Несколько лет назад мы уже проводили отпуск на яхте и точно знали, что когда-нибудь повторим. Невозможно описать словами, насколько это удивительный вид отдыха. В нем сочетаются и спорт, и пляжные развлечения, и посещение достопримечательностей, и наслаждение невероятными видами, которые меняются каждый день, и уютные вечерние посиделки на палубе с философскими разговорами, и даже немного медитации.
Поэтому мы не сомневались, что еще не раз отправимся в путешествие под парусами, но мысль поехать с грудным ребенком появилась случайно. Пообщавшись с друзьями, которые собирались в отпуск на яхте, мы погрузились в свои воспоминания и подумали: а почему бы нам самим не повторить? Написали нашему капитану Сереже Московских, он в ответ скинул несколько фотографий с океанского побережья Галисии, и это была точка невозврата. Ожидания оправдались на 150%, Галисия — одна сплошная любовь. Океан, несмотря на свою суровость, — тоже.
Яхтинг: что, где, почем?
Подбирать яхтенный тур можно как напрямую у компаний, которые занимаются их организацией, так и на сайтах-агрегаторах. Если у вас есть желание путешествовать в международной компании, можно искать на иностранных ресурсах (например, американская G Adventures или шведская The Yacht Week), а если хочется, чтобы первый яхтенный опыт был русскоязычным, можно обратиться в российские компании (кажется, самая популярная сегодня — Сила ветра). В первый раз мы так и сделали, второй же поход под парусом организовывали самостоятельно, пригласив уже знакомого нам капитана и собрав команду из друзей.
View this post on Instagram
Цены варьируются в зависимости от продолжительности тура, уровня, новизны и размера яхты, количества включенных дополнительных услуг. В нашей поездке услуги шкипера и 7-дневная аренда яхты с включенной уборкой по окончании стоили около €3000 на всю команду (€500 с человека). Еще около €200–250 с человека ушло на закупку продуктов и питание в ресторанах, оплату стоянок в портах и топливо (эта сумма могла бы при желании уменьшиться и до €100–150, если бы мы чаще готовили самостоятельно на яхте). Итого — €700–750 с человека за неделю. Готовые туры могут стоить чуть дороже.
К цене тура нужно прибавить стоимость авиабилетов и трансфера до нужного вам порта и, возможно, стоимость 1–2 ночей в гостинице на берегу до и после круиза — чтобы не волноваться, что самолет задержится и вы опоздаете на яхту или, наоборот, не успеете на самолет с яхты.
Подготовка
Главное правило сборов на яхту — удобство и многослойность одежды. Причем «верхний» слой должен быть непромокаемым и непродуваемым, а остальные слои должны легко надеваться один на другой, формируя комбинацию на любую температуру. Пример такой многослойности для ребенка: бодик + хлопковый комбинезон с начесом + непромокаемый комбинезон.
Ну и конечно, как и для любого отдыха «у воды», важен хороший солнцезащитный крем. Как для взрослых, так и для детей. Обувь тоже должна быть в первую очередь удобной, а еще не должна оставлять темных следов, если «чиркнуть» ее подошвой об пол — чтобы не пришлось потом отмывать тиковую палубу яхты. Можно приобрести специальные яхтенные топсайдеры, но на самом деле почти никакие современные кеды и кроссовки не оставляют этих следов, так что тоже вполне подойдут.
Из нестандартного в подготовке была только покупка детского спасательного жилета. Больше никаких специфических вещей для малыша мы не покупали. Да и из имеющихся старались много не набирать: на яхте ограничено пространство для хранения багажа, большой чемодан было бы просто некуда впихнуть. В итоге наши вещи на троих уместились в небольшую спортивную сумку. Обязательным пунктом в списке «с собой» был слинг: мы рассчитывали, что большую часть времени Лев будет проводить в нем. Коляска у нас с собой тоже была, но очень компактная (аналог знаменитой Yoyo).
View this post on Instagram
Из детского питания положили с собой только пачку привычной каши — ее мы заваривали на завтрак. В остальное время малыш ел ту же еду, что и мы, но, естественно, адаптированную (без лишних специй, жареного и т. д.), но основой его рациона в тот момент все еще было грудное молоко. Подгузники мы взяли с собой только на первые пару дней и покупали их по необходимости в супермаркетах, когда делали остановки в городах.
В первый наш день на яхте я успела расстроиться, что мы взяли слишком мало теплых вещей — Галисия встретила нас ледяным ветром и туманом. И хотя это было очень кинематографично, и мы чувствовали себя на съемках «Пиратов Карибского моря» (тех сцен, где корабли продираются сквозь зловещий туман), я про себя уже прикидывала, станет ли ребенку теплее, если надеть на него один на другой пять бодиков с коротким рукавом. А друзья в голос смеялись над тем, что я взяла с собой два купальника. Но — о счастье — уже к вечеру первого дня туман рассеялся, потеплело и появилась призрачная надежда, что купальники были не зря. Так и оказалось: купались мы в итоге каждый день, однажды даже от жары останавливались понырять с лодки посреди океана.
Маршрут
Маршрут заранее не утверждали — только примерно обрисовали, куда хотим добраться. Жесткие планы и тайминг, как мне кажется, не лучшая идея для путешествия на яхте. Сложно (да и незачем) загонять себя в рамки, когда есть куча факторов, которые могут повлиять на твою скорость. Направление и сила ветра. Желание включать мотор или идти только под парусами. Охота побольше быть в море или, наоборот, гулять по берегу. Стоять в диком месте на якоре или поближе к цивилизации, в марине. Внезапное предложение остановиться искупаться прямо посреди перехода. Или спонтанное решение задержаться на маяке с живописным видом, чтобы посмотреть закат. Морская болезнь, сразившая кого-нибудь из команды. Задержка рейса, в конце концов, из-за которой вместо обеда субботы мы стартовали из Виго только в воскресенье утром. Если бы у нас был строгий тайминг, нам то и дело приходилось бы спешить или переживать, что опаздываем — а от отдыха на яхте ждешь совсем не этого. Поэтому многое мы решали на ходу, и маршрут у нас был только ориентировочный.
В итоге он вышел примерно таким: Vigo — Illa de Ons — Porto do Son — Noia — Fisterra — Cambados — San Vicente do Mar (Pedras Negras) — Islas Cíes — Vigo. Спокойный такой маршрут, без больших переходов и напрягов — впрочем, термин «напряги» вообще был неприменим к нашему путешествию.
Самое сильное впечатление на нас произвел вечер на необитаемом острове Сиес с его невероятно красивым пляжем (который, кажется, даже входит в десятку лучших в мире по версии The Guardian). Белоснежный песок, виды на укромные бухты лазурного цвета, огненный закат, запах соснового леса, смешанный с солью океанского ветра — и мы гуляем в обнимку с мужем, пока малыш мирно посапывает в слинге. Все это было настолько волшебно, что я с трудом верила, что это не сон и не кино.
В океан с ребенком: безопасно ли это?
Конечно, у нас были сомнения, стоит ли брать ребенка на борт, но нам придавало уверенности то, что мы уже ходили на яхте и понимали, как все устроено. Да и с самим малышом мы к тому времени успели «освоиться», поняли, какой у него характер, как он переносит поездки и новые знакомства. Лев у нас почти с рождения активно путешествовал: к моменту нашей регаты мы успели слетать с ним в горы в Красную Поляну и на море в Болгарию, съездить на машине в Урюпинск (столицу российской провинции!) и в Латвию, провести выходные в лесу с палаткой. У нас даже появился шуточный хештег для наших нескончаемых поездок — #выкудасребенком. Без этого опыта мы бы, конечно, вряд ли решились потащить ребенка в яхтенный «круиз».
Когда мы советовались по поводу реалистичности затеи с нашим капитаном, он лишь укрепил уверенность в том, что 9-месячный ребенок на яхте — это нормально. И только ближе к концу путешествия мы узнали, что он впервые выходил в море с таким малышом на борту.
Основное правило безопасности на яхте распространяется и на детей, и на взрослых: не допустить того, чтобы кто-то выпал за борт. К этому нужно относиться очень серьезно. Поэтому все время, что Лев проводил на палубе, он был либо у нас на руках, либо буквально привязывался к яхте канатом (только не надо шуток про собаку на поводке — взрослые тоже часто так делают, особенно на больших волнах).
Ну и конечно, нужно было следить, чтобы он не запутался в шкотах и фалах, не оказался под ногами у капитана или его помощников в неподходящий момент, не начал нажимать какие-нибудь кнопки в приборах управления. Но это было легко: Лев был малышом и еще не умел ходить. Думаю, что в возрасте полутора-двух лет все это далось бы нам гораздо сложнее. Так что идея пойти на яхте с ребенком реалистична либо до того момента, когда он научится ходить, либо после трех-четырех лет, когда с ним уже можно договориться.
Режим дня на яхте
Наш день строился примерно так. Утром после завтрака мы выходили в море и проходили какое-то расстояние под парусом, активно помогая капитану и изучая в процессе разные яхтенные премудрости. В районе обеда останавливались в марине или просто вставали на якорь и либо шли гулять на берег, либо загорали и плавали. Ужинали в кафе на берегу или готовили что-то прямо на яхте (хитом той поездки был тартар из тунца, купленного на рынке, с гуакамоле) и до поздней ночи сидели болтали под шум волн обо всем на свете.
Лев не сильно влиял на наш распорядок дня: ему было всего 9 месяцев, он мог уснуть в любом месте и положении, а во время бодрствования ему еще не нужен был плацдарм для бега. Выпустить поползать его можно было где угодно, даже на кокпите, на палубе. При этом нельзя сказать, что он был предоставлен сам себе — наоборот, значительную часть времени он проводил на маминых или папиных руках, но на нашей мобильности это никак не отражалось.
Привычные игрушки Льва, которые мы захватили с собой из Москвы, пылились на полке в каюте, потому что ему было гораздо интереснее пробовать на зубок канаты, изучать компас и крутить штурвал. Ну а под шум волн малышу отлично спалось.
На яхте нас было 8 человек, включая капитана и Льва, и большая часть экипажа состояла из наших друзей. Все заранее знали, что им предстоит путешествие с малышом, и были готовы к возможным трудностям. Спасибо им за понимание и помощь — несмотря на то, что Лев в то время был очень спокойным ребенком, конечно же, иногда случались и ранние подъемы по утрам, и капризы.
«Нештатные» ситуации
Мы начали «жечь», еще даже не попав на яхту. Из-за задержки рейса вместо одной пересадки (Москва — Лиссабон — Виго) нам пришлось сделать две, так что путешествие началось с 18 часов в пути и смены трех самолетов подряд. Наиболее стойко все эти перемещения перенес Лев — мне кажется, он вообще ни разу не заплакал в тот день. Спасибо слингу, грудному вскармливанию и характеру нашего мальчишки.
Уже на яхте был момент, когда я не на шутку испугалась. Однажды Лев сильно порезал палец, и мы долго не могли остановить кровь. Это случилось даже не в море, а на берегу, и первым делом мы кинулись не в направлении цивилизации, а наоборот на яхту, к аптечке. В итоге все обошлось, кровь удалось остановить без посещения больниц. Хотя, если что, в Испании «урхенсии» (отделения скорой помощи при больницах) доступны для всех, и оказать первую помощь там смогут, даже если у вас вообще нет документов.
Главное правило путешествий с ребенком
Как можно легче относиться к возможным сложностям — пожалуй, так я сформулирую свое главное правило. Наш опыт показывает, что если воспринимать трудности как несущественные, такими они и будут. А если не строить детальных планов, то не придется расстраиваться, что ребенок вносит в них коррективы.
Еще, как мне кажется, не стоит воспринимать ребенка как центр вселенной и подстраивать все свои планы под некие стереотипные представления о том, что будет «правильно» и хорошо для него. Всегда есть вариант, при котором и интересы ребенка не пострадают, и родители не откажутся от вещей, которые были для них привычными до его рождения. Но, конечно, эта точка баланса у всех будет своя: в мамском чатике мы давно сформулировали «правило родительства номер ноль», которое гласит, что «все индивидуально».
Текст и фото: Екатерина Воскобойникова
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.