Кажется, что речные путешествия или остались далеко в прошлом, или это круизы с кричащим в микрофон тамадой: «Встречаааай, Самара!». И ничего между. Но на самом деле по многим российским рекам сохранилось судоходство — как и 50 или 100 лет назад, пассажиры используют теплоходы, чтобы добраться до отдаленных поселков. Мы собрали все самые интересные речные маршруты: от небанальных пригородных перевозок на несколько часов до недельных поездок по Енисею и Оби в небольшие северные города. Новая идея для большого и необычного путешествия.


Водный транспорт — самый древний из всех способов передвижения. Перевозки по воде играли большую роль на протяжении всей истории человечества. На судах открывали новые материки, перевозили товары и пассажиров, устраивали безумные путешествия — например, экспедиции Тура Хейердала. Из-за отсутствия дорог реки и озера, моря и океаны были единственной возможностью посещать другие города, торговать и обмениваться знаниями. В некоторых отдаленных регионах такая ситуация сохранилась и сейчас, например в бразильской части Амазонки или в Сибири на Енисее или Лене.

Ежегодно во всем мире прокладывают новые дороги в отдаленные места, а старые — расширяют. Авиация становится более массовой и, соответственно, дешевой. А жизнь сильно ускорилась, и время ценится сейчас больше, чем 50 лет назад. Из-за низких скоростей теплоходам стало трудно конкурировать с поездами, автобусами и самолетами. Кроме перечисленных минусов, есть еще и сезонный — навигация на российских реках возможна лишь несколько месяцев в году. Например, в Якутии или Магаданской области это всего два-три месяца. Поэтому в большинстве стран мира пассажирское судоходство практически вымерло. Остались только грузоперевозки и круизы. В Советском Союзе кораблям удалось протянуть чуть дольше — их спасали плановая экономика и отсутствие нормальных дорог на большей части территории страны. Распад СССР и приход рыночной экономики большинство речного флота не пережило и встало на вечный прикол.

Тем не менее, пассажирские перевозки на российских реках сохранились. Мы собрали все самые интересные речные маршруты: от небанальных пригородных перевозок на несколько часов до недельных поездок по Енисею и Оби в небольшие северные города. Новая идея для большого и необычного путешествия.

Пригородные перевозки

Во многих российских городах речные вокзалы выглядят заброшенными — с них отправляются редкие пригородные суда и экскурсионные прогулочные, а большинство помещений сдается в аренду. Весь пассажирский флот достался от Советского Союза, в современной России пассажирские суда массово не производят. Поэтому реки до сих бороздят полувековые «Ракеты» и «Метеоры».

Последние годы в России начали производить суда на воздушных подушках — технология, позволяющая плыть в ледостав и по льду. В некоторых регионах их используют на коротких маршрутах — классная возможность прокатиться на необычном транспорте. Навигация на российских реках обычно начинается в конце мая и заканчивается в середине сентября.

Архангельск | Иркутск | Москва | Самара | Татарстан | Омск | Другие города
Амур | Ангара | Енисей | Лена | Обь | Гидростоп | Круизы | Советы

Архангельск

  • Куда: по речным островам Северной Двины.
  • Расписание: arpnet.ru.

Архангельск стоит на реке Северная Двина, и в территорию города входят небольшие села, раскиданные по речным островам. Поэтому пригородное пассажирское сообщение тут достаточно активное. Для многих жителей это единственная возможность попасть в город.

Из Архангельска

Суда отправляются не с речного вокзала Архангельска, а с причалов по адресу набережная Северной Двины, 71 — это центр города.

Архангельск — Нижнее Рыболово — Чубола — два–четыре рейса ежедневно и два часа в пути до конечной точки. С середины августа и до конца осени количество рейсов постепенно снижается.

Архангельск — Вознесенье — Тойватово — два–четыре рейса в день и два с половиной часа в пути. Отличный маршрут для однодневной поездки — и по деревням погулять, и по Двине прокатиться. Можно выйти в селе Студименское — там всего несколько дворов — и пройти пешком три с половиной километра до села Вознесенье. Там сохранились храм начала 19 века, рядовая деревянная застройка и музей космоса в здании бывшей обсерватории. Всего час пути от крупного города, а ощущение — как будто забрался в далекую северную глубинку: влияния города здесь не чувствуется.

Архангельск — Кегостров — самый частый маршрут, который ходит с 7 до 22:30 почти каждый час. А самый редкий — два раза в день идет через район Соломбала в сёла Долгое и Красное.

Из Соломбалы

Есть рейсы, которые отправляются не только из центра Архангельска, но и с окраинного района — Соломбала: до острова Хабарка и деревень Выселки и Пустошь. Это короткий маршрут, который длится всего 35 минут, но зато это отличный повод совместить прогулку по колоритному району Соломбала с речным мини-путешествием.

Второй маршрут из Соломбалы следует до пристани «Лесозавод 14» и МЛП (остров Бревенник).

Самый экзотический маршрут стартует с пристани «Кузнечевский лесозавод» и проходит через район Экономия и деревни Реушеньга и Лапоминка. Последняя стоит почти на берегу моря, а рядом с селом есть песчаный остров Муравой.

Иркутск

Природная достопримечательность №1 в России — глубочайшее озеро в мире Байкал. Большинство туристов прибывают в Иркутск, а потом уже добираются до Байкала. Самый нетривиальный способ — приплыть из Иркутска по Ангаре.

Иркутск — Листвянка — Большие Коты — отправление из Иркутска в 11:00, обратно в 18:00. До Листвянки — один час в пути, билет стоит 600 рублей, до Больших Котов — полтора часа и 1100 рублей. Из Иркутска «Восход» отправляется с пристани «Ракета» (пр-т Маршала Жукова, 98б). В выходные есть дополнительные рейсы в Большие Коты из Листвянки.

Теплоход «Восход». Фото: ВСРП

Листвянка — главное туристическое село на Байкале. Многие путешественники приезжают сюда одним днем, просто чтобы увидеть Байкал и сделать памятное селфи. Из Листвянки можно переправиться на противоположную сторону Ангары в поселок Байкал и продолжить путешествие по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД) — линии с невероятно живописными видами.

Большие Коты — удаленный поселок на берегу Байкала в 20 километрах от Листвянки. Сюда нет автомобильных дорог, и теплоход из Иркутска — единственный способ добраться. Из Листвянки в Коты ведет 22-километровая тропа, часть Большой Байкальской тропы. Не очень многие туристы ходят по маршруту, поэтому на нем можно насладиться байкальскими видами в тишине и наедине с природой, что особенно актуально после хаотичной Листвянки. Весь путь из Листвянки реально пройти за пять-восемь часов. Если выйти с рассветом, то можно успеть уплыть обратно на теплоходе из Больших Котов в тот же день. Тропа проходит по национальному парку, поэтому надо оформить разрешение на вход, стоит 100 рублей. Это можно сделать онлайн или на месте в поселке Листвянка.

Также из Иркутска есть рейсы в расположенный на бурятской стороне Байкала поселок Танхой, в Тальцы, поселок Шумиха на КБЖД, в бухту Песчаную и Байкальские дюны. Но это не регулярные рейсы, а прогулочные, билеты на них стоят от трех до пяти тысяч рублей.

Москва

  • Куда: посмотреть отреставрированный Северный речной вокзал и уплыть в Химки.
  • Расписание: Rivertickets.

В сентябре 2020 года после масштабной реставрации открыли Северный речной вокзал. В здании восстановили оригинальные интерьеры, мозаики и витражи с сюжетами из жизни советского народа и гербами советских республик. Вокзал стал частью Музея транспорта, и теперь в некоторых залах регулярно проводят выставки.

Северный речной вокзал и набережная после реставрации. Фото: Станислав Саблин, Shutterstock

Пока что вокзал больше экскурсионный объект, чем транспортный: москвичи приезжают сюда для фотосессий на фоне обновленного памятника архитектуры, а не для того, чтобы уплыть отсюда. Но есть планы довести пропускную способность вокзала до полутора миллионов человек, как было на пике популярности в 1960 году.

В мае 2021 года с речного вокзала запустили регулярные рейсы на теплоходах «Москва» в соседний город Химки. Теплоходы ходят каждые полчаса-час (да, точного расписания нет) с 8 до 21 часа, в пути 30 минут, билет в одну сторону стоит 250 рублей. С 8 до 10 утра проезд стоит всего 37 рублей (но ходит лишь внутри Химок между разными сторонами водохранилища), и оплатить можно картой «Тройка». Теплоход отправляется с причала №8 — 300 метров налево, если выходить из главного входа вокзала.

Если вы на вокзале в первый раз, заложите время на осмотр здания и интерьеров. Реставрация получилась масштабная и качественная, что отметили несколькими архитектурными премиями — от дизайн-журнала AD, Московского урбан-форума и выставки в сфере недвижимости MIPIM в Каннах.

Кроме судна в Химки и больших круизных теплоходов, с речного вокзала отправляются десятки экскурсионных корабликов в сторону центра Москвы. Они плывут по Каналу имени Москвы, и можно увидеть вблизи, как работают шлюзы.

Самара

Самара связана пассажирскими рейсами с разными селами в национальном парке Самарская Лука. Большинство рейсов отправляются с речного вокзала, но в черте города есть еще две пристани — Осипенко и Поляна Фрунзе.

В село Рождествено на противоположном берегу от исторического центра Самары теплоходы ходят каждый час с 6 до 22, в пути — 30 минут, билет стоит 80 рублей. Часть рейсов делает остановку на острове Проран, куда самарцы сбегают с переполненных пляжей в центре города. Из Рождествено начинаются многие маршруты по национальному парку. А в самом селе можно проникнуться неспешной деревенской жизнью и посмотреть архитектурные достопримечательности — барский дом, пожарную каланчу, старое здание спиртзавода и храм. В селе работает несколько пунктов велопроката, поэтому можно исследовать Рождествено и соседние села на велосипеде.

Также с речного вокзала есть ежедневные рейсы в село Шелехметь, расположенное в глубине парка (четыре раза в день: в 8:00, 13:00, 16:00 и 19:00). Самый длинный маршрут — почти 50 километров в одну сторону — до села Зольное. Есть два рейса — в 8:30 и 18:30, в пути — почти четыре часа, билет стоит 150 рублей. Но большинство пассажиров выходят в самом популярном селе нацпарка — Ширяеве. Там можно побродить по заброшенным штольням (искусственным пещерам, в которых добывали камень), покорить одну из вершин Жигулевских гор — Верблюда или Монастырскую. И посетить дом-музей художника Ильи Репина, который черпал вдохновение в волжских бурлаках для своей картины. А можно пройти пешим маршрутом до села Гаврилова Поляна и уплыть в Самару оттуда.

От пристани Осипенко два раза в день отправляются теплоходы в село Гаврилова Поляна — в 8:00 и 17:30 (по выходным добавляют еще рейс в 11:30). В пути — почти два часа, билет стоит 110 рублей. В Гавриловой Поляне много безлюдных мест для купания на берегу Волги, где можно весь день пролежать в одиночестве. Только песчаный пляж — всего один, а все остальное — необустроенный каменный берег. В советское время в Гавриловой Поляне работал лагерь ГУЛАГа, переделанный впоследствии в психиатрическую больницу, которая сгорела. Теперь на этом месте руины.

Для тех, кто хочет попутешествовать по нацпарку на своей машине, действует автомобильная переправа с пристани Октябрьский спуск до села Рождествено — четыре-пять рейсов в день. Цена зависит от размера машины — от 500 до 900 рублей.

Татарстан

  • Куда: по Волге: из Казани в Болгар, Свияжск и небольшие татарстанские села. По Каме: из Набережных Челнов в Нижнекамск.
  • Расписание: «Татфлот».

Волга

От Речного порта ежедневно отправляются теплоходы «Татфлота» в Свияжск, Болгар и различные села.

Свияжск — историческое село-крепость с множеством церквей и Успенским собором из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Свияжск расположен на полуострове, который отделен от материка длинной дамбой. Прямого автобуса из Казани нет, и корабль — оптимальный способ добраться. В Свияжск ходит восемь теплоходов в день (отправление с 9 до 11 утра), в пути — два часа, билет туда-обратно стоит 260 рублей.

Болгар — древний город, бывшая столица Волжской Булгарии. Сейчас — одно из самых популярных мест в республике. Сюда приезжают посмотреть на современную Белую мечеть и древние постройки — несколько мавзолеев, руины мечети и усыпальницу хана 13–14 веков. Древнее городище Болгара сохранилось со времен Золотой Орды, оно входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Метеоры» из Казани ходят три раза в день: в 8:00, 9:00 и 10:00. Обратно — 17:55, 18:10 и 18:30. В пути — чуть больше двух часов, билет в одну сторону стоит 370 рублей. У рейсов с отправлением в 8 утра и 17:55 конечная — Тетюши, село на другой стороне Волги от Болгара.

Также есть рейсы в нетуристические села вниз по Волге — Верхний Услон и все другие по берегу до села Кзыл-Байрак. Если нет времени, то можно переправиться просто на другой берег от Казани — в село Студенец.

Кама

Кроме Казани, в Татарстане есть ежедневное пассажирское судоходство по реке Каме во втором городе республики — Набережных Челнах. Теплоход М-8 связывает Набережные Челны с историческим городом Елабуга, Нижнекамском и некоторыми деревнями. Из Челнов судно отправляется в 6:25 утра, прибывает в Елабугу чуть менее чем через два часа, в девять утра причаливает к Нижнекамску, а в 11:20 — в финальную точку своего маршрута — село Соколка. Весь путь теплоход преодолевает за пять часов. Даже если не хотите гулять по городам — это отличная возможность устроить себе расслабленный выходной в речном путешествии по Каме. Также можно за один день посмотреть Елабугу или Нижнекамск. В Елабуге будет семь часов на осмотр города, в Нижнекамске — пять. Обратно в Набережные Челны судно прибывает в 18:25. Билет на весь маршрут в одну сторону стоит 170 рублей. Иногда рейсы отменяют из-за профилактики на шлюзе. Всю информацию оперативно выкладывают в группу маршрута «ВКонтакте».

Омск

  • Куда: Единственный в России сельский зоопарк и музей-заповедник истории Сибири под открытым небом.
  • Расписание: Омский теплоход.

Пассажирское пароходство в Омске последние 10 лет переживало не лучшие времена в 2020 году из-за коронавируса отменили единственный оставшийся прогулочный маршрут по Иртышу. Но в 2021 проекту дали новую жизнь и помимо прогулочного теплохода в навигацию вышли дачный и туристический рейсы.

Все теплоходы отправляются от пристани у Воскресенского сквера.

Туристический маршрут Омск — Большеречье из Омска теплоход отправляется в 8:00 по вторникам и субботам и в 8:00 по средам и воскресеньям из Большеречья. Расстояние по Иртышу — 231,5 км. Время в пути из Омска — 6 часов 10 минут, из Большеречья — 7 часов 10 минут. Стоимость поездки в одну сторону — 436 рублей.

На поездку туда-обратно закладывайте полтора дня. Остановится можно в особняке купца Агантия Кубрина (конец XIX в.) или в одной из гостиниц — бронировать лучше по телефону, Booking в эти края ещё не дошёл.

Интерес для туриста в Большеречье представляют Большереченский зоопарк — единственный сельский зоопарк в России, и историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская», знакомящий посетителей с историей, культурой, архитектурой, промыслами, археологией и природой Омской земли.

Теплоход “Заря”. Фото: Омский теплоход

Дачный маршрут Омск — СНТ Зелёный берег отличный вариант для знакомства с Омским речным транспортом. За полчаса теплоход проходит от пристани “Омск-Центр” до пристани “Ленинск” с борта видны бывшее здание речпорта, гостиница “Турист”, набережная, бульвар Победы. Стоимость такой прогулки всего 10 рублей.

Если получаса мало, то за 64 рубля теплоход довезёт вас до дачного посёлка Зелёный берег и за те же 64 рубля вернёт обратно в Омск — такая прогулка займёт 6 часов.

Другие города

Активная водная связь с пригородными селами существует в Нарьян-Маре («Северная транспортная Компания»), Салехарде и Ханты-Мансийске («Северречфлот»), Барнауле («Алтайречфлот») и Хабаровске («Компасс»).

Дальнее плавание

Многодневные плавания в каютах и трюмах на сотни и тысячи километров были обыденностью не одну сотню лет. С развитием дорог и авиации такой способ путешествий почти везде вымер. Но Россия — большая, а дорог в ней мало. Для многих поселков и городов реки остаются единственным способом добраться до нужных пунктов. Пассажирское сообщение сохранилось на всех крупных сибирских реках.

Путешествия по рекам — не самый быстрый способ, с каждым годом он становится все более неординарным. Во время такого плавания можно забраться в удаленные уголки России, почувствовать, как там живут люди. Вы ощутите на себе, что такое добираться до дома не на электричке или автобусе, а на моторке или теплоходе, курсирующем раз в несколько дней. Обязательно общайтесь с другими пассажирами во время плавания — они расскажут много интересных фактов о жизни в таких поселках: как у них решаются бытовые вопросы, как происходит снабжение, работа школ, больниц и государственных учреждений, каково жить в изоляции, когда вокруг нет ни дорог, ни городов, одна тайга или тундра, и что так привлекает в Севере, что многие оттуда не хотят уезжать.

Плавание на речном корабле — лучший способ увидеть реку изнутри. Насладиться живописными пейзажами, узнать, как выглядят в реальности реки, о которых мы узнаем уже на первых уроках географии в школе.

Путешествие по рекам — это немного машина времени, и можно почувствовать, как путешествовали люди раньше, до эры поездов и самолетов. Но важно не откладывать такое путешествие на «как-нибудь потом», потому что многие регулярные пассажирские рейсы могут исчезнуть через пять-десять лет, и их заменят самолеты.

Амур

Судоходство на Амуре сохранилось только на участке от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре. «Метеор» из Комсомольска отправляется по вторникам, четвергам, пятницам и субботам в 7:40 утра, а из Николаевска — в понедельник, среду, пятницу и субботу в 6:30. Билет в одну сторону стоит 5740 рублей, в пути — 12 часов. Билеты продают на сайте rfbus.ru.

«Метеор», конечно, сделан в СССР, но салон реновирован, и теперь там установлены комфортные кресла, а в пути работает буфет. Поэтому можно будет наслаждаться видами реки и тайги, попивая кофе 3 в 1.

Также теплоходы ходят два раза в неделю по маршруту Комсомольск-на-Амуре — Нижние Халбы (80 км), в пути — 4 часа.

Ангара

В 2021 году восстановили сообщение по Ангаре между двумя крупнейшими городами Иркутской области. Рейс обслуживает скоростной теплоход «Метеор». Отправление из Иркутска — вторник, четверг, суббота. Из Братска — среда, пятница, воскресенье. Из обоих городов теплоход стартует в 8 утра и проходит 600 километров за 12 часов, прибывая в конечный пункт к вечеру. Билет стоит 2162 рубля. По пути судно делает 11 остановок в разных городах и поселках, самые крупные из которых — Балаганск и Усолье-Сибирское. Для некоторых маленьких деревень на реке этот рейс — единственный способ попасть домой. На этом рейсе вы увидите большую часть Ангары в нижнем течении, попадете в молодой город Братск, где можно посетить одну из крупнейших ГЭС в России. Братск находится в начале Байкало-Амурской магистрали, и удобно продолжить путешествие дальше по ней.

Енисей

На Енисее действует регулярная пассажирская линия Красноярск — Дудинка. Период навигации — с начала июня по начало октября. Теплоход ходит примерно раз в неделю. Полный путь от Красноярска до Дудинки (по течению) судно проходит за трое суток и четырнадцать часов, обратно против течения — пять суток и восемь часов. В пути теплоходы делают 16 остановок, в том числе в Енисейске, Боре, Туруханске и Игарке.

На маршруте курсирует два судна — «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов», которые построены в 1954 году в ГДР и сохранили аутентичные ретроинтерьеры. На судах есть каюты четырех категорий. Каюты «люкс» и «полулюкс» вместимостью от одного до четырех человек. В каютах первого и второго классов есть умывальник, а в «люксе» — также туалет.

Билет стоит от 11 до 30 тысяч за человека в зависимости от класса. Купить и забронировать билет можно только в кассах компании и по телефонам.

Большую часть пути теплоход плывет по глухим местам, никак не связанным с внешним миром дорогами или другим транспортом.

Интересные места

Красноярск. Один из самых активно развивающихся в последние годы сибирских городов: строят новые общественные пространства и открывают хорошие рестораны. В Красноярске сохранилось немало исторической архитектуры, рядом с городом находится природный парк «Столбы» с множеством вертикальных скал, которые настолько популярны, что породили целое движение — столбизм. Туристы любят фотографировать десятирублевую купюру на фоне Красноярской ГЭС, которая на ней изображена. Красноярск — самая удобная точка для начала путешествия по Енисею. Сюда можно приехать на поезде или прилететь из многих городов России.

Енисейск (340 км от Красноярска). Один из первых городов Сибири, основан в 1619 году. В Енисейске сохранились десяток дореволюционных храмов и старинных домов. Центр города внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Енисейск — последний пункт на маршруте, до которого можно проехать по автодороге. Если хочется сэкономить время и деньги (около 20%), можно сесть на теплоход (или сойти с него при движении на юг) именно здесь.

Бахта (950 км). Небольшой поселок в месте впадения в Енисей одноименной реки. Бахта прославилась после того, как о жизни в далеком сибирском селе в 2008 году режиссер Дмитрий Васюков снял душевный документальный фильм «Счастливые люди» (10 млн просмотров на ютубе). Можно посмотреть перед поездкой — хорошо погружает в атмосферу неспешной жизни небольших сел на берегу Енисея.

Туруханск (1400 км). Еще один исторический сибирский городок, расположенный в месте впадения в Енисей Нижней Тунгуски. В царский период в Туруханск ссылали многих известных политических деятелей, в том числе Сталин отбывал здесь ссылку с 1913 по 1916 годы. В Туруханске сохранилась историческая застройка.

Игарка (1650 км). Город расположен за полярным кругом. На данный момент в Игарке проживает 4300 человек. В городе есть морской порт — один из самых удаленных от моря портов в мире. Согласно сталинским планам, Игарка должна была стать конечным пунктом Трансполярной железнодорожной магистрали по маршруту «Чум — Салехард — Коротчаево — Игарка» длиной 1459 километров. Но строительство железной дороги так и не было завершено. Игарка построена в зоне вечной мерзлоты, поэтому в городе есть музей, посвященный этому явлению.

Дудинка (1900 км). Довольно крупный по северным меркам город (20 тысяч жителей) на берегу Енисея. Второй после Певека самый северный город России. Дудинка связана автомобильной дорогой и автобусным сообщением с Норильском. До 1998 года действовала и железная дорога — до Норильска и аэропорта можно было доехать на электричке. Сейчас по железной дороге только перевозят грузы.

Норильск (90 км от Дудинки). Самый северный в мире город с населением более 150 тысяч человек. В таком далеком от цивилизации и непригодном для жизни месте построили огромный населенный пункт для добычи полезных ископаемых и их переработки. В окрестностях Норильска — огромные залежи цветных руд. Сейчас комбинат — часть холдинга «Норникель» и градообразующее предприятие города. 

Город очень грязный, экология здесь — одна из худших в России. В мае 2020 года под Норильском разлилось топливо в близлежащие реки и озеро Пясино. «Норникель» выплатил рекордный штраф за это происшествие — 146 млрд рублей. Климат в Норильске один из самых холодных в мире — обычная температура зимой — минус 40–50 градусов.

Лена

Самая живописная из всех сибирских рек протекает по самым глухим уголкам России. Пассажирское судоходство присутствует почти на всем протяжении реки от Усть-Кута до Тикси. Лена берет начало в окрестностях Байкала, но ее большая часть протекает по территории Якутии. У основной компании-оператора «Ленатурфлот» есть множество рейсов разной длины на судах разного типа и скорости.

Усть-Кут — Якутск (2000 км)

Самый живописный участок реки со скальными берегами и глухой тайгой. На этом участке Лены уже давно нет прямых теплоходов, но его можно проплыть с пересадками в небольших населенных пунктах.

Проще всего начать путешествие из города Усть-Кут — сюда ведут автомобильные и железные дороги. Байкало-Амурская магистраль официально начинается из Усть-Кута. Именно сюда в 1974 году прибыл первый отряд комсомольцев-добровольцев, которые через некоторое время пошли в тайгу прокладывать рельсы будущей стройки века. В местном краеведческом музее есть стенды, посвященные БАМу.

Из Усть-Кута ходят скоростные суда в первый якутский поселок Пеледуй. Длина участка — 770 км, в пути — 10 часов. Отправление из Усть-Кута во вторник и субботу в 7:30 утра. Билет стоит 8500 рублей.

До Якутска остается еще 1200 километров и предстоит сделать две пересадки: в Ленске и Олёкминске. Судно Пеледуй — Ленск (190 километров) ходит ежедневно, кроме воскресенья. Отправление из Пеледуя в 7:30 утра, и через три часа оно уже швартуется в Ленске. Билет стоит 4500 рублей.

Если не планируете осматривать Ленск, то можно сразу же пересесть в «Восход» до Олёкминска. Они отправляются в 11:30, но только по четным числам. 400 км судно преодолевает за 7,5 часов. Билет стоит 5500 рублей. Если вы устали от реки или хотите сэкономить, то в Ленске можно сойти на трассу и доехать на такси или автостопом прямо до Якутска.

В Олёкминске придется переночевать. Скоростной катер до Якутска отправляется в 6 утра ежедневно. 630 километров пути обойдутся в 6500 рублей.

Итого весь маршрут в 2000 километров можно преодолеть за трое суток и 25 тысяч рублей.

Якутск — Тикси (1500 км)

Самый длинный маршрут на Лене — от столицы республики до самого устья реки и берегов Северного Ледовитого океана. Теплоход «Механик Кулибин» (сборки 1954 года) начинает ходить в начале июля и последний маршрут совершает в конце сентября. В пути — четверо суток, и пятеро обратно, частота курсирования — раз в две недели. По пути теплоход пять раз останавливается в маленьких якутских городах и поселках, в некоторых из которых можно выйти на время стоянки и прогуляться. Эти места известны как одни из самых холодных в мире — зимой температуры опускаются до минус 50–60 градусов. И хотя летом таких температур быть не может, готовьтесь к суровым условиям. В Тикси средняя дневная температура в июле и августе — плюс 10–12 градусов, а ночью может падать до плюс 4 градусов или даже до нуля. Лучше всего ехать в июле, когда день максимально длинный и можно любоваться нетронутой природой и ночью.

Путешествие по Лене погружает в размеренный ритм Севера. Длительное плавание на корабле позволяет взглянуть на быт жителей удаленных от цивилизации поселков и деревень. На самом теплоходе нет обилия развлечений, есть только мини-библиотека в радиорубке. Поэтому будет много времени, чтобы читать (интернет не ловит на большей части пути) и наблюдать за пассажирами. Кто-то едет из города домой, с тюками и баулами, кто-то путешествует так же, как вы — часто на этих маршрутах попадаются необычные путешественники. Если будет возможность — познакомьтесь с командой теплохода. Молодые матросы и буфетчицы расскажут немало интересных историй о корабельном быте и, может, даже проведут в капитанскую рубку.

Билет в одну сторону на весь маршрут стоит от 16 до 28 тысяч рублей в зависимости от класса каюты. Билеты продают в офисах «Ленатурфлота» в Якутске, забронировать можно по телефону — онлайн-продажи нет.

Раньше у «Ленатурфлота» бывали эпизодические рейсы по реке Алдан от Томмота до Хандыги. А также короткие маршруты вокруг Якутска: в Чейе-Терде (по реке Алдан), в Сангары (вверх по Лене), скоростные суда в Олёкминск и Жиганск. Но в 2021 году этих рейсов нет в расписании.

Якутск. Крупный город с населением 330 тысяч человек. В столице республики Якутия (Саха) одна из главных фишек для туристов из центральной России — необычная северная кухня. Главное мясо — оленина и конина, в ресторанах подают салаты из сырой рыбы, а замороженную рыбу и мясо нарезают тонкой соломкой, макают в перец и соль и едят — это называется строганина. Кроме дегустации якутской кухни, можно сходить в кино на якутский фильм — местный кинематограф сейчас в тренде. Или посетить Музей вечной мерзлоты. Если вы плывете дальше в тайгу, постарайтесь закупиться всем необходимым в Якутске — дальше будет дороже и выбор меньше.

Тикси. Небольшой заполярный поселок с населением четыре тысячи жителей в устье Лены, стоящий на берегу моря Лаптевых. Сюда в обязательном порядке заходят суда, идущие по Северному Морскому пути. В Тикси есть аэропорт — если обратно по Лене плыть тем же маршрутом не хочется, можно улететь в Якутск самолетом. Билет будет стоить практически столько же — 20–30 тысяч рублей, но сэкономите пять дней. А можно попробовать договориться с капитанами кораблей Севморпути и уплыть с ними на Чукотку или в Мурманск.

Обь

  • Маршрут: Ханты-Мансийск — Салехард — Новый Порт (1200 км).
  • Расписание: «Северречфлот».

Обь и Иртыш — реки с самым активным пассажирским движением в России.

Компания «Северречфлот» обслуживает десятки маршрутов на обеих реках. До 2020 года самым протяженным речным рейсом в России (а возможно, и в мире) был «Омск — Салехард». В пандемию этот маршрут отменили. Пока судоходство на Иртыше, Оби и их многочисленных притоках представлено более короткими рейсами между Ханты-Мансийском, Приобьем, Берёзово, Салехардом, Новым Портом и маленькими деревнями. Билеты на все рейсы можно купить онлайн на сайте sale.severflot.ru.

Ханты-Мансийск — Салехард (850 км)

Из Ханты-Мансийска в Новый Порт можно добраться с двумя пересадками — в Берёзово и Салехарде. Рейсы уже выполняют не на больших медленных теплоходах, как раньше, а на скоростных «Восходе» или «Метеоре». Из Ханты-Мансийска суда отправляются в семь утра и через 12 часов прибывают в Берёзово. Билет стоит 2000 рублей. Рейс из Берёзово в Салехард стартует на следующий день в шесть утра и через восемь часов прибывает в конечный пункт. Билет стоит 2700 рублей.

Салехард — Новый Порт (350 км)

Из Салехарда можно уплыть не только на юг, но и на север. До пандемии теплоход ходил до поселка Антипаюта, расположенного у Тазовской губы, и весь путь занимал два с половиной дня в одну сторону. Сейчас маршрут сократили на 200 километров до Нового Порта. Этот рейс — хороший способ погрузиться в атмосферу крайнего севера за небольшие деньги. Этот рейс дотируется регионом, иначе стоил бы он не 3 тысячи рублей, а куда дороже. По дороге вы будете наблюдать тундру, стойбища ненцев и, конечно же, полярный день, если поедете летом — солнце практически не заходит за горизонт.

Билеты на этом направлении уже не дотируются, поэтому стоят чуть дороже — 3000 рублей в одну сторону, в пути — девять с половиной часов.

Новый Порт. Небольшой поселок на берегу Обской губы, который известен самым крупным в мире мерзлотником — длинный тоннель в вечной мерзлоте на глубине 10–20 метров протяженностью 1300 метров. Его используют для хранения рыбы и других продуктов.

Антипаюта. Ненецкий поселок на берегу Тазовской губы. Это один из самых северных поселков в мире (69 градус северной широты). С ненецким бытом и особенностями жизни в тундре лучше всего знакомиться здесь. Каких-либо экскурсий туда не проводится, но местные жители сами с удовольствием вам всё покажут: туристы нечасто доезжают до этих мест.

Омск — Салехард (1800 км)

Маршрут соединяет известные сибирские города — Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск и Салехард. Этот рейс был лучшим способом знакомства с глухой частью Сибири, погружения в речную и корабельную атмосферу. Надеемся, что его все-таки восстановят.

Путь до Салехарда теплоход проходил за шесть суток. Рейсы выполнялись примерно два раза в месяц. Навигация продолжалась с конца мая до середины октября.

Рейсы дотировались правительством Ямало-Ненецкого округа, поэтому билеты стоили очень дешево. Место в каюте первого класса — 7000 рублей, а в многоместной — 2500.

Рейсы выполняли на кораблях «Родина» и «Механик Калашников», которые построили в 1956 году в ГДР. На кораблях сохранился оригинальный интерьер: отделка стен и потолков, лестничные перила и таблички и другие элементы, которые переносят пассажира в прошлое.

На этих судах существует три типа кают:

  1. I-A — двухместные каюты.
  2. III-A — четырех-, шести- и восьмиместные.
  3. III-Б — места в трюме — два пространства с 20 двухъярусными койками.

На кораблях есть буфет с трехразовым питанием (в стоимость не включено) и кают-компания. Душ и белье — за отдельную плату.

Омск. Крупный мегаполис на Транссибе, был столицей белогвардейской России во время гражданской войны. Омск известен постоянным прессингом блогера Варламова, который пытался баллотироваться в мэры города. И своим метро из одной станции. Отсюда родом кофейня «Скуратов» и Егор Летов — можно посмотреть хрущевку, где жил солист «Гражданской обороны», и помянуть Егора у его могилы на кладбище.

В Омск можно приехать на поезде или прилететь из многих городов России и Казахстана — это удобная точка для старта.

Тобольск. Один из первых городов Сибири, с которого началось освоение края. В Тобольске сохранился Кремль, который успеваешь бегло осмотреть во время стоянки судна.

Чтобы сэкономить время, можно начать плавание в Тобольске (или здесь его закончить) и осмотреть город более основательно. Сюда ходят поезда из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени и других городов.

Ханты-Мансийск. Столица одного из самых богатых регионов России — Ханты-Мансийского автономного округа. Ханты-Мансийск — «экватор» корабельного путешествия. Теплоход стоит по графику три часа, за которые успеваешь прогуляться по главным улицам города.

Место слияния Иртыша и Оби. Здесь можно наблюдать эффект несмешивающихся вод, когда визуально видно разные реки. Момент перехода из Иртыша в Обь объявляют по корабельному радио, а среди команды и пассажиров есть поверье, что нужно бросить в воду монетку и загадать желание.

Салехард. Небольшой, но яркий и помпезный город на полярном круге, столица разбогатевшего на нефти и газе Ямало-Ненецкого округа. Салехард поражает своим китчем и пафосом, столь нетипичным для российских городов. В городе хорошие дороги, много современных домов, несколько культурных центров и свежепостроенный парк Победы.

В Салехарде можно посмотреть реконструированную Обдорскую крепость, памятники полярному кругу и «501-й стройке» — недостроенной во времена Сталина железнодорожной магистрали.

В Салехард долгое время не вели автомобильные дороги (в 2020 году ввели в строй дорогу, которая работает круглый год), и туда попадали по реке, воздуху или на поезде. Железная дорога приходит в расположенный на противоположном берегу Оби город Лабытнанги. Вблизи Лабытнанги проходит Полярно-Уральский хребет, откуда начинаются разные пешеходные маршруты по горам.

Печора

Раньше пассажирские суда ходили по всей Печоре. Но сейчас реку используют для связи столицы Ненецкого автономного округа — Нарьян-Мара с большой землей. В город не ведет круглогодичная дорога, и добраться сюда летом можно только по воде и воздуху. Нарьян-Мар — небольшой городок с заполярным колоритом. В городе есть интересный национальный музей, в котором рассказывают об освоении края и быте ненцев. Но можно съездить в тундру и посмотреть на быт оленеводов вживую, а также попробовать блюда из оленины и северной рыбы.

Фото: Георгий Красников, ЖЖ

По маршруту Щельяюр — Нарьян-Мар ходит паром для перевозки машин, но с каютами для пассажиров. В пути около суток по течению, полтора суток — против. Судно отправляется не из поселка Щельяюр, а с причала «Кабель», который расположен на автотрассе «Ираёль — Ижма — Усть-Цильма» в месте пересечения трассы с рекой. Сюда сложно добраться на рейсовом транспорте. Единственный автобус «Сыктывкар — Усть-Цильма» проходит только вечером. Также тут негде ночевать — палатка единственный вариант. Усть-Цильма — старинное село в республике Коми, одно из самых древних поселений на севере. Тут можно познакомиться с культурой коми и погулять по нетронутой тайге в окрестностях.

Усть-Цильма. Фото: Георгий Красников, ЖЖ

На линии работают четыре компании: «Транзит», ИП Павлова, ИП Волков и «Транс-Сервис». Ни у одной из них нет не только своего сайта, но и какой-либо страницы в соцсетях. Информацию о примерных графиках на ближайшую навигацию, а также актуальные телефоны компаний, по которым можно бронировать места, выкладывают в группе «ВКонтакте» «На краю земли: зимники и паромы».

На 2021 год из Щельяюра баржи отправляются во все дни, кроме четверга и субботы. Из Нарьян-Мара — кроме понедельника и воскресенья. Баржи идут экспрессом без остановок. Одно место в каюте стоит 2000–3000 рублей. Можно сильно сэкономить, если получится договориться с водителями. Для пассажиров машин билет стоит 500–1000 рублей. На барже есть буфет с полноценными горячими блюдами. Но выбор скудный, а еда стоит дорого, поэтому лучше взять с собой сухпаек.

До 2020 года также ходили скоростные пассажирские катера из Усть-Цильмы в Нарьян-Мар. В пути шесть-семь часов, билет стоил от 5000 р.

Также по Печоре ходят скоростные катера по маршрутам: Усть-Цильма — Ёрмица (220 км), Чаркабож — Щельяюр (150 км) и Печора — Вуктыл (250 км).

Гидростоп

Активное грузовое движение присутствует и на всех остальных сибирских и дальневосточных реках: обеих Тунгусках, Оленьку, Индигирке, Яне и Колыме. Пассажирского транспорта на них нет, поэтому единственный вариант проплыть по этим рекам — автостоп. Путешественники из клуба «Академия вольных путешествий» называют этот способ перемещения «гидростоп» и разработали методику путешествий по рекам на грузовых судах.А

Полезные советы

  • Баржи и грузовые суда ходят без расписания. На некоторых направлениях — ежедневно, а на каких-то — может, и раз в неделю. Готовьтесь прождать это время в пункте отправления. И регулярно ходите в порт и узнавайте, что и куда в ближайшее время отправляется.
  • Также стоит быть готовым, что ближайший теплоход может вас не взять (нет мест или капитан или владелец судна против) — значит, надо будет ждать следующий.
  • Чтобы попасть на судно, надо договариваться с капитаном или сотрудниками фирмы-владельца судна.
  • На некоторых судах берут бесплатно, где-то — за деньги (сумма может зависеть от многих факторов). Но даже если вы договорились бесплатно, с вас все равно возьмут деньги за еду.
  • На барже вам, скорее всего, выделят каюту или одно место в каюте с кем-то из команды. Старайтесь поддерживать хорошие отношения с членами команды и другими пассажирами. Не злоупотребляйте алкоголем — в глухих местах это не всегда хорошо заканчивается.
  • Возьмите с собой лекарства и сладости, закачайте фильмы и книги. Интернет в пути будет слабый, и максимум будет получаться отправить сообщение в мессенджере.
  • Также планируйте, как будете возвращаться обратно. Если до конечного пункта нет автомобильных дорог, то придется также гидростопить теплоход или улетать на самолете (обычно не очень дешевом).
  • Гидростоп на Колыме имеет и практическое значение — с его помощью можно добраться до Чукотки без самолетов. От поселка Сеймчан ходят баржи до Анюйска — первого чукотского поселка. От него уже начинается круглогодичная дорога в Билибино и далее — в Певек.

Круизы

В отличие от рейсового маршрута, круиз — мероприятие для отдыха, а не для перемещения. Здесь вы не почувствуете быт и образ жизни местных жителей, но зато сможете много узнать о крае, его истории и особенностях. У вас будут в программе экскурсии по местам, мимо которых вы проплываете, и больше времени, чтобы эти места осмотреть. Также разные интересные сведения вам будут рассказывать и по ходу движения.

Круизы сохранились и там, где дальние пассажирские суда уже давно исчезли: на Волге, Оке, Дону, Каме, Сухоне, Северной Двине, по каналам: Волго-Донскому, имени Москвы и Волго-Балтийскому. Сейчас многие круизы предлагают опции на выбор, и можно отказаться от обязательных совместных экскурсий по городам и гулять по самостоятельным маршрутам. А завтрак на теплоходе заменить на городское кафе. На многих рейсах уже нет громкой музыки, назойливого тамады, а на борту есть стабильный вай-фай, что позволяет работать в пути.

Круизы длятся от двух до 14 дней. Стоимость сильно выше, чем у рейсового транспорта. Например, 14-дневный круиз «Якутск — Тикси — Якутск» на 2020 год стоил от 75 000 рублей на человека, на рейсовом — 40 000 рублей.


Советы

  • Речной транспорт — вымирающий вид, и каждый год маршрутов становится все меньше. Неизвестно, сколько линий переживет 2021 год. Это касается как дальних, так и пригородных рейсов. Планируя маршрут, проверьте внимательно его наличие в этом году, а также расписание и цену.
  • Помните про сезонный фактор и сроки навигации. Всегда проверяйте, когда она начинается и заканчивается. Обычно теплоходы плавают с мая по сентябрь, но в отдельных случаях сроки могут сдвигаться как в одну, так и в другую сторону.
  • Несубсидируемый флот обычно очень дорогой — теплоходы потребляют много солярки, а скорости у них не всегда высокие. Особенно дороги скоростные суда — «Ракеты», «Метеоры», «Восходы». Билеты на них могут стоить от 1000 рублей за 100 километров пути.
  • Большинство судоходных компаний застряли в прошлом — сайты малоинформативные, редко обновляются, а иногда их вообще нет. Всю актуальную информацию лучше узнавать по телефонам.
  • Против течения всегда плыть дольше, чем по течению. В некоторых случаях это еще и дороже. Разница заметнее на медленных больших судах. Если вам важно время, старайтесь планировать маршрут так, чтобы корабль шел по течению.
  • Качки и, соответственно, морской болезни на речных маршрутах нет. А вот скука и меланхолия от замкнутого помещения может проявиться. Даже фантастически красивые пейзажи могут надоесть. Возьмите любимые книги и фильмы, чтобы не скучать.
  • Каюты верхней палубы, как правило, дороже, но с них открываются лучшие виды.
  • На судах всех типов обычно есть буфет, где можно перекусить. Но выбор там чаще всего скудный, и все стоит дорого. Лучше брать с собой сухпаек на все дни плавания. На дальних судах часто наливают бесплатный кипяток. Но на всякий случай возьмите кипятильник.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Фейсбук, Яндекс.Дзен, Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ