Две трети всех самолетов, используемых в настоящее время для коммерческих рейсов, производятся Boeing или Airbus. Однако ни одна из компаний не производит небольшие самолеты. Хотя они пытались: Airbus выпустил А318 как вариацию успешного А320, но им удалось продать только 80 самолетов. Boeing выпустил 717-й, но это тоже был коммерческий провал — всего лишь 156 продаж.
Получается, что гиганты авиационной индустрии не смогли завоевать значительный рынок. Если вы летите в небольшой аэропорт, то, вероятно, вы летите на самолете, который был сделан либо Embraer, либо Bombardier.
Embraer
Embraer — бразильский производитель, выпустивший семейство самолетов E-jet чуть более 15 лет назад. На сегодняшний день реализовано примерно 1500 самолетов.
Это превосходные самолеты, и есть аэропорты, которые полностью полагаются на них. Почти 70% из более чем ста ежедневных рейсов из небольшого аэропорта Лондон-Сити совершаются самолетами E-jet. Из-за ограничений на уровень шума, крутой глиссады и короткой взлетно-посадочной полосы, это один из немногих самолетов, которые может принимать этот аэропорт. British Airways, например, покупает E-jet именно для использования в Лондон-Сити.
В США примерно 400 коммерческих аэропортов разных размеров. Благодаря государственным субсидиям, в стране гораздо больше маленьких аэропортов, чем в Европе или Азии. И многие из них не обслуживаются самолетами Boeing и Airbus. Это серьезный рынок для небольших самолетов.
Bombardier и CSeries
Bombardier — канадский производитель, и хотя он является одной из крупнейших компаний в Канаде, это незначительный игрок в авиаиндустрии, занимающий около 6% рынка коммерческих самолетов. Они давно и успешно выпускают региональные самолеты семейства CRJ, но десять лет назад у Bombardier появилась еще одна идея. Они собирались запустить CSeries, семейство более крупных и эффективных самолетов, чтобы занять нишу между небольшими региональными самолетами и более крупным самолетам Boeing и Airbus.
Чтобы сделать один из самых эффективных небольших самолетов на рынке, Bombardier использовал все современные достижения: композитные конструкции, усовершенствованную аэродинамику и двигатель с высокой степенью двухконтурности. С 2007 года велась работа: детали были отобраны, самолет разработан, продажи забронированы. Затем, 16 сентября 2013 года, состоялся первый полет. На тот момент, компания была абсолютно уверенна, что самолет поступит в продажу уже через год. Но начались проблемы.
В ходе наземных испытаний на базе аэропорта Мирабель на одном из самолетов отказал двигатель. Это не только сказалось на сроках разработки самолета, но и помешало компании выставить свой новый самолет на авиасалоне в Фарнборо. А это крупнейший и очень важный авиасалон, на котором компания рассчитывала получить заказы. Авиасалон проходит раз в два года, так что задержка была критической.
Программа CSeries осталась почти без денег в 2015 году. Но она, как и вся компания Bombardier, уцелела благодаря помощи со стороны правительств Канады и Квебека. 15 июня 2016 года самолет был введен в эксплуатацию на рейсе Swiss Airlines из Цюриха в Париж.
Покорение американского рынка
По всем оценкам, СSeries – превосходный самолет. Для авиакомпаний он эффективный и универсальный, в то время как пассажиры отмечают редкий для небольших самолетов уровень комфорта. Он имеет дальность до 3 800 миль (около 6 000 км), а значит потенциально может использоваться для трансатлантических перелетов в небольшие аэропорты, например, в Лондон-Сити или Белфаст-Сити. По состоянию на октябрь 2017 года 14 самолет СSeries уже осуществляют рейсы: 9 для Swiss Airlines и 5 для AirBaltic. Также у них почти 350 заказов, этого достаточно, чтобы программа стала прибыльной. Но до недавнего времени у Bombardier не было самых ценных заказов – от американских авиакомпаний.
Американский рынок может или продвинуть, или уничтожить CSeries. Bombardier отчаянно нуждалась в заказе от одной из трех основных американских авиалиний, чтобы доказать свою жизнеспособность. Настолько, что якобы продала 75 самолетов Delta всего за 20 миллионов долларов каждый, то есть за четверть цены. Это очень выгодная цена для Delta, но она настолько демпинговая, что может считаться незаконной. Себестоимость самолета CSeries — 30 миллионов долларов, получается, их продавали в убыток лишь бы получить долю на американском рынке.
Такие методы ценообразования — незаконны и в США, и во многих других странах, поэтому Boeing пожаловался на демпинг в министерство торговли США. Однако есть одна проблема: Boeing не производит самолеты эквивалентные CSeries. Они заявили, что этот демпинг сократит продажи их меньших самолетов, 737-700, но сама Delta заявила, что они не хотят 737-й. 737 – совершенно другой тип самолета, к тому же Boeing не может предложить Delta доставку до 2020 года. CSeries имеет лучшую дальность, может взлетать с более короткой взлетно-посадочной полосы, более эффективен и меньше по размерам.
Boeing утверждает, что Bombardier получил субсидии, которые позволили снизить рыночные цены. Однако Bombardier получил финансирование от правительств Канады и Квебека в обмен на право собственности или в форме беспроцентных займов, которые в будущем вернет. С другой стороны, Boeing получил более 14 миллиардов долларов в виде субсидий в течение последних 20 лет через налоговые льготы от федерального правительства США и правительств штатов. Тем не менее, Boeing попросил министерство торговли установить 80% тариф на самолет, чтобы цена была выше стоимости производства. Но министерство пошло еще дальше и установило тариф в 300% на импорт этих самолетов. В тот момент это казалось концом для самолетов Bombardier. С таким высоким тарифом, у них не было шансов быть конкурентоспособными и прибыльными на ключевом американском рынке.
Airbus спасает ситуацию
Однако затем на сцену вышел Airbus. 16 октября 2017 года две компании объявили, что Airbus приобретет 50,01% акций программы CSeries. Bombardier просто отдаст этот пакет акций бесплатно, но с пользой для себя, так ресурсы Airbus намного превосходят ресурсы Bombardier. А Airbus получит новый современный самолет в своей линейке.
Однако настоящая причина, по которой Bombardier сотрудничает с Airbus, — конечный сборочный цех Airbus в городе Мобил (Алабама). Будучи собранными в США, самолеты CSeries по сути будут американскими, а значит к ним не будут применяться импортные тарифы США. По крайней мере, так думает Bombardier. Boeing же полагает, что они по-прежнему будут облагаться тарифом, поскольку это все еще те же самые самолеты, получившие субсидии. Некоторые внешние наблюдатели предположили, что только 48% самолетов, произведенных за пределами США, будут облагаться 300%-тарифом. Как будет в действительности, зависит от министерства торговли США.
Аналитики подсчитали, что в течение следующих 20 лет будет спрос на примерно 5 500 самолетов CSeries. До поглощения компанией Airbus, предполагалось, что Bombardier удовлетворит 40% спроса, то есть чуть более 2000 самолетов. После поглощения, ожидается, что CSeries может охватить до 60% этого рынка, то есть более 3000 самолетов.
Это принесет десятки миллиардов долларов дополнительного дохода, а CSeries теперь имеет реальную возможность стать культовым самолетом. Этот результат – большая победа для Bombardier и Airbus.
Хотя трудно было предсказать такой поворот событий, это поглощение, вызванное действиями Boeing, нанесло ему серьезный удар. Airbus, не потратив ни цента, получил самолет в сегменте рынка, с которым Boeing пока не может конкурировать.Как и ожидалось Боингом, CSeries повредит их бизнесу в США, но теперь это случится благодаря произведенному в США самолету.
Обновление. На 30 апреля 2020 Airbus произвел более 113 самолетов A220. Сборочная линия в городе Мобил, штат Алабама, была открыта в январе 2019 года. Планируется, что к середине 2020-х, в Алабаме будет собираться 4 самолета в месяц. Столько же планируется собирать в Канаде.
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.