Путешествия – это затратное дело. Опыт и воспоминания сложно перевести в денежный эквивалент, но можно посчитать, сколько мы тратим на памятные безделушки. Ежегодно около 2 млрд. долларов уходит у туристов на сувениры, и примерно 427 миллионов часов люди тратят на их выбор.

Истоки собирательства

Латинский корень слова «сувенир» происходит от глагола subvenire, «приходить в голову». Во французском языке этот глагол трансформировался в слово «вспоминать». Коллекционирование предметов, напоминающих о путешествиях, было характерно для людей еще несколько веков назад. Тенденция укоренилась с развитием транспорта – когда стали доступны разные уголки мира, представители среднего класса стали ездить дальше и чаще, и, конечно, им хотелось привезти доказательства своих приключений.

Раньше некоторые туристы просто вытаскивали куски из монументов и зданий, которые посещали. Когда стало очевидно, что посетители разрушают достопримечательности, были приняты первые меры по сохранению памятников. Но путешественники нуждались в сувенирах, и люди с торговой жилкой быстро сориентировались. Всемирная ярмарка 1893 года в Чикаго положила начало «золотому веку сувенирных ложек» – почти 27 миллионов посетителей увезли с собой позолоченные медали, бинокли и ложки, которые стали самым известным сувениром.

Кстати, сувениры «из достопримечательностей» даже ненадолго вернулись на сцену в США в годы президентства Гарри Трумэна (1945-1953): Белый дом находился в ужасном состоянии, и его интерьеры буквально рассыпались. Предприимчивые американцы написали в Белый дом запрос на все вышедшие из строя элементы, от обоев до дверных ручек. В ответ Комиссия по реновации Белого дома создала тринадцать видов «подлинных сувенирных наборов» на продажу.

Чтобы получить «небольшой кусок старинного метала» или «кусок камня для камина», достаточно было заплатить за пересылку и доставку. Особой популярностью пользовались наборы с древесиной сосны, их продали около пяти тысяч штук по цене в два доллара за каждую. Эти усилия принесли дополнительные 10 000 долларов на ремонт.

Экономика доброты

Традиция дарить сувениры членам семьи и друзьям по возвращению из поездки глубоко укоренилась в Японии. Такие сувениры называют «омияге». Обычно ими становятся характерные для регионов продукты питания. В Японии эта практика настолько широко распространена, что в сувенирных магазинах и аэропортах продают красочные коробки с индивидуально упакованными угощениями, чтобы раздавать коллегам, друзьям и членам семьи. Согласно исследованиям, японские путешественники тратят в среднем 556 долларов на подарки, а 45% опрошенных покупают сувениры для 15 и более человек.

Роль Китая в туризме

Туристы из Китая тратят за рубежом гораздо больше, чем путешественники из других стран. Например, в 2016 году они потратили в два раза больше, чем американцы. В то время, как туристы из разных стран тратят на покупки в поездках в среднем 486 доллара на человека в год, то китайцы в среднем тратят 762 доллара.

Немного цифр: 

30 миллионов долларов: годовой доход от сувениров “I ❤ NY”;

13 тонн сувениров в виде Эйфелевых башен было изъято полицейскими после ареста нелегального торговца;

84 миллиона ушей Микки Мауса было продано после открытия Диснейленда в 1955 году;

2 зуба Сильвио Берлускони пострадали после того, как в него бросили маленький металлический сувенир в виде Миланского кафедрального собора.

Info
По материалам Quartz. Перевод — Эльвира Ибрагимова.

Фото: CameliaTWU/Flickr.

 

Поделиться