С древних времен на этой территории располагались важные торговые порты — Оман омывается водами Аравийского моря и Оманского залива. Поэтому тут сохранились старинные крепости и другие интересные древности. Несмотря на засушливый климат и то, что большая часть страны покрыта пустыней, здесь много оазисов, а безжизненные горы вплотную примыкают к побережью.
Хотя Оман близко соседствует с крайне популярными ОАЭ, туризм здесь только набирает популярность. Сюда чуть дороже и сложнее прилететь, но все же есть прямые рейсы из России. Или удобно совместить две страны в одном путешествии. Сейчас обо всем подробно расскажем: что смотреть, как добираться и когда лучше ехать.
Путеводитель обновлен в июне 2025 года.
Маскат | Форты | Острова Дайманият | Низва | Джебель Ахдар | Что еще смотреть | Что привезти | Еда | Ночлег | Деньги | Транспорт в стране | Советы | Документы для въезда | Как добраться | Когда ехать | Карта
Маскат — столица и стартовая точка для путешествия
Со времен Средневековья Маскат являлся важным портом благодаря выгодному положению его естественных бухт (их две — Маскат и Матрах) в окружении гор. Собственно, «Маскат» с арабского переводится как «место, где бросают якорь». Город вытянут вдоль побережья на 60 километров, и на всем его протяжении проходит шоссе Султана Кабуса.

Кабус бен Саид был предыдущим султаном Омана. При нем страна претерпела кардинальные изменения. В первую очередь — получила независимость от Великобритании в 1970 году и приобрела свои современные границы после объединения независимого Маската, имамата Омана и провинции Дофар (юг современного Омана, где были повстанцы). Затем были конституция и полномасштабные реформы образования, здравоохранения, вооруженных сил. Именно Кабус — создатель такого Омана, каким он существует сейчас. После смерти Кабуса в 2020 году на престол вступил его двоюродный брат Хейсам бен Тарик Аль Саид, правящий в настоящее время.
Из-за вытянутости города достопримечательности находятся на значительном расстоянии друг от друга, особенно в его современной части. Поэтому осматривать Маскат, прогуливаясь пешком от одного места к другому, не очень удобно — жара, огромные расстояния и недружелюбная к пешеходу среда. Найти светофор, чтобы перейти хайвей — та еще проблема, и поэтому все перебегают где придется. Старый город в Маскате тоже есть — к нему относят район Матрах у одноименной бухты, который когда-то был отдельным городом, однако он расположен примерно в 20 километрах от центра современного Маската.

Мечеть Султана Кабуса. Это самая крупная мечеть в Омане, она вмещает 20 тысяч человек. Люстра в мечети весит восемь тонн, а высота ее — 14 метров. Она собрана из кристаллов Сваровски. Внутри мечети находится второй по величине ковер в мире — примерно 60×70 метров. Его ткали в Иране четыре года. А самый большой ковер находится в мечети шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ). Внутрь мечети пускают и немусульман с 8:30 до 11:00, кроме пятницы. Мечеть окружает большой сад с кустарниками и цветочными клумбами.

Королевская опера. Это целый комплекс, состоящий из концертного зала, ландшафтного парка и галереи с магазинами и ресторанами. В опере Омана играет единственный на Среднем Востоке оркестр, состоящий исключительно из местных музыкантов. Сюда приезжают с гастролями коллективы из других стран (например, балетная труппа Мариинского театра с «Лебединым озером»).

Музей естественной истории. Классический музей, рассказывающий о географии, геологии, животном и растительном мире Омана и Среднего Востока. Музей расположен в квартале Аль-Хувэйр (Al Khuwair), его называют также Министерским. Здесь буквально на нескольких параллельных улицах собраны все правительственные учреждения, причем каждое здание — со своей оригинальной архитектурой.
Мечеть Саида бен Таймура. Мечеть в османском стиле, построенная в 1999 году в честь отца султана Кабуса — Саида бен Таймура. Немусульман пускают только во дворик мечети, а внутрь — нет.

Районы Матрах и Калбух
Когда-то Матрах (Muttrah), как и Калбух (Kalbuh), были отдельными деревнями близ Маската. Сегодня это, пожалуй, одни из самых интересных районов города. В Матрахе расположены порт и рынок, а в Калбухе, самом восточном районе Маската — султанский дворец и несколько фортов. Это немного безжизненный и бюрократический район. Матрах и Калбух соединяет променад вдоль моря (но и вдоль шоссе). Один раз пройтись можно, но на второй раз уже скучно, а расстояние там немаленькое — четыре километра. Если повезет, то можно запрыгнуть в недорогой автобус и проехать на нем за 300 байсов (61.6 рублей).
В Калбухе есть ровно один очень скромный и дешевый гестхаус Old Muscat. Жить в этой части Маската может быть не очень удобно — пара магазинов и одно кафе. Но зато по атмосфере — как будто в небольшой деревушке, но по соседству с дворцом султана. В Матрахе есть три отеля — один дорогой, один нормальный (Naseem Hotel) и один с тараканами (Marina Hotel). Тут уже жить поудобнее и поинтереснее: колоритный рынок, много кафе и набережная.
Еда. Brrf — небольшое кафе-мороженое с модным дизайном занимает комнатушку в отеле Naseem. Выпить хороший флэт можно в кофейне Bella Vista, которая располагается в одном здании с мечетью. Пообедать недорого можно в кафе ближневосточной кухни Ghamdan Palace или морепродуктами на гриле в Aroos Al. А вот уже дорого и в красивых интерьерах — в Bait al Luban. А взять шавермы за 1,2 риала (246.2 рублей) можно в Shawarma Spot.

Бухта Матрах и променад Корниш. Корниш с французского переводится как «карниз, горная дорога», но в данном случае это извилистый двухкилометровый променад вдоль бухты Матрах со множеством ресторанчиков и магазинчиков.

Особенно эффектно Корниш смотрится в закатные часы и после — когда его подсвечивают фонари. Тут же находится португальский форт 16 века, куда можно попасть внутрь и осмотреть бухты со смотровой площадки. Вход — 3,3 риала (677.1 рублей). Еще одна смотровая находится в конце променада на вершине башни Риам (Riyam Censer), выстроенной в виде кадильницы. Рядом разбит одноименный парк.


Рынок Матрах. Рынок с двухсотлетней историей, один из самых старых в стране. Расположен вблизи порта. Тут закупаются как туристы, так и местные. Здесь дешевые фрукты, овощи, ткани и посуда. А в подарок домой можно увезти ювелирные изделия, национальную одежду и сувениры. Рынок работает ежедневно с 9:00 до 13:00, затем с 16:00 до 21:00. Время открытия весьма условное, поэтому лучше приходить попозже. Все самое интересное и колоритное в этом районе (а может, и во всем Маскате) сконцентрировано на рынке и улочках вокруг него. Столовые для бангладешских рабочих, индуистские храмы, торговцы-афганцы, зазывающие в свои лавки, и оманки в абайях, выбирающие золотые украшения.

Ворота Маската. Это отреставрированная версия городских ворот, использовавшихся до 1970-х годов. Здесь проходила граница города и, соответственно, городская стена. В настоящее время в верхней части ворот открыт Музей истории Омана. Вход свободный.
Дворец Аль-Алам. Здание с необычными желто-голубыми полуколоннами не очень похоже на дворец султана. Но именно оно является резиденцией главы Омана. Площадь перед дворцом и променад до него часто используются для проведения народных гуляний и праздников. Противоположным фасадом дворец обращен к воде, со стороны которой его охраняет настоящая крупнокалиберная артиллерия.

Форты Аль-Джалали и Аль-Мирани. В 16 веке тут построили португальские форты. Затем, после завоевания Омана персами, крепости были перестроены. Сейчас это еще раз перестроенные и восстановленные в конце 20 века классические фортификационные сооружения. В первом до 1970-х годов располагалась тюрьма, а сейчас это частный музей для правительственных делегаций. Аль-Мирани недавно переделали в музей, но уже для всех, хотя по ценам — все еще не для всех. Билет стоит 11 риалов (2,257.1 рублей).

Бэйт эз-Зубайр. Частный музей, основанный шейхом Эз-Зубайром ибн Али, который был советником и министром сразу при трех султанах Омана. Территория музея охватывает парк и три здания с собраниями исторических, этнографических, культурных артефактов, иллюстрирующих различные сферы жизни и быта оманцев на протяжении веков: национальная одежда, посуда, мебель, ковры, ювелирные изделия. Особый интерес представляют коллекции огнестрельного и холодного оружия, в том числе оманские национальные кинжалы ханджар.
Национальный музей Омана. Главный музей страны, он же культурный и исследовательский центр, открытый в 2016 году. Тут объединены экспозиции об истории, культуре, наследии, религии и быте Аравийского полуострова и Среднего Востока.

Классические форты Омана
На территории султаната Оман сохранилось большое количество крепостей и фортов. Причиной тому, конечно же, историческое развитие региона и выгодное географическое положение Омана с выходом в Ормузский пролив — тот, что соединяет Персидский и Оманский заливы. С 14 по 17 века Оман контролировала Португальская империя. Ей же принадлежали соседний Бахрейн, часть Йемена (включая остров Сокотру), часть Ирана (включая остров Ормуз). Именно в этот период были построены крупнейшие крепости, сохранившиеся на территории Омана. В начале 17 века на смену португальцам примерно на 50 лет пришли персы, перестроившие часть фортов на свой лад. Далее правили уже местные династии вплоть до периода протектората Великобритании.
Хребет Западный Хаджар и регион Эль-Батина
170 километров в пути
Барка. Форт расположен в одноименном прибрежном городе, известном живописными видами и традиционными боями быков. Это не те бои, что в Испании — здесь нет никаких матадоров, а быки дерутся друг с другом, пока один не вытолкнет другого за пределы арены или не обратит в бегство. Ставки здесь тоже не делаются, потому что в исламе они запрещены. На боях присутствуют и судьи, а быки-чемпионы пользуются почетом и стоят очень дорого даже по меркам Омана. Молодой бычок обойдется в 1000 риалов (205,188.4 рублей), а матерый боец — в 25-50 тыся (6-12 миллионов рублей). Бои обычно официально не афишируются, проводятся импровизированно, а узнать о том, что они состоятся, можно только у местных, либо попав на них наудачу.

Форт Барка был построен в ранние годы династии Йарубидов. Эта значимая династия оманских имамов правила на территории, охватывавшей преимущественно побережье современного Омана со стороны обоих заливов — Персидского и Оманского — в 1624–1741 годах. Так, по историческим свидетельствам именно отсюда началось изгнание персов из Омана в середине 18 века, когда оманский лидер Ахмед бен Саид пригласил на пир в Барке персидских сановников и солдат, а затем в разгар торжества отдал приказ о расправе.

Нахаль. Изначально форт построили персы, затем в 17 веке династия Йарубидов перестроила его и приспособила под свои нужды. Форт выстроен с использованием особенностей рельефа: вокруг скалы неправильной формы с отрогами, выступающими внутрь. Сам форт защищал оазис Нахаль. И сейчас со стен крепости открываются отличные виды на окружающие горы и сады пальм. Внутри форта расположен музей старинного оружия. По пятницам здесь проходит традиционная торговля козами.

Эр-Рустак. Расположен в одноименном городе, который популярен у туристов благодаря как раз форту и мечетям Аль-Баяда, Басра и Касра. Форт Эр-Рустак построен в начале 17 века имамами династии Йарубидов. С архитектурной точки зрения форт представляет собой отличный образец исламских традиций: трехэтажная конструкция форта с башенками разных форм и размеров, стены толщиной три метра и крыша, поддерживаемая колоннами, и использование резного дерева в отделке.

Аль-Хазм. Прямоугольной формы замок имеет две крупные круглые башни. Относится примерно к тому же периоду, что и Эр-Рустак, и построен султаном Ибн Сайфом династии Йарубидов. Больше всего впечатляют большие и ценные с исторической точки зрения резные деревянные ворота, по легенде, доставленные в Аль-Хазм на 13 лошадях.

Хребет Восточный Хаджар и регион Эд-Дахилия
320 километров в пути
Бидбид. Небольшой форт, построенный на берегу канала Фанджа, находится в деревне Бидбид.
Аль-Сарудж. Это комплекс из форта и отдельно стоящих сторожевых башен на склонах холмов. Со смотровых площадок видно ущелье и форт Сумаил. Внутрь форта можно попасть, но кроме общих интерьеров там ничего нет.

Сумаил/Самаил. Город Сумаил расположен в ущелье между хребтами Восточный и Западный Хаджар. Здесь в древности проходил один из стратегических торговых маршрутов Аравийского полуострова, которым шли путешественники Марко Поло и Ибн Баттута. Форт в Сумаиле выстроен на скале. Пожалуй, это одна из самых эффектных крепостей в Омане. С ее стен и башен открываются отличные виды на оазис, ущелье, пальмовые сады.

Бахла. Здесь расположена старейшая (13–14 век) и одна из самых крупных и красивых цитаделей в Омане. Сам город когда-то был окружен высокой крепостной стеной, остатки которой (целые секции) сохранились до наших времен. Башни и стены сложены из кирпича-сырца — именно гончарным производством и славилась Бахла с древних времен.

В 1987 году была проведена масштабная реконструкция комплекса. В настоящее время форт открыт для посещения как музей. Чуть в стороне от крепости есть подъем на холм с ретрансляционной вышкой. Оттуда открывается панорамный вид на фортификационный комплекс и окружающие стены.

Жабрин/Джибрин. Небольшой город с прямоугольным фортом и круглой высокой башней в центре, на которой расположена смотровая площадка.

Острова Дайманият: подводное сафари и коралловые пляжи в заповеднике
Если смотреть на карту, то сразу западнее Маската, в сторону города Барка, вдоль побережья разбросана россыпь крошечных островов. Это и есть архипелаг Дайманият (или Даманият, как иногда пишут по-русски) — девять необитаемых островов, входящих в состав морского природного заповедника. Тут нет отелей, кафе, сувенирных лавок и вообще людей — зато есть бирюзовая вода, кораллы, черепахи, рифовые акулы и пляжи, с которых не хочется уходить.
Это одно из лучших мест в стране для снорклинга и пляжного отдыха. Защищенный статус островов (заповедник с 1996 года) позволил сохранить морскую фауну в очень хорошем состоянии. Видимость в воде — до 20 метров, а встретить можно буквально всё: от косяков тропических рыб и мурен до крупных скатов и даже китовых акул в сезон.

Как добраться. Острова находятся в 40 километрах от Маската. Отправляются сюда в основном из Барки, Сиб (Seeb) или Аль-Азыбы — это ближе всего к архипелагу. Время в пути — около 30–40 минут на моторной лодке. Тур на неполный день (около пяти часов) можно найти за 25–40 риалов (5,129.7–8,207.5 рублей) с человека. Чаще всего в эту сумму входят трансфер, снорклинг-оборудование, вода и обед-бокс.
Поехать можно с дайвинг-клубами. Они часто организуют как групповые поездки, так и индивидуальные туры. Есть и просто морские прогулки — если не хотите нырять, можно загорать на пляже и купаться в прозрачной воде. Некоторые операторы включают в маршрут сразу несколько островов — высадка на пляже, снорклинг с лодки, прогулка по суше. Экскурсию можно забронировать на «Трип.ком» или «Трипэдвайзере».

Что важно знать. Острова — часть заповедника, и есть строгие правила: запрещено трогать кораллы, кормить рыб, брать с собой ракушки. На островах нет никакой инфраструктуры — все нужно брать с собой: воду, еду, солнцезащитный крем, мусорные пакеты (и унести с собой всё обратно). С мая по октябрь высадка на некоторых островах запрещена — это сезон гнездования морских черепах. Но плавать и нырять можно и в это время, просто с лодки. На некоторые острова можно попасть только с лицензированными гидами.
Лучшее время для посещения островов — с ноября по апрель, когда море спокойное, температура воды прогревается до плюс 25–28 градусов, а солнце еще не палит нещадно. В остальное время года может быть слишком жарко или сильные волны, особенно летом. В сезон китовых акул (июль — сентябрь) сюда специально приезжают дайверы.
Ночлег. На самих островах ночевать нельзя (официально запрещено). Но можно выбрать отель в районе Сиб или Барка, чтобы выехать к морю пораньше. Туроператоры обычно забирают прямо из отеля.
Низва — Старый город
Сам город Низва довольно крупный по меркам Омана, тут живет 70 тысяч человек. Он же — столица провинции Эд-Дахилия. Более того, Низва была столицей древнего Омана в 6–7 веках. Старый город Низвы довольно большой, с крепостными стенами, мечетями, узкими улицами, множеством сувенирных лавочек (в основном с посудой, серебром и кинжалами ханджар).

Старый город активно реконструируют, превращая его в «идеальный восточный город» с красивыми ресторанами и спешиалти-кофейнями. Да, гулять тут приятно и красиво (если не обращать внимания, что все это сделано из современных материалов, а оригинальные глиняные дома просто сносят). Хотя пока (на март 2025 года) на некоторых улицах все еще сохранилась аутентичная архитектура, где-то даже живут люди, а небольшие участки стены — это все еще оригинальная глина и солома, а не окрашенный цемент, как на большинстве воссозданных участков. По стене проложен пешеходный маршрут, на который продают билет за один риал (205.2 рублей).

Несмотря на уничтожение архитектуры в целом, в городе сохранились сотни красивейших резных дверей, а в нескольких музеях собирают и другие городские артефакты. Вот два очень похожих по экспозиции — Gateway и Nizwa Museum. Вход в каждый из них — два риала (410.4 рублей).
Форт в Низве построен в 17 веке уже знакомым нам султаном Ибн Сайфом. Он выделяется своей огромной круглой башней, которую (удивительный факт) в 1950-х бомбили Королевские ВВС Великобритании в ходе восстания сепаратистов. Сейчас на башне есть смотровая площадка.

В городе много рынков. Сразу несколько находятся внутри крепостных стен — с керамической посудой, продуктовый, рыбный, козий, финиковый, фруктовый. Рынки хоть и красивые, но довольно безжизненные и малолюдные.

Оросительный канал Дарис, крупнейший в Омане, включен в список наследия ЮНЕСКО. Оросительные каналы (они называются фаладжи) в Омане строили еще 2000 лет назад. Это единственные источники пресной воды. Обычно ими соединяли оазисы, а также территории, где выращивали финиковые пальмы. Но не ожидайте от этого оросительного канала каких-то визуальных впечатлений — это просто длиннющий желоб с водой, важный с инженерной и культурной точки зрения.
Есть и пить. Вот несколько неплохих местных заведений, проверенных лично. Burgers — мини-шашлычки и бургеры в стритфуд-фургончике, запаркованном напротив Старого города. Turath al Mandi — йеменская кухня, очень дешево, очень вкусно и с видом на козий рынок. Mashawi Al-Wadi — крошечные шашлычки, завернутые в арабскую лепешку. Spaks — очень недурная пицца и столики на крыше с видом на улочки Старого города. Если купить билет на прогулку по стене, то можно попасть в небольшой кластер с кафе, в которые просто так с улицы не пройти. Там и кофейни, и восточная кухня в Tawad, где подают верблюжатину, и фруктовые смузи и милкшейки в Mango Fruit, и замороженные йогурты в Roub, и пицца в 4 Tezza.
Luqya — спешиалти-кофейня за пределами городской стены. В Старом городе тоже много хороших кофеен: Rive, Anat, Maqeel, Niz.
Музей Oman Across Ages. Огромное здание посреди холмов рядом с Низвой открылось в 2023 году. Но этот новейший музей в пустыне — больше архитектура, чем экспозиция. Архитектура — впечатляющая: будто смесь футуристического дворца, академии джедаев и павильона на биеннале. Внутри — кондиционеры, мрамор и много-много экранов.

Музей делится на два крыла: древняя история Омана и его модернизация при султане Кабусе. Есть карты, макеты, архивы, интерактивные панели и мультимедийные залы, где рассказывают, как страна развивалась с 1970 года. Всё чисто, современно и дорого, но значительная часть экспозиции — экраны, на которых крутятся видеоролики о том, как дипломаты Омана привержены миру, а спасатели однажды в большое наводнение спасли людей. А еще в музее представлен, кажется, каждый автомобиль, на котором когда-либо ездил султан Кабус.
Если вы уже были в Национальном музее в Маскате — новых открытий тут не будет. Экспозиция «исторической» части почти та же, но меньше и просто в более пафосной упаковке. Так что ехать стоит в первую очередь ради здания и вида на пустыню.
Билет — пять риалов (1,025.9 рублей), дети — бесплатно.

Горы Джебель Ахдар
Хаджар (Джебель-эль-Хаджар) — горная цепь в Омане, протянувшаяся на 450 километров вдоль всей северной части страны от границы с ОАЭ (и полуэксклава Мусандам) до побережья Индийского океана на востоке. Горы Хаджар — труднодоступные и имеют мало освоенных перевалов. Выделяют западную (Эль-Хаджар-эль-Гарби — там, где расположен Эр-Рустак) и восточную (Эль-Хаджар-эш-Шарки — там, где Низва) части.
Джебель Ахдар — это название местности, где находятся гора высотой 2980 метров, отличающаяся зеленой растительностью (ее название и переводится как «зеленая гора»), и окружающее плато. Здесь в 2011 году организовали одноименный заповедник (заказник) — пожалуй, самый живописный в Омане.

Каньон Вади-Гул
Вади-Гул (Wadi Ghul или Вади-Нахр, Wadi Nakhar) — самый глубокий каньон на Ближнем Востоке, который, конечно же, сравнивают с американским Гранд-Каньоном. Это популярная туристическая достопримечательность, поэтому сюда проложена очень хорошая автомобильная дорога. Дорога сначала проходит через город Эль-Хамра по относительно ровному участку, после чего начинается подъем. Вскоре после начала будет смотровая с классным видом на заброшенный город Гул. С этой точки видны не только старые дома, но и остатки крепостной стены чуть выше по склону.

На подъезде к стоянке у каньона будет множество смотровых площадок. От стоянки (она же — место для кемпинга, 23.193851, 57.201354) начинаются много пеших троп по так называемому «балкону» над ущельем Вади-Гул. Пешие тропы идут в две противоположные стороны. В одну сторону будут отличные виды на каньон, а также вершину Джебель Шамс (Jebel Shams, самая высокая гора в Омане — 3018 метров). Тропа в противоположную сторону (на север) через примерно шесть километров приводит в город-призрак Гул. Города-призраки — нередкое явление в Омане. Упадок поселений происходил в основном по причине нехватки питьевой воды и других сложностей жизни в пустынной местности. Так, в черте Эль-Хамры также есть покинутый квартал (или «Старый город», смотровая на него).

К вершине Джебель Шамс, к сожалению, подъехать не получится. Дорога с северной стороны перекрыта военными — там расположена радиолокационная станция. Но при желании можно пройти пешком по южному склону. Размеченная тропа (12 километров) начинается от кемпинга, идти около трех-четырех часов.
У каньона Вади-Гул можно остановиться на пару дней в одном из отелей (например, Canyon Rest House, Jebel Shams Resort), расположенных в ближайшей деревне Аль-Хайм (Al Haym), в четырех километрах от точки начала пеших маршрутов. Ночь там будет стоить около 120–150 евро (11,056.2–13,820.2 рублей).
Историческая деревня Аль-Сугра (Al-Sugra)
Если вы поднялись на плато Джебель Ахдар и ищете что-то за пределами классических смотровых — загляните в деревню Аль-Сугра (Al-Sugra Village). Она расположена чуть в стороне от главной дороги. Тут нет толп туристов, в основном заброшенные дома, глинобитные стены, арочные проходы, старинные двери.
По сути, это классическая оманская горная деревня, покинутая жителями в 20 веке. Часть строений уже разрушена, но часть — восстанавливается. Например, в деревне появился гестхаус — The Cliff Guest House. Через деревню проходит старая ирригационная система фаладж, сохранились внутренние дворики, лестницы и вентиляционные отверстия в потолках — можно разглядеть, как именно здесь жили. Для того чтобы доехать до Аль-Сугры, нужен полноприводный внедорожник.

Заброшенное село Вади Бани Хабиб
Вади Бани Хабиб (Wadi Bani Habib) — это популярное у туристов заброшенное поселение, также расположенное в пределах плато Джебель Ахдар. По пути к селу встретится несколько смотровых площадок. По поселению можно погулять — посмотреть на заброшенные дома, часть из которых стоят без дверей и окон. Само селение состоит как бы из двух уровней, которые соединены между собой каменной лестницей. Пары часов хватит, чтобы все посмотреть.

В окрестностях есть еще пара интересных мест. Первое — деревня Аль-Айн (Al Ayn) с террасными многоуровневыми полями, на которых местные выращивают абрикосы, гранаты, грецкий орех. Здесь же в сезон (середина весны) растет знаменитая дамасская роза.
Второе — смотровая площадка Diana’s Point. В ноябре 1986-го на это место, тогда еще пустынное, приземлился вертолет с принцессой Дианой и принцем Чарльзом (нынешним королем Великобритании) на борту. Оставшись наедине с природой, она читала книгу, а он рисовал окружающие пейзажи. Оценить красоту видов теперь можно со смотровой площадки, выстроенной на памятной точке.

Помимо смотровой площадки, сейчас здесь расположен пятизвездочный спа-отель Anantara Al Jabal Al Akhdar. В окрестностях много и других, не таких дорогих отелей. Например, прямо напротив — Hotel Indigo Jabal Akhdar, он совсем новый и в два раза дешевле.

Возвращаясь обратно через Биркат Аль Маз (Birkat Al Mouz), можно сделать остановку у замка и смотровой площадки, с которой открываются панорамные виды на современное поселение и на очередной заброшенный квартал-призрак — целый комплекс глинобитных домов в окружении финиковых пальм.

Советы для путешествия в Джебель Ахдар
Для въезда нужен полноприводный автомобиль. На КПП у подножия плато проверяют тип машины. Если у вас седан — не пустят. Можно взять такси от КПП до отеля, но на самом плато потом передвигаться будет непросто. Лучше сразу арендовать внедорожник, хотя дорога наверх отличная и бездорожья там нет, но на самом плато есть грунтовые дороги, на которых без полного привода не обойтись.
Лучшее время для поездки — весна. В апреле в деревнях вокруг Аль-Айн цветут дамасские розы, начинается сбор лепестков. Их сушат и перегоняют в ароматное масло. Если хотите застать розы в цвету — приезжайте с середины марта по середину апреля.
Трекинговые маршруты — есть, но маркировка не везде. Самый известный — тропа W18b от деревни Аль-Айн в сторону заброшенного поселения. Также можно просто гулять по «башенным» деревням и каменным лестницам — между ними идут короткие маршруты, часто по краю террас.
Погода обманчива. В горах действительно прохладнее: летом плюс 28–39 вместо плюс 40 в Маскате. Но всё равно может быть очень жарко, особенно в полдень. Вода, головной убор, закрытая одежда от солнца — обязательны. А вот с октября по апрель может быть очень прохладно, особенно по вечерам. Почти каждый год зимой бывает снег, а иногда снегопады могут быть очень сильными.
Инфраструктура. На плато есть комфортные отели, кофейни, рестораны и супермаркеты (хотя и выбор ограничен — если вам что-то нужно, лучше закупиться в Низве). Основные дороги идеальные, а вот к достопримечательностям часто придется ехать по грунтовкам. А еще власти обещают в ближайшие годы открыть аэропорт прямо на плато.

Что еще смотреть
Пустыня Вахиба
190 километров от Маската
Песчаная пустыня Рамлат-эль-Вахиба (180×80 километров) расположена на северо-востоке Омана. В 1986 году Королевское научное общество Великобритании опубликовало результаты исследования видового разнообразия региона. Оно оказалось огромным: 16 тысяч беспозвоночных и 200 других видов животного мира.

Развалины старого города Ибра — очередной город-призрак, а в деревне Аль Мудаиреб сохранились сторожевые башни и старые резные двери.

Пески Вахибы начинаются от городков Аль-Васил или Бидия. Здесь также сохранились древние крепости-форты Аль-Васил и Аль-Минтариб. Южнее начинается царство желтых песков и поселений бедуинов. Автомобильная дорога продолжается еще на протяжении 20 километров и заканчивается приблизительно в этой точке.

Если у вас мало времени (допустим, несколько часов), то где-то в окрестностях места, где заканчивается автодорога, можно оставить машину и выйти прогуляться по ближайшим дюнам, с которых отлично видны поселения бедуинов, а пустыня кажется бескрайней.

Если у вас есть полдня, то можно взять джип-тур прямо на месте. Ориентир — 20 риалов (4,103.8 рублей) в час за машину. Ехать по дюнам самому на автомобиле без гида — удовольствие крайне сомнительное, поскольку велика вероятность закопаться и потом долгое время выбираться. Или можно забронировать однодневный тур из Маската на getyourguide.com.
Чтобы максимально погрузиться в атмосферу пустыни, можно остановиться на пару ночей рядом с лагерем бедуинов. На окраинах пустыни Вахиба есть множество кемпингов и отелей. Изучение пустыни будет более полноценным: получится взять гида с джипом, встретить рассвет и проводить закат, а также, возможно, увидеть местных рептилий и амфибий, которые показываются только к вечеру, ведь песок днем очень горячий. Верблюдов вы увидите гарантированно — они лучшие друзья бедуинов. Также, возможно, повезет увидеть джейранов — вид антилоп.

Порт Сур
200 километров от Маската
Сур — это центр строительства традиционных лодок дау (доу) и рыболовства. До середины 19 века город был важным торговым портом, во многом благодаря работорговле. Об этом периоде напоминает хорошо защищенная бухта, окруженная сторожевыми башнями. На башни можно посмотреть с маяка. Помимо этого, в Суре есть колоритный традиционный рынок и форт.

На городской верфи всего за один риал (205.2 рублей) можно посмотреть на строительство знаменитых лодок дау. Их делают вручную, а постройка одной лодки занимает около девяти месяцев, что обуславливает их высокую стоимость. Даже паруса у этих лодок шьются вручную — настолько оманцы привержены своим традициям. Больше об истории судостроения и торговли рассказывают в городском Морском музее.

В 45 километрах от Сура часть побережья Рас Аль Хад (Ras Al Hadd) выделена в заповедную зону. Здесь охраняют зеленых черепах. В некоторых точках пляжа ночью и на рассвете можно наблюдать, как вылупляются из яиц молодые черепахи и возвращаются в море. Оманский залив с прозрачной водой и коралловыми рифами — хорошее место для дайвинга и снорклинга.

Примерно посередине между Маскатом и Суром расположен колодец Бимма (Bimmah). Это карстовый провал, сформировавшийся естественным путем. Его глубина — около 20 метров, а диаметр — 40. Вокруг него для туристов проложены тропинки и создан природный парк. Вход свободный. Колодец соединен с водами Оманского залива тоннелем естественного происхождения, поэтому вода в нем чистая и пригодная для купания. Место популярно у местных, поэтому стоит помнить о дресс-коде при купании.

Горный оазис Вади Бани Халид
240 километров от Маската
Вади Бани Халид — самый популярный и красивый горный оазис в Омане (это все та же горная система Хаджар). Поездку туда часто сочетают с посещением пустыни Вахиба — между ними примерно 50 километров пути.
Оазис носит название реки, которая берет начало в горах и протекает через 11 деревень и городков. Зимой она довольно полноводна, а летом пересыхает, и образуется несколько небольших озер в самых глубоких местах. У одного из самых широких мест реки оборудован полноценный курорт (парковка тут). Отсюда можно доехать до небольших деревень с мечетями — посмотреть на быт местных. Также можно подняться по тропе и посмотреть на изгибы русла с высоты.

К самому курорту от парковки нужно идти пешком (10–15 минут). Здесь есть простое кафе с хорошей домашней едой. От курорта вдоль ущелья (есть частые указатели) можно дойти до пещеры, около которой дежурят местные мальчишки, готовые проводить вас внутрь за небольшое вознаграждение. Забираться в пещеру довольно неудобно: очень низкий свод. Проводник покажет два уровня залов, а также место начала подземных вод.
В основном все приезжают в оазис, чтобы купаться. Вода тут очень теплая. Участков, где можно плавать и заходить в воду, много. Поскольку место популярно у местных, следует позаботиться о купальном дресс-коде. Женщинам — закрытый купальник, а лучше тайтсы, к мужчинам требования помягче, но многие не снимают майки. При заходе в воду у берега встречаются маленькие рыбки, которые стремятся что-то найти на поверхности кожи — видимо, ороговевшие клетки. Это совершенно не больно и неопасно. В Юго-Восточной Азии есть такое популярное туристическое развлечение в виде ванночек для ног, где крошечные рыбки точно так же облепляют кожу. Своеобразный природный пилинг получается.

Вади Шаб
160 километров от Маската
Вади Шаб — самый популярный каньон Омана с «тайной» пещерой и озёрами. Почти в каждом тревел-блоге он в топе «10 мест, которые нужно увидеть». И неспроста: ущелье красивое, фотогеничное и сравнительно легкодоступное. Сначала идешь вдоль ирригационного канала, потом по камням, потом — вплавь по бирюзовой реке между отвесными стенами. А в конце — пещера с водопадом, в которую можно заплыть через узкую щель в скале.

Начало маршрута — от деревни Тиви (не путать с Вади Тиви, о нем ниже) по другую сторону от шоссе (парковка вот тут). Переправа на другой берег в начале маршрута — один риал (205.2 рублей) с человека. Обратно тоже. Трек в одну сторону займет примерно 45 минут: тропа, валуны, иногда вода по колено. Последние 300 метров до пещеры — вплавь. Вода может быть глубокой, лучше идти без рюкзака и лишних вещей.
Лучшее время для посещения — раннее утро: в это время тут почти никого. Днем и в выходные — аншлаг, особенно у пещеры. Возьмите с собой вещи в водонепроницаемом мешке, если хотите пройти весь маршрут. Лучше идти в трекинговой обуви, но той, которая быстро сохнет. В сезон (октябрь — апрель) вода приятной температуры, летом — уже слишком жарко для полноценного трека.

Вади Тиви (Wadi Tiwi)
Пять километров от Вади Шаб, 165 от Маската
Вади Тиви — это живописное ущелье рядом с одноименной деревней, расположенное чуть южнее более известного Вади Шаб. Туристов здесь меньше, а пейзажи — не хуже.
По ущелью проходит узкая асфальтовая дорога, которая ведет к нескольким горным деревушкам. Самая симпатичная — Мибам. Машины тут помещаются впритык, а в некоторых местах дорога буквально висит над пропастью. Ехать можно, но осторожно — особенно если не на внедорожнике. Впрочем, можно припарковаться у начала дороги и пройти часть пути пешком — будет даже лучше.
В самом ущелье есть несколько естественных бассейнов с чистой водой — в некоторых можно купаться. Координаты для парковки и начала тропы: 22.776386, 59.224761. Джип желателен, особенно если хотите доехать до самых верхних деревень. Кафе или магазинов почти нет, берите всё с собой. Рядом с вади есть глэмпинг Nomad Inn Tiwi. Судя по отзывам — очень неплохой, в нем можно остановиться на пути из Маската в Сур.

Сохар — крупнейший рыбный рынок
240 километров от Маската
Крупный порт и исторический город на побережье Персидского залива. Известен с 1 века нашей эры и носил название «Омана», откуда, по всей видимости, произошло впоследствии название страны. По легендам, в этом городе родился Синдбад Мореход. В Сохаре расположен, пожалуй, самый знаменитый рыбный рынок в стране. Работает с шести до десяти утра. Расположен он прямо у берега, так что товар туда приносят ящиками непосредственно из лодок. Поэтому рыба разнообразная и свежая. Могут разделать и нарезать прям при вас. Продавцы и покупатели — в основном мужчины.
Здесь же, в здании рынка и неподалеку, есть несколько ресторанов, где готовят блюда из свежей рыбы с рынка. Из исторических достопримечательностей — форт 13–14 веков. В 2016 году неподалеку от форта построили мечеть Султана Кабуса. Она гораздо меньше по размеру, чем в Маскате, но тоже роскошная и изысканная. Поездку в Сухар рационально объединить с посещением Барки, Нахаля, Эр-Рустака. Отдельно ехать сюда едва ли есть смысл из-за удаленности от Маската.

Полуостров и полуэксклав Мусандам
550 километров от Маската
Это полуэксклав Омана, отделенный от основной территории. Он имеет крайне важное стратегическое значение для Омана в плане контроля над Ормузским проливом. Большую часть территории этой провинции (мухафазы) занимают горы. Населенные пункты есть только с северо-западной стороны, где автомобильная дорога соединяет провинцию с ОАЭ (ближайший город — Рас-эль-Хайма). Столица провинции — город Эль-Хасаб. В нем есть португальская крепость 17 века.
Мусандам интересен своими немноголюдными пляжами. Хорошие пляжи — Басса и Хор Нажд. Береговая линия Мусандама сильно изрезанная и сложена из гор. По окрестным фьордам катают на традиционных лодках дау. А в окрестностях бухты Эль-Хасаба отличный снорклинг. В городском порту много компаний, продающих туры.

Как добраться. Помимо тура, фьорды можно посмотреть, если ехать в Мусандам на пароме — от 13 риалов (2,667.4 рублей) в одну сторону. Паромы в Эль-Хасаб отправляются из города Шинас (Shinas). В пути — примерно пять часов. Расписание меняется каждый год. Альтернативы парому — внутренний перелет Oman Air (34 риала (6,976.4 рублей) в одну сторону) и поездка на машине через территорию ОАЭ. Еще один вариант — посетить регион из Дубая или Рас-эль-Хаймы.

Салала
1000 километров от Маската
Город на самом юге страны, столица провинции Дофар. Долгая дорога и практически полное отсутствие достопримечательностей по пути исключают Салалу из туристических маршрутов большинства путешественников.
Салала и провинция Дофар — это климатическая аномалия Аравийского полуострова: тропики среди пустыни. Пока в остальной части Омана летом плюс 45, на юг — в провинцию Дофар — приходит хариф. Это не ливни и не грозы, скорее сезонные туманы и облачность, приносимые юго-западным муссоном с Индийского океана. Влажность почти под 100%. Длится он с июня по сентябрь, и именно в это время в Салалу приезжает очень много оманцев. Горы становятся ярко-зелеными джунглями, реки наполняются водой, бурлят водопады. Лучшее время, чтобы приехать в Салалу — сентябрь и октябрь. Зелени всё еще много, температура комфортная, а влажность не такая высокая, как летом.
В городе Салала можно посмотреть мечеть султана Кабуса и дворец султана Кабуса 18 века. Салала — его родной город. Чуть в стороне от центра города находится музей Страны ладана. В провинции Дофар широко распространено ладанное дерево. Благодаря этому провинция издавна называлась Землей ладана и производила ладан на экспорт не только в арабские, но и в европейские страны. Рынки Салалы пропитаны ладаном — его курят везде. Ладан используется для окуривания домов и производства духов, которые не спутать ни с какими другими. Также в Салале есть очень хороший песчаный пляж.

В окрестностях Салалы расположено сразу несколько живописных водопадов — например, Айн Атум, Айн Хор, Вади Дарбат. На побережье находится природный заповедник Джебель-Самхан (Djebel Samhan). Со смотровых площадок открываются великолепные виды на береговую линию и окружающие горы. Утром можно оказаться буквально выше облаков из-за стелющегося тумана. Тут это происходит довольно часто.

Еще одно любопытное место близ Салалы — «антигравитационный холм» (Gravity Hill Salalah). Здесь, на небольшом участке автомобильной дороги между городами Мирбат и Салала, проходящем по ущелью Вади Хин, можно наблюдать следующее явление. Если остановить здесь машину и заглушить двигатель, то автомобиль медленно сам собой покатится в гору. Местные жители могут объяснить вам это явление мощным магнитным полем или даже гравитационной аномалией. На самом деле феномен магнитной горы — это оптическая иллюзия. Из-за особенностей местности небольшой уклон горы кажется подъемом. Подобных мест довольно много по всему миру.
В соседнем городе Така (30 километров от Салалы) можно посетить замок 19 века, отличающийся по стилю от фортов, описанных выше, формой башен и стен. Еще дальше на восток в долине Рори находится археологический комплекс Сумхурам примерно 3 века до нашей эры. Тут были найдены остатки дворца, якобы принадлежавшего легендарной царице Савской.
Примерно в 160 километрах на север от Салалы находятся руины затерянного города Убар (18.255648, 53.646985), который нашел знаменитый Лоуренс Аравийский. Это британский археолог, путешественник и военный шпион в годы Первой мировой войны. Он называл эти места Атлантидой песков, полагая, что это и есть легендарный затерянный в песках город, разрушенный в результате природных катаклизмов либо волею богов.
Как добраться. Из Маската в Салалу ходит автобус, время в пути — 13 часов, стоимость — восемь риалов (1,641.5 рублей) в одну сторону или 12,5 риалов (25,648.5 рублей) туда — обратно. Альтернатива — внутренний перелет. Oman Air летает из Маската в Салалу дважды в день. Стоимость — от 43,5 риалов (89,256.9 рублей) в одну сторону.
От Салалы в сторону Йемена: мечети, утесы и последний город перед границей
Если хочется настоящей Дофарской провинции — поезжайте на запад от Салалы. Дорога тянется вдоль побережья и уходит в сторону границы с Йеменом. Это маршрут через редкие деревни, финиковые рощи, белоснежные пляжи, зеленые утесы и забытые мечети. Если в Омане туристов почти нет, то тут их вообще нет.
Мечеть пророка Айюба. Почитаемое место, связанное с библейским Иовом (он же Айюб в исламе). Маленькая мечеть с усыпальницей на вершине холма. Внутри — аккуратная гробница, покрытая зеленой тканью. На улице — панорама на зеленые холмы и долину. Сюда часто приезжают местные с детьми, чтобы получить благословение.
Пляж Мугсаил. Один из самых живописных пляжей региона — почти четыре километра белого песка, обрамленного скалами. Особенно красиво, когда поднимается прибой: морская вода бьется о скалы и вырывается через природные блоу-холлы — отверстия в известняке, через которые струи воды взлетают вверх, как гейзеры. На смотровой сделан аккуратный деревянный настил.

Плато и Шаат. После пляжа дорога круто уходит вверх в горы. Через 15–20 километров — площадка с панорамой Джебель Шаат. В ясную погоду — обрыв, море и ничто вокруг. В сезон хариф (летний туман с июня по сентябрь) тут можно стоять буквально над облаками — влажный ветер с океана заволакивает весь склон белой пеленой.
Последний город — Далкут. Самый западный населенный пункт Омана перед границей с Йеменом. Тихий рыбацкий городок с несколькими мечетями, рынком и видом на скалы. Сам по себе он небогат достопримечательностями, но дает ощущение настоящей южной глубинки. Сюда редко доезжают туристы, а если и доезжают — только на день.
Ракьют. Рыбацкий поселок, затерянный между скалами и океаном. Очень мало людей, несколько улочек, мечеть, порт, чайная и — главное — дикая природа вокруг. Тут чувствуешь себя в отрыве от всего: с одной стороны — суровые горы, с другой — пустой пляж и прибой. Сюда можно доехать по живописной дороге от перевала Шаат. Дорога — серпантин через туманные леса с постоянно открывающимися панорамами.
Водопад Аади — один из самых фотогеничных водопадов в регионе. Особенно эффектен в сезон хариф (июнь — сентябрь), когда горы затянуты зеленью и всё сочится влагой. В другое время вода тоже есть, но в меньшем объеме. Сам водопад спрятан в ущелье, к нему ведет короткая тропа от парковки. Никаких билетов, инфраструктуры — только природа.
Водопад Айн Руб. Место, которое редко упоминают путеводители. Айн Руб — это не просто водопад, а живописный каскад в туманной лощине. Особенно красиво тут после дождей, когда струи воды стекают по заросшим скалам. Доехать можно по той же дороге, что ведет в Ракьют, с небольшим съездом. Местные часто приезжают сюда на пикники.
Если поедете на запад от Салалы, полезно знать:
- Связь по дороге иногда пропадает. В горах ловит с перебоями.
- Заправки есть в Салале и в Далкуте. Между ними — почти ничего. Но расстояние всего 150 километров.
- Ближе к границе будьте аккуратны: официально дорога открыта, но погранзоны начинаются внезапно. Путешествовать в Йемен через этот КПП категорически не рекомендуется. В стране идет война. И спокойно там буквально в нескольких местах.

Карта достопримечательностей Омана
Что привезти
Всемирно известный оманский бренд — это парфюмерия премиум-класса «Амуаж» (Amouage). Она продается по всему миру, но именно в Омане, на ее родине, можно найти, пожалуй, самый широкий ассортимент.
Кинжал ханджар — это символ Омана. Он изображен на флаге и гербе страны и является традиционным элементом одежды мужчины. По всей стране, буквально в каждом туристическом магазине, огромный ассортимент кинжалов — от небольших и низкого качества до настоящих произведений искусства. Аутентичный кинжал из закаленной стали в серебряных ножнах будет стоить от 200 риалов (41,037.7 рублей). Продаются также и много сувениров с изображением или в виде кинжалов, например, украшения.

Благовония — еще одна из «фишек» Омана. Главным ароматом, конечно, является ладан. Оман — крупнейший мировой поставщик ладана, поэтому буквально повсюду в воздухе витает его терпковатый аромат. Ладаном оманцы не только ароматизируют помещения, но и лечат болезни. Ладан продается на рынках и в сувенирных магазинах в виде кусочков смолы в баночках и пакетах. Цена довольно низкая — примерно полриала (102.6 рублей) за упаковку. Из других благовоний распространены мирра, сандал, мускат.
Из съедобного из Омана везут финики. Здесь их известно около 40 сортов, а ежегодно выращивают около 150 тонн.
Помимо упомянутых выше сувениров, из Омана можно привезти традиционные в целом для арабского мира керамическую и медную посуду, ткани, национальную одежду, ковры, восточные сладости, деревянные шкатулки.

Еда
Кухня Омана представляет собой смешение кулинарных традиций Ближнего Востока, Африки и Индии. Тут много заведений с иранской, йеменской, афганской и, конечно, индийской кухней. Если подустали от местной еды, то можно предаваться ностальгии в «Икее» с митболами и мороженым.
Основное блюдо. Из мяса распространены баранина и говядина. Шуа (shuwa) — баран, жаренный в яме на углях целиком. Аль-мудби (muthbe) — мясо, жаренное на камнях. Макадид (makadid) — рубленое жареное мясо. Макбус (machbus) — арабское блюдо по типу плова из риса с курицей или рыбой, а также пряностями и часто финиками. Хариса (harees) — каша (обычно на завтрак) из разваренной пшеницы с курицей. Из крайне необычного — сушеное мясо акулы, в том числе в виде салата с овощами.

Гарнир. Салюна (saluna) — подливка из овощей, бамия (bamia) — стручки одноименного кустарника, тушенные с томатами; даль (marak dal) — вареная чечевица с томатной пастой; денгу (dengu) — белый горох; джариш (jareesh) — дробленый ячмень с добавлением карри. Традиционный хлеб называется хубз (khubz).
Десерт. Хальуа (halwa) — халва, но не такая, к какой мы привыкли: это измельченная смесь фиников, крахмала, агар-агара, сахара, кардамона, шафрана и орехов. Тамар (tamar dates) — засахаренные финики; лохемат (lokhemat) — маленькие обжаренные пончики с медом и кардамоном; халавет ахмад (halawet Ahmad) — необычная традиционная сладость из обжаренной вермишели, сгущенного молока, миндальной пудры, сахара и кокосовой мякоти.

Традиционные напитки — чай карак (с молоком и специями) и лимонный сок с мятой. Также популярен кахва (kahwa) — черный арабский кофе в турке с кардамоном.
Кроме традиционных блюд, в Омане много мест, где продают шаурму, кебабы и фалафель. А заказать доставку в отель можно через приложение Talabat.
Ночлег
В Омане представлено большое разнообразие отелей. Причем в столице можно остановиться в очень хороших отелях типа Golden Tulip (бывший Park Inn), Radisson, Ramada по цене до 60–80 евро (5,528.1–7,370.8 рублей) за ночь. Есть и отели уровнем выше, типа Ritz-Carlton и Kempinski (как правило, со своим пляжем) за 250–350 евро (23,033.7–32,247.2 рублей) в сутки. В Ibis можно снять номер за 40 евро (3,685.4 рублей), а пообедать всего за четыре риала (820.8 рублей).
В провинциальных городах отели, в основном, попроще, но выбор все равно большой, даже в районе гор Джебель-Ахдар или оазисов. В целом, несмотря на непопулярность страны, найти отель не проблема даже в самых небольших населенных пунктах.

Деньги
Национальная валюта Омана — оманский риал. Один риал равен 1000 байсов. Оманский риал — это третья в мире валюта по стоимости (1 оманский риал равен примерно 2,6 долларов США). Дороже — только кувейтский динар и бахрейнский динар. Практически повсеместно можно платить кредитной картой, однако небольшую сумму около 10–20 риалов лучше иметь и наличными для покупок на рынке или в небольших магазинах. Если лететь в страну с наличными, то лучше иметь доллары. На них более выгодный курс, чем на другие популярные валюты.
Транспорт в стране
Прокат машины. Оман большой, а достопримечательности разбросаны по стране, поэтому тут удобнее всего путешествовать на машине. В аэропорту Маската представлено много международных прокатных контор, типа Avis и Hertz. У локальных сервисов (например, Nabrent) цены ниже и условия лучше. Они, например, не ограничивают дневной километраж и не просят залог. Седан типа Toyota Yaris или Kia Rio обойдется около 16–17 риалов (3,283.0–(3,488.2 рублей) за день. Полноприводный автомобиль будет стоить от 25 риалов (5,129.7 рублей) за день. С локальными конторами в Омане сотрудничает сервис «Локалрент».
Если ехать в горы — в каньон Вади-Гул или другие места на плато Джебель-Ахдар, то лучше арендовать что-то типа Renault Duster или Nissan Pathfinder. Знаки, предупреждающие о предпочтительности «большой» машины и необходимости ехать на малых оборотах, установлены на подъезде к горным достопримечательностям. Дороги при этом очень хорошие — бездорожья практически нет. Но наклон дорожного полотна может быть слишком крутым для обычного легкового автомобиля.

Несколько советов, если будете путешествовать по стране на автомобиле:
- Российских пластиковых прав достаточно для аренды автомобиля в Омане, МВУ делать не нужно. В Омане водят на правой стороне дороги, как в России.
- В Омане очень сильно любят использовать «лежачих полицейских» для контроля скорости. При этом знаки ограничения скорости или предупреждающие знаки о наличии «лежачих полицейских» имеются далеко не всегда. Поэтому будьте очень внимательны — они могут появиться из ниоткуда сразу после знака с ограничением в 100 км/ч.
- В Омане есть камеры контроля скорости. Штрафы высокие, лучше ехать в пределах лимита.
- Встретить на дороге верблюда, даже на многополосной трассе с отбойниками — вполне реально. Будьте внимательны.
- При поездке в пустыне надо обязательно снизить давление в колесах. Но лучше в пустыню просто так не заезжать, разве что вам надо будет проехаться 15–20 километров по ней до вашего отеля или кемпинга в пустыне Вахиба. На какой заправке это удобнее будет сделать — вам скажут в отеле, а какое давление в шинах подойдет для пустыни — в прокате.
- После заката солнца за пределами городов лучше не ездить.
- В Омане очень мало машин и хорошие дороги. Водить очень приятно, и водители вежливые, хотя, например, знаками поворотника научились пользоваться еще не все.

Общественный транспорт. Автобусы государственной компании Mwasalat ездят между крупными населенными пунктами — Маскат, Сухар, Сур, Салала. На их сайте можно найти всю необходимую информацию по маршрутам автобусов, расписанию и тарифам: раздел City посвящен автобусам по Маскату, Intercity — по междугородним маршрутам. И можно купить билет онлайн, если у вас есть оманский телефонный номер — на него приходит смс-подтверждение.
Например, из Маската в Сохар можно уехать ежедневно автобусами 41 или 43 — в пути три часа, цена — 5,5 риалов (11,285.4 рублей) в одну сторону. Из Маската в Салалу ходят автобусы 100 и 102 — в пути 13 часов и восемь риалов (1,641.5 рублей) за билет. Автобус из Маската в Низву идет три часа и стоит два риала (410.4 рублей), если сразу брать в обе стороны — 3,3 (6,771.2 рублей). Все автобусы новые и комфортные. Все междугородние автобусы компании Mwasalat отправляются с автовокзала Azalba (недалеко от аэропорта). Билеты можно купить в кассе — картой или наличными. По пути на север и восток автобусы еще останавливаются у аэропорта и на автостанции ONTC. С этой автостанции также отправляются автобусы частных компаний в разные части Омана и междугородние такси.
Такси. Можно вызывать через приложения YanGo, Otaxi, Uber, Careem или Mwasalat. Также абсолютно нормальным будет остановить машину рукой на обочине и договориваться о цене напрямую. Поездка на почти 30 километров (это все в пределах Маската) из Старого города на автостанцию обойдется в 4–5 риалов (820.8–1,025.9 рублей). А более короткие поездки через приложение будут стоить 1–2 риала.
Советы
В Омане заблокирован Телеграм, но он работает с любым VPN или с eSIM. Главный оператор мобильной связи в стране Omantel предлагает туристические prepaid-пакеты — от пяти риалов (1,025.9) за шесть гигабайт на десять дней. В Yesim пакет на пять гб на 15 дней стоит 13 евро (1,197.8). Если у вас еще нет аккаунта Yesim, используйте промокод на пять евро — VTWN932.
Английский язык тут знает чуть меньше людей, чем в ОАЭ, Катаре или Бахрейне, но больше, чем в Саудовской Аравии. В целом с коммуникацией особых проблем нет.
Omarinoman.com — неплохой англоязычный блог, чтобы узнать полезное про непопулярные достопримечательности и посмотреть красивые фото страны для вдохновения.
Документы для въезда
В апреле 2025 года Россия и Оман подписали новое безвизовое соглашение. По нему россиянам для посещения Омана не требуется оформление визы на срок до 30 дней (ранее было 14). Пока эта информация еще не заведена в «Тиматик», так что на всякий случай планируйте поездку не более, чем на 14 дней.
Как добраться
Россия. Национальный перевозчик Oman Air выполняет прямые рейсы по маршруту «Москва — Маскат». Билет в одну сторону — от 28 000 рублей, в обе — от 42 000. Ну и, конечно, можно долететь с пересадкой в крупных транспортных хабах вроде Стамбула (Pegasus, Turkish Airlines), Дубая (Emirates, FlyDubai), Абу-Даби (Etihad, WizzAir), Манамы (GulfAir). Рейс с двумя пересадками (через Ереван и Абу-Даби) может стоить 15 000 рублей.
Саудовская Аравия. Только в 2006 году открылся первый погранично-пропускной пункт между Саудовской Аравией и Оманом — Рамлат Халия (Ramlat Khaliya). Для этих целей специально проложили новые шоссе на территории обеих стран. Границу можно пересечь на машине, а вот автобусного сообщения между странами нет. Расстояние между Маскатом и ближайшим крупным городом Саудовской Аравии (Эр-Риядом или Даммамом) — порядка 1500 километров.
ОАЭ. Между Дубаем и Маскатом существует регулярное автобусное сообщение. Перевозчик — Al Khanjry Transport, маршрут проходит через город Хатта, где расположен одноименный КПП. Билеты на автобус продаются только в кассах. В Дубае офис расположен в районе Дейра около аэропорта; в Маскате офис находится в районе Руви. Ежедневно есть три рейса — в 7:00, 15:00, 21:00 из Дубая и в 6:00, 15:00, 21:00 из Маската. Время в пути — около шести часов, билет в одну сторону стоит десять риалов (2,051.9 рублей). Оманская компания Mwasalat анонсировала рейсы из Маската в ОАЭ с 1 октября. Билет будет стоить 11,5 риалов (2,051.9 рублей).
Также границу между ОАЭ и Оманом можно пересечь вблизи эмиратского Эль-Айна. Прямых автобусов через границу нет, но можно ее перейти самостоятельно (практически в черте города). Из приграничного города Аль-Бурайми есть прямые автобусы до Маската. Нужен маршрут 41 (уже упоминали выше), перевозчик Mwasalat.
Когда ехать
Комфортное время для посещения Омана — период с октября по апрель. Летом очень жарко. С июня по сентябрь температура может достигать плюс 45 градусов. Впрочем, именно в это время, что логично, туристов будет меньше всего. В Салалу стоит ехать в сентябре или августе — сможете увидеть тропики на Аравийском полуострове.

- Текст и фото: Александр Стежкин
- Дополнения: редакция «Самокатуса»
- Обложка: Lena Balk
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен. Попробуйте нашего ИИ-бота в телеграме — @katusaibot