- В ночь 4 апреля Россия прекратила все рейсы для возвращения граждан домой. Герои этой статьи останутся в Таиланде на неопределенный срок.
- Правительство выделило МИД 500 миллионов рублей на помощь застрявшим. Им нужно заполнить на портале госуслуг вот эту форму: gosuslugi.ru/395103/1
Судя по отзывам каждый застрявший получит примерно по 20 тысяч рублей. - Комьюнити россиян начинают помогать друг другу. Так, Успенская мужская монашеская община в Ратчабури готова предоставить проживание и питание для тех, кто попал в сложную ситуацию в Таиланде. Чтобы связаться с общиной, нужно обратиться в Таиландское Епархиальное Управление, которое находиться в Бангкоке. Вот пост в фейсбуке с подробностями.
- Телеграм-чат взаимопомощи тех, кто застрял в Бангкок: @coronahelpbkk
Аэропорт
В ночь с 30 на 31 марта трудности в выезде российских туристов за границу превратились в коллапс: появилось распоряжение оперативного штаба правительства РФ для Росавиации: ограничить число въезжающих в Москву граждан до 500 человек и сделать основным аэропортом приема «Шереметьево». В региональные аэропорты, согласно приказу, могли въехать не более 200 человек в сутки. До этого указания в Москву ежедневно прилетали более тридцати бортов «Аэрофлота» из разных стран мира, в регионы возила в основном S7.
В Таиланде международные рейсы начали отменяться в первых числах марта. Сразу подскочили цены на доступные билеты, но скоро почти все большие авиакомпании: Turkish Airlines, Etihad, Emirates и другие — сняли перевозку окончательно. Тогда все россияне стали покупать билеты «Аэрофлота», чтобы вернуться домой — и они тоже подскочили в цене, местами до 200 тысяч рублей для эконом-класса без багажа. В конце марта авиакомпания анонсировала сокращение рейсов с 1 апреля до одного вывозного рейса из Бангкока в сутки. До 1 апреля оставались два ежедневных рейса: SU271 и SU273. Один борт Airbus A330-300 — а именно такие самолеты стоят на маршрутах «Аэрофлота» из Бангкока — вмещает около 300 человек. 29 марта прозвучал очень тревожный звонок: авиакомпания заявила, что после 8 апреля снимает авиаперевозку полностью. Тем, у кого были билеты на более поздние вылеты, меняли на рейсы с 1 по 8 апреля.
Казалось, что это и есть тупик, но после 31 марта возможности выбраться из Таиланда иссякли вовсе. Перевозка на 1, 2, 3 и 4 апреля из столицы Таиланда в столицу России полностью снята. По рейсам 5–8 апреля нет информации. Отмена полетов после 8 апреля все еще остается в силе. Рейс SU271 в 10:00 31 марта отменили так стремительно, что люди успели приехать в аэропорт: рано утром их заверили, что вылет состоится.
«Вылетел только 273 рейс, и там посадили пассажиров с нашего рейса: разделили семьи, сажали одного взрослого с детьми, — рассказали «Самокатусу» пассажиры рейса. — А мы остались. Будем жить, как Том Хэнкс в фильме «Терминал». Ничего не ясно, представителей авиакомпании нет, билеты не продают — просят менять на май. Но у нас работа, семьи, нам говорили, что мы есть в списках. Но за ночь информация поменялась. Да какое за ночь — каждые полчаса новая информация».
«Нас перевели на удаленную работу, да, но мы в отпуск не стали брать технику. Опять же, мне для работы нужны специальные предустановленные программы», — рассказала москвичка Валерия Вероникина.
«Нам предлагали поменять на более ранний рейс, но с доплатой в 50 тысяч. Мы отказались, — рассказала пассажирка рейса SU271 москвичка Марина Стратонова. — А те, кто согласился, потом рассказали: самолет летел полупустой. А нам говорили: мест нет просто так менять билеты. Только за деньги. Начальство пока поддерживает, у нас есть две недели, чтобы вылететь отсюда — но за свой счет, конечно. Хочется понимания, но его нет».
Большую часть времени офис «Аэрофлота» в аэропорту Бангкока закрыт, представители не дают комментарии и не поясняют ситуацию. На дверях висит информация, что билетов нет до первых чисел мая. «Возможно, они не владеют информацией, но можно было бы остаться на месте и хотя бы поддерживать контакт с пассажирами. А нас, купивших билеты за очень большие деньги, просто оставили здесь», — сходятся во мнениях пассажиры нацперевозчика.
Отмены продолжаются и у компании «Сибирь», но она отстаивает права пассажиров перед государством более активно. Борта S7, которые должны были вылететь из России 31 марта и привезти пассажиров в Иркутск и Новосибирск, находились в полной готовности — и ждали только разрешения от Росавиации. Представитель авиакомпании Алексей практически постоянно находился в аэропорту и общался с пассажирами отмененных рейсов: «Информация обновляется каждые четыре часа. Если договоренности достигаются, мы вывозим пассажиров. У нас в среднем два рейса в день, на каждом продажи полные — 164 пассажира. Расписание по вылетам у нас до 16 апреля. Пассажиры имеют право обратиться в авиакомпанию с просьбой о компенсации убытков, которые повлекла отмена рейса, но дальше все будет зависеть от решения авиакомпании».
По состоянию на 1 апреля 2020 года продолжают выполнять нерегулярные перевозки из Бангкока в города России авиакомпании «Аэрофлот» и S7. В другие страны летают Qatar Airways, China Southern Airlines, China Airlines, Cathay Pacific и ряд других авиакомпаний, но они либо не продают стыковочные билеты на Москву, либо не сажают пассажиров на рейс — так, 31 марта рейc «Катаров» улетел без россиян. Им сказали, что плечо Доха-Москва авиакомпания выполнить не сможет, и даже не выдали в офисе подтверждения аннулирования билетов.
На стойках и в офисе «Аэрофлота» висят распечатки с просьбой обращаться в посольство — но авиакомпания не поясняет, чем именно дипломаты могут помочь. С пассажирами отмененных рейсов встретился в аэропорту заведующий консульским отделом Владимир Пронин: он сообщил туристам информацию о продлении виз и пояснил, что работники посольства стараются повлиять на ситуацию с рейсами — но пока безуспешно. Также дипломат озвучил примерное число россиян, которые на данный момент находятся в Таиланде: около 10 тысяч человек.
Визы
Миграционная картина в Таиланде не самая благоприятная для туристов, которые остаются надолго: да, на 30 дней россияне въезжают по штампу, без визы. Но продление штампа на 7 дней стоит 1900 бат, а далее его обычно не продлевают, накладывая штрафы за так называемый «оверстей» — превышение срока пребывания в стране: один день просрочки стоит 500 бат. Те, кто приезжает в страну на зиму, обычно делают туристические визы: такая виза стоит 1000 бат, выдается на два месяца, и еще на 30 дней ее можно продлить за 1900 бат. Ни штамп, ни визу обычно нельзя обновить, находясь в Таиланде.
На 1 апреля выехать из страны невозможно: самолеты практически не летают, границы с окружающими странами закрыты. Есть вылеты в Китай, Японию и другие страны, но в основном это вывозные рейсы, куда не сажают иностранцев или просто не продают билеты. В связи с этим миграционная служба Таиланда пошла на первую уступку: по письмам из посольств они стали продлевать визы и штампы еще на 30 дней — за те же 1900 бат пошлины.
Посольство РФ до сих пор не может наладить выпуск писем: количество запросов превышает технические возможности консульств. Но всем, у кого истекают сроки пребывания, посольство старается отправить письмо для продления по любому удобному каналу. Попытки автоматизировать процесс пока проваливаются: гугл-формы падают от наплыва заявок, даже электронная почта не выдерживает. Получить официальный комментарий посольства по ситуации на момент публикации «Самокатусу» не удалось.
Продление виз и штампов в миграционной службе — колоссальная зона риска: так, 31 числа на перилах в правительственном комплексе, где находится приемная, обнаружили коронавирус. Сейчас потоки разделили на две части: те, кто продлевают штампы, едут на новое место — там тайцы организовали очереди на двух этажах наземной парковки. Жарко, собирается до 400 человек единоразово — но тут строго следят за дистанцией между людьми, выдают защитные козырьки на все лицо. Все необходимое — фото, ксерокс, принтеры — тоже есть. Кто продлевает визы, отправляется в зараженный коронавирусом правительственный комплекс, и там уже ни нормального дистанцирования, ни соблюдения гигиены: люди постоянно становятся ближе, потому что напирает очередь.
В среду, 1 апреля, кабинет премьер-министра Таиланда объявил об автоматическом продлении пребывания тем, кто въехал по туристической визе после 1 марта. Это неясная мера: в официальном сообщении упомянуты конкретно визы, которые и так будут действительны до конца мая. Возможно, имели в виду штампы тоже, но пока подробной информации нет.
Ненависть
Люди, которые заявляют о своих трудностях в социальных сетях, сталкиваются с огромным наплывом хейтеров. «Нехрен было лететь в период эпидемии», — самое мягкое, что слышат в свой адрес застрявшие в Таиланде и других странах люди. Очень много поводов для недовольства: и то, что позволили себе отдых, и то, что были неосмотрительны, и то, что «привезут заразу». С этим вообще неясно: в Таиланде на 2 апреля всего 1771 заболевший, когда в России выявленных случаев уже 3548, и число продолжает расти на 500–800 человек каждый день.
При этом люди за рубежом оказались в сложных условиях, в том числе гуманитарных. Вот что пишут люди в чате пассажиров «Аэрофлота», не вылетевших из Таиланда:
Семья с ребенком 7 лет. Был отменён рейс на 1.04. Два дня жили а аэропорту. Узнали, что до 6 вообще ничего не предвидится. На последние деньги сняли номер в гостинице недалеко от аэропорта до 6 числа. Дальше опять в аэропорту обитать до выяснения обстоятельств 😞
Со мной ребёнок 2 лет и мама-пенсионерка, мы втроём. У меня искусственный клапан сердца, и нужно принимать лекарство пожизненно, количество лекарства было рассчитано примерно на поездку: на месяц или два не хватит, без приема лекарства клапан сломается, сердце тоже. В Таиланде нет нужного мне аналога.
«Аэрофлот» — получилось взять билет в рассрочку, общая стоимость 96 000 рублей, рейс в итоге отменили. Вернуться на работу нет возможности, работодатели не могут тоже помочь, а кредиторы не забывают присылать напоминания о предстоящем платеже. Денег, чтоб жить в другой стране внепланово до мая, нет.
Нас 7 взрослых и 5 детей. Отменен рейс «Аэрофлота» SU271 на 01.04.2020. Никакой информации о вывозе нет. Финансовой помощи от посольства никакой. На 2 дня сняли гостиницу недалеко от аэропорта. Деньги закончились. Представители «Аэрофлота» — полный игнор.
В чатах и группах Таиланда уже появились призывы о взаимопомощи, потому что многие люди живут в аэропорту без денег и еды. Ни посольство, ни авиакомпании не заботятся о гуманитарной ситуации пассажиров, которая ухудшается с каждой минутой.
Вечером 1 апреля появилась информация о компенсации гражданам, застрявшим за рубежом — 20 тысяч рублей на карту от Правительства РФ. Для получения компенсации нужно заполнить анкету на сайте госуслуг. На данный момент выплаты начисляются немногим и в хаотичном порядке, поэтому вероятность, что их получат именно нуждающиеся, невелика.
«Нас с каждым днем все больше и больше, — рассказала Кугаршен Мозжухина, пассажирка рейса SU271 от 31 марта. — Вывозит только авиакомпания S7. Обстановка тяжелая, деньги заканчиваются, у многих нет средств даже снять какой-либо отель или хостел. Нас пять человек, мы съехали с хостела, куда приехали просто чтобы помыться и поспать пару часов. Неизвестно, что будет — если нас будут вывозить на платной основе, где эти средства просить. У некоторых людей заканчиваются таблетки, нет возможности отдохнуть нормально — хорошо, что из аэропорта не выгоняют. У многих заканчиваются штампы. Скоро начнутся санкции. Мы не знаем, что делать. Мы пытаемся друг друга поддерживать».
На 3 апреля обманутые пассажиры планируют визит в посольство РФ. Никакой официальной информации о мерах по вывозу граждан или поддержке накануне не озвучили, и пока людям самостоятельно придется решать проблемы с жильем и едой. Ситуация ухудшается с каждым днем, и какой выход найдут правительства обеих стран — остается только догадываться.
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.