Новости о банкротстве сразу трех авиаперевозчиков ознаменовали минувшие две недели. Сначала стало известно, что вторая по величине итальянская авиакомпания Air Italy прекращает свою деятельность. Через день после этого турецкая AtlasGlobal также заявила о закрытии бизнеса. А 20 февраля жертвой коронавируса стал китайский Hainan Airlines. Кто еще рискует выбыть из игроков авиарынка? Как пассажирам обезопасить себя от неожиданностей?

Февральское падение 2020: Air Italy, AtlasGlobal, Hainan Airlines

Air Italy — частная авиакомпания, до 2017 года была известна как Meridiana. Когда у ее владельцев возникли финансовые трудности, на помощь пришли Qatar Airways: провели ребрендинг и переориентировали авиакомпанию на рейсы дальнего следования. В новом качестве Air Italy начала полеты в 2018 году. Спустя менее двух лет было заявлено о планах по ее ликвидации. Окончательное решение приняли инвесторы, сославшись на «постоянные и структурные проблемы на рынке».

Авиакомпания продолжит полеты до 25 февраля 2020 года. Пассажиры, которые забронировали полеты на более поздние даты, по требованию получат возмещение. Те, кто купил билеты с вылетом до 25 февраля, если захотят, тоже могут получить возмещение вместо перелета.

AtlasGlobal. Полеты турецкой авиакомпании уже приостановлены. Авиакомпания прекращает свою деятельность из-за финансовых проблем, связанных с переездом в новый аэропорт Стамбула — сообщила «Российская газета» со ссылкой на турецкую Dailysabah.

В прошлом году AtlasGlobal уже прерывал выполнение рейсов с 27 ноября по 21 декабря. До этого перевозчик летал в аэропорты Европы, России, Казахстана, Германии и ОАЭ.

Hainan Airlines. 20 февраля стало известно, что авиакомпания перейдет под контроль китайского правительства. Авиакомпания уже несколько лет находилась в тяжелом финансовом положении, а коронавирус вбил последний гвоздь в гроб авиакомпании. Из всех февральских падений по Hainan Airlines мы будем скучать больше всего. Китайцы получали 5 звезд в рейтинге Skytrax несколько лет подряд и регулярно предлагали хорошие цены на полеты в Китай и Австралию.

Прошлые годы

Последняя пара лет была очень непростой для авиационной отрасли. Если представить ее как карту неба со звездочками-авиаперевозчиками, получится, что на ней постоянно гасли и загорались новые огоньки.

С одной стороны, лидеры индустрии в 2018–2019 годах демонстрировали рост и увеличение уровня лояльности пассажиров. В то же время некоторые игроки не смогли удержаться на плаву и были вынуждены закрывать бизнес. В одном только сентябре 2019 года в Европе пять перевозчиков заявили о неспособности исполнять обязанности перед клиентами из-за финансовых проблем: это были британская Thomas Cook Airlines и Thomas Cook Airlines Scandinavia, французские Aigle Azur и XL Airways и словенская Adria Airways.

Всего за 2019 год приостановили деятельность 23 авиакомпании. Полный список можно посмотреть здесь.

Рост числа банкротств стал чуть ли не самым быстрым в истории авиации. В 2018 году прекратили работу 20 авиакомпаний.

Почему они банкротятся?

Закрываться и распродавать активы авиакомпании вынуждают финансовые проблемы, плохое управление, высокая конкуренция и неожиданные факторы. Но на первом месте — убыточность.

Большинство авиакомпаний, которые идут ко дну — низкобюджетные перевозчики. Европейские перевозчики пытаются расширять свое влияние, специализируясь на дальнемагистральных и недорогих полетах. Такая бизнес-модель стала возможной в последнее время благодаря экономичным самолетам и низким ценам на топливо. Но ни одна авиакомпания за пределами Азии и Австралии не достигла устойчивой прибыли с этой моделью.

Бюджетные перевозчики, такие как WOW air, Ryanair и Adria Airways, работали с очень низкой рентабельностью, зарабатывая всего несколько долларов за место.

Еще одна особенность европейского авиарынка — его сезонность. Пассажиропоток высокий в праздничные дни и летом, во время отпусков. В сентябре спрос резко уменьшается. При этом авиакомпаниям приходится нести расходы на топливо и эксплуатационные нужды самолетов и залезать в кредиты. Как только размер долгов становится непомерным, перевозчикам приходится объявлять банкротство или искать спасение через сделки слияния-поглощения. В 2019 году на фоне огромного числа банкротств авиакомпаний произошло также больше всего слияний. В этом году исландская WOW Air предстала в виде новой бюджетной авиакомпании PLAY. Инвестиции перевозчику из Исландии в страны Европы и Северной Америки обеспечил ирландский инвестиционный фонд Avianta Capital, связанный с основателями Ryanair.

Словенскую Adria Airways выкупил и намерен возродить черногорский бизнесмен Изет Растодер, которого СМИ Словении называют «королем бананов».

Чего ждать в будущем?

Крах Air Italy и AtlasGlobal был предсказан еще в конце прошлого года. В прогнозах для тревел-индустрии на 2020 год американский портал Skift называл также главным кандидатом на прекращение полетов авиакомпанию JetBlue, базирующуюся в Нью-Йорке.

Эксперты Skift заявляли, что по всему миру найдется немало перевозчиков, которые с трудом сводят концы с концами. Прежде всего, это Thai Airways, которая уже перешла в режим жесткой экономии и занимается тотальным пересмотром стратегии. 13 февраля тайский национальный перевозчик официально сообщил, что не будет летом летать из Москвы в Бангкок. Партнеры авиакомпании были предупреждены об этом за три месяца. Рейсы приостановят с 1 июня 2020 года, а возобновятся они, предположительно, в октябре. Образовавшуюся нишу для перевозки российских туристов, как полагают эксперты, займет «Аэрофлот».

Флагманская авиакомпания ЮАР South African Airways (SAA) 29 февраля 2020 года закроет региональные и международные рейсы из Йоханнесбурга в Абиджан через Аккру, Энтеббе, Гуанчжоу, Гонконг, Луанду, Мюнхен, Ндолу и Сан-Паулу.
Клиенты, бронировавшие билеты на отмененные рейсы, получат полный возврат средств. SAA оставляет всего несколько маршрутов дальнего следования: из Йоханнесбурга в Лондон (LHR) и Франкфурт в Европе, в Нью-Йорк (JFK) и Вашингтон через Аккру, также будет обслуживаться рейс в австралийский город Перт. Единственный пункт назначения в Южной Америке — Сан-Паулу. Сокращения также затронут почти всю маршрутную сеть в Южной Африке. Для авиакомпании это вынужденные меры в борьбе за выживание.

Ходят разговоры о том, что российская Utair может прекратить свою деятельность из-за долгов по кредитам, хотя сам авиаперевозчик таких заявлений не делает. Авиакомпания, долг которой превышает 75 млрд рублей, направила в Минтранс РФ новую стратегию развития до 2026 года. В ней предусмотрены обновление флота с помощью Boeing MAX и выход на прибыль. Подробнее об этом можно почитать у РБК.

В перспективе Utair планирует сосредоточиться на среднемагистральном сегменте (то есть на маршрутах от 2,5 тысяч до 6 тысяч километров). А возможность развития дальних авиаперевозок связывает с распределением международных направлений между авиакомпаниями и субсидированием рейсов на Дальний Восток.

В то же время в России запущен процесс создания авиакомпании, которая должна специализироваться на перевозках пассажиров и грузов в Дальневосточном федеральном округе и в труднодоступных районах. Соответствующее поручение исходило от президента. Полеты должны будут выполняться на самолетах российского производства. Предварительно известно, что в авиапарк войдут около двадцати SSJ-100 (Сухой Суперджет 100).

Как защитить свой отпуск

Авиационная отрасль очень нестабильна. Пока экономисты и политики строят планы и рассуждают о последствиях банкротств для отрасли, туристам важно не стать заложниками ситуации. Что для этого можно сделать?

  1. Внимательнее выбирать авиаперевозчика. В сети на эту тему часто встречается совет: «отдавайте предпочтение национальным авиакомпаниям с регулярными рейсами». Логика в том, что компании с долей государственного участия в случае финансовых потерь получат поддержку от правительства страны. Для России это звучит как призыв «Летайте «Аэрофлотом!» Нет смысла ждать банкротства, например, от Emirates, находящейся в государственной собственности. Можно быть уверенными в крупнейших по финансовым показателям компаниях, таких как Lufthansa, Qantas Group и т. д. А вот любителям небольших компаний и дешевых перелетов лучше следить за ситуацией на рынке. Перед покупкой билетов у авиакомпании полезно почитать последние новости. На форуме Винского есть отдельная тема «Банкротство авиакомпаний. Кто следующий?». Пользователи делятся прогнозами, ссылками на новости авиалиний и собственным мнением.
  2. И еще одна мера, которая может стать полезной — покупка страховки, которая покрывает задержку или отмену рейса. Независимо от того, путешествуете вы через турфирму или самостоятельно, страховка от невыезда позволит вернуть потраченные деньги. Стоимость ее обычно невелика в сравнении с потенциальными финансовыми потерями.

Текст: Анна Демина
Фото: Unsplash.com


Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ