Мини-гид по пражскому модернизму

0

Прага, в первую очередь, привлекает туристов своей мистической историей, барочной и эклектичной роскошью зданий. Но если вы не разделяете эстетических ценностей архитектурных излишеств или ищете новых визуальных впечатлений, то обратите внимание на пражскую архитектуру первой половины XX века. Проконсультировавшись у чешских историков архитектуры, мы подготовили мини-путеводитель по модернистской архитектуре.

Дом “У Черной Мадонны” (Dům U černé matky boží)

Славная история чешского модернизма началась с кубизма. Хотя кубизм — интернациональный стиль, нашедший своих последователей во многих странах, именно чехи стали активно применять его принципы и в архитектуре. Этот дом с романтичным названием, шокирующе ворвавшийся в самое сердце исторической застройки, является одним из первых примеров такого применения. Творению архитектурного гения Йозефа Гочара суждено было стать культовым местом для чешского кубизма. Поэтому если он вам интересен, обязательно загляните во внутрь здания: в музей и кафе. В музее вы обнаружите впечатляющие живописное и графическое собрания, а также коллекцию мебели. В кафе есть шанс не только посмотреть, но и опробовать кубистическую мебель на практике или насладиться видами города с террасы.

Коваржовицова вилла в Вышеграде (Kovařovicova vila)

Первый пример оказался настолько успешным и привлекательным, что в последующие годы историческая застройка центральной части города преобразилась под нашествием кубистических коммерческих зданий. Но в полную силу кубизм продемонстрировал свою архитектурную мощь там, где у него было больше простора. Например, в районе Вышеград, который в начале XX века был средоточием аристократических и художественных вилл. Квинтэссенцией архитектуры кубизма можно считать Коваржовицову виллу, которую архитектор Йозеф Хохол спроектировал в 1913 году. С учетом нестандартной формы участка и комбинации фасадов Хохол извлек из кубизма его максимум. На славу он поработал и над интерьерами, но они для посещения к сожалению недоступны.

Рондокубизм

После Первой мировой войны Прага стала столицей независимого государства — Первой Чехословацкой республики. Престиж города резко возрос, что сказалось на активизации строительства, а архитекторы ринулись искать подходящий стиль для выражения и своего времени, и специфики нового государства. Так родился рондокубизм. Вкратце его можно описать как декоративизацию кубизма под влиянием ар-деко. Первопроходцем опять стал Йозеф Гочар с зданием для Банка чехословацких легионов. Массивностью скульптур в то время мало кого можно было удивить, зато массивность архитектурного декора и сейчас выглядит необычно. Еще дальше в деле развития рондокубизма пошел Павел Янак, спроектировав Дворец Адриа.

 

Национальный памятник на Виткове (Národní památník na Vítkově)

Рондокубизм был ярким стилем, но он занимал умы архитекторов только десятилетие, постепенно уступив место функционализму. Манифестацией это перелома может служить самый монументальный памятник межвоенного периода, Национальный памятник на холме Витков. Массивная статуя Яна Жижки возвышается над многими районами города, но внимание заслуживает и сам комплекс из-за статуи. Изначально построенный как некрополь в честь героев Первой мировой, он успел побывать и мавзолеем первого коммунистического лидера Чехословакии Клемента Готвальда. Сейчас здесь музей, который необходимо посетить, если вы хотите понять перипетии чешской истории XX века. Хотя даже если вы безразличны к истории, внушительные ар-деко интерьеры вряд ли оставят равнодушными.

Поселение Баба (Osada Baba)

Апогей функционалистской эстетики — это определенно поселение Баба в пражском районе Дейвице. В целом, Дейвице —  отличный район для знакомства с современной Прагой, поскольку он был присоединен к Праге только в 1920-ые и именно тогда стал активно застраиваться. Поселение Баба —  это воплощение лучших идей модернистской архитектуры межвоенного периода, которые будоражили архитекторов по всей Европе. Возможно, тщательный осмотр всего комплекса из более чем 30 вилл покажется скучноватым, но отдельные экземпляры заслуживают внимания. Особенно рекомендуется для посещения, если вы любите минимализм, современность и Баухаус.

Вилла Мюллера (Müllerova vila)

Особая гордость Праги —  вилла Мюллера, спроектированная Адольфом Лоосом. Легендарный автор манифеста “Орнамент и преступление” в этой вилле отлично продемонстрировал, что такое архитектура как таковая. Прелесть виллы еще и в том, что ее превратили в музей, поэтому и шедевральные роскошные интерьеры доступны и для широкой публики.

Крематорий Страшнице (Krematorium Strašnice)

Пражский крематорий считается одним из самых больших в Европе. Ощущение монументальности усиливается самой его архитектурой. Этот проект Алоиса Мезеры соединил в себе чистоту функционализма с репрезентативностью классики. Внутренние залы вызывают навязчивое ощущение беспокойства, особенно учитывая трагическую роль, которую здание крематория сыграло в непростые годы нацистского и коммунистического правления.

Модернистские церкви

Церкви —  совершенно особый жанр в пражской модернистской традиции. Два конструктивистских шедевра создали два героя чешского модернизма: Йозеф Гочар и Павел Янак.  Гочар создал проект костела святого Вацлава в Вршовицах (Kostel svatého Václava, Vršovice). Декор, как и следует ожидать от конструктивистского храма, совершенно аскетичный, но впечатляющие эффекты создает огромный витраж, изображающий святого Вацлава на коне.

В свою очередь Павел Янак спроектировал Гуситскую церковь в районе Винограды (Husův sbor, Vinohrady). Распознать в этой постройке церковь не так просто, учитывая, что часть здания вообще жилое. Сам молитвенный зал очень близок протестантским канонам и вызывает совершенно иное религиозное чувство, чем костел святого Вацлава.

Еще одну важную церковь спроектировал патриарх словенского модернизма — Йоже Плечник. Именно его новоиспеченный президент новой республики Томаш Гарриг Масарик пригласил реконструировать здания и дворы Пражского града под резиденцию. Однако, в первую очередь, обратите внимание на церковь Пресвятого Сердца Господня в районе Винограды (Kostel Nejsvětějšího srdce Páně). Очень сложно найти ей стилевой ярлык из-за самобытности Плечника. Наверное, ее можно описать как квинтэссенцию современных тенденций того периода. Плечник тщательно разрабатывал и внутреннее убранство, поэтому на религиозное чувство внимания может и не хватить, настолько интерьер эстетизированный и филигранный.

Выставочный дворец (Veletržní palác)

Кульминацией развития модернистских тенденций в межвоенном периоде можно считать Выставочный дворец. Из-за ленточного остекления, функциональности и масштабности кажется, что это послевоенное здание, хотя спроектирован он в конце 1920-ых. Интересен дворец не только сам по себе,но и благодаря своей музейной функции. Размещенная здесь коллекция Национальной галереи демонстрирует рождение и развитие чешского модернизма от конца XIX до середины XX века, а также прекрасные образцы европейского модернизма. 


Источники изображений:  rlax.cz, www.living.cz, kudyznudy.cz, ceskatelevize.cz, pragueartelstyleblog.com, imagynasium.wordpress.com, www.firmy.cz, .pluska.sk, lidovky.cz, geocaching.com, archiweb.cz, praga-praha.ru. stavbaweb.cz, stavbaweb.dumabyt.cz, en.feelhome.cz, news.expats.cz, ngprague.cz, prague.eu
Консультанты: Jindřich Růžička и Václav Novotný

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ