Кризис в тревеле: как индустрия путешествий переживает пандемию

0
Тревел-индустрия — самая пострадавшая отрасль экономики в коронавирусный кризис. Границы закрыты, путешествия отменяются, туристы требуют вернуть им деньги и из-за неопределенности не спешат бронировать поездки. Мы собрали 6 «кризисных» историй от представителей тревел-индустрии, чтобы узнать, как они собираются пережить этот период.

Кирилл Антошин, основатель сервиса аренды авто Myrentacar

21 марта в фейсбуке Кирилла Антошина, основателя сервиса аренды авто Myrentacar, появилась такая запись:

Это довольно показательный пост, и мы не смогли не спросить Кирилла о том, получилось ли что-то:

— Я всегда трачу 20% времени на сайд-проекты. Либо как ментор, либо как продуктовод в команде. Это позволяет расширять профессиональный кругозор, а не закапываться в своем бизнесе. А сейчас это и финансово оправданно. Хоть какой-то приход.

Что касается Myrentacar, то со второй половины марта у нас существенно упали продажи — а в апреле они и вовсе остановились. К сожалению, в ряде стран карантин подразумевает ограничения на перемещение автотранспорта. Поэтому иногда проблема не только в отсутствии туристов, но и в отсутствии возможности вообще ездить на машине.

Еще мы получили шквал запросов на отмену будущих заказов. Компании в сфере туризма выбрали разные решения по поводу возвратов. Для тревел-индустрии объем оплат за будущие заказы составляет большую долю средств на счетах компаний. Такой фонд будущих заказов, если он остается в компании, может обеспечить выживаемость предприятия даже в таком затяжном кризисе на несколько месяцев. А если все заказы отменять с полным возвратом денег, то это автоматически приводит к банкротству большинства туристических бизнесов прямо сейчас или в течение ближайших недель.

Наши клиенты оказались не сильно подвержены панике и полны оптимизма. Вообще, я уже не в первый раз вижу, что наши клиенты — это вдумчивые, сознательные и интеллигентные люди. С ними мы пережили и экономический кризис 2014 года, и политические распри между Россией и Черногорией, пережили остановку авиасообщения с Грузией, санкции в отношении Крыма. И всегда наши клиенты нас поддерживали, верили нам и продолжали путешествовать с нами, даже когда с экранов телевизоров призывали к политическим бойкотам.

Поэтому у нас отмены коснулись в большей степени ближайших заказов, которые должны начинаться до конца апреля и в начале мая, и точно не смогут состояться. Заказы на лето клиенты пока сохраняют.

В Myrentacar при отмене заказа мы предлагаем клиенту два варианта: полный возврат аванса либо его сохранение у нас в виде депозита за будущие заказы плюс небольшой бонус. К счастью, более 30% наших клиентов верят в нас, понимают нашу ситуацию и соглашаются на второй вариант. За это мы им очень признательны.

Что касается команды, то мы были готовы к карантину. У нас небольшая команда из пары десятков специалистов, и мы годами работали удаленно, проживая в разных странах и городах. Поэтому карантин никак не повлиял на нашу эффективность. Мы продолжаем работать и сейчас, и готовы ждать новых туристов еще много месяцев.

Как только мы столкнулись с падением продаж, мы начали готовиться к их восстановлению. Ведь вирус пройдет, и люди снова поедут путешествовать. И мы должны быть к этому готовы. Вот что мы сделали:

  • разработали программу сохранения авансов, описанную выше;
  • для новых заказов — бесплатную отмену за 24 часа. Так наши клиенты могут уже сейчас бронировать машины на лето и осень, пока цены низкие. Благодаря этому мы еще получаем новые заказы, хоть и не каждый день и лишь единицы;
Количество заказов у Myrentacar 2019 vs 2020
Количество заказов у Myrentacar 2019 vs 2020
  • бросили силы на запуск Myrentacar.com в новых странах. С марта мы уже включили аренду авто в Турции и в Армении. Еще 4 страны находятся в разработке. Перезапустили аренду авто в Сочи, где мы работали ранее, но ушли из-за падения спроса. Запустили one way аренду, когда можно взять машину в Ереване и вернуть в Тбилиси, или наоборот. Так после выхода из локдауна наши клиенты смогут с нами отправиться на большее количество курортов;
  • уже сейчас мы прорабатываем меры дезинфекции автомобилей перед выдачей клиентам. В машинах появятся средства личной гигиены: маски, влажные салфетки, дезинфекторы.

В целом я верю, что еще в течение этого лета мы увидим туристов на домашних курортах. В России это Крым и Сочи. Домашний туризм обычно дешевле зарубежного, поэтому падение доходов населения не так драматично повлияет на спрос. А до конца года мы уже увидим российских туристов и на зарубежных курортах.

Конечно, их будет несравнимо меньше, чем в прошлом году. Но даже 10–15% турпотока от значений прошлого года будут значить очень много. Это намного лучше, чем ноль.

 

Валентина Константинова, владелица отеля «Сказка» в Измайловском кремле, Москва

— С начала марта мы увидели падение продаж. Сначала опустело полностью кафе «Махарикша», а потом потихонечку стала снижаться загрузка в гостинице. 1 апреля и гостиница, и кафе стали полностью пустыми.

После этого хозяйка кафе «Махарикша» Айгуль Шалунцева пришла и сказала, что планирует закрываться. Я с ней поговорила о том, что если сейчас закроешься, то потом точно не откроешься. На это будут нужны оборотные средства, а их не будет. Айгуль не могла платить аренду (она платила и за кафе, и за проживание поваров из Индии), я ответила: «Ну и не плати, сэкономь деньги, переезжай в гостиницу вместе с сотрудниками, чтобы еще и на аренде сэкономить». Сейчас в гостинице живет хозяйка кафе Айгуль и повара-индусы.

Гостиница была пустая, и я написала руководителям различных фондов и сказала им, что мы готовы принять бесплатно нуждающихся. Сейчас у нас живут подопечные фонда «Гражданское содействие» и приезжают-уезжают женщины, пострадавшие от домашнего насилия. Их тоже направляют фонды.

Мне кажется, наш единственный шанс сейчас — объединиться, договориться о том, что мы сейчас друг другу помогаем бесплатно. А карантин провести с радостью и пользой. Мы сейчас усиленно переделываем отель: отмываем, декорируем. Иван и Роксана Жилина, наши друзья, делают у нас чайную. Они долго собирали различные предметы старины, чтобы воссоздать московскую чайную начала 19 века. Тогда было интересное время для чая в России. Российские магнаты имели даже плантации на Цейлоне, а в советское время это все было забыто.

За время карантина «Махарикша» обновит меню и улучшит кухню, сейчас кафе уже начало работать на доставку. Доставка сейчас работает в ноль, но кафе нарабатывает отношения с будущими гостями.

Мы разместили на Бумстартере проект, благодаря которому мы хотим собрать деньги на декорирование номеров.

Наш арендодатель пошел навстречу и сделал скидку в 50%. Но 50% скидка на аренду не очень работает, когда у тебя выручка 0. Но арендодателю тоже сложно ставить нулевую аренду, потому что у него тоже есть обязательства. И что в этой ситуации делать — не очень понятно. От государства помощи никакой нет. Мы являемся частью пострадавшей отрасли, но ни одну из субсидий мы не можем применить. Еще из «помощи» государства — неделю назад мне пришло письмо из налоговой о камеральной проверке.

Саша Сколков, совладелец и управляющий партнёр яхтенной школы «Сила ветра»

— Еще до объявления всех каникул и разговоров про карантин мы закрыли офис, где проходила наша школа. Школу и все наши курсы мы тут же собрали под онлайн.

Но, кроме курсов, основная наша работа — отправлять людей в путешествие на яхте. 2 мая на Лефкосе в Греции должна была начаться большая регата, которую мы проводим раз в полгода. Мы перенесли ее на октябрь. Эта регата — штука, которая кормит компанию каждые полгода. Это порядка 50 яхт и 400 человек. Слава богу, никто не потребовал возврат. Я всегда считал нашу аудиторию суперлояльной, но в этот раз это находит совсем уж какое-то физическое подтверждение. Люди говорят: «Ладно уж, оставьте наши бабки у себя, мы все равно хотим когда-то поехать».

Падение продаж, конечно, феноменальное. Мы переориентировали многое на направления в России, которые расчехлятся явно раньше, чем международные. Сделали филиал в Сочи, походы выходного дня в Петербурге, запустили больше поездок на Белое море, есть Камчатка, тренировки в Ейске. Очень рассчитываем на сезон тренировок в Москве, Петербурге и Сочи. Сейчас разговариваем об открытии филиала в Нижнем Новгороде.

Но, конечно, все это не заменит тех поездок, за которые «Силу ветра» знают и любят больше всего — Атлантика, Средиземка, Норвегия, Фарерские острова. Их все пришлось отменить или сдвинуть. Они все запланированы на лето, но люди сейчас не готовы рисковать деньгами и покупать поездки на июль или август, поэтому оплат практически не происходит. Нам тоже сложно говорить «да ладно, платите, в июне все точно будет!» Никто этого не знает, а мы хотим быть с аудиторией честными. Поэтому сразу говорим, что есть высокий риск, что поездку придется перенести.

При этом все, что можно сделать в онлайне, сильно выросло. Многие из тех, кто не мог записаться на курсы из-за отсутствия времени, сделали это сейчас. На школу очень высокий спрос, и мы запустили новые курсы — получение внутрироссийских прав, школу гоночного мастерства.

Людей сокращать не пришлось, мы будем за них держаться до последнего. Понятно, что сейчас такая большая команда, конечно, не нужна, но мы будем стараться платить зарплаты, даже если их придется сокращать.

Мы ждем, когда откроют Москву: тогда у нас начнутся тренировки в Москве и Подмосковье. А гадать, когда начнутся поездки за рубеж, пока бессмысленно.

Мы сделали новые курсы, до которых не доходили руки, пишем новые материалы на сайт, переводим фильмы, активно общаемся в социальных сетях с аудиторией. Каждый день в фейсбуке у нас проходят бесплатные лекции. Еще мы запустили магазин. Кроме одежды, которая пригодится чуть позже, можно купить памятную футболку, книгу, печатный журнал — и поддержать нас таким образом.

Сейчас наша компания размышляет, как поддержать аудиторию. Для многих наш яхтинг — полная противоположность карантину и самоизоляции. Море, яхты и ветер — то, о чем в первую очередь мечтается в момент абсолютной несвободы. Надо верить в положительный исход всех этих мер. Чем лучше мы сейчас дома просидим, тем быстрее окажемся на море.

Федор Егоров, управляющий директор Dreamlines Russia and CIS

— Продажи круизов упали достаточно сильно, так как практически 100% портов находится в Европе, а самые популярные круизы по Средиземному морю захватывают много городов Италии, где жесткий локдаун. Мы полностью перешли на работу из дома еще в начале марта, и, к сожалению, временно пришлось попрощаться с частью людей — но мы возьмем их сразу назад, как только ситуация улучшится.

Отмены в круизных компаниях наиболее лояльные среди всего туризма: если круиз отменен из-за пандемии / по инициативе круизной компании, то выдается ваучер на 100–140% (в зависимости от круизной компании) оплаченной суммы, плюс в некоторых случаях — 100–300 евро на бортовой счет. То есть, по сути, бесплатный перенос дат + дополнительные бонусы.

Мы сократились по расходам: отменили фрукты, печеньки, пиво в офис, получили 75% скидку на аренду и в таком режиме планируем прожить 3–5 месяцев, чтобы потом можно было быстро восстановить объемы.

По продолжительности кризиса пока сложно сказать, но мы не ожидаем начала навигации раньше июля-августа точно, какой-то спрос восстановится ближе к осени, не раньше. Но, с другой стороны, сейчас очень хорошие цены на 2021 год, и покупать круиз как никогда выгодно: все круизные компании ввели очень мягкие условия бронирования и отмен, и мы видим, что спрос на 2021-й потихоньку растет.

Круизная отрасль пострадала первой и сильнее всех, но и меры обеспечения безопасности, которые ввели на лайнерах, беспрецедентны. Мы считаем, что в плане безопасности круизы будут наиболее интересны после окончания карантина. Кстати, инвестфонды тоже верят в круизы: компании «Роял Кариббеан» и «Карнивал» (в нее входят «Коста», «Аида», «Принцесс» и так далее) недавно получили кредиты и инвестиции.

О компании. Dreamlines — сервис бронирования круизов. Часть немецкого холдинга DREAMLINES GmbH, основанного в 2011 году. В России с 2013 года.

Александр Воробьев, сооснователь издания про путешествия Perito-Burrito.com

— Дела нормально. Готовим к перезапуску сайт, ищем новых авторов, ждем возвращения возможности перемещаться. Сайт будет крутой, будут даже изменения в названии нашего проекта. Авторы тоже будут крутыми — нам пришло больше сотни заявок, до сих пор разбираем.

Эта часть держит нас на плаву и радует, потому что все медиапространство, весь информационный фон кричат о том, что будущего нет. Хочется верить, что это не так.

Мы в редакции сознательно отказались от ежедневного (а у некоторых проектов — ежечасного) освещения ситуации с коронавирусом. Здесь мы руководствуемся принципами того, что важные новости дойдут до читателя самостоятельно и что в такое безумное время никаких новостей — это уже хорошие новости. Мы всегда были slow media, и сейчас хотим стать местом, куда люди придут почитать без кричащего раздела «коронавирус!». Потому что поведение пользователя таково, что на коронавирус он кликнет, даже если пришел посмотреть на мемесы с котами. Кстати, на трафике это не сказалось: в марте он даже вырос, несмотря на почти ноль новостей о коронавирусе, а в апреле будет средним за 2020 год. Это доказывает, что мы, в общем-то, правы, что выбрали путь «за читателя».

Самый облом — это переформатирование сетки публикаций. У нас был запланирован уже десяток текстов об Италии, несколько о Франции и Испании. Все это встало на паузу. Мы убрали все направленческие тексты из сетки, потому что в текущей ситуации они могут только раздражать и, самое главное — никому не будут полезны. А полезность, решение проблем и новые знания — самое крутое, что мы можем давать читателям. В сетке остались вечнозеленые публикации, тексты о необычных локациях и неагрессивные новости. Пока так.

Что еще? Мы вышли из состава издательского дома «Мамихлапинатана», куда вошли в августе 2019 года. Вектор развития не совпал, сложностей стало чересчур много, и мы решили вернуться к небольшой команде, где каждый сидит и работает из дома. В этом тоже есть печаль — нам пришлось расстаться с двумя замечательными редакторами: Мишей Митюковым и Линой Цесис. Надеемся, что сможем вернуться к работе с ними, как только у пандемии станет виден конец. Он, кстати, периодически проглядывает, вот и Air Asia скоро начнет полеты — пока, правда, только внутри Малайзии, Индонезии и Филиппин. Это кайф.

Ах да, самое интересное — про деньги. Действительно, на февраль 2020-го уже было много подтвержденных проектов, причем очень серьезного уровня. Инфопартнерства тоже планировались с одними из самых важных и крутых мест России. Но коронавирус поставил не только бюджеты на паузу: он заморозил горизонт планирования, что значительно печальнее. С PRTBRT и рады сделать проект — но пока не видно, когда он может выйти, обсуждать детали не имеет смысла.

При этом есть рекламодатели и проекты, которые, наоборот, увеличивают активность. Уже через полторы недели у нас выйдет масштабный спецпроект с «Яндекс.Практикумом». Там мы исследуем боли путешественников, разбираем нерешенные проблемы всей отрасли туризма и, конечно, рассказываем (словами профессионального хедхантера), сколько можно зарабатывать, если получить профессию аналитика или дата саентиста прямо сейчас.

Чего бы хотелось увидеть в это сложное время кровати, холодильника и Playstation? В медиа — дружбу всех проектов со всеми, поддержку хороших материалов и отсутствие истерии. А читателям рекомендуем готовиться к самому долгожданному путешествию в их сознательной жизни.

Ольга Бортникова, основатель сервиса для бронирования авторских путешествий YouTravel.me

— В феврале 2020 года оборот упал на 40%, в марте падение еще более драматичное в связи с закрытием границ, появилось большое количество запросов на возврат за поездки. Поэтому мы подстраивались к ситуации, сокращали расходы на маркетинг, начали предлагать клиентам бронирование с полным возвратом средств в случае отмены.

COVID-19 фактически обнулил продажи авторских туров, но позволил нам открыть новое направление: онлайн-школу организаторов авторских туров BeGuide. Обучение в ней начнется уже 20 апреля.

Мы подготовили насыщенную двухмесячную программу и заручились поддержкой тревел-экспертов с многолетним опытом, которые станут менторами для обучающихся. Онлайн-школа позволит получить знания о профессии тревел-эксперта и организации авторских туров, продвижении, работе с путешественниками, продажах и большой массив других знаний, которые необходимы для успешной организации путешествий.

Кризис — время, когда бизнес должен адаптироваться, а отдельно взятые люди — получать новые навыки и профессии. Туристический рынок и до пандемии претерпевал значительные изменения, взять хотя бы банкротство Thomas Cook — теперь он требует появления новых игроков и свежей крови, которая способна удовлетворить запросы на путешествия миллениалов. У нас есть большое сообщество независимых гидов и организаторов авторских туров, большая база знаний, и мы намерены помогать тем, кто хочет развиваться в туризме.

О компании. YouTravel.me — агрегатор авторских путешествий от независимых тревел-экспертов. В сервисе более 6000 авторских туров от 2000 организаторов. Сервис появился в июне 2018 года и до кризиса показывал высокие темпы роста (30–40% в месяц). В январе-феврале мы проходили акселерацию в Португалии, развивали сервис за рубежом и продавали первые туры европейцам.

А что «Самокатус»?

До кризиса мы жили на рекламе (в основном в телеграм-канале) и комиссиях наших партнеров (Aviasales, Skyscanner, Travelata и других). За последние два месяца количество продаж туристических продуктов рухнуло почти до нуля, а рекламного рынка, как уже писал Саша Воробьев, почти не стало.

Чтобы редакция как-то продолжила существовать и не записалась в курьеры Яндекс.Еды, мы открыли «Патреон»: patreon.com/samokatus. На 21 апреля там уже 56 подписчиков. Этого на редакцию не хватит, но хостинг, Google Suite, домены и прочие платные сервисы, необходимые для существования проекта, этим оплатить можно.

«Патреон» завели многие медиа и авторы: 34travel, Леня Пашковский и многие другие. Подписная модель нам кажется более честной, приятной и обязывающей. Нельзя расслабляться, когда знаешь, что даже в такое непростое время люди готовы платить тебе деньги.

Текст: Данис Сахабутдинов,
Фото: Fabio Barbato/Flickr.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ