Путешествия без вреда: что должно измениться в нашем восприятии экологии в 2020 году

0
Весь 2019 год прошел под знаменем экоактивизма — человеком года журнал Time объявил юную шведку Грету Тунберг, которая начала забастовки против изменения климата. В Москве с 1 января 2020 года досрочно стартовала программа раздельного сбора мусора, а весь год страну сотрясали протесты, которые касались мусорных полигонов. Популярной становится стратегия zero waste — попытка свести к минимуму производство отходов. Мы проанализировали, как меняется мир путешествий в эпоху заботы об экологии, и составили список простых действий, которые снизят вред для окружающей среды.

Углеродный след от перелетов

Главная угроза экологии от путешествий — это так называемый углеродный след. Это совокупность всех выбросов парниковых газов (в основном это диоксид углерода и метан), которые либо производим мы сами, используя автомобиль или газовую плиту, либо — компании-поставщики товаров и услуг. Самых больших значений наш углеродный след достигает, когда мы пользуемся авиа- и автотранспортом, едим красное мясо и другие продукты, для перевозки и производства которых нужно много топлива, а также когда пользуемся одноразовой посудой, для производства и даже переработки которой используется много энергии.

Флайтшейминг

Движение flygskam (или flight shame) зародилось в Швеции в 2017 году. Тогда шведский певец Стаффан Линдберг объявил о своем решении отказаться от полетов из-за их экологического вреда. Его поддержали многие известные шведы, включая оперную певицу Малену Ерман — мать Греты Тунберг.

Самая главная ошибка флайтшейминга в том, что он полностью перекладывает ответственность на обычных людей. Все не совсем так: мы можем снизить вред для климата, отказываясь от авиатранспорта, но по-настоящему значимые и серьезные решения для индустрии все еще должны принимать руководители компаний и политики.

Путешествия на самолетах отвечают за 2–5% всего негативного влияния человека на климат. Посчитать ваш личный углеродный след после рейса можно здесь. Например, при перелете в обе стороны из Москвы во Владивосток в эконом-классе углеродный след составит 2,1 тонны CO2 на пассажира.

Ученые выяснили, что дополнительный выброс углерода в атмосферу прямо коррелирует с таянием ледников. Каждая дополнительная тонна углерода в атмосфере соответствует трем растаявшим квадратным метрам ледников.

Именно по этой причине на саммит ООН в сентябре 2019 года Грета Тунберг прибыла на парусной яхте. Нет мотора — нет топлива, а значит, и вреда для экологии. Но это утрированный пример: далеко не каждый может себе позволить две недели провести на яхте. Кроме того, жест был символическим: для того, чтобы перегнать яхту обратно, в Нью-Йорк прилетели два члена экипажа. Но он сработал: всю осень популярные медиа говорили о путешествиях, где не используются машины или самолеты.

Пассажир внутреннего рейса в Великобритании, по данным Департамента бизнеса, энергетики и промышленных стратегий (BEIS), в среднем генерирует 133 грамма выбросов, а дизельная машина — 171 грамм. Но в авиатранспорте есть «добавочные» цифры: следы пара и другие побочные действия приносят еще 121 грамм выброса на каждого пассажира эконом-класса. Авиакомпании, чтобы сохранить репутацию, говорят о более экологичном подходе к работе, но пока технологии, в которых используются биотопливо и аккумуляторы, находятся в зачаточном состоянии.

Как снизить количество перелетов?

Исследовать окрестности. Путешествие автомобилем или общественным транспортом на небольшие расстояния — отличный способ не только уменьшить углеродный след, но и узнать побольше о месте, где вы живете. Это направление в Беларуси активно развивают 34travel — у них большой спецпроект Go To Belarus!, где они описывают интересные места внутри страны. В России аналогов этого проекта пока нет, тем более что размеры стран несопоставимы. Но в сети есть немало путеводителей по Подмосковью, «Золотому кольцу», областным центрам неподалеку от Москвы. Локальные медиа в других регионах тоже развивают эту тему — так, журнал Inde.io активно рассказывает, чем заняться в Казани, «Селедка и кофе» — в Нижнем Новгороде, проекты ТАСС «Это Кавказ» и DV посвящены Северному Кавказу и Дальнему Востоку.

Путешествовать на поездах. В России это принято: развитая сеть железнодорожного сообщения и приемлемые цены давно сделали поезда самым популярным межрегиональным транспортом в стране. Концепция пути к достопримечательностям как самостоятельного путешествия у нас тоже развита — тот же популярный маршрут Транссибирской магистрали предполагает остановки по пути и разнообразный локальный экспириенс. Мы на «Самокатусе» стараемся писать про локальные путешествия: например, у нас есть два больших путеводителя по Москве и Казани, немало текстов о Дагестане, история о восхождении на Эльбрус и большой гид по Чернобылю, куда тоже удобнее добираться на поезде. До всех этих мест можно добраться, не используя перелеты. Много идей для путешествий можно найти у наших коллег из «Перито-Буррито» по тегу «Россия». Хороший путеводитель есть на «Ноже».

Общественный транспорт. Все то же самое, но на автобусах. Не самый экологичный способ, но когда углеродный след от одного автобуса делится на 50 пассажиров, все становится не так страшно. Это касается и транспорта в городах: автобус с точки зрения экологии куда менее вреден в расчете на человека, чем, например, такси. В Европе очень развита сеть автобусных перевозчиков-лоукостеров.

Водные путешествия. Парусный спорт в последние годы становится популярным и в России: например, «Сила ветра» — компания-стартап, которая не только организовывает регаты по европейским и азиатским морям, но и учит капитанов, которые потом смогут самостоятельно арендовать яхту и собрать команду для путешествия. Стоимость такого путешествия уже сравнялась с обычным отпуском в 5* all-inclusive отеле: так, участие в недельной регате по островам Греции стоит 750 евро. Кроме того, развиваются онлайн-сервисы, где можно стать членом яхтенной команды или найти попутчиков для парусного путешествия.

 

View this post on Instagram

 

A post shared by Сила ветра (@silavetrasila) on

А вот круизы — куда менее экологичное путешествие. Во-первых, круизные суда очень энергоемкие и потребляют огромное количество топлива: в среднем лайнер потребляет от 70–120 литров топлива на километр пути, и это дает цифры от 70 граммов выброса на пассажира только от сжигания топлива. Но пассажиры лайнера также массово потребляют еду, производят мусор, покупают сувенирные товары — в течение достаточно длительного времени круиза. Да, в путешествии по земле вы тоже оставляете такой след, поэтому круиз может быть экологичной альтернативой поездки с тремя-пятью внутренними перелетами, но в целом они сопоставимы.

Велопутешествия. Совершенно экологичный вид путешествий, если говорить о транспорте. И велопутешествия становятся все популярнее, как и передвижение на велосипеде по городам: в большинстве мировых столиц уже есть велопрокаты с приемлемыми ценами. Подробнее про путешествия на велосипеде можно почитать, например, здесь.

Лучший способ меньше летать — это меньше летать. Не нужно отказываться от перелетов совсем — но каждый раз перед покупкой билета на самолет стоит задать себе вопрос, насколько это целесообразно. Можно ли доехать на поезде? Стоит ли вообще ехать? Оставаться дольше в одном регионе и тщательно его исследовать намного экологичнее, чем совмещать в путешествии несколько стран и перемещаться между ними по воздуху. Еще можно придумать себе временный челлендж: например, шведки Майя Розен и Лотта Хаммар убедили почти 15 тысяч человек отказаться от перелетов на 2019 год.

Еда

Связь между изменениями климата, экологией в целом и продуктами питания очень прозрачная: так, именно под огромные пастбища и соевые поля вырубаются леса Амазонии — президент Бразилии Жаир Больсонару тесно связан с лобби крупных производителей в индустрии сельского хозяйства. Кроме того, коровьи стада производят очень много метана, который нагревает атмосферу. Вырубка леса наряду с выбросами метана и использованием удобрений создает столько же выбросов парниковых газов, сколько производят все легковые автомобили, грузовики и самолеты в мире. Стоит учитывать, что факторов очень много — так, согласно исследованию Оксфордского университета, многие продукты, одинаковые по составу, имеют разные показатели вреда — например, шоколадный батончик может иметь нулевой экологический след, если деревья какао продолжают расти и поглощать углерод.

Все популярнее становится концепция флекситарианства — растительной диеты, которая позволяет употребление мяса, но снижает его количество в повседневном рационе. Это поддерживают даже медиа: так, The Guardian публикует 10 тысяч рецептов в год, и они сократили «мясные» рецепты до 15% от общего числа.

Как изменить привычки, чтобы сократить экослед от питания?

Исключить из меню или снизить потребление продуктов с высокими показателями углеродного следа. Топ-10: баранина, говядина, сыр, свинина, выращенный лосось, индейка, курица, консервированный тунец, яйца, картофель. Посчитать, насколько большой вред экологии наносят остальные продукты вашего рациона, можно на калькуляторе BBC. Если все это слишком сложно, просто сократите потребление мяса. Но будьте внимательны: тот же салат-латук, например, менее экологичен в производстве, чем бекон. Сейчас активно развиваются технологии мясозаменителей — как американские Beyond meat и Impossible burger, так и российская Greenwise.

Как можно больше потреблять локальных продуктов. Чем меньше затраты на перевозку, хранение и дистрибуцию — тем меньше вред для окружающего мира. По этой же причине важно сосредоточиться на местных производителях и простых, дешевых рынках.

То же касается времен года: майскому арбузу из супермаркета лучше предпочесть раннюю клубнику из южных регионов России. Правило распространяется и на сезонные урожаи в других странах: если в Таиланде сезон манго — покупайте манго, а не переплачивайте за несезонные мангостины.

Внимательнее с напитками. Производство пива в два раза вреднее для экологии, чем производство вина, производство кофе — примерно в 15 раз вреднее, чем производство чая. Калькулятор BBC поможет разобраться. Но не забывайте, что здесь тоже работает правило локального продукта: местное пиво из частной пивоварни экологичнее, чем вино из Чили в Москве.

Осознанное потребление энергии и производство мусора

Углеродный след — это не только еда и транспорт, это вся энергия, которую мы потребляем. Основной источник CO2 — это теплоэлектростанции, работающие на углеводородном сырье, то есть производящие тепло и электроэнергию за счет сжигания угля, газа и нефтепродуктов.

То же касается использования одноразовой посуды и пакетов — несмотря на то, что сейчас многие страны отказываются от бесплатных пластиковых пакетов в магазине, это мало помогает. Так, в Таиланде сеть супермаркетов шаговой доступности 7–11 c 1 января перестала выдавать покупателям пакеты, но при этом на рынках и макашницах Бангкока каждый продукт вам упакуют в пластик, завернут в отдельный пакет и выдадут одноразовую ложечку.

Как снизить энергетический вред?

Тушите свет. В России электроэнергия стоит очень дешево, и мы привыкли использовать ее без чувства меры. Но выработка каждого киловатта требует топлива. Кроме того, привычка выключать свет сильно поможет вам, когда вы окажетесь в гостях у друзей в Европе или снимете квартиру на месяц в Таиланде — цены на электричество в большинстве стран мира намного выше, чем в России. Так, стоимость киловатта энергии в Москве — 5,47 рублей или около 0,08 евро; в Мюнхене — около 0,3 евро. Замените лампочки энергосберегающими аналогами.

Используйте меньше воды, особенно горячей. Горячая вода, как правило, также расходует ресурсы ТЭЦ.

Инвестируйте в альтернативные источники энергии и по максимуму пользуйтесь ими. Если у вас частный дом — поставьте солнечные батареи, в летний период они пригодятся. Так, Forbes пишет, что в России гораздо больше солнца, чем во многих странах Европы, в частности, в Германии.

Исключите спонтанные покупки новых вещей и пользуйтесь переработкой. Даже в путешествии можно найти локальные свопы — мероприятия, где бесплатно меняются вещами, не говоря уже о секонд-хендах и винтажных магазинах. В условиях, когда цены товаров в масс-маркете растут, покупать бывшие в употреблении вещи не только экологично, но и выгодно: за 8 тысяч рублей вместо одного пиджака ZARA вы купите в берлинском винтажном магазине 3–5 уникальных вещей хорошего качества, из добротных материалов и с красивой историей. То же касается утилизации: чем выкидывать вещь, чтобы сэкономить место в рюкзаке, отдайте ее на утилизацию или в благотворительный магазин. Запрос в гугле типа «charity shop <название города>» почти наверняка выдаст нужную точку на карте.

Возите с собой многоразовую посуду и шопперы. Это недорогие товары: в прошлом году мы публиковали большой гид по zero waste с «Алиэкспресса».

Этика и работа с комьюнити

Экология в широком смысле говорит не только о снижении материального вреда атмосфере, который производит каждый потребитель. Экологичные путешествия — это о снижении вреда в том числе этического, а еще — о развитии образования и проектах, которые восстанавливают окружающую среду.

Бизнес, куда нанимают местных сотрудников; туризм в деревни, где вы покупаете товары местного производства; некоммерческая кампания преподавания экологии в далеких от столицы школах — все это большой вклад путешественников в повышение экоустойчивости окружающего мира. Туризм одновременно и вредит, и поддерживает нашу планету: охотники-браконьеры становятся гидами, рыбаки — инструкторами по снорклингу, земли становятся нацпарками, потому что дорогие билеты и туры приносят больше денег, чем сельское хозяйство. Так масаи в Кении и Танзании сохранили традиционный путь своей сезонной миграции — и вместе с ним культуру народа.

Есть и другая сторона — рост туризма для обмена опытом: так, все больше людей приезжают посмотреть на оригинальную инициативу в бельгийский Льеж: небольшая группа людей разработала план создания вокруг города «продовольственного пояса» шириной в 9 километров. За четыре года они создали 21 кооператив и достигли оборота в 5 миллионов евро. Теперь около 70% школ Льежа готовят еду из продуктов, выращенных там же.

Как поддержать местные инициативы?

— Если вы видите, что инициатива туризма исходит от самого комьюнити — поддержите ее. Так, индейцы ваорани в Эквадоре сделали туризм своим основным заработком — туры к ним стоят немало, около 1500 долларов, зато все средства идут общине Бамено, которая находится на самоуправлении.

— Покупайте у энтузиастов-стартаперов или местных деревенских жителей. Иногда это дешевле, иногда это дороже, но качество таких продуктов неизменно выше, а польза от ваших вложений намного больше.

— Если инициатива некоммерческая, вы можете оформить пожертвование. Выбирайте не международные крупные организации, где очень много средств уходит на бюрократию, а локальные НКО — их легко найти в поиске, а поверхностный ресерч по СМИ и соцсетям покажет, насколько организация заслуживает доверия.

— Поддерживайте экологическую борьбу медийно. Вырубка лесов в Амазониистрадающие от пожаров животные Сибирижители Башкортостана, которые задыхаются от горения руды — не важно, кого именно вы решите поддержать. Главное — не просто подписать петицию, но и рассказать о ней в социальных сетях: это позволить подчеркнуть масштаб проблемы и даст вашим друзьям возможность узнать о ней.

Как вдохновиться?

Для России и стран СНГ тренды осознанного потребления — относительно новая история: еще вчера мы радовались, что на рынках появились пластиковые перчатки и продавцы перестали перебирать продукты грязными руками, а сегодня уже нужно разделять мусор и покупать многоразовые стаканчики. Мы экстренно перенимаем европейские тренды, при этом не имея европейской истории заботы о вкладе в экологию каждого конкретного человека.

Это порождает тревогу, поэтому не требуйте от себя слишком многого: культура потребления растет в человеке годами, и это нормально. Начните с мелочей — почаще заходите в секонд-хенды; попробуйте яхтенный спорт; выберите для отдыха Сочи и отправьтесь туда на поезде. Скажите человеку, который стыдит вас за одноразовый стаканчик, что это ваш личный выбор и ваше дело — в конце концов, не у всех есть время и возможности постоянно отвлекаться на тонкости образа жизни. Не секрет, что осознанное потребление часто стоит дороже, и не каждый житель России может себе его позволить.

Не стоит и злиться на Грету Тунберг или искать в популярности экологии конспирологические мотивы. Да, лобби производителей работает с обеих сторон: крупные заводчики рогатого скота и авиакомпании убеждают нас в том, что их работа не так вредна для окружающей среды, а большие бренды производят все больше «экотоваров» в попытках заработать на тренде. Но разве это так важно? Польза умеренного потребления очевидна — как и красота мира вокруг. Возьмите за правило раз в месяц выбираться на природу или научитесь наблюдать за птицами в городе — чем больше вы начнете замечать окружающий мир, тем больше захотите заботиться о нем. Даже в самых простых вещах.

Текст: Елена Срапян
Фото: Needpix.com, PxherePixabay, Flickr


Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ