Содержание
География: как путешествовать по Перу?
Перу — страна с впечатляющим разнообразием природных и культурных ландшафтов. Программа минимум включает в себя:
- Лиму
- Мачу-Пикчу и другие инкские достопримечательности вблизи Куско
- джунгли Амазонии
- каньон Колка и горы Виникунка
Однако Перу есть что еще предложить. Природные богатства страны неисчерпаемы, здесь есть все: пустыни и джунгли, горы и плато, каньоны, реки, озера, оазисы, то есть все, что пожелает душа. Поэтому единственная возможная рекомендация: выделите на Перу как можно больше времени и объездите страну вдоль и поперек.
Что касается доколумбовых цивилизаций, то инки одержали не только военную победу, покорив другие индейские культуры, но и символическую, затмив их наследие. Относительной известностью пользуются рисунки на плато Наска. Но восприятие Перу будет неполным без посещения загадочных храмов Чавин-де-Уантар и культуры мочика, остатков города Чан-Чан и руин в Карале.
Если говорить о городах и наследии колониального Перу, то помимо Лимы, Куско и Арекипы обязательно стоить посетить Кахамарку и Аякучо.
Лима
Ничто не может передать сущность Лимы лучше, чем заезженный штамп «город контрастов». Вообще о Лиме сложно говорить, как об одном городе. Лима как «государство в государстве», каждый район которого демонстрирует свою специфику. Поэтому, чтобы понять Лиму, стоит посетить как можно больше ее частей.
Условно первый контраст — это древность / современность, хотя применительно к Лиме стоит говорить о доколумбовой, колониальной и современной Лиме.
Официально Лима ведет свою историю от города королей, Сьюдад-де-лос-Рейес, который 18 января 1535-го года основал Франсиско Писарро. День рождение Лимы каждый год с размахом празднуется именно 18-го января.
Однако в городской ткани повсеместно проглядывают остатки более ранних времен. Например, руины храма Уака Пукльяна (Huaca Pucllana) или археологический квартал Маранга (Maranga).
Колониальную эпоху воплощает исторический центр Лимы. К нему сложно остаться равнодушным: роскошный кафедральный собор и другие церкви, барочные здания со знаменитыми резными балконами, помпезные площади — основной набор любого путеводителя.
Квинтэссенцией современной Лимы можно считать район Сан-Борха. Самое примечательное в нем: бруталистские здания министерств, Национальной библиотеки и Музея Нации. После исторического центра посещать район с осторожностью: возможен неприятный эстетический шок. Хотя Музей Нации определенно достоин визита, потому что, по сути, это Перу в миниатюре. Его экспозиции включают даже реплики самых знаменитых артефактов из других мест страны. Лучшее погружение в специфику Перу может обеспечить разве что Музей перуанской культуры.
Второй контрас в облике Лимы — бедность vs. богатство. Конечно, как латиноамериканская столица с населением в почти 10 миллионов человек, Лима обречена на наличие неблагополучных кварталов. Обычно туристом удается избежать контактов с ними, но в случае Лимы один из них упорно бросается в глаза. Речь идет о трущобах на склоне горы Сан-Кристобаль.
Помимо трущоб в Лиме полно богатых районов, но символом роскоши и престижа является, в первую очередь, Мирафлорес. Жить в Мирафлоресе или закончить здесь частную школу / отдать в нее детей — мечта многих жителей Лимы. Путешественникам Мирафлорес может предложить активную культурную жизнь, отличные кафе и пляжи. Особое развлечение — полет на параплане над районом.
Отдельного внимания заслуживает художественная жизнь Лимы, ее разнообразие достойно этого города. Любители доколумбового искусства могут отправиться в Музей Ларко, колониального — в Музей Педро де Осма или в Лимский художественный, а современного — в MAC-Lima. Лиме есть что вам предложить, даже если вдруг в вас взыграла ностальгия по европейской живописи — музей итальянского искусства. А если потянуло к неконвенциональным формам — к вашим услугам многочисленные художественные галереи и стрит-арт в районе Барранко.
Менталитет перуанцев
Как и в случае с другими латиноамериканскими странами, судить о общем менталитете перуанцев крайне сложно из-за сплава индейской и разнообразных иммигрантских культур. Однако индейская цивилизация благодаря инкам оказалась столь сильна, что именно перуанскую культуру лучше всего описывает термин «креольская». Сложное сочетание индейских и испанских (европейских) веяний трудно объяснить, но легко почувствовать, приехав в Перу. Но нельзя забывать о еще нескольких пластах культуры: азиатской и африканской. Китайской иммиграцией никого не удивить, поэтому лимский Китайский квартал похож на многие другие. Однако в истории Перу свою роль сыграли и японские мигранты, подробнее узнать об этом можно в Музее японской иммиграции. У афроперуанской культуры тоже есть свой специальный музей в Лиме.
То, что объединяет перуанцев — это страсть к празднованиям. Представление о Перу будет неполным без посещения карнавала. C таким размахом, буйством и безумством, кажется, карнавалы не проводятся нигде. Особенно советуем поехать на карнавал в Кахамарку, которую часто даже называют столицей карнавала в Перу. Однако будьте готовы к невообразимому наплыву людей и проблемам с бронированием жилья.
Хотя перуанцы — чемпионы карнавалов, только ими дело не ограничивается. В каждом регионе, в любое время года найдется масштабное празднование. Туристов особо привлекает инкский праздник солнца, Инти Райми, который можно застать в Куско. Бесспорно, он зрелищный, но слишком уж далекий от повседневности современных перуанцев. Ради более аутентичного опыта стоит поучаствовать в Señor de los Milagros, одной из крупнейших религиозных процессий в мире. Она проводится в Лиме в октябре в честь культового изображения Христа в одной из лимских церквей. Здесь вы можете на своей коже прочувствовать важность католического наследия в Перу, но только если не страдаете демофобией.
Разумеется, синтез культур не проходил безболезненно. Многие исторические проблемы не потеряли своей актуальности, что в такой стране контрастов абсолютно неизбежно. Проиллюстрируем эту черту перуанской действительности при помощи одного имени — Тупак Амаро. За пределами Перу оно больше известно как источник псевдонима рэппера Тупака Шакура. Вообще, Тупак Амару — это последний правитель Инка, казненный в 1572 году испанцами и ставший на многие столетия символом борьбы. В конце XVIII века его дальний потомок взял имя Тупак Амару II и возглавил индейское восстание против колониальных властей. Восстание оказалось неудачным, и его казнили на той же центральной площади Куско, где и первого.
В конце концов, в 1821 году Перу получило независимость, но внутренние проблемы никуда не делись, а к борьбе коренного населения против колонизаторов добавился социальный конфликт. XX век в Перу прошел под знаком отчаянной политической борьбы, забастовок и распространения левых идей. Спустя 412 лет после казни Тупака Амару его призрак снова стал кошмаром властей – в виде Революционного движения имени Тупака Амару (МRTA). На самом деле; Тупак Амару стал путеводной звездой многих городских партизан еще до появления МRTA: в виде Тупамарос в Уругвае и Западном Берлине, а затем еще и движения Тупамаро в Венесуэле. В Перу МRTA также вело вооруженную борьбу, например, захватив заложников в японском посольстве. Так в мире появился лимский синдром, противоположный стокгольмскому.
Людей незнакомых с радикальностью латиноамериканской политики может шокировать деятельность МRTA, но в перуанском контексте МRTA – это цветочки, потому что было еще «Сендеро Луминосо» (Сияющий путь). Эта маоистская организация, возглавляемая профессором философии, вела в Перу кровавую партизанскую борьбу. Эту тему, находясь в Перу, наверное, лучше даже не затрагивать, настолько болезненным был этот опыт. Да и нам рассказывать о ней не хочется, почитайте исторические исследования или даже Википедию, если у вас крепкие нервы.
Однако в целом, несмотря на трагедию сияющего пути, левые идеи играют важную роль в понимании менталитета и специфики Перу. Советуем прочитать «Семь очерков истолкования перуанской действительности», которые гениальный Хосе Карл Мариатеги написал еще в 1928, но актуальны они так, будто изданы вчера. При этом Мариатеги — знаковая фигура не только для перуанской политики, но и для литературы.
Литература: что почитать перед поездкой?
В своем синтезе литературы и политики Мариатеги — не одинок. Пару ему может составить самый знаменитый перуанский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, Марио Варгас Льоса. Благодаря латиноамериканскому буму его литературные подвиги широко известны, в отличие от политических. Как представитель Демократического фронта он участвовал в президентских выборах 1990-го года с неолиберальной программой. Но выиграв в первом туре, он проиграл во втором Альберто Фухимори, который два года спустя станет диктатором. После этого поражения Варгас Льоса покинул страну и сейчас проживает в Испании. Неудивительно, что его поздние романы далеки от перуанской действительности. Однако перед поездкой Перу стоит прочесть его романы 1960-ых, которые буквально пропитаны перуанским духам: «Город и псы», «Зеленый дом», «Разговор в «Соборе»».
Посоревноваться в международной известности с Варгасом Льосой может разве что самый известный перуанский поэт, Сесар Вальехо. Его поэзия переводилась и на русский, однако советовать ее стоит с осторожностью, уж очень она депрессивная. Однако если вас манят одиночество, смерть и страдания в индейском колорите, Сесар Вальехо — то, что вам надо.
Магический реализм с индейским уклоном глубоко укоренился в перуанской литературе. Еше один хороший пример, переведенный в том числе и на русский, это эпохальная пенталогия «Беззвучная война» Мануэль Скорса. Если перспектива чтения пенталогии вас пугает, то рекомендуем прочесть хотя бы «Траурный марш по селенью Ранкас».
Современная перуанская литература, к сожалению, еще не отвоевала достойного места в мировом литературном мире, поэтому переводится меньше. Но если вы владеете испанским, обратите внимание на творчество Сантьяго Ронкальоло.
Кинематограф: что посмотреть?
Кинематограф Перу не получил такой популярности как литература, даже можно сказать он остался под ее тенью. Два, если и не лучших, но самых характерных режиссера тесно связаны с литературной традицией. Например, режиссер Армандо Роблес Годой, в первую очередь, известен именно как писатель. Он снимал фильмы по своим рассказам, например, свой шедевр «В сельве нет звезд«.
Другой культовый режиссер, Франсиско Хосе Ломбарди, романы не писал, но охотно экранизировал чужие. Он, конечно, не мог пройти мимо творчества соотечественника Марио Варгаса Льосы и экранизировал два его романа: «Город и псы» и «Капитан Панталеон и рота добрых услуг«. Также на свой, прямо скажем, латиноамериканский лад снял свою версию «Преступления и наказания» Достоевского в виде фильма «Без жалости».
Новое поколение перуанских режиссеров прославилось тяжелыми фильмами о недавнем травматическом прошлом (да-да, опять Сендеро Луминосо). Мировое признание получили фильмы «Молоко скорби» Клаудии Льосы и «Бумажный голубь» Фабрицио Агилара. Они прекрасные, но предупреждаем еще раз, какие непростые темы они затрагивают.
Музыка: как звучит Перу?
Если понадобится выбрать всего одну, но самую-самую перуанскую песню, конечно, это будет «Полет кондора» (El Cóndor Pasa). Ее автор, Даниэль Аломиа Роблем, не даром был собирателем индейских песен. В этой песне он так удачно выразил национальный характер, что она была признана достоянием Перу. К тому же песня оказалась настолько прекрасна, что многочисленные каверы на нее делали музыканты из самых разных стран.
Другое музыкальное достояние Перу – национальные танцы. Их настолько много, что даже перуанцы теряются в их списке. Выбрать среди них один самый-самый сложно, но если придется, это будет маринера. В любом случае, во время вашего визита в Перу всячески рекомендуем посетить какое-нибудь танцевальное шоу.
Особую роль в сердце любого перуанца занимает креольский вальс, он же перуанский (vals criollo, vals peruano). Но вальс – это только верхушка айсберга, потому что в перуанской музыке огромное место занимает креольская музыкальная традиция (música criolla). Она настолько глубоко в самосознании перуанцев, что даже есть праздник креольской песни (31 октября). По-большому счету креольская музыка возникла на стыке трех традиций: европейской, андской и африканской. О европейской и так хорошо известно, поэтому поговорим о двух других.
Андскую музыку нельзя назвать перуанской прерогативой, ее лавры приходится делить с соседними странами. Специфично перуанским вариантом можно считать танец уайно (huayno); его например, исполняют во время карнавала в Аякучо.
Афроперуанская традиция более специфична и даже подарила миру особые музыкальные инструменты, например, кахон (cajon). Он выглядит как коробка и, вероятно, ведет свое происхождение от коробок с фруктами. Считается, что в Перу была придумана и кихада (quijada) . Этот перкуссионный инструмент из челюсти животных, обычно крупного рогатого скота.
Легендарная афроперуанская песня Toro Mata, как и El Cóndor Pasa, известна в самых разных версиях, но советуем проникнуться ей в исполнении культового ансамбля Perú Negro, да еще и с танцами.
В мире латиноамериканской музыки каждая нация похоже пытается создать свою версию кумбии, и Перу не исключение. Перуанская кумбия известная под именем Чича (Chicha). В лучших креольских традициях ее скрестили с танцем уйано, а также с психоделическим роком.
Плейлист:
Источники изображений: exitosanoticias.pe, kuodatravel.com, latinchattin.com, ancient-origins.net, actualidadviajes.com, exitosanoticias.pe, canaln.pe, museos.cultura.pe, limadesignweek.pe, www.visitalima.pe, www.blogturismoinca.com, www.zonapunto.com.pe, thetravelbunny.com, monipag.com, erasmusu.com, inmobiliariagerizim.wordpress.com, www.in-peru.travel, rpp.pe, caretas.pe, puntoycoma.pe, carpetapedagogica.com, thepointhostels.com, elcomercio.pe, ajournal.blogspot.ru
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.