Сегодня 15 июля — середина лета и дата, которую чаще всего называли как срок восстановления международного авиасообщения. Ну так что, начнем летать? Ахах, конечно, нет. Но давайте вместе попытаемся разобраться в телодвижениях многочисленных российских ведомств, которые касаются возобновления регулярного международного авиасообщения.
А мы и не прекращали летать
Начнем с семантики. Международное авиасообщение из России и не прекращалось. «Аэрофлот» летал и летает в десятки городов — от Тель-Авива до Нью-Йорка, от Лондона до Белграда. Сам нацперевозчик называет рейсы грузопассажирскими, а «Ведомости» почему-то назвали их «люксовыми».
Люксовые рейсы в Белград в эконом-классе за 15 тысяч рублей!
В июле к этому подключился и S7, выполнив рейсы в Ниццу и Аликанте. Проблема только в том, что рейсов мало, они нерегулярные, а чтобы попасть на них, нужны веские основания. Хотя, например, в Сербию улетали абсолютно все желающие. А вот на рейсы в Стамбул «Аэрофлот» отказался допускать пассажиров без ВНЖ или документов на лечение в Турции. Причем авиакомпания ввела эти правила задним числом, хотя Турция давно открыта для всех без ограничений. Мы слышали версию, что «Аэрофлот» просто продал сильно больше билетов и решил кинуть пассажиров, введя ограничения в последний момент. При этом пограничная служба России выпускала всех граждан без исключений.
Есть популярная версия, что выезд из России с туристическими целями запрещен. Многие готовы отстаивать эту версию в комментариях до потери пульса. Но в постановлениях правительства ясно сказано, что запреты на выезд касаются только наземных границ — воздушные границы на выезд открыты для всех россиян. Надо только найти рейс и страну, которая вас впустит.
Так что там с регулярными рейсами?
Росавиация с Роспотребнадзором уже пару недель создают видимость активности и обмениваются бессмысленными письмами с критериями. Чего только стоила вот эта новость:
Роспотребнадзор составил список стран с неизвестными критериями для отбора, c неизвестными сроками «первого этапа», неизвестно, кто летал бы на этих самолетах, если иностранцам в Россию въезд запрещен. В этом списке есть еще и Монголия, которая вовсе запретила въезд иностранцам. Значит ли это, что мы скоро будем летать в Улан-Батор на выходные? Нет, конечно.
А что известно точно?
Почти ничего. Проблема в том, что нет конкретного органа власти, который примет итоговое решение. Состязаться на ковре с предложениями должны Росавиация, Минтранс, Роспотребнадзор, Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом и еще неизвестно кто. Кто примет итоговое решение? Снова Путин? Может, он его уже и принял?
Ближайший к реальности план Оперативного штаба по борьбе с коронавирусом был озвучен 10 июля вице-премьером РФ Татьяной Голиковой. Штаб предлагает открывать международное авиасообщение с 15 июля — хотя есть телеграмма Росавиации, которая вроде бы продлевала запрет на регулярные международные рейсы до 1 августа.
13 июля Роспотребнадзор выпустил документ, который с 15 июля отменяет обязательную изоляцию для въезжающих в Россию. Это касается и иностранцев, и граждан РФ, которые возвращаются домой. Необходимо только предоставить свежий отрицательный тест на коронавирус. А если его нет, то можно въехать в страну и просто так — если пообещать сдать тест в течение 3 дней после въезда.
Это документ — главная составляющая возвращения регулярных международных рейсов. Почему, например, в Минск уже летают Turkish Airlines и Lufthansa? Потому что Беларусь впускает иностранцев, разрешая 48-часовой транзит без карантина. Это касается и россиян. А в открытый полностью Белград уже летает с десяток иностранных авиакомпаний.
Мы уверены, что после разрешения въезда для иностранцев почти все авиакомпании в течение одной-двух недель восстановят рейсы в Россию. Конечно, при условии согласия авиационных властей на сообщение с конкретными странами.
Перечень стран, с которыми откроется авиасообщение, пока неизвестен. Но были объявлены критерии, по которым будет оцениваться каждое направление. Главный критерий — взаимность. Страна должна быть готова принимать россиян. Под этот критерий уже подходят немало государств:
- В США можно прилетать по туристической визе, а «Аэрофлот» не прекращал летать туда вовсе;
- Турция и Сербия открыты для всех иностранцев;
- Босния и Хорватия готовы впускать с иностранным тестом;
- В Великобританию можно приехать из России, если вы готовы отбыть карантин;
- Дубайский эмират (но не все ОАЭ) принимает туристов со свежим отрицательным тестом на коронавирус;
- Беларусь дает 48 часов на транзит, а в ближайшее время обещает возобновить транспортное сообщение;
- Для туризма открыта Доминикана. Наверное, «Азур Эйр» уже заправил свои чартеры и ждет разрешения;
- И так далее. Список ограничений и открытий мы ведем тут: samokatus.ru/map.
Есть и другие критерии открытия, но они совсем не кажутся нам важными:
- Уровень заболеваемости, который должен составлять не более 40 человек на 100 тысяч населения (рассчитывается за 14 дней). Проблема в том, что в России этот показатель выше — около 65 на 14 июля.
Актуальные данные можно найти на сайте Европейского CDC.
- Среднесуточный прирост, который за 14 дней не должен превышать 1%;
- Показатель распространения коронавирусной инфекции не должен превышать 1. Самый мутный критерий, потому что единого стандарта расчета R0 между странами не существует.
Если строго следовать этим критериям (особенно критерию взаимности), то из-за вспышек заболеваемости придется исключить из него Сербию и США, а главным кандидатом на открытие регулярного авиасообщения станет Турция: страна готова принимать россиян, уровень заболеваемости коронавирусом невысокий, а спрос на полеты в Турцию будет бешеный. Только захотят ли турки принять десятки тысяч туристов из страны с более высоким уровнем заболеваемости коронавирусом?
Могут и захотеть — авиакомпания Turkish Airlines все-таки намерена возобновить авиасообщение с шестью городами России в начале августа. Впрочем, они намереваются начать его еще с мая. Пока без успехов.
С 1 августа «Тюркиши» планируют начать совершать по 14 рейсов в неделю в Москву, со 2 августа — по пять рейсов в неделю в Санкт-Петербург, с 3 августа — по три и четыре рейса в неделю в Казань и Ростов-на-Дону, с 5 августа — по три рейса в неделю в Сочи и Краснодар. Билеты в Стамбул из «Внуково» на 1 августа стоят от 69 тысяч рублей (в этот день, в другие — дешевле).
Сэкономить можно с «Аэрофлотом». Первый регулярный полет нацпера должен состояться первого августа:
Не забывайте проверять цены на Aviasales! Вот что планируют другие авиакомпании:
- Первый полет в Доху из «Домодедово» по плану Qatar Airways состоится 3 августа в 17:15. Цена самого дешевого билета — 48 000 рублей.
- Wizz Air хочет начать авиасообщение 18 августа в 10:20. Цена билета в Будапешт — от 59,99 евро. Полет в Лондон из Москвы («Внуково») запланирован 14 сентября в 13:20. Цена билета — от 24,99 евро.
- Полеты «Люфтганзы» в Берлин из Москвы запланированы с 21 августа. Цена самого дешевого билета — 19 000 рублей. Прямые регулярные рейсы «Аэрофлота» должны начаться раньше и будут стоить дешевле:
- Emirates обновила порядок допуска на авиарейсы: теперь пассажиры, вылетающие из определенных стран, включая Россию, перед полетом обязаны предъявить отрицательный результат теста на коронавирус. Тест должен быть сделан не позднее, чем за 96 часов до вылета. Первый полет в Дубай из Москвы запланирован на 18:05 1 сентября. Цена самого дешевого билета — 26 365 рублей.
Мы не знаем, начнутся ли все эти полеты в заявленные сроки, но позитивных новостей все больше. Вчера вечером, например, премьер Беларуси после встречи с Мишустиным заявил об открытии границы с Россией.
Собираем чемоданы?
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.