Не только Милан, но и сама Италия не особо ассоциируется у путешественников с современной архитектурой. Все знают о древнем Колизее 1 века или Пизанской башне 12 века, застройке Венеции, но мало кто слышал про зеленую архитектуру или постмодернизм 1980-х в Милане. Большинство людей предпочитают смотреть старину и изучать античное наследие, а на постройки нашей эпохи не обращают внимания. При этом многие здания современников уже сейчас перешли в статус шедевров и заслуживают изучения, поэтому не нужно ждать сто лет, чтобы оценить их.
Автор телеграм-канала «А как там в Париже?» и архитектор Мария Троицкая, изучившая значимые постройки Милана вдоль и поперек, расскажет о культовых зданиях, построенных в последние 50 лет.
Что такое современная архитектура | Истоки и особенности | Постмодернизм и брутализм | Как «Экспо 2015» изменила Милан | Наследие «Экспо 2015» | Реконструкции | Зеленая архитектура | Карта
Что считать современной архитектурой
Современной архитектурой принято называть здания и постройки 21 века. В начале 20 века был модерн (или ар-нуво), период до 1960-х годов в мировой архитектуре называют модернизмом, а дальше — постмодернизм. Текущий период называется contemporary.
Единственное, что следует помнить: все стили, периоды и эпохи были названы и структурированы искусствоведами и критиками архитектуры много позже. Во многом это искусственно созданные течения и названия. Конечно, архитекторы и художники вдохновлялись друг другом, на них влияли общество и политика, поэтому их творчество справедливо объединять в понятие «стиль». Но если спросить самих авторов, они вряд ли бы назвали вам «течение», в котором творили.
Яркое отличие актуальной архитектуры от архитектуры предыдущих эпох состоит в том, что сейчас нет единого стиля. Например, в период с 1890-х по 1910-е годы господствовал характерный стиль модерн. В 21 веке все творят по-своему. Есть любители классической архитектуры — они создают свои реплики итальянского Ренессанса и классицизма. Есть мастера хай-тека и деконструктивизма. Сейчас очень востребовано направление устойчивой архитектуры, ориентированной на экологию и высокие технологии.
Смена стилей в архитектуре и искусстве очень зависит от изменений в обществе, политике, ситуации с экологией. В первой половине 20 века преобладал стиль функционализм или модернизм, в некоторых странах его называют интернациональный стиль. Этому направлению свойственны минимализм, отсутствие лишних деталей, приоритет функции над украшательством, прямые линии и углы, использование железобетона и стекла. Главными представителями являлись Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус (один из основателей Баухауса), Людвиг Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт. У каждого была своя философия и последователи по всему миру.
После ухода отцов-основателей модернистского направления в 1960-х молодые архитекторы поделились на два лагеря: одни продолжили творить по их заветам (например, Ричард Мейер), другие почувствовали освобождение от гнета и новую свободу. Именно в эти годы в мире зарождается важный стиль современности — постмодернизм. Это была реакция деятелей искусства на надоевший всем модернизм, царивший 40 лет. Именно в те годы молодой Фрэнк Гери заговорил об «эмоциональности» архитектуры: здание посредством форм и цвета должно вызывать эстетические переживания у зрителя. Впоследствии он развил свой стиль в деконструктивизм.
В одном из интервью экстравагантный французский архитектор Одиль Декк рефлексировала на тему глобальных изменений в архитектуре. По ее мнению, после Второй мировой войны, в эпоху бумеров, у людей были очень позитивные ощущения от будущего, хотелось создавать нечто новое, яркое, масштабное. На этой волне оптимизма появились самобытные стили: постмодернизм, брутализм, деконструктивизм. Сейчас, в эпоху, когда говорят про глобальное потепление, микропластик, тонны мусора, скорый конец света, у нас очень пессимистичный взгляд на будущее. Это не может не влиять и на зодчих. В 21 веке архитектура не про вау-эффект, она про элегантные и аккуратные «вторжения» в ткань города.
Появилось много специалистов по деликатной реконструкции, причем обычно она также ненавязчивая, оставляющая нетронутыми подлинные пространства здания или полуразрушенные стены. Яркие примеры в Москве — Музей «Гараж» в Парке Горького, или одно из зданий Музея архитектуры имени Щусева. Разумеется, небоскребы и здания странных форм продолжают строить в арабских странах и Азии, но на Западе их намного меньше. Эту тенденцию «незаметной, аккуратной, не привлекающей лишнего внимания» архитектуры можно проследить по лауреатам Прицкеровской премии последних лет. Это аналог Нобелевки для архитекторов. В 2021 году ее вручили дуэту из Франции — Анне Лакатон и Жан-Филиппу Вассалю за реконструкцию жилого комплекса Tour Bois le Prêtre в Париже. Их стиль иронично называют «искусство делать ничего» или «архитектурное невмешательство» за максимально уважительное отношение к сложившемуся городскому контексту, материалам, истории.
Истоки и особенности современной архитектуры Милана
Часто можно услышать от туристов, что кроме собора Дуомо в Милане смотреть-то и нечего. Это правда: Милан — не Рим, Венеция или Флоренция. Поэтому сюда и стоит ехать за современной архитектурой, а не древностями. Будучи итальянской столицей дизайна, не говоря уже о моде и финансах, Милан выделяется на фоне открыточной Италии. Тут невероятное сочетание неряшливых постиндустриальных зданий, превращенных в арт-галереи, величественных многоквартирных домов с роскошными двориками и необычных фондов и музеев, построенных star-хитекторами.
Возрождение. В Италии можно найти практически все известные нам стили архитектуры. После византийской и романской начали строить готические соборы (яркий пример как раз находится в Милане — Дуомо в стиле пламенеющей готики 1386–1965 годы). Италия — родина Ренессанса, и с 15 века здесь преобладало Возрождение. Однако архитектура Ломбардии и ее тогдашней столицы Милана оставалась довольно консервативной. В отличие от Флоренции, где у власти находилась буржуазия, Миланом управляла старая аристократия. Она старалась максимально сохранять средневековые традиции. Подавление устремлений молодой городской культуры задержало и развитие новых тенденций в архитектуре. Миланский Ренессанс — более строгий и сдержанный. Яркий пример архитектуры Возрождения в Милане — церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро. Ее реконструировал великий архитектор Донато Браманте. Внутри сохранилась удивительная оптическая иллюзия, созданная зодчим. За неимением места для четвертого нефа он расписал стену в виде перспективы, создающую эффект большого пространства. Еще один шедевр Ломбардской школы — собор Санта-Мария-делле-Грацие, в трапезной которого хранится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Браманте возвел ее в переходном стиле между готикой и Возрождением в конце 15 века.
Неоклассика. Ярче зазвучала неоклассическая архитектура в Милане. Она охватывает период с 1750 по 1850 год. С конца правления Марии Терезии Австрийской до Наполеоновского королевства Италии Милан был на культурном и экономическом подъеме — как раз в период неоклассицизма. Таким образом, в городе появилась одна из самых главных построек этого архитектурного направления — театр Ла Скала.
Модерн. В конце 19 века пришел стиль модерн, здесь его называли liberty. Но, в отличие от французского и бельгийского модерна, в Италии он более орнаментальный, нежели архитектурный. На стиль либерти большое влияние оказало барокко с богатым орнаментом и цветом как внутри зданий, так и снаружи. Итальянский поэт Габриэле д’Аннунцио писал в 1889 году, когда стиль только зарождался: «Гениальный разврат чувствительности барокко является одним из определяющих вариантов итальянского модерна». Яркие примеры итальянского либерти находятся в районе Порта-Венеция. Например, палаццо Кастильони (Corso Venezia, 47/49) или «Дом задниц» (Ca’ de Ciapp, Via Michelangelo Buonarroti, 48). Так люди прозвали здание из-за обилия обнаженных фигур на фасаде. Они настолько смущали жителей, что входные ворота перенесли на боковой фасад.
У стиля модерн, в отличие от большинства других архитектурных стилей, есть год окончания — 1914. Итальянские архитекторы написали Манифест футуристической архитектуры, который опубликовал Антонио Сант’Элиа в Милане. Вдохновляясь небоскребами США, Антонио создал серию работ «Новый город», где он фантазирует на тему городов будущего. С этого момента начинается эпоха более строгих модернизма и рационализма. Архитекторы используют современные материалы и технологии, здания возводят из железобетона, стекла и металла. Отличительные особенности итальянского рационализма — масштабность, структура и симметрия древнеримской архитектуры, правда, без декоративных изысков, связанных с классицизмом и неоклассицизмом.
Итальянские зодчие стремились найти золотую середину между классицизмом и индустриальной архитектурой. Ближе к 1930-м годам многие из них присоединились к фашистскому движению, создавшему совершенно другой стиль крупномасштабных, несколько устрашающих общественных зданий, соединяющих в себе римские элементы и инновационные методы из движения Баухаус. Как пример — кирпичный монастырь Сант-Анджело с глухим фасадом и арками Джованни Муцио 1942 года (piazza Sant’ Angelo, 2). Или жилой дом Лавеццари (Casa Lavezzari) Джузеппе Терраньи 1934 года (piazza Morbegno, 3).
Постмодернизм. Первые признаки неудовлетворенности итальянской архитектурой и культурой в целом появились в самом конце войны, когда была предпринята большая программа реконструкции, и ряд архитекторов начали искать новые ориентиры в своей работе. Из всех архитектурных стилей 20 века в Италии особенно прижился и расцвел постмодернизм, созревавший с 1960-х годов.
В начале 1960-х новое поколение зодчих начало предлагать свое видение города и его архитектуры, которое затем Массимо Сколари сформулировал под термином «Ла Тенденца» (La Tendenza), что можно перевести как «тренд». Группа молодых архитекторов, сформировавших это движение — Карло Аймонино, Джорджио Грасси и Альдо Росси — начали исследовать вопрос памяти и славы итальянского прошлого, интегрируя классические мотивы в свои проекты. Ла Тенденца была первым и, что самое важное, истинно итальянским движением в архитектуре после окончания Второй мировой войны. Оно длилось 20 лет и плавно перетекло в зрелый постмодернизм 1980-х годов, накрывший волной все западные страны.
Во главе движения, несомненно, был Альдо Росси, чья оригинальность как теоретика и дизайнера выделяла его среди своих сверстников. В 1990 году он стал первым итальянцем, получившим Притцкеровскую премию.
Постмодернизм и брутализм
Башня Веласка
Адрес: piazza Velasca, 3/5
Архитектор: бюро BBPR, 1950-е годы
Архитектурное бюро BBPR, получив проект на строительство офисного здания, занялось переосмыслением итальянской архитектуры. Веласка продолжает ломбардскую традицию массивных средневековых крепостей, став современной интерпретацией типичного итальянского средневекового замка. У таких крепостных сооружений нижние части всегда были уже, а верхние подпирались деревянными или каменными балками.
Форма оказалась действительно выигрышной для города: в узкой части расположены магазины и офисы, не занимая много городской площади, а наверху, в более просторной части — квартиры. Веласка много лет возглавляет рейтинги самых уродливых итальянских зданий, чем привлекает еще больше туристов.
Церковь Святой Барбары
Адрес: piazza Santa Barbara, 1
Архитектор: Марио Баччокки, 1954 год
Марио Баччокки вместе с Джованни Муцио и Джо Понти входил в творческое объединение — ломбардскую группу архитекторов, занимавшихся поисками новой итальянской архитектуры после войны. Церковь Святой Барбары — результат этих поисков, соединение современности и итальянских традиций. Остроконечный фасад и буйство красок, хроматизм — отсылки к тосканской церковной архитектуре. Она была спроектирована в начале 1950-х годов как часть нового поселения Метанополи в пригороде Милана, основанного для размещения штаб-квартиры компании по добыче углеводородов. Внутри расположена одна из самых крупных в Италии настенных мозаик.
Пирелли-тауэр
Адрес: via Fabio Filzi, 22
Архитекторы: Джио Понти, Пьер Луиджи Нерви, 1960 год
127-метровая башня была самым высоким зданием в Италии с 1958 по 1995 год. Небоскреб отличается сужающимся к краям планом — в отличие от обычного прямоугольного объема, преобладавшего в США. Это было очень смело, потому что при строительстве небоскребов обычно не экспериментировали. Башня стала квинтэссенцией технологий и инноваций 1960-х годов. Впервые в мире архитекторы использовали пролетный каркас длиной 25 метров, который постепенно утончался по мере приближения к вершине. Это увеличило полезное пространство. Фасад создан из термопанелей: алюминиевые импосты, расположенные снаружи плит, удерживают стекла вместе, создавая бесшовную навесную стену. Понти всегда говорил о своей работе как о женщине, а в день завершения стройки был настолько очарован, что сказал своим дочерям: «Она такая красивая, что я хотел бы жениться на ней». Пирелли считается самой значимой работой архитектора в период, когда он находился под влиянием модернизма. Кстати, зеркальные фасады башни с отражающимся в них Миланом стали ярким образом современного обесчеловеченного мира в начальных титрах фильма Антониони «Ночь», снятого в 1960 году.
Квартал Галлатарезе II
Адрес: via Enrico Falck, 37
Архитектор: Альдо Росси, Карло Аймонино, 1967–1974 годы
После Второй мировой войны в большей части европейских стран была острая нехватка жилья. В Милане разработали ряд планов, предусматривающих создание городов-спутников, в каждом из которых должны были жить от 50 000 до 130 000 человек. Для проектирования квартала Галлатарезе II на 2400 человек пригласили звездных итальянских архитекторов Аймонино и Росси, к тому времени сделавших себе имена в области урбанистики. Их как раз интересовало проектирование не зданий-одиночек, а городских кварталов с инфраструктурой. Каждый дом соединен между собой мостами и переходами. При проектировании фасадов архитекторы вдохновлялись не Древним Римом, как их современники, а модернизмом 1930-х годов и картинами Джорджо де Кирико.
Монумент Сандро Пертини
Адрес: via Croce Rossa
Архитектор: Альдо Росси, 1990 год
Еще один важный объект в карьере Альдо Росси находится в самом центре города — монумент Сандро Пертини, президенту Италии в 1980-х годах. Архитектор вновь обращается к наследию Италии, создав «небольшую ломбардскую площадь» с кубом, к которой ведут массивные ступени. Восьмиметровый куб опирается на строгий модуль, сложенный из блоков розово-серого мрамора из каменоломни Кандолья, такого же, как в Миланском соборе.
Как «Экспо» 2015 года повлияла на изменения в Милане
Всемирная выставка, или «Экспо» — символ индустриализации и площадка для демонстрации технологических достижений человечества. Ее проводят с 1851 года. Сейчас выставки организуются каждые пять лет, каждый раз придумывая новую объединяющую тему.
Интернациональные выставки всегда влияли на мировую историю и оставляли в ней след. Так, на Панамериканской выставке 1901 года в Буффало впервые представили публике рентгеновский аппарат. К Всемирной выставке 1889 года Густав Эйфель спроектировал и построил башню, сначала в качестве временной инсталляции, а затем ставшую символом Франции. Ежегодно крупные мероприятия притягивают массы людей. «Экспо-2020» в Дубае (прошедшая в 2021 году), несмотря на пандемию коронавируса, посетило 10 миллионов человек. К выставкам всегда строят и новые архитектурные объекты.
Архитектура сама по себе прямо влияет не только на облик городов, что очевидно, но и на их экономику. Есть такой термин «эффект Бильбао», связанный с построенным в 1997 году по проекту архитектора Фрэнка Гери в городе Бильбао на севере Испании музеем Гуггенхайма. В течение трех лет после открытия музей посетили четыре миллиона человек, что сделало город процветающим и привлекло инвестиции. По сути, Бильбао преобразовался благодаря одному знаковому зданию. Разумеется, одной постройкой экономику не изменить — нужен комплекс мер, но вклад архитектуры в эти изменения нельзя недооценивать.
Тема миланского «Экспо» звучала как «Накормить планету, энергия для жизни» (Feeding the Planet, Energy for Life). Ее называют самой противоречивой в новейшей истории международных выставок. Начало «Экспо» ознаменовали крупные манифестации итальянцев, тысячи людей вышли на улицы в знак протеста. В то время как отколовшиеся агрессивные группы громили витрины магазинов и поджигали автомобили. «“Экспо” — это машина для сжигания государственных денег», — сказал в камеру журналистам один из протестующих с плакатом «Нет Экспо». Также выставка утверждала, что провозглашает культ медленной еды и здорового питания, при этом спонсировалась «Кока Колой» и «Макдональдсом». За семь лет подготовки были и коррупционные скандалы, и увеличение заранее запланированного бюджета — например, бетонный фундамент для зданий комплекса вырос в цене с 60 до 224 миллионов евро.
Несмотря на то что протестующие кричали о нецелесообразности проведения таких масштабных выставок в 21 веке, нельзя недооценивать их пользу. «Экспо» привлекла в Милан 22 миллиона посетителей. Среди инвесторов и работодателей появилось больше уверенности и веры в долгосрочное развитие города. С 2015 года возникло много новой интересной и качественной архитектуры: музеи, офисы, жилье. Инвестиции вдохнули новую жизнь в ранее игнорировавшиеся районы. Это повлияло на расширение и рост делового района Милана, заодно внимание привлекли Порто-Нуова и Ситилайф. Положительные изменения в городе влияют и на демографическую ситуацию. Все больше молодых людей решают остаться в Милане, хотя раньше предпочитали уезжать в другие города Европы.
Наследие «Экспо 2015»
Фонд «Прада»
Адрес: L.go Isarco, 2
Архитектор: Рем Колхас, бюро OMA
В 2015 году у фонда «Прада», созданного Миуччей Прада и ее мужем в 1993 году, появилось свое новое пространство. Голландское архитектурное бюро OMA, возглавляемое Ремом Колхасом, лауреатом Прицкеровской премии, реконструировало винокуренный завод 1910 года. Теперь промышленное здание занимает центр современного искусства, а в бывших складах и кабинетах расположились выставочные пространства. Одно из зданий Колхас облицевал 24-каратным сусальным золотом. На территории фонда находится бар, придуманный режиссером Уэсом Андерсоном.
Фонд Фельтринелли / Дом «Майкрософт»
Адрес: viale Pasubio, 5, 20154 Milano MI
Архитектор: бюро Herzog & de Meuron
Земля, на которой построено здание, раньше была пустырем, и ее не трогали со времен Второй мировой войны, когда Милан подвергся сильным бомбардировкам. Проект не только возрождает район Порта Вера, но и чтит прошлое наследие Милана, сохраняя бывшие ворота 16 века, построенные во время испанской оккупации. Здание, спроектированное архитекторами бюро Herzog & de Meuron, выглядит обнаженным, словно скелет. Минимализм здания напоминает о средневековых и готических традициях Милана. А длинная вытянутая структура и повторяющийся рисунок окон перекликаются с более сельской архитектурой региона Кашина в Тоскане. Треть здания занимает фонд Джанджакомо Фельтринелли, где расположились библиотека, кафе, выставочные пространства и конференц-залы. «Майкрософт», в отличие от других офисов, открыл свои двери для публики. Тут есть музейные залы, технологический центр и площадка для встреч инвесторов и стартаперов.
Дом памяти
Адрес: via Federico Confalonieri, 14
Архитектор: бюро Baukuh
Дом памяти — исторический архив и штаб-квартира итальянских культурных ассоциаций. Простые кирпичные стены разделены на 19 квадратов, в которых изображены безыменные фотографии миланцев и важных исторических событий города. Таким образом, здание становится объектом коллективной памяти прошлого посреди динамичного делового района. Кирпичная кладка — это снова дань уважения, связь и отсылка к Санта-Мария-делле-Грацие, о которой написано выше. Три части дома соединяет центральный объект — яркая спиральная лестница, ставшая акцентом в минималистичных интерьерах.
Альянц-тауэр
Адрес: piazza Tre Torri, 3
Архитектор: Арата Исодзаки
Самое высокое здание в Италии, которое итальянцы называют иль дритто (Il Dritto) — прямой. Альянц-тауэр построил еще один лауреат Прицкера — японский архитектор Арата Исодзаки. Автор создал повторяющийся модуль и скопировал его восемь раз. Идею бесконечной башни можно сравнить с концепцией скульптора Константина Бранкузи, который в 1937–1938 годах установил в парке румынского города Тыргу-Жиу одну из своих бесконечных колонн, создав тем самым бесконечно повторяемую систему.
Резиденция Хадид
Адрес: via Senofonte, 2/4
Архитектор: Заха Хадид
Жилой комплекс спроектировала еще одна мировая звезда архитектуры — Заха Хадид. Не часто случается, когда известный архитектор строит банальный жилой комплекс, однако Милану крупно повезло. Резиденция построена в центре исторического района Фьера-ди-Милано рядом с самой большой парковой зоной города. Комплекс является одной из крупнейших зон без автомобилей в Европе, машины попадают в гаражи и стоянки через подземные дороги. Резиденция состоит из семи домов от пяти до 13 этажей, изогнуто выстроенных вокруг парка. Плавные линии и перетекающие объемы — фирменный параметрический стиль Захи.
Дженерали-тауэр
Адрес: piazza Tre Torri, 1
Архитектор: Заха Хадид
Элегантный небоскреб возле башни Исодзаки был завершен уже после смерти в 2016 году архитектора Захи Хадид. В 2019 году Американский институт бетона присвоил зданию первое место за выдающиеся достижения. С верхних этажей открывается вид на город, а элегантный изгиб здания ориентирует его на юго-восточную ось, ведущую к церкви Санта-Мария-делла-Грацие Браманте.
Музей культуры и искусств
Адрес: via Tortona, 56
Архитектор: Дэвид Чипперфильд
В 1990 году власти города выкупили заброшенный механический завод неподалеку от исторического центра. И в 2014 году британский архитектор Чипперфильд преобразовал цеха в выставочные залы. Внутри необычные минималистичные пространства с инсталляциями. А на третьем этаже расположился ресторан с красивым видом, где за меню отвечает обладатель двух мишленовских звезд Энрико Бартолини.
Политехническая школа дизайна
Адрес: via Carlo Bo, 7
Архитекторы: бюро 5+1AA
За миланской окружной дорогой расположилась одна из лучших школ дизайна и архитектуры в Италии с необычными корпусами. Оранжевые фасады одной из башен уже стали излюбленным фоном для фотографов и блогеров.
Старым зданиям — новые смыслы
Башня радуги
Адрес: via Giuseppe Ferrari, 18
Архитектор: студия Original Designer 6R5, реконструкция 1990 года
Башня радуги стала показательным примером, как можно работать с архитектурным наследием. Перед чемпионатом мира по футболу итальянские власти поручили миланской студии отделку безликого резервуара для воды, построенного в 1960-х годах на краю важной железнодорожной станции Порта Гарибальди. Керамическую плитку произвела известная итальянская фирма Marazzi. Сейчас это яркое пятно на панораме города, привлекающее туристов и украшающее индустриальный ландшафт.
Центр современного искусства «Ангар Пирелли»
Адрес: via Chiese, 2
Архитектор: April Architects, реконструкция 2004 года
Фонд «Пирелли» превратил бывший промышленный завод на северо-западе города в районе Бикокка в крупнейший в Европе центр современного искусства. Вход в ангар бесплатный для всех, что, по мнению представителей «Пирелли», демонстрирует открытость и доступность искусства. При входе посетителей встречает работа «Последовательность» скульптора Фаусто Мелотти, одной из ведущих фигур итальянского искусства 20 века. На территории расположились три выставочных зала: Сарай, Неф и Куб. В дополнение к программе выставок и культурных мероприятий в фонде постоянно находится одна из самых важных работ Ансельма Кифера «Семь небесных дворцов 2004–2015», созданная специально к открытию.
Музей 20 века
Адрес: piazza del Duomo, 8
Архитектор: Итало Рота, Фабио Форнасари, реконструкция 2010 года
Музей занимает Палаццо Аренгарио, здание 1937 года, построенное при Бенито Муссолини. В центре отреставрированного палаццо теперь находится массивная современная лестница. В залах выставлены шедевры Пикассо, Матисса, Кандинского и Моранди. Со второго этажа открывается красивый вид на Миланский собор. Кстати, каждый день за два часа до закрытия, а также каждый вторник после 14:00 вход в музей бесплатный.
Зеленая и современная архитектура
Парк отдыха
Адрес: viale Renato Serra
Архитектор: Чарльз Дженкс, 2011–2021 годы
Парк на заброшенной территории завода «Альфа Ромео» спроектировали в 1980-х годах и строили в течение 20 лет. Автором необычного ландшафта выступил знаменитый американский теоретик архитектуры и ландшафтный дизайнер Чарльз Дженкс. По задумке мастера, три больших холма олицетворяют три эпохи культуры Милана — доисторические времена, историю и будущее. Маленький сад иллюстрирует ритмы и пульсацию города, от биения сердца до четырех времен года, и самые важные события во Вселенной. S-образный холм заодно служит крепостной стеной и закрывает умиротворяющий водоем от шума дороги.
Вертикальный лес
Адрес: via Gaetano de Castillia, 11
Архитектор: Стефано Боэри, Джанандреа Баррека и Джованни Ла Варра, 2014 год
«Вертикальным лесом» называют две жилые башни в миланском деловом районе Порта Нуова. И это не просто бетонные здания, украшенные зелеными насаждениями на балконах, а настоящая экосистема с разными породами деревьев и кустарников, привлекающая новых насекомых и птиц и фильтрующая воздух в большом городе. Кстати, путешественники могут опробовать на себе микроклимат и очищенный воздух жилого комплекса. В интернете можно найти варианты посуточной аренды в вертикальном лесу.
Университет Боккони
Адрес: via Roberto Sarfatti, 25
Архитектор: Grafton Architects, 2008 год
В 2008 году здание университета было удостоено звания лучшего в мире здания. Идея проекта заключалась в том, чтобы сделать два мира, парящие один над другим, а между ними — пространство города. Само здание похоже на город в миниатюре. Необычная форма университета из четырех нависающих кубических пространств создает особенный микроклимат внутри, обеспечивающий защиту от проникновения прямых солнечных лучей с запада и акустическую защиту с севера. Стратегия лабиринта дворов обеспечивает естественную вентиляцию и освещение всех офисов и некоторых общественных пространств внизу.
Выставочный центр
Адрес: strada Statale Sempione, 2
Архитектор: Массимилиано и Дорьяна Фуксас, 2004 год
Стремясь привлечь крупномасштабные конгрессы и выставки мирового уровня, Милан реализовал амбициозный план по строительству торгово-выставочного комплекса. Он действительно поражает своим размахом в 1 миллион квадратных метров и является ярким примером архитектуры 2000-х, когда архитекторы брали масштабами и инновационными технологиями. Массимилиано черпал вдохновение из элементов окружающего ландшафта: стеклянная вуаль представляет собой горы, холмы, кратеры и дюны. Здесь и по сей день проходят выставки и недели дизайна.
Архитектурная карта Милана
- Текст: Мария Троицкая
- Обложка: Fondazione PRADA
Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.