Суриков и Верещагин, Степанова и Дейнека и еще шесть разных художников — в нашей подборке.

Москва — любимая натурщица сотен художников. А их картины — билет в путешествие во времени: нужно лишь найти то самое место. Мы подобрали десять картин с Москвой в главной роли и узнали, как изображенные на них места выглядят сегодня.

Да, наш автор именно съездил и сфотографировал, а не просто собрал картинки в интернете или на гугл-картах. Поэтому к каждой картине художника — качественная фотография с такого же ракурса.

Классный вариант для прогулки выходного дня, весь маршрут занимает восемь километров. Наливаем чай в термос, делаем сэндвичи и идем гулять по Москве

Тройка | Московский дворик | Вид на Кремль от Софийской набережной | Утро стрелецкой казни | На бульваре | Старая Москва. Улица Арбат | Здание Моссельпрома с рекламой Маяковского | Новая Москва | Эстафета по кольцу Б | Яузский бульвар | Карта

Тройка

Полное название картины — «Тройка (ученики мастеровые везут воду)». До революции крестьяне старались на зиму отправить детей в город на заработки, и они попадали в мастерские и лавки, где выполняли самую тяжелую работу. На возраст при этом внимания не обращали. Восьмилетние ребята работали наравне со взрослыми и поблажек не получали. Часто в обязанности таких мастеровых входила доставка воды. Водопровод в те годы в Москве был, но далеко не в каждом доме, и большинство москвичей пользовались услугами водовозов. Эта работа не требовала никаких навыков, кроме выносливости, поэтому водовозы-дети были привычной картиной.

Однажды Василий Перов увидел, как на Трубной площади, где набирали воду, трое детей не удержали полную бочку, и она упала на бок. Сюжет был готов, оставалось найти натурщиков. Центрального персонажа он писал с крестьянского мальчика Васи, которого встретил на улице. Позже мать мальчика, тетушка Марья, пришла к Перову и сообщила, что Вася умер от оспы, а она хочет купить картину в память о нем.

Перов договорился с Павлом Третьяковым, который купил «Тройку» в свою коллекцию, и женщине позволили увидеть картину. В своем рассказе «Тётушка Марья» Василий Перов описал эти события: «Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: „Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!”». По легенде, позднее Перов написал для женщины копию картины, которую крестьянка повесила в красном углу, рядом с иконами.

Место, где происходят события картины «Тройка» — Рождественский бульвар в Москве, рядом с Центральным рынком. Улица уходит в гору, и можно оценить уклон, по которому приходилось карабкаться юным водовозам с тяжелой бочкой. Ориентир — башенка монастырской стены.

Московский дворик

Эта московская пастораль многим знакома и любима. Изображение «Московского дворика» год за годом появляется на миллионах календарей, закладок и открыток, и по нему даже пишут школьные сочинения! Поленов очень точно попал в народные вкусы: здесь и церкви, и детишки, и животные.

В 1994 году художники Виталий Комар и Александр Меламид представили результат проекта «Выбор народа» — самую любимую и самую нелюбимую картины россиян. Сюжеты для полотен создавались на основе опроса людей. Любимой стала картина «Видение Христа медведю»: пейзаж в зелено-голубых тонах, размером «с телевизор», где изображен лес, ребенок, женщина за работой и медведь. Сюжет «Московского дворика» примерно такой же: тихий летний день, играющие дети, женщина с ведром, запряженная лошадь.

Картина появилась почти случайно. В 1877 году Василий Поленов приехал в Москву и подыскивал квартиру, которая могла бы стать не только домом, но и мастерской. Так он попал в арбатский переулок в дом Баумгартена: увидел на двери записку о том, что квартира сдается, зашел посмотреть, выглянул в окно — и обомлел от открывшегося пейзажа. Первый набросок он сделал сразу, всего за пару часов, а потом создал два варианта знаменитой картины: «с людьми» и «пустой».

Опознать место действия картины довольно просто: старинная церковь Спаса Преображения на Песках сохранилась до наших дней. У нее тоже удивительная судьба — например, в советское время храм стал кукольной студией «Союзмультфильма». Чебурашек, крокодилов Ген и прочих героев для съемок любимых мультфильмов тут шили в промышленных масштабах.

«Поленовский» вид сверху могут увидеть только жильцы комплекса «Дом на Композиторской». Остальным остается гулять по уютному скверу, изучая информацию о Поленове и его картине с плакатов на столбах, которые развесила местная управа.

Вид на Кремль от Софийской набережной

Пётр Верещагин — старший брат художника Василия Верещагина. Братьев часто путают, хотя стили и темы их работ совсем не похожи. Младший Василий любил историзм («Апофеоз войны», «Двери Тамерлана»), а старший Пётр писал пейзажи. «Вид на Кремль» схож с панорамой Кремля с советской купюры в три рубля. Однако здесь художник не стал ставить мольберт на Большом Каменном мосту, а спустился на набережную.

Верещагин написал картину о новинках — возможно, сам об этом не подозревая. Стены Кремля сияют свежей побелкой — кстати, последней в их истории. С 1880 года стены уже не белили, а после революции и вовсе позабыли об этой традиции. На кремлевских башнях восседают царские орлы. Их устанавливали с 17 века и меняли примерно раз в сто лет — последняя замена была в 1870 году. В 1935 году орлов с башен убрали и заменили звездами. Еще одна новинка — новый коллектор для Неглинки. Реку спрятали в трубу еще в 1819 году, а в 1860 году, устав от наводнений, обновили подземное русло. Доминанта картины — Большой Кремлевский дворец — тоже относительно новый, он был достроен в 1849 году. Деревья вокруг еще совсем молодые и не закрывают здания. Кремлевская и Софийская набережные были обновлены в 1840 году. Словом, не картина, а отчет о благоустройстве, обстоятельный и подробный. Кстати, в 2016 году при реконструкции набережных рисунок мощения крупными плитами светлого гранита был воспроизведен именно по картине Петра Верещагина.

Утро стрелецкой казни

Это одна из самых страшных и завораживающих картин в коллекции Третьяковки и magnum opus Василия Сурикова. Расправа над стрельцами-бунтовщиками в 1698 году действительно произошла на Красной площади: именно поэтому Лобное место потом еще долго ассоциировалось исключительно с казнями.

Суриков создавал картину четыре года: изучал историю, менял композицию, тщательно прорабатывал детали — например, дорисовывал потеки свечного воска на пальцах стрельцов. При этом строгого историзма не придерживался: например, на картине аж две Сенатских башни, причем одна стоит на месте Спасской. Лобное место «придвинуто» почти вплотную к Собору Василия Блаженного.

Виселицы справа пусты. Илья Репин советовал их заполнить, и Суриков поначалу последовал совету коллеги. Но позже все же убрал висельников — уж слишком гнетущее впечатление оставляла картина. В беседах с Максимилианом Волошиным художник отмечал: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы похоже было. Суть-то исторической картины — угадывание. А когда все точка в точку — противно даже».

Царя-реформатора на картине сразу и не разглядишь, он сверкает глазами в правом углу, в окружении верных бояр. А в центре — идущие на казнь люди, истинная трагедия народа. Сейчас на Красной площади на месте стрельцов — памятник Минину и Пожарскому.

На бульваре

За ничем не примечательной с виду картиной сидящей парочки скрывается настоящая трагедия. Крестьяне, приезжавшие на заработки в Москву, порой быстро теряли связь с родными: огни большого города захватывали их, новый ритм жизни вступал во внутренний спор с деревенским укладом. Так случилось и с героем «На бульваре»: к мастеровому приехала в город жена с грудным ребенком. Обоим от этой встречи неловко: муж хочет побыстрее отделаться от жены, а та осознает, что перед ней совершенно чужой человек. Своих героев Маковский разместил на Сретенском бульваре, самом коротком в столице — по мнению искусствоведов, это намекает на то, что «сретение» (встреча) мужа и жены тоже будет коротким.

На картине видны снесенная Сухарева башня и церковь Николая Чудотворца в Дербенёвском (сохранилась, но без куполов и колокольни). По ним можно примерно определить вид с картины. Скамейка героев «На бульваре» — вторая от памятника Шухову.

Есть легенда, что в 1960-е годы историко-бытовая экспедиция музейных работников встретила в деревне Даратники Ефросинью Немцову. В избе старушки на стене висела репродукция «На бульваре» и еще две неизвестных до этого дня работы Маковского. Ефросинья рассказала, что именно ее родители были натурщиками для шедевра — они жили рядом с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, где работал Маковский.

Старая Москва. Улица Арбат

Михаил Гермашев — не самый известный художник, с ходу мало кто назовет хотя бы пару его полотен. Большинство его работ находятся в частных коллекциях. Гермашев работал в основном на заказ: делал эскизы для открыток, писал пейзажи для гостиных богатых купцов и аристократов. Так произошло и со «Старой Москвой» — ее Гермашев написал для московского промышленника, чья фамилия, как и точная дата, неизвестна.

Сейчас Арбат Гермашева уже не увидеть. Найти точку, где стоял мольберт художника, можно только благодаря Дому с рыцарями (улица Арбат, 35), чья башенка видна в правой части полотна. Церковь Николы Явленного снесли в 1931 году, в особняк с колоннами, принадлежавший князю Оболенскому, в 1941 году попала бомба, а трамвайные рельсы с Арбата убрали в 1934 году. Чтобы увидеть призрак «Старой Москвы» Гермашева, нужно встать левее «Стены мира», у дома 23, строение 1.

Здание Моссельпрома с рекламой Маяковского

Рисованная реклама на здании Моссельпрома — пожалуй, вершина творческого триплета поэта Владимира Маяковского, художника Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой. Все они были сотрудниками первого советского рекламного агентства «Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко». С 1923 по 1925 год они создавали целую рекламную кампанию для торгового гиганта Моссельпрома.

Торговал Моссельпром почти чем угодно: от хлеба и папирос до специй и кофе. В 1924 году Моссельпром переехал в новое здание, которое получило звание «первого советского небоскреба» («тучерез» Нирнзее был построен до революции, в 1912 году). Этому «головному офису», конечно, понадобилась реклама, и появилась она прямо на фасаде. Роспись Степанова и Родченко делали по кирпичам и бетону, а названия товаров поместили на фанерные щиты. Александр Родченко сделал фото готовой работы, а Варвара Степанова позже увековечила ее в масле.

В 1937 году Моссельпром закрыли, рекламу стерли и перекрасили здание в нейтральный беж. Еще через 60 лет, к 850-летию Москвы, знаменитая реклама снова вернулась на свое место. Но все росписи сделаны по штукатурке акриловыми красками. Сохранили даже старинное написание «конфекты» — сейчас такого не увидишь нигде, кроме как в Моссельпроме.

Новая Москва

Над картиной Юрий Пименов работал летом 1937 года, в самый разгар Большого террора. На него самого тоже писали доносы коллеги-художники — например, обвиняли в «буржуазности мазка». Однако на настроение картины эти события не повлияли — она будто из другого мира, мира счастливых людей и светлого будущего. Разгадка очень проста: такой светлой, яркой и счастливой картина получилась потому, что в момент создания модель (жена Пименова Наталья) и художник ждали рождения сына Михаила.

Девушка на картине едет по Театральному проезду в сторону Манежной площади, откуда в 1935 году началась сталинская реконструкция Москвы. Видны новенькая станция «Охотный ряд» («Театральную» еще достраивают) с большой белой буквой «М» на углу дома, украшенный транспарантами Дом Союзов, громада Госплана (сейчас Госдумы), где проектируется та самая «новая» Москва. По дороге едут черные «эмки» (ГАЗ М-1), трамваи серии КМ, автобусы ЗИС-8.

Сама героиня, по мнению большинства искусствоведов, изображена за рулем кабриолета ГАЗ-А — первой советской «легковушки». Но есть мнение, что это Lincoln Model K. Так или иначе, девушка за рулем в 1930-е годы — это все еще исключение, а не правило: водительниц тогда на всю Москву набиралось от силы тысяча. Пименов передает собирательный образ женщины будущего, которая не просто едет в него, а сама управляет движением и выбирает дорогу.

Сейчас место действия «Новой Москвы» почти не изменилось: разве что вместо «эмок» по дороге летят другие модели машин; пропали трамваи, зато появились электробусы.

Эстафета по кольцу Б

«А что, „Динамо” бежит?» — эта фраза из «Джентльменов удачи» сама собой всплывает при взгляде на дейнековскую «Эстафету». «Динамо» на картине бежит в мае 1947 года — художник сам наблюдал легкоатлетический забег, который и вдохновил его на создание репортажного полотна.

Бег, спорт и юность — лейтмотивы всего творчества художника, и в «Эстафете» сошлись сразу все три компонента. «Впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы», — позже вспоминал Дейнека. На картине можно увидеть и самого автора — это дальний мужчина в ряду справа.

Выбор для картины именно этого участка Садового кольца не случаен — художник жил на Новинском бульваре. Легко узнать дом Военно-морского флота с башенками и колоннами, одну из доминант картины. В 1961 году ровно на месте забега появился Новоарбатский тоннель. Если встать у подземного перехода на нечетной стороне Новинского бульвара, окажетесь на месте Дейнеки из «Эстафеты».

Яузский бульвар

Алёна Дергилёва пишет Москву акварелью уже почти 30 лет. Ее картины — летопись новейшей истории города, по которой можно отследить, как меняется (и хорошеет!) столица с 1997 года. Места с акварелей Дергилёвой легко найти: почти на каждой есть точный адрес или узнаваемый объект — станция метро, памятник, храм. Это далеко не лубочные картинки, которыми до сих пор торгуют на Арбате или в переходе у Новой Третьяковки. Дергилёва показывает самую обычную, бытовую Москву со светофорами, проводами, облупившимися фасадами и трещинами, вывесками чебуречных и магазинов. Сама Дергилёва считает, что пишет портреты домов: «люблю сморщенные в свою особенную гримасу стены. Часто попадаются фасады с «глазами», «носами» и «ртами» — улыбающимися, зевающими или кричащими».

«Яузский бульвар» из нашей подборки — часть триптиха, посвященного дому Военно-инженерной академии имени Куйбышева (или «Дому со скульптурами», как его чаще называют). Акварель почти фотографически точна: даже сугробы год за годом здесь вырастают на прежнем месте.

С 1997 года Алена Дергилёва составляет из своих столичных акварелей календарь «Нарисованная Москва». На 2024 год он уже в продаже — можно купить на «Озоне» или «Вайлдбериз».

Все точки на карте

Мы разместили все точки маршрута на гугл-карте, чтобы гулять можно было еще удобнее. Составление и обновление карт — трудоемкий процесс, поэтому доступ ко всем остальным нашим картам (а их больше 120!) есть только у подписчиков телеграм-канала «Самокатус по подписке». Подписка стоит 200 рублей в месяц, оплатить можно как российскими, так и зарубежными картами.

Текст: Оксана Кравченко

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ