Марокко — не самая популярная среди россиян страна. Сюда и до пандемии было непросто добраться, а сейчас тем более. Но длинные и дорогие перелеты через арабские страны или Стамбул стоят того, особенно если лететь в Марокко надолго. Это классный вариант для зимовки — безвизовый въезд на 90 дней для россиян, недорогое жилье и продукты, мягкий климат.
Марокко в первую очередь впечатляет тем, как традиционный колорит вписан в повседневность. Мужчины тут носят традиционную одежду, ездят на ослиных повозках, многие товары до сих пор изготавливают ремесленники, чьи мастерские постоянно встречаются в городах. А медины старых городов выглядят как из каноничных арабских сказок — тысячи запутанных улиц, бесконечные рынки и минареты, торчащие из-за коричневых глиняных домов. Вместо безликих сетевых отелей тут можно жить в аутентичных домах-риядах, а в простых забегаловках для местных до сих пор многие не используют столовые приборы. И эта архаичность сочетается со скоростными железными дорогами, музеями современного искусства и быстрым интернетом.
А вторая сторона Марокко — невероятное природное разнообразие. Тут есть горы Атлас — как для несложных хайков в сосновых лесах, так и для серьезных восхождений, Атлантический океан для серфинга и Средиземное море для купания, а на юге — пески пустыни Сахары.
По Марокко несложно путешествовать — тут хорошие дороги и недорогая аренда машин, комфортабельные автобусы на большинстве популярных маршрутов и скоростные железные дороги.
Мы составили большой кольцевой маршрут по Марокко на несколько недель, который захватывает все основные достопримечательности. Из него можно убирать какие-то места, а что-то добавлять, формируя поездку на свой вкус. Его можно проехать как на машине, так и на общественном транспорте.
Как добраться | Аренда машины | Дороги и бензин | Парковка | Связь | Общественный транспорт | Деньги | Язык | Еда | Безопасность | Ночлег | Маршрут | Чем еще заняться | Что привезти домой | Карта
Как добраться
Прямых рейсов из России в Марокко пока нет. И не будет как минимум до 4 сентября: недавно Royal Air Maroc сдвинули на эту дату начало полетной программы. Поэтому лететь придется как минимум с одной пересадкой через Стамбул, Дубай, Доху, Каир или Бахрейн. Цена билета — не менее 30 000 рублей в одну сторону. Перелет из ближайших аэропортов европейских стран будет стоить в три-четыре раза дешевле, но займет не меньше суток и придется сделать одну-две пересадки в Европе. У Ryanair много дешевых рейсов в Марокко из Германии, Франции, Испании и Италии.
Гражданам России разрешено находиться в Марокко без визы 90 дней. Вакцинированные от ковида туристы могут попасть в страну без ограничений, «Спутник V» и «Спутник лайт» подойдут. Непривитым туристам нужно сделать ПЦР-тест на коронавирус не позднее, чем за 72 часа до прибытия, и предоставить результат на английском или французском языке. Также в аэропортах могут выборочно тестировать прилетающих. Всем туристам нужно заполнить анкету здоровья: ее можно распечатать заранее, но бланки выдают и в самолетах.
Где арендовать машину
Для аренды машины и езды по марокканским дорогам достаточно российских прав. В стране работают как международные прокатные конторы — Hertz, Europcar и Budget, так и локальные. У местных обычно ниже цены на аренду и не нужен залог, что особенно актуально, когда не работают российские карты.
В мае 2021 года мы брали автомобиль у Savoy Cars, их офис есть в аэропорту Касабланки. Договориться заранее можно по вотсапу. В аренду дают в основном машины на дизеле. Аренда стоила 250 дирхам (2,439.9 рублей) в день, плюс доплата 600 дирхам (5,855.6 рублей) за то, что оставили машину в Марракеше. Всю сумму аренды нужно оплатить наперед. После подписания договора нам пытались дать машину классом ниже. Пришлось поспорить и поругаться, и только после этого нас отвезли в гараж и выдали Dacia Sandero, за которую мы изначально заплатили. Сейчас аренда такой же машины стоит 540 дирхам (5,270.1 рублей) в день.
Дороги и бензин
В целом в Марокко хорошие дороги, на основных трассах — отличный асфальт. Местные ездят не очень аккуратно — превышают скорость, не всегда включают поворотники и не пропускают пешеходов. В населенных пунктах, особенно больших, к невысокой культуре вождения местных добавляются перегруженные мопеды — три-четыре человека это норма, повозки, запряженные ослами или лошадьми, и узкие улицы. И все это движется хаотичным потоком, ведь даже в крупных городах не везде есть разметка.
За пределами городов мы пользовались гугл-картами, которые всегда показывали правильную дорогу и не подводили с указателями заправок. В Марокко есть международные сети Shell, Total и местные, к примеру Station Afriquia — на них мы тоже заправлялись, и проблем не было. На форумах иногда можно встретить сообщения о том, что бензин недоливают. Но мы с таким не сталкивались. А еще учтите, что вам могут накачать и без того накачанные колеса и попросить за это деньги. Чем дальше от крупных населенных пунктов, тем реже встречаются заправки. Но за все путешествие у нас ни разу не возникало ситуации, когда бензин был на исходе.
На платных трассах заправки встречаются примерно раз в 50 километров, на обычных дорогах — чуть реже. На автобанах заправка может быть полноценным комплексом с кафе, магазином, зоной отдыха.
Сумму проезда по платным трассам показывает мобильное приложение ADM Trafic (Android, iOS). Оно же показывает камеры, заправки, аварии, места ремонта дорог в режиме онлайн. Приложение работает только на французском и арабском языках, но интерфейс очень понятный. Платная трасса соединяет Танжер, Рабат и Касабланку вплоть до Эссуэйры и Сафи через побережье. Еще два ответвления идут к Агадиру через Марракеш и от Рабата к Фесу. Дорога из Касабланки в Фес в 270 километров будет стоить 73 дирхама (712.4 рублей). Это примерно 0,27 дирхама (2.6 рублей) за километр.
По платным дорогам можно разгоняться до 120 км/ч, по обычным — до 100 км/ч, в населенных пунктах — 40–60 км/ч. Постов дорожных полицейских много, мы встречали их каждый день. С иностранцами инспекторы приветливы, но обязательно проверяют договор аренды и права. На въезде или выезде из городов, особенно небольших, стоят посты полицейских с радарами. За превышение скорости придется заплатить 300–700 дирхам (2,927.8–6,831.6 рублей).
Особенности парковки
Парковщики в Марокко — отдельная каста, и с ними не могут ничего сделать даже местные жители. Около каждой парковки стоят мужчины в жилетах, которые в лучшем случае помашут руками, помогая поставить машину. А в худшем они просто подбегают и просят денег, когда вы уже припарковались либо собираетесь уезжать. Фиксированную сумму парковщики не называют. Мы платили не больше 5 дирхам (48.8 рублей) за такие «услуги». Местные говорят, что тоже дают несколько монет, когда приезжают в другой регион, но в своем не платят. В крупных городах есть официальные платные парковки, но часто они стихийные вот с такими непонятными мужичками в жилетах. Если не заплатить, парковщики могут накричать и обругать или даже ударить по машине и плюнуть в нее. С нами такого не случалось, но один из парковщиков с презрением швырнул 2 дирхама (19.5 рублей) обратно в машину, видимо, посчитав, что ему заплатили слишком мало.
Путешествуя на машине, лучше жить за пределами медины (исторического центра, который отделен от города стеной). Там особенно многолюдно и полно узких улиц, на которых легко заблудиться, а иногда и вообще не проехать на машине.
Мобильная связь и интернет
Купить сим-карту можно сразу же в аэропорту или в салонах связи. В Марокко есть три мобильных оператора: Orange, INWI и Maroc Telecom. 10 гигабайт мобильного интернета от «Марок телеком» стоили около 100 дирхам (975.9 рублей). Этого с запасом хватило на недельное путешествие на машине с постоянно включенными гугл-картами. Если трафика не хватит, его легко докупить на сайте оператора.
Скорость вайфая в отелях и кафе не очень высокая, фильмы и ютуб будут подвисать, но для соцсетей хватает.
Общественный транспорт
Поезд. В Марокко есть железная дорога, пути идут вдоль западного побережья, соединяют Марракеш и Касабланку с населенными пунктами на северо-востоке страны. В целом, на поездах можно попасть во все крупные туристические города, а вот в сторону пустыни получится доехать только на автобусе. Билеты продаются на официальном сайте oncf-voyages.ma и в кассах вокзалов. К примеру, билет из Рабата в Касабланку стоит 40 дирхам (390.4 рублей), время в дороге — один-два часа в зависимости от поезда. А из Марракеша в Фес можно доехать за 215 дирхам (2,098.3 рублей). Время в дороге — около шести часов. Между крупными городами поезда ходят несколько раз в день. Мы покупали билеты прямо перед отправлением (из Танжера в Касабланку или из Эль-Джадиды в Касабланку), и они всегда были в наличии.
Автобус. Поездки на автобусе выходят дороже, чем поезд. Из Рабата в Касабланку — 60 дирхам (585.6 рублей), из Марракеша в Фес — 250 (2,439.9 рублей). Билеты можно купить на автовокзалах или онлайн на сайте перевозчика и обменять их в кассах перед отправлением автобусов. CTM — крупнейшая автобусная компания Марокко, у них билеты стоят немного дороже, чем у других, но зато автобусы самые комфортные. Автобусы всех компаний отправляются обычно с центральных городских вокзалов. Рейсов между крупными городами достаточно много, и поэтому можно покупать билет перед отправлением, заодно сравнивая цену.
Общественный транспорт. В больших городах ходят комфортные автобусы, в Касабланке и Рабате есть современные трамвайные линии. Гугл-карты даже умеют прокладывать маршруты в крупных городах Марокко.
Такси. Careem — единственный агрегатор такси, который работает в Марокко, но только в Касабланке, Рабате и Танжере. Такси в Марокко бывают двух видов. Легковые автомобили (Petit Taxi) работают по таксометру, словить их можно прямо на дороге. Но не удивляйтесь, если водитель остановится, а там уже будет ехать пассажир — это нормально. Интересная особенность — в каждом городе Марокко официальные такси разных цветов. В Шефшауэне — голубые, Касабланке — красные, Марракеше — бежевые, Рабате — белые.
Гранд такси — подешевле, потому что в легковую машину обычно набивается семь-восемь человек. Спереди могут сидеть еще три человека, кроме водителя. При посадке пассажиры называют место назначения, и водитель озвучивает цену. Гранд такси ходят также между небольшими городами или на непопулярных направлениях, к примеру, из Марракеша в Имлиль.
Деньги
Валюта в Марокко — дирхамы. Курс в разных обменниках незначительно, но отличается. Хотя в любом случае он будет лучше, чем в банках. Для обмена доступен достаточно большой список валют — британские фунты, канадские доллары, швейцарские франки, японские иены, но рублей в этом перечне нет. Хотя, конечно, самые популярные валюты — доллары и евро. Карты принимают в супермаркетах, отелях, ресторанах, на авто- и железнодорожных вокзалах. Наличка все равно пригодится: на рынках, заправках, в небольших населенных пунктах и для проезда в такси и общественном транспорте. Банки в Марокко работают до 16:00, обменники — дольше. В городах с оживленной ночной жизнью пункты открыты до ночи, как, например, на главной площади Марракеша.
Язык
Арабский и тамазигхт (берберский) — официальные языки в Марокко. В школах также учат французский — колониальное наследие. И его в Марокко знают лучше, чем английский. На севере неплохо знают испанский, потому что много связей с Испанией, ее полуэксклавом Сеутой и городом Мелилья, которые располагаются на территории Марокко.
Еда
В Марокко на каждом углу пьют кофе и сладкий зеленый чай с мятой, в заведениях попроще мята не всегда бывает. А в некоторых кафе в чай добавляют полынь. Чай подают в небольшом чайнике, и обычно он рассчитан на одного человека. Марокканцы стараются как можно выше поднимать чайник, когда переливают чай в стакан, чтобы напиток обогатился кислородом, заодно немного остыл, а сахар размешался. Второй по популярности напиток — кофе. Готовят его на старых французских и итальянских кофейных аппаратах. Кофе почти везде очень крепкий и горький.
Популярные уличные напитки — апельсиновый фреш и тростниковый сок, в ларьках делают соки и смузи из манго, мандаринов, личи, абрикосов и десятков других фруктов, которых в стране полно. Здесь за копейки можно купить папайю, бананы, плоды кактуса, яблоки, дыни и арбузы. А вот апельсины и мандарины, которые растут прямо на улицах, часто оказываются горькими на вкус.
В Марокко есть несколько блюд, которые надо обязательно попробовать. Первое и, наверное, главное — это тажин. Так называется керамическая посуда с продолговатой крышкой, в которой готовят мясо (реже рыбу) с овощами. К тажину обычно приносят кус-кус и салат из мелко нарезанных помидоров, лука и зелени. Второе — острый суп харира из баранины, нута и чечевицы. Его подают как в респектабельных ресторанах, так и в самых дешевых забегаловках. На завтрак в любом кафе смогут приготовить яичницу, где-то подают жидкий суп из кус-куса. Порции обычно большие. В прибрежных городах полно морепродуктов: креветки и кальмары, жаренная или приготовленную во фритюре рыба.
После захода солнца в крупных городах Марокко разворачиваются рынки со стритфудом. И это развлечение не столько для путешественников, сколько для самих местных. Тележки с улитками, кукуруза гриль, каштаны, нут, вареные финики, консервированные маслины разных видов, сладкие и соленые лепешки, сухофрукты — все это можно продегустировать как на забитой туристами центральной площади Марракеша, так и в спальном районе Касабланки. Из экзотики в Марокко можно попробовать мясо верблюда.
В закусочных готовят шаурму и панини — сэндвичи с начинкой из овощей и мяса либо рыбы. В передвижных лотках начинок предлагают не так много, стоимость зависит от количества ингредиентов. Самый распространенный вариант сэндвича — треугольник сыра, вареное яйцо картофель, завернутые в половину лепешки. Сюда же добавляют кетчуп и смесь специй. Максимальное количество встречавшихся мне начинок — 15 видов (рыбные консервы, колбаса, картофель вареный, огурец свежий, огурец соленый, два вида риса, свекла, помидор, лук, морковь, оливки, салат). Всё это кладут в половинку багета или лепешки. Дополнительно могут поджарить яйцо и положить кусочек сыра. Все сэндвичи комплектуются горстью картошки фри. Есть закусочные, которые готовят исключительно сэндвичи с рыбой, обжаренной во фритюре, баклажаном, помидором, перцем на гриле и картошкой.
В хороших ресторанах Марокко подают серые вина, которые делают в основном в Африке. По сути они являются разновидностью розового — виноград быстро отделяют от шкурок и хвостиков после отжима, что и придает ему бледный оттенок. Покупать алкоголь в Марокко не очень просто. Его продают в редких специальных магазинах, отделах крупных супермаркетов и аэропортах. Ввозить в Марокко можно не больше одного литра крепких напитков на человека.
Не во всех закусочных, особенно если это придорожные кафе или заведения в маленьких городках, есть меню с ценами. Часто официанты приносят чек, написанный от руки, поэтому лучше заранее уточнять стоимость блюд и торговаться, если чувствуете, что слишком дорого. В одном из отелей нам предложили ужин «за хорошую цену». В итоге за кус-кус и тажин хозяин пытался взять больше 400 дирхам (3,903.8 рублей), а это в несколько раз дороже обычной цены в кафе. Еще один трюк — англоязычное меню для туристов, цены в котором обычно в несколько раз выше, чем в меню для местных.
В Марокко полно кондитерских: от магазинов с пахлавой на рынках до кафе с изысканными тортами. Здесь сотни разновидностей сладостей, самые популярные: халва, кабалгазал — клецки с начинкой из миндаля и специй, сфень — маленький пончик с медом или сахарной пудрой, бриуаты — треугольники из слоеного теста с соленой мясной или сладкой начинкой, чебакиас — жареное рулонное тесто с шафраном, анисом, медом и кунжутом. Сладости продают на рынках и в магазинах с вывесками Patisserie или Confiserie.
Безопасность
В целом, в Марокко безопасно, но случаются уличные кражи и полно попрошаек. Чем больше город, тем более они наглые и навязчивые. Попрошайки обычно кучкуются в мединах. Они добродушно предложат помощь, обычно провести лабиринтом запутанных улиц и найти нужное место, будут мило общаться по пути, а потом потребуют денег, выманивая сумму все больше и больше. Кто-то может преследовать десятки минут с протянутой рукой или требуя заплатить за то, что случайно попал на ваше фото. В этом случае лучше обратиться к полицейским, если они встретятся на пути. Негласное марокканское правило — «никому не верь в медине» (хотя в Марракеше оно распространяется и за ее пределы).
Некоторые путешественники советуют обращаться с вопросами к продавцами или официантам. Якобы люди, у которых есть работа, не станут обманывать. Но они же могут переадресовать вашу просьбу профессиональным попрошайкам, отвязаться от которых будет очень сложно.
Если не получается найти отель, то лучше позвонить, чтобы его сотрудники встретили и помогли добраться бесплатно. Сами попрошайки, как бы они ни пугали, не причинят физического вреда, а просто будут стараться всеми способами выудить из туристов деньги, потому что Марокко — не самая богатая страна, а большое количество европейских туристов в какой-то момент избаловало местных small tips.
Ночлег
Традиционный марокканский дом называется риад. Обычно это здание в три-четыре этажа с внутренним двориком во всю высоту. Цены на двухместные номера в риадах начинаются от 140 дирхам (1,366.3 рублей). Самые комфортные и красивые риады в нашем путешествии стоили около 250 дирхам (2,439.9 рублей) за ночь с завтраком. Лучше бронировать гостиницы через букинг или другие агрегаторы заранее. Потому что если приехать без брони, то администраторы часто называют цены выше, чем на букинге. Хостелы стоят от 50 дирхам (488.0 рублей) за койко-место. В отелях и большинстве риадов есть кондиционеры. Но они не везде исправны: часто в отзывах пишут о том, что в холодное время года ночью можно замерзнуть и приходится просить одеяла, а летом наоборот: в номерах слишком жарко.
Маршрут
Касабланка — Эль-Джадида — Эссуэйра — дюны Тимлалин — Марракеш — водопады Узуд — долина реки Тамрахт — Уарзазат — ущелье Тодра и Дадес — пустыня Мерзуга — Фес — Шефшауэн — Танжер — Рабат
Касабланка
Добраться в Касабланку из аэропорта можно как по платным дорогам, так и по обычным. По умолчанию навигатор предлагает первый вариант. Хотя столицей Марокко является Рабат, Касабланка остается крупным финансовым центром и чуть ли не главным городом. Поэтому здесь много отелей бизнес-класса.
Гостиница Premiere Classe Casablanca Centre Ville — хороший вариант для первого дня, чтобы привыкать к Марокко постепенно. Рядом — центр и все лучшие рестораны. До медины (старой части города) и главной мусульманской достопримечательности Марокко, одной из крупнейших в мире — Великой мечети Хасана II, минут 40 пешком. После захода солнца в Касабланке активизируется ночная жизнь: открываются рынки и точки с уличной едой, одеждой и сувенирами, на улицах становится больше людей.
Мероприятия и выставки современного искусства в Касабланке проводят в Villa des Arts, расположенной в особняке 1934 года, и художественной галерее L’Atelier 21.
Эль-Джадида
Портовый город, основанный португальцами в 16 веке. Главной достопримечательностью считается сохранившаяся крепость Мазаган. В границах медины находится подземное хранилище для воды — португальская цистерна. Самый красивый свет здесь в полдень. В целом медина в Эль-Джадиде довольно спокойное место, где все заняты своими делами: на берегу рыбаки ловят рыбу, а у маяка дети прыгают с пирса.
Поесть можно в одном из рыбных ресторанов. Нам понравилось в El Bahri: сюда ходят сами марокканцы, очень много посадочных мест и огромный выбор морепродуктов.
В часе езды от Эль-Джадиды находится городок Уалидия, где выращивают устриц, крабов, гребешков, ежей, осьминогов и прочие морепродукты. По утрам на пляже разворачивают рыбный рынок.
Эссуэйра
Некоторые считают Эссуэйру самым инстаграмным городом в Марокко (хотя тут можно поспорить, как минимум из-за Шефшауэна). Закаты здесь действительно впечатляют: солнце садится прямо в океан недалеко от крепости 18 века, в которой снимали «Игру престолов». Кстати, это не единственное место съемок сериала в Марокко. В порту Эссуэйры пришвартованы тысячи ярких рыбацких лодок. Медина шумная и многолюдная, но в целом понятная, заблудиться в ней сложно.
В Эссуэйре нет важных точечных достопримечательностей. Тут просто приятно бродить по живописной медине, глазеть на морских гадов на рыбном рынке, пить кофе в прокуренных кафешках, а вечерами, сидя у древней крепости, смотреть на закаты.
Роль маршруток в Эссуэйре выполняют конные повозки, которые припаркованы около ворот в медину Bab Doukkala и едут в сторону супермаркета «Карефур». Также недалеко от этих же ворот есть христианское кладбище со старыми надгробиями.
Поесть можно в одном из кафе на площади Жанвье, а переночевать в серферском хостеле Surf House.
Дюны Тимлалин
Про дюны Тимлалин (Timlalin Dunes) знают далеко не все местные жители. Чтобы попасть в пустыню на берегу Атлантического океана, важно не пропустить поворот (30.764421, -9.821737). Дальше дорога ведет по песку. Ехать лучше на кроссовере или хотя бы не на самой низкой машине. Посмотреть можно не только дюны. Еще одна видовая точка — грот в скалах (30.762886, -9.8298490). Чтобы застать эти места безлюдными, лучше приезжать в первой половине дня. Организованные группы привозят из Агадира на закате.
Многие туристы едут дальше по атлантическому побережью, на пляж Легзира, где глиняные скалы с арками. Это место есть во всех путеводителях по Марокко. К сожалению, одна из арок, более живописная, обвалилась в 2016 году. После Легзиры можно проехать через Тафраут, Ирхерм, Тарудан — это малолюдные места, где проходит горный хребет Антиатлас. В этой местности живет много берберов.
Берберы — коренной народ Северной Африки. Кочевые племена занимаются скотоводством, земледелием и ремеслами. Но многие сейчас живут в городах и ведут оседлый образ жизни рядового горожанина. Подавляющее большинство берберов в Марокко исповедует ислам. Но до 7 века их религиями были христианство, иудаизм и анимизм. Существуют различные берберские языки со своей письменностью, которая иногда встречается на официальных указателях в районах проживания берберов. Кроме центральной части Марокко и региона Антиатлас берберы также живут в местности Эр-Риф на побережье Средиземного моря у границы с Алжиром.
Туристические компании в Марокко продают экскурсии в берберские деревни, на которых местные жители, переодевшись в национальную одежду, танцуют и поют для туристов. Но познакомиться с берберской культурой можно и в менее музейном формате — достаточно приехать в места их компактного проживания.
Марракеш
Бывшая столица Марокко: шумная, яркая, а временами пугающая любителей спокойного и безопасного отдыха. Марракеш — один из четырех имперских городов (наряду с Фесом, Мекнесом и Рабатом). Это исторические столицы, из которых в разное время страной руководили представители нескольких династий.
«Этот город научил меня свету», — писал про Марракеш кутюрье Ив Сен-Лоран. Он выкупил поместье и сад, который основал и обустроил французский художник Жак Мажорель. Ив Сен-Лоран отреставрировал здание, пополнил коллекцию растений и завещал похоронить его в этом саду, где и развеяли прах кутюрье. Сад Мажорель находится за пределами медины, его территория небольшая, и тут всегда очереди. Если прийти к открытию, людей будет меньше. В Марракеше находится музей моды Ива Сен-Лорана. Современное искусство выставляют в галереях Дэвида Блока, Матисса, Африканском музее современного искусства.
Вообще, в Марракеше много дворцов и садов, в медине чаще всего посещают Дворец Бахия. Не менее красив, но менее посещаем музей слияния религий Dar El Bacha (31.63146682202302, -7.992295940219689), где варят вкусный кофе.
Еще одно спокойное место в шумной медине Марракеша — Секретный сад, куда легко самостоятельно дойти по карте. Хотя уличные хелперы будут уверять, что он закрыт, но они могут показать секретный путь. За пределами медины находятся сады Менара — парк у подножия Атласских гор. В садах растут пальмы, оливковые и фруктовые деревья. У стен медины расположилась мечеть Кутубия 13 века, вокруг нее — не очень тенистый, но оживленный сквер.
Но лучше всего атмосфера города чувствуется в самом его сердце — на главной площади Джамаа-эль-Фна после захода солнца. Здесь начинают работать сотни точек со стритфудом — ближе к центру площади подороже и потуристичнее, по краям — подешевле. А к ним впридачу — продавцы сувениров и уличные артисты, в том числе сказители, о которых пишут во всех путеводителях. К сожалению, они рассказывают свои истории только на арабском.
Площадь всегда полна народу, и кажется, что Марракеш — напрочь туристический город и нигде не спрятаться от назойливых предложений что-нибудь купить или съесть. Но это не совсем так — стоит только углубиться в медину и сойти с основных улиц, начинается обычная марокканская жизнь.
В Марракеше есть красильни, где до сих пор используют традиционные и архаичные методы обработки кожи. Смотрится это невероятно живописно и аутентично, но запах стоит тошнотворный. Есть несколько вариантов, как попасть внутрь: организованные туры или прилегающие к красильням магазины кожи, с крыши которых открывается отличный вид. Но придется или что-то покупать в магазине, или просто заплатить за посещение крыши с видом на красильни.
Можно попробовать прийти к красильням самостоятельно и уже на месте найти хелпера и договориться с ним о проходе внутрь. Главное: надо четко и заранее обговорить цену за услугу и быть готовым к тому, что на выходе у вас попросят больше оговоренного — красильни в Марракеше славятся как место, где хелперы обчищают туристов до нитки, поэтому будьте настойчивы и не поддавайтесь на прессинг проводников. А если вы планируете посетить Фес, то лучше отказаться от посещения красилен в Марракеше и спокойно посмотреть на красильни Феса со смотровых площадок местных лавок по продаже кожаных изделий.
Где жить. Переночевать можно в классическом марокканском рияде Al Wafaa. Он находится рядом с мединой и площадью Джамаа-эль-Фна, и рядом с ним всегда найдется место для парковки.
Водопад Узуд
Добираться к водопаду Узуд удобнее всего из Марракеша. На подъезде местные машут руками, приглашая к ним: поесть, переночевать и поставить машину. Официальная парковка находится далековато от водопада, поэтому оставить автомобиль поближе действительно есть смысл. Местные жители будут предлагать себя в роли гида, но в целом несложно разобраться и самим. Узуд можно рассмотреть с разных точек. Все три каскада лучше всего видны издалека. На подъеме справа от водопада живут обезьяны. По водоему можно поплавать на лодочке, а еще тут не запрещено забираться на скалы и прыгать в воду прямо под сводом.
Долина реки Тамрахт
К долине реки Тамрахт ведет серпантинная дорога. Чтобы добраться к оазису, нужно оставить машину на парковке (30.588032, -9.531982) и пройти пешком около километра — вся тропа промаркирована. В низине растут пальмы, а прямо в воде расставлены столики ресторанов. Но местные предпочитают брать свою еду и идти на пикник выше по течению реки. Правда, летом она частично пересыхает, поэтому подниматься вверх по руслу смысла нет.
Настоящий оазис в пустыне можно найти в долине реки Драа. Она берет начало в горах высокого Атласа и впадает в Атлантический океан на северо-западе Африки. Частично Драа пересыхает, самые живописные участки — от Адгиза до Загоры (города, у которого находится часть пустыни Сахара). Вот несколько видовых точек по дороге: водопад Тизги (30.775961, -6.529104), ксара Такатарт (30.683023, -6.330326) и Касба des Caids (30.675108, -6.388544). Дорога идет вдоль русла, а вокруг — безжизненная пустыня: горы и песок. Река Драа является приграничной и отделяет юго-запад Марокко от Алжира.
Уарзазат
Уарзазат считается бюджетной альтернативой Голливуда. В этом городе расположена киностудия «Атлас», на территории которой находятся декорации к всемирно известным фильмам. Среди них — «Александр», «Звездные войны», «Астерикс и Обеликс», «Гладиатор», «Совокупность лжи», «Жемчужина Нила», «Иисус из Назарета», «Мумия».
Прямая дорога из Марракеша в Уарзазат ведет через высокогорный и живописный перевал Тизи н’Тишка (2260 м, Tizi n’Tichka). А если ехать из Агадира в Марракеш, то дорога проходит через еще один высокий перевал — Тизи-н-Тест (2093 м, Tizi-n-Test).
Ходить по территории можно только с экскурсоводом. Билеты продают в кассе, но гиды все равно клянчат чаевые, говоря, что их зарплата — это деньги, которые посетители посчитают нужным заплатить им в конце. На Атласской киностудии стоит автобус, в котором ехали герои Брэда Питта и Кейт Бланшетт в «Вавилоне» Алехандро Иньярриту, выстроен индийский храм для фильма Мартина Скорсезе про маленького Далай-Ламу «Кундун». Киноманам тут точно понравится узнавать места из любимых фильмов.
В 30 километрах от Атласской киностудии находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — крепость Айт-Бен-Хадду, она же желтый город из «Игры престолов». Здания возвели в 11 веке из глины и соломы.
Ущелья Тодра и Дадес
Оба ущелья находятся в Атласских горах и называются так из-за рек, которые вымыли каньоны.
В самый живописный участок ущелья Тодра (31.58747, -5.59291) ведет хорошая асфальтированная дорога. Можно припарковать машину где удобно и пройти пешком под сводами отвесных скал. Они сужаются над мелководной рекой вплоть до десятка метров. Эти места любят скалолазы. А еще, конечно, торговцы и дети-попрошайки, которые здесь преследуют буквально на каждом шагу. Прогуляться по ущелью Тодра можно примерно на полкилометра.
Путь к ущелью Дадес порадует марсианскими пейзажами. Дорога ведет через пустынные разноцветные скалы, а в низине у реки растут пальмы. Практически на каждом повороте за населенными пунктами расположены смотровые площадки. С дороги открывается вид на городки Бумальне Дадес (31.379368, -5.993073), Айт-Бен-Али (31.416584, -6.004338З), Айт-Ибрирен (31.440414, -6.009845). По пути встречаются необычные скалы-пальцы (31.448227, -5.975198), можно спуститься к отполированным под углом 45 градусов глыбам над рекой (31.450981, -5.969254), посмотреть издалека на замок Айт-Арби (31.457352, -5.975166) или свернуть с трассы и посетить его. Обязательная точка этого маршрута — вершина над серпантином (31.530025, -5.925263), откуда видно все повороты дороги. Если проехать дальше на север, то с высоты будет видно городок Тидрит (31.649837, -5.842221), за которым открываются виды на вулканические слоистые серые горы, нависшие над рекой (31.658531, -5.837844). В десяти километрах отсюда находится дамба, сбрасывающая воду с гор в реку Дадес. Чтобы доехать до нее, нужно свернуть с трассы (31.697688, -5.905424). По пути в Тодру можно увидеть песчаные бури — это здесь регулярное явление.
Пустыня Мерзуга
В Марокко есть две пустынные территории, которые являются частью Сахары: Мерзуга и Загора. По словам местных, вторая больше подвержена ветрам и дюны чаще меняют положение. Добраться проще в Мерзугу. На въезде в городок стоят зазывалы с предложениями переночевать в пустынях. Можно поспрашивать про цены в нескольких местах, особенно если есть время. В лагерь на верблюдах отправляются ближе к закату, когда жара спадает. Программа у всех одна и та же: переход по пустыне на верблюдах в кемп, ужин, берберские песни, ночевка в шатрах, завтрак и возвращение в Мерзугу. За дополнительную плату катают на внедорожнике или квадроциклах по дюнам, возят в берберскую деревню и дают на прокат доску для сандбординга.
В итоге мы выбрали тур от Morocco Nomad Trips — они были искренними, сразу предложили лучшую цену — 30 евро (3,141.0 рублей) за человека, в то время как другие заламывали больше и озвучивали такую же сумму только когда мы уходили. Кемпы разных компаний выглядят плюс-минус одинаково, все предлагают по два варианта: стандартный и люкс. Обычного варианта вполне достаточно для одной ночевки: предоставляют огромный шатер с несколькими кроватями на компанию (даже если она состоит из двух человек). Внутри есть свет и розетки, а кровати большие и мягкие, как в отеле. Туалет и душ — общие, в отдельном шатре. И еще в одном — столовая.
С непривычки переход на верблюдах может стать тем еще испытанием для ног. Поскольку жара еще окончательно не спадает, надо запастись водой в дорогу. После расселения в кемпах зажигают фонари, готовят ужин, подают фрукты. Гиды переодеваются в берберскую одежду, берут в руки барабаны и играют традиционную музыку. Ночь и рассвет в пустыне однозначно нужно пережить и увидеть хоть раз в жизни. Если при свете здесь еще можно разглядеть, где заканчиваются песчаные дюны и начинаются деревни, то в темное время суток заметные только бесчисленные звезды и волнистые края барханов.
Фес
По дороге из Мерзуги в Фес, не доезжая до города Азру, в хвойном лесу, живут обезьяны маготы. Это место сложно пропустить: там всегда припарковано много машин и гуляют люди, которые подкармливают нагловатых обезьян. Особенно необычно смотрятся маготы зимой на фоне снежного леса.
Фес — второй по населению (1,1 миллиона человек) город в Марокко, и больша́я часть людей живет в мединах. Да, в Фесе их две. Медина Фес-эль-Бали основана в 8 веке, и это одна из самых больших (2000 м²) пешеходных зон в мире. Фес-эль-Бали внесена в Список объектов Всемирного наследия. Счет улиц идет не на сотни, а на тысячи, и передвигаться там можно только пешком, на велосипедах и животных. В 13 веке в городе появилась еще одна медина — Фес-эль-Дждид.
Медина Фес-эль-Бали — это то самое погружение в восточную сказку — шумные улицы и бесконечный рынок, запутанные тропинки и лавки ремесленников, точки со стритфудом и груженые повозки с ослами. Туристов в медине почти нет, а если есть, то они ходят самыми популярными маршрутами между мечетями, караван-сараями и красильней Шуара (34.065833, -4.970556).
В сотнях бетонных ванн Шуары вручную окрашивают коровью, овечью, верблюжью и козью кожу в разные цвета. Сначала ее размягчают, на пару дней замачивают в растворе из смеси коровьей мочи, голубиных экскрементов, негашеной извести, соли и воды. Из-за этого у красилен всегда стоит не самый приятный аромат, а изделия из кожи, обработанной здесь, можно узнать по характерному запаху. После размягчения приступают к покраске, используя аммиак, хну для желтого цвета, мак для красного и натуральный краситель индиго для синего. Потом кожу сушат и отправляют на пошив.
Кожевенный бизнес в Марокко хорошо развит, изделия шьют как вручную, так и на производствах: фабрики есть во многих крупных городах. Поэтому цены в стране доступные, но и тут продают подделки, особенно в туристических местах. Путешественники отмечают, что стоимость кожаных изделий в магазинах у красилен может быть в два раза выше, чем просто в медине Феса. Правда, увидеть сами красильни, минуя эти лавки, никак не получится. Смотровые площадки находятся на верхних этажах. Продавцы убеждают, что можно пройти бесплатно, и провожают наверх мимо прилавков с кожаными сувенирами, обувью, одеждой, сумками, аксессуарами и предметами интерьера. А на выходе активно предлагают купить товары. Если уйдете ни с чем, у вас попросят пару евро за вход. Можно и не платить, а просто выходить с невозмутимым выражением лица, не обращая внимания. К туристам, которые посещают медину с гидами, не пристают.
В самой медине можно посмотреть мечеть Медерса Бу Инания, куда пропускают и немусульман — обычно в Марокко вход для иноверцев закрыт. Туристы могут попасть и во внутренний двор медресе Аль-Аттарин, здания с типичной марокканской архитектурой: арками и стенами с бесчисленными узорами и маленькими плиточками.
Кроме того, в Фес-эль-Бали находится старейший университет в мире Аль-Карауин. Его основала женщина, хотя сейчас там обучаются только мужчины. Внутрь просто так попасть нельзя, но дверь приоткрыта, поэтому внутренний двор можно разглядеть.
Где жить. Отель Dar D’or Fes находится очень близко к медине, но все же за ее воротами, а держит риад семья с приветливым и отзывчивым владельцем.
Шефшауэн
Основанный на месте берберской деревни в 15 веке, Шефшауэн почти 450 лет находился в изоляции от посторонних культур, а до 1920 года здесь почти не было иностранцев. После этого еще 30 лет город находился под управлением Испании. Маленький аккуратный городок в горах Риф стал известен на весь мир из-за того, что здания в нем выкрашены в разные оттенки синего и белый цвета.
Точной информации о том, кто положил начало такой традиции, нет. По одной из версий, это начали делать евреи, бежавшие в Шефшауэн из Испании в 1492 году. Небесно-голубой цвет, в который они окрашивали стены домов, напоминал им о боге. Еще одна версия говорит, что выбор цвета символизирует мир и терпимость, так как город становился пристанищем для беженцев.
В Шефшауэн едут не столько за достопримечательностями, сколько за атмосферой. Фотозоны здесь на каждом углу (лучше всего смотрятся фотографии в белой одежде), а по самой медине просто приятно гулять. Изобретательные жители стараются украсить свои дворики так, чтобы вам захотелось сфотографироваться именно у них, и берут за это небольшие деньги, либо продают рядом сок или сувениры. Встречать закат над голубым городом лучше всего у Испанской мечети. А поесть можно на площади у входа в медину.
Танжер
Медина Танжера — не самая большая и живописная в Марокко, тут скорее важен свободный и немного раздолбайский дух портового города. В городе сохранились касба, Большая мечеть, сады Мендоубия, Дворец султанов 17 века.
Наряду с минаретами в Танжере постоянно встречаются купола соборов — наследие от европейцев, которые здесь жили в 20 веке. К сожалению, храмы обычно заперты, и внутрь попасть непросто. Недалеко от порта есть хороший и колоритный рыбный рынок. На улицах медины Джим Джармуш снимал свой фильм «Выживут только любовники». В особняке в мавританском стиле находится музей Американской дипломатической миссии. Здесь во время Второй мировой войны находилась штаб-квартира разведчиков США. С крыши здания виден Гибралтарский пролив. В музее выставлены карты, фотографии, мебель, ковры и другие экспонаты. В кинотеатре Cinema Rif показывают авторское кино на языке оригинала, и это одна из точек притяжения творческой интеллигенции города.
В 20 минутах езды от Танжера, у океана, находятся Геркулесовы пещеры. Считается, что в них спал Геракл.
Где жить. Отель Continental 19 века, двухместный номер стоит около 2500 рублей. Из окон открывается вид на океан, а находится он прямо в медине.
Рабат
Рабат — столица Марокко. На контрасте с другими городами он выглядит чистым и ухоженным. Здесь находится дворец короля, но близко к нему не подойти. Попасть можно в мавзолей Мухаммеда V, башню Хассана и касбу крепости Удайя. Комфортный и безопасный Рабат подходит для неспешных прогулок, c маяка открывается лучший вид на закат. В Рабате, как и в Эссуэйре, один из видов общественного транспорта — кареты. Конечная — 33.938035, -6.886674.
У Рабата есть город-спутник Сале. К нему ведут трамвайные пути с современными вагонами. Города находятся по разные стороны реки Бу Регрег, их соединяет мост. Считается, что в Сале дешевле, чем в Рабате, и там селятся те, у кого не хватает денег на жизнь в столице. По этой же причине туристы, которые хотят посмотреть Рабат, часто останавливаются именно в Сале. В городе есть своя медина, но она плохо ориентирована на туристов, а за ней, недалеко от яхтенной марины, выстроены современные европейские кварталы. В Сале расположены музеи этнографии и керамики и третья по размеру мечеть в Марокко.
Где жить. Остановиться можно в белоснежном Riad Dar El Mesk в медине. Рядом с ним находится Restaurant de la Libération, где едят местные.
Карта маршрута
Чем еще заняться
Купание в океане и море. На западе страну омывает холодный Атлантический океан, но с мая по сентябрь у берегов он прогревается, и можно купаться. Лучшие пляжи сосредоточены вокруг Агадира, Сафи, Уалидии и Эссуэйры. Климат в этой части Марокко мягче, чем в северной, которую омывает Средиземное море. Популярные средиземноморские курорты — Саидия и Танжер.
Хаммам. Процедура такова: сначала надо прогреться в нежаркой бане, потом банщик наносит черное мыло бельди для распаривания, а затем делает пилинг мочалкой кесса. Для массажа используют аргановое масло (оно самое популярное в стране). В Марокко есть как большие спа-отели, так и небольшие хаммамы, в том числе и с общими отделениями (есть мужские и женские). В Марракеше можно зайти в Hammam Mouassine, Les Bains de Marrakech или в Places des Epices, в Рабате — в Hamam Buiba, в Касабланке — в Hammam Solidarité Féminine.
Серфинг. Серфят в Марокко на западном побережье от Эссуэйры до Тан-Тана, самые популярные споты сосредоточены в районе Агадира. Сезон длится круглый год, но для новичков больше подойдет период с мая по сентябрь, а с октября по апрель волны становятся выше. Атлантический океан холодный, поэтому катаются в гидрокостюмах. В стране много серферских лагерей и школ с разными языками обучения. Самая большая русскоязычная — Foreversurf.
Восхождение на Тубкаль. Высота самой высокой горы Марокко Тубкаль — 4167 метров. Подъем в теплое время года считается несложным, но погода в горах обманчива, поэтому безопаснее идти с гидом. Подъем начинают из деревни Имлиль, доехать до нее можно на гранд такси из Марракеша. Чаще всего восхождение делят на два этапа: сначала поднимаются до французского приюта, а на рассвете выходят на вершину. Ночуют в самом приюте или ставят палатку рядом. Оборудование сдают в аренду в самой деревне или в приюте.
Что привезти домой
Из Марокко везут аргановое и оливковое масла (их можно купить на рынках), кожаные изделия, сладости, чай, фрукты, оливки, берберскую одежду: халат — джеллабу и тапочки — бабуши, расписанную посуду и марокканские ковры. Кстати, в хороших магазинах предложат отправить ковер по почте.
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.