часть из них по одному и тому же маршруту между Страсбургом и Бонном. За это время я изучила почти все вокзалы и городки на Рейне, путем ошибок и провалов насобирала кучу лайфхаков, как путешествовать дешево, и как находить лучший выход из любого положения в дороге:
— Что делать первого января ночью, когда у тебя пересадка в маленькой деревушке, где нет вообще ничего, а последний поезд из этого места отменили?
— Как вернуть часть денег, если твой поезд опоздал?
— Как покупать билет на самый дешевый поезд (который всегда опаздывает), и в итоге ехать на самом быстром без доплаты?
Все эти передвижения со мной происходили в Европе, большая часть на поездах Deutsche Bahn и французского SNCF. Про них я знаю практически все.
Несколько советов по планированию поездки.
Когда бронировать билет?
Бронировать билеты лучше с самого открытия продаж (в 8 часов по московскому времени за 45 дней до отправления), потому что места быстро разлетаются. Особенно летом. Учтите, что на длинные расстояние будет меньше мест.
Когда я искала билет на первый поезд и решила отложить покупку на два дня, чтобы еще раз подумать, я чуть было не упустила последние места.
Открыв сайт РЖД через эти 2 дня и увидев, что на наш поезд осталось последнее купе с двумя местами, я пришла в ужас. Стоило помнить, что в России всегда проблемно найти место в нужном поезде, особенно если поезд идет из Москвы и далеко на Восток.
Лайфхак: заранее находим все подходящие поезда, ставим в календаре напоминалки с датой открытия продажи билетов и с утречка бежим бронировать.
Где бронировать?
На официальном сайте РЖД. За годы он стал гораздо удобнее.
На сайте РЖД есть проблема с оплатой билета иностранной карточкой. Мы пробовали бронировать с 3х разных иностранных карт (и visa и mastercard), все платежи были отклонены. Позже мы получили письма от наших банков, которые приняли эти платежи за мошенничество и поэтому заблокировали.
Лайфхак: ищем и сравниваем поезда и цены на tutu.ru, идем покупать на rzd.ru (с русской картой). Если русской карты нет, то подавленно возвращаемся на tutu.ru (или просим кого-то купить билет в кассе за вас).
Какой поезд?
«Фирменный». Такой поезд дороже, но лучше. По Транссибу из фирменных ходит поезд «Россия». По картинкам и отзывам он на самом деле самый приличный и удобный. По цене дороже примерно на 30-40% (в зависимости от класса).
У нас с «Россией» к сожалению, не сложилось из-за дат (он ходит раз в два дня, и в тот день, когда мы должны выехать, его нет).
Обычные поезда тоже бывают разными по своему уровню. Один из способов определить уровень поезда — это посмотреть на его номер. Чем меньше число, тем выше качество поезда и тем он быстрее.
До того, как я узнала об этой закономерности, я просто гуглила номер поезда и читала все отзывы о поезде, обсуждения на форуме про поезд в целом и про вагоны по отдельности. Возможности для задротства тут неисчерпаемы — сиди, изучай все типы вагонов разного производства и годов. Рай для любителей планировать и контролировать ситуацию.
Лайфхак: выбирая поезд, смотрим на номер. Правило: чем ниже номер, тем лучше. Исключение: проверяем по отзывам в интернете.
Какое место?
Важно, если хотите оказаться поближе к розетке. Подробно об этом тут — went.livejournal.com/345271.html
Еще есть интересная фишка с купейными местами 37,38 — это места в единственном «половинчатом» купе. Вместо 4х коек, там их две — возможность получить privacy, не переплачивая за СВ (2х местные купе). Из минусов: тесновато, шанс, что верхние полки будут забиты вещами проводников.
Лайфхак: места берем поближе к розетке. Если вдвоем, берем места 37,38 в половинчатом купе.
Приятно удивил тот факт, что на вокзалах больше никто запрещает снимать. Года три назад на меня мгновенно кидались с требованием удалить фотографии или видео.
Отправляемся в Иркутск
Ехать 3 дня и 4 ночи. Закупили немного еды на первое время в пути.

Заходим в купе. Жарища, запах специфический, тесновато. К запаху вскоре принюхались и больше не замечали. В вагоне есть кондиционер, который работает во время движения, так что после отправления с жарой больше проблем не было.

Мы закупили мало еды, потому что были уверены, что на каждой станции нас ждут вкуснейшие горячие пирожки из картошки и рыбы. Но в первые дни ничего подобного не было.
На одной станции на приезжих накинулись бабульки с яблоками. Их было так много (и бабушек, и яблок), что спускаться в эту толпу было даже как-то неловко. Борьба за покупателя разгорелась нешуточная. «Нет, купи у меня! У меня лучше», «Не слушай ее, у меня покупай» и т.д. Проблемы дистрибуции в перенасыщенном рынке.
Однако нашлись и предприимчивые люди на этой станции. Среди всех продавцов яблок у одной женщины были вафли с вареной сгущенкой.
Мы же поддерживаем наших проводниц и стараемся брать перекусы у них, помогаем выполнить план и налаживаем отношения, потому что дружить с проводницами в вагоне важно.
Как решать проблему с душем?
Этот вопрос тоже мучил меня до поездки, и я до последнего не знала, будет душ в поезде или нет. Иногда душ бывает в вагоне первого класса (люкс), тогда можно договориться с проводницами и за небольшую сумму помыться там. Я слышала про душ в штабном вагоне, о котором тоже можно договориться.
В нашем же поезде душа не было ни в одном вагоне. Мы договорились с проводницами, что когда нам понадобится душ, они могут нагреть нам воду и дать что-то типа ковшика, из которого можно поливаться в туалете.
Вообще главный совет, который я могу дать в долгое путешествие на поезде по России, это подружиться с проводницами. Лучше сразу же наладить с ними контакт и не стесняться задавать любые глупые вопросы, что у вас есть.
Проводницы или проводники — ваши лучше друзья в поезде, которые могут помочь даже там, где они это делать не обязаны.
Второй совет, который я могу дать — это постараться сделать свое пребывание в поезде максимально комфортным. Влажные салфетки нужны обязательно, но кроме них, надо не лениться каждый вечер и утро умываться, используя все свои обычные гигиенические средства.
Не надо поддаваться желанию пропустить чистку зубов и умывание лица, потому что «нет нормальных условий» или «ничего, один раз без чистки зубов ничего не будет».
Желательно взять с собой достаточное количество одежды для переодевания. Например, пару футболок на ночь и отдельно пара футболок на день. Каждое утро не лениться переодеваться в чистую «дневную» одежду, а каждую ночь в чистую «ночную».
Если два раза в день использовать влажные салфетки, чистить зубы и умывать лицо, менять одежду перед и после сна, и дружить с проводницами, которые могут организовать хотя бы некое подобие душа, то все должно быть нормально.
Экономика вагона
Дружба с проводницами заметно облегчает «дорожный быт» и просто создает более комфортную и безопасную обстановку в поезде.
Перед поездкой я посмотрела почти все видео, что предложил Ютюб на тему транссибирской магистрали и поезда. Про транссибирскую дорогу есть смешной фильм в 10 частях от RT «Транссибирская одиссея». Смешной, потому что фильм сделан в лучших традициях RT: немного преувеличения и очень много драмы.
Из этого фильма я узнала про то, что у проводников существует специальный план продаж, который надо выполнить за поездку, иначе лишат премии. Проводницы нам и сами о нем рассказали: по плану каждый пассажир должен купить у проводниц что-то на минимум 40 рублей. Причем неважно, как долго этот пассажир едет в поезде: 7 дней или 2 часа. За одну поездку (общее время — 4 дня, 17 вагонов) через поезд проходит около 7300 пассажиров, соответственно, собрать надо, как минимум, 292 тысячи рублей.
Проводницы прекрасно знают от кого можно ожидать покупок, а от кого нет. В плацкарте почти никто ничего не покупает, в купе вся надежда на иностранцев и на пассажиров-одиночек (если едет семья, то чаще всего затаренная едой на весь путь).
Цены у проводниц в среднем на 20-30 рублей дороже, чем в киосках на остановках. Вагон-ресторан к плану продаж не относится, — это отдельное юридическое лицо. По этой же причине у проводниц там нет никаких скидок.
РЖД же выделяет им плату за питание во время рейса в размере 150 рублей. Нам повезло с проводницами, очень приятные и человечные, поэтому нам самим хотелось им чем-то помочь: то мандарин подкинем, то конфеты, закуски стараемся тоже у них иногда покупать, я уже написала благодарность в книгу.
Проводница Таня рассказала про то, как попала на железную дорогу. Во время учебы нужны были деньги, а работу найти в ее городе было невозможно, устроилась проводницей. С учебой совмещать не получилось (заочки не было) пришлось универ бросить. Потом родились дети, и восстановиться на учебу было трудно. В 34 Таня все же решила получить образование и выучилась на инженера-механика в железнодорожном институте, хотела стать начальником поезда. Для этого после учебы надо пройти 2х месячные практические курсы. Место на эти курсы Таня ждет уже 2 года.
Рассказавала, как страшно было ездить в поезде в лихие 90-е. Чего тут только не бывало: убийства, пацанские разборки.
У каждого проводника в поезде есть своя история о том, как он сюда попал. В основном от безысходности и отсутствия работы. Проводниками в нашем поезде работают и бывшие врачи, и юристы и люди с двумя высшими образованиями.
Про связь и тарифы для роуминга
В России у каждого из операторов «Большой Тройки», есть тарифы для путешествий по России. Насколько поняла я, самая хорошая связь по Транссибирской магистрали есть у МегаФона. К нему я и пошла за симкой.
Есть тарифы, включающие интернет, звонки и телефон по всей России, а есть планы чисто на Интернет. Я выбрала последний, потому что кроме интернета мне ничего не нужно. Мегафон схитрил, разбив 16 Гб на 2 части: 8 гигов днем и 8 — ночью.
Другое дело, что даже у МегаФона интернет работает далеко не на всех участках Транссибирской магистрали. Иногда поймать сигнал можно лишь на станциях, либо вблизи населенных пунктов.

Все вокзалы на транссибирской магистрали живут по-московскому времени, поэтому даже если поезд приезжает ночью, вокзал живет обычной жизнью.
Душ
Я попросила проводницу помочь с организацией душа. Она дала мне предварительно вымытое пемолюксом ведро, куда я набрала немного кипятка из самовара, и маленький ковшик.
В туалете протерла пол, объяснила, куда ставить ведро, чтобы оно не разлилось. Надо было набирать прохладную воду из под крана и смешивать с кипятком. В туалете вся вода выливалась в дырку в поле.

Иркутск
На четвертый день, мы, наконец, доехали до нашей остановки — Иркутск. Встали в 5 утра, начали собираться.

Нашей цель был Байкал. От автовокзала до Листвянки можно доехать на официальном либо на неофициальном автобусе. В обоих случаях — это маршрутки. Единственный плюс неофициальных маршруток — это отсутствие расписания. Мы приехали в 9.30, и пропустили официальный автобус (следующий только в 11).
Один мужчина очень настойчиво предлагал нас довезти до Листвянки за 1500 рублей, пугая тем, что частники очень долго собирают народ, и мы не уедем в любом случае раньше 11. Может, это неплохая цена для расстояния в 70 км, но мы не видели большого преимущества ехать на такси и переплачивать.
Маршрутки стоят в стороне от автовокзала, спросили через сколько они отправляются. Нам сказали, что минут 15. Вскоре водитель сказал нам выходить и пересаживаться в другую маршрутку, которая идет с центрального рынка. На автовокзале они собирают народ, а потом распределяют по маршруткам, идущем с центрального рынка.
То есть лучше сразу ехать на центральный рынок, тем более что он ближе к ж/д вокзалу, чем автовокзал.
Ехали и клевали носом, так хотелось впитывать в себя каждую деталь, но недосып и усталость делали свое дело.
В Листвянке мы забронировали комнату в гостевом доме «У Ёлочки». По соотношению цена-качество это был отличный вариант. Чисто, хорошо. Русский стиль, но в хорошем смысле этого слова, без китча.
Забросив вещи в комнату, следующей нашей целью было пойти поесть нормальной еды. После 4х суток в поезде хочется три вещи: принять душ, поесть горячей еды и поспать на обычной кровати.
Ресторан в Листвянке я искала заранее, по отзывам лучшим вариантом был ресторан «Прошлый век», куда мы и направились. Пришли к открытию в 12 дня, там еще никого не было. Пока ждали еду пришла большая группа китайцев.
Заказали омуль — это рыба, которая водится только в Байкале, и сиг в кедровых орешках. Все очень вкусно, но Сиг в кедровых орешках впечатлил даже больше — вкусное сочетание.
Я уже не в первый раз слышу, что Сибирь и Дальний Восток потихоньку захватывают китайцы. Покупают земли, открывают свое производство. Перевозят семьи. Люди жалуются.
Такая ситуация не только в России, мне рассказывали, что в Ванкувере, например, сейчас очень взлетели цены на люксовую недвижимость, потому что китайцы раскупили почти все престижное жилье. Китайцы, короче, везде успевают.
Мне показалось, что в Сибири люди менее восприимчивы к иностранцам и больше переживают за смешение кровей — «чистокровных русских скоро совсем не останется».
В Листвянке китайцев очень много, причем как мы поняли, много не только туристов, но и тех, кто приезжает сюда жить. Вот, например, объявление о продаже участка дублируется на китайском.
Посмотрев, куда можно еще успеть съездить после 16:00 часов (почти никуда), решили сгонять в Тальцы — архитектурно-этнографический музей под открытым небом.
Музей отличный, туда стоит съездить. В нем собраны старые русские дома разных времен и из разных регионов России. В дома можно заходить, внутри сохранена обстановка, характерная тому времени.
Мы приехали в 16.30, и у нас было всего полтора часа до закрытия, которых для такого музея не хватает точно. Даже, не задерживаясь и бодро проходя экспозицию, мы не успели посмотреть все.

Приплыли к КБЖД. Красота неописуемая. Прошли туннель и дальше перед нам встал выбор — продолжать идти еще чуть-чуть до следующего туннеля, либо вернуться и использовать то время, для того чтобы искупаться.
Мы пошли купаться. Температура воздуха была около 19 градусов, а вода +16. Байкал лучше всего прогревается в августе, так что для тех, кто хочет там искупаться, это лучший период путешествия. В некоторых местах на Байкале есть свой микроклимат, там и вода и воздух теплее.
В следующий раз (а мы уже решили, что он будет) мы поедем на Байкал, на остров Ольхон, в марте. В марте меньше народу, мягче зима, при этом лед и снег еще на месте. Можно будет кататься на коньках, ездить в упряжке с хаски по озеру и нырять в прорубь после горячей баньки.
Главные траты в Иркутске/на Байкале:
- Маршрутка Иркутск-Листвянка: 140 рублей за человека и 50 руб за багаж (ехать 1 час, 70км)
- комната в гостевом доме за ночь на двоих: 2000 рублей
- обед в ресторане «Прошлый век» на двоих: 1600 рублей
- экскурсия (самая главная трата, которую мы не планировали): 2250 рублей с человека с учетом скидки 10% при бронировании за 1 день до экскурсии
- билет в музей в Тальцах: 150 рублей — полный, 50 рублей — студенческий
- маршрутка между Листвянкой и Тальцами: 80 рублей
- рыба на рынке: 100-150 рублей за одну штуку
Иркутск — Владивосток
Приехали в Иркутск за 2 часа до отправления поезда. Наш второй поезд чуть лучше первого, новее и немного чище. Единственный минус этого поезда — это отсутствие биотуалетов. Когда поезд стоит на станции 30 минут, то общее время закрытого туалета получается полтора часа, что может быть проблематичным.
Однако и это все теория. На практике все зависит от проводника. Кто-то будет строго соблюдать правило, а наша проводница, например, открывает туалет почти сразу, как мы выезжаем из городской зоны, т.е. уже спустя 10-15 минут.
Наша проводница была маленькая, но очень бойкая женщина лет 60. Она одна на весь вагон, и это ужасно. Обычно проводниц 2, и они работают по 12-часовым сменам. Это тоже нелегкий труд, потому что работы много, а комфорта и возможности полноценно отдохнуть мало.
Один рейс туда-обратно, на минуточку, длится 9 дней, то есть 9 дней человек толком не может не то чтобы отдохнуть, а даже на сон особо времени нет.
Я ее пыталась расспрашивать про работу, но отвечает на все она очень коротко и сдержанно: «Ничего, работаю. Нелегко, конечно, но жить можно. Когда бывают длинные перегоны, могу прикорнуть немножко».
Кроме обычной работы, никто никуда не отменял план продаж. По ее словам, в нашем вагоне ей нужно продать еды и сувениров на 6 000 рублей. Вместительность вагона — 36 человек. Иногда люди меняются, но большая часть едет на длинное расстояние.
Это реально вообще выполнить такой план? Как я сказала с самого начала, эта женщина — бойкая. Всучивает всем свои продукты только так. Несколько раз в день проходится по всем купе и настаивает на покупках.
Рассказывает, что как-то у нее ехали военные, и ничего не хотели покупать. Тогда она ввела условие: хотите розетку, покупайте тапочки по 100 рублей. Весь вагон дружно купил тапочки.
Грозится поступить с нами также, или закрыть туалеты и открывать их только после покупки колокольчиков РЖД.
Заходит в купе начальник поезда. На груди висит камера на шнурке. Спрашивает: «Довольны ли мы сервисом РЖД, есть ли какие-то замечания, жалобы?» Сказали, что в целом все нормально, но беспокоит периодически появляющийся запах сигарет. Еще спросили про одну-единственную на весь вагон проводницу.
Тут в начальнике поезда включился Киселев, и он начал рассказывать нам сказки про огромный конкурс на должность проводницы. По 100 человек на место, и что требования к проводницам в РЖД такие высокие, что никто не может пройти конкурс, но они ищут-ищут вторую проводницу.
Он настолько увлеченно и искренне все это рассказывал, что я сидела, чуть не раскрыв рот, и диву давалась, как можно так спокойно говорить неправду. В конце речи наша соседка Таня вдруг так тихонько говорит: «Может, все-таки в экономии дело?»
Тут начальник нажимает на кнопочку своей камеры (выключает ее) и в сердцах говорит: «Да, конечно, фигня это все. Кто согласится идти сюда работать на такие условия?»
Занавес.
Еда в поезде
По билетам в купе пассажирам положено одноразовое питание. Одноразовое питание — это не один раз в день, а один раз за всю поездку, сколько бы ты ни ехал. Говорят, что раньше кормили каждый день, но где-то с 2010 года перестали.
В начале поездки в купе заходит работница из ресторана и «принимает заказ». В обоих поездах у нас был выбор между говядиной в гуляше с рисом или курицей а-ля бефстроганов с гречкой (забавно получается -boeuf stroganoff = говядина по-строгановски = курица по-говяжьи-по-строгановски).
Можно получить еду в купе — тогда это всегда будет за ужином, а можно прийти в вагон-ресторан самому. В обоих поездах мы выбирали второе.
В первом поезде нам сказали приходить в любое время в часы работы ресторана. Во втором нам сначала тоже так сказали, но потом вернулись и попросили назвать точное время.
Вместе с главным блюдом ты получаешь коробочку: столовые принадлежности, вода, хлеб, маффин и освещающая конфетка (mentos или tic-tac).
Вся еда вполне съедобна, а во время поездки и вовсе кажется вкусной. Только хлеб мы не оба раза не смогли съесть — черствый и кислый.
В поездку мы набрали всяких сладостей, лапши быстрого приготовления, сухариков и воды. Я ожидала, что на каждой станции можно будет купить много чего вкусного и горячего, но ошиблась.
Станций, где что-то продают, совсем мало. Оказалось, что сейчас всех продавцов сильно гоняет полиция. Некоторые прячутся где-то за станцией, но это мы узнали уже постфактум.
Жалко. Я рассчитывала, что все эти бабули с их пирожками и другой стряпней будут частью нашего приключения и опыта во время Транссиба.
В поезде есть традиция делиться между собой едой. Нам постоянно пытались всучить колбасу сомнительного вида, Артуро ее побоялся даже пробовать, а я взяла однажды и ела через себя из вежливости 😃 Больше не рисковала, люди не понимали и обижались.
С другой стороны был и положительный опыт угощения: вкусные малосольные огурчики и вареная шишка с Байкала!
Дальний Восток
Пейзаж за окном меняется в ритм с растущей меланхоличностью и усталостью. Все больше разрухи, заброшенные унылые деревушки, фабрики.
Попутчики жалуются на китайцев. Сказали, что в Забайкалье огромную часть земли отдали китайцам в безвозмездную аренду в срок на 50 лет. В обмен на аренду китайцы обещали поддерживать Россию в противостоянии блоку НАТО. Мои попутчики уверены, что безвозмездная аренда никогда не кончится, и китайцы потихоньку захватят Россию.
Еще, говорят, недавно отдали китайцам половину Большого Уссурийского острова, где те разместили свои артиллерийские установки, направленные прямо на Хабаровск. В случае чего разбомбят одним махом.
Также проблемы есть и с бурятами. Русские их очень не любят, потому что «они думают только о своей выгоде и игнорируют русских». Проблемы есть в Улан-Удэ — столице Бурятии, где права русских ущемляются бурятами.
В администрации Бурятии все начальники — буряты, поэтому все делают только для своих. При этом президент и мэр — русские, именно это противостояние мешает бурятам совсем отделиться от России. Русские были бы не против, если бы они отделились.
Не знаю, насколько эта информация соответствует действительности, просто передаю слова попутчиков.
Также есть сложности с бурятами в Иркутске. Там идет битва иркутских бурят с улан-удэнскими на тему, кто из них настоящий бурят, и кто круче.
В общем, тут в Сибири и на Дальнем Востоке свои национальные проблемы и стычки.
Утром в последний день выяснилось, что мы опаздываем от запланированного плана на 3 часа. Для скорых поездов летом — это большая редкость, обычно, поезд приходит четко по расписанию. Проблемы бывают только зимой в сильный мороз.
Лишние три часа после в общей сложности 7 суток на поезде — ерунда, но все равно досадно терять это время.
Владивосток!
Боже мой, неужели мы это сделали? 9288 км по железной дороге от Москвы. Видок у нас, конечно, совсем не презентабельный. Скорее в отель помыться и переодеться.

Отель разочаровал — соотношение цена-качество никакое. В комнате градусов 30 жары и стоит лишь потрескивающий вентилятор. Забавно, что этот отель был самым дорогим за нашу поездку, при этом самым неудачным.
Но какое это счастье — принимать душ и спать на настоящей кровати!
Еще въезжая во Владивосток, мы заметили влияние Азии на этот город. Перенасыщение яркими разноцветными вывесками и иллюминацией. По-азиатски несочетаемое сочетание стилей.
Интересно, что тут уживаются вместе советские военные мемориалы, советская архитектура и китайский капитализм. Вроде бы и не совсем Россия, но вроде и не Китай. RuChina какая-то.
Первым делом решили поехать на Русский остров. Из-за нехватки времени я не успела заранее подробно изучить и продумать маршрут, читала что-то на ходу и слабо представляла, что нас там ждет и как это будет выглядеть.
В итоге на остров мы выехали, не зная, куда точно пойдем, в неподходящей одежде, и главное, без достаточного запаса воды.
Я надела кроксы в уверенности, что на Русском острове природа сочетается с хорошей инфраструктурой (не зря же когда-то там распилили столько денег!) и асфальтированными дорожками.
В автобусе поговорили с одним парнем, который посоветовал идти на мыс Тобизина. Забегая вперед, скажу, что это оказалось идеальным вариантом по соотношению время/зрелищность. Тем, у кого на Русский остров 3-5 часов времени, советую первым делом идти туда.

Проезжали огромный кампус Дальневосточного университета. Масштабы и обустроенность кампуса впечатляют — не знаю, как внутри, но снаружи вполне дотягивает до кампуса университета европейского уровня.
Вышли на тропу в сторону мыса и поняли, что, похоже, ни асфальтированных дорожек, ни магазина, где можно купить воду, не будет.
Жара жуткая, влажность, мы идем и умираем от жажды. По пути встречаются форты, взбираемся наверх и видим, что идти до мыса еще далеко. Выходим к берегу и видим заброшенный фургон с натянутым тентом и машину рядом.


Подхожу и вижу сидящего под тентом моряка. «Девочка, что тебе надо? Попить? Иди сюда напою». Радостно заходим к моряку, он наливает нам воды из большой канистры, а мы не можем оторвать от него взгляд.
Мне кажется, нельзя было встретить в портовом городе более выразительного моряка, чем «дядя Коля». Загоревшая кожа в морщинах и яркие голубые глаза, повидавшие в жизни многое и смотрящие как бы насквозь вдаль.
Наша первая встреча с дядей Колей была короткой — мы выпили воды, он предложил зайти за водой еще раз позже. Дошли до мыса Тобизина, постояли над пропастью, но купаться там не решились из-за морских ежей. Поджарившись на солнце, двинулись обратно.
Вернулись к дяде Коле, мне удалось его сфотографировать и узнать пару деталей о его судьбе. Служил на Сахалине, был командиром корабля. Деталей службы не рассказывал, но тот факт, что ему всего 54 (хотя с виду навскидку дашь не меньше 75), уже сказал о многом.
Поговорили, дядя Коля все время пытался накормить нас, всучить свежевыловленные ракушки, а в конце заставил-таки Артуро выпить с ним водки. Артуро уже знает, что в России мужчине в некоторых случаях отказываться от водки — преступление, пришлось выпить рюмочку.
Расстались почти «лучшими друзьями», дядя Коля подсказал нам кодовое слово, которое нужно говорить для разрешения любых проблем с военными во Владивостоке.
