Большой гид по китайскому быту

0
Китай – страна, в которой все сложно: популярные сайты и сервисы заблокированы, Visa и Mastercard не работают, действуют ограничения на въезд в некоторые регионы и специальные лицензии для гостиниц, которые могут принимать иностранцев. Валерия Коренкова @thecoffegirl разобралась в сложностях путешествий по Китаю – и подготовила гид по этой загадочной стране.


Как подготовиться к поездке в Китай

Виза

Россиянам для поездок в Китай требуется виза, которую можно оформить в консульствах Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Владивостока и Иркутска. Всего виз 12 видов, но обычно путешественники оформляют туристическую визу L. Список документов:

– загранпаспорт, действительный не менее 6 месяцев со дня окончания поездки, с как минимум одной чистой страницей (для мультивизы — не менее 12 месяцев);
– цветное фото 3,3 х 4,8 см, которое необходимо приклеить к анкете;
анкету, заполненную на компьютере или от руки печатными буквами на русском, английском или китайском языке, без исправлений, помарок и неточностей;
– подтверждение бронирования отеля на весь срок пребывания или приглашение от организации/частного лица с указанием контактов, подписью, официальной печатью;
– оригинал и ксерокопия медицинской страховки на весь срок пребывания;
– распечатка билетов туда и обратно.

Туристические визы бывают трех видов:

– однократные, 3300 рублей, на 30 дней пребывания в Китае. Коридор с момента получения до окончания действия – 90 дней;
– двукратная виза, 6600 рублей, от 30 до 90 дней пребывания;
– мультивиза, 9900 рублей, до 90 дней пребывания на каждый въезд, выдается на 1-2 года.

Есть для россиян и несколько безвизовых опций: так, для посещения острова Хайнань пакетным туром виза не требуется на срок до 30 дней, в Гонконге можно находиться 14 дней, в Макао и международном аэропорту Сицзяо она оформляется на границе, а в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Чэнду, Чунцине, Шэньяне, Даляне, Гуилине, Ухане, Сиане, Куньмине, Ханчжоу, Нанкине и Харбине разрешен безвизовый транзит от 24 до 144 часов.

Мобильные приложения

VPN

В Китае заблокированы многие популярные сайты (Facebook, Instagram, YouTube) и практически все приложения Google, кроме Google-переводчика. Так что стоит позаботиться о VPN.

Популярные варианты:
Turbo VPN (784 рубля в месяц, 2159,04 рублей в год);
Master VPN (523 рубля в месяц, 2099,04 рублей в год);
VPN Proxy Master (784 рубля в месяц, 2699 рублей в год);
Express VPN (850 рублей в месяц, 6500 в год).

У меня были установлены первые три VPN, но в бесплатных версиях очень много рекламы. Я решала этот вопрос постоянной сменой приложений: сначала реклама появляется не так часто.

WeChat

Главное приложение Китая – WeChat. В нем есть встроенный переводчик, и с помощью которого вы сможете общаться. У меня есть друг, и мы активно общаемся через WeChat: он мне пишет на китайском, я отвечаю на английском. Функций в WeChat очень много: от бронирования билетов и гостиниц до встроенных оплат. Удобно пользоваться поиском билетов на поезда или самолеты, смотреть расписание кино, искать рестораны. Но есть один минус: оплатить или забронировать не получится. Эти функции доступны только при подключении к аккаунту банковской карты, выпущенной на материковой части Китая.

AliPay

Вторая по популярности программа в Китае. Это приложение позволяет принимать платежи и не требует наличия китайской банковской карты. Программа принимает переводы и аккумулирует их на своем балансе. Вы можете оплачивать в Китае при помощи AliPay почти все, используя QR-код – кроме услуг государственных компаний: например, за проезд в автобусе заплатить не получится.

WeChat и AliPay не взаимодействуют между собой: нельзя перевести деньги с WeChat на AliPay и обратно.

Карты от A-map или Baidu-map

Если вы попали в незнакомые места, то A-map покажет, как доехать до пункта назначения общественным транспортом. Удобно, что приложение показывает не только сам объект, но и поэтажный план: например, в торговом центре вы сразу видите, на каком этаже находится нужный магазин.

Когда приезжать

В Китае несколько климатических зон. Большую часть страны лучше посещать в начале осени или в конце весны.

Весна

В это время года в разных регионах страны погода сильно отличается: в апреле в Шанхае +15, а на Хайнане – +30. Весна – самый удачный сезон для посещения достопримечательностей. Например, в городе Циндао в апреле начинается цветение вишни, а в городе Вейфань в это время проходит фестиваль воздушных змеев (20 апреля, Weifang International Kite Festival).

Лето

Тепло, а местами жарко. На южные регионы обрушиваются тайфуны и ураганы. Наступает сезон муссонов: несколько месяцев Гуанчжоу и побережье будут поливать дожди. На севере суше, но при этом жарко: +30 и выше. На Янцзы проводят ежегодные гонки на драконьих лодках Дуаньуинь (пятый день пятого лунного месяца). В июле в Юньнани и Сычуани проходит праздник факелов.

Осень

На побережье заканчивается сезон дождей. В северных регионах холодает. В Гонконге или на Хайнане еще можно позагорать. Осенью в стране проходит праздник богини Луны: китайцы пекут особые лунные пряники, проводят фестивали и соревнования. В сентябре в Шаолине проводится фестиваль боевых искусств. В начале октября в Ханчжоу открывается фестиваль туристических судов на озере Сиху. Также в октябре отмечают день образования КНР: все города украшены цветами, инсталляциями, по ночам запускают фейерверки, а официальные учреждения в это время закрыты.

Зима

Зима в северном и северо-восточном районах Китая начинается в ноябре и заканчивается в апреле. К северу от Великой Китайской стены, во Внутренней Монголии и в провинции Хэйлунцзян (в Харбине) температура может опускаться до -40 градусов. При этом на Хайнане иногда даже в зимние месяцы можно купаться. 21-22 декабря – День зимнего солнцестояния, китайцы приносят жертвы Небу и предкам, используя для этого шарики из рисовой муки. Также зимой проходит Китайский Новый год, который варьируется между 21 января и 21 февраля. В Харбине с 5 января и в течение месяца проводится международный фестиваль льда и снега.

Валюта/банковские карты

Современная денежная единица КНР – китайский юань. Один юань делится на 10 цзяо, которые делятся на 10 фыней. Курс юаня определяется из его отношения к валютной корзине 13 стран – основных торговых партнеров Китая: доллара США, евро, британского фунта, российского рубля и так далее.

Курс юаня

Актуальный курс юаня: 10 CNY = 1.45 $ = 0.04 рублей.

В Китае действует ограничение на покупку валюты: обменять валюту на юани вы можете разными способами – в отеле, в банках, в банкоматах-обменниках. А вот обратный обмен – только в банках при предъявлении паспорта. За один день можно купить не более 500 долларов.

Тут не принимают к оплате банковские карты систем Visa/Mastercard, исключение – некоторые сувенирные магазины в туристических местах. А вот снять наличные можно почти везде. Комиссия будет зависеть от вашего банка: банки Китая не берут комиссию.

В Китае есть своя платежная система – UnionPay. Она была основана в 2002 году при поддержке Центрального банка КНР. Эту карту в России выдают некоторые банки: “Русский Стандарт”, Газпромбанк, МТС-Банк, Росэнергобанк, Россельхозбанк, Кредит Урал Банк. Карты UnionPay принимают практически везде – имеет смысл оформить такую карту, если едете надолго.

Многие сервисы в Китае недоступны, если у вас нет местной банковской карты. Есть одна рабочая схема получения этой карты, даже если у вас на руках лишь туристическая виза.

Для начала вам понадобится справка о регистрации по месту пребывания: китаец, у которого вы живете, может сделать такую справку в полиции в течение часа. На выходе вам выдают бумагу с красными печатями. Иногда, если вы живете где-то более 5 дней, хозяева сами предлагают зарегистрировать вас. Отели же делают такую регистрацию всегда.

Дальше берете справку, свой паспорт с туристической визой и идете по банкам. Обращаться лучше в местный небольшой банк: например, банк Гуанчжоу не выдаст карту человеку из Пекина, если не будут предоставлены документы, подтверждающие факт проживания пекинца в Гуанчжоу. У меня просили договор аренды квартиры от полугода, как подтверждение моего проживания и планируемом времени моего пребывания в Китае, несмотря на то, что у меня была виза на 60 дней. Так как справка из полиции появилась у меня на руках уже под конец моего путешествия, я не стала тратить время на получение карты.

Связь

Самая большая проблема в Китае — это покупка сим-карты: купить тариф с предоплатой очень сложно. Заблокировать номер, а уж тем более вернуть не потраченные деньги со счета вы сможете только в том городе, где вы покупали карту. А карты с пост-оплатой грозят долгами: телекоммуникационная компания постоянно будет списывать со счета оплату, и к следующему приезду в Китай при пересечении границы придется гасить долг.

Я купила карту China Unicom в аэропорту в Ханчжоу за 200 юаней. По этой карте у меня был практически безлимитный интернет – 2000 Гб, и действовал он по мере списания денег со счета. Я использовала его по полной программе: загружала видео на свой YouTube канал, смотрела фильмы, звонила и вела прямые эфиры. Деньги списывались со счета медленно, и в итоге почти 100 юаней осталось. По всей территории Китая был очень хороший сигнал. Но я купила карту с предоплатой, и, уезжая из Китая, не смогла ни заблокировать карту, ни приостановить ее действие. В итоге я потеряла около 900 рублей, которые так и лежат на счету сим-карты и постепенно списываются оператором связи за сохранность номера. Чем закончится эта история – не совсем понятно. Но лучше не рисковать и попросить друга-китайца купить вам сим-карту на свое имя. Это удобно: перед вашим выездом из страны он заблокирует ее сам.

Жилье

Каучсерфинг

В своих путешествиях я чаще всего использовала каучсерфинг: он в Китае работает отлично, не было случая, чтобы я не нашла хоста. Китайцы очень любят учить английский язык: в радостью практикуются сами и часто просят пообщаться с их детьми на английском языке. Мы встречали девочку пяти лет, которая великолепно говорила на английском, но не умела ни читать, ни писать на китайском. Ее мама объяснила это тем, что ребенок постоянно общается с иностранцами.

Но не у всех такой позитивный опыт: многие путешественники говорят, что в крупных городах найти местного хоста сложно, и лучше писать сильно заранее – за три недели или месяц. Проще с экспатами – иностранцами, которые постоянно живут в Китае. Еще бывает так, что китаец, который принял запрос, в итоге не может поселить путешественника у себя дома – и отправляет в гостиницу.

В основном китайцы живут в квартирах, и живут достаточно плотно: в одном помещении может жить несколько поколений семьи. Редко когда китайцы могут предложить гостю отдельную комнату.

Дешевой еды на улице очень много, так что в квартире может не быть кухни, но всегда в наличии рисоварка и чайник.

Отопления нет. Почти в каждой квартире есть кондиционер, но ради экономии китайцы даже в морозы не включают кондиционеры на обогрев. Было ужасно холодно: возвращаясь с улицы, дома я попадала в еще больший холод и повышенную влажность. Спать приходилось в термобелье, в спальнике и под дополнительными одеялами. Сами китайцы дома ходят в пуховиках и постоянно пьют горячий зеленый чай. Еще иногда они используют электрические одеяла или электрические спальники. Зимой очень сложно со стиркой: если нет сушилки, то одежда будет сохнуть дня три-четыре.

Хостелы

В Китае дешевые хостелы: зимой цены начинались от 150 рублей за ночь. В городе Санья на Хайнане в январе за три ночи стоимость неплохого хостела варьировалась в районе 1000 рублей. В маленьких нетуристических городах цены еще ниже: за две ночи в городе Чэнду я заплатила 540 рублей. Бронировать хостелы на Booking.com гораздо выгоднее, чем через национальные китайские сайты и приложения. Блогеры могут жить в хостеле бесплатно, за рекламу: я бесплатно жила неделю в городе Санья и еще один раз мне предложили пятьдесят процентов скидки. В хостелах, как правило, зимой отопление есть. Еще почти в каждом городе есть недорогой Youth Hostel – от 70 юаней за кровать в дорме.

Отели

В Китае очень много отелей, которые не принимают иностранцев: для этого нужно специальное разрешение. Китай – страна контроля: сейчас здесь вводится система рейтингов доверия – у каждого человека будет рейтинг, который зависит от того, сколько нарушений допустил человек за всю свою жизнь. Это могут быть не вовремя погашенный кредит, переход на запрещающий сигнал светофора, политическая неблагонадежность и так далее. Все это будет отслеживаться в автоматическом режиме с применением системы распознавания лиц, которая уже успешно опробована в ряде провинций Китая. Так, в WeChat уже есть мини-приложение, которое ищет рядом с вами пользователей WeChat и показывает их рейтинг доверия.

А что говорить об иностранцах? К иностранцам – повышенное внимание со стороны правоохранительных органов. Каждый прибывший в Китай должен пройти регистрацию по месту пребывания в течении 24 часов. Если вы останавливаетесь в отеле, регистрацию оформляет администрация, но для этого у отеля должна быть лицензия. Поэтому, когда вы бронируете гостиницу даже через привычные сервисы бронирования, лучше лишний раз убедиться в том, что отель принимает иностранцев. Это можно сделать при бронировании в форме специальных запросов, либо написать на e-mail отеля и уточнить этот пункт.

Ценовая политика отелей самая разная. Чем более туристический город, тем дороже отели. Так, в Шанхае мне не удалось найти ничего дешевле 2 000 рублей за ночь. При этом в Чэнду на те же даты двухместный номер стоил 800 рублей.

Транспорт

Китай славится своей развитой транспортной системой. Вторые по протяженности железные дороги в мире, крупнейшая система высокоскоростного движения, почти в каждом крупном городе Китая есть метрополитен, разветвленная система автобусного сообщения внутри и между городами.

Очень удобно пользоваться мобильными приложениями A-map и Baidu-map. Это карты, которые позволяют проложить маршрут от точки до точки с использованием различного транспорта. Приложение подскажет, как добраться до нужной точки на метро, автобусе, машине, такси, велосипеде или пешком, рассчитает стоимость проезда, время в пути и расстояние. За мои четыре месяца путешествия по Китаю приложения ошибались только три раза – в стоимости проезда.

Городской транспорт

Автобусы

Стоимость проезда в городах, которые я посетила, начинается от двух юаней. Иногда город делится на зоны: чем больше зон ты пересекаешь, тем выше стоимость проезда. Это наиболее актуально для “вытянутых” городов: так, с одного конца Саньи на другой можно ехать два часа, и в таком случае стоимость проезда будет 17 юаней.

Как платить за проезд?

– Наличными. Водитель не дает сдачу и не разменивает крупные купюры: деньги опускаются в специальный ящик, который считает количество опущенных монет или банкнот. Водитель только следит, чтобы все опускали деньги, поэтому мелочью на проезд лучше запастись заранее. Кондукторы встречаются только в автобусах, где стоимость проезда зависит от расстояния.

– Самый распространённый способ оплаты у местных жителей – безналичный: китайцы оплачивают проезд при помощи WeChat, AliPay или других приложений для смартфонов. Но этот способ доступен только для тех, кто имеет китайскую банковскую карточку: QR-кодов в автобусе нет.

Метро

Практически в каждом крупном городе Китая есть метро. Стоимость проезда зависит от зоны, рассчитывается автоматически при покупке билета и стартует с 1,8 юаня. Чаще всего билеты нужно покупать в аппарате, где можно выбрать станцию назначения – там есть англоязычный интерфейс. Некоторые принимают оплату по карте и при помощи QR кода – тут можно воспользоваться AliPay и туристам. Чаще всего возле аппаратов стоит работник метрополитена, и он поможет с покупкой билета.

Велосипеды

В любом городе Китая можно взять напрокат велосипед. Велотранспорт настолько распространён в Китае, что это уже стало огромной проблемой: во время нашего пребывания в Гуанчжоу мы неоднократно наблюдали десятки брошенных на улице сломанных велосипедов. Но для туристов это очень удобный транспорт. На китайских дорогах предусмотрены отдельные полосы для велосипедов, поэтому ездить совсем не опасно. Кроме того, велосипед можно оставить в любом месте, даже не нужно искать специальную парковку для велосипедов – что и порождает склады на улицах.

Пользоваться велопрокатом легко: скачиваете мобильное приложение Mobike, проходите авторизацию, пополняет свой счет на определенную сумму и можете брать велосипеды в аренду в любом городе Китая. Еще проще, если у вас есть подтвержденный аккаунт в WeChat или AliPay. В этом случае вы по QR коду разблокируете любой велосипед на всей территории Китая. У многих сервисов есть бесплатный период: например, за голубые велосипеды в Шанхае первые два часа платить не нужно.

Междугородный транспорт

Железные дороги

Cеть железных дорог Китая очень удобная, а билеты стоят недорого. Они бывают такими:

– Стоячие без места – это билеты без места в мягкие сидячие вагоны. Стоимость этих билетов такая же, как и билетов с местами – поэтому, если есть выбор, то лучше брать билет с местом. Так, билет из Санья в Хайкоу будет стоить 79,5 юаней, из Пекина в Шанхай – от 155 юаней.

– Сидячие с местом. Хотя за вами и закреплено место, порой оно бывает занято китайцами, у которых билеты без места. Однажды мне пришлось отстаивать свое право – мягко, но настойчиво. Если есть возможность занять место глупого иностранца, то кто-нибудь обязательно попытается это сделать. Тут важно настоять, не обращая внимания на удивленный вид китайца и непонимание им английского.

–Плацкарт. На российские вагоны не похоже: в Китае три уровня полок. И стоимость билетов зависит от этажа полки: первый этаж самый дорогой – именно эту стоимость указывают в мобильных приложениях, второй этаж – мидл-класс, и третий – самый дешевый вариант. На сайте, когда вы будете искать билет, то цена будет указана за нижнюю полку. Билет из города Санья в Хайкоу будет стоить от 155,5 юаней, из Пекина в Шанхай – от 325 юаней.

– Купе (Санья-Хайкоу от 233 юаней, Пекин-Шанхай от 521 юаня);

– СВ (Санья-Хайкоу от 360 юаней, Пекин-Шанхай от 924 юаней);

– Скоростные поезда. Добраться на скоростных поездах можно почти до любой точки страны – от Пекина до Урумчи на северо-западе страны, или от Пекина до города Санья на Хайнане. В вагонах скоростных поездов есть только сидячие места – удобные кресла, похожие кресла в самолетах. На скоростные поезда тоже продают билеты без мест, так что в проходах и тамбурах толпится много народу: можно встретить людей, которые даже лежат на полу. Цена билета с местом и без места одинаковая – из города Санья в Хайкоу такой билет стоит от 100 юаней, из Пекина в Шанхай – от 553 юаней. Сейчас планируется скоростная линия из Пекина в Москву (предполагаемое время в пути – 32 часа).

Где покупать билеты?

– На вокзале. Понадобится паспорт, название места назначения на китайском языке (лучше заранее написать на бумажке, так как кассиры не говорят на английском), наличные. Обычно я заранее в AliPay просматривала расписание поездов, выбирала подходящий, выбирала время, вариант билета – и делала снимок экрана. Именно этот снимок экрана я и показывала кассиру.

– В мобильном приложении. Тут опыт у меня неоднозначный: в первый раз, когда я попросила свою знакомую китаянку купить мне билет через мобильное приложение, у нас ничего не получилось. Она объяснила, что надо с паспортом поехать на вокзал, пройти некую авторизацию в базе – и только после этого я смогу покупать билеты через интернет. Но второй раз все закончилось удачно и без авторизации: другая китайская девушка купила мне билет.

– В приложении заранее. В последнем своем путешествии я столкнулась с полным отсутствием билетов: попала на китайский Новый год. Для такого случая есть очень удобная и необычная опция в мобильных приложениях – бронирование билета. Это не обычное бронирование, а совершенно уникальная локальная система. Работает она так: вы заходите в приложение и видите, что билетов нет. Тогда вы выбираете нужный вам вариант билета, и приложение предлагает вам его забронировать. Вы переходите по ссылке, где вам показывают, какой шанс в процентах, что билет на выбранную вами дату и время появится в продаже. Увеличить свои шансы вы можете за счет добавления в заказ другого поезда, другого варианта билета, другого времени или даже другой станции, например, раньше вашей. В итоге получается выборка из нескольких поездов, с вариантами билетов (с местом, без места, плацкарт и так далее). Бронирование сразу нужно оплатить. Чем ближе к дате поездки, тем выше шансы получить билет: в моем случае за день по поездки шансы достигли 99.9 процентов, хотя стартовали с 15 процентов. Получив сообщение, что ваш билет выкуплен, вы идете на вокзал и там по паспорту получаете билет в бумажном виде.

Если вы купили билет то станции раньше вашей, то спокойно едете до нужной вам станции и на выходе докупаете билет, доплачивая разницу в цене. Это совершенно законно. А вообще система доступа к поездам очень жесткая: вы не сможете пройти на территорию вокзала, если у вас нет билета. Кстати, в поезда строго запрещено проносить любые аэрозоли, ножи, щипчики, кусачки для ногтей и все колюще-режущее – можно в багаже, но не в ручной клади. При этом багаж в поезде вы просто кладете на полку.

Автобусы

Стоимость билетов на автобус сопоставима со стоимостью проезда в скоростном поезде, при этом времени автобус отнимает гораздо больше. Хотя скоростные линии есть еще не везде, все же гораздо удобнее и быстрее доехать до большого города и там уже продолжить свой путь на поезде.

Автобусы обычные, довольно комфортабельные, есть туалеты. Часто автобусы с лежачими местами – длинными сидениями, расположенными вдоль проходов. Два момента отличает их от российских автобусов: тут есть видеосистема, которая транслирует китайские фильмы и сериалы, и в стоимость билета входит легкий перекус – чай, кофе, печеньки. В автобусах, в отличие от поездов, обычно есть вайфай.

Главная отрицательная черта автобусов – сами китайцы: они снимают обувь, мусорят и в целом не ведут себя как образцовые пассажиры. Но в скоростном поезде вас ждет то же самое, только там система кондиционирования лучше. Раньше в автобусах много курили – сейчас это запрещено.

Автостоп

Отлично подойдет, если вы хотите познакомиться с китайцами поближе. Лучше иметь табличку с названиями населенных пунктов на китайском, а еще – позаботиться о табличках с самыми распространенными фразами: “довезите нас до пункта оплаты”, “остановите здесь, не завозите нас в город”, “высадите нас на парковке, нам не нужен автобус, у нас все хорошо”. Но таблички помогают не всегда: китайцам трудно осознать, что вам надо выйти на трассе, ведь там небезопасно. Проявляйте настойчивость, но вежливо: они просто беспокоятся за вас.

Пример фразы для автостопа:
“Подвезите на короткое расстояние”:
Для двух и более человек:
Qǐng nǐ bǎ wǒmen sòng yī duǎnlù
请你把我们送一短路
Если один человек:
请你把我送一短路
Qǐng nǐ bǎ wǒ sòng yī duǎnlù

Трассы с широкими обочинами очень удобны для автостопа, но стопить там запрещено: вас может забрать дорожная полиция. Самая распространенная позиция для автостопа – tollgate, пункт оплаты проезда по автобанам. Часто там можно увидеть китайцев, которые ловят машину: поймать попутку и заплатить водителю обычно выходит дешевле, чем купить билет на поезд или автобус. Поэтому важно донести до водителя, что вы, в отличие от местных, едете бесплатно – и удостовериться, что он вас правильно понял. Там, где нет платных дорог, стопить можно начинать прямо в городе: китайские города так велики, что выезд на трассу может занять часы.

Если водитель не понял, что везет вас бесплатно, он может обвинить вас в мошенничестве и отвезти в полицию. Хорошо, что полицейские понимающе относятся к подобным случаям, и вам ничего не грозит – но опыт не очень приятный. И, скорее всего, полицейский участок окажется в маленьком городке, откуда неудобно выезжать.

Если вы оказались в месте со скудным трафиком, вам надо стопить до ближайшей заправочной станции на трассе (service area). В Китае заправки на автобанах – это мини-городки: с отелями, кучей круглосуточных кафе, стоянкой грузовых машин, душем и так далее. Там можно переночевать или найти машину на дальнюю дистанцию. В этом случае вам очень пригодятся ваши таблички и терпение: так, однажды я нашла водителя, который ехал ночью до моего города, но объезжал город по кольцевой. А это для китайца значит, что он не едет в мой город – что он мне и сказал. Но я попросила его довезти меня до следующей заправочной станции, и в дороге оказалось, что нам по пути. Я попросила его высадить меня на кольцевой дороге, не заезжая в город, и мы ночью замечательно проехали 450 километров.
Автостоп в Китае хороший, и проехать в день 500 километров – это нормально.

Еда

Когда кто-то из китайцев узнавал, что я еду в Чэнду, первое, что он мне советовал – попробовать местную кухню. При этом все показывали жестами, что сычуанская кухня очень острая. Действительно, все, что я пробовала в Чэнду, было отменно приправлено – но отличалось ярким вкусом. Все дело в том, что в большинстве блюд используется местный эндемик – цветочный перец, который и придает блюдам неповторимый вкус. Знаменитый хот-пот (горячий самовар) также родом из кухни провинции Сычуань, хотя познакомилась я с этим блюдом на острове Ханьянь в городе Санья. Суть проста: вы садитесь за столик, в который вмонтирована плитка, и на ней стоит кастрюля с кипятком (иногда еще есть подобие жарочной панели а-ля маленький гриль); подают ингредиенты, и ваша задача – приготовить их любым интересным способом и в любом сочетании.

Еще в Сычуани я впервые увидела тушение сухим методом и томление сухим методом. Мясо и овощи помещают в горшки с толстыми стенками, добавляют минимальное количество масла и тушат до испарения жидкости из продуктов. Томление сухим методом позволяет приготовить из супов и бульонов соусы. Их доводят до кипения и затем на медленном огне до необходимой консистенции.

С чжэцзянской кухней я познакомилась, когда была в Ханчжоу и Нинбо. Именно в Нинбо я попробовала корни бамбука и побеги бамбука в разнообразных вариантах – очень вкусно! Ханчжоу запомнился мне тем, что там и дети, и взрослые едят потроха: то, что у нас принято выбрасывать. Готовят эти снэки прямо на улице – запах стоит соответствующий.

Провинция Хунань и столица провинции город Чанша – места начала политической карьеры Мао Цзэдуна. В городе и в провинции очень любят вождя, и на острове Цзюйчжоу стоит памятник – огромный бюст молодого Мао. И, как следствие большой любви, самым распостраненным блюдам является свинина, приготовленная по рецепту Мао Цзэдуна: свиную грудинку с кожей сначала варят, а потом обжаривают с арахисовым маслом, сахаром, соевым соусом и специями.

Считается, что хунаньская кухня даже острее сычуаньской: перец чили добавляется во все блюда. Еще необычно сочетание острого и кислого вкусов (соленой квашеной сои), характерное для блюд этой кухни.

Кухня провинции Цзянсу – «элита» кулинарии Китая: Нанкин был столицей Китая до Пекина, и поэтому здесь сохранились традиции императорской кухни. Именно в Нанкине и готовят знаменитую утку по-пекински. Цзянсуская кулинарная традиция складывается из кухонь городов Янчжоу, Сучжоу и Нанкин. В Нанкине я впервые попробовала блюда из корня лотоса – фаршированный лотос, засахаренный лотос, чипсы из лотоса.

Основу Шаньдунской кухни составляют морепродукты и молочные бульоны. Фирменное блюдо, которое стоит попробовать – жаркое из ласточкиных гнезд. Шаньдунские блюда всегда готовятся быстро: продукты обжаривают в горячем масле, на открытом огне, и иногда недолго тушат.

Общекитайские особенности:

– Питьевая вода есть везде, бесплатно и в неограниченных количествах. Проще всего набрать воды в отделениях банков, которые попадаются часто. Если вы не видите кулер, можно попросить воды у работника банка. Вода всегда есть как холодная, так и горячая. Также воду можно попросить в любой государственной организации – полиция, почта, медицинские учреждения. Обычно я просто шла по улице и заглядывала в окна магазинов. Как только мне попадался на глаза кулер, я заходила и спрашивала разрешения набрать воду. Не отказали ни разу.

– Распродажи фруктов и овощей в магазинах. На материковом Китае, особенно зимой, фрукты стоят достаточно дорого. Но есть распродажи залежавшихся фруктов. Так, например, манго, став мягким, уже считается лежалым, и может продаваться со скидкой 70-80 процентов. Такой манго можно есть сразу, а не ждать, пока он дозреет. Спелые бананы будут дешевле, чем зеленые. Фрукты со скидкой лежат отдельно, ближе к кассе в отдельной коробке или боксе. Распродажи фруктов бывают и в маленьких магазинах или уличных лавках. Обычно фрукты для распродажи лежат в отдельном месте вперемешку.

– В больших китайских магазинах можно многое попробовать бесплатно.

– Очень дешево в магазинах можно купить ростки сои – их хорошо тушить с чесноком. Тофу тоже представлен в огромном разнообразии и очень дешево. Также недороги зеленая гречка, рис, яичная лапша на развес. Овсяные хлопья дешевле покупать на развес, но их надо варить: овсянка быстрого приготовления импортная и дорогая.

– Самый дешевый хлеб – китайские паровые булочки по 1 юаню. На улице можно съесть пирожок-манту с овощами или грибами за 2-3 юаня, чем дальше от центра города – тем дешевле.

– В крупных городах встречаются магазины с русской едой, где можно купить гречку или молочные продукты.

Я благодарна жителям Китая за их радушие, доброту и отзывчивость. Мне они показались самыми бескорыстными людьми, которых я когда-либо встречала. Страна потрясает: территория Китая огромна, и там есть все – и горы, и моря, и пустыни, и жаркие пляжи. Путешествовать по Китаю можно годами.

Текст: Валерия Коренкова,

Фото автора. 

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ