Кто такие вепсы
Вепсы — малый народ, который живет в Латвии, Украине, Эстонии, Беларуси и России — на границе Ленинградской и Вологодской областей и в Карелии. Эту территорию еще называют Межозерьем — между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Финно-угры изначально селились на территории Северной и Восточной Европы. Со временем часть из них спустились в район Межозерья. Их и стали называть вепсами. Вепсов осталось всего 6400 человек, а если брать только тех, кто живет в России, то 5936 — по данным переписи населения 2010 года (в 2002 году — 8240).
Современные вепсы — потомки племени весь, первые письменные упоминания о них датируются 6 веком нашей эры. Уже с 11 века вепсы часто упоминаются в русских летописях. Единого этнонима (название народов или этнических общностей — прим. «Самокатуса») у малого народа не было до 1930-х годов 20 века. Поэтому до сих пор прионежские вепсы и часть приоятских называют себя людиками, а свой язык — людиковским. Также встречается самоназвание чухарь, характерное для южных вепсских поселений. В официальных документах до начала 20 века вепсы значились как чудь. Но к этому названию есть много вопросов — для исследователей не столь очевидна связь между вепсами и чудью. Также термин чудь применяли к эстонцам, води и древнему населению Верхней Руси.
Где они живут
Вепсов делят на группы в зависимости от места проживания. Самые северные поселения находятся на окраине Прионежского района в Карелии. Их так и называют — прионежские вепсы. Оятские вепсы живут в верховьях реки Оять и в прилегающих к реке поселениях Ленинградской области. В Вологодской области — пяжозерские и куйско-пондальские вепсы. Белозерские вепсы обитают в 70 километрах от Белого озера. Южные вепсы живут в верховьях рек Лидь и Копль в Ленинградской области.
Традиционные жилища вепсов внешне похожи на северо-русские — одно- или двухэтажный сруб, крытый двускатной крышей.
Хозяйственные постройки объединяются с домами в единый комплекс, чтобы холодными зимами и в плохую погоду можно было делать все дела под крышей. Но есть и несколько отличий от традиционных северных изб. Например, количество окон в вепсском доме обязательно должно быть четным, а хозпостройки объединяют с домом под прямым углом.
На каком языке говорят
Язык вепсов относят к прибалтийско-финской подгруппе, которая входит в финно-угорскую языковую группу. На протяжении своей истории вепсы взаимодействовали с карелами, коми-зырянами, русскими, лопью — предками современных саамов. Это сказывалось и на формировании языка. Например, карельский язык заимствовал слова из вепсского, и так появилось несколько карельских диалектов. У вепсов выделяют три диалекта по местам проживания: северновепсский, или прионежский, средневепсский и южновепсский.
Сейчас на вепсском говорят около половины всех вепсов — всего три тысячи человек. И язык внесен в Атлас исчезающих языков Юнеско.
Памятников письменности у вепсов нет — потому что первые попытки ее зафиксировать относят к 1930-м годам. Тогда создали учебник по вепсскому языку на основе латинского алфавита.
Составители книги решили, что латиница наиболее точно отражает фонетическую систему вепсского языка. На практике учебники почти не использовали. В школах вепсский преподавали только в Ленинградской области, и то недолго. В 1937 году начались масштабные репрессии, вепсских интеллигентов посадили в лагеря, учебники изъяли, уроки вепсского в школах запретили. Язык ушел в подполье — на нем говорили только дома.
Поэтому вепсских писателей и литературы практически нет. Один из самых известных — Николай Абрамов, он писал как собственные стихи, так и переводил на вепсский Пушкина, Есенина, Евтушенко, Шекспира и многих других. А Нина Зайцева перевела на вепсский карело-финский эпос «Калевала», что еще раз доказывает связь между этими народами. С 1993 года в Петрозаводске выпускают единственную газету на вепсском языке Kodima (с вепсского — «родная земля»).
Каким богам молятся
Изначально вепсы были язычниками. Самым главным духом у них был «хозяин леса». В этой мифологизации читается двойственное отношение вепсов к лесу. С одной стороны, лес — кормилец, а с другой — хранит в себе опасности.
Вепсы приняли православие раньше, чем другие финноязычные народы — на рубеже 10–11 веков. Переход в христианство и приобщение к новой религии были длительными. Например, в грамотах 1661 года отмечается, что вепсы не посещают по воскресеньям церковь, не причащаются и не ходят к своим духовным отцам. Хотя вепсы охотно принимали христианские обряды, они не отказывались от язычества, что сохраняется и сейчас. Вепсы верят в духов леса и приносят подношения на «заветные места» — своеобразные капища.
Чем зарабатывали на жизнь
Традиционным занятием малого народа являлось земледелие. Вепсы выращивали ячмень, рожь, овес, лен и репу, собирали ягоды, грибы. Скотоводство, охота и рыболовство были на вторых ролях. Позже, когда деньги стали играть более важную роль в жизни, вепсские мужчины стали уходить на сезонные работы — рубили лес или занимались бурлачеством на реке Свирь. Северные вепсы славились как хорошие кузнецы и металлурги. Поскольку преобладающее большинство вепсов живут в сельской местности, то в их жизни земледелие играет важную роль и сейчас.
Традиции кузнечного дела уже утеряны, и только в Виннице есть один человек, который продолжает ремесло. Однако в селе Алёховщина (Ленинградская область) работает мастерская по изготовлению традиционной оятской керамики.
Что едят
Вепсы сохранили некоторые традиционные блюда, которые можно попробовать, если попадете в гости к вепсской семье.
- Калитки — открытые пирожки из ржаной муки с начинкой из творога или картошки.
- Кирзад — тонкие блины, их подают с молочной яичницей, солеными грибами или картофельным пюре.
- Пареная репа — готовят в чугунке с добавлением сахара.
- Олудь — ягодный алкогольный напиток, который настаивают три-четыре месяца, вначале в холодном месте, а после переносят к теплой печи.
Этнографический маршрут по вепсским деревням
Территории, на которых селятся вепсы, удалены друг от друга, поэтому за поездку в один-два дня посетить их все не получится. В некоторых «вепсских селах» сейчас живут в основном русские, но мы пишем о них, потому что на этих территориях сохранились места, связанные с вепсами.
Карелия
Шёлтозеро (857 человек)
Шёлтозеро — старинное вепсское поселение, основанное в 1453 году, хотя первое упоминание о нем появляется значительно позже — в 1543 году. Сейчас это центр вепсской национальной области. На въезде в поселок расположено два указателя: с названием местности на русском и вепсском языках.
Вепсский этнографический музей — главная достопримечательностью поселка. В нем собрана самая большая коллекция культурных артефактов вепсов. Экспозиции находятся в двух зданиях — памятниках народного зодчества. Дом Мелькина построили в 19 веке для зажиточной крестьянской семьи. Второе здание — дом Тучина. В нем располагался подпольный райком партии в годы Второй мировой войны. Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 17 утра, перерыв — с 13 до 14 часов. Билет стоит 150 рублей.
Ионо-Яшезерский мужской монастырь основал вепс по национальности во второй половине 16 века. К началу XX века в монастыре жило семь монахов. В 1918 году, с приходом большевиков, монастырь закрыли, а имущество национализировали. Монашество возобновили в 2003 году, но из-за того, что храм находится в аварийном состоянии, службы в нем не ведут.
Вепсский национальный фестиваль «Древо жизни» (вторая половина июля) проводят в Шёлтозере ежегодно с 1987 года. В программе — концерты и театрализованные представления на тему вепсской культуры, ремесленные мастер-классы и блюда национальной кухни. На фестивале можно увидеть языческие элементы вепсской культуры. На празднике вепсы поклоняются древнему космическому мировому дереву, которое символизирует у них связь между прошлым, настоящим и будущим. Похожие гуляния проводят и в селе Винницы, но только в начале июня.
Из Петрозаводска в Шёлтозеро три раза в день ходят автобусы, билет стоит около 300 рублей.
Ленинградская область
Гимрека (91 человек)
Деревянный ансамбль Гиморецкий погост (небольшое поселение с церковью, кладбищем и домом священнослужителя) 17 — начала 18 века. Это шатровая постройка, рядом с которой находится восьмигранная колокольня. Исследователи отмечают, что по внешнему виду и деталям можно предположить, что погост построили вепсы. Если приглядеться к верхним восьмерикам (в архитектуре — восьмигранное сооружение — прим. «Самокатуса»), то увидим, что они вставлены в раструб нижнего четверика (четырехугольный в плане объем в русской архитектуре — прим. «Самокатуса»). Это характерная особенность вепсских храмов, которая позволяет расширять и утяжелять храм кверху. Гиморецкий погост — один из последних сохранившихся традиционных вепсских храмов Прионежья.
Мыс Чейнаволок
Онежский маяк Самбо. Маяк построили в 1920-е годы, его высота 23 метра, но сейчас он заброшен. Добраться до места можно двумя способами: с южной стороны (деревня Щелейки) и с севера (деревня Гимрека). Северная тропа более опасная — маршрут идет по берегу, и местами путь заболочен. Нижние ступени на маяке спилены, и забраться наверх можно только по лестнице или с помощью напарника.
Щелейки (34 человека)
Храм Димитрия Солунского Мироточивого. Храм постройки конца 18 века — классический пример северного деревянного зодчества. Пятикупольное здание церкви соединяется с колокольней деревянным мостиком. С колокольни видно Онежское озеро и прилегающие к нему леса.
Три раза в день ходит автобус Петрозаводск — Вознесенье, который делает остановку в Щелейках.
Переправа на пароме через реку Свирь. Паром через реку Свирь ходит ежедневно с 6 до 23 часов и перевозит пассажиров и машины с одного берега поселка Вознесенье на другой. Пассажирам — бесплатно, легковая машина — 200 рублей.
Родионово (56 человек)
Георгиевская церковь. Храм постройки конца 15 века стоит на берегу Юксовского озера. Это одна из самых древних построек в России, которая сохранилась на своем историческом месте и никуда не переносилась. А также это самая древняя деревянная церковь в Ленинградской области. Церковь отреставрировали в 1970-е годы прошлого века и восстановили утраченное крыльцо, а в 1993 году вернули верующим. Здесь нерегулярно, но проходят богослужения.
Великий Двор (17 человек)
Арт-скит Kawarga. В деревне находится инсталляция современного художника Дмитрия Каварги. В работе автор показывает христианскую традицию монашеского уединения и образ жизни человека, посвятившего себя искусству. В арт-ските зарождается музей совриска — художник планирует наполнить пространство образцами технологического и ландшафтного искусства.
В деревне можно переночевать в комплексе домиков «Дальние дачи» на берегу Гонгинского озера. Маленький дом на четверых стоит 3500 рублей в сутки. Большой 6-местный дом — 4000 рублей.
Геоглиф в форме символа Алатырь. Геоглиф — нанесенный на землю геометрический или фигурный узор. Находится на берегу Гонгинского озера. Представляет собой восьмиконечную звезду в круге — древний знак, который у вепсов является символом жизни и мощным оберегом. Геоглиф высажен из елей и имеет диаметр 55 метров. Рисунок хорошо просматривается с высоты птичьего полета, поэтому его получится увидеть, только если у вас есть с собой дрон.
Аверкиевская, или Чикозеро (2 человека)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Изначально на месте церкви воздвигли Никольский храм, точная дата неизвестна, но это было до 1628 года. В 1685 году построили новый храм, который простоял до конца 19 века. В 1898 году храм перестроили, и он просуществовал до прихода советской власти. В пятидесятые годы в церкви устроили зернохранилище, а потом клуб. В начале 2000-х храм восстановили на деньги местного мецената.
Чурручей (официально заброшена)
Вепсское заветное место. Заветное место у вепсов — это своеобразное капище. С виду обычный камень, который с определенного ракурса похож на силуэт монаха. Вокруг камня лежат подношения — детские игрушки, деньги или вышитые вручную полотенца.
Изначально вепсы были язычниками, но позже приняли христианство. Теперь они исповедуют православие, хотя некоторые до сих пор верят в духов леса и ходят к ним, чтобы что-то попросить.
Добраться до заветного места трудно: сначала надо пройти восемь километров от деревни Ярославичи до Чурручья, а потом переплыть реку на лодке. Но специальной переправы не существует. Иногда можно встретить в этих местах гидов с группами или ждать, пока несколько человек, которые все же обитают в деревне, вас перевезут.
Жители ходят к заветному месту утром и поодиночке, разными тропками, чтобы чужим людям было сложно отследить их маршрут. Поэтому посещение капища зависит от удачи — проводника придется искать среди местных людей, и неясно, согласится ли вас кто-то отвести в лес.
Согласно вепсской традиции, к заветному месту приходят, чтобы о чем-то попросить или разрешить проблему, а взамен оставляют дар или обещают что-то выполнить. Например, раньше говорили, что если их просьба исполнится, отправят сына в Соловецкий монастырь.
Курба (275 человек)
Музей вепсского быта. В музее выставлены предметы быта, орудия труда и кухонная утварь вепсов, всего более 400 предметов. Инициатор и хранитель музея — Светлана Ершова, бывший школьный учитель математики. Экспонаты собирали ее ученики, которые хотят сохранить культуру древнего народа. Раньше музей находился в здании школы, но в 2009 году ее закрыли, а через год музей возродился в качестве филиала Подпорожского краеведческого музея. Музей работает со вторника по пятницу с 9 до 18 часов, а в субботу — с 9:30 до 15:30.
Природный парк «Вепсский лес»
В природном парке проложены три экологические тропы, но по двум из них нельзя пройти — местность сильно заболочена, и есть риск утонуть. Из-за этого лучше не посещать парк без проводников. Местный гид Сергей, вепс по национальности, хорошо знает «Вепсский лес» и водит экскурсии по природному парку. Чтобы связаться с ним, звоните по телефону +7 963 329 42 09.
Парк интересен тем, что природа почти не тронута человеком и сохранилась в первозданном виде. На его территории есть семь резерватов, в которых сохраняют особо ценные растения. Рядом с парком находятся вепсские поселения, и местные жители часто уходят в лес к заветному месту. Если с кем-то подружиться, можно пройти по тайным тропам природного парка.
Вологодская область
Берег (6 человек)
Музей вепсской культуры. В музее находятся более 600 экспонатов, среди которых редкие фотографии, газетные материалы и предметы вепсского быта. Посетители могут посмотреть на вепсских кукол, традиционные наряды, узнать о ремеслах и поучаствовать в мастер-классах. Телефон для связи: 8 81743 2 15 31, контактное лицо — Вера Михайловна Медникова.
Переночевать можно на базе отдыха «Волна» на берегу Белого озера. Домики рассчитаны на 6–10 человек, в каждом есть кухня.
Куда еще можно съездить
- Никонова Гора, Вологодская область (32 человека, ⅔ из них — вепсы). Входит в Вепсское национальное сельское поселение — так называется административное образование, объединяющее вепсские деревни. Образовалось в 2009 году путем слияния Тимошинского, Куйского национального вепсского и Комоневского сельских поселений.
- Казыченская, Ленинградская область (25 человек, все идентифицируют себя как вепсы). Сейчас это одно из самых отдаленных поселений оятских вепсов. У него есть особенность — местные называют поселок Ладвой (в переводе с вепсского — вершина, верхушка), на въезде даже есть самодельная табличка с таким названием.
- Винницы, Ленинградская область (2200 человек, около 500 из них — вепсы). Считается центром расселения вепсов, но по факту ¾ жителей села — русские. Вепсы постепенно ассимилировались, а дети от смешанных браков чаще называют себя русскими. В Винницах есть вепсский центр фольклора, а также в начале июня здесь проводится ежегодный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни».
Как добраться
Инфраструктура в вепсских селах практически отсутствует — все дороги исключительно грунтовые, асфальта там нет. Весной дороги размывает, а зимой они часто занесены снегом. Но даже летом лучше ехать на внедорожнике, а не легковой машине.
Путешественникам без машины будет еще сложнее — придется сначала доехать до какой-нибудь крупной станции на поезде и пересаживаться на редкие автобусы, которые идут в села. В большинство населенных пунктов из нашего списка автобусы вообще не ходят. Поэтому, скорее всего, вам придется ездить автостопом и много ходить пешком.
В Вологодской области наибольшее количество вепсов сосредоточено в Бабаевском районе. Ближайшие крупные города, до которых доедете на поезде: Вологда, Череповец и Бабаево.
В Карелии можно доехать на поезде до Петрозаводска, а оттуда отправиться в Вепсскую национальную волость (существовала с 1994 по 2004 год) с центром в поселке Шёлтозеро. Автобус до поселка ходит три раза в день, стоимость билета в среднем 300 рублей. Также ходит автобус в Щелейки.
До вепсских сел в Ленинградской области не получится доехать на электричках или автобусах. Раньше можно было добраться хотя бы до Винниц, но сейчас прямых рейсов нет. Удобнее всего ехать на машине.
Советы
- В большинстве вепсских деревень работает мобильная связь и ловят все сотовые операторы. Но в некоторых отдаленных участках и глухих деревнях связи нет вообще, например в Курбе или Казыченской (Ладва).
- Туристический клуб «Лес и ветер» занимается исследованием вепсских поселений и снимает про это кино. Также они организовывают туры по вепсским деревням с полным погружением. Есть два маршрута — на два и пять дней. В программе: поездки по нескольким селам, посещение древних церквей, экскурсия на заброшенный маяк, мастер-классы и проживание в вепсской избе. Гид, который водит группы, вепс по национальности, сам вырос в этих местах и много знает про культуру.
- Автор: Мария Передок.
- Фото обложки: Федор Лашков (@fedorlashkov/instagram). Другие фото:
- Федор Лашков (@fedorlashkov/instagram), Константин Горячев, Лес и Ветер (@les.i.veter/instagram)
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.