Хотите завести разговор с жителем Нью-Йорка? Поговорите с ним про метро! Эта тема здесь настолько же универсальна, как тема погоды или пробок. Жалуются на метро все. И при этом 70% жителей города уверены, что именно метро — самый быстрый способ добраться в нужную точку города. И это правда. Что же нужно знать, планируя поездку на метро в Нью-Йорке?
1. Нью-йоркское метро работает круглосуточно, но задержки здесь — обычное дело.
Метро работает 24 часа, правда, с 23:00 до 6:00 поезда ходят намного реже: иногда ждать можно по 20–30 минут. Поэтому свою поездку в метро лучше планировать заранее и всегда иметь в виду, что план может сорваться.
Самое предсказуемое время — в будни с 9:00 до 17:00. Все понимают, что жителям города нужно на работу, и подземка работает более-менее стабильно. Но и здесь бывают исключения. Поезд может встать в туннеле на час, и у вас не будет ни мобильной связи, ни интернета. You never know («ты никогда не знаешь») — любимое выражение в Нью-Йорке про метро.
Если же приближаются выходные, ньюйоркцы знают: пора ждать сюрпризов. Именно на субботу и воскресенье приходятся основные ремонтные работы, и многие линии метро меняют схемы движения. Следить за изменениями можно с помощью приложений: например, Citymapper или New York Subway. Еще можно прокладывать маршрут в Google, но в случае с нью-йоркским метро фраза «Google знает все» работает далеко не всегда. Например, Google не знает, что поезд R из Бруклина в Манхэттен идет в два раза медленнее, чем на соседней ветке.
Однажды я застряла в поезде по пути в Бруклин прямо посередине Манхэттенского моста. Вокруг были десятки людей, которые, как и я, ехали после работы домой. Из окон вагона открывался отличный вид на Бруклинский мост и небоскребы Нижнего Манхэттена. Мы простояли около 45 минут, и все это время я спокойно читала книгу, которая случайно оказалась у меня с собой.
А две недели назад в местных СМИ была новость о том, что жительница Бруклина пожаловалась на работу метрополитена и конкретно поезда D после того, как оказалась закрытой в поезде посередине туннеля. Пассажиры провели два часа без какой-либо информации о том, что происходит. Интернет и мобильная связь не ловили. Не было возможности позвонить семьям и сказать, что все в порядке. По словам женщины, пассажиры метро начали нервничать и пытались открыть двери в туннель. А выходить из поезда без специальных указаний машиниста считается опасным для жизни.
2. Поезда в метро обозначены буквами латинского алфавита (A, B, C) и цифрами.
Система городского метро была запущена в начале 1900-х годов двумя частными компаниями: Interborough Rapid Transit Company (IRT) и Brooklyn-Manhattan Transit Corporation (BMT). Поезда компании BMT обозначались буквами, а поезда компании IRT — цифрами. С тех пор метро сильно разрослось, но система обозначений сохранилась.
Буквенные поезда шире и длиннее, чем поезда, обозначенные цифрами. Поэтому первые не могут проезжать в туннелях, построенных для вторых. Поезда, обозначенные цифрами, напротив, могут ездить везде, но в городской подземке этим не пользуются: из-за небольших размеров поезда образуется широкая пропасть между ним и платформой, что создает опасность для пассажиров.
3. Иногда поезда могут пропускать остановки.
Линии метро в Нью-Йорке очень протяженные. Длина самой протяженной (линия А) составляет 31 милю — это почти 50 километров. Эта ветка идет с севера Манхэттена через Бруклин до Far Rockaway в Квинсе.
Чтобы пассажиры могли добираться быстрее, по веткам ходят поезда с разным количеством остановок. Поезда local останавливаются на всех станциях, express — только на основных. При этом машинист может уже в пути объявить, что поезд становится экспрессом и дальше проследует без остановок.
В сериале «Как я встретил вашу маму» есть шутка, что человек только тогда становится настоящим ньюйоркцем, когда начинает понимать объявления машиниста метро. Разобрать, что говорят в вагонах, действительно очень сложно — особенно если вы турист или только переехали в город.
Я помню реакцию незнакомого молодого человека в поезде. Поезд неожиданно сменил свой статус с локального на экспресс, и объявление об этом невнятно прозвучало в динамиках вагона. Парень резко вскочил со скамейки и начал нервно ходить по вагону, наблюдая, как поезд пролетает все станции без остановок. Его лицо менялось с каждой минутой. Я поспешила сказать ему, что все в порядке: следующая станция будет совсем скоро, и там он сможет вернуться назад.
4. Добираться в аэропорт лучше другими видами транспорта.
Поезд метро может неожиданно остановиться в туннеле и простоять там полчаса, а иногда и больше. В выходные из-за ремонтных работ вероятность этого особенно высока. Выйти из вагона нет никакой возможности — вам останется только пропустить рейс.
Так я однажды опоздала в аэропорт Джона Кеннеди — к счастью, я ехала туда всего лишь встречать друзей. Но случай запомнила надолго и теперь стараюсь добираться в аэропорт на поезде или такси. Там вероятность задержек куда меньше. Правда, и заплатить придется больше. Если одна поездка на метро стоит $2,75, то поезд обойдется вам уже примерно в $15, а за такси придется заплатить не меньше $60. В случае с такси стоит также учитывать пробки и ситуацию в городе. Например, во время Генеральной Ассамблеи ООН такси — не лучший способ ехать в аэропорт из Манхэттена: весь город будет перекрыт.
5. В метро много бездомных.
Бездомные, как и все остальные ньюйоркцы, являются законными жителями города и могут находиться там, где им хочется, столько, сколько хочется. Когда в Нью-Йорк приходит зима, многие жители улиц предпочитают спускаться в метро и спать прямо в вагонах.
Среди бездомных много людей с психическими отклонениями, поэтому не удивляйтесь, заметив странное поведение. Люди кричат, рвут на себе одежду, испражняются на глазах у других, могут пытаться взаимодействовать с пассажирами.
Несмотря на это, горожане стараются помогать бездомным: приносят еду, волонтерят в благотворительных организациях, жертвуют одежду и деньги. Зимой в метро можно увидеть социальную рекламу, которая призывает помочь нуждающимся в холодное время года.
Не стоит взаимодействовать с человеком, если вы не уверены в его психическом самочувствии. Терпение и спокойствие — лучший вариант поведения в нью-йоркской подземке. В интернете есть много роликов о том, как непредсказуемо могут развиваться события, если вы вступите в контакт с неадекватным незнакомцем. Вот один из них. А вот — целый аккаунт про Нью-Йорк и его сюрпризы. Весной моя подруга встретила в метро бездомного с топориком в руке. А мой муж однажды был вынужден покинуть вагон, потому что бездомный прилег ему на колени поспать. Подобным случаям в инстаграме посвящены целые странички. Вот лишь один из примеров неадекватного поведения.
6. Если вы видите пустой вагон, а все соседние при этом забиты людьми, заходить туда не стоит.
Поверьте, вам туда не нужно! Скорее всего, там очень плохо пахнет, могут быть экскременты, голые люди или что-то еще, что вам вряд ли захочется видеть. То же правило работает с пустым сиденьем в битком забитом вагоне.
7. Музыкантов в подземке отбирает специальная комиссия.
Все музыканты, которые собираются играть в метро, проходят конкурс. Каждую весну Music Under New York (MTA MUSIC) организует день прослушиваний в Grand Central Terminal, чтобы посмотреть и добавить новых исполнителей в свой список.
В то время как любой артист может выступать в городской системе метро (при соблюдении правил MTA), участие в программе MTA MUSIC позволяет музыкантам бронировать определенные временные интервалы на определенных станциях — как правило, самых популярных и загруженных — и дает им тематический баннер с указанием имени артиста или группы. Сейчас в программе музыки в подземке Нью-Йорка участвуют около 300 музыкантов.
По условиям конкурса, заявки на участие в прослушивании MTA MUSIC нужно подавать онлайн в период с января по март. Из всех участников выбирают 65 лучших, которых и приглашают на прослушивания.
Выступления музыкантов в метро такие же разнообразные, как и сам Нью-Йорк. Вы можете услышать, к примеру, курдскую группу с одним вокалистом, латинский фьюжн и традиционную бразильскую музыку. Многие музыканты дают ссылки на свой инстаграм, сайт и даже продают диски с альбомами. Пару раз я так заслушивалась, что потом жадно гуглила имя исполнителя и искала подробности его биографии.
В прошлом году на одной из станций Манхэттена под видом обычных музыкантов выступали Кристина Агилера и ее бэнд. Певица была в очках и широкой соломенной шляпе, так что узнать ее было сложно. Но мощный голос тут же собрал толпу слушателей, а когда люди выяснили, кто скрывается под гримом, то взорвались бурей эмоций.
А однажды я сняла на видео и выложила в инстаграм, как на станции в Бруклине играл молодой парень. Вечером того же дня мне написала однокурсница с журфака и сообщила, что этот парень — ее американский знакомый, который некоторое время назад приезжал в Петербург.
8. Несмотря на все сложности с работой нью-йоркской подземки, ею пользуется большинство жителей города, включая знаменитостей.
Внимательно смотрите вокруг: возможно, рядом с вами едет известная киноактриса или оскароносный режиссер, а на станции поет знаменитый артист. Например, в прошлом году моя подруга ехала в одном вагоне с актрисой Мэгги Джилленхол. А актриса Сара Джессика Паркер часто выкладывает видео и фотографии из нью-йоркского метро в своем инстаграме. Считается, что в Нью-Йорке легче, чем в других городах, быть знаменитым и быть на публике, потому что здесь не принято беспокоить человека, когда вы его узнали.
View this post on Instagram
Если вы потерялись или не знаете, куда идти, просто спросите любого пассажира, и вам обязательно помогут. И не волнуйтесь насчет своего английского: по подсчетам лингвистов, в Нью-Йорке говорят более чем на 800 разновидностях языков и их диалектов.
Текст: Мария Пятернёва
Фото: Phxere
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.