Путешествовать без перерыва, жить в роскошных отелях, есть в мишленовских ресторанах, писать тексты в гамаке на Бали, попивая мохито — многие именно так представляют себе профессию тревел-журналиста. Но это имеет мало общего с действительностью. Журналистка Наталья Майборода рассказывает, как на самом деле устроена эта работа.

Я работаю тревел-журналистом больше десяти лет (GEO, National Geographic, Forbes, Вокруг Света, Ъ). Каждый раз, когда я говорю о своей профессии, окружающие начинают немного завидовать — но стоит погрузиться в детали, как зависть быстро исчезает. Я не жалуюсь: работа интересная и очень увлекательная. Но не все так красочно, как кажется со стороны.

Что дает тревел-журналистика

— Путешествия

Чтобы писать о путешествиях, надо путешествовать. Есть два варианта поездок: за свой счет или за счет других. «Другие» — это организаторы пресс-туров: офисы по туризму, турагентства, авиакомпании, отели. Обычно они готовят групповые поездки для журналистов разных изданий, чтобы каждый потом написал материал.

Попасть в такую поездку хотят многие, но обычно это получается только у некоторых — чаще всего это штатные журналисты: организатор пресс-тура связывается напрямую с редакцией, и главный редактор решает, кого отправить. К фрилансерам обращаются в последнюю очередь – когда штатные журналисты не могут поехать или не хотят. Так что в Японию, Аргентину, а тем более Новую Зеландию фрилансера вряд ли позовут. А вот шансов попасть в какую-нибудь Болгарию намного больше. Кроме того, редакция вряд ли отправит в поездку фрилансера, с которым работает недолго.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Nataly Maiboroda ☕️ (@maiborodan)

В свой первый пресс-тур я поехала после того, как внештатно проработала на издание несколько лет — и это была Турция. За десять лет работы я была в пресс-турах не больше десяти раз — хотя знаю коллег, которые путешествуют гораздо чаще. Дело не в том, что редко предлагали: от многих поездок я отказывалась, потому что предпочитаю путешествовать самостоятельно.

Я люблю привозить эксклюзивные темы — бывать в таких местах, куда мало кто хочет ехать, или куда сложно попасть. А пресс-тур, как правило — лайтовое путешествие по туристическим местам, куда может попасть любой. Еще пресс-туры обычно готовят для группы: вместе с тобой те же достопримечательности видят и твои коллеги. Издания отличаются друг от друга, и темы можно немного развести в зависимости от формата журнала, все-таки в итоге все пишут более-менее об одном и том же.

В пресс-турах ты зависишь от организаторов. Если тебе вдруг захочется задержаться в каком-то городе, потому что там вдруг нашлась очень интересная тема, это вряд ли получится: ты не один, и программа расписана по минутам.

И еще — если ты путешествуешь сам и за свой счет, то не придется восхвалять страну/город, если опыт вышел не слишком позитивным. А пресс-тур подразумевает, что журналист будет создавать привлекательный образ страны.

Самый роскошный отель, где я была

Пятизвездочный Telal Resort в окружении барханов в эмирате Абу-Даби. Отсюда ближе к Оману, чем к столице эмирата — до нее около 100 километров. Вокруг — ни души. А ты в оазисе, плаваешь в бассейне среди пальм, спускаешься на доске с дюн и кормишь любопытных косуль, которые тусуются возле бунгало.

Но есть у пресс-туров и плюсы — например, шанс остановиться в отеле, который в обычной жизни ты не всегда можешь себе позволить. В большинстве таких поездок я останавливалась в отелях категории 4-5 звезд. Вот только оценить эту роскошь почти никогда не удается из-за отсутствия времени: программа плотная, она расписана до минуты. В отель ты приезжаешь поздней ночью, а рано утром снова отправляешься изучать местные достопримечательности.

Организаторы пресс-туров, как правило, стараются побаловать журналистов и включают в программу хорошие рестораны. Если кафе угощает группу бесплатно, в ответ они ждут упоминания в статье. Такие моменты надо обсуждать до поездки, чтобы не получилось, как у меня, когда неожиданно за ужином организаторы намекнули, что это кафе хочет, чтобы мы прорекламировали его в публикации.

— Расширение кругозора

Ничего так не помогает выучить географию, историю, культуру разных народов, как путешествия.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Nataly Maiboroda ☕️ (@maiborodan)

— Профессиональный рост

Сегодня тревел-журналистика требует от тебя не только писать тексты, но и снимать и обрабатывать фотографии, иногда — делать видео, сочинять посты в соцсетях, да и вообще уметь продвигать себя и свои статьи. Эти навыки всегда пригодятся, их можно применить в других сферах.

— Блог в помощь

Параллельно журналистике можно еще развивать соцсети и стать блогером. На то, чтобы написать пост, уходит гораздо меньше времени, чем на статью. А дополнительный заработок не помешает.

— Встречи с интересными людьми

И возможность побывать в уникальных местах, которые закрыты для большинства. Именно за это я люблю свою работу. Ведь где бы еще я встретила внука Тенцинга — человека, который первым покорил Эверест, или живых богинь Непала? Благодаря работе я побывала на крышах известных парижских зданий, чтобы написать о том, как в городе разводят пчел.

Однажды в Лихтенштейне перед отъездом из страны я забежала в сувенирный магазин в центре Вадуца (это столица). Выбираю марки, и вдруг продавец протягивает мне трубку и говорит:

— С вами хотят поговорить. Это барон.

Оказывается, на другом конце провода был Эдуард фон Фальц-Фейн: удивительный человек, который много сделал для России и Украины. Вот основные заслуги: барон помог восстановить Янтарную комнату и Мальтийскую капеллу Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге, участвовал в возвращении на родину праха Федора Шаляпина и содействовал, чтобы Олимпийские игры 1980 года проходили в Москве. В благодарность барону разрешили наконец вернуться на родину — спустя 60 лет.

Семья Эдуарда фон Фальц-Фейн уехала из Украины сразу после Октябрьской революции — ему тогда было 6 лет. Но он всю жизнь поддерживал связь с родиной. Поэтому, когда узнал, что в Лихтенштейне сейчас его землячка, пригласил в гости.

И вот через десять минут я стояла у его дома. На каменном фасаде была высечена надпись: «Аскания-Нова». Это известнейший украинский заповедник, который находится в родной для барона Херсонской области. Оказывается, заповедник был основан его дядей. Здесь впервые в мире получили чистокровных лошадей Пржевальского. Эдуард фон Фальц-Фейн всю жизнь помогал Аскании-Новой и в честь нее назвал свою виллу в центре Вадуца. Для него это был такой кусочек родины.

Я позвонила в дверь. Из домофона раздался голос: «Заходи, открыто». Я прошла по длинному коридору. Все стены были завешаны картинами — как будто это музей, а вовсе не дом. Оказалась в просторной комнате с высокими потолками и антикварной мебелью. Увидела барона: он  уже был прикован к кровати, ему было больше 90 лет.

— На каком языке будем разговаривать? Украинском, русском, английском, испанском, немецком? — спросил барон.

Выбрали английский, чтобы мой иностранный друг понимал нас. Я тогда почти не говорила – невозможно говорить, когда перед тобой такая личность. Барон вспоминал, как эмигрировал в Германию. В этой чужой стране он стал корреспондентом, а потом и лучшим репортером в немецкой газете. Он всегда был очень спортивным: выиграл велогонку в Париже, участвовал в соревнованиях по бобслею на Олимпийских играх. Кстати, это Фальц-Фейн создал в Лихтенштейне комитет для участия в зимней Олимпиаде 1936 года. Благодаря ему маленькая страна впервые стала участвовать в Олимпиаде. За это, собственно, он и получил гражданство Лихтенштейна (а его дают за особые заслуги перед страной) и баронский титул.

Я слушала и не могла поверить, что все это сделал один человек. Но еще больше меня поразило то, как он предан родине и как он тянется к корням. Барон все расспрашивал меня про Украину, и в это время у него блестели глаза.

Эдуарда фон Фальц-Фейна не стало в ноябре прошлого года. Он погиб во время пожара в своем доме в Лихтенштейне. Ему было 106 лет.

Минусы

— Гонорар

Вроде нам нечего жаловаться: путешествуем бесплатно, еще и деньги за это получаем. Но это небольшие деньги. В лучшем случае – рубль за знак. Средний объем статьи – не больше 10 тысяч знаков. Но многие российские издания платят еще меньше. Особенно если речь идет про онлайн — такие ценятся меньше печатных.

На большую статью уходит много времени: на ресерч, саму поездку, обработку информации, расшифровку интервью, написание статьи и фактчекинг. Кроме того, вполне вероятно, что статью придется переписать — может, и не раз. Так что тревел-журналистика – это не та сфера, где можно разбогатеть.

И еще: гонорар автор получает после выхода публикации. А это может случиться как через месяц, так и через полгода-год. Статья может и вовсе не выйти. В этом случае гонорар не положен, несмотря на всю работу.

— Затраты

Самые интересные темы делаются не во время групповых пресс-туров, а в индивидуальных поездках за свои деньги. И часто эти затраты несопоставимы с доходами от статей. Поэтому я всегда стараюсь привозить несколько тем из поездки, чтобы потом можно было хотя бы окупить билеты.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Nataly Maiboroda ☕️ (@maiborodan)

— Наработка портфолио

И несмотря на это, тревел-журналистика — достаточно конкурентная среда: многие хотят путешествовать и писать об этом. Поэтому пробиться в журнал без опыта довольно сложно. Каким бы вы классным не были, редактора интересует что и для кого вы раньше писали. Многие мои коллеги начинали с того, что предлагали свои статьи бесплатно в разные нишевые издания. Я и сама поначалу публиковала тексты бесплатно – зато в издании с историей и именем. Это мне позволило нарастить резюме и понять, какие тексты нужны редакторам.

— Сложный график

Путешествия — приятная, но утомительная штука. Ранние подъемы, мало сна, длинный рабочий день, джетлаги, нет времени поесть, работа по ночам, а иногда — в самолете, автобусе, такси. А еще никто не застрахован от форс-мажоров: задержка рейса, плохая погода, несвежая еда, простуда и другие неожиданные проблемы — ко всему этому надо быть готовым.

— Эмоциональное выгорание

Что бы ни случилось, ты всегда должен быть дружелюбным и позитивным. Особенно если тебя делегировали в пресс-тур от журнала — в этом случае ты представляешь издание и должен соответствовать его репутации. Никого не волнует, что у тебя болит голова, ты устал или у тебя неприятности на работе.

Будни тервел-журналиста — это вовсе не путешествия, а банальная работа за компьютером. Часто ты пишешь одновременно несколько статей, и перестроиться бывает сложно. После поездки вернуться в рабочее состояние тоже бывает нелегко.

Если вас не пугают все недостатки и вы хотите стать тревел-журналистом, вот с чего начать:

— Составьте резюме и портфолио. Резюме должно быть не больше двух страниц. Лучше убрать все то, что не связано с тревел-журналистикой.

Портфолио — это подборка лучших статей/фотоисторий. Если вы нигде не публиковались, пришлите готовый текст, чтобы редактор увидел, как вы пишете. То, где вы публиковались, конечно, имеет значение — но умение хорошо писать и раскрывать тему еще важнее.

— Прежде чем предложить тему в журнал, изучите его рубрики и тексты, которые вышли за последний год, чтобы не предлагать похожие. Лучше прописать идеи под конкретную рубрику — так вы продемонстрируете, что знакомы с журналом. Такая домашняя работа всегда ценится редакторами.

— Контакты редакторов можно найти в журнале, на сайте издания или в соцсетях. Но тут есть одна особенность: соцсети — это личное пространство. Не все хотят получать деловые сообщения и предложения о сотрудничестве в фейсбуке. Я обычно очень коротко представляюсь, называю цель сообщения и спрашиваю, куда лучше прислать портфолио и темы.

— Если вам не ответили через неделю, позвоните в редакцию. Письмо могло попасть в папку «спам», либо его просто пропустили — в редакцию ежедневно приходят десятки предложений о сотрудничестве, и физически сложно все их просмотреть.

— При отказе не отчаивайтесь. Возможно, похожая тема уже в работе. Либо она не вписывается в медийный план — редакция печатных журналов составляет план публикаций на год вперед. Обычно это происходит осенью, поэтому лучше предлагать свои темы в это время.

— Знакомьтесь. При возможности посещайте мероприятия, которые могут посещать редакторы журналов. Если вы предложите тему при личной встрече, есть шанс, что на нее обратят внимание и она не затеряется.

— Старайтесь привозить из поездки много тем и предлагайте разные идеи в разные издания. Это повысит шанс того, что вас кто-то опубликует.

— Если вас наконец пригласили в пресс-тур, привезите больше тем — такие журналисты всегда ценятся. Но темы статей стоит предлагать лишь тому изданию, от которого вы поехали. Если съездить от одного журнала, а написать для другого – можно сразу ставить крест на карьере тревел-журналиста.


Текст: Наталия Майборода
Фото: Elicus/Flickr. 

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ