Вертикальный элеватор в Самаре — эталонная архитектура брутализма

0
Самара — не самый популярный у туристов город. В первую очередь сюда приезжают, чтобы прогуляться по четырехкилометровой набережной, искупаться в Волге, выпить культового пива «Жигулевское», сделать тысячи фотографий деревянных домов и архитектуры в стиле ар-нуво. Но есть в Самаре одно уникальное здание — вертикальный элеватор в стиле брутализм. Он давно стоял заброшенным, а теперь его хотят снести. Рассказываем его историю.

Самара — «хлебная столица»

Самара — город-миллионник, расположенный на стрелке рек Волга и Самара в 1000 километрах на восток от Москвы. Сейчас у города нет четкой экономической направленности, но еще 100–200 лет назад Самара была центром хлебной торговли. В 17–19 веках Самара обеспечивала 10–14% экспорта зерна Российской империи. А городская хлебная биржа была крупнейшей в Поволжье (15 регионов на берегу Волги) до 1930-х годов. На берегах двух рек находились многочисленные амбары, мельницы и элеваторы.

Элеватор Госбанка — первый из трех крупных элеваторов — построили в 1916 году. В 1930-х годах силами заключенных достроили второй элеватор на берегу Волги. Третьим, и самым заметным, стал вертикальный элеватор в стиле брутализм. Его закончили в 1980-м, и он стал одной из городских доминант.

Элеватор Госбанка построили в 1916 году — это первый из трех крупных самарских элеваторов. Фото: Guitarun / Wikimedia.org

Сейчас из трех элеваторов работает только один (1916 года), и то не в полную мощность. Элеватор 1930-х годов снесли, а вертикальный элеватор стоял заброшенным 30 лет, а сейчас его планируют снести и застроить территорию жильем. Зерновая промышленность перестала быть важной для Самарской области. К 2021 году регион производил всего 1,5% российского зерна.

Вертикальный элеватор стоял заброшенным 30 лет, а сейчас его планируют снести и застроить территорию жильем

Архитектура модернизма

Период модернизма в архитектуре начался в 1900-е и продолжался до 1960-х, а в некоторых странах — и до конца 1980-х. Внутри модернизма за эти годы сменилось много течений, брутализм был одним из них. Его характерные черты — необработанные бетонные поверхности и массивность. Брутализм пришелся на период после Второй мировой войны. Нужно было как можно быстрее восстанавливать города, а из железобетона это было сделать проще всего, и не нужно было тратить время и деньги на декор.

Архитектура Советского Союза немного отставала от мировых тенденций. В СССР в стиле модернизм строили до самого конца 1980-х и даже в начале 1990-х еще достраивали объекты по старым проектам. Бруталистские здания в Советском Союзе сочетались с футуристичным духом, поэтому архитектуру этого периода иногда еще называют «космической». Особенно это актуально для Самары, в которой находится крупное предприятие, где производят двигатели для ракет. Одна из книг про городскую архитектуру модернизма даже называется «Космический Куйбышев». С 1935 по 1991 годы Самара называлась Куйбышев.

Архитектуры в стиле модернизм в России сохранилось много. Но в большинстве своем ни власти, ни сами жители ее не ценят и не считают важным наследием. Модернизм считается чем-то обыденным и серым. Хотя даже с помощью лаконичного бетона у получалось работать с ритмом, фактурой, формами и пластикой. И используя всего один материал и цвет, архитекторы создавали настоящие шедевры. Например, Институт биоорганической химии и район Северное Чертаново в Москве, Дворец спорта Ярыгина в Красноярске, Центр кибернетики в Санкт-Петербурге, Дом правительства и вертикальный элеватор в Самаре. Но модернистские здания все равно перестраиваются и сносятся без активных противостояний со стороны горожан. То же самое грозит и уникальному вертикальному элеватору в Самаре.

Используя всего один материал и цвет, архитекторы-модернисты создавали настоящие шедевры. Например, Институт биоорганической химии в Москве и Дворец спорта Ярыгина в Красноярске. Фото: moskva.pictures, MaxBioHazard / Wikimedia.org

Вертикальный элеватор

21 мая 1977 года в городской газете «Волжская Коммуна» писали: «Это «не просто хранилище злаков», а «уникальное архитектурное сооружение», которое будет «хорошо смотреться со стороны [Хлебной] площади и [Старого] моста» и «украсит начало будущей набережной реки Самары».

В конце 1970-х годов «Промзернопроекту» поручили разработать проект элеватора на берегу реки Самара. Из-за небольшого размера участка архитектор Валентин Смирнов предложил такой экспериментальный проект. Похожих вертикальных элеваторов в СССР не существовало.

В конце 1970-х годов «Промзернопроекту» поручили разработать проект элеватора на берегу реки Самара. Из-за небольшого размера участка архитектор Валентин Смирнов предложил экспериментальный проект вертикального элеватора

Проект согласовывали в Москве три года, построили быстрее — за два, а каждую из башен возвели всего за 30 дней по методу скользящей опалубки. В процессе проектирования и строительства зарегистрировали 32 патента: от самой задумки до передвижной опалубки. Через восемь лет таким же способом построили еще одно здание в Самаре — 20-этажный жилой дом «Рашпиль» (или «Кукуруза»).

Вертикальный элеватор состоит из двух 65-метровых цилиндрических башен-хранилищ и нории между ними. Нория — вертикальный подъемник, такая конструкция известна еще со времен Древнего Рима. С ее помощью зерно, поступавшее на верхний ярус, равномерно распределялось по двум хранилищам. Венчают элеватор две бетонные короны, которые были добавлены другим архитектором — Николаем Дегтяревым, дорабатывавшим проект Валентина Смирнова.

Проект вертикального элеватора согласовывали в Москве три года, построили быстрее — за два, а каждую из башен возвели всего за 30 дней по методу скользящей опалубки. Фото: Абросимов Николай Григорьевич. 1980, 1984 годы

Таким образом, элеватор в Самаре уникален сразу по нескольким параметрам. Авторское архитектурное решение, первый в СССР элеватор вертикального типа, применение передовых инженерных и строительных технологий, за которые получено 32 патента, рекордные сроки, первое применение в Самаре метода скользящей опалубки.

Но Самара примечательна не только вертикальным элеватором: о городе-курорте с огромным историческим центром, трехкилометровым пляжем и культовым пивзаводом — в нашем большом гайде.

Элеватор сейчас

После постройки элеватор проработал менее 20 лет и стоял в заброшенном состоянии дольше, чем наполненный зерном. В 2021 году у элеватора появился новый собственник, и в градозащитном совете при правительстве города представили проект застройки территории жилыми домами. На месте элеватора должны появиться два стеклянных дома, повторяющие по форме оригинальный элеватор. Многие архитекторы раскритиковали проект «элитного жилья» за небольшой размер квартир, их количество — 288 (около тысячи жителей) и отсутствие инсоляции и инфраструктуры.

Многие архитекторы раскритиковали проект «элитного жилья» на месте вертикального элеватора за небольшой размер квартир, их количество — 288 (около тысячи жителей) и отсутствие инсоляции и инфраструктуры. Эскиз: «Альфа Л»

Еще до появления информации о проекте застройки территории элеватора самарские градозащитники из Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) пытались внести элеватор в список объектов культурного наследия. Этот статус запрещает видоизменение и снос объекта. Но в апреле 2021 года Управление по охране объектов культурного наследия (УГООКН) им отказало. ВООПИК подали в суд, который продолжается и сейчас.

Многие самарские архитекторы и активисты предлагали разные варианты дальнейшего использования здания элеватора: как центра современной культуры, музея или хранилища экспонатов для некоторых самарских музеев. Журналисты пишут статьи и снимают фильмы, активисты выпускают мерч (постеры, футболки, фигурки) и делают татуировки, иностранные архитекторы пишут открытые письма в защиту элеватора. Но и собственник территории, и городские власти обсуждать альтернативы отказываются и в целом не идут на контакт.

Проект архитектурного бюро Храмовых по приспособлению башен экспериментального элеватора под многофункциональный конференц-центр

В последние годы в мире было реконструировано несколько элеваторов, и каждый из этих проектов становится если не знаковым, то получает много внимания. Бывшее промышленное предприятие, кроме обретения новой функции, становится достопримечательностью и примером для других городов и стран, что можно сделать с неиспользуемым зданием. Это и Музей современного африканского искусства Цайца в Кейптауне, и общежитие Grünerløkka в Осло, и гостиница Quaker Square в городе Акрон (Огайо, США), и жилой комплекс The Silo в Копенгагене. Не только элеваторы, но и многие промышленные объекты ревитализируются — Музей Армани в Милане занимает старый бункер, Дом культуры «ГЭС-2» в Москве расположился в здании электростанции. Многие из них намного старше самарского элеватора и до этого тоже много лет стояли заброшенными. И все же их получилось перестроить. Хотя архитектор Леонид Кудеров, чей проект, возможно, будет реализован на месте элеватора, в первую очередь апеллирует к тому, что элеватор восстановить невозможно из-за аварийности конструкций.

Музей современного африканского искусства Цайца в ЮАР тоже расположен в здании зернохранилища, а Дом культуры «ГЭС-2» в Москве — в здании электростанции . Фото: Axxter99, Dzasohovich / Wikimedia.org

Архитекторы сравнивают элеватор Смирнова с бастионом, «который уместен именно здесь — у следов утраченной самарской крепости». А сейчас он остался одним из символов «Хлебной Самары» и важной высотной доминантой старого города.

Сейчас экспериментальный элеватор остался одним из символов «Хлебной Самары» и важной высотной доминантой старого города
Текст: Миша Митюков

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться