Парк открыли в 1969 году на берлинском полуострове Плэнтервальд, и до 1989 года он оставался единственным парком развлечений в ГДР. Для учредителей было важно, что место несет не только увеселительный, но и образовательный характер – не то что в загнивающей ФРГ. Так появилось название “Культурный парк” — Kulturpark Plänterwald. Кроме катания на аттракционах и американских горках в Kulturpark можно было сходить на концерт или танцевальный вечер.
После объединения Германии стало понятно: старому парку не место в новом Берлине. Берлинский сенат организовал тендер среди подрядчиков, чтобы превратить уже не модный Культурный парк в настоящую мекку развлечений по лучшим западным образцам: в берлинский Диснейленд.
Новыми владельцами парка стала семья Витте. Они переименовали место в Spreepark («Парк у реки Шпрее»), закупили огромное количество новых аттракционов, ввели плату за вход в парк (раньше деньги брали за каждый аттракцион отдельно) и устроили реорганизацию. Многие аттракционы они привезли из разорившегося французского парка Мираполис, в том числе знаменитую железную дорогу и карусель с чашками, на которых был изображен старый талисман компании Nesquik — кролик Groquik. Из Франции в Германию также переехали трех- и четырехметровые динозавры и два мамонта: огромные фигуры сразу стали в Шпреепарке любимцами публики. Стегозавр, тираннозавр, апатозавр, стиракозавр с товарищами встречали гостей у входа в парк, возвышались над деревьями и приводили в восторг посетителей.
До 2000 года дела у Шпреепарка шли неплохо. Но цена билетов постоянно росла, при этом мест для парковки не хватало, а сами аттракционы стремительно старели. Число посетителей упало с полутора миллиона до четырехсот тысяч, у парка появились долги, и компанию-учредителя признали банкротом. Кстати, мистически настроенные исследователи старых парков развлечений считают, что именно проклятие французского Мираполиса погубило парк на реке Шпрее.
Владелец Норберт Витте задумал вывезти хотя бы часть аттракционов в Лиму, столицу Перу. Сначала Норберт хотел открыть парк в Польше или России, но польские власти не дали разрешение на строительство, а с Россией бизнес не получился из-за сложностей в таможенных правилах. В Лиме же у семьи Витте жили друзья, которые сказали, что строительство парка развлечений в Перу – отличная идея. Немецкая таможня дала добро на вывоз шести аттракционов: якобы для ремонтных работ. Их полностью разобрали и загрузили в десятки морских контейнеров. В Лиме парк вызвал фурор: люди из разных концов страны ехали в богатый район Мирафлорес, чтобы прокатиться на “Ковре-самолете”. Но влажный климат оказался для аттракционов фатальным, а незнание законов, испанского языка и разные бюрократические проволочки не пошли бизнесу на пользу. В итоге Норберт Витте вляпался в криминальную историю: в том самом знаменитом “Ковре-самолете” ему предложили контрабандой переправить золото в Германию.
Золото оказалось белым – вместо драгоценного металла владельцу аттракциона привезли 180 килограммов кокаина. Попытка транспортировки провалилась: под видом одного из контрабандистов в процесс внедрился перуанский полицейский. Норберт Витте сел на 7 лет в немецкую тюрьму. Сын Норберта по имени Марсель по документам также имел отношение к парку, и его поймали в Лиме – невиновный, тем не менее тоже оказался приговоренным к 20 годам заключения. Сейчас Марсель отбывает наказание в Берлине, куда его перевели из Лимы.
Шпреепарк стоял заброшенным, и постепенно начал притягивать любителей погулять среди гигантских динозавров. Первое время на территорию парка можно было попасть, просто преодолев хлипкий забор. Витте все еще владели землей и всеми правами на здания и аттракционы. Потом они объявили себя банкротами. В 2011 году в попытках расплатиться с долгами бывшая жена Норберта Витте даже организовала экскурсии, но в 2014 власти Берлина выкупили территорию и обнесли все забором.
Права на аттракционы и прочее остались за Витте до 2065 года. Тот, кто хотел перенять парк, должен был выкупить права и выплатить старый долг (20 миллионов евро). Это сделала Grün Berlin – прогосударственная компания, которая владеет берлинскими парками и садами.
Теперь руководство Grün Berlin думает, что делать с территорией. За долгие годы вандалы постарались на славу: от былого парка Юрского периода остались только остовы трех динозавров, окруженные забором (экскурсоводы называют это место “кладбищем динозавров”), уцелевшие здания расписаны низкокачественными граффити, машинки погнуты и частично поломаны. Когда Grün Berlin перекупили парк, он был полон не просто мусора, но и каких-то непонятных вещей: например, в одном из зданий целая комната была полностью завалена старыми неработающими ксероксами.
Главная жемчужина парка — Чертово Колесо, которое решили оставить в любом случае. Это своеобразная достопримечательность Берлина: даже выключенное, колесо все равно продолжает крутиться при малейшем ветре. При этом раздается совершенно душераздирающий звук, похожий на медленный танец тысячи заржавевших роботов.
Сейчас в Шпреепарке проводятся организованные экскурсии, на которых подробно рассказывают про сохранившиеся аттракционы, показывают старые дома и даже дают покататься на все еще работающей карусели. Туры проводятся как на немецком, так и на английском языках. Иногда тут проводят выставки уличного искусства, вечера встреч с художниками и музыкантами, и прочие арт-мероприятия. Попасть на экскурсию или арт-тур можно с конца марта по конец октября. Билеты продаются здесь: spreeparkfuehrung.reservix.de/events. Экскурсия длится 1.5 часа, стоимость билетов – 5.5 евро.
Конечно, это не похоже на то, что было раньше: свободно бродить по территории и проникаться духом Шпреепарка больше не получится. Но еще несколько лет, и от него не останется практически ничего, так что это одна из последних возможностей здесь побывать.
История Шпреепарка напоминает историю самого Берлина за последние почти 60 лет. Сначала – оружие пропаганды ГДР, потом бурное развитие в эпоху капитализма, а в последние годы – место для неформальных тусовок и сборищ граффити артистов. Раз Берлин со временем становится только лучше и не перестает удивлять жителей города и его гостей, то хочется надеяться, что и Шпреепарк ждет великое будущее.
P.S. О Шпреепарке и его невезучем хозяине Норберте Витте снят отличный документальный фильм Achterbahn, который сейчас практически невозможно нигде найти, но на ютьюбе есть трейлер и небольшое десятиминутное видео со съемками парка после его закрытия. Также в Spreepark проходили съемки фильма “Ханна”.
Автор: Анастасия Баженова, автор телеграм-канала @travelclever,
Фото автора.