Узнаем город с новой стороны — не только шоппинг, собор Дуомо и дерби «Интера» и «Милана».

Не только Милан, но и сама Италия не особо ассоциируется у путешественников с современной архитектурой. Все знают о древнем Колизее 1 века или Пизанской башне 12 века, застройке Венеции, но мало кто слышал про зеленую архитектуру или постмодернизм 1980-х в Милане. Большинство людей предпочитают смотреть старину и изучать античное наследие, а на постройки нашей эпохи не обращают внимания. При этом многие здания современников уже сейчас перешли в статус шедевров и заслуживают изучения, поэтому не нужно ждать сто лет, чтобы оценить их. 

Автор телеграм-канала «А как там в Париже?» и архитектор Мария Троицкая, изучившая значимые постройки Милана вдоль и поперек, расскажет о культовых зданиях, построенных в последние 50 лет.

Что такое современная архитектура | Истоки и особенности | Постмодернизм и брутализм | Как «Экспо 2015» изменила Милан | Наследие «Экспо 2015» | Реконструкции | Зеленая архитектура | Карта

Что считать современной архитектурой

Современной архитектурой принято называть здания и постройки 21 века. В начале 20 века был модерн (или ар-нуво), период до 1960-х годов в мировой архитектуре называют модернизмом, а дальше — постмодернизм. Текущий период называется contemporary.

Единственное, что следует помнить: все стили, периоды и эпохи были названы и структурированы искусствоведами и критиками архитектуры много позже. Во многом это искусственно созданные течения и названия. Конечно, архитекторы и художники вдохновлялись друг другом, на них влияли общество и политика, поэтому их творчество справедливо объединять в понятие «стиль». Но если спросить самих авторов, они вряд ли бы назвали вам «течение», в котором творили.

Яркое отличие актуальной архитектуры от архитектуры предыдущих эпох состоит в том, что сейчас нет единого стиля. Например, в период с 1890-х по 1910-е годы господствовал характерный стиль модерн. В 21 веке все творят по-своему. Есть любители классической архитектуры — они создают свои реплики итальянского Ренессанса и классицизма. Есть мастера хай-тека и деконструктивизма. Сейчас очень востребовано направление устойчивой архитектуры, ориентированной на экологию и высокие технологии.

Висячие сады небоскреба One Central Park в Сиднее — типичный пример экологически ориентированной архитектуры высоких технологий. Фото: Bobarc / Wikimedia.org

Смена стилей в архитектуре и искусстве очень зависит от изменений в обществе, политике, ситуации с экологией. В первой половине 20 века преобладал стиль функционализм или модернизм, в некоторых странах его называют интернациональный стиль. Этому направлению свойственны минимализм, отсутствие лишних деталей, приоритет функции над украшательством, прямые линии и углы, использование железобетона и стекла. Главными представителями являлись Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус (один из основателей Баухауса), Людвиг Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт. У каждого была своя философия и последователи по всему миру.

После ухода отцов-основателей модернистского направления в 1960-х молодые архитекторы поделились на два лагеря: одни продолжили творить по их заветам (например, Ричард Мейер), другие почувствовали освобождение от гнета и новую свободу. Именно в эти годы в мире зарождается важный стиль современности — постмодернизм. Это была реакция деятелей искусства на надоевший всем модернизм, царивший 40 лет. Именно в те годы молодой Фрэнк Гери заговорил об «эмоциональности» архитектуры: здание посредством форм и цвета должно вызывать эстетические переживания у зрителя. Впоследствии он развил свой стиль в деконструктивизм.

Юбилейная церковь построенная в Риме по проекту архитектора Ричарда Мейера, работавшего в стиле модернизм.Фото: Vittorio Campana / Wikimedia.org
«Танцующий дом» в Праге — шедевр деконструктивизма архитектора Фрэнка Гери. Фото: Diego Robayo / Wikimedia.org

В Советском Союзе постмодернизм появился чуть позже — уже в 1980-е. А активно расцвел в 1990–2000-е под ироничным прозвищем «капиталистический романтизм». Мы выпускали большой текст об одном из значимых российских зданий в стиле постмодернизм — Театре драмы в Великом Новгороде. Также у нас есть подробный гайд по современной архитектуре Саранска — знакового города для российского капрома.

В одном из интервью экстравагантный французский архитектор Одиль Декк рефлексировала на тему глобальных изменений в архитектуре. По ее мнению, после Второй мировой войны, в эпоху бумеров, у людей были очень позитивные ощущения от будущего, хотелось создавать нечто новое, яркое, масштабное. На этой волне оптимизма появились самобытные стили: постмодернизм, брутализм, деконструктивизм. Сейчас, в эпоху, когда говорят про глобальное потепление, микропластик, тонны мусора, скорый конец света, у нас очень пессимистичный взгляд на будущее. Это не может не влиять и на зодчих. В 21 веке архитектура не про вау-эффект, она про элегантные и аккуратные «вторжения» в ткань города.

Появилось много специалистов по деликатной реконструкции, причем обычно она также ненавязчивая, оставляющая нетронутыми подлинные пространства здания или полуразрушенные стены. Яркие примеры в Москве — Музей «Гараж» в Парке Горького, или одно из зданий Музея архитектуры имени Щусева. Разумеется, небоскребы и здания странных форм продолжают строить в арабских странах и Азии, но на Западе их намного меньше. Эту тенденцию «незаметной, аккуратной, не привлекающей лишнего внимания» архитектуры можно проследить по лауреатам Прицкеровской премии последних лет. Это аналог Нобелевки для архитекторов. В 2021 году ее вручили дуэту из Франции — Анне Лакатон и Жан-Филиппу Вассалю за реконструкцию жилого комплекса Tour Bois le Prêtre в Париже. Их стиль иронично называют «искусство делать ничего» или «архитектурное невмешательство» за максимально уважительное отношение к сложившемуся городскому контексту, материалам, истории.

В 2021 году Прицкеровскую премию (аналог Нобелевки для архитекторов) вручили дуэту из Франции — Анне Лакатон и Жан-Филиппу Вассалю за реконструкцию жилого комплекса Tour Bois le Prêtre в Париже

Истоки и особенности современной архитектуры Милана

Часто можно услышать от туристов, что кроме собора Дуомо в Милане смотреть-то и нечего. Это правда: Милан — не Рим, Венеция или Флоренция. Поэтому сюда и стоит ехать за современной архитектурой, а не древностями. Будучи итальянской столицей дизайна, не говоря уже о моде и финансах, Милан выделяется на фоне открыточной Италии. Тут невероятное сочетание неряшливых постиндустриальных зданий, превращенных в арт-галереи, величественных многоквартирных домов с роскошными двориками и необычных фондов и музеев, построенных star-хитекторами.

Возрождение. В Италии можно найти практически все известные нам стили архитектуры. После византийской и романской начали строить готические соборы (яркий пример как раз находится в Милане — Дуомо в стиле пламенеющей готики 1386–1965 годы). Италия — родина Ренессанса, и с 15 века здесь преобладало Возрождение. Однако архитектура Ломбардии и ее тогдашней столицы Милана оставалась довольно консервативной. В отличие от Флоренции, где у власти находилась буржуазия, Миланом управляла старая аристократия. Она старалась максимально сохранять средневековые традиции. Подавление устремлений молодой городской культуры задержало и развитие новых тенденций в архитектуре. Миланский Ренессанс — более строгий и сдержанный. Яркий пример архитектуры Возрождения в Милане — церковь Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро. Ее реконструировал великий архитектор Донато Браманте. Внутри сохранилась удивительная оптическая иллюзия, созданная зодчим. За неимением места для четвертого нефа он расписал стену в виде перспективы, создающую эффект большого пространства. Еще один шедевр Ломбардской школы — собор Санта-Мария-делле-Грацие, в трапезной которого хранится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Браманте возвел ее в переходном стиле между готикой и Возрождением в конце 15 века.

Собор Санта-Мария-делле-Грацие — шедевр ломбардской архитектурной школы. В трапезной собора хранится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фото: Abelson / Wikimedia.org

Неоклассика. Ярче зазвучала неоклассическая архитектура в Милане. Она охватывает период с 1750 по 1850 год. С конца правления Марии Терезии Австрийской до Наполеоновского королевства Италии Милан был на культурном и экономическом подъеме — как раз в период неоклассицизма. Таким образом, в городе появилась одна из самых главных построек этого архитектурного направления —  театр Ла Скала.

Театр Ла Скала — одна из самых главных построек в стиле неоклассики. Фото: Leandro Neumann Ciuffo / Wikimedia.org

Модерн. В конце 19 века пришел стиль модерн, здесь его называли liberty. Но, в отличие от французского и бельгийского модерна, в Италии он более орнаментальный, нежели архитектурный. На стиль либерти большое влияние оказало барокко с богатым орнаментом и цветом как внутри зданий, так и снаружи. Итальянский поэт Габриэле д’Аннунцио писал в 1889 году, когда стиль только зарождался: «Гениальный разврат чувствительности барокко является одним из определяющих вариантов итальянского модерна». Яркие примеры итальянского либерти находятся в районе Порта-Венеция. Например, палаццо Кастильони (Corso Venezia, 47/49) или «Дом задниц» (Ca’ de Ciapp, Via Michelangelo Buonarroti, 48). Так люди прозвали здание из-за обилия обнаженных фигур на фасаде. Они настолько смущали жителей, что входные ворота перенесли на боковой фасад.

В конце 19 века в Италию пришел стиль модерн, здесь его называли liberty. На стиль либерти большое влияние оказало барокко с богатым орнаментом и цветом как внутри зданий, так и снаружи. Фото: Melancholia / Wikimedia.org

У стиля модерн, в отличие от большинства других архитектурных стилей, есть год окончания — 1914. Итальянские архитекторы написали Манифест футуристической архитектуры, который опубликовал Антонио Сант’Элиа в Милане. Вдохновляясь небоскребами США, Антонио создал серию работ «Новый город», где он фантазирует на тему городов будущего. С этого момента начинается эпоха более строгих модернизма и рационализма. Архитекторы используют современные материалы и технологии, здания возводят из железобетона, стекла и металла. Отличительные особенности итальянского рационализма — масштабность, структура и симметрия древнеримской архитектуры, правда, без декоративных изысков, связанных с классицизмом и неоклассицизмом.

Итальянские зодчие стремились найти золотую середину между классицизмом и индустриальной архитектурой. Ближе к 1930-м годам многие из них присоединились к фашистскому движению, создавшему совершенно другой стиль крупномасштабных, несколько устрашающих общественных зданий, соединяющих в себе римские элементы и инновационные методы из движения Баухаус. Как пример — кирпичный монастырь Сант-Анджело с глухим фасадом и арками Джованни Муцио 1942 года (piazza Sant’ Angelo, 2). Или жилой дом Лавеццари (Casa Lavezzari) Джузеппе Терраньи 1934 года (piazza Morbegno, 3).

Жилой дом Лавеццари (Casa Lavezzari) Джузеппе Терраньи 1934 года. Фото: Arbalete / Wikimedia.org

Постмодернизм. Первые признаки неудовлетворенности итальянской архитектурой и культурой в целом появились в самом конце войны, когда была предпринята большая программа реконструкции, и ряд архитекторов начали искать новые ориентиры в своей работе. Из всех архитектурных стилей 20 века в Италии особенно прижился и расцвел постмодернизм, созревавший с 1960-х годов.

В начале 1960-х новое поколение зодчих начало предлагать свое видение города и его архитектуры, которое затем Массимо Сколари сформулировал под термином «Ла Тенденца» (La Tendenza), что можно перевести как «тренд». Группа молодых архитекторов, сформировавших это движение — Карло Аймонино, Джорджио Грасси и Альдо Росси — начали исследовать вопрос памяти и славы итальянского прошлого, интегрируя классические мотивы в свои проекты. Ла Тенденца была первым и, что самое важное, истинно итальянским движением в архитектуре после окончания Второй мировой войны. Оно длилось 20 лет и плавно перетекло в зрелый постмодернизм 1980-х годов, накрывший волной все западные страны.

Во главе движения, несомненно, был Альдо Росси, чья оригинальность как теоретика и дизайнера выделяла его среди своих сверстников. В 1990 году он стал первым итальянцем, получившим Притцкеровскую премию.

Постмодернизм и брутализм

Башня Веласка

Адрес: piazza Velasca, 3/5
Архитектор: бюро BBPR, 1950-е годы

Башня Веласка высотой около 100 метров своеобразной грибовидной формы сразу бросается в глаза, тяжеловесно возвышаясь над городом. Фото: CEphoto, Uwe Aranas / Wikimedia.org

Архитектурное бюро BBPR, получив проект на строительство офисного здания, занялось переосмыслением итальянской архитектуры. Веласка продолжает ломбардскую традицию массивных средневековых крепостей, став современной интерпретацией типичного итальянского средневекового замка. У таких крепостных сооружений нижние части всегда были уже, а верхние подпирались деревянными или каменными балками.

Башня Веласка продолжает ломбардскую традицию массивных средневековых крепостей, став современной интерпретацией типичного итальянского средневекового замка. Фото: Pxhere.com

Форма оказалась действительно выигрышной для города: в узкой части расположены магазины и офисы, не занимая много городской площади, а наверху, в более просторной части — квартиры. Веласка много лет возглавляет рейтинги самых уродливых итальянских зданий, чем привлекает еще больше туристов.

Церковь Святой Барбары

Адрес: piazza Santa Barbara, 1
Архитектор: Марио Баччокки, 1954 год

Церковь Святой Барбары — соединение современности (периода окончания Второй Мировой войны) и итальянских традиций. Фото: Arbalete / Wikimedia.org

Марио Баччокки вместе с Джованни Муцио и Джо Понти входил в творческое объединение — ломбардскую группу архитекторов, занимавшихся поисками новой итальянской архитектуры после войны. Церковь Святой Барбары — результат этих поисков, соединение современности и итальянских традиций. Остроконечный фасад и буйство красок, хроматизм — отсылки к тосканской церковной архитектуре. Она была спроектирована в начале 1950-х годов как часть нового поселения Метанополи в пригороде Милана, основанного для размещения штаб-квартиры компании по добыче углеводородов. Внутри расположена одна из самых крупных в Италии настенных мозаик.

Пирелли-тауэр

Адрес: via Fabio Filzi, 22
Архитекторы: Джио Понти, Пьер Луиджи Нерви, 1960 год

Небоскреб Пирелли-тауэр отличается сужающимся к краям планом — в отличие от обычного прямоугольного объема, преобладавшего в США в 1960-х годах. Фото: Francisco Anzola / Wikimedia.org

127-метровая башня была самым высоким зданием в Италии с 1958 по 1995 год. Небоскреб отличается сужающимся к краям планом — в отличие от обычного прямоугольного объема, преобладавшего в США. Это было очень смело, потому что при строительстве небоскребов обычно не экспериментировали. Башня стала квинтэссенцией технологий и инноваций 1960-х годов. Впервые в мире архитекторы использовали пролетный каркас длиной 25 метров, который постепенно утончался по мере приближения к вершине. Это увеличило полезное пространство. Фасад создан из термопанелей: алюминиевые импосты, расположенные снаружи плит, удерживают стекла вместе, создавая бесшовную навесную стену. Понти всегда говорил о своей работе как о женщине, а в день завершения стройки был настолько очарован, что сказал своим дочерям: «Она такая красивая, что я хотел бы жениться на ней». Пирелли считается самой значимой работой архитектора в период, когда он находился под влиянием модернизма. Кстати, зеркальные фасады башни с отражающимся в них Миланом стали ярким образом современного обесчеловеченного мира в начальных титрах фильма Антониони «Ночь», снятого в 1960 году.

Квартал Галлатарезе II

Адрес: via Enrico Falck, 37
Архитектор: Альдо Росси, Карло Аймонино, 1967–1974 годы

Каждый дом в квартале Галлатарезе II соединен между собой мостами и переходами. Фото: Gunnar Klack / Wikimedia.org

После Второй мировой войны в большей части европейских стран была острая нехватка жилья. В Милане разработали ряд планов, предусматривающих создание городов-спутников, в каждом из которых должны были жить от 50 000 до 130 000 человек. Для проектирования квартала Галлатарезе II на 2400 человек пригласили звездных итальянских архитекторов Аймонино и Росси, к тому времени сделавших себе имена в области урбанистики. Их как раз интересовало проектирование не зданий-одиночек, а городских кварталов с инфраструктурой. Каждый дом соединен между собой мостами и переходами. При проектировании фасадов архитекторы вдохновлялись не Древним Римом, как их современники, а модернизмом 1930-х годов и картинами Джорджо де Кирико.

Монумент Сандро Пертини

Адрес: via Croce Rossa
Архитектор: Альдо Росси, 1990 год

В монументе Сандро Пертини Альдо Росси вновь обращается к наследию Италии, создав «небольшую ломбардскую площадь» с кубом, к которой ведут массивные ступени. Фото: Sordelli / Wikimedia.org

Еще один важный объект в карьере Альдо Росси находится в самом центре города — монумент Сандро Пертини, президенту Италии в 1980-х годах. Архитектор вновь обращается к наследию Италии, создав «небольшую ломбардскую площадь» с кубом, к которой ведут массивные ступени. Восьмиметровый куб опирается на строгий модуль, сложенный из блоков розово-серого мрамора из каменоломни Кандолья, такого же, как в Миланском соборе.

Как «Экспо» 2015 года повлияла на изменения в Милане

Всемирная выставка, или «Экспо» — символ индустриализации и площадка для демонстрации технологических достижений человечества. Ее проводят с 1851 года. Сейчас выставки организуются каждые пять лет, каждый раз придумывая новую объединяющую тему.

Интернациональные выставки всегда влияли на мировую историю и оставляли в ней след. Так, на Панамериканской выставке 1901 года в Буффало впервые представили публике рентгеновский аппарат. К Всемирной выставке 1889 года Густав Эйфель спроектировал и построил башню, сначала в качестве временной инсталляции, а затем ставшую символом Франции. Ежегодно крупные мероприятия притягивают массы людей. «Экспо-2020» в Дубае (прошедшая в 2021 году), несмотря на пандемию коронавируса, посетило 10 миллионов человек. К выставкам всегда строят и новые архитектурные объекты.

Архитектура сама по себе прямо влияет не только на облик городов, что очевидно, но и на их экономику. Есть такой термин «эффект Бильбао», связанный с построенным в 1997 году по проекту архитектора Фрэнка Гери в городе Бильбао на севере Испании музеем Гуггенхайма. В течение трех лет после открытия музей посетили четыре миллиона человек, что сделало город процветающим и привлекло инвестиции. По сути, Бильбао преобразовался благодаря одному знаковому зданию. Разумеется, одной постройкой экономику не изменить — нужен комплекс мер, но вклад архитектуры в эти изменения нельзя недооценивать.

В течение трех лет после открытия музей Гуггенхайма в Бильбао посетили четыре миллиона человек, что сделало небольшой город процветающим и привлекло инвестиции. Фото: PA / Wikimedia.org

Тема миланского «Экспо» звучала как «Накормить планету, энергия для жизни» (Feeding the Planet, Energy for Life). Ее называют самой противоречивой в новейшей истории международных выставок. Начало «Экспо» ознаменовали крупные манифестации итальянцев, тысячи людей вышли на улицы в знак протеста. В то время как отколовшиеся агрессивные группы громили витрины магазинов и поджигали автомобили. «“Экспо” — это машина для сжигания государственных денег», — сказал в камеру журналистам один из протестующих с плакатом «Нет Экспо». Также выставка утверждала, что провозглашает культ медленной еды и здорового питания, при этом спонсировалась «Кока Колой» и «Макдональдсом». За семь лет подготовки были и коррупционные скандалы, и увеличение заранее запланированного бюджета — например, бетонный фундамент для зданий комплекса вырос в цене с 60 до 224 миллионов евро.

Несмотря на то что протестующие кричали о нецелесообразности проведения таких масштабных выставок в 21 веке, нельзя недооценивать их пользу. «Экспо» привлекла в Милан 22 миллиона посетителей. Среди инвесторов и работодателей появилось больше уверенности и веры в долгосрочное развитие города. С 2015 года возникло много новой интересной и качественной архитектуры: музеи, офисы, жилье. Инвестиции вдохнули новую жизнь в ранее игнорировавшиеся районы. Это повлияло на расширение и рост делового района Милана, заодно внимание привлекли Порто-Нуова и Ситилайф. Положительные изменения в городе влияют и на демографическую ситуацию. Все больше молодых людей решают остаться в Милане, хотя раньше предпочитали уезжать в другие города Европы.

Наследие «Экспо 2015»

Фонд «Прада»

Адрес: L.go Isarco, 2
Архитектор: Рем Колхас, бюро OMA

Фонд «Прада» — реконструированный винокуренный завод 1910 года. Теперь промышленное здание занимает центр современного искусства, а в бывших складах и кабинетах расположились выставочные пространства.Фото: Fondazione PRADA

В 2015 году у фонда «Прада», созданного Миуччей Прада и ее мужем в 1993 году, появилось свое новое пространство. Голландское архитектурное бюро OMA, возглавляемое Ремом Колхасом, лауреатом Прицкеровской премии, реконструировало винокуренный завод 1910 года. Теперь промышленное здание занимает центр современного искусства, а в бывших складах и кабинетах расположились выставочные пространства. Одно из зданий Колхас облицевал 24-каратным сусальным золотом. На территории фонда находится бар, придуманный режиссером Уэсом Андерсоном.

Фонд Фельтринелли / Дом «Майкрософт»

Адрес: viale Pasubio, 5, 20154 Milano MI
Архитектор: бюро Herzog & de Meuron

Форма здания фонда Фельтринелли напоминает о средневековых и готических традициях Милана. Фото: Fondazione Giangiacomo Feltrinelli

Земля, на которой построено здание, раньше была пустырем, и ее не трогали со времен Второй мировой войны, когда Милан подвергся сильным бомбардировкам. Проект не только возрождает район Порта Вера, но и чтит прошлое наследие Милана, сохраняя бывшие ворота 16 века, построенные во время испанской оккупации. Здание, спроектированное архитекторами бюро Herzog & de Meuron, выглядит обнаженным, словно скелет. Минимализм здания напоминает о средневековых и готических традициях Милана. А длинная вытянутая структура и повторяющийся рисунок окон перекликаются с более сельской архитектурой региона Кашина в Тоскане. Треть здания занимает фонд Джанджакомо Фельтринелли, где расположились библиотека, кафе, выставочные пространства и конференц-залы. «Майкрософт», в отличие от других офисов, открыл свои двери для публики. Тут есть музейные залы, технологический центр и площадка для встреч инвесторов и стартаперов.

Дом памяти

Адрес: via Federico Confalonieri, 14
Архитектор: бюро Baukuh

Простые кирпичные стены дома памяти разделены на 19 квадратов, в которых изображены безыменные фотографии миланцев и важных исторических событий города. Фото: Ettorre / Wikimrdia.org

Дом памяти — исторический архив и штаб-квартира итальянских культурных ассоциаций. Простые кирпичные стены разделены на 19 квадратов, в которых изображены безыменные фотографии миланцев и важных исторических событий города. Таким образом, здание становится объектом коллективной памяти прошлого посреди динамичного делового района. Кирпичная кладка — это снова дань уважения, связь и отсылка к Санта-Мария-делле-Грацие, о которой написано выше. Три части дома соединяет центральный объект — яркая спиральная лестница, ставшая акцентом в минималистичных интерьерах.

Альянц-тауэр

Адрес: piazza Tre Torri, 3
Архитектор: Арата Исодзаки

Альянц-тауэр — самое высокое здание в Италии. Итальянцы называют его иль дритто (Il Dritto) — прямой. Фото: Paolo / Flickr.com

Самое высокое здание в Италии, которое итальянцы называют иль дритто (Il Dritto) — прямой. Альянц-тауэр построил еще один лауреат Прицкера — японский архитектор Арата Исодзаки. Автор создал повторяющийся модуль и скопировал его восемь раз. Идею бесконечной башни можно сравнить с концепцией скульптора Константина Бранкузи, который в 1937–1938 годах установил в парке румынского города Тыргу-Жиу одну из своих бесконечных колонн, создав тем самым бесконечно повторяемую систему.

Резиденция Хадид

Адрес: via Senofonte, 2/4
Архитектор: Заха Хадид

Резиденция Хадид состоит из семи домов от пяти до 13 этажей, изогнуто выстроенных вокруг парка. Фото: Milano Ti Amo

Жилой комплекс спроектировала еще одна мировая звезда архитектуры — Заха Хадид. Не часто случается, когда известный архитектор строит банальный жилой комплекс, однако Милану крупно повезло. Резиденция построена в центре исторического района Фьера-ди-Милано рядом с самой большой парковой зоной города. Комплекс является одной из крупнейших зон без автомобилей в Европе, машины попадают в гаражи и стоянки через подземные дороги. Резиденция состоит из семи домов от пяти до 13 этажей, изогнуто выстроенных вокруг парка. Плавные линии и перетекающие объемы — фирменный параметрический стиль Захи.

Дженерали-тауэр

Адрес: piazza Tre Torri, 1
Архитектор: Заха Хадид

Американский институт бетона в 2019 году присвоил Дженерали-тауэр (слева) первое место за выдающиеся достижения. Фото: Paolobon140 / Wikimedia.org

Элегантный небоскреб возле башни Исодзаки был завершен уже после смерти в 2016 году архитектора Захи Хадид. В 2019 году Американский институт бетона присвоил зданию первое место за выдающиеся достижения. С верхних этажей открывается вид на город, а элегантный изгиб здания ориентирует его на юго-восточную ось, ведущую к церкви Санта-Мария-делла-Грацие Браманте.

Музей культуры и искусств 

Адрес: via Tortona, 56
Архитектор: Дэвид Чипперфильд

В 1990 году власти Милана выкупили заброшенный механический завод неподалеку от исторического центра. И в 2014 году британский архитектор Чипперфильд преобразовал цеха в выставочные залы. Фото: MUDEC

В 1990 году власти города выкупили заброшенный механический завод неподалеку от исторического центра. И в 2014 году британский архитектор Чипперфильд преобразовал цеха в выставочные залы. Внутри необычные минималистичные пространства с инсталляциями. А на третьем этаже расположился ресторан с красивым видом, где за меню отвечает обладатель двух мишленовских звезд Энрико Бартолини.

Политехническая школа дизайна 

Адрес: via Carlo Bo, 7
Архитекторы: бюро 5+1AA

Оранжевые фасады одной из башен Политехнической школы дизайна стали излюбленным фоном для фотографов и блогеров. Фото: Scuola Politecnica di Design

За миланской окружной дорогой расположилась одна из лучших школ дизайна и архитектуры в Италии с необычными корпусами. Оранжевые фасады одной из башен уже стали излюбленным фоном для фотографов и блогеров.

Старым зданиям — новые смыслы

Башня радуги

Адрес: via Giuseppe Ferrari, 18
Архитектор: студия Original Designer 6R5, реконструкция 1990 года

На облицовку башни радуги потребовалось более чем 100 тысяч керамических плиток. Фото: Guilhem Vellut / Flickr.com

Башня радуги стала показательным примером, как можно работать с архитектурным наследием. Перед чемпионатом мира по футболу итальянские власти поручили миланской студии отделку безликого резервуара для воды, построенного в 1960-х годах на краю важной железнодорожной станции Порта Гарибальди. Керамическую плитку произвела известная итальянская фирма Marazzi. Сейчас это яркое пятно на панораме города, привлекающее туристов и украшающее индустриальный ландшафт.

Центр современного искусства «Ангар Пирелли»

Адрес: via Chiese, 2
Архитектор: April Architects, реконструкция 2004 года

Фонд «Пирелли» превратил бывший промышленный завод в крупнейший в Европе центр современного искусства. Фото: Pirelli HangarBicocca

Фонд «Пирелли» превратил бывший промышленный завод на северо-западе города в районе Бикокка в крупнейший в Европе центр современного искусства. Вход в ангар бесплатный для всех, что, по мнению представителей «Пирелли», демонстрирует открытость и доступность искусства. При входе посетителей встречает работа «Последовательность» скульптора Фаусто Мелотти, одной из ведущих фигур итальянского искусства 20 века. На территории расположились три выставочных зала: Сарай, Неф и Куб. В дополнение к программе выставок и культурных мероприятий в фонде постоянно находится одна из самых важных работ Ансельма Кифера «Семь небесных дворцов 2004–2015», созданная специально к открытию.

Музей 20 века

Адрес: piazza del Duomo, 8
Архитектор: Итало Рота, Фабио Форнасари, реконструкция 2010 года

Музей занимает Палаццо Аренгарио, здание 1937 года, построенное при Бенито Муссолини. В центре отреставрированного палаццо теперь находится массивная современная лестница. Фото: Emanuela Terzi / Wikimedia.org

Музей занимает Палаццо Аренгарио, здание 1937 года, построенное при Бенито Муссолини. В центре отреставрированного палаццо теперь находится массивная современная лестница. В залах выставлены шедевры Пикассо, Матисса, Кандинского и Моранди. Со второго этажа открывается красивый вид на Миланский собор. Кстати, каждый день за два часа до закрытия, а также каждый вторник после 14:00 вход в музей бесплатный.

Зеленая и современная архитектура

Парк отдыха

Адрес: viale Renato Serra
Архитектор: Чарльз Дженкс, 2011–2021 годы

Три больших холма по задумке архитектора Чарлmза Дженкса олицетворяют три эпохи культуры Милана — доисторические времена, историю и будущее. Фото: Marco Mazzone / Flickr.com

Парк на заброшенной территории завода «Альфа Ромео» спроектировали в 1980-х годах и строили в течение 20 лет. Автором необычного ландшафта выступил знаменитый американский теоретик архитектуры и ландшафтный дизайнер Чарльз Дженкс. По задумке мастера, три больших холма олицетворяют три эпохи культуры Милана — доисторические времена, историю и будущее. Маленький сад иллюстрирует ритмы и пульсацию города, от биения сердца до четырех времен года, и самые важные события во Вселенной. S-образный холм заодно служит крепостной стеной и закрывает умиротворяющий водоем от шума дороги. 

Вертикальный лес

Адрес: via Gaetano de Castillia, 11
Архитектор: Стефано Боэри, Джанандреа Баррека и Джованни Ла Варра, 2014 год

«Вертикальный лес» — не просто бетонные здания, а настоящая экосистема с разными породами деревьев и кустарников, привлекающая новых насекомых и птиц и фильтрующая воздух в большом городе.Фото: Thomas Ledl / Wikimedia.org

«Вертикальным лесом» называют две жилые башни в миланском деловом районе Порта Нуова. И это не просто бетонные здания, украшенные зелеными насаждениями на балконах, а настоящая экосистема с разными породами деревьев и кустарников, привлекающая новых насекомых и птиц и фильтрующая воздух в большом городе. Кстати, путешественники могут опробовать на себе микроклимат и очищенный воздух жилого комплекса. В интернете можно найти варианты посуточной аренды в вертикальном лесу.

Университет Боккони

Адрес: via Roberto Sarfatti, 25
Архитектор: Grafton Architects, 2008 год

Необычная форма университета Боккони из четырех нависающих кубических пространств создает особенный микроклимат внутри, обеспечивающий защиту от проникновения прямых солнечных лучей с запада и акустическую защиту с севера. Фото: DesignerToparchitect / Wikimedia.org

В 2008 году здание университета было удостоено звания лучшего в мире здания. Идея проекта заключалась в том, чтобы сделать два мира, парящие один над другим, а между ними — пространство города. Само здание похоже на город в миниатюре. Необычная форма университета из четырех нависающих кубических пространств создает особенный микроклимат внутри, обеспечивающий защиту от проникновения прямых солнечных лучей с запада и акустическую защиту с севера. Стратегия лабиринта дворов обеспечивает естественную вентиляцию и освещение всех офисов и некоторых общественных пространств внизу.

Выставочный центр

Адрес: strada Statale Sempione, 2
Архитектор: Массимилиано и Дорьяна Фуксас, 2004 год

Выставочный центр поражает своим размахом в 1 миллион квадратных метров и является ярким примером архитектуры 2000-х, когда архитекторы брали масштабами и инновационными технологиями. Фото: Tonykuoli / Flickr.com

Стремясь привлечь крупномасштабные конгрессы и выставки мирового уровня, Милан реализовал амбициозный план по строительству торгово-выставочного комплекса. Он действительно поражает своим размахом в 1 миллион квадратных метров и является ярким примером архитектуры 2000-х, когда архитекторы брали масштабами и инновационными технологиями. Массимилиано черпал вдохновение из элементов окружающего ландшафта: стеклянная вуаль представляет собой горы, холмы, кратеры и дюны. Здесь и по сей день проходят выставки и недели дизайна.

Архитектурная карта Милана


Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Яндекс.Дзен.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ