Почему Бельгия? | Почему на машине? | Где взять машину | Дорожные расходы | Куда стоит поехать | Запад, северо-запад, север | Юго-восток, юг| График путешествия
Почему именно Бельгия?
Бельгия получила статус независимого государства в 1830 году. Но история человеческой активности на ее территории полна событий и начинается на тысячи лет раньше. Следы ушедших эпох сохранились и спокойно сосуществуют с современностью. Например, в радиусе 10 км от стола, за которым я сейчас сижу в старинном университетском городке Лёвен, находятся стоянка первобытных людей, римская дорога, бегинаж XIII века, жилой замок XIV века, один из старейших в Европе университетов, места сражений римских легионов с племенами варваров и союзников — с кайзеровской армией во времена Первой мировой войны, дома известнейших фламандских художников эпохи Возрождения, крупнейшее в мире пивоваренное производство, два известных бизнес-парка и IMEC — международный микро- и наноэлектронный научно-исследовательский центр. И это только несколько примеров навскидку. Так вот, самое интересное в Бельгии — что она вся состоит из таких исторических лоскутов.
Почему стоит посмотреть Бельгию именно на машине?
Существует мнение, что в Европе, и, в частности, в Бельгии, общественный транспорт достаточно развит, чтобы можно было отказаться от машины. Это верно, но с серьезными оговорками.
Во-первых, далеко не в каждый уголок страны можно добраться на автобусе или электричке. А вам наверняка захочется посетить зоопарк Пайри-Дайза, где все павильоны оформлены в архитектурных стилях стран, откуда происходят животные, средневековые замки в Арденнах или национальный парк Грот де-Ан с загадочными пещерами. Без машины это будет как минимум проблематично, особенно с детьми.
Во-вторых, особенности политического и социального устройства бельгийского королевства напрямую отразились на системе общественного транспорта. Бельгия — федерация, состоящая из трех регионов: Фландрии, Валлонии и Брюссельского столичного региона. И если железнодорожная сеть страны едина, то автобусное сообщение в каждом регионе обслуживается своей автобусной компанией. Соответственно, чтобы добраться на общественном транспорте, например, из Гента в Вавр, вам придется сделать как минимум одну пересадку. Дорога из Антверпена в Намюр займет у вас в лучшем случае 3 часа на поезде и автобусе, тогда как на машине этот путь вы проделаете в два, а то и три раза быстрее.
И конечно, мой любимый пример: поездка из Брюсселя в Спа и обратно. На машине в любое время суток вы доберетесь до этого чудесного курорта в горах за 1,5–2 часа. И столько же времени потратите на обратную дорогу. Расходы на бензин при этом составят €30–40, то есть до 10 евро на человека, если вы едете вчетвером. А вот общественным транспортом вы вряд ли захотите воспользоваться. После 3 часов пути, разноображенного пятью пересадками и километровым марш-броском, вам очень захочется подольше полежать в теплом минеральном источнике, глядя в темнеющее небо. Но не получится. Потому что, пока расслабленные автомобилисты, сидя в шезлонгах, спокойно потягивают напитки, вам надо бежать на станцию: в 20:41 из Спа уходит последний поезд. Вишенка на торте — стоимость такого заезда: от 26 евро на человека в выходные дни и от 45 евро в будни.
В-четвертых, надежность общественного транспорта в Бельгии оставляет желать лучшего. Помимо хронического несоответствия заявленному графику, поезда и автобусы здесь имеют свойство исчезать в последний момент из расписания, не останавливаться на остановках, менять маршрут и ломиться от пассажиров в часы пик. Их и без того не идеальное функционирование осложняется неожиданными зимними снегопадами, внезапными осенними ливнями, непредсказуемой летней жарой и регулярными забастовками транспортников.
Итого, путешествие на машине может сэкономить вам много времени, денег и нервов. Отдельным бонусом вы получаете возможность проехать по самому приятному для себя маршруту и самостоятельно строить удобный график передвижения.
Где взять машину
Бронировать машину для путешествия лучше заранее, особенно в сезон отпусков: летом с июля по сентябрь, в рождественские каникулы (начиная с 20-х чисел декабря и до Нового года), а также в недели весенних и осенних школьных каникул. Также следует учесть, что в Бельгии почти весь бизнес, включая прокатчиков, работает в весьма негибкие часы, а по субботам и воскресеньям и вовсе закрыт. Единственное место в стране, где пункты проката работают ежедневно и почти круглые сутки — это Брюссельский аэропорт «Завентем». Помните также, что офисы и площадки операторов сосредоточены вокруг крупнейших городов (Брюссель, Антверпен, Гент, Льеж), и вдали от городов услуги аренды могут оказаться недоступны — это лучше всего проверить на сайтах компаний. В Бельгии присутствуют почти все известные сервисы проката: Avis, Budget, Europcar, Hertz, SIXT. Забронировать автомобиль можно как через их сайты, так и через агрегаторы типа Rentalcars и CarRentalNet.
Стоимость суточной аренды у ведущих операторов — €22–65 для «букашек» типа Renault Clio или Fiat 500, €33–81 для гольф-класса и €41–100 для минивэнов. Такой разброс обусловлен длительностью аренды и местом получения автомобиля. Возраст водителя, дополнительные опции, сезон и другие факторы также влияют на конечное предложение. Взять в аренду автомобиль могут водители не младше 26 лет. Практически любая служба проката разрешает, чтобы вы путешествовали не только по Бельгии, но и по всему ЕС — вы можете это уточнить при оформлении контракта.
Резиденты Бельгии также могут воспользоваться каршерингом. На рынке присутствует несколько операторов, самый крупный из которых — Cambio, покрывающий — правда, неравномерно — все регионы Бельгии.
Дорожные расходы
Платных дорог в Бельгии нет. Поэтому в автопутешествии вас ждет одна неизбежная статья расходов — топливо, и четыре возможные: парковка, еда, ночлег и штрафы. Конечно, еще случаются поломки, но в арендованных машинах такие случаи покрываются страховкой. А если вы едете на своей машине, то у вас есть европейская страховка, абонемент на техпомощь и эвакуатор. Правда ведь, есть?
❗️ Для въезда в Европу вам понадобится «Зеленая карта» — это специальная страховка на автомобиль, ее продают все ведущие страховые компании в России — можно уточнить у вашей страховой, где вы оформляли ОСАГО. Стоимость такой страховки — около 3500 рублей за две недели. Также многие страховые предлагают и пакеты полного покрытия — с услугами эвакуатора и техпомощи. Они обойдутся вам дополнительно примерно в 1000 рублей за две недели.
Давайте посмотрим, что почем.
Топливо. К середине лета нынешнего 2021 года цены на горючее заметно подскочили. Бензин и дизель сейчас не сильно отличаются в цене, но можно грубо считать дизель по 1,6 €/литр, 95-й бензин — по 1,5 €/литр. Зарядка электромобилей и гибридов в Европе в среднем стоит около 8 евро за 30 минут зарядки. Обычно получается расход в 4–8 евро на 100 км.
Кстати, примечание для владельцев дизелей ниже Евро 5 и бензиновых агрегатов ниже Евро 3: обратите внимание на ограничения въезда в центры городов и другие зеленые зоны. Рекомендую для навигации использовать Waze: как минимум, в Бельгии и соседних странах он предоставляет наиболее оперативно верную информацию, предупреждает о зеленых зонах, знает хорошие маршруты и цены на заправках. Короче, работает лучше гугла и встроенных навигаторов.
Сетевые заправки (Total, Shell, Q8, Texaco и др.) в Бельгии по качеству почти не отличаются. Топливо везде хорошее. Лично я предпочитаю Shell по двум причинам: у них чаще всего дешевле и только у них в пистолетах есть фиксация «курка» до отсечки. Ах да, еще симпатичный логотип.
Несетевые частные заправки обычно встречаются только в деревнях и городках. Вроде бензин не разбавляют, но как-то всегда уныло и недружелюбно.
Большинство заправочных станций в Бельгии — на полном самообслуживании. То есть, стоят колонки, оплата только карточкой. Подъехал, вставил карточку, ввел пин-код, достал карточку, вставил пистолет, заправился, вернул пистолет, распечатал чек, уехал.
На больших дорогах при заправках обычно есть магазинчики и рестораны. На трассах сетевые магазинчики работают круглосуточно.
Парковка. Вне центра города всегда можно найти бесплатную парковку. Если же вам лень ее искать или не удалось найти, то тарифы платных парковок колеблются в районе 1,5–4 €/час. Стоит запастись мешочком монет по 0,1–1 евро, так как зачастую уличные паркоматы принимают только такой способ оплаты. В некоторых городах вы увидите, что можно оплатить стоянку через SMS, но это дороже и часто сбоит, а за услугу мобильного оператора вы все равно заплатите. На крытых парковках можно заплатить монетами, банкнотами, карточками и уже кое-где даже телефоном.
Если же вы нашли парковку без знака платной парковки — не забудьте положить под переднее стекло синий диск с выставленным временем начала стоянки. Если вы сняли машину в Бельгии — он у вас наверняка будет в бардачке или в шторке над сиденьем водителя, если же вы едете на своей машине — вы можете купить его в любом супермаркете и иногда на заправках.
Если под привычным знаком разрешенной стоянки «Р» вы видите изображения такого диска — то помните, что максимально разрешенное время парковки — 2 часа.
Еда. Тут нет предела гедонизму, но если вы решили обедать именно в придорожных ресторанах — рассчитывайте примерно на €8–20 на человека в зависимости от региона, типа кухни и вашего аппетита. Достаточно часто вам будут попадаться кафе сети Lunch Garden — это вполне съедобная, недорогая домашняя еда с вариантами детского и здорового меню. Также, конечно, есть и стандартный фастфуд — например, французская сеть бургерных Quick — ее меню похоже на Burger King, но местные жители убеждены, что Quick намного лучше и Burger King, и McDonalds. Ну и конечно, есть супермаркеты. Наиболее распространенные из тех, что работают и по выходным — это супермаркеты Carrefour. Там всегда есть отдел с бутербродами, салатами и нарезками.
Ночлег. Если вы не любитель кемпингов или не хотите спать в машине — забронируйте себе более цивилизованную ночевку через Booking.com или другим привычным для вас способом. Как и в случае с арендой машины, бронировать лучше сильно заранее, особенно в сезон.
Штрафы. Любое не очень грубое, но замеченное полицией, камерой или работниками муниципальной службы нарушение правил парковки или скоростного режима обойдется вам в 25–250 евро. Поэтому не гоните, соблюдайте правила и обращайте внимание на соответствующие знаки. Иногда в городе могут встречаться временные знаки (даже рукописные) или же надписи на французском/нидерландском. Чаще всего они имеют отношение к парковке. Если какой-то знак, связанный с парковкой, вам не знаком и не понятен — попросите любого водителя или прохожего вам подсказать. Ну и правило «делай как все» вам в помощь. Учтите, что скоростные режимы в разных субъектах федерации отличаются, а в Брюсселе разрешенная скорость по умолчанию ограничена до 30 км/ч.
Итого. Примерные расходы:
- Аренда машины и бензин — по 50–70 евро в день в зависимости от марки и сезона;
- Еда — 30–50 евро на человека;
- Жилье — 30–50 евро на человека в день;
- Входные билеты в музеи, парки, зоопарки — от 10 до 40 евро на человека.
Всего: комфортная сумма в день на человека — около 120 евро, на пару — 170 евро. Разумеется, если всё бронировать заранее, посмотреть на скидки, сезон и так далее, может выйти и меньше.
Куда стоит поехать
Существует множество маршрутов по Бельгии. Какие-то будут интересны только любителям истории или природы, третьи не очень подходят для детей и пожилых путешественников. Приведенный ниже маршрут подойдет без исключения всем. То есть, можно ехать вдвоем с любимым человеком, можно в большой компании, можно всей семьей, с детьми-родителями-дедушками-бабушками любого возраста. Также подходит для людей с ограниченными возможностями. Не забудьте взять купальники, плавки, полотенца и удобную обувь (лучше спортивную или для хайкинга).
Для простоты за стартовую и финишную точку примем Брюссель, а за первый день — понедельник. Маршрут рассчитан на 7 дней и 6 ночей и состоит из двух частей: западной и юго-восточной. Помимо общей доступности, у маршрута есть еще один неоспоримый плюс: он позволяет всего за неделю увидеть буквально всю Бельгию, открывая для себя ее красоту и удивительные контрасты.
Лучший сезон для поездки — май-сентябрь. Идеальная погода: +18–+28°C, без дождя и сильного ветра.
Часть I. Запад, северо-запад, север (Фландрия)
Маршрут: Брюссель → Ипр → аббатство Св. Сикста → Де Панне → Брюгге → Кнокке → Антверпен
- Альтернативные точки маршрута: Гент, аббатство Св. Бернарда, Остенде.
- Общая протяженность пути: ~360 км.
- Зачем ехать: пиво, средневековые города, море, рыбный ресторан, столица бриллиантов и фламандской культуры.
День первый
На запад всегда лучше выезжать рано утром, не позднее 7 часов, чтобы избежать пробок. Трасса Е40, составляющая значительную часть маршрута, это не только самая длинная трасса Евразии, но и самая загруженная транспортная артерия Бельгии.
Первая часть маршрута проходит по автострадам Е40 (до Гента) и Е17 (до Кортрейка). На трассах много заправок с ресторанчиками и магазинами. Там можно сделать короткую остановку и позавтракать. Заехать позавтракать можно и, например, в город Алст — он как раз посередине между Брюсселем и Гентом. В кафе с забавным названием «Принц пьет кофе» (DPDK — De Prins drinkt koffie) можно съесть очень здоровый и вкусный завтрак — фирменные разнообразные фруктовые салаты с мюсли, ну и конечно, выпить хороший кофе. Правда, учтите, что кафе закрыто во вторник и среду. Если вы решили ехать попозже, не ранним утром, в том же Аалсте с 11:30 утра вы можете зайти в кафе De Bevooradding и съесть классический бельгийский тост — крок — с сыром, лососем или грибами. Такой бранч/ланч обойдется вам в 10–15 евро.
Дальнейшая дорога до Ипра и аббатства лежит через поля Фландрии, широко известные прежде всего тем, кто читал Ремарка и документальную литературу о битвах Первой мировой войны. Но если вы еще не знакомы с этой страницей истории, то пока просто наслаждайтесь красотой западнофламандской равнины с ее старыми фермами, каналами, озерами, пасущимися лошадьми и овцами.
Ипр
Через полтора часа вы прибудете к первой цели нашей поездки — Ипру.
Этот красивый город продолжит военную тему и расскажет вам о событиях 1914–1918 годов больше, чем какой-либо другой населенный пункт Европы. Несмотря на свою глубокую древность (Ипр впервые упоминается в римских источниках 1 века до н. э.), название его в первую очередь ассоциируется с Великой войной, как называют в Европе Первую мировую. Именно в честь этого старинного фламандского города получил название боевой газ иприт. Для более глубокого погружения в тему очень рекомендую посетить местный музей «В полях Фландрии».
Однако Ипр предлагает не только военную историю. Еще в XII веке местные ткани ценились повсюду, от Англии до Киевской Руси, что отражено, в частности, в «Кентерберийских рассказах» Чосера. В городе с очень спокойной атмосферой и красивой архитектурой работают несколько музеев, представлены археологические раскопки, есть аквапарк, парк аттракционов и другие развлечения. Раз в три года, во второе воскресенье мая, тут проходит Парад Котов — забавная средневековая традиция.
Аббатство Святого Сикста
Второй пункт маршрута — аббатство Святого Сикста — находится в 20 минутах езды от Ипра.
Аббатство в его нынешнем виде основано в 1831 году, но корни монашеского присутствия на этом месте восходят к первой половине XIII века. Здесь вы сможете посмотреть, как живут монахи-трапписты, и узнать, как варят Westvleteren — один из самых редких и известных в мире брендов траппистского пива. Вы также можете купить* и попробовать продукцию аббатства. Но не увлекайтесь: любой из трех сортов пива в линейке пьется очень легко, но может запросто свалить с ног, а вам еще предстоит дальнейшее путешествие. Особенно осторожными нужно быть водителям. Сделайте глоток, насладитесь вкусом, прогуляйтесь на свежем воздухе, и только потом за руль. А пиво возьмите с собой. Промилле в Бельгии не нулевой: <0,22 не считается, от 0,22 до 0,36 — вас могут попросить прогуляться несколько часов, прежде чем вы сядете за руль, и выписать штраф, но вот больше 0,36 лучше не экспериментировать, особенно не попадать в пьяном состоянии в аварии, так как тут мягкость бельгийских законов заканчивается.
Правда, нужно учесть, что пиво продают исключительно ящиками по 24 бутылки. Цены:
- Trappist Westvleteren Blond (5.8 vol.% Alc.) = €36,20
- Trappist Westvleteren 8 (dark) (8 vol.% Alc.) = €41,20
- Trappist Westvleteren 12 (dark) (10.2 vol.% Alc.) = €46,40
Также придется внести депозит в размере €15 за ящик и бутылки. Но даже если у вас не будет возможности вернуть тару — 2,5 евро за бутылку самого редкого бельгийского пива — это вполне приемлемая цена. То, что не успеете выпить сами — привезете в подарок друзьям.
Де-Панне
От аббатства вы доберетесь до коммуны Де-Панне за 40 минут. Де-Панне расположена на берегу Северного моря и окружена природоохранной зоной. Вы можете искупаться в море, прогуляться по мягким дюнам и заехать пообедать в рыбный ресторан. В ресторане De Korre за 20–30 евро на человека можно хорошо поесть свежайших мидий в традиционных соусах, а за 50 евро вам предложат большое меню с разнообразными дарами Северного моря. Но если у вас не лежит душа к обстоятельной гурмэ-кухне, вы можете купить закуски в рыбном магазине De l’Ocean и съесть их на пляже.
В коммуне серьезно продуманы условия для досуга детей, в частности, многочисленные площадки и парк развлечений на пляже возле площади Vuurtorenplein. Часы работы парка: 14:00–18:00 в будние дни и 10:00–18:00 в выходные и в сезон школьных каникул.
Брюгге
От Де-Панне до Брюгге примерно 60 км. Припарковаться надо будет либо на подземной парковке (стоит около 1,5 евро в час), либо на бесплатной парковке на въезде в город, либо на регламентированной бесплатной уличной парковке. Все варианты одинаково хороши, потому что в центр на машине все равно нельзя.
Лубочный и при этом абсолютно исторически аутентичный Брюгге окунет вас в атмосферу давно исчезнувшей Европы, только без чумы, инквизиции и нечистот на улице. Центр Брюгге находится под охраной ЮНЕСКО: пряничные домики, невероятной красоты соборы и ратуша — всё это старательно поддерживается в хорошем состоянии уже многие сотни лет. Улочки, лавочки, каналы и мосты точно такие, как на картинах фламандских художников XVI–XVII веков. А еще в городе проложен пивопровод, позволяющий барам наливать пиво прямо из крана. Это сделано для уменьшения количества грузовиков в городе. Вам, возможно, захочется проплыть по каналам Брюгге на лодке — это очень красивая экскурсия, которая стоит своих 10 евро (детям — 6). Особенно глаз радуют лебеди, плавающие по каналам и отдыхающие на берегу.
Ну и если вы еще не смотрели «Залечь на дно в Брюгге» с Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном — посмотрите обязательно. Очень многие европейцы приезжают погулять по Брюгге именно из-за этого фильма.
В Брюгге много гостиниц и гостевых домов, поэтому проблем с поиском размещения у вас не будет.
Что касается еды, если вы любите мясные блюда, да еще и с отличным пивом, то вам стоит заказать столик в ресторане «В новом музее»: он работает по вечерам всего три дня в неделю (четверг-пятница-суббота), но там делают одни из самых лучших стейков в Бельгии. Если же вы хотите совсем классической бельгийской еды, такой как Stofvlees — жаркое по-фламандски или крокеты из креветок, то вам стоит посидеть на веранде One Restaurant — после этого будет приятно прогуляться по расположенному в двух шагах от ресторана парку Minnewater и живописному мосту.
В историческом центре города вам встретится множество шоколадных лавок с изделиями самых непредсказуемых форм. Если вы любите шоколад горячим, то вам наверняка понравится тот, что делают непосредственно в шоколадной мастерской Olivier — это семейный бизнес, так что владельцы относятся к своему делу с душой.
Перейдем от хлеба к зрелищам. Если вам не чуждо искусство фламандских мастеров, вам может быть интересно зайти в Groeningemuseum — там вы увидите оригинальные работы Ван Эйка и других мастеров живописи от эпохи Возрождения до начала XX века. Из-за пандемии вход в музей ограничен, и время визита лучше бронировать заранее.
У города Брюгге есть отдельный сайт для туристов, где можно посмотреть часы работы всех интересных мест и занятий — это очень удобно.
День второй
Посвятите первую половину дня себе и Брюгге. Неспешно позавтракайте, прогуляйтесь по городу, купите сувениры. После этого поезжайте к морю.
Кнокке
Кнокке — типичный курортный городок на северной части побережья. Как в черте города, так и чуть южнее вы найдете отличные чистые песочные пляжи. Пообедать можно тут же, не отходя от первой линии: в ресторане «Рубенс» — большой выбор рыбных блюд, и, как пишут сами хозяева заведения, посещение этого ресторана — «возможность узнать аутентичный Кнокке». Обычно там людно, так что лучше заказать столик заранее. Если же вы хотите пообедать или поужинать блюдами высокой кухни, то вам стоит посетить ресторан Sel Gris: ланч из трех блюд без вина обойдется вам в 49 евро на человека, со специально подобранным вином, а также водой и кофе — 87 евро.
Однако чтобы хорошо поесть в Кнокке, совсем не обязательно платить так много. Вдоль берега, особенно в выходные дни, вы можете найти фургончики или киоски с бутербродами с креветками и прочей морской живностью. Ну и конечно, в городе есть и супермаркеты, и фритюрные, где можно перекусить быстро и недорого.
После купания, свежайших устриц под домашнее белое вино и прогулки можете выдвигаться в сторону Антверпена, где вы и проведете следующую ночь. Дорога займет около двух часов. Но не выезжайте раньше 18:00: лучше лишний час посидеть у моря, чем провести его, стоя в пробках.
День третий
Антверпен
Антверпен — один из важнейших и старейших экономических центров в Европе. Ежегодные объемы легальной и нелегальной продукции, проходящие через его порт, поражают воображение. Также тут находится одна из трех крупнейших в мире, наряду с Токио и Рамат-Ганом, алмазных бирж. Поэтому на каждом шагу вам будут попадаться магазины с бриллиантами.
Город многонационален, поэтому не удивляйтесь, если забредете в еврейский или китайский квартал: обе общины составляют значительный процент жителей этой фламандской коммуны.
В Антверпене вам стоит сходить в зоопарк, посмотреть на невероятно красивое здание центрального вокзала (зоопарк и вокзал находятся стенка к стенке, специально ходить не нужно). Антверпен — культурная столица Бельгии, что, наряду с географическим расположением, делает его чем-то похожим на Питер. Еще в Антверпене, конечно же, замечательные музеи, например Museum aan de Stroom — только учтите, что из-за пандемии, возможно, понадобится бронировать билет на определенный временной интервал.
Еще не стоит забывать, что Антверпен — столица авангардной моды, а факультет дизайна одежды Королевской академии искусств в Антверпене — одно из самых котирующихся учебных заведений в мире высокой моды. Если вас интересует мода, вы можете приурочить свой визит к Antwerp Fashion Weekend — мероприятию, которое точно не оставит равнодушным настоящего ценителя и проводится два раза в год: в апреле и октябре.
В антверпенском музее Rubenshuis вы сможете увидеть одно из самых богатых собраний картин Рубенса. Это не просто музей: это еще и дом, а точнее, палаццо, где жила семья Рубенса, и его мастерская, так что вы не только сможете насладиться картинами великого художника, но и посмотреть, как жила антверпенская аристократия XVI–XVII веков.
Если вас интересует еврейская история, Антверпен — это уникальное место, так как там до сих пор живет большая религиозная еврейская община — осколок исчезнувшей после Второй мировой войны европейской еврейской культуры. В городе есть несколько синагог, кошерных магазинов и ресторанов, большинство из них расположено в так называемом «Алмазном районе» Антверпена. Хотите попробовать настоящий «гефилте фиш»? Зайдите в кошерный ресторан Hoffy’s и насладитесь ашкеназской кухней.
Если же вы хотите ощутить фламандскую сторону Антверпена — выпейте пива и съешьте ланч в кафе «Пеликан». Кстати, это кафе расположено совсем недалеко от антверпенского Собора Богоматери — шедевра готической архитектуры.
Как и у Брюгге, у Антверпена есть официальный сайт, специально предназначенный для туристов. Там можно узнать обо всех интересных местах города, посмотреть адреса и часы работы.
Часть II. Юго-восток, юг (Валлония)
Маршрут: Антверпен → Спа → замок Ля Рош-ан-Арден → аббатство Орваль → Буйон → парк Грот де Ан → Динан → Серфонтэн → парк Пайри-Дайза → Брюссель
- Альтернативные точки маршрута: Бастонь, аббатство Шимэ, Намюр, Ватерлоо.
- Общая протяженность пути: ~600 км.
- Зачем ехать: горы, леса, замки, озера, национальные парки, пещеры, тот самый Спа, пиво, сыр.
День третий
Из Антверпена дорога лежит в курортный Спа. Обратите внимание, что вы переезжаете из Фландрии в Валлонию, и поэтому происходят некоторые перемены: скоростной режим немного меняется, города на указателях меняют свои названия (например, Люйк (нидер.) становится Льежем (фр.)). Поэтому для навигации используйте Waze, он все эти разногласия умеет решать. Правда, одну проблему он не решит: ваш английский, который так хорошо помогал с фламандцами, в Валлонии превращается в тыкву. Франкофоны иных языков, кроме родного, чаще всего не знают.
Спа
Это тот самый курорт Спа с его горячими источниками, чье имя собственное превратилось в нарицательное. Сразу, как только вы доберетесь до городка и заселитесь в гостиницу — все бросайте, берите купальные костюмы, полотенца и идите в Thermes de Spa. После посещения комплекса с термальным источником, хамамом, сауной, комнатой тишины и бассейном под открытым небом с видом на горы и долину вы почувствуете себя совершенно новым человеком, расслабленным и невероятно благостным. Билет на целый день стоит 33 евро, 19 евро для студентов. Билет на 3 часа — 22 евро.
Важно: вход в термы не разрешен детям до 15 лет.
В городке хороший выбор мест для остановки, но если вы можете себе позволить — снимите номер в гостинице Radisson Blu прямо возле термальных источников. Тогда вам не придется после купания совершать лишние передвижения, а с утра, прямо после завтрака, вы можете повторить приятную процедуру принятия термальных ванн. Комната на двоих обойдется в 120–150 евро вместе с завтраком.
После этого вы отправитесь в дальнейший путь в наилучшем расположении духа.
День четвертый
Ла-Рош-ан-Арден
Ла-Рош-ан-Арден, то есть Арденнский ля Рош (не путать с французским), находится в часе езды от Спа. Симпатичный маленький городок, но нас он интересует прежде всего своим феодальным замком. Построенный в первой половине IX века на руинах кельтского оппида (города-крепости), замок на протяжении веков служил надежным укреплением и опорой королям и местным герцогам. Сооружение находится в превосходном состоянии, при этом не производит впечатления «прилизанного» новодела. На верхних площадках крепости ежедневно проводятся интересные мероприятия. Со стен цитадели открывается захватывающий дух вид на окрестности.
Погрузившись в исторический контекст духовно и зрительно, следует поддержать атмосферу с помощью других органов чувств. Поэтому далее мы отправляемся рыцарскими маршрутами в аббатство Орваль — пробовать очередной траппистский пивной шедевр и знакомиться с одноименными монастырскими сырами.
Орваль
Монастыри траппистов по-разному устроили свой быт и образ взаимодействия с клиентами. Половина бельгийских аббатств в принципе закрыта для посещения. Орваль, как и аббатство Св. Сикста — пример обратный: здесь посетителей любят, привечают и всячески развлекают, предлагая экскурсию, посещение музея, сада и руин древнего монастыря, сувениры и, конечно же, свою продукцию — сыры и пиво. Пиво, кстати, тоже не массовое, поэтому в одни руки отпускают только один бокал на месте и только один ящик с собой.
Из Орваля мы выдвигаемся к месту ужина и ночевки — местечку Буйон.
День пятый
Буйон
Если вдруг вам не хватило впечатлений от замка Ля Рош — тысячелетний замок Буйон точно их восполнит. В Буйоне можно отлично провести целый день: замок на живописной скале над рекой, уютный городок с ресторанчиками вокруг, катамараны, на которых можно плавать по реке, и речной пляж. В замке можно зайти в огромное количество всяких темных закоулков, особенно там понравится любителям исторической реконструкции. Также в замке держат и тренируют ловчих хищных птиц и раз в несколько часов устраивают показ их умений — это будет интересно и детям, и взрослым. Еще это отличное место для фотографий: замок возвышается над городом на добрую сотню метров, и с его башен открывается захватывающий вид.
Несмотря на то что Буйон — городок совсем небольшой, место это популярное, и там много отелей, в том числе с парковкой, да и многие местные жители переоборудовали свои дома в отличные гестхаусы — можно выбрать понравившийся на Booking.
В целом, парковку в Буйоне найти не очень сложно, несмотря на то, что это исторический городок. Если же вы хотите остановиться с палаткой, вокруг города есть несколько кемпингов, где можно переночевать и откуда отправиться исследовать окрестности.
Перекусить в Буйоне лучше всего неподалеку от набережной: если вы хотите расслабиться и вкусно и недорого поесть, зайдите в бургерную Route 66 на набережной реки Семуа, огибающей город. Любите французскую кухню? Тогда вам понравится и кафе L’aristide, где можно перекусить тостами и салатами с французскими и бельгийскими сырами.
В нашем плане путешествия на Буйон отводится только утро, однако это место, где можно задержаться и на целый день: всё зависит от того, насколько вы интересуетесь средневековой историей, ну и конечно, насколько вы устаете от длительной ходьбы: ведь следующая наша остановка — это огромный национальный парк с пещерами.
Грот де Ан (Ан-сюр-Лес)
Domaine des Grottes de Han — одно из природных чудес Бельгии. Это национальный парк с прекрасными пейзажами, дикими животными, гуляющими вместе с вами на открытом воздухе, а главное — с пещерами!
Совсем недалеко от касс парка есть недорогая парковка, откуда совсем близко идти пешком. От касс до самого парка вас повезет паровозик! А дальше вы можете бродить по лесам и полям, смотреть на оленей, кабанов и грифов, ну и конечно, попасть на экскурсию в пещеры.
Осторожно: в пещерах даже в самую жару +13–14 градусов, берите с собой теплую одежду, потому что тур по пещерам длинный, может быть больше часа, и замерзнуть можно капитально. Единственное, экскурсия будет либо на нидерландском, либо на французском — англоязычных гидов я не припомню. Однако самое интересное — это, собственно, пещеры. Они захватывают настолько, что как-то даже забываешь слушать экскурсовода.
В национальном парке есть пара кафе, но мы обычно берем с собой снеки и бутерброды — очень здорово остановиться где-то посреди леса и перекусить. На входе в парк (еще до поезда) можно купить сэндвичи, вафли и другой перекус с собой.
На этот парк можно потратить и весь день. Вы, конечно, можете переночевать и в том же городке — там благодаря парку достаточно много гостиниц, но наш маршрут ведет дальше — в город Динан (Dinant).
Динан
Наша следующая остановка и ночевка — в Динане. Вечером вы сможете отлично поужинать в одном из ресторанчиков и, если вас еще держат ноги после прогулки по национальному парку, прогуляться вдоль реки. Однако лучше отдохнуть и отложить знакомство с городом до утра. Остановиться в Динане можно много где: это достаточно крупный город с туристической инфраструктурой, и там есть и отели, и хостелы, и кемпинги, и гестхаусы. Местная администрация очень внимательно относится к развитию туризма, поэтому у города есть отличный англоязычный сайт для туристов, где можно узнать и об активном отдыхе, и об отелях, и о ресторанах. Что касается последних, особого внимания заслуживает сэндвичная Le Cerf Vert: бельгийцы вообще без ума от разнообразных сэндвичей, всегда едят их на ланч, а здесь вы еще и сможете попробовать местные овощные пироги.
День шестой
Динан (продолжение)
В Динане родился изобретатель саксофона Адольф Сакс, и если вы интересуетесь музыкой и музыкальными инструментами, вам может понравиться музей Патафония — там можно узнать и услышать, как извлекаются разные звуки из духовых инструментов, увидеть эксперименты, подобные которым проводил Адольф Сакс. Он, конечно же — один из главных символов города, так что в сувенирных лавках часто можно увидеть изображение саксофона.
Если же вы любите активный отдых — в Динане есть скалолазание, каякинг, аренда велосипедов, да и просто много туристических маршрутов для хайкинга, если вам хочется побродить по скалам и лесам, окружающим город. Еще неподалеку есть старая железная дорога, на которой можно взять в аренду педальную дрезину — это очень классный опыт, особенно для веселых компаний или семей с детьми.
Валлонские деревушки и городки, расположенные вокруг, также очень живописны, и по дороге к дрезинам там можно остановиться съесть завтрак или ланч.
Серфонтэн
Серфонтэн — коммуна в провинции Намюр, расположенная на берегу самого большого в Бельгии комплекса озер Eau d’Heure (О дьОр — название легко произносимое, но трудно транскрибируемое). Здесь вы сможете отлично провести вторую половину дня и заночевать. На озерах можно купаться (на любом из двух отведенных для этого пляжей), а также взять в аренду кайт, каяк, виндсерф, лодку или катамаран. Поужинать можно в одном из ресторанчиков у озера — например, в Le Tri Marrants с красивой террасой, выходящей на озеро, и отличным выбором блюд французской и бельгийской кухни, а переночевать можно в кемпинге на берегу или в гостинице в самом городке.
День седьмой
Зоопарк Pairi Daiza
Поход в этот зоопарк — недешевое удовольствие, но это стоит того. Там можно провести целый день и не увидеть всего, настолько он огромный. Животные там себя отлично чувствуют, вольеры очень просторные и сделаны с умом. С эстетической точки зрения это тоже очень интересное место для посещения: там воссозданы архитектурные стили многих стран, от России до Индии.
- Цена вопроса: €38 для взрослых, €33 для детей 3–11 лет.
- Сайт парка: pairidaiza.eu/en/
Парк отлично приспособлен для детей любого возраста: есть пеленальные, микроволновки в кафе, чтобы погреть детям еду, большие детские площадки с песочницей, детский контактный зоопарк. Но, что здорово, и взрослым будет тут очень интересно. Парк огромный, так что лучше всего отвести под него целый день, и уже вечером, усталым, но довольным, возвращаться в Брюссель.
График путешествия
Ниже приведу пример графика движения по маршруту, как я рассчитывал бы его для себя:
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.