Гималаи, Каракорум и Гиндукуш — гигантские горные системы Пакистана. Пять из четырнадцати восьмитысячников планеты находятся здесь. В Пакистан приезжают, чтобы полетать над К2 — второй по высоте вершиной в мире, проехать на мотоцикле по Каракорумскому шоссе, увидеть исламские и буддийские памятники, попасть в полузакрытый Белуджистан, покататься на нарядных пакистанских автобусах. И конечно же, познакомиться с самобытными горными народами — калашами и буришами.

Про Пакистан есть стереотип, что там живут радикальные исламисты, постоянно что-то взрывается, а девушкам перед поездкой надо решить, какой хиджаб взять с собой: черный или очень черный. На самом деле Пакистан — очень безопасная страна. И самое страшное, что может там случиться — это пищевое отравление. Да, в некоторых регионах обстановка неспокойная. Но туристов без специального разрешения туда и не пускают.

При этом в Пакистане фантастическая природа: на юге — море, на севере — горы. И не просто горы, а гиганты: пять из четырнадцати восьмитысячников планеты находятся именно здесь. А по всей стране — богатое историческое наследие: руины городов Хараппской цивилизации, мавзолеи, форты. В Пакистане живут десятки национальностей, исповедующие разные религии: пуштуны, пенджабцы, белуджи и калаши, которые в мусульманском окружении до сих пор сохраняют собственную веру.

Как добраться в Пакистан, что там смотреть, как одеваться и почему не стоит верить пугающим новостям, рассказывает тревел-журналист Павло Морковкин.

Что смотретьБезопасность | Люди и менталитетЕсть и пить | Жилье | Блага цивилизации | Как попасть | Транспорт в стране | Виза | Пермиты | Когда ехать | Деньги | Ковид | Что почитать о Пакистане

Что смотреть: буддийское наследие, горы-восьмитысячники и суфийские мавзолеи

Пакистан, или Исламская Республика Пакистан, находится в Южной Азии и граничит с Ираном, Афганистаном, Индией и Китаем. Это относительно молодое государство — Пакистан возник в 1947 году, получив независимость от Британии. Но на этой территории люди жили тысячелетиями, и до наших дней дошли памятники разных эпох. И хотя более 95% населения — мусульмане, в Пакистане сохранилось буддийское, индуистское и сикхское наследие. Здесь есть гробницы и мечети, руины городов и буддийские ступы, форты и горные деревни. Мы собрали в нашем материале самые важные и колоритные достопримечательности Пакистана.

Большинство мест в путеводителе можно посетить бесплатно. Там, где вход платный, мы указали стоимость.

Карачи: гробницы, мечети и верблюды на пляже

Карачи находится на юге Пакистана, на берегу Аравийского моря. Это самый крупный город в стране: здесь живет 15 миллионов человек, а по площади Карачи в полтора раза больше Москвы. А еще это самый загруженный аэропорт страны. Если вы нашли дешевый авиарейс в Пакистан, то, скорее всего, это будет Карачи.

В районе Саддар есть кварталы с колониальной архитектурой разной степени сохранности. Но это совсем не исторический центр города в европейском понимании: тут нет узких открыточных улочек с уютными кофейнями и сувенирными магазинами. Скорее, обычный жилой район с мечетями и базарами, которые расположены посреди красивой британской застройки.

Эмпресс маркет — старейший рынок в Карачи, построен в конце 19 века

Остальная часть Карачи — это современные малоэтажные здания. Выглядит она будто страшный сон Варламова: жуткий трафик, шум, широкие автомобильные дороги, стихийные рынки и почти полное отсутствие тротуаров. Гулять по городу пешком очень некомфортно, а общественный транспорт плохо развит. Самый удобный способ осмотреть достопримечательности, которые разбросаны по городу — это такси.

Мазар-э-Кайд. Символ города — мавзолей основателя Пакистана Мухаммада Али Джинны, построенный 50 лет назад. Здоровенное мраморное здание с куполом высотой с 15-этажный дом возводили десять лет. Этот замечательный образец модернистской архитектуры слегка портит китчевая люстра, которую карачинцам несколько лет назад подарили китайцы.

Символ города — мавзолей основателя Пакистана Мухаммада Али Джинны

Масджид-е Туба. Мечеть причудливой формы, построенная в 1960-х годах. Все здание располагается под одним огромным куполом, у которого нет опор. А изнутри потолок украшен тысячами маленьких сверкающих зеркал.

Клифтон-Бич. Пляж в одноименном районе Карачи, одно из самых колоритных мест города. На берегу Аравийского моря развернулся целый парк нехитрых развлечений для местных жителей — по сути, это единственное общественное пространство в городе под открытым небом. Кто-то плещется в мутной воде, другие катаются на верблюдах, осликах и машинках, а третьи устраивают пикник на сером песке.

Одно из развлечений на Клифтон-Бич — езда на верлблюде. Фото: А. Савин / Викисклад

Гробницы Чакунди. Кладбище 15−18 веков на восточной окраине города. На каждой могиле установлено характерное надгробие пирамидальной формы из песчаниковых плит и украшенное резными узорами. Гробницы принадлежат белуджам — народу, который живет на юго-западе Пакистана в провинции Белуджистан и на прилегающих территориях Ирана и Афганистана.

Древность: мавзолеи суфийских проповедников, руины городов и буддийская ступа

Мохенджо-Даро — руины огромного города, который построили больше четырех тысяч лет назад. Это один из важнейших памятников Хараппской цивилизации и объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. После того как город раскопали археологи, здесь можно рассмотреть отдельные части поселения: районы для жителей разных сословий, буддийскую ступу, дренажную систему, колодцы, общественные бани и зернохранилища. Вход — 300 рупий (125.6 рублей).

Мохенджо-Даро — руины огромного города, который построили больше четырех тысяч лет назад. Это объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Benny Lin / Flickr.com

Уч Шариф — небольшой городок возрастом более двух с половиной тысяч лет. После прихода ислама Уч Шариф стал крупным религиозным и культурным центром. Его главная достопримечательность — несколько монументальных средневековых построек, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это гробницы выдающихся людей того периода и построенные рядом мечети. Большая часть этих людей были суфийскими проповедниками и их родственниками. Самые живописные объекты — руины трех восьмиугольных мавзолеев 14−16 веков высотой около 20 метров, выполненные из кирпича и украшенные голубой плиткой. Наводнение, которое произошло 200 лет назад, разрезало каждое из зданий пополам, но по сохранившейся части легко представить их первоначальный вид.

Мавзолей женщины-суфия Биби Джавинди в Уч Шарифе

Мултан называют Городом Святых за десятки мавзолеев суфийских проповедников. Если вы не фанат истории ислама или средневековой архитектуры, то вам вряд ли стоит обходить их все. Но несколько самых значимых посетить стоит — это гробницы Шаха Рукн-е Алама и Бахауддина Закарийи в старом городе и Шаха Юсуфа Гардези.

Мечеть Гусия Хамидия в Мултане

Лахор: объекты ЮНЕСКО, старый город и церемония закрытия границы с Индией

Из всех пакистанских городов в Лахоре, пожалуй, больше всего исторического наследия и архитектурных памятников. Город находится на северо-востоке Пакистана, недалеко от границы с Индией. В 16 веке Лахор был столицей Могольской империи, в 19 веке — Сикхского государства, а затем — британской провинции Пенджаб, поэтому о его достопримечательностях можно написать отдельную статью.

Объекты ЮНЕСКО: Лахорский форт и сады Шалимар. Памятники периода расцвета Могольской империи, когда ей правил Шах-Джахан — тот самый падишах, который велел построить Тадж-Махал в Индии. Форт расположен около старого города, и за его стенами находятся мраморные дворцы и мечети, украшенные мозаиками и позолотой.

 

Сады Шалимар разбиты ближе к окраине Лахора. Там можно прогуляться по павильонам с фонтанами и бассейнами. Вход — 500 рупий (209.3 рублей) в форт и 500 рупий (209.3 рублей) в сады.

Сады Шалимар в Лахоре. Фото: Muhammad Ashar (CC BY-SA 4.0)

Мечеть Бадшахи. Огромная могольская мечеть 17 века размером с десять футбольных полей. Над зданием из красного песчаника расположены три огромных купола. Если осматривать мечеть с гидом, то попросите его продемонстрировать акустические особенности мечети — как звук затихает и усиливается в определенных местах здания. Экскурсию можно заказать у местных туроператоров.

Мечеть Бадшахи — огромная могольская мечеть 17 века размером с десять футбольных полей

Старый город. Потрясающе колоритный исторический район Лахора с тысячелетней историей, окруженный крепостной стеной. Сюда стоит прийти ради узких пыльных улочек, стихийных рынков, стритфуда и хавели — особняков местной знати 19 — начала 20 веков.

Погранпереход Вага. Раньше территории современных Пакистана и Индии входили в состав одной и той же британской колонии. В 1947 году часть колонии, где большинство населения составляли индуисты, стала независимой Индией. А там, где преобладали мусульмане, появились Пакистан и Бангладеш — тогда они были одной страной. Сразу после этого началась массовая миграция населения: индуисты ехали к своим, а мусульмане — к своим. По разным оценкам, от 10 до 20 миллионов человек были вынуждены переселиться и от 200 тысяч до двух миллионов погибло во время этого процесса. В том же году между двумя новообразованными государствами началась война из-за спорных территорий. Крупных прямых столкновений между армиями Индии и Пакистана не было уже достаточно давно, но конфликт длится до сих пор, и между странами остаются территориальные споры.

Пакистанские военные во время церемонии спуска флага на погранпереходе Вага. Фото: Imtiaz Ahmed / Flickr.com

На некоторых пунктах пропуска по вечерам проходит церемония спуска флага. Пакистанские и индийские пограничники маршируют около границы, а зрители на трибунах поддерживают своих. Учитывая напряженные отношения между государствами, выглядит это как микс цирка, военного парада и футбольного дерби.

Самая яркая и известная церемония проходит на погранпереходе Вага, в 30 километрах от Лахора. Само шоу начинается в 18:00, но из Лахора надо выехать часа за три-четыре, чтобы успеть проехать через пробки и блокпосты и не опоздать на церемонию закрытия границы.

Долины калашей

Калаши — небольшой народ, который живет на северо-западе Пакистана. Они до сих пор не приняли ислам и сохраняют традиционные верования. Калаши живут в долинах Бумбурет, Румбур и Бирир, куда из городов Читрал и Аюн ходят междугородние такси (shared taxi), которые отправляются по мере заполнения.

Калашские женщины носят пестрые платья, которые вышивают самостоятельно, и не прячут волосы, как их мусульманские соседки

Каждая долина представляет собой горную дорогу, вдоль которой расположены несколько калашских деревень — в каждой живет по несколько сотен человек. Останавливаться можно в любой из них: расстояния там небольшие, а ко всем достопримечательностям установлены указатели. Свои дома калаши строят в традиционном для региона стиле — чередуя каменную кладку и деревянные брусья. В каждой деревне обязательно будет джестакхан — помещение для совершения ритуалов, алтари под открытым небом в виде каменной глыбы и резных деревянных фигур. И башали — специальный дом, куда переселяются местные женщины на время менструации и родов. Кое-где сохранились старые калашские кладбища, на которых покойников хоронили традиционным способом — деревянный гроб с телом не закапывали, а просто оставляли на земле. Очень ярко выглядят калашские женщины: они носят пестрые платья, которые вышивают самостоятельно, и не прячут волосы, как их мусульманские соседки.

Раньше калаши не закапывали тела, а просто оставляли гробы с покойниками на поверхности. На некоторых кладбищах до сих пор можно увидеть проявление этого ритуала

В интернете калаши известны как потомки солдат Александра Македонского, которые прошли через этот регион в четвертом веке до нашей эры. Это чушь — у этой версии нет никаких научных оснований, зато есть исследования, которые не выявили генетического родства.

Самое популярное время для посещения долины — ежегодные калашские фестивали, во время которых жители всех деревень собираются в одном месте и совершают ритуальные танцы. Самые важные фестивали — это праздники наступления лета Чилам Жоши (13−16 мая), сбора урожая Учал (20−22 августа) и зимнего солнцестояния (15−22 декабря).

Калаши в долине Бумбурет отмечают ежегодный фестиваль Чужак Жоши перед тем, как местные мужчины покинут деревни и уйдут со стадами на летние пастбища в горы

Подробнее о калашах автор путеводителя писал в отдельной статье.

Буддийское наследие

Весь север Пакистана усыпан буддийскими памятниками, но они сильно рассредоточены по региону. Если хочется увидеть их все, то придется останавливаться в крупном поселке, а потом полдня тратить на дорогу до какой-нибудь одинокой ступы или барельефа.

Джеханабадский Будда в долине Сват

Самые значимые объекты — монастырский комплекс Тахт-и-Бахи в 70 километрах от Пешавара и монументы в Таксиле рядом с Исламабадом — оба этих места входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более мелких памятников особенно много в долине Сват. Поэтому фанаты могут объехать местные деревеньки, а те, у кого мало времени, посетить самые легкодоступные монументы: Каргахского Будду (Kargah Buddha) около Гилгита и скалу Будды в Скарду. Вход — 500 рупий (209.3 рублей) и 150 рупий (62.8 рублей) соответственно.

Монастырский комплекс Тахт-и-Бахи

Чтобы разобраться и понять буддийское наследие Таксилы, начинать лучше с местного музея. Вход — 500 рупий (209.3 рублей). Остальные достопримечательности разбросаны в окрестностях музея в радиусе нескольких километров. Они находятся на стыке двух провинций: Пенджаба и Хайбер-Пахтунхвы. За 500 рупий (209.3 рублей) продают билет, с которым можно посетить три любых объекта, но только в пределах одного региона. Все они представляют развалины буддийских памятников разной степени сохранности. Лучше всего уцелел монастырь Джаулиан на территории Хайбер-Пахтунхва. Там можно увидеть религиозные и жилые постройки, горельефы и статуи Будды.

Музей Таксилы

Горы и треки

На севере страны сходятся три горные системы: Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. В Пакистане находятся пять из четырнадцати восьмитысячников нашей планеты и больше сотни гор высотой в семь километров. Горы здесь совершенно разные: от зеленых долин Свата до холодных пустынь Балтистана. Развлечения тоже на любой вкус: хочешь — карабкайся на пик, хочешь — иди в трек, а хочешь — просто сиди во дворе отеля, пей чай и любуйся пейзажами.

Гора Tupopdan или Passu Cathedral (6106 метров) в регионе Гилгит-Балтистан

Каракорумское шоссе. По северу Пакистана проходит одна из самых высоких в мире международных дорог. Трасса начинается в окрестностях Исламабада, пересекает Хунджерабский перевал на высоте 4693 метра и тянется до города Кашгара в Китае. 1300 километров асфальта прокладывали в течение 20 лет через фантастически красивые горные пейзажи. Многие туристы приезжают в Пакистан только для того, чтобы проехать по шоссе на велосипеде или мотоцикле.

Фэйри Медоуз (Fairy Meadows). Пожалуй, самый популярный и несложный трек. Там, где Каракорумское шоссе пересекает реку Райкот (Raikot Bridge), находится стоянка джипов, на одном из которых вам предстоит преодолеть следующие 15 километров. Стоит эта поездка 50 долларов (3,701.3 рублей) за весь автомобиль в оба конца, и избежать ее нельзя — на посту пешком не пропускают и заставляют сесть в машину. Дальше придется пройти пару часов пешком до зеленых Лугов фей, на фоне которых высится заснеженная гора Нангапарбат — девятая вершина мира и самый западный пик Гималайского хребта. Можно поселиться в одном из местных отелей — место под палатку и доступ к туалету и кухне обойдутся от 1000 рупий (418.7 рублей) за ночь, полноценный номер — в три-четыре раза дороже. Но цены сильно зависят от сезона, и торг всегда уместен. От лугов идет маршрут к базовому лагерю Нангапарбат. Сходить туда и обратно можно за полный световой день.

Вид на Нангапарбат. Фото: Imrankhakwani (CC BY-SA 4.0)

Воздушное сафари Садпара. Экскурсия Sadpara Air Safari на самолете от Pakistan International Airlines, названа в честь альпиниста Мухаммада Али Садпары. Он погиб в 2021 году во время штурма горы Чогори, или К2 — второй по высоте горной вершины после Эвереста. На экскурсии самолет выполняет рейс между Исламабадом и Скарду, и во время него пассажиры могут любоваться пакистанскими горными пейзажами, в том числе вершинами К2, Нангапарбат и Броуд-Пик. Цена — 25 000 рупий (10,466.4 рублей) в один конец. На сайте авиакомпании этой услуги нет, и заказывать ее придется в одном из офисов в Исламабаде. Учтите, что сафари доступно только на маршруте из Исламабада в Скарду. После приземления вы можете или остаться в горах и продолжить путешествие по земле, или вернуться в Исламабад на самолете, но уже не экскурсионным, а обычным маршрутом за 50−70 долларов (3,701.3 рублей).

Каримабад: форты и таинственное племя хунза

Горный городок на севере Пакистана славится своими колоритными каменными домами и потрясающими видами на долину реки Хунзы. Главные достопримечательности Каримабада — два средневековых форта, Балтит и Алтит. На узких улицах Алтита встречаются местные женщины в национальных одеждах — к сожалению, фотографировать там запрещено, скорее всего, чтобы не раздражать местных жителей. В обоих фортах сейчас находятся музеи с гидами, которые хорошо говорят по-английски и искренне интересуются своей темой, а не просто рассказывают заученный текст. Вход стоит 1200 рупий (502.4 рублей) в каждый. Даже если вы равнодушны к истории и архитектуре, посетить их стоит хотя бы ради видов, которые открываются с крепостных стен.

Форт Балтит. Фото: Jamalhunzokuz (CC BY-SA 4.0)

Каримабад и окрестности населяют буриши. В некоторых источниках этот народ называют «таинственным племенем хунза», представители которого якобы живут по 120 лет и при этом не болеют и сохраняют бодрый вид до самой смерти. Но к реальности это, конечно, имеет не больше отношения, чем сказки о потомках Александра Македонского — калашах.

Самое важное про безопасность

Первое, что надо знать о безопасности в Пакистане — не стоит судить о ситуации в стране по сообщениям в медиа. Это совершенно не показательная выборка. Да, в Пакистане иногда случаются теракты, из-за которых гибнут люди. Например, в декабре 2020 года в городе Сураб в провинции Белуджистан на рынке неизвестный бросил гранату — пострадало 14 человек. А в августе 2021 года в Пенджабе во время шиитского религиозного праздника Ашуры прямо в толпе верующих прогремел взрыв — трое погибли и 50 пострадали. Громкий инцидент с туристами произошел в 2013 году у подножия горы Нангапарбат, когда исламисты напали на лагерь альпинистов и убили одиннадцать человек из Украины, Словакии, Литвы, Китая, США, Непала и Пакистана.

Но нельзя вешать клеймо на всю страну на основе только этой информации. Тут играют роль множество факторов: где произошел теракт, кем были нападающие и жертвы, как к этому отнеслись и отреагировали власти и местные жители. Это все равно что отказаться от поездки во Францию из-за того, что там на улицах давят грузовиками людей.

Второе, что надо знать — не стоит полностью доверять модным ютьюберам и трэвел-шоу. Этим ребятам нужна драма, поэтому они будут рассказывать, как перемещались по Пакистану короткими перебежками, прячась от талибских снайперов.

Третье — Пакистан в целом очень безопасная страна, если включать голову. Впрочем, если этого не делать, то неприятности можно найти даже в самом спокойном месте.

Жертвами исламистов часто становятся религиозные меньшинства: шииты, христиане, суфии. Поэтому, находясь на подобном массовом религиозном мероприятии, вы действительно рискуете больше. Хотя обычно на таких событиях полиция и армия предпринимают дополнительные меры безопасности.

Проблемные регионы — это провинция Белуджистан на юго-западе страны и бывшая Зона племен — узкая полоска вдоль границы с Афганистаном. В первой активничают местные сепаратисты и исламисты, и там действительно случались инциденты с иностранными туристами. В 2011 году талибы похитили швейцарскую пару, которая сбежала из плена спустя восемь месяцев, а в 2013 году жертвами стали две чешские девушки, которых освободили через два года.

В Зоне племен еще три года назад официально не действовала пакистанская власть — за порядком там следили милиции местных кланов. Сейчас эту территорию присоединили к пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, но обстановка там не самая спокойная. Только попасть в Зону племен и Белуджистан непросто, а заехать случайно и вовсе невозможно: иностранцев без специального разрешения элементарно не пропустят через блокпост.

Блокпостов, кстати, на дорогах очень много, и почти на каждом иностранцев регистрируют и передают информацию дальше по маршруту. О безопасности туристов здесь заботятся. Все понимают: любой инцидент с иностранцем попадет во все мировые СМИ, и все усилия по развитию туризма пропадут зря. Пожалуй, лучшим доказательством этой опеки будет тот факт, что последний раз неприятности у туристов в Пакистане случались в мае 2014 года, когда на северо-западе страны похитили китайского велосипедиста.

Не все пакистанские полицейские разбираются в иностранных документах, и некоторые не могут даже найти имя в паспорте. Самые находчивые просто передают в руки журнал регистрации и просят, чтобы туристы сами вписали свои данные. Если вы путешествуете не в одиночку, то остановка на каждом чекпоинте будет занимать уйму времени. Поэтому просто распечатайте на отдельном листе ваши данные: фамилию, имя, пол, гражданство, дату рождения, профессию, номер и даты выдачи и окончания действия паспорта, номер и даты выдачи и окончания действия визы. Сделайте пару десятков копий этой бумажки и отдавайте ее полицейским — оригиналы документов обычно даже не просят.

В регионах с даже минимальным риском — или там, где этот риск был двадцать лет назад, но внутренние инструкции не изменились до сих пор — вас будет сопровождать полицейский конвой. Это обычно случается в Белуджистане, Кохистане, на севере Синдха и юге Пенджаба. Этот конвой мало напоминает настоящую охрану, которая сопровождает туристов, например, в Сомали. Обычно вашу безопасность будут беречь несколько полицейских с автоматами, но в самых спокойных местах охранять вас могут послать какого-нибудь старенького дедушку с таким же древним ружьем, а то и вовсе без него. Такая компания несколько замедляет путешествие, но от нее бывает и польза — иногда полицейские помогают попасть в закрытые достопримечательности, а если у вас нет своего транспорта, то станут вам бесплатным такси. Для вас эта услуга не будет стоить ничего, но если ребята целый день возили вас по городу, то их вполне можно угостить обедом.

С уличным криминалом — кражами, грабежами, мошенничеством — в Пакистане ситуация гораздо спокойнее, чем во многих популярных туристических странах. Тут еще стоит отметить невероятное гостеприимство пакистанцев, которые всегда рады помочь приезжему, а иногда даже начинают излишне его опекать. Продавец вряд ли завысит цену из-за цвета кожи и уж точно не будет против поторговаться. Если в туристической стране незнакомый местный подходит к иностранцу и начинает разговор, в большинстве случаев он рассчитывает получить какую-то выгоду. Если незнакомый местный подходит к вам в Пакистане, то, скорее всего, он искренне желает поприветствовать вас, узнать, откуда вы и нравится ли вам гостить в его стране.

Девушка, путешествующая без сопровождения мужчины, может вызывать у местных жителей непонимание, искренний интерес или желание помочь, но ничего более. Вероятность нарваться на харассмент в Пакистане меньше, чем в Турции или Индии, по поводу безопасности которых ни у кого не возникает вопросов. Американская путешественница Александра Рейнолдс написала подробный гайд по Пакистану для женщин.

В Пакистане есть куда более вероятные угрозы, чем талибы. Например, пищевое отравление — диарею путешественников никто не отменял. Поэтому пейте только бутилированную воду и старайтесь не есть в совсем уж негигиеничных местах. Но не переусердствуйте — лишать себя радостей пакистанского стритфуда тоже не стоит.

Пакистанский стритфуд

Надо быть осторожными тем, у кого есть склонность к горной болезни. Во время путешествия по земле высота набирается постепенно, но вот если лететь из Исламабада в Скарду на самолете, то за один час перемещаешься на два километра выше. Впрочем, если ваша цель — это не восхождения, а посещение горных деревушек и несложный трекинг, то, скорее всего, никаких проблем не будет.

Еще одна очевидная опасность — дорожное движение. Трафик в Пакистане совершенно сумасшедший, а правила соблюдаются от случая к случаю. Поэтому надо быть внимательным и в роли пешехода, и тем более если путешествуете по Пакистану за рулем.

О том, как путешествовать по опасным местам планеты, Павло Морковкин писал в своей колонке о путешествиях.

Люди и менталитет

Насколько пакистанцы гостеприимны, настолько консервативны и религиозны. Атеизм тут не очень понимают, поэтому если вы приехали из европейской страны и не верите в бога, то на вопрос о вероисповедании лучше ответить, что вы христианин. Взрывные шуточки об исламе тоже стоит держать при себе — кроме случаев, когда вы общаетесь с вестернизированной молодежью из больших городов, или ваш собеседник сам дал вам понять, что ему не очень по нраву исламские устои. В общем, относитесь к здешним обычаям и истории с тем же уважением, с которым местные встречают вас.

Местное гостеприимство иногда бывает даже назойливым. Пакистанцы могут бесцеремонно врываться в вашу с друзьями беседу со своими надоевшими вопросами «Откуда вы?» и «Как вам Пакистан?», постоянно подходить с просьбами сделать селфи, а то и вовсе снимать тайком — потом ищите себя в тиктоке. С этим придется просто смириться. Так происходит отчасти из-за желания угодить гостю, отчасти — из-за распространенного в постколониальных странах явления, которое тут называется комплексом го́ры (белый человек на урду-хинди). Часто пакистанцы слишком подобострастно относятся к го́ре. Но это бывает и полезным: вас могут пропустить без очереди в магазине или разрешить зайти на закрытую достопримечательность. Однако злоупотреблять таким отношением точно не стоит.

Пакистан — это исламская республика, но здесь нет законодательных требований к женской одежде, как в Иране, и голову туристкам покрывать не обязательно. Хотя желательно. Также стоит выбирать максимально закрытую и не обтягивающую одежду. Мужчинам можно носить футболки с коротким рукавом, но не майки с открытыми плечами. Шорты лучше тоже оставить дома — наденьте легкие длинные штаны. Как вариант — купить шальвар-камиз — местный костюм из широких брюк и рубашки до колен. Его носят как мужчины, так и женщины. Так не будете привлекать к себе внимание и даже заслужите респект от местных.

Продавец в книжном магазине в пакистанском костюме шальвар-камиз

Ситуация отличается от региона к региону. Самые строгие места — это пуштунские районы на северо-западе страны и Кохистан. Там местные женщины если и появляются на улице, то надевают только бурки — мешковатую одежду, которая полностью закрывает тело с головы до ног. В Исламабаде, долине Хунзы и долинах калашей все намного проще: к мужчинам в шортах и женщинам в футболках с коротким рукавом относятся нормально. Но вы вряд ли увидите местных, которые так одеты.

Для посещения мечети стоит выбрать максимально закрытую одежду: женщинам — покрытая голова, закрытые ноги и руки до запястий, мужчинам — закрытые ноги, но футболка с коротким рукавом допускается.

В Пакистане сильны культурные связи с Индией, несмотря на политические конфликты. Пакистанцы с удовольствием слушают индийскую музыку и смотрят болливудские фильмы. Тем более что урду и хинди — государственные языки Пакистана и Индии — взаимопонятны на слух. Больше всего Индию напоминают юго-восточные провинции Синд и Пенджаб. Исторический регион Пенджаб, кстати, оказался разделенным границей и дал название не только пакистанской провинции, но и одноименному индийскому штату.

Есть и пить

На юге Пакистана меню почти индийское: бирьяни — рис с мясом, караи — жаренное в масле мясо, дал — чечевичный суп-пюре, чана — тушеный нут, и все, конечно, со специями. Очень популярны кебабы, котлеты из мелко нарубленного мяса со специями, жаренные на сковороде или гриле. Стритфуд — это чаще всего самоса — маленькие жареные пирожки с овощами или мясом, и гольгаппа — жареный полый тонкий хлеб с начинкой из нута или овощей.

Мужчина готовит гулаб джамун на улице Бахавалпура

Главное отличие — мусульманская кулинария куда кровожаднее индуистской, и вегетарианцы в Пакистане не будут чувствовать себя так же свободно, как в Индии. В пакистанской кухне много говядины, баранины, курятины. Свинину не едят по религиозным причинам. Со свежими овощами тоже непросто: обычно все, на что вы можете рассчитывать — это бедненький салат из нарезанных огурцов, помидоров и лука. На морском побережье и около рек обязательно пробуйте свежую рыбу.

Юные продавцы в мясной лавке

Сладости — отдельная тема. Даже в маленьких городках постоянно попадаются магазины со сладким. Как минимум надо попробовать бурфи и гулаб джамун, сделанные из муки и молока, и местную халву из разных видов орехов и топленого масла гхи. Из молочных десертов самые вкусные — рас малай и кхир, похожие на пудинг, и мороженое кульфи.

В горах на севере много заведений с кухней, типичной для юга страны, но менее вкусной. Дело в том, что большинство кафе в горных районах заточены на внутренний туризм. А приезжие пенджабцы любят и на отдыхе питаться привычной им едой. Поэтому обязательно найдите кафе, где подают именно блюда локальной, северной кухни. Или попросите в отеле, чтобы вам приготовили что-нибудь местное: домашний козий сыр, лепешки из грецкого ореха, масло из абрикосовых косточек и мумту — дамплинги с мясом яка, отдаленно напоминающие пельмени или хинкали, но больше — тибетские момо.

В крупных городах есть «Макдональдс», «Киэфси» и их местные аналоги: например, One Potato Two Potato, Burger O’Clock или 14th Street Pizza Co. А еще тут круглый год растет огромное количество фруктов: от тропических манго и бананов до привычных нам абрикосов и яблок.

Уличный продавец дынь

Еда в Пакистане недорогая. В народных заведениях или на улице можно от пуза наесться на 1 доллар (74.0 рублей). Дороже обойдется обед в западных и околозападных фастфудах, туристических местах и ресторанах в больших городах — около 10 долларов (740.3 рублей). И конечно же, в мегаполисах есть заведения высокой кухни с высоким ценником.

Пакистанцы пьют в основном чай с молоком и сахаром, а не привычный нам черный чай. У пуштунов главный напиток — пешавари кава, зеленый чай с сахаром и кардамоном. С кофе здесь проблема, поэтому кофеманам лучше привозить молотые зерна с собой. Или пить кофе только в больших городах, где есть кафе европейского типа с ценами в 400−600 рупий (167.5 − 251.2 рублей) за чашку. Очень популярен ласси — холодный молочный напиток, похожий на йогурт: в него добавляют соль, сахар или фрукты.

В Пакистане мусульманам запрещено употреблять алкоголь. Представители других конфессий пить могут, но должны получить разрешение у местных властей. Для иностранцев вся эта бумажная волокита не обязательна. Основанное еще британцами в 1860 году предприятие Murree Brewery выпускает пиво, водку, виски, джин, бренди и ром. Пиво стоит около 500 рупий (209.3 рублей) за банку, крепкие напитки — от 2500 рупий (1,046.6 рублей) за бутылку 0,7 литра. Алкоголь продают в специальных магазинах при дорогих отелях, в вайн-шопах или с рук у нелегальных торговцев.

Домашнее производство алкоголя тоже присутствует. Массово этим занимаются калаши в провинции Хайбер-Пахтунхва и жители долины Хунзы. В этих двух регионах можно купить как домашнее вино, так и крепкий алкоголь из винограда, абрикосов и шелковицы. Стоят они в районе 10−20 долларов (740.3 − 1,480.5 рублей) за полуторалитровую бутылку. В открытую спиртное, конечно, не продают, но особо и не прячутся — если хотите купить алкоголь, спросите у местных знакомых или в отеле.

Жилье

В Пакистане прекрасно работает каучсерфинг. Больше всего людей традиционно зарегистрировано в мегаполисах — обычно у них есть даже городские комьюнити и регулярные встречи. В маленьких городках людей меньше. Если искать вписку в горах, то надо уточнять, где конкретно живет потенциальный хост. Часто люди указывают в профиле название райцентра или целого района вместо своего небольшого поселка.

Например, в Карачи 390 активных хостов, которые заходили на сайт в течение месяца. Скриншот с Couchsurfing.com

В городах платное жилье можно бронировать на «Букинге». Выбор большой: есть и отели международных сетей типа Mövenpick, Marriott, Ramada, и бэкпекерские хостелы. Разброс цен соответствующий: от десяти до нескольких сотен долларов за ночь. В столицах провинций работает и «Эйрбиэнби» — 20−50 долларов (1,480.5 − 3,701.3 рублей) за квартиру. В маленьких городах альтернатив меньше, «Букингом» там не пользуются. Чтобы не искать жилье прямо на месте, почитайте статью про нужный вам населенный пункт на Wikitravel или Wikivoyage — там есть списки гостиниц. Можно искать отели и в фейсбуке: вбиваете в строке поиска «hotel» и название города и пишете сообщение в личку или на указанный номер вотсапа. И знайте, что даже если цены указаны в прайс-листах, тут всегда можно немного поторговаться.

Важный момент при бронировании: даже отели с «Букинга» не всегда имеют лицензию на заселение иностранцев. Особенно это актуально для Кветты, Мултана и Бахавалпура. То есть даже если вы зарезервировали номер, вас могут не поселить в него — но, скорее всего, об этом сообщат заранее, когда увидят иностранное имя в брони. Не все отели готовы селить в один номер разнополые неженатые пары, хотя на иностранцев эти правила обычно не распространяются. К тому же можно просто назваться мужем и женой, даже если это не так.

Блага цивилизации: электроэнергия, розетки, мобильная связь, интернет

Даже в больших пакистанских городах иногда отключают электричество. Чем меньше населенный пункт, тем чаще случаются блэкауты. Так что запасной аккумулятор или пауэрбанк, скорее всего, пригодятся. Деревни, где люди до сих пор живут при свечах, тоже есть, но до них придется добираться довольно долго.

В Пакистане используются розетки типа C — с двумя контактами, как в Европе. Проблема в том, что розетка в номере иногда бывает всего одна, да и та — на уровне головы, а разъемы у нее очень широкие и не держат европейские стандартные вилки. Поэтому стоит взять с собой зарядное устройство с несколькими usb-портами или переноску с длинным шнуром — она очень сильно облегчит жизнь.

С мобильной связью и интернетом на равнине проблем нет. Можно покупать сим-карту любого оператора, например Zong. Иностранцу ее продадут не в каждом магазине, поэтому придется ехать в центр обслуживания пользователей. В горах ситуация со связью хуже: симка, которая отлично работает в одной долине, может не ловить сигнал в другой, а иногда сигнала нет вообще. В Гилгит-Балтистане лучше всего ловит SCO, а для Хайбер-Пахтунхвы стоит купить Telenor. У всех операторов карточка активируется через несколько часов, но если вы попали в офис в субботу или воскресенье, то придется ждать до понедельника. Если покупаете симку на свой паспорт, а не на документы местного друга, то она перестанет работать по истечении визы. С вай-фаем в отелях ситуация примерно как с мобильной связью: на равнине все отлично, а в горах лучше подготовиться к худшему и купить симку.

Как попасть

Из России, Беларуси и Украины добраться в Пакистан удобнее всего с пересадкой в Дубае, Шардже, Дохе и Стамбуле. Последний вариант с авиакомпаниями Turkish Airlines и Pegasus — самый дешевый. Причем часто перелет Turkish Airlines с багажом и питанием стоит не намного дороже, чем билет лоукостера Pegasus. Из всех городов Пакистана дешевле всего долететь до Карачи. Цена за билет в оба конца начинается от 35 000 рублей.

Транспорт в стране

Автобусы

Daewoo Express — самый распространенный и одновременно самый дорогой перевозчик на равнинных территориях. У них обычно комфортные автобусы с кондиционером, в которых еще и кормят. Но кондиционер иногда включают на полную мощность — возьмите куртку с собой в салон. Билет из Лахора в Исламабад (370 километров, четыре−пять часов) стоит в 9−12 долларов (666.2 − 888.3 рублей).

В провинции Гилгит-Балтистан самая разветвленная сеть у NATCO. Проезд из Исламабада в Гилгит (500 километров, около 20 часов) на ночном автобусе обойдется в 13 долларов (962.3 рублей), правда, транспорт там похуже, чем у «Дэу экспресс».

В Хайбер-Пахтунхве лучше всего ехать на Hindukush Express. Билет из Исламабада в Читрал (470 километров, около десяти часов) стоит 16 долларов (1,184.4 рублей).

В целом в Пакистане много автобусных компаний на разный бюджет. Можно посмотреть некоторые из них на сайте PK Buses, а билеты купить на каком-нибудь сервисе бронирования — например, Bookkaru, Bookme.pk, EasyTickets. Цена иногда отличается чуть ли не в два раза. Но не стоит жадничать: самый дешевый рейс может оказаться разваливающимся забитым под завязку автобусом Toyota Coaster, провести ночь в котором — сомнительное удовольствие. В крупных городах у каждой компании свой автовокзал, но обычно они все сконцентрированы в одном районе города. Поэтому стоит позвонить по контактному номеру и узнать, откуда отправляется автобус.

По удаленным районам люди ездят на маршрутках и shared taxi, которые отправляются от автостанций по мере заполнения. Цена примерно такая же, как и у равнинных перевозчиков. В таком транспорте на сиденье шириной меньше двух метров садятся четыре человека. Для пакистанцев этого пространства достаточно, а вот европейцы, как правило, крупнее, потому ехать будет не очень комфортно. В таких местах лучше уточнять, как часто ходит транспорт и нужна ли предварительная запись: иногда пассажиров так мало, что единственная машина может ездить раз в день и отправляться в пять утра. 

В горах путь измеряют временем поездки, а не расстоянием. Потому что кое-где 40 километров можно ехать два часа. А еще даже в самый сухой сезон летом на дорогах сходят сели, и путешествие может прерваться на несколько дней.

Железные дороги

Поезда едут медленнее автобусов, но ими удобно пользоваться, когда расстояние между двумя пунктами достаточно большое, чтобы успеть выспаться. Железные дороги проходят от Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев и Гиндукуша на севере и от афганской до индийской границ. Билеты продают в кассах вокзала (которые не всегда работают круглосуточно) или онлайн: на сайте пакистанских железных дорог или в приложении для Android. Но ни сайт, ни приложение не работают за пределами Пакистана — поэтому придется настроить прокси в операционной системе своего устройства или в браузере. А еще для покупки билета надо ввести пакистанский номер телефона и номер CNIC — пакистанского удостоверения личности. Если для второго достаточно вбить тринадцать случайных цифр (а лучше номер своего паспорта с добавленными нулями), то телефон придется подтверждать. Поэтому из-за границы покупать билеты на поезд довольно сложно.

Посмотреть расписание поездов можно и в приложении Pak Rail Live для Android и iOS — оно нормально работает и за пределами Пакистана. В нем же показывается местонахождение конкретного поезда в реальном времени. Это мегаудобная функция с учетом того, что пакистанские поезда очень непунктуальны и опоздание в несколько часов — это норма.

У каждого поезда есть собственное имя — как правило, в честь местного топонима либо выдающегося культурного или политического деятеля. Слова «пассажирский» и «экспресс» в названиях обычно никак не связаны с его скоростью. В остальном принцип такой: чем лучше условия в поезде, тем меньше он делает остановок, тем быстрее едет и тем дороже билет. Например, из Карачи в Мултан (900 километров) можно доехать как за 13, так и за 18 часов.

Вот четыре самых распространенных типа вагонов, которые бывают в пакистанских поездах:

  • Economy — общий вагон с секциями по шесть полок и двумя сиденьями напротив. Похож на индийский слипер. Кондиционера нет. Есть вентиляторы и открытые окна, из-за которых через два часа езды покрываешься ровным слоем пакистанской пыли. Выбирать его стоит, только если хочется сэкономить или познать местный колорит. Сидячка из Карачи в Мултан стоит 1000–1450 рупий (418.7 − 607.0 рублей). Полка обойдется на 100 рупий (41.9 рублей) дороже.
Так выглядит самый дешевый вагон в пакистанских поездах
  • AC Lower/Standard — тот же Economy, только с кондиционером и закрытыми окнами, поэтому чище и дороже. Билет Карачи — Мултан стоит 2650 рупий (1,109.4 рублей). Кондиционеры включают на полную мощность, поэтому готовьте верхнюю одежду.
  • AC Business — купе с шестью полками. Билет из Карачи в Мултан — 3750 рупий (1,570.0 рублей).
  • AC Sleeper — купе для четырех пассажиров с туалетом. Билет по маршруту Карачи — Мултан стоит 5300 рупий (2,218.9 рублей).

В пакистанских поездах иностранцам делают скидку в 25% на билеты, но только если покупать в кассе. Около здания железнодорожного вокзала надо найти Commercial Office и там просить оформить скидку для иностранцев. Понадобятся паспорт, его копия, копии визы и въездного штампа и заполненная анкета, которую выдают на месте. После этого вы получите документ на скидку, который надо предъявить в кассе. Весь процесс занимает минут 20–50 — все зависит от того, насколько осведомленными будут люди в кабинетах. Для каждого нового билета скидку придется оформлять заново. Вряд ли стоит этим заморачиваться, когда билет стоит несколько долларов, но если сутки ехать в слипере, то экономия будет в районе пятисот рублей.

Скидку в 25% также дают студентам, и ее можно суммировать со скидкой для иностранцев. Для оформления нужен документ, подтверждающий ваше студенчество, а иногда его копия или просто молодой вид и устное заявление о том, что вы студент.

Самолеты

В Пакистане неплохо развито авиасообщение, и даже в районных центрах есть свои аэропорты. Самая разветвленная сеть маршрутов — у Pakistan International Airlines. Например, из Карачи в Исламабад билет стоит около 130 долларов (9,623.3 рублей). Сегодня это единственная авиакомпания, у которой есть рейсы на север страны. Остальные три перевозчика: AirSial, Airblue и SereneAir — летают в основном по югу. Недавно лицензию получила новая авиакомпания North Air, которая должна связать северные аэропорты с основной частью страны. Это сильно облегчит жизнь, потому что по земле на север добираться долго, а зимой еще и сложно из-за снежных завалов. Хотя даже авиасообщение там нерегулярное: рейсы часто отменяют из-за нелетной погоды.

А еще в Пакистане с десяток действующих международных аэропортов. Поэтому, исходя из вашего маршрута, можно попробовать подыскать билеты open-jaw и связать перелеты с аэропортом вашей пересадки.

Автостоп и карпулинг

Автостоп в Пакистане хороший — пакистанское гостеприимство дает о себе знать — и дороги на равнинах хорошие. Проблемы могут возникнуть лишь там, где для перемещения нужен конвой или специальные разрешения (NOC). Карпулинг не очень популярен в Пакистане. «Блаблакаром» тут не пользуются вообще, но есть местные аналоги — vCarpool и Ridely.

Путешествие по Пакистану автостопом дает возможность прокатиться в колоритном грузовике

Городской транспорт

Главный и зачастую единственный общественный транспорт — это автобусы. Можно найти описание их маршрутов в интернете — в основном на сайтах муниципалитетов. Но там все реализовано так, что человеку, незнакомому с городом, разобраться очень сложно. Очень колоритный транспорт ходит в Карачи. Небольшие автобусы размером с пазик украшены в стилистике знаменитых пакистанских грузовиков. Выглядят они очень фактурно: цветастые, со стикерами, фигурной резьбой, жестяными орнаментами и торчащими во все стороны антеннами. А внутри — шторы, узоры, гирлянды. Но в крупных городах этот транспорт постепенно заменяют более удобными, но менее фактурными современными китайскими автобусами.

В Лахоре, Мултане, Пешаваре и агломерации Исламабад-Равалпинди есть метробус — автобус, который едет по выделенной дороге. Им удобно пользоваться как метро: это скоростной транспорт, который обычно проходит через основные районы в городах. В Исламабаде-Равалпинди у метробуса две линии, в остальных городах — одна. Билет стоит 20–30 рупий (8.4−12.6 рублей) в зависимости от города. В Карачи планируют построить метробус с пятью маршрутами, но стройка тянется уже несколько лет. В Лахоре есть пока что одна линия полноценного метро. Проезд стоит 40 рупий (16.7 рублей).

Самый очевидный вариант городского транспорта — это такси. Можно ловить прямо у дороги, а можно использовать «Убер» или его местный аналог — Careem. В пакистанских приложениях есть не только автомобиль, но и рикша или мототакси. Для последнего есть даже отдельный сервис Bykea. Мототакси — идеальный вариант для соло-путешественника, потому что не приходится стоять в пробках, и за 2 доллара (148.1 рублей) можно проехать весь город. Если, конечно, не смущает езда без шлема по диким пакистанским дорогам.

Часто таксисты украшают моторикши разным артом

В Исламабаде рикшам ездить запрещено. Зато в этом городе с его огромными пространствами отлично работает городской автостоп. А еще здесь есть первый в Пакистане прокат электробайков ezBike. Иностранцам он тоже доступен: в приложение надо загрузить скан паспорта, а свободное место в поле CNIC забить нулями.

Виза

Гражданам большинства государств мира визу надо оформлять заранее. Сравнительно недавно это был довольно сложный процесс. Но в 2019 году местные власти решили развивать туризм и ввели онлайн-визы, уменьшили денежный сбор в несколько раз, а бумажную визу чуть позже отменили вообще. Сейчас электронную визу могут оформить граждане 191 страны и частично признанной территории. Стоимость зависит от гражданства, но россиянам, украинцам и беларусам виза обойдется в 35 долларов / 2,590.9 рублей.

Заявку надо подать на государственном сайте, заполнив огромную анкету — выделите на это не меньше получаса. Нужно указать, например, имена обоих родителей, супруга или супруги и два последних места работы. Из хорошего — половину сомнительных полей вроде «Образование» и «Группа крови» заполнять не обязательно, а анкету в любой момент можно сохранить и вернуться к ее заполнению позже.

В заявке есть раздел о странах, посещенных за последние три года. Туда вовсе не обязательно вписывать все места, в которых вы были — ограничьтесь тремя-четырьмя. С некоторыми странами Пакистан по разным причинам не смог подружиться — это Израиль, Афганистан, Армения и Индия. Поэтому, если вы там были, то лучше об этом тактично умолчать. Впрочем, какого-то запрета на их посещение (как, например, в Ливане с израильскими штампами) нет, поэтому компрометирующие печати в вашем паспорте никто искать не будет.

Документов теперь тоже надо гораздо меньше: паспорт, фото и брони отелей. Причем жилье тоже не надо бронировать по всему маршруту — укажите отели в самых крупных городах, их легче всего зарезервировать через «Букинг».

Еще одно улучшение — приглашение (LOI, Letter of Invitation) больше не нужно. Точнее, в анкете вам предложат его загрузить вместо или вместе с резервациями отелей, но делать это совсем не обязательно — нескольких броней с «Букинга» будет достаточно. Если приглашение все-таки понадобится (очень вряд ли), то вам не влепят отказ, а пришлют письмо и попросят загрузить этот документ дополнительно. Если такое случилось, то свяжитесь с каким-нибудь пакистанским лицензированным туроператором и попросите их оформить документ для вас. Цены и условия у разных компаний отличаются. Многие высылают приглашение, только когда вы покупаете у них тур. Если вы сумели сторговаться за 50 долларов (3,701.3 рублей), то это очень хорошая цена — обычно просят больше.

На сайте обещают выдать визу через семь–десять рабочих дней, но были случаи, когда люди получали ее в течение суток. Перед полетом визу надо распечатать — можно даже в черно-белом варианте, но лучше в нескольких экземплярах, потому что в ходе путешествия не раз придется ее предъявлять. Если планируется покорять горные вершины или пройти сложный трек, то понадобится не туристическая виза, а виза для альпинизма и трекинга, и у нее другие правила получения.

Если виза подошла к концу, а покидать Пакистан все еще не хочется, то ее можно продлить на том же самом сайте — причем даже если виза уже просрочена. Для этого нужно оформить новую визу, но в поле «Application Type» («Тип заявки») выбрать «Extension» («Продление»). Эта услуга стоит 20 долларов (1,480.5 рублей), а для ее оформления потребуются скан-копии страницы паспорта с въездной печатью, виза (действующая или уже просроченная) и брони отелей либо приглашение.

Если виза просрочена, а продлевать ее не хочется и вы собираетесь уехать из страны, то надо получить разрешение на выезд — все на том же сайте. Стоимость этого пермита зависит от срока, на который просрочена виза. Не очень понятно, зачем оформлять это разрешение, если можно просто продлить визу. Но официальные источники утверждают, что разрешение на выезд оформляется в течение трех суток, тогда как продление — семь-десять рабочих дней.

Пермиты внутри страны

Для поездок по отдельным регионам Пакистана нужны специальные разрешения — NOC (No Objection Certificate). Они оформляются бесплатно в МВД Исламабада, но весь процесс может занять около семи недель. Будет надежнее оформить сертификат заранее через местного туроператора.

В 2019 году, во время туристической оттепели, NOC отменили почти везде на севере страны. Сейчас пермит требуют только для приграничных зон: это восемь километров вдоль индийско-пакистанской линии контроля в Азад Кашмире и Гилгит-Балтистане и 16 километров вдоль границ с Китаем, Афганистаном и линии фактического соприкосновения у ледника Сиачен.

На юге ситуация сложнее. NOC придется оформлять для поездок по бывшей Зоне племен и по провинции Белуджистан. Если из Пакистана ехать по земле в Иран, то разрешение для проезда по Белуджистану в Исламабаде будут делать около недели. Другой вариант — добраться до столицы Белуджистана, города Кветты. Здесь полиция вас тут же возьмет в свои руки, заселит в гостиницу, никуда не будет выпускать, отвезет в местные органы власти оформлять NOC, а потом будет сопровождать до Ирана. Первый вариант выглядит предпочтительнее, потому что не обязательно сидеть в Исламабаде все время, пока оформляется NOC, и можно в это время путешествовать по окрестностям. А гостиницы в Кветте, куда заселяют иностранцев, обычно не самые дешевые. Впрочем, были люди, которые отказывались платить и жили во дворе отеля в палатках. Если въезжать из Ирана, то путешественников под конвоем сопроводят до Кветты, где поселят в отель. Потом опять же под охраной повезут оформлять NOC, без которого нельзя купить билет на поезд и уехать дальше на восток — в поезде тоже будут стеречь полицейские.

Когда ехать

Пакистан находится на одной широте с Египтом и Ираном. Но это совсем не значит, что здесь везде жаркий климат. Погоду определяет очень неоднородный рельеф. На равнинном юго-востоке, в провинциях Синд и Пенджаб, действительно всегда тепло, а с мая по сентябрь — вообще невыносимо. Сюда стоит ехать зимой, чтобы немного погреться. При этом на юго-западе, в Белуджистане, зимой бывает очень холодно, а иногда выпадает снег.

Север Пакистана — это горы. Передвигаться по земле с ноября по апрель тут достаточно сложно из-за селей, лавин и снегопадов. Некоторые перевалы вообще закрывают зимой. Зато остальную часть года здесь приятная и нежаркая погода. Пакистанцы с юга страны любят приезжать сюда летом, чтобы отдохнуть от жары.

Не стоит ехать в Пакистан во время священного месяца Рамадана и праздников Ураза-байрам (Ид-аль-Фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха). Все они отмечаются по исламскому календарю, и относительно европейского календаря их даты каждый год меняются. Во время праздничных каникул пакистанцы сами часто путешествуют. Из-за этого отели забиты, цены на арендованный транспорт растут, а внимание к иностранцам становится более навязчивым. Во время Рамадана почти все кафе и рестораны закрываются, а на улице есть нельзя. В целом Рамадан — это отдельный интересный опыт, потому что вся активность смещается в темное время суток, после захода солнца люди разговляются и всю ночь проводят на улице, объедаясь и празднуя. Но в ковидных реалиях все это выглядит не так многолюдно и весело, как обычно.

Деньги: карточка или кэш

В Пакистане несложно поменять валюту, и даже в аэропортах не самый плохой курс. В маленьких городках, даже туристических, ситуация хуже. Проще всего искать на гугл-картах currency exchange или Western Union: пункты денежных переводов и обменники обычно находятся в одном месте. С собой можно везти как евро, так и доллары, но американскую валюту — крупными банкнотами не старше 2009 года: мелкие берут по худшему курсу, а старые не принимают вообще.

Карточками можно расплачиваться в очень редких местах: супермаркетах, ресторанах и сувенирных магазинах. А банкоматы иногда не выдают деньги, даже несмотря на стикер Visa или MasterCard. В первую очередь надо проверять банкоматы от Standard Chartered Bank, Allied Bank, HBL и Muslim Commercial Bank. Но если в одном городе получилось снять деньги в конкретном банке, то далеко не факт, что это можно повторить в другом его отделении. К тому же обычно разрешают снять за одну итерацию не более 20 000 рупий (8.4 рублей). То есть если несколько раз снимать по 20 000 рупий, то каждый раз придется платить комиссию два с половиной процента — 500 рупий (209.3 рублей). Надежнее ехать в Пакистан с наличкой, а карточку взять на всякий случай.

Ковид

С 1 октября 2021 года попасть в Пакистан могут только люди, которые прошли полный курс вакцинации не позднее, чем за 14 дней до вылета. Исключение делается для пассажиров 17 лет и младше и людей, которым вакцинация противопоказана по состоянию здоровья — последнее придется подтвердить документально.

Нигде нет официальной информации о том, как должен выглядеть сертификат о вакцинации и какие конкретно вакцины принимает Пакистан, но в самой стране используют восемь препаратов: «Спутник V», Sinopharm, CanSino Bio, Sinovac, AstraZeneca, Moderna, Pfizer и PakVac. Требование о вакцинации уже есть в «Тиматике», поэтому сертификат будут проверять еще на стойке регистрации в аэропорту вылета.

Власти Пакистана делят все страны мира на три категории: A, B и С. Из первых можно лететь в Пакистан без ПЦР-тестов. Из последних въезжать в Пакистан можно, только если есть разрешение от Национального командного и операционного центра Пакистана. Чтобы его получить, надо написать письмо в Управление гражданской авиации и обосновать необходимость своего приезда. Но поскольку туризм они вряд ли посчитают уважительной причиной, то лучше оформить пермит через лицензированных пакистанских туроператоров.

Из стран категории B — а это почти все государства, в том числе Россия, Украина, Беларусь — надо лететь в Пакистан с ПЦР-тестом, сделанным не раньше, чем за 72 часа до начала путешествия — в дополнение к вакцинации. Детям до 12 лет и пассажирам с инвалидностью тест сдавать не надо.

После получения результата теста и до регистрации на рейс надо отметиться в системе Pass Track на сайте или в приложении (Android или iOS). Это также не касается детей до 12 лет и людей с инвалидностью, потому что Pass Track требует подгрузить результат ПЦР-теста, которого у них нет.

С регистрацией есть один нюанс. В пакистанских источниках и сообщениях авиакомпаний, которые летают в Пакистан, может быть написано, что распечатка регистрации с сайта и регистрация в приложении равносильны. Но «Тиматик» утверждает: «Пассажиры должны загрузить приложение перед посадкой и внести свои личные данные или внести свои личные данные на сайте и распечатать подтверждение». И тут не очень понятно, надо ли распечатывать документ в любом случае или только при регистрации на сайте. При этом именно «Тиматиком» руководствуются сотрудники авиакомпаний на стойке регистрации, поэтому лучше все-таки распечатать. Независимо от страны вылета по прилете все проходят экспресс-тест на ковид. Его делают за счет Пакистана.

По идее последние правила, включая списки категорий стран, должны публиковать на государственном сайте, посвященном пандемии. Но там информация не самая свежая. Поэтому стоит проверять информацию везде: в «Тиматике», на сайтах Управления гражданской авиации Пакистана и Пакистанских международных авиалиний. По датам публикаций можно будет понять, где более свежие — а значит, и достоверные — сведения.

Что еще почитать о Пакистане

  • Путеводитель Lonely Planet. Pakistan & the Karakoram Highway (седьмое издание, 2008 год) — библия. Практическая информация (погранпереходы, гостиницы, вопросы безопасности) безнадежно устарела, но все достопримечательности остались на месте.
  • «Не говори маме, что я в Пакистане» — группа в «Фейсбуке», которую ведут беларусы Дмитрий Бушик и Инна Мамчанка и пакистанец Джахангир Афзал. Куча красивых фоток и практической информации.
  • «В Индию по земле, а там посмотрим» — паблик российского путешественника Андрея Манчева во «ВКонтакте». Андрей, как видно из названия, путешествует по Южной Азии по земле. Много полезных советов и периодические экскурсы в историю.
  • Caravanistan — самый информативный сайт для поездок по маршрутам Великого шелкового пути.
  • Lost With Purpose — личный тревел-сайт от фанатки региона, американки Александры Рейнолдс.
  • Pakistan Tourism Development Corporation (PTDC) — государственная организация, которая занимается развитием туризма в Пакистане.
  • Разделы о Пакистане на Lonely Planet, Wikitravel, Wikivoyage и форуме Винского.
Текст и фото: Павло Морковкин

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Фейсбук, Яндекс.Дзен, Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Pay работают.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ