Москва – Владивосток. Как выжить на Транссибирской магистрали

Меня зовут Маша, мне 25 лет. За последние 6 лет я успела пожить и поучиться на юриста в трех странах: во Франции, Германии и Нидерландах. Этим летом я отправилась в путешествие по Транссибу со своим мужем Артуро.

photo_2016-09-13_19-43-14

Я очень люблю поезда, и идея проехаться по Транссибирской магистрали впервые пришла ко мне пару лет назад.

За последние 6 лет я накатала десятки тысяч километров на поездах по Европе. Большая часть из них по одному и тому же маршруту между Страсбургом и Бонном. Я изучила почти все вокзалы и городки на Рейне, путем ошибок и провалов насобирала кучу лайфхаков, как путешествовать дешево и находить выход из любого положения:

– Что делать первого января ночью, когда у тебя пересадка в маленькой деревушке, где нет вообще ничего, а последний поезд отменили?

– Как вернуть часть денег на опоздавший поезд?

– Как покупать билет на самый дешевый поезд (который всегда опаздывает), но ехать на самом быстром без доплаты?

Все эти передвижения со мной происходили в Европе, большая часть на поездах Deutsche Bahn и французских SNCF, про которые я знаю практически все.

Зачем ехать по Транссибу?

Этот вопрос мне задавали много раз. Зачем семь дней трястись в душных вагонах, когда есть способы получше потратить те же деньги на отпуск? Обычно по Транссибу ездят иностранцы, которым хочется русской экзотики и экстрима.

Мой мотив для поездки по Транссибу – люди. Транссиб – уникальная возможность посмотреть на соотечественников под новым углом, проникнуться десятками живых историй, зафиксировать сотни черт лиц, попытаться различить едва уловимые, а иногда резкие акценты и интонации. И из всего этого попытаться вывести некую закономерность (или прийти к выводу, что закономерности нет), ответив на свои вопросы о России и о себе.

art_7955

Несколько советов по планированию поездки.

Когда бронировать билеты?

Бронировать билеты лучше с открытия продаж (в 8:00 по московскому времени за 45 дней до отправления), потому что места быстро разлетаются. Особенно летом. Учитывайте, что на длинные расстояние будет меньше мест.

Я чуть было не упустила последние места, когда искала билет на первый поезд (Москва-Иркутск) и решила отложить покупку на два дня, чтобы еще раз подумать. 

Лайфхак: заранее находим все подходящие поезда, ставим в календаре напоминалки с датой открытия продажи билетов и с утречка бежим бронировать.

transsib-7Где бронировать?

Самый удобный и красивый сайт – Туту.ру. Там все четко, понятно, удобно, но есть комиссия от 5 до 10%.

Самый неудобный и некрасивый сайт – rzd.ru. Узнать конечную цену можно только пройдя все этапы, включая заполнение личных данных. Зато без комиссии. Поэтому лучше искать на tutu.ru, а бронировать на rzd.ru

На сайте РЖД проблема с оплатой иностранной карточкой. Мы пробовали бронировать с трех разных карт (и Visa, и Mastercard), все платежи были отклонены. Позже мы получили письма от наших банков, которые приняли эти платежи за мошенничество и поэтому заблокировали. С российскими картами проблем быть не должно.

Лайфхак: ищем и сравниваем поезда и цены на tutu.ru, идем покупать на rzd.ru (с русской картой). Если карты рос. банка нет, то подавленно возвращаемся на tutu.ru (или просим кого-то купить билет в кассе за вас).

14066460_10153616975622100_8579842119059979884_o

Какой поезд?

“Фирменный”. Такой поезд дороже, но лучше. По Транссибу ходит фирменный поезд “Россия”. Судя по картинкам и отзывам, он самый приличный и удобный. По цене дороже примерно на 30-40% (в зависимости от класса). У нас с “Россией” к сожалению, не сложилось из-за дат (он ходит раз в два дня, и в тот день, когда мы должны выехать, его нет).

Обычные поезда бывают разными по своему уровню. Один из способов определить уровень поезда – это посмотреть на его номер. Чем меньше цифра номера, тем выше качество поезда и тем он быстрее.

Прежде чем узнать об этом, я просто гуглила номер поезда и читала все отзывы о поезде, обсуждения на форуме про поезд в целом и про вагоны по отдельности. Возможности для задротства тут неисчерпаемы – сиди, изучай все типы вагонов разного производства и разных лет. Рай для любителей планировать и контролировать ситуацию.

Лайфхак: выбирая поезд, смотрим на номер. Правило: чем ниже номер, тем лучше. Смотрим отзывы в интернете.

transsib-8Какое место?

Здесь можно узнать как сесть поближе к розетке – went.livejournal.com/345271.html

Еще есть интересная фишка с купейными местами 37 и 38 – это места в единственном “половинчатом” купе. Вместо 4 коек там их 2 – возможность получить privacy, не переплачивая за СВ (2-местные купе). Из минусов: тесно, шанс, что верхние полки будут забиты вещами проводников.

Лайфхак: берем места поближе к розетке. Если вдвоем и не хотите общаться с попутчиками, то берем места 37, 38 в половинчатом купе. Захватите с собой переходник-удлинитель.

transsib-3

Приятно удивило, что на вокзалах не запрещают снимать. Года три назад на меня мгновенно кидались с требованием удалить фотографии или видео.

Отправляемся в Иркутск

Ехать 3 дня и 4 ночи. Мы закупили немного еды на первое время в пути.

14124256_10153616975617100_2493018691290184966_o

Нулевой километр транссибирской дороги. Как без этой фотки?

Заходим в купе. Жарища, тесно, запах специфический, но к нему вскоре привыкли. В нашем вагоне был кондиционер, который работал во время движения, так что после отправления с жарой больше проблем не было.

Наше купе в первом поезде

Наше купе в первом поезде

Коридор в вагоне с купе

Коридор в вагоне с купе

transsib-yaroslavskiy

Ярославский вокзал

Мы закупили мало еды, потому что были уверены, что на каждой станции нас ждут горячие пирожки. Но в первые дни ничего подобного не было.

На одной станции на приезжих накинулись бабульки с яблоками. И бабушек, и яблок было так много, что спускаться в эту толпу было даже как-то неловко. Борьба за покупателя разгорелась нешуточная. “Нет, купи у меня! У меня лучше”, “Не слушай ее, у меня покупай” и т.д. Проблемы дистрибуции в перенасыщенном рынке.

Охота на покупателя

Охота на покупателя

Мы поддерживали наших проводниц и старались брать перекусы у них, помогали выполнить план и налаживали отношения, потому что дружить с проводницами в вагоне важно.

Как решать проблему с душем?

Этот вопрос тоже мучил меня до поездки, и я до последнего не знала, будет душ в поезде или нет. Иногда он бывает в вагоне первого класса (люкс), тогда можно договориться с проводницами и за небольшую сумму помыться там. Я слышала про душ в штабном вагоне, о котором тоже можно договориться.

В нашем поезде душа не было нигде. Я попросила проводницу помочь с его организацией. Она дала мне предварительно вымытое “Пемолюксом” ведро, куда я набрала немного кипятка из самовара, и маленький ковшик.

В туалете проводница протерла пол, объяснила, куда ставить ведро, чтобы оно не разлилось. Надо было набирать в ковшик прохладную воду из под крана, смешивать с кипятком из ведра и мыться. В туалете вся вода выливалась в дырку в поле.

Символическое вознаграждение за помощь проводница брать отказалась.

Вообще, мой главный совет в долгое путешествие на поезде по России – подружитесь с проводницами. Лучше сразу же наладить с ними контакт и не стесняться задавать любые вопросы.

Проводницы – ваши лучшие друзья в поезде, которые могут помочь даже там, где они это делать не обязаны.

Второй совет – постараться сделать свое пребывание в поезде максимально комфортным. Влажные салфетки нужны обязательно. Не надо лениться умываться каждый вечер и утро, используя все свои обычные гигиенические средства.

Не пропускайте чистку зубов и умывание, потому что “нет нормальных условий” или “ничего, один раз без чистки зубов ничего не будет”.

Лирическое отступление про воду из под крана: часть пути нашими попутчиками были бразильцы и другие латиноамериканцы. Однажды, выйдя из туалета, бразилец сообщил всем, что воду из под крана в туалете нельзя использовать для чистки зубов, потому что “там об этом написано”, и что “в воде есть бактерии E.coli”. Я немного удивилась, потому что не видела таких знаков, и вообще было бы странно, что вода из-под крана изначально не предназначалась даже для чистки зубов (хотя ясно, что в таких местах риски есть всегда). В следующий раз захожу в туалет и вижу плакат на двери с рекламой лекарства от диареи и прочих бед путешественника.

Интересно, что именно в России повсюду висят плакаты с рекламой лекарств, предназначенных для ЖКТ, обогащенных бифидобактериями и чем там еще. Такое ощущение, что с этим у нас на самом деле проблемы, судя по количеству рекламу повсюду. Люди обеспокоены.

Так вот на плакате рассказывается о преимуществах этого лекарства, которое среди прочего защищает от кишечной палочки E.coli. E.coli – единственное слово из плаката, понятное иностранцу, который подумал, что в плакате предупреждают об опасности заражения при использовании воды из под крана в поезде. Так и рождаются мифы!

Возьмите с собой достаточно одежды для переодевания. Каждое утро и каждую ночь не ленитесь переодеваться в соответствующую одежду.

Вкратце: Если два раза в день использовать влажные салфетки, чистить зубы и умывать лицо, менять одежду перед и после сна и дружить с проводницами, которые могут организовать хотя бы некое подобие душа, то все будет хорошо.

Экономика вагона

Дружба с проводницами заметно облегчает “дорожный быт” и создает более комфортную и безопасную обстановку в поезде.

Перед поездкой я посмотрела почти все видео на ютубе о транссибирской магистрали. Есть смешной фильм в 10 частях от RT “Транссибирская одиссея“. Смешной, потому что фильм сделан в лучших традициях RT: немного преувеличения и очень много драмы.

Из этого фильма я узнала про специальный план продаж, который проводникам надо выполнить за поездку, чтобы не лишиться премии. Проводницы нам и сами о нем рассказали: по плану каждый пассажир должен купить у проводниц что-то на 40 рублей. Причем неважно, как долго этот пассажир едет в поезде: 7 дней или 2 часа. За одну поездку (общее время – 4 дня, 17 вагонов) через поезд проходит около 7 300 пассажиров, соответственно, собрать надо, как минимум, 292 000 рублейВ другой поезде мне называли другие цифры: наверное, у каждого поезда “свой” план продаж. Но в среднем картина выглядит примерно так.

Проводницы прекрасно знают, от кого можно ожидать покупок, а от кого нет. В плацкарте почти никто ничего не покупает, в купе вся надежда на иностранцев и на пассажиров-одиночек (если едет семья, то чаще всего затаренная едой на весь путь).

Цены у проводниц на 20-30 рублей дороже, чем в киосках на остановках. Вагон-ресторан к плану продаж не относится, – это отдельное юридическое лицо. По этой же причине у проводниц там нет никаких скидок. РЖД выделяет им 150 рублей на питание во время рейса.

Нам повезло с проводницами – они оказались очень приятные и человечные, поэтому нам самим хотелось чем-то помочь: то мандарин подкинем, то конфеты, закуски старались тоже у них иногда покупать, написали благодарность в книгу.

Проводница Таня рассказала про то, как попала на железную дорогу. Во время учебы нужны были деньги, а работу найти в ее городе было невозможно, устроилась проводницей. С учебой совмещать не получилось, пришлось бросить университет. Потом родились дети, и восстановиться на учебу было трудно. В 34 года Таня все же решила получить образование и выучилась на инженера-механика в железнодорожном институте, хотела стать начальником поезда. Для этого после учебы надо пройти 2-хмесячные практические курсы. Место на эти курсы она ждет уже 2 года.

Рассказывала, как страшно было ездить в поезде в 1990-е. Чего тут только не бывало: убийства, пацанские разборки.

Проводница Наташа

Проводница Наташа

 

Про связь и тарифы для роуминга

В России у каждого из операторов “Большой Тройки” есть тарифы для путешествий. Насколько я поняла, самая хорошая связь по Транссибирской магистрали у МегаФона.

Есть тарифы, включающие интернет, звонки и телефон по всей России, а есть планы только на Интернет. Я выбрала последний тариф у Мегафона, потому что, кроме интернета, мне ничего не нужно. Мегафон разбил 16 Гб на 2 части: 8 днем и 8 ночью. Но этого легко хватило на всю поездку.

Другое дело, что даже у МегаФона интернет работает далеко не на всех участках Транссибирской магистрали. Иногда поймать сигнал можно лишь на станциях либо вблизи населенных пунктов.

Пейзаж заметно меняется, начиная с Урала, где-то после Екатеринбурга. Смотреть в окно все интересней. Сосновые леса и буроватая земля.

Пейзаж заметно меняется начиная с Урала, где-то после Екатеринбурга. Смотреть в окно все интересней. Сосновые леса и буроватая земля.

Все вокзалы на транссибирской магистрали живут по-московскому времени, поэтому даже если поезд приезжает ночью, вокзал живет обычной жизнью.

Иркутск

На четвертый день мы доехали до Иркутска. Встали в 5 утра, начали собираться.

Железнодорожный вокзал в дождливом Иркутске

Железнодорожный вокзал в дождливом Иркутске

Нашей целью был Байкал. От автовокзала до Листвянки можно доехать на официальном либо на неофициальном автобусе. В обоих случаях это маршрутки. Единственный плюс неофициальных – отсутствие расписания. Мы приехали в 9.30 и пропустили официальный автобус (следующий был только в 11).

Маршрутки стоят в стороне от автовокзала, спросили через сколько они отправляются. Нам сказали, что минут 15. Вскоре водитель попросил нас выйти и пересесть в другую маршрутку, которая идет с центрального рынка. На автовокзале они собирают народ, а потом распределяют по маршруткам, идущим с центрального рынка. Так что лучше сразу ехать на центральный рынок, тем более, что он ближе к ж/д вокзалу, чем автовокзал.

transsib-25В Листвянке мы забронировали комнату в гостевом доме “У Ёлочки“. По соотношению цена-качество это оказался отличный вариант. Чисто, хорошо. Русский стиль в хорошем смысле этого слова, без китча.

Забросив вещи в комнату, мы отправились на поиски нормальной еды. После 4 суток в поезде хочется только принять душ, поесть горячей еды и поспать на обычной кровати.

Ресторан в Листвянке я искала заранее, по отзывам лучшим вариантом было заведение “Прошлый век”, куда мы и направились. Пришли к открытию в 12 дня, там еще никого не было. Заказали омуля – это рыба, которая водится только в Байкале, и сига в кедровых орешках. Все очень вкусно, но сиг в кедровых орешках впечатлил даже больше – вкусное сочетание.

Посмотрев, куда можно еще успеть съездить после 16:00 часов (почти никуда), решили поехать в Тальцы – архитектурно-этнографический музей под открытым небом.

Музей отличный, туда стоит съездить. В нем собраны старые русские дома разных времен и из разных регионов России. В дома можно заходить, внутри сохранена обстановка, характерная для того времени.

Мы приехали в 16:30 – за полтора часа до закрытия. Не задерживаясь и бодро проходя экспозицию, мы не успели посмотреть все.

Музей

Музей


На другой день мы поплыли на катере с экскурсией к КБЖД
. Там очень красиво. Прошли тоннель и дальше перед нам встал выбор – продолжать идти еще до следующего тоннеля, либо вернуться и использовать то время, чтобы искупаться.

art_9386
В итоге пошли купаться. Температура воздуха была около +19, а вода +16. Байкал лучше всего прогревается в августе, так что для тех, кто хочет там искупаться, это лучшее время. В некоторых местах на Байкале есть свой микроклимат, там и вода и воздух теплее.

В следующую поездку на Байкал мы поедем на остров Ольхон. В марте. В это время меньше народу, мягче зима, а лед и снег еще на месте. Можно кататься на коньках, ездить в упряжке с хаски по озеру и нырять в прорубь после горячей бани.

Главные траты в Иркутске/на Байкале:

  • маршрутка Иркутск-Листвянка: 140 рублей за человека и 50 руб за багаж (ехать 1 час, 70км)
  • комната в гостевом доме за ночь на двоих: 2 000 рублей
  • обед в ресторане “Прошлый век” на двоих: 1 600 рублей
  • экскурсия (самая главная трата, которую мы не планировали): 2 250 рублей с человека с учетом скидки 10% при бронировании за 1 день до экскурсии
  • билет в музей в Тальцах: 150 рублей – полный, 50 рублей – студенческий
  • маршрутка между Листвянкой и Тальцами: 80 рублей
  • рыба на рынке: 100-150 рублей за одну штуку

Иркутск – Владивосток

Приехали в Иркутск за 2 часа до отправления поезда. Наш второй поезд чуть лучше первого, новее и немного чище. Единственный минус  – отсутствие биотуалетов. Когда поезд стоит на станции 30 минут, то общее время закрытого туалета – полтора часа, что может быть проблематичным.

Но это теория. На практике все зависит от проводника. Кто-то будет строго соблюдать правило, а наша проводница, например, открывает туалет почти сразу, как мы выезжаем из городской зоны, спустя 10-15 минут после отправления со станции.

Наша проводница была маленькая, но бойкая женщина лет 60. Она одна на весь вагон, и это ужасно. Обычно проводниц 2, и они работают по 12-часовым сменам. Это тоже нелегкий труд, потому что работы много, а комфорта и возможности полноценно отдохнуть мало. Один рейс туда-обратно длится 9 дней. 9 дней человек толком не может не то чтобы отдохнуть, а даже на сон особо времени нет.

art_9482

Кроме обычной работы, никто никуда не отменял план продаж. По ее словам, в нашем вагоне ей нужно продать еды и сувениров на 6 000 рублей. Вместительность вагона – 36 человек. Иногда люди меняются, но большая часть едет на длинное расстояние.

Это реально вообще выполнить такой план? Как я сказала с самого начала, эта женщина – бойкая. Всучивает всем свои продукты только так. Несколько раз в день проходится по всем купе и настаивает на покупках.

Рассказывала, что как-то у нее ехали военные и ничего не хотели покупать. Тогда она ввела условие: хотите розетку – покупайте тапочки по 100 рублей. Весь вагон дружно купил тапочки.

Грозилась поступить также с нами. Или закрыть туалеты и открыть их только после покупки колокольчиков РЖД.

А еще однажды разыгралась смешная сценка с начальником поезда. Он заходит в купе, на груди висит камера на шнурке. Спрашивает: “Довольны ли мы сервисом РЖД, есть ли какие-то замечания, жалобы?” Сказали, что в целом все нормально, но беспокоит периодически появляющийся запах сигарет. Еще спросили про одну-единственную на весь вагон проводницу.

Тут в начальнике поезда включился Киселев, и он начал рассказывать нам сказки про огромный конкурс на должность проводницы – по 100 человек на место.  Будто требования к проводницам в РЖД такие высокие, что никто не может пройти конкурс, но они ищут-ищут вторую проводницу.

Он настолько увлеченно и искренне все это рассказывал, что я сидела, раскрыв рот и диву давалась, как можно так спокойно говорить неправду. В конце речи наша соседка Таня вдруг так тихонько говорит: “Может, все-таки в экономии дело?”.

Тут начальник выключает камеру и в сердцах говорит: “Да, конечно, фигня это все. Кто согласится идти сюда работать на такие условия?”

Занавес.

Еда в поезде

По билетам в купе пассажирам положено одноразовое питание. Одноразовое питание – это не один раз в день, а один раз в поездку, сколько бы ты ни ехал. Говорят, что раньше кормили каждый день, но где-то с 2010 года перестали.

В начале поездки в купе заходит работница из ресторана и “принимает заказ”. В обоих поездах у нас был выбор между говядиной в гуляше с рисом или курицей а-ля бефстроганов с гречкой.

Можно получить еду в купе – тогда это всегда будет за ужином, а можно прийти в вагон-ресторан самому. Вместе с главным блюдом ты получаешь коробочку: столовые принадлежности, вода, хлеб, маффин и освежающая конфетка (ментос или тик-так).

Еда съедобна, а во время поездки и вовсе покажется вкусной. Только хлеб мы оба раза не смогли съесть – черствый и кислый.

В поездку мы набрали сладостей, лапши быстрого приготовления, сухариков и воды. Я ожидала, что на каждой станции можно будет купить много чего вкусного и горячего, но ошиблась.

Станций, где что-то продают, совсем мало. Оказалось, что сейчас всех продавцов сильно гоняет полиция. Некоторые прячутся где-то за станцией, но это мы узнали уже постфактум.

art_8222

Жалко. Я рассчитывала, что все эти бабули с их пирожками и другой стряпней будут частью нашего приключения.

В поезде есть традиция делиться между собой едой. Нам постоянно пытались всучить колбасу сомнительного вида, Артуро, мой муж, ее побоялся даже пробовать, а я взяла однажды и ела через себя из вежливости. Больше не рисковала, люди не понимали и обижались.

С другой стороны был и положительный опыт угощения: вкусные малосольные огурчики и вареная шишка с Байкала!

Дальний Восток

14195461_10153621798937100_7164448606692505913_o

Пейзаж за окном менялся в ритм с растущей меланхоличностью и усталостью. Больше разрухи, заброшенные унылые деревушки, фабрики.

art_8123-2

Не раз слышала, что Сибирь и Дальний Восток потихоньку захватывают китайцы. Покупают земли, открывают свое производство. Перевозят семьи. В Листвянке китайцев очень много, причем, как мы поняли, много не только туристов, но и тех, кто приезжает сюда жить.

Вывеска о продаже земли на китайском в Листвянке

Вывеска о продаже земли на китайском в Листвянке

Мне показалось, что в Сибири люди менее восприимчивы к иностранцам и больше переживают за смешение кровей – “чистокровных русских скоро совсем не останется”.

Утром в последний день выяснилось, что мы отстаем от плана на 3 часа. Для скорых поездов летом – это большая редкость. Проблемы бывают только зимой в сильный мороз.

art_8418

Лишние три часа после в общей сложности 7 суток на поезде – ерунда, но все равно досадно терять это время.

Владивосток!

Боже мой, неужели мы это сделали? 9 288 км по железной дороге от Москвы. Видок у нас, конечно, совсем непрезентабельный. Скорее в отель – помыться и переодеться.

14066455_10153616975627100_6450596981755383004_o

Конец Транссибирской дороги. 9288 км от Москвы

Отель “Приморье” разочаровал. В комнате градусов 30 жары и стоит лишь потрескивающий вентилятор. Этот отель был самым дорогим за нашу поездку и самым неудачным. Но какое это счастье – принимать душ и спать на настоящей кровати!

Еще на въезде во Владивосток мы заметили влияние Азии на этот город. Яркие разноцветные вывески и иллюминация, по-азиатски несочетаемое сочетание стилей.

art_0088

Интересно, что тут уживаются вместе советские военные мемориалы, советская архитектура и китайский капитализм. Вроде бы и не совсем Россия, но вроде и не Китай. RuChina какая-то.

Первым делом решили поехать на остров Русский. Из-за нехватки времени я не успела продумать маршрут. В итоге на остров мы выехали, не зная куда точно пойдем, в неподходящей одежде, а главное – без достаточного запаса воды.

Я надела кроксы на платформе в уверенности, что на острове природа сочетается с хорошей инфраструктурой и асфальтированными дорожками.

В автобусе один парень посоветовал идти на мыс Тобизина. Это оказалось идеальным вариантом по соотношению время/зрелищность. Тем, у кого на остров Русский 3-5 часов времени, советую первым делом идти туда.

Мыс Тобизина

Мыс Тобизина

Проезжали огромный кампус Дальневосточного университета. Масштабы и обустроенность кампуса впечатляют – не знаю, как внутри, но снаружи вполне дотягивает до кампуса университета европейского уровня.

Вышли на тропу в сторону мыса и поняли, что, похоже, ни асфальтированных дорожек, ни магазина, где можно купить воду, не будет.

Жара жуткая, влажность, мы шли и умирали от жажды. По пути встретили форт, взобрались наверх и увидели, что идти до мыса еще далеко. Выходим к берегу и видим заброшенный фургон с натянутым тентом и машину рядом.

Форт

Форт

И вид с него

И вид с него

Подхожу и вижу сидящего под тентом моряка. “Девочка, что тебе надо? Попить? Иди сюда напою”. Радостно заходим к моряку, он наливает нам воды из большой канистры, а мы не можем оторвать от него взгляд.

Мне кажется, нельзя было встретить в портовом городе более выразительного моряка, чем дядя Коля. Загоревшая кожа в морщинах и яркие голубые глаза.

Наша первая встреча с дядей Колей была короткой – мы выпили воды, он предложил зайти за водой еще раз позже. Дошли до мыса Тобизина, постояли над пропастью, но купаться там не решились из-за морских ежей. Поджарившись на солнце, двинулись обратно.

Вернулись к дяде Коле – мне удалось его сфотографировать и узнать пару деталей о его судьбе. Служил на Сахалине, был командиром корабля. Деталей службы не рассказывал, но факт, что ему всего 54 (хотя с виду не меньше 75), сказал о многом.

Дядя Коля все время пытался накормить нас, всучить свежевыловленные ракушки, а в конце заставил-таки Артуро выпить с ним водки. Артуро уже знает, что в России мужчине в некоторых случаях отказываться от водки – преступление, пришлось выпить рюмочку.

Расстались почти лучшими друзьями, дядя Коля подсказал нам кодовое слово, которое нужно говорить для разрешения любых проблем с военными во Владивостоке.

Дядя Коля

Дядя Коля

После острова Русский мы отправились на мемориальную атомную подлодку С-56 во Владивостоке. Музей впечатляющий. Внутри – оригинальная обстановка с люками между отсеками и приборами. Все время посещения непроизвольно думаешь о Курске и об ужасе, который испытывали там моряки.

Определенно, это место, которое не стоит пропускать во Владивостоке.

Подводная лодка С-56

14310410_10153663840607100_4616802211789035386_o

Владивосток интересен военной атмосферой. На причале видны военные корабли, постоянно слышны переговоры по громкой связи и выстрелы с учений, которые ведутся на острове Русский.

За вечер обошли город, встретили немало любопытных памятников, театров, несколько примеров уличного искусства. Сразу видно: Владивосток – культурный город.

Вечер закончили в азиатском ресторане “Зума”. Забавно, что в этот ресторан мы пришли в самом непотребным и неопрятном виде после жаркого дня на Русском острове. Даже сомневались, пустят ли нас таких внутрь. Нас не просто пустили, очень вкусно накормили, но в конце еще и подошла директор ресторана, предложила провести экскурсию по ресторану и подарила милые сувениры.

На этом закончилось наше путешествие через всю Россию. На следующее утро у нас был самолет в Москву.

Впечатления надо будет переваривать еще не один месяц. Все неудобства, которые мы испытали в поезде за 7 дней, определенно стоили всего, что мы увидели, услышали и попробовали.

Не бойтесь путешествовать по своей стране и за ее пределами. Даже на избитом маршруте Транссибирской магистрали есть на что посмотреть и что узнать.