Съесть пышку на завтрак, пройтись по Невскому, прокатиться по каналам, встретить закат на крыше, ночью посмотреть на разводные мосты, а потом бар-хоппинг на Рубинштейна. Это классическое времяпрепровождение в Питере, даже если вы в городе не первый день. Предлагаем посмотреть на Санкт-Петербург с другой стороны и попробовать яхтинг в Финском заливе — поднимаем грот, крепим стаксель, и погнали!

История российского яхтинга началась в 1718 году в Санкт-Петербурге при Петре I. Он основал Невскую флотилию из 140 деревянных судов различного типа. Сейчас в городе насчитывается более 2000 катеров, моторных и парусных яхт. Но если прогулки на моторных судах по Неве и каналам всем привычны, и наверняка каждый приезжающий в Питер бывал на таких экскурсиях, то самостоятельное катание на яхтах мало кто рассматривает как один из видов активностей. А зря! В Питере отличные условия, чтобы попробовать яхтинг — море, ветер и яхт-клубы с опытными инструкторами.

Три флота в одном яхт-клубе

Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов основан в 1860 году и считается самым крупным в европейской части России. В первые 50 лет своей деятельности клуб привлек к парусному спорту 2700 человек, купил 533 яхты и провел более 500 гонок. Нынешние здания, мол, причалы и другую инфраструктуру, по легенде, построили к Олимпиаде 1980 года. Но сами парусные соревнования в Ленинграде не проводили, а по неизвестной причине перенесли в Таллинн. Сейчас яхт-клуб — центр активностей на воде. Здесь можно арендовать катер, научиться кататься на вейкборде и управлять парусной яхтой.

В яхт-клубе на Петровской косе базируются три самых известных монофлота спортивных парусных яхт: «Сила ветра», Zig Zag и Sport Yachts. У них разные модели яхт, но новичок особой разницы не почувствует. По сути, все это спортивные яхты с килем без каюты длиной шесть-семь метров. Киль — подводный плавник, вес которого доходит до половины общего веса яхты. Он не дает яхте перевернуться. Двухчасовое занятие с инструктором стоит у всех одинаково — 2500 рублей. Береговой инструктаж в этот тайминг не входит. Иногда компании устраивают акции, и в будний день или утром слоты стоят дешевле, так что есть смысл заранее подписаться на их соцсети. Я попал на «День новичка» и заплатил за двухчасовое занятие в Sport Yachts 1500 рублей.

Никаких специальных навыков для занятий не требуется. Даже уметь плавать не обязательно. Вероятность морской болезни на таком мастер-классе минимальна из-за небольшого времени занятия и близкого расположения береговых объектов. Ваш мозг видит ориентиры и понимает интенсивность качки. Если вы приехали в Питер с ребенком старше 11 лет, то можете брать его с собой на занятие.

Вооружаем яхту и выходим

Сначала все собираются в офисе, и администратор распределяет курсантов по лодкам. Каждому проводят инструктаж и выдают спасательный жилет. Надо одеваться по погоде, но помнить, что на воде всегда чуть прохладнее, чем на берегу. Если есть непромокаемая одежда — надевайте, нет — ничего страшного: просто возьмите с собой запасной сухой комплект. Участники переодеваются в офисах компаний. Идеальная обувь — специальная парусная; если такой нет, то подойдут обычные кроссовки. Сланцы или кроксы — не для спортивного яхтинга. Телефоны и другая техника могут намокнуть, поэтому их лучше оставить в офисе компании. Иногда бывает так, что не собирается экипаж, но инструктор проведет занятие даже с одним человеком.

Ближайший туалет находится в 300 метрах от причала — в здании яхт-клуба. Там же можно купить воду или выпить кофе после изнуряющей тренировки.

В зависимости от типа яхты она вмещает четыре или пять человек. После инструктажа группа выстраивается вдоль причала и начинает вооружать яхту, то есть ставить паруса. Каждому члену экипажа достается маленькая роль: один крепит стаксель (передний маленький парус), другой поднимает грот (большой парус), третий расправляет, четвертый тянет. Приготовления окончены, заводим мотор и отходим от причала.

Сильный ветер и крен яхты

Пока судно идет из акватории яхт-клуба, тренер продолжает начатый у причала рассказ об устройстве парусной яхты, как они ходят под ветром, как идти быстрее или безопаснее. Наконец, на открытой воде поднимают паруса и на практике уже применяют полученные знания.

Если яхта идет с сильным креном, то экипаж отклоняется в противоположную сторону и компенсирует крен. Крена яхты не стоит бояться. Тяжелый киль на днище не даст ей перевернуться. Самое страшное, что может случиться — брочинг, когда лодка парусами ложится на воду. И опять же, киль возвращает яхту обратно, как неваляшку. В теории есть возможность выпасть за борт. Но тут вы максимум рискуете промокнуть и простудиться. Спасательный жилет удержит на воде, даже если вы не умеете плавать.

Наша группа вышла в плавание при максимально допустимом ветре. Если бы он был чуть сильнее, то тренировку пришлось бы отменить. Поэтому всегда смотрите прогноз по ветру, записываясь на занятия. Яхтсмены и виндсерферы используют приложение Windy. Если дует меньше 5 м/c, то на воде, скорее всего, будет скучно. Если больше 15 м/с, то занятия могут отменить. В дождь занятия не отменяют, но обязательно возьмите непромокаемую одежду. При затяжном дожде нет ветра — говорят, что дождь «схлопывает» ветер. Это тоже надо учитывать.

Красивые виды и романтика под парусом

Совместить спортивный мастер-класс с романтической прогулкой не получится. Экипаж на борту экипирован, сосредоточен, яхта постоянно поворачивает, кренится то на правый, то на левый борт. Некогда даже поболтать, не говоря уже о том, чтобы выпить бокал шампанского и сделать эффектное селфи.

Если планируете кому-то подарить мастер-класс или пройти его вместе с партнером, то предупреждайте, что по атмосфере это больше похоже на прыжок с парашютом или поход в горы, чем на лодочную прогулку на закате по пруду.

Во время тренировки вы издалека увидите Петровский, Крестовский и Васильевский острова, пляж у Лахта-центра, а также вблизи — мост Западного скоростного диаметра. Все то же самое можно увидеть на любой прогулке на катере или из иллюминатора «Метеора» по маршруту Санкт-Петербург — Петергоф.

За красивыми видами и романтичными селфи — прогулки по каналам. Новые впечатления и умения — мастер-класс на яхте.

Чему научат за одно занятие

Я много ходил на яхтах в спокойных водоемах Центральной России, но морской яхтинг — более эмоциональная история. Даже если вы не раз стояли за штурвалом круизной яхты, то все равно рекомендую вам попробовать спортивную. Когда воду можно потрогать рукой, а брызги летят прямо в лицо — это более мощные ощущения.

За одну тренировку дают базовую теорию яхтинга, которую мы сразу же применили на практике. В следующий раз уже можно будет понять, что и почему делает шкипер, и самому делать все быстрее и без подсказок. А если понравится спортивный яхтинг, то развиваться дальше можно, участвуя в регатах на подобных яхтах в Питере, Москве, Конаково и даже Владивостоке.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Фейсбук, Яндекс.Дзен, Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ