Предыстория
— Путешествовать на автомобиле мы начали давно, — объясняет Ильдар. — Первая большая поездка была в 2012 году из Москвы в Норвегию. Мы тогда проехали до Нордкапа — это самая северная точка Европы, а оттуда через всю страну на юг до Осло, потом через Швецию, Данию, Германию, Чехию, Беларусь обратно в Москву. Этот путь занял три недели. В том самом автотуре мы с женой поняли, что нам очень нравится такой формат отдыха. С тех пор каждый год мы ездили именно в Норвегию. Эта страна покорила нас своими красивейшими видами. Там море, фьорды, горы и реки. Географическая особенность в том, что красоты и самые интересные достопримечательности находятся в таких местах, куда общественным транспортом не доберешься. Поэтому без машины там не то чтобы совсем нечего делать, но было бы значительно труднее.
Рыбалка, горный трекинг и созерцание пейзажей — вот основное, чем я занимаюсь в отпуске и что доставляет удовольствие.
Не могу сказать, что я не люблю людей, но когда я отдыхаю, мне нравится, если они где-нибудь подальше. Поэтому мне так близка Норвегия.
От кого-то из местных однажды в поездке я слышал, что для норвежца лучший отпуск — когда он не видит и не слышит ни одного человека. Такие вот интроверты они. Это можно понять: в Норвегии немного больших городов, они разбросаны по карте, зато в избытке деревень и маленьких хуторов, где между ближайшими соседями несколько десятков минут езды. Для коренных жителей уединение привычно. А мне как обитателю мегаполиса было всегда приятно пару недель отдохнуть от общения.
Возвращаясь из Скандинавии в офис, я иногда начинал ощущать, что мои границы нарушены. Коллеги находились в 3–5 метрах, но мне уже казалось, что это очень близко.
Норвегия — идеальная страна, чтобы заехать в глушь и насладиться природой.
Еще тогда, в первой поездке по Скандинавии, мы обратили внимание, что многие путешествуют на автодомах. Нам это было в диковинку. В России я видел такие автодома только на съемочных площадках, где их используют как гримерки или для отдыха актеров. Это полноценный дом, компактный, но со всем необходимым для комфорта внутри. Видеть, что туристы ездят на таких, восемь лет назад было непривычно, необычно. Изначально я с ними себя не ассоциировал. Даже потом, путешествуя по Европе и наблюдая это, я не думал, что мы семьей когда-нибудь придем к такой идее. Мыслей «тоже так хочу» в голове не было.
Инсайт из инстаграма
В 2015 году мы переехали из Москвы в Германию, потому что я получил там работу, а еще через три года у нас родилась дочь. Первое время после этого мы не уезжали далеко от дома. Постепенно стали организовывать выезды с ночевкой. Так совпало, что во время одной из таких поездок инстаграм мне выдал рекламу автодома. Это был небольшой микроавтобус, который подходит скорее для молодой пары, чем для семьи. Но в голове поселилась задумка обсудить с женой: а не попробовать ли и нам такой транспорт? Мы можем себе это позволить, автомобильный туризм нам очень подходит, а у путешествий с маленьким ребенком есть своя специфика.
Ребенок очень привязан к дому, он привыкает к пространству и постоянному окружению. Когда путешествуешь на машине, у тебя каждый день новое место ночевки, новая обстановка — отели, кемпинги. Детям тяжело так быстро адаптироваться. А в автодоме место, где засыпаешь и просыпаешься, завтракаешь, умываешься, остается неизменным. Меняется только картинка за окном.
В прошлом году, сидя на работе, я опять наткнулся в интернете на обзор автодомов и уже подумал, что хочу себе такой. У меня возник план, когда дочке будет два года (как раз летом 2020-го), уйти в декрет и три месяца покататься по Европе и России.
Выбор автодома
Это отдельная и большая тема. Глобально есть два варианта: автодом, когда все бытовые удобства встроены в машину, либо прицеп со встроенным домом. В немецком языке есть два разных слова, которые называют две эти конструкции — Wohnmobil (дом-автомобиль) и Wohnwagen (дом-прицеп).
Мне больше приглянулась идея вонмобиля. Определиться с его маркой и комплектацией было сложнее, чем выбирать просто машину. Тут выбираешь и сам автомобиль, и кухню, и туалет-ванную, и спальню. Целиком это маленький дом. Только он может ехать вместе с тобой куда ты пожелаешь.
В Европе такие модели пользуются популярностью. Поэтому после того, как приходишь в автосалон и собираешь такой новый автомобиль под себя, ждать его изготовления приходится порядка года. Я решил выбрать из тех, что были в наличии у дилера, чтобы сэкономить время.
В августе прошлого года, когда я уже определился, что мне точно нужен вонмобиль, я выставил на продажу свою легковую машину. Пока она продавалась, искал подходящие варианты. В январе 2020 года приобрел свой автодом.
В машине есть кухня с полноценной раковиной, холодильник, отопление, горячая вода, туалет, душ. Бак для чистой воды на 100 литров.
Основные критерии при выборе были — размер, при котором комфортно передвигаться по городу и по трассе, возможность припарковать машину практически везде. Достаточное количество спальных мест и возможность использовать автомобиль для поездок в зимнее время. Запас по грузоподъемности (штрафы за перевес в Европе достаточно серьезные). Проверенный производитель и наличие надежного оборудования на борту.
Я считаю, что нам повезло, что совпали возможности, потребности и желания. А дальше в мир внезапно пришел коронавирус! Мы поняли, что, имея полноценную квартиру на колесах, можно путешествовать и при этом максимально избегать контактов.
Наш автодом позволяет остановиться в любом месте и автономно прожить около 3-4 дней. Подготовка к такой независимости предполагает, что нужно заправить машину, залить свежую воду для питья, мытья и готовки. Есть запас газа, который используется для отопления и подогрева воды. Запас продуктов и вещей формируется исходя из пожеланий. В нашем случае это были снасти для рыбалки, снаряжение для походов по горам и велопрогулок.
Автодом построен на базе автомобиля Citroen Jumper компанией Pössl. Автомобиль 2019 года выпуска с дизельным двигателем объемом 2,3 литра, мощность 140 л. с., длина 6 метров. Создавался он, чтобы ездить по городу, проезжать по узким улицам, перемещаться по автострадам. Расход топлива на 100 км составляет в среднем около 9 литров. В режиме «выходного дня», когда едешь не в полной загрузке, не по серпантинам и в неспешном ритме, расход составляет примерно 7,6 литров на 100 км. В управлении автодом мало отличается от обычной машины с механической коробкой передач. Права нужны категории В. Когда садишься за руль автодома после легкового автомобиля, особых проблем в привыкании к его размерам не возникает. Однако важный момент, что масса полностью загруженного автомобиля — практически три с половинной тонны. Тормозит и поворачивает он не так легко. Стиль вождения все же приходится адаптировать. Для поездок по бездорожью этот автомобиль не подходит. В нем есть опциональная электронная блокировка дифференциала (система, препятствующая пробуксовке ведущих колес — прим. ред.), но машина весом 3,5 тонны «зарывается» так быстро, что не успеваешь моргнуть. К тому же снизу у автодома много различных частей, которые очень нужны: электрическая ступенька и бак для грязной воды. Из-за длинной базы этими частями легко задеть за препятствие, и можно повредить их. Поэтому, планируя поездки на природу, лучше проверить заранее и убедиться, что состояние дороги там подходящее. Автодома для путешествий по диким местам — это другой класс автомобилей. Технические характеристики
Почему Скандинавия
Центральная и южная Европа заселены очень плотно. Земли там находятся в частном владении, поэтому парковаться вне кемпингов запрещено. Также не получится остановиться дикарем около моря. Это карается штрафом. Такие правила введены, во-первых, потому что люди оставляют после себя мусор и иногда нарушают частные границы. Во-вторых, потому что на юг, на море едет большинство. Если позволить каждому останавливаться там, где он хочет, начнется неразбериха.
В Норвегии, Финляндии и Швеции действует правило, что можно свободно остановиться в любом месте на несколько ночей, даже на частной территории. При этом необходимо соблюдать порядок, тишину и определенную дистанцию от жилых построек. Если ты не заезжаешь на фермерские поля и ведешь себя достойно, это не будет нарушением закона.
Турне в условиях пандемии
В первоначальных планах у нас было путешествие на три месяца с июня по август. До пандемии мы рассчитывали прокатиться по югу Скандинавии, через Швецию и Финляндию добраться до Питера и провести два с лишним месяца в России у родителей. Но ситуация сложилась так, что начало поездки пришлось отложить. В июне еще не все страны открыли свои границы. А поездка в Россию вообще оказалась под вопросом. Мы следили за новостями и развитием ситуации.
15 июня Дания разрешила въезд немцам. С этого момента мы начали строить новый план путешествия.
У нас вид на жительство в Германии. В пределах Евросоюза мы перемещаемся как резиденты. В последних числах июня мы выехали из Германии в Данию. Две недели там отдыхали на берегу реки Скьерн, неподалеку от побережья Северного моря. Я рыбачил. Мы ждали, когда Норвегия разрешит въезд. Как только это случилось, буквально первым паромом мы отправились туда.
В Дании и в городах Норвегии, надо заметить, совсем не чувствуется ограничений из-за пандемии. Люди свободно общаются, открыты все учреждения. В Германии, когда мы уезжали, был введен масочный режим. Ни в магазины, ни в рестораны нельзя было зайти без маски. За этим строго следят. А в Норвегии идешь по супермаркету — навстречу тебе толпа, все без масок. И все нормально. В первые дни были странные ощущения от такого контраста.
Но быстро привыкаешь, расслабляешься, начинаешь вспоминать нормальную докоронавирусную жизнь, где все хорошо.
И все же в этом году, останавливаясь в кемпингах, я не нашел той «своей» Норвегии, к которой привык. Многие места в июле были переполнены. Большинство норвежцев остались на лето в стране. Дело в том, что их страховые компании отказались покрывать расходы при выезде за границу во время пандемии. И отчасти это принудило жителей путешествовать в пределах родины.
Полторы недели мы провели на юге Норвегии в районе Олесунна, Тронхейма. Затем решили, что постепенно будем продвигаться на север, где не были с 2012 года. В итоге пересекли полярный круг и 10 дней были на Лофотенских островах.
На удивление, чем севернее мы уезжали, тем лучше была погода.
В Дании в июле было ветрено, на юге Норвегии — прохладно и дожди, а на Лофотенах все время светило солнце, было 22–23 градуса тепла. Благодаря теплому течению Гольфстрим температура воды там около 15–16 градусов, и мы даже купались в море.
Пляжи с белым песком очень напоминали тропические пейзажи.
На севере мы заехали за 69-ю параллель северной широты и добрались до города Тромсё, после чего пересекли границу Норвегии с Финляндией. На тот момент Швеция находилась к «красной зоне», там отмечалось большое количество инфицированных коронавирусом, и поэтому после проезда через страну нужно было провести пару недель в карантине. Сидеть на одном месте нам было не интересно. Поэтому мы подумали, что поедем через Финляндию на пароме в Прибалтику, а оттуда через Польшу домой в Германию.
По Финляндии передвигаться получается быстрее, чем по Норвегии, потому что местность менее гористая, нет серпантинов и паромных переправ. В северных районах также много комаров и мошек. С ребенком по улице долго не погуляешь. На юге — сосновые леса, озера, песчаные пляжи. Там мы комфортно отдохнули еще неделю.
Три дня мы жили в финском городе Лаппеенранта, как раз на границе с РФ. Стали собирать информацию и выяснили, что нам можно пересечь границу. Оставалось только решить вопросы в отношении машины. Мне как обладателю автомобиля с заграничными номерами нужно оформлять временный ввоз и расширять страховку, чтобы она действовала за территорией ЕС. Когда все формальности были улажены и мы убедились, что нас пропустят, мы переехали на российскую территорию.
На КПП все спокойно, туристов нет вообще, только водители фур и пограничники. Нас встретила сотрудница Роспотребнадзора, измерила температуру, попросила заполнить анкеты. Никаких лишних вопросов к нам не возникло.
Но пересечение российской границы все же было некоторым стрессом. Мы въезжали из страны, где количество заболевших почти нулевое, в страну, где каждый день стабильный прирост новых случаев коронавируса. Главным для нас было не привезти вирус вместе с собой к родителям. Впереди на пути были Питер и Москва, где много людей. В очередной раз порадовались мы своему автодому. Благодаря такой машине мы свели к минимуму контакты с окружающими. Останавливались только заправиться. Вся жизнь проходила внутри.
Для меня важно, что можно приехать к своей семье, будучи уверенным, что никакую заразу не привезешь. Для сравнения, путешествуя самолетом, находясь несколько часов в закрытом пространстве, а потом в поезде, рискуешь гораздо больше.
Когда мы въезжали в Россию, тесты еще были не обязательными. Мы приехали к моим родным в Поволжье, запарковались на даче и совершенно спокойно сидели тут «в карантине» на свежем воздухе. До сих пор живем так: ночуем и обедаем в машине.
В целом прошло два месяца с тех пор, как мы живем в автодоме. В первую очередь это удобно ребенку. Здесь у нее привычное место для сна, игрушки и вещи всегда на своих местах.
Все это время я работал. В нашей компании с марта для всех удаленный режим из-за пандемии, хотя «удаленка» была возможна и до этого. Думаем, что пробудем в России до середины сентября. Осенью я использую оставшиеся дни отпуска, чтобы вернуться в Германию.
Переезды с ребенком
Когда необходимо совершить большой переезд, мы стараемся использовать время сна нашей дочери. Встаем рано, в 5–6 утра — это дает пару часов на дорогу, потом дневной сон — еще пара-тройка часов, и уже вечером, когда укладываем ее спать, проезжаем еще некоторое расстояние. Иногда можно остановиться где-то в кемпинге и провести там несколько дней. Или есть вариант — переезжать на разные места в пределах одной области, делать радиальные вылазки от кемпинга, так, чтобы дорога занимала несколько часов. Очень комфортно и для нас, и для ребенка.
За рулем обычно я. У жены есть права, и мы можем иногда поменяться. Но у меня больший опыт вождения. А в пути нам попадались сложные трассы. Особенно в Норвегии — узкие дороги, серпантины. Всем спокойнее, когда за рулем я.
Мы придерживаемся идеи, что ребенок не мешает путешествиям, а только дополняет их. Все наши хобби мы адаптировали к совместному времяпрепровождению с дочкой. Для нее есть специальный рюкзак-переноска. Во время всех наших пеших активностей она сидит у меня за спиной.
Конечно, в рискованные авантюры мы теперь не ввязываемся. Но если хочется залезть на гору, сделать это вместе — не проблема.
Российские реалии
В России для подобных путешествий пока отсутствует необходимая инфраструктура. Начнем с того, что куда-то нужно сливать грязную воду. Может, кто-то и скажет, что можно на дорогу, на траву и так далее. Но это неправильно. Все отходы должны попадать в канализацию. Туалет у таких машин чаще всего химический. То есть туда добавляются реагенты, которые превращают все содержимое практически в воду. Каждые три-четыре дня (в жару чаще) эту «жидкость» нужно утилизировать, и тоже не в лесу или на газон. В Европе в любом городе и на автостраде я могу найти специальное место для автодомов, где это можно сделать. Также несколько сложнее пополнить запасы чистой воды.
Я много раз крутил в голове вопрос, что мне делать, если в России я уеду куда-нибудь дальше Москвы. И пока не нашел для себя ответа. В лес, в кусты я не пойду сливать отходы, это неправильно. Россия еще не так хорошо знакома с этим видом отдыха. Но есть неплохие кемпинги под Москвой. В Санкт-Петербурге пара мест с очень хорошими рейтингами. Мы нашли на удивление хороший кемпинг около Рязани. Там все так классно оборудовано — не везде в Европе встретишь такой уровень. Знаю, что такие места открываются на юге России. Надеюсь, эта тема будет развиваться.
Европа выгодно отличается тем, что там созданы все условия для таких туристов. Это направление туризма начало активно развиваться с 50–60-х годов прошлого столетия. Зачастую те, кто сегодня имеют автодома, еще в детстве так же путешествовали со своими родителями. В Скандинавии этот вид отдыха крайне популярен. Также есть люди, которые арендуют место в кемпинге и паркуют свой дом-прицеп на много лет, используя его как дачу.
К сожалению, автодома — удовольствие недешёвое. Мне как-то даже неудобно говорить про стоимость машины. Но в обычные организованные туры раз в год на семь-десять дней за эти деньги можно ездить много-много лет. Я понимаю, что даже у людей с достатком в России дом на колесах будет в списке покупок далеко не на первом месте, если вообще будет. Многие предпочтут взять себе просто новый обычный автомобиль вместо автодома. Хотя в Москве, знаю, есть прокат автодомов. И, говорят, в этом сезоне у них очень хороший спрос. Коронавирус, возможно, на это тоже повлиял.
Более бюджетные варианты — жилые прицепы. Или еще бывает, что молодые и активные люди покупают машины-фургоны, сами из них строят автодома для своих поездок.
Ну, или надо быть фанатом такого вида отдыха и иметь огромное желание сменить постоянное место жительства на путешествия. Мне попадалась история женщины из Германии, которая в возрасте около 60 лет продала свой дом, купила огромный военный грузовик, заказала у одной из фирм-производителей автодомов жилой модуль. В итоге она оборудовала эту машину так, что при желании может пару месяцев автономно жить даже в пустыне. Мечтает путешествовать по Азии и Африке. Это пример для вдохновения энтузиастам.
Кстати, не стоит думать, что отдых в автодомах больше подходит интровертам, искателям уединения. Многие немцы едут на юг, проводят время во Франции, Испании, Хорватии или Италии. Там просто «яблоку некуда упасть» среди туристов. Огромные кемпинги предоставляют несколько сотен мест только для автодомов. Все живут в своих машинах, но изолированным от общества там точно никто себя не почувствует.
Фото: Ильдар Абульханов
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.