Диана Абрамова в этом году закончила кругосветку и продолжает делиться с читателями «Самокатуса» инсайтами из путешествия. Мы попросили Диану рассказать, как в современном мире социальные медиа меняют восприятие человека и стоит ли прислушиваться к этому цифровому шуму.
За время своих путешествий и подготовок к ним я накопила значительный опыт взаимодействия с социальными медиа. Порой мне кажется, что они серьезно настроены против приключений: соцсети делают наши поездки одинаковыми и поверхностными, вызывают зависимость и уничтожают популярные достопримечательности. Если приведенные пункты вас не трогают — отлично! Но это не значит, что проблемы нет. Будьте внимательны к своим друзьям и travel buddies: возможно, прямо сейчас они испытывают социальное давление, и им пригодится ваша поддержка.
I. Социальные медиа против путешествий
1. Расслабьтесь: за вас уже решили, куда ехать и что делать.
Кажется, не было такого дня, когда ни один тревел-блогер не опубликовал список «10 мест, которые вы должны посетить» или «5 вещей, которые нельзя не попробовать». Хотя половина таких списков не основана на личном опыте авторов, их тексты тиражируются, засоряют эфир и проникают в классические медиа. Когда читаешь списки, легко забыть, что «должен» — вообще не то слово, которое стоит добавлять к своему путешествию.
Со временем качество рекомендаций только падает. Прекрасный когда-то сервис TripAdvisor превратился в сборник сомнительных отзывов о неуникальных местах. Даже раздел «впечатления» на Airbnb снижает планку: часть объявлений уже написана в духе «пара экспатов всего за 20 евро поднимется с вами на двухсотметровый холмик в черте города».
2. Часто путешествуете и не ведете блог — как это возможно?
Меня очень часто спрашивали, веду ли я свой блог. Мало кого интересовало, хочу ли я тратить на это время своих приключений. К тому же я, как и большинство пользователей соцсетей, не снимаю на уровне фотографов National Geographic и не рассказываю о местах, как Леонид Пашковский из «Хочу домой».
Многие до сих пор уверены, что блог — это отличный способ монетизировать путешествие. Похоже на ошибку выжившего: у нас перед глазами примеры нескольких десятков успешных блогеров, за размещения у которых бренды готовы платить шестизначные суммы. Никто не хочет видеть, что осталось за кадром: от интернет-зависимости до постоянного беспокойства о вовлечении аудитории. И уж точно никому не интересны те, кто не сумел перешагнуть черту в пару тысяч подписчиков.
3. Все вокруг лучше вас. Даже если это не так.
Я люблю своих друзей, но есть проблемка — иногда они слишком классные. Они открывают свой бизнес и развивают личные проекты. Я пытаюсь выбраться из Йоханнесбурга — они выигрывают соревнования и получают международное признание — я две недели ничего не делаю в Сан-Паулу. Знаю, что мне повезло с невероятными друзьями, но иногда сомневаюсь: а повезло ли им со мной?
Результаты исследования American Journal of Epidemiology подтверждают, что Facebook влияет на самочувствие человека: чем больше пользователи ставят лайки на чужом контенте, переходят по ссылкам или публикуют собственные обновления, тем ниже они оценивают свое физическое и психологическое состояние. Ученые провели три волны исследований, в которых приняли участие несколько тысяч человек: они проходили онлайн-анкетирование, в котором оценивали качество и количество своих социальных связей, а также предоставили для исследования данные своего поведения на Facebook. «Мы обнаружили, что использование Facebook связано с меньшей удовлетворенностью жизнью, тогда как наличие реальных друзей и общение с ними было связано с более высокой удовлетворенностью жизнью». Получается, что «симпатия» к чужому контенту может привести к негативному самосравнению, а большое количество взаимодействий в соцсетях отвлекает от более значимого опыта в реальной жизни.
4. Много путешествуете? Поздравляю, вы не нравитесь людям.
Особенно если любите постить красивые фотки и улыбаться. Во-первых, часто это выглядит неестественно (знаете хотя бы одного человека, который в реальной жизни всегда счастлив?). Во-вторых, читать, как вы круто в пятый раз за год едете в Европу или уже два месяца тусите в Японии, на самом деле мало кому нравится.
За чужими лайками часто стоят зависть и раздражение. Кому-то второй месяц задерживают зарплату, у кого-то ипотека, у третьего постотпускная депрессия, а четвертый сейчас в Нью-Йорке — но хотел бы быть в Кейптауне.
Результаты исследования, опубликованного в журнале Information Systems Research подтверждают: фотографии из путешествий на «Фейсбуке» являются одним из самых сильных факторов, вызывающих зависть. «Активность в социальных сетях ранее уже связывали с депрессией, тревогой и нарциссическим поведением, но причины не были хорошо объяснены, — уточнил Изак Бенбасат, один из авторов исследования. — Мы обнаружили, что зависть — недостающее звено». На идеальных отпускных фотографиях люди часто пытаются изобразить более совершенную, хотя и нереальную жизнь. Стоит отметить, что люди делают это не для того, чтобы вызывать зависть, а просто в стремлении соревноваться с друзьями и поддерживать свой имидж. Тем не менее, именно фотографии из чужих путешествий часто вызывают раздражение в нас самих.
5. А если ваш следующий пост не наберет ни одного лайка?
Большинству необходимо получать обратную связь в социальных медиа — иначе проще вести бумажный дневник. Но граница между стремлением быть услышанными и лайкозависимостью очень тонкая. Зависимость часто оборачивается очередным инстаблогом про путешествия, каждая фотография в котором предсказуема: под селфи и снимками игристого на фоне моря будет определенно больше сердечек, чем под фоткой обеда из «Макдоналдса» и страшненького междугороднего автобуса.
Чувствуете ли вы тревогу, когда представляете, что опубликованная фотография не получит ни одного лайка? Когда выбираете, о каком моменте путешествия рассказать — хотите ли казаться в соцсетях лучше, чем есть на самом деле? Это и есть зависимость.
В ноябре 2019 года Instagram в России начал тестировать функцию сокрытия лайков — можно просмотреть, кто поставил сердечко, но количество больше не будет отображаться под фотографией. «Мы хотим, чтобы ваши друзья сфокусировались на фотографиях и видео, которыми вы делитесь, а не на том, сколько лайков они получают», — пояснили в компании. В тестовом режиме новый формат опробовали в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Ирландии, Италии, Японии и Бразилии — и в Instagram отметили, что фидбек от пользователей в основном положительный.
6. Все врут. Блогеры — в первую очередь.
Лайкозависимость не только искажает наше поведение, но и меняет представление о местах. При этом далеко не всегда горы, пляжи, достопримечательности и отели выглядят в реальности так, как показывают популярные путешественники. Фотография вообще не может быть объективна, а блогеры нередко превращают субъективность в ложь с помощью фильтров, стертых или добавленных объектов, коллажей и других визуальных уловок.
Советы блогеров больше не воспринимаются как личная рекомендация. Каждую их публикацию приходится делить на стоимость рекламного контракта с отелем, туроператором или брендом и вычитать их личные стремления поддерживать вовлеченность подписчиков.
Я как-то жила в месте, которому больше подходит название «дыра», чем «хостел». Девушка за соседним столиком снимала для блога: с помощью подручных материалов она визуально превращала кофе «три в одном» и камнеподобную булку в завтрак, который могли бы подать в четырехзвездочном отеле.
7. Насколько поверхностны наши путешествия?
Социальные медиа формируют образы туристических мест, городов, стран и целых континентов. Перед поездкой у нас уже готов стереотипный образ места, который непосредственно влияет на впечатление от самого путешествия. Самостоятельно открывать новые города просто нет времени, ведь есть же «обязательная программа», без которой посещение города будет неполным. Многие приезжают в те или иные места только для того, чтобы сделать пару фоток в известной локации — и поскорее бежать к следующей.
Чтобы получить уникальное впечатление и создать собственный образ места, сегодня нужно приложить еще больше усилий, чем в эпоху до соцсетей.
8. Соцсети уничтожают популярные достопримечательности.
Последние годы медиа немало пишут о последствиях доступных путешествий: популяризации отдельных локаций и негативном влиянии поведения туристов на природу и города. Часть ответственности лежит на пользователях социальных медиа.
CNBC приводит такие данные о последствиях избыточного туризма:
- В апреле 2019 года десять популярных туристических объектов на Фарерских островах были закрыты для посетителей: в это время волонтеры создавали новые пешеходные дорожки, устанавливали знаки и восстанавливали древние пирамиды из камней;
- В конце мая Лувр был закрыт на один день после забастовки рабочих, которые жаловались на переполненность музея;
- В июне в Венеции круизное судно врезалось в док и туристическое речное судно, пять человек пострадали;
- Чуть раньше более десяти альпинистов погибли на Эвересте из-за долгого ожидания в очереди на вершину.
Некоторые слишком «инстаграмные» туристические достопримечательности, такие как Jackson Hole в Вайоминге, просят своих посетителей не ставить геотеги на снимках. Кейт Соллитт, исполнительный директор «Совета по туризму и путешествиям Jackson Hole», отмечает:
«Мы делаем это не для того, чтобы отговорить посетителей от фотографий и постов в Instagram. Мы просто просим подумать, прежде чем ставить геотеги в отдаленных, нетронутых районах, куда может быть трудно добраться или где уже слишком много туристов».
Достопримечательности не только загрязняются и уничтожаются — обесценивается сам опыт взаимодействия с ними. Однажды я видела «Мону Лизу» — главную звезду пиарщиков Лувра. Полотно небольшое, слегка зеленоватое, защищено от зрителей огромной очередью, дистанцией и бронированной панелью. Кажется, от вековой усталости у героини покраснели глаза. Но людям на это наплевать — все отвернулись от шедевра и делают селфи.
II. Как заставить цифровой мир играть по вашим правилам?
Устроить digital detox
Чувствуете, что зависимость и давление действительно сильны? Удалите соцсети хотя бы на время отпуска. «Просто сделайте это!» — призываю не я, но исследователи. Ни одной фотографии, ни одного статуса — пока не приземлитесь дома. После возвращения будет повод разобрать снимки, поделиться яркими эмоциями — продлить свое приключение и уменьшить стресс от возвращения в рабочий ритм. Исследователи отмечают позитивный эффект «детокса»: уменьшение тревожности, улучшение сна, построение более крепких личных связей в реальной жизни и другие.
Путешественники отмечали большую погруженность в среду, они создавали больше ценных моментов и интересных встреч с местными жителями.
Но эмоции респондентов в первые несколько дней после «отключения» были не такими радужными: они испытывали разочарование, беспокойство, чувство изоляции и тревогу. Особенно тяжело было тем, кто часто использует цифровые технологии в повседневной жизни. Эти несколько дней «ломки» нужно перетерпеть.
Добавить щепотку самоиронии
Люди часто слишком серьезно относятся к самопрезентации в соцсетях. Но мы неидеальны, наши путешествия — тоже, стоит смириться с этим и просто веселиться.
Вести профили для себя, а не других
Не для лайков, а чтобы вы из будущего листали свои страницы и улыбались над дурацкими селфи, грустили, злились, смеялись, вспоминали вкус местной кухни и запах рыбы в порту. Наполнить свое цифровое пространство живыми эмоциями, которые сделают вас счастливее.
Выходить в поисках советов в реальный мир
Искать локальные медиа, знакомиться с местными жителями. Спросите у организаторов концерта в баре, что стоит увидеть в городе. Узнайте у стильных ребят на улице, куда ходят и где одеваются они. Третий раз пьете кофе в одном кафе? Пора познакомиться с бариста и выведать его любимые места.
III. С социальными медиа не все так плохо
Есть и плюсы: путешествовать в эпоху интернета и соцсетей стало гораздо проще — сегодня можно организовать кругосветку, используя только смартфон. Как это применить?
Найти промокод или скидку
Сегодня у многих сервисов для путешественников есть свои партнерские программы, по которым можно получить значительные скидки. Блогеры, которых вы читаете, публикуют промокоды на Booking или Airbnb; ваши друзья, возможно, не против поделиться милями. Когда я покупала международную сим-карту, нашла на фейсбуке публикации с партнерской ссылкой от оператора — и подарила незнакомой пользовательнице и себе по пять евро.
Выбрать тему для своего путешествия: соцсети — это площадка для творчества
Большинство путешественников публикуют из своих поездок одно и то же, поэтому найти свой голос не очень сложно. Если есть желание, легко превратить путешествие в приключение, расследование или арт-проект. Как насчет блога о поклонниках тяжелой музыки со всего света? Или об изнанке цифрового кочевничества? Может, стоит отправиться в экспедицию к племенам Амазонии? В своей поездке по России я решила рассказывать о микроактивистах от Хабаровска до Москвы — тех, кто делают свои города комфортнее, а путешествия по стране — интереснее.
Собственные профили в соцсетях — отличный способ поднять себе настроение
Улучшить самочувствие, перестать беспокоиться и вспомнить, как много классных вещей происходило с вами в поездках. Об этом пишет журналистка Зара Стоун в материале на Medium:
«Ничто не является хорошим или плохим по своей сути, главное — как вы его используете. […] Иногда красивая картинка или хороший комментарий — все, что нужно, чтобы мир стал немного ярче».
Цифровая эпоха давно захватила мир, устраивает нас это или нет. Поэтому научиться приспосабливаться, минимизировать вред и находить полезное в интернет-инструментах — главная задача путешественников на ближайшие годы.
Текст: Диана Абрамова
Фото: Jakob Owens/Unsplash, Stefania Bianco, F4810P/Flickr.