Почему бюджетным авиакомпаниям во Франции хотят запретить рейсы на короткие расстояния? И как связаны перелеты из Австрии за 40 евро со спасением климата?

Австрийское правительство во главе с федеральным канцлером Себастьяном Курцем 8 июня объявило о выделении 600 миллионов евро в поддержку Austrian Airlines. Вместе с тем были приняты новые меры, призванные сделать авиацию более экологичной и социально ориентированной. В их числе — изменение налогов на авиабилеты.

  • Вместо прежних €3,50 для полетов на короткие расстояния, €7,50 для полетов на средние и €17,50 для полетов на дальние расстояния определен единый стандарт €12.
  • Однако решено ввести повышенный налог в размере €30 для рейсов длиной до 350 километров. Это относится, например, к маршруту Вена — Грац или перелетам в Прагу. Если сверхкороткий рейс является частью составного дальнемагистрального полета, то сбор в размере €30 евро не применяется.

Вот так выглядит радиус в 350 километров от Вены. До большинства направлений на таком расстоянии проще всего добраться поездом. Примечательно, что Мюнхен, единственный город, до которого быстрее и проще добраться самолетом на этом радиусе, находится «на грани». Если посчитать расстояние между центром Вены и аэропортом, получится чуть больше 340 километров по прямой. Поезд из Вены в Мюнхен идет 4 часа, в то время как самолет долетает примерно за час.

Кроме того, внесены изменения в закон о налоговых сборах для аэропортов. В будущем основой для их начисления станет количество выбросов и шумов.

Но самое радикальное нововведение австрийского руководства — это определение минимальной цены на рейсы. То есть в будущем в Австрии больше не будет дешевых билетов. Авиакомпаниям запрещено продавать их по ценам «ниже установленных законом сборов и платежей». Это означает, что, например, из Вены не получится улететь меньше, чем за 40 евро.

«Это делает нас первопроходцами в Европе», — заявила на пресс-конференции Леонора Гесслер, министр охраны окружающей среды Австрии. Она объяснила, что такая антидемпинговая оговорка в законе не позволит авиакомпаниям получать прибыль за счет климата и сотрудников.

Но, как и у всех законов, тут есть обходные пути. Это правило не касается стыковочных рейсов через Вену. К тому же авиакомпании смогут обходить это правило при продаже билетов в обе стороны. Достаточно выставить минимально разрешенные 40 евро «из Вены», но максимально снизить стоимость билета «в Вену».

Спасение климата

Дискуссии о том, как снизить выбросы в авиационной отрасли, ведутся давно. В целом аавиакомпаниям выгодно приводить те моральные аргументы, которые способствуют укреплению их бизнес-модели. Так, генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор давно утверждал, что продавать тарифы по €10 «экономически, экологически и политически безответственно». Нельзя отрицать, что ему удобно таким образом избавиться от конкурентов-лоукостеров. При том, что у Ryanair, например,  более экономичный парк ближнемагистральных самолетов, чем у Lufthansa: они эксплуатируют исключительно 737-е «Боинги», которым в среднем меньше восьми лет — поэтому выбросы Ryanair на одного пассажира ниже. Генеральный директор Wizz Air Йожеф Варади предлагал устранить бизнес-класс на большинстве рейсов, чтобы сократить выбросы углерода на одного пассажира.

Подход, который избрало правительство Австрии для защиты окружающей среды, совпадает с политическим решением поддержать финансированием именно Austrian Airlines. Взамен руководство страны получает гарантию того, что международный аэропорт в Вене на ближайшие десять лет останется штаб-квартирой для Lufthansa Group, а ее дочерняя компания Austrian Airlines — сокращает выбросы углерода на 50% к 2030 году по сравнению с 2018 годом. Достичь этого получится, например, за счет повышения топливной эффективности самолетов на 1,5% в год и добавления 2% альтернативных видов топлива для коротких и средних рейсов. Установлено, что €150 миллионов из государственной субсидии будет потрачено на покупку более современных и экономичных самолетов.

Наряду с климатическими обязательствами Austrian Airlines и новыми налогами на билеты в Австрии расширят сеть железнодорожного транспорта. Дополнительное финансирование выделено для новых ночных поездов, которые должны заменить рейсы на короткие расстояния. Из полетной программы Austrian Airlines будут исключены краткосрочные рейсы, для которых есть альтернатива в виде поезда, который идет менее трех часов. Это входит в «соглашение о климате» в рамках господдержки. А вот будет ли это правило распространяться на остальные авиакомпании, пока еще не ясно.

Пример для остальной Европы

Вслед за Австрией ограничения на пассажирские авиарейсы по самым коротким внутренним маршрутам планирует ввести Франция. Ее цель в этом случае — не допустить, чтобы бюджетные авиалинии взяли на себя рейсы, которые Air France вынуждена приостановить по условиям соглашения о господдержке.

Air France-KLM также получила кредит и гарантии на сумму €7 млрд от правительства Франции в обмен на согласие сократить внутренние рейсы на 40%, чтобы уменьшить выбросы углерода. Для авиакомпании это будет означать отказ от рейсов на короткие расстояния из аэропорта «Орли» и радикальное сокращение внутренних маршрутов. Логика у правительства та же: если есть железнодорожное сообщение и поездка займет до 2,5 часов — поезд лучше, чем самолет, потому что экологичнее.

«То, что мы предъявляем такие требования к Air France, не означает, что бюджетные авиакомпании могут приехать и начать свое обслуживание», — сказала министр окружающей среды Франции Элизабет Борн. 

Помимо Air France-KLM, рейсы во Францию осуществляют лоукостеры Ryanair, EasyJet, Volotea и многие другие. 

Элизабет Борн заявила, что поддерживает инициативу Австрии закрепить правила в отношении цен на авиабилеты и назвала «шокирующими» цены на билеты в €1 или даже €15. На словах она добавила, что «в принципе» одобряет и установление минимальных цен.

Французское отделение Greenpeace назвало все эти меры недостаточно амбициозными, поскольку они позволят сократить выбросы углекислого газа всего на 6,6%. Представители «Гринписа» в Австрии, комментируя соглашения правительства с авиакомпанией, тоже отмечают, что остались разочарованы:

«Антидемпинговые правила, сборы за авиабилеты и железнодорожные инвестиции приветствуются, но в целом этого недостаточно для борьбы с изменением климата», — сказала в интервью эксперт по климату и энергетике Ясмин Дюреггер.


Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ