В России много интересных небольших городов. Но в них нет туристов, по ним нет популярных хештегов, и вообще, кажется, смотреть там нечего. А еще сложно искать информацию и непонятно, как готовиться к поездке. Поэтому мы в очередной раз едем в Коломну или Суздаль. Хотя в Солигаличе или Бузулуке будет в разы аутентичнее, можно получить больше впечатлений и немного почувствовать себя исследователем. Поэтому мы написали для вас инструкцию, чтобы поездки по небольшим городам больше не были мучением, а только кайфом.

Резкий всплеск внутреннего туризма по России за последние два года привел к тому, что популярные малые города, такие как Коломна и Переславль-Залесский, Суздаль и Ростов, стали еще популярнее, и в выходные там не протолкнуться. А в города, которые не на слуху, люди пока не едут. Но дело не в отсутствии достопримечательностей. Зачастую интересных и аутентичных мест там намного больше, чем в раскрученных городах Золотого кольца. Проблема в другом — туда почти нет туров. А если организовывать поездку самому, то сталкиваешься с проблемой, что найти информацию о достопримечательностях непросто, в городе может не быть хороших гостиниц и кафе. И надо тратить кучу времени и сил на подготовку, которые не всегда есть. А еще не всегда понятно, где и как искать.

В раскрученных малых городах, таких как Коломна, Переславль-Залесский, Суздаль и Ростов много туристов даже в будние дни, а по выходным и особенно в праздники на главных улицах буквально не протолкнуться. Фото: Vladimir Varfolomeev / Flickr.com

Для таких случаев мы и составили подробную инструкцию, как готовиться и путешествовать по непопулярным малым городам России. Потому что с популярными или крупными всё понятно и просто. Приличные гостиницы и кофейни появились более-менее везде.

Что такое малые города | Как искать достопримечательности | Онлайн-карты | Ищем проводника | Ночлег | Транспорт | Есть и пить | Внешний вид | Когда ехать | Советы

Что такое малые города и зачем в них ехать. Тем более — самостоятельно

В России около 800 городов с населением менее 50 000 человек, их называют «малыми». Некоторым из них повезло — например, Суздалю и другим населенным пунктам Золотого кольца, и они стали центрами внутреннего туризма. Туда можно приехать, не открывая даже страничку в википедии о городе и забыв дома телефон. Все достопримечательности, гостиницы и кафе можно найти по указателям. Но атмосфера «уездного города», кажется искусственной, а местная жизнь — специально реконструированной для гостей города. Когда насмотришься на деревянные прялки и фарфоровые сервизы в музеях купеческого быта за две-три поездки, начинает казаться, что все малые города примерно одинаковые и служат декорациями для римейка «Женитьбы Бальзаминова». И больше в них нечего делать.

В 2018 году в центре Рыбинска начали менять вывески заведений на стилизованные под дореволюционные. Туристам и местным нравится, но Рыбинск продолжает терять оригинальные исторические здания. Фото: Liana Gavrilova (CC BY-SA 4.0)

Но в большинстве малых городов России туристического сервиса нет совсем, в гостиницах не было ремонта с советского времени, единственное кафе закрывается в 18:00, а в выходные оно обслуживает банкеты или похороны. Из очевидных достопримечательностей — полуразрушенный храм и пара музеев: краеведческий или дом какого-нибудь знаменитого земляка. Многим идея поехать на пару дней в такой небольшой город покажется бессмысленной авантюрой, которая вместо интересно проведенного времени обернется несколькими днями блужданий по мрачным балабановским пейзажам.

Специфика путешествий по российским малым городам как раз и состоит в этой двойственности: вы либо едете в раскрученный исторический центр и попадаете в набивший оскомину порочный круг «музей русского быта — кремль — усадьба местного писателя — обед в трактире». Либо выходите из машины на пустую городскую площадь, оглядываетесь по сторонам и совершенно не понимаете, что делать дальше.

Выход, как всегда, есть — нужно тщательно готовиться к поездке заранее. И тогда получится построить уникальный маршрут, следуя которому можно изучить неизвестный населенный пункт или открыть уже знакомый с неожиданной стороны.

Так, авторы этого текста Илья Чеберин и Александра Гаганова из гонзо-этнографического сообщества «Чернозём» нашли в Угличе — городе Золотого кольца — единственный в России частный Музей тюремного искусства (и узнали мрачные факты из современной истории города). Недалеко от подмосковного Барыбино они обнаружили масонскую усадьбу. А по Кологриву, городу посреди леса на севере Костромской области, создали интерактивный гид на три-четыре дня. Хотя даже местные жители отговаривали их приезжать, убеждая, что делать в городе нечего.

Следуя нашей инструкции можно быстро узнать актуальную информацию о малом городе, разобраться с дорогой, найти уникальные достопримечательности, местные бренды, и в конце концов — просто увлекательно провести несколько дней в путешествии по России. В первый раз подготовка своего маршрута может занять неделю. Но со временем будет хватать и двух-трех дней, чтобы организовать поездку и в ближайшие выходные рвануть из дома в никому не известный городок на краю леса.

В городе Кологрив (Костромская область) живет всего 2700 человек и даже отделение «Сбербанка» находится в старинном двухэтажном здании. Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 4.0)

Где искать небанальные достопримечательности

Путеводители станут хорошим началом для составления маршрута и понимания, что смотреть в городе. Можно начать со страницы в википедии. Потом проверить нужный город в крупных тревел-медиа — Perito, 34travel, «Чемодан» и, конечно, у нас на «Самокатусе» или на портале «Туристер». Один-два гайда позволят понять, насколько место раскручено, легкодоступно и подходит вам.

Ютуб. Сейчас ютуб заменил форумы, и там можно найти всё: от мануалов, как установить смеситель и починить машину, и до полезных тревел-блогов. По небольшим городам встречаются влоги местных жителей или любителей путешествовать по глубинке, например каналы Олега Сенова, Богдана Булычева или Олега Приходько. А также документальные фильмы, которые не только покажут достопримечательности, но и погрузят в атмосферу населенного пункта, например передачи медиа 7×7.

Паблики в соцсетях. Практически у каждого малого города есть свое сообщество в «Одноклассниках» или «ВКонтакте» (сорри, но не фейсбук или телеграм). Во «ВКонтакте» в разделе «Ссылки» часто указывают местные краеведческие ресурсы, локальные музеи и общественные организации. Это уже минимальный набор достопримечательностей для посещения. А если полистать ленты этих сообществ, то наберется еще десяток мест. Часто в таких пабликах не только местные обсуждают городские развлечения, но и туристы делятся своими находками. Там из первых уст можно узнать о городских новостях. Например, где и когда на вас может упасть ступень от космической ракеты (да, и такое бывает). Ну и просто спросить местных жителей, если это очень маленький населенный пункт и туристы туда нечасто заезжают — местные с удовольствием накидают список достопримечательностей в комментах.

ЖЖ и Яндекс.Дзен. ЖЖ (LiveJournal) — блог-платформа из двухтысячных, которой еще до сих пор пользуются многие краеведы и любители лонгридов с полсотней фотографий в одном посте. Когда-то это была самая популярная площадка, и с ЖЖ начинали Илья Варламов, Артемий Лебедев и десятки других блогеров. Кроме того, в ЖЖ огромный архив постов и по многим направлениям и городам, там самая полная информация в рунете. Можно искать через поиск или, например, в сообществе Russian Towns по тегам.

Блогеры новой волны и многие старички из ЖЖ ведут свои странички в Яндекс.Дзене. Колонки вроде «Записки путешественника», в которых авторы делятся впечатлениями как о крупных региональных центрах, так и о «типичных подмосковных СНТ», помогут выбрать город для поездки. А если уже определились куда ехать, вбивайте название населенного пункта в поиск, чтобы получить список самых разных статей: от краткого перечисления достопримечательностей с координатами до тематических путеводителей. Посты в «Дзене» не такие глубокие и обширные, но информация актуальнее, чем в ЖЖ.

 

Борисоглебский мужской монастырь в Торжке основан в 1038 году. Но самая старая сохранившаяся постройка — 17 века

Местные газеты. Еще один проверенный способ находить интересные достопримечательности и проводников — это почитать местные газеты или их паблики в социальных сетях. В малых городах не так уж много еженедельных новостей и событий, поэтому местные корреспонденты часто пишут краеведческие заметки и публикациях мемуаров местных жителей. Иногда там можно найти практически готовые туристические маршруты или хотя бы интересные исторические справки. В малых городах обычно есть всего пара изданий, в которых работают два-три корреспондента. Часто они же ведут социальные сети газеты, и их контакты легко найти в разделе информации или по тегам авторов публикаций. Местные журналисты в курсе последних событий в городе и знают всех городских активистов.

Книги. В малых городах иногда выпускают специализированные краеведческие, этнографические или исторические издания. Найти их обычно можно в местных книжных, на кассах музеев, в монастырских лавках при церкви. В них публикуют и истории старожилов, и рассказы об археологических раскопках, и архивные документы. Пара удачно найденных статей или спецвыпуск, посвященный конкретному городу — хорошая альтернатива обзорной экскурсии, которую вы сами себе можете устроить с журналом в руках. В интернете самостоятельно найти такие журналы тяжело, и это может стать хорошим поводом начать разговор с местным краеведом. Наши личные фавориты — «Углече поле» и «Подмосковный летописец» (сайты у них не работают, но бумажные версии — отличные).

Несколько универсальных ресурсов, где можно посмотреть достопримечательности:

  1. «Архитектурные излишества» — телеграм-канал об архитектуре России. Пишем в поиске по каналу название города, находим памятники архитектуры, стрит-арт и просто забавные достопримечательности. Также на ютуб-канале архизлишеств иногда выкладывают документалки о небольших городах: Свободный в Амурской области, Боровск в Калужской области, Козьмодемьянск в Марий Эл и другие.
  2. StrelkaMag — журнал о том, как устроены города. Часто пишут о благоустройстве в малых городах. Там можно узнать о новых набережных и скверах.
  3. «Места силы Русской равнины» — большой перечень «мест силы» с комментариями. Хороший источник мифов и баек про локальные места паломничества.
  4. «Мастера» — портал о локальных брендах и местных инициативах. В основном в нем пишут истории малого бизнеса, но для нас это может стать хорошей наводкой на колоритный бар, молодое арт-пространство или самобытный магазинчик.
  5. «#Незавалинка» — энтузиасты, которые развивают российские деревни и малые города. Это хороший агрегатор культурных и туристических событий в регионах.
  6. «Прожито» — онлайн-площадка, где публикуют личные дневники на русском и украинском языках. Авторы разнообразные — от военных генералов до самых простых людей. Часто упоминают топонимы, поэтому по ключевым словам легко найти любой город и узнать о нем глазами другого человека как пятьдесят, так и несколько сотен лет назад. Очень здорово раскрывает незнакомое место и наполняет его смыслами.
  7. «Геокэшинг» — игра по поиску тайников, которые спрятаны в различных достопримечательностях. Можно приехать в любое место, открыть карту и попробовать найти клад и узнать про заброшенную мельницу или церковь на окраине города.
  8. «Викимапия» — картографический аналог википедии, где пользователи отмечают достопримечательности, пишут к ним комментарии и сопровождают их фотографиями и геолокацией. В сервисе не очень удобный интерфейс и много устаревших данных. Но все равно советуем посмотреть здесь выбранный город и окрестности — порой находятся интересные вещи. Особенно много заброшек с информацией, как к ним подойти.
Заброшенный Воскресенский Собор 1810 года в селе Унжа Костромской области. Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 4.0)

Онлайн-карты

«Яндекс.Карты» в России работают как навигатор лучше всех. О том, через какие дыры в заборе и лесные тропинки этот сервис умудряется строить маршрут, уже слагают легенды — выведет откуда угодно. В нем же можно отметить и сохранить все города и достопримечательности планируемого путешествия. И потом загрузить такую карту себе на телефон или даже распечатать, потому что мобильного интернета в некоторых регионах все еще нет или сигнал очень слабый.

Те, кто хотят углубиться в историю, могут поизучать интерактивную карту Российского государственного архива древних актов. На ней поверх современной карты можно накладывать более тысячи чертежей 16–17 веков. Практической пользы для обычной туристической поездки немного, но бывает интересно взглянуть на исторический облик города.

Гугл-картами в контексте путешествий по малым городам России пользоваться бессмысленно. В них очень скудный набор мест и часто устаревшая на несколько лет информация.

В Maps.me или их аналоге с открытым кодом и без рекламы Organic Maps удобно ставить метки и составлять маршрут. Благодаря различным категориям можно отсортировать метки по городам или типу. А карты лучше загрузить заранее и пользоваться ими даже там, где нет интернета. Единственный минус карт — плохой поиск по объектам.

Ищем проводника

Перед поездкой в малый город будет полезно познакомиться с кем-нибудь из местных. Он может стать и гидом по городу, и «гейткипером» в местное сообщество, как их называют этнографы. На первый взгляд может показаться, что найти гида по городу и обо всем его расспросить — самый легкий и очевидный способ изучить местность, с которого и нужно было начинать. Но это не так. Лучше сначала самим разузнать про интересные вам достопримечательности и уже после этого писать проводнику. Во-первых, хоть немного разбираясь в городе, уже можно понять, насколько толковые советы дает гид и стоит ли к нему прислушиваться. Во-вторых, обязательно надо прислать проводнику список мест в городе и окрестностях, которые рассчитываете посетить, чтобы он их прокомментировал. Может оказаться, что до какой-нибудь точки вашего маршрута осенью невозможно добраться из-за размытых дорог.

Здесь снова пригодятся локальные паблики в соцсетях — можно писать их админам с просьбой помочь показать город или рассказать про непопулярные места. С большой вероятностью они откликнутся или дадут контакты нужного человека. В крайнем случае можно попросить его переслать вашу просьбу в городской чат. Такой сегодня есть в любом малом городе. Через этот чат можно найти и местное такси, и ночлег, и узнать часы работы любого учреждения, и вообще все что угодно. Пользуйтесь этим! Скорее всего, с вас даже денег не потребуют или они будут чисто символическими.

От редактора «Самокатуса»: один раз через городской чат в вотсапе города Билибино на Чукотке я нашел транспорт по соседним населенным пунктам, вездеход по тундре в отдаленные села, жилье и людей, которые помогли с закупкой определенных продуктов и попасть в некоторые закрытые объекты Билибина. И все это нашлось за один день и дешевле, чем в публичных предложениях в интернете. Потому что, уже вступив в местный чат, я как будто стал немного своим.

Если с админом и городским чатом не сложилось, то в первую очередь проводника надо искать среди местных экскурсоводов, владельцев гостевых домов, частных музеев, кафе, ферм или другого малого бизнеса. Они отлично знают и любят свой город, их записная книжка переполнена полезными телефонами, а главное — такие предприниматели заинтересованы в том, чтобы вы приехали и потратили свои деньги.

В местных музеях советуем всегда пользоваться услугами экскурсовода. Дело в том, что на самой экспозиции вы вряд ли увидите что-то интересное: самые ценные экспонаты, как правило, отдаются в более крупные музеи, так как в небольших городах им не могут обеспечить правильные условия хранения. Можно просто пройтись между витринами по выставочным залам, но там вас, скорее всего, ждут глиняные черепки, сохранившиеся предметы крестьянского быта, несколько пожелтевших документов.

Двухэтажное деревянное здание Дома культуры в Палехе Ивановской области. Фото: А.Савин / Викисклад

Главная ценность локальных музеев — это их работники, которые зачастую лично принимают новые экспонаты из рук местных жителей, слушают и собирают их семейные истории, ходят в экспедиции по окрестным деревням. Они-то и обладают тем уникальным багажом знаний, ради которого и стоит приходить в такие музеи. Фольклор, история города, техники местных ремесленников — обо всем этом они рассказывают буквально из первых уст. Только тогда становится по-настоящему интересно. Если же по каким-то причинам не получилось взять экскурсовода, то не стесняйтесь расспрашивать смотрительниц и других работников, им тоже бывает что рассказать.

На практике весь этот метод поиска проводника, когда авторы статьи готовились к поездке в Кологрив, выглядел так:

  1. Нашли во «ВКонтакте» страницу местной экофермы, владельцы которой активно вели свой ютуб-канал и рассказывали о городе. Это уже говорит о том, что они открыты к общению с туристами.
  2. Написали администратору паблика, что собираются приехать в такие-то даты и ищут проводника по городу.
  3. В ответ получили контакты местного краеведа и управляющего гостиницы.
  4. Еще раз рассказали о себе краеведу и прислали ему примерный маршрут по городу, который он скорректировал, исходя из погоды.
  5. Попросили и узнали через городской чат контакты местных таксистов и еще нескольких человек, которые согласились бы довезти до вокзала и до загородных достопримечательностей.

При этом надо помнить, когда пишешь потенциальным проводникам, что они ничем не обязаны и уже оказывают огромную помощь, отвечая. Если кто-то не ответил или отказался помогать — это нормально, просто надо написать кому-нибудь еще. В ответ могут предложить и платные услуги, например, провести экскурсию по городу. Соглашайтесь только если уверены, что у гида есть в этом опыт. Например, человек работает в местном музее, организовывает экскурсии или ведет блог о городе, а не просто местный житель, который решил подзаработать.

Наивно полагать, что в маленьком городе все отлично знают его закоулки. Не удивляйтесь, что даже вы, потратив один вечер на изучение города на сайтах и в локальных пабликах, можете знать о его туристических местах куда больше, чем среднестатистический местный житель. Поэтому, оказавшись уже в самом городе, не рассчитывайте, что вам сразу подскажут дорогу и объяснят, к кому обратиться за экскурсией. Зато случайно встреченные на улице местные жители укажут, где ближайший продуктовый магазин или кафе. Только спрашивайте именно про кафе вообще, а не «где здесь „Три товарища”?» — горожанин может всю жизнь прожить рядом с этим заведением, но не знать, как его называет «Яндекс».

Ночлег

Где искать

Каучсерфинг за время пандемии и после введения обязательной платы стал совсем непопулярным. В небольших городах и до этого хостов было мало. Но всегда можно проверить перед поездкой: «А вдруг?». В небольших населенных пунктах, особенно часто на Кавказе, могут пригласить в гости местные жители. А можно написать пост в локальный «Подслушано» — с большой вероятностью кто-нибудь откликнется. Только не надо рассчитывать на «гостиничные» условия — зато можно будет познакомиться с местным бытом изнутри.

Сейчас даже в самых маленьких населенных пунктах гостиницы зарегистрировались на «Букинге», «Островке» или «Триваго», а вот эйрбиэнби пока еще не очень популярен. «Командировка.ру» и «Суточно.ру» в путешествиях по российской глубинке могут быть более полезными, чем международные гиганты. «Командировка» позиционирует себя как сервис для деловых путешествий. Поэтому на нем есть разделы не только про посуточную аренду квартир, но и про конференц-залы, предприятия и местное такси. Также обычно есть предложения о посуточной аренде квартир на «Авито».

Если сайты бронирования ничего не выдают, то надо просто забить в строке поисковика «гостиница город N». С высокой долей вероятности поиск выдаст ссылки на аккаунты в соцсетях (обычно это инстаграм) гостевых домов, маленьких хостелов или придорожных мотелей. Бывает, отель в маленьком отдаленном городе не зарегистрирован ни на одном сайте бронирования и даже на онлайн-карте не отмечен, но у него есть аккаунт в инстаграме, который используется как персональный сайт, и в шапке профиля указан телефон для связи в вотсапе.

Если обстоятельства сложились так, что вы уже в незнакомом маленьком городе стоите посреди пустынной улицы и надо искать ночлег, а у вас не ловит мобильная связь. То внимательно разглядывайте все объявления о сдаче жилья в аренду на информационной доске у местного отделения почты или ДК.

Что уточнить у хозяев

Некоторые детали важно проговорить заранее по телефону, особенно когда бронируешь не через букинг или другие агрегаторы, а на авито или по телефону на доске объявлений.

Заранее по телефону:

  • Где находятся туалет и душ — в номере или в общем коридоре, в доме или на улице.
  • Выдают ли полотенца. Часто бывает, что нет, и приходится везти свое или покупать на месте.
  • Если номер рассчитан на несколько человек, уточнить про кровати: одна двухместная или две одноместные.
  • Узнать точный адрес жилья. Часто хозяева не указывают реальный адрес в объявлении, и оказывается, что снятая квартира находится не в уютном дореволюционном особняке, а в типичной хрущевке ближе к окраине рядом с шумным промышленным комбинатом.

Во время осмотра жилья на месте:

  • Как пользоваться водой в душе — как включать бойлер, на какой объем воды он рассчитан, есть ли расписание пользования водой.
  • Как работает техника и есть ли какие-то ограничения. Очень часто надо следить, чтобы одновременно работали только один-два прибора.
  • Узнать, как перекрывать газ. Всегда где-нибудь рядом с плитой на газовой трубе должна быть ручка, которая открывает или закрывает подачу газа.
  • Спросите, есть ли у хозяев второй ключ и намерены ли они приходить в ваше отсутствие. Естественно, ключ будет — это скорее вопрос-провокация, который подтолкнет к разговору о сохранности ваших вещей и даст арендодателям понять, что вы начеку.

Как добраться до пункта назначения

Иногда недостаточно забить две точки  в навигаторе, чтобы добраться до выбранного города. Маршрут будет проложен, а вот как и на чем ехать — загадка. Например, гугл может вообще не показывать какую-то дорогу, а яндекс наоборот показывает маршрут по грунтовке, где не каждый джип проедет. И несмотря на полезность сервиса «Яндекс.Расписание», в его базе данных есть не все автобусы. Хотя это обычно первый ресурс, где надо проверять возможность доехать из точки А в точку Б.

Информация о том, как добраться, встречается в блогах уже побывавших или туристических пабликах про соответствующий регион. Бывает, что выручает информация на официальном сайте города. Например, на сайте города Кемь есть раздел «Транспорт», и именно там выложено расписание автобусов до окрестных деревень. Но надо не забывать проверять дату публикации, потому что расписание может меняться каждый год.

Еще один надежный источник — хозяева гостевых домов или съемных квартир, с которыми вы договариваетесь о жилье. Просто возьмите себе за правило всегда заканчивать телефонный разговор или переписку с ними вопросом про дорогу. Уточните у владельца жилья — вот уж они точно заинтересованы в том, чтобы вы правильно доехали.

Машина. Основные проблемы во время путешествия на машине: поиск заправок с хорошим бензином, отсутствие нужных деталей или инструментов, если что-то сломалось, и непредсказуемость состояния дорог. Хотя дороги в России становятся с каждым годом всё лучше. Даже между малыми городами проложены приличные трассы, до сел и деревень дороги могут быть только частично отремонтированными или гравийными (с однополосными понтонными или деревянными мостами), но по ним все равно можно проехать на любой машине, если только до этого не было проливных дождей. Дороги в холмистой местности зимой могут стать настоящим испытанием, особенно по неочищенным региональным трассам: очень легко застрять в засыпанной снегом низине (мы так однажды всю ночь ждали трактор на подступах к Плесу).

В путешествиях на машине лучше заранее загрузить карты в телефон, потому что в пути связь иногда теряется и маршрут может сбиться. Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 4.0)

Также из-за плохого интернета навигатор может сбиться или потерять маршрут, поэтому лучше заранее загружать в телефон карту области, по которой вы собрались путешествовать. Мы предпочитаем пользоваться офлайн-картами и навигатором «Навител», потому что в нем хорошо проработаны карты по российским регионам, и он даже тропинки в недрах заповедников показывает.

По заправкам можно дать один универсальный совет: пользоваться федеральными заправками — «Лукойлом», «Газпромом», «Роснефтью». Так как в местных маленьких заправках вряд ли получится понять, в какой из них качественный бензин (или хотя бы более-менее чистый), а в какой — нет. Если других вариантов не остается, надо искать ту заправку, где больше всего машин с местными номерами. Будьте внимательны: порой местечковые заправки маскируются под крупные федеральные бренды и копируют их фирменные цвета, делают похожие логотипы — таких лучше избегать.

Автобус. Не самый комфортный способ путешествия по России, особенно на длинные расстояния. В автобусах все еще очень редко встречаются туалеты, а со спальными местами вроде бы вообще нет. Кондиционеры тоже редки, а зимой не бывает золотой середины — будешь или мерзнуть, или мучаться от духоты.

В небольшие населенные пункты часто ходят убитые «Пазики» или «Газели». В них некуда положить багаж, а водитель может курить всю дорогу и слушать свою музыку. Один плюс — на автобусы стало можно покупать билеты заранее: через «Яндекс.Расписание» или на сайтах региональных автовокзалов. Расписание можно смотреть там же или на avtovokzaly.ru. И надо не забывать про опцию — позвонить на автовокзал, расспросить обо всем диспетчера и забронировать билет.

До небольших населенных пунктов дороги могут быть только частично отремонтированными или гравийными, но по ним можно проехать, если до этого не было проливных дождей

Блаблакар. Сервис для поиска попутчиков можно рассматривать и как возможность найти транспорт, и как способ сэкономить на бензине, если вы водитель и едете в путешествие на своей машине. Хотя пандемия сильно снизила популярность блаблакара, а сервис разрешил добавлять поездки частным извозчикам и частным автобусным компаниям. В малые города нечасто появляются поездки, но всегда можно проверить на нужную дату — вдруг будет машина в более удобное время, чем другой транспорт. Обязательно подробно заполните свой профиль в приложении и обращайте внимание на отзывы у попутчиков и водителей. И сами их пишите по окончании поездки. Система блаблакара не дает ставить цену выше установленной сервисом. А водителям, которые используют блаблакар для заработка, такая цена невыгодна. Поэтому они могут по телефону или в переписке предупредить, что цена будет выше указанной. Вам решать: платить или пожаловаться сервису. Особо циничные предупреждают об этом, когда пассажир уже пришел на условленное место встречи и просто не может отказаться от поездки.

Железная дорога. Пожалуй, поезд — самый простой и удобный способ добраться до малого города в России, если ехать не больше 12 часов. Сейчас на многих направлениях ходят комфортные «Ласточки», а вагоны купе меняют на новые двухэтажные. Скоро начнется такая же массовая замена плацкартных вагонов на нового образца, с индивидуальными шторками.

Поезда с обновленными плацкартными вагонами уже курсируют из Москвы в Ростов-на-Дону и Анапу. Фото: АО «ФПК»

С электричками ситуация несколько хуже: последние годы на многих убыточных направлениях электрички отменили или сократили до одного-двух раз в день. И на короткие расстояния подвижной состав меняют не так активно, как дальние поезда. Поэтому летом и зимой в вагонах будет душно. А туалеты по-прежнему в последнем и первом вагонах, а не в каждом.

Часто станции находятся в нескольких километрах от нужного населенного пункта, и до него надо как-то добраться. Но обычно под прибытие поезда подходит рейсовый автобус или будут караулить таксисты.

Деревянный вокзал в Сестрорецке Ленинградской области. Фото: «Наш транспорт»

В России есть проблема с тем, чтобы добраться из одного региона в другой регион на общественном транспорте. Часто между соседними населенными пунктами может банально не быть транспорта только потому что они в разных областях. Электричками, в отличие от поездов, управляет не единый оператор, как РЖД, а разные. Поэтому они не всегда могут договориться между собой. А если все-таки существует электричка из одного региона в другой, то там могут даже продавать не один билет, а два. Например, между городами Бологое в Тверской области и Окуловкой Новгородской области — 90 километров. В день ходят две электрички, и кондуктор пробивает два билета: один из Бологого в последний населенный пункт Тверской области, второй — из первого населенного пункта Новгородской области до Окуловки. С автобусами еще сложнее — компании в основном принадлежат частникам, и если направление им невыгодно, по нему просто не будут ездить. На электрички есть какое-то влияние региональных властей, и они также субсидируют перевозки. Поэтому, например, между двумя столицами своих регионов — Великим Новгородом и Псковом — нет прямых автобусов, а только один проходящий.

Узкоколейки. Узкоколейками называют железную дорогу с нестандартной шириной колеи, которая слишком узкая для современных поездов. Раньше их использовали в промышленности: для вывоза сырья, обучения детей — детские железные дороги — и на малозагруженных пассажирских направлениях. Потому что узкоколейную железную дорогу легче прокладывать. Но сегодня их становится все меньше: либо совсем упраздняют, либо «перешивают» на стандартную колею. Хотя в некоторые населенные пункты все еще можно добраться на таких редких и необычных поездах. В Архангельской области действует несколько пассажирских узкоколеек, в Свердловской сохранилась самая длинная в России УЖД (175 км) — Алапаевская, где ходят мини-плацкартные вагоны. А в Кирово-Чепецке (Кировская область) узкоколейку используют как городской транспорт. Некоторые компании организовывают специальные туристические экскурсии для фанатов железных дорог, например «Заповедные железные дороги» и «Поезд напрокат».

Каринская узкоколейная железная дорога в Кирово-Чепецке используется как часть городской системы общественного транспорта. Фото: Stif Komar (CC BY-SA 4.0)

Самолет. В России не очень хорошо развита малая авиация, и иногда даже в столицы регионов могут летать лишь один-два рейса в день из Москвы. Но для удаленных регионов, куда очень сложно или вообще невозможно добраться автотранспортом, авиация жизненно необходима. Поэтому если путешествовать по Чукотке, Магаданской области, Якутии, Красноярскому краю и другим северным регионам, то до некоторых небольших городов можно долететь. Это еще и отличная возможность полетать на необычных самолетах или вертолетах. Только билеты обычно на такие рейсы стоят достаточно дорого.

У нас в «Самокатусе» выходил материал о всех необычных самолетах на регулярных рейсах в России: «Путешествуем по Чукотке на вертолете и по Сибири на «кукурузнике».

Автостоп. Иногда нет другого варианта, кроме как доехать автостопом, если, конечно, вы не хотите ждать неделю следующего «пятничного» автобуса. В регионах, где с транспортом есть проблемы, местные сами так ездят, и поэтому водители привыкшие к людям на обочине.

В крупных городах часто на выезде в нужную сторону кучкуются пассажиры, которые ждут попутку до своего населенного пункта. Обычно в эти города общественный транспорт ходит редко или не ходит вообще. Водители, которым по пути, сами останавливаются и предлагают подвезти за небольшую сумму.

Речной транспорт. С мая по середину сентября можно попробовать добираться до некоторых городов речным транспортом. В Центральной России по рекам ходят в основном круизные суда. Или скоростные катера не небольшие расстояние. А вот по далеким сибирским рекам — Лене, Оби, Енисею сохраняется регулярное пассажирское судоходство.

На «Самокатусе» уже выходил подробный путеводитель для путешествий речным транспортом.

На теплоходе «Валерий Чкалов» почти за четверо суток можно доплыть по Енисею из Красноярска в Дудинку — Второй после Певека самый северный город России с населением 20 тысяч человек. Фото: Георгий Красников

Есть и пить

Для людей непритязательных, проблем с питанием в малых городах нет никаких — это одна из немногих вещей, о которых не нужно беспокоиться заранее. Хотя бы одно кафе, скорее всего, будет, а если и нет, то продуктовые магазины, рынки, уличные ларьки со сдобой или трапезные при монастырях выручают. Сейчас даже в большинстве сел центральной России обязательно будет «Магнит», «Дикси» или «Пятерочка». В Сибири, на Кавказе и других дальних регионах выбор продуктов будет меньше. А в Якутии, Магаданской области, на Чукотке и в других труднодоступных регионах еще меньше, а стоить они будут иногда в десятки раз дороже, чем в «Магните», а качество будет хуже (иногда продают даже просрочку).

В малых городах до сих пор можно найти местных жителей, которые торгуют продукцией собственного производства прямо из окна дома. Фото: Bok (CC BY-SA 4.0)

Но есть проблема — часы работы. Региональные кафе могут закрываться достаточно рано и работать неполную неделю. И под рано мы подразумеваем не десять часов вечера, а 16:00—18:00. Зато цены в заведениях обычно достаточно низкие. Средний чек на одного человека — 400 рублей за первое, второе, десерт и напиток. Исключения могут составить кафе при экофермах, открытые не так давно заезжими предпринимателями из крупных городов, или стилизованные под старину рестораны в распиаренных туристических местах. Например, надо очень постараться, чтобы в Суздале найти кафе, где цены будут хотя бы немного ниже, чем в московских заведениях.

Одежда и внешний вид

Несмотря на тикток, ютуб и доступный интернет, в небольших населенных пунктах люди более консервативны, чем в крупных городах. Скорее всего, никто не будет «предъявлять за шмот». Но лучше одеваться проще и не брать с собой слишком яркие и дорогие вещи. Находить общий язык с местными жителями легче, если не сильно от них отличаешься. Это касается пирсинга, цветных волос, татуировок на видных местах и других атрибутов внешности, которыми никого уже не удивить в мегаполисах. В отдаленных городах это может стать препятствием в общении с местными.

Одеваться надо по погоде и чтобы было удобно, всегда брать с собой дождевики или зонт (а лучше все вместе) и не рассчитывать, что какие-то вещи можно купить на месте. Да, если стало сильно холоднее, то в местном магазине можно купить еще один свитер. А на Крайнем Севере иногда именно местная одежда лучше подходит под их погоду, чем экипировка из туристического магазина. Но это скорее исключительный случай. Правда, чаще всего в малых городах магазинов не много, часы работы у них неудобные (открываются в 7–8 утра и закрываются уже в 16–17), выбор маленький, а цены выше, чем в больших городах.

Когда ехать

У многих мест есть свои сезонные особенности, о которых лучше знать заранее и их учитывать. Если цель — природные красоты, то весной можно столкнуться с разливом реки и затоплением прибрежных территорий, что помешает посмотреть окрестные деревни или доехать до ближайшего заповедника. В популярные у туристов «лубочные» городки с фестивалями и народными гуляниями не стоит приезжать во время государственных праздников. Лучше всего чуть позже — тогда город будет совсем пустым, но еще украшенным и нарядным. А в населенные пункты с прилегающими заказниками лучше не приезжать в охотничий сезон. Все немногочисленные отели и гостевые дома будут забиты. В горные аулы часто не проехать зимой, а по Якутии и некоторым северным регионам наоборот лучше путешествовать зимой, потому что открываются зимники. Неправильно выбранное время может испортить всю поездку.

Редактор «Самокатуса» однажды чуть не застрял в пути между Салехардом и Надымом, потому что погода в марте стояла аномально теплая и зимник начал таять раньше обычного

Советы

  • Чтобы в поездках оставаться на связи и даже иногда пользоваться интернетом, надо купить себе несколько сим-карт разных операторов. И тогда если в каком-то месте нет связи, это не потому, что ваш оператор тут не ловит, а ни у кого не ловит. По России чаще всего пригождаются «Мегафон» (или «Йота»), «Теле 2» и МТС.
Таксофоны — символ уходящей эпохи. В крупных городах их уже начали демонтировать, но в малых еще можно найти рабочие экземпляры и бесплатно позвонить в экстренные службы и на любые стационарные  или мобильные телефоны в пределах региона установки. Фото: Bok (CC BY-SA 4.0)
  • Не полагайтесь на таксистов: они плохой источник информации, часто врут и говорят о том, чего в действительности не знают. Это романтично смотрится в литературе или кино, в жизни таксисты редко могут удивить какими-то знаниями о городе, особенно если вы хорошо подготовились к поездке (например с помощью нашей инструкции).
  • Но вообще, разговаривайте с местными как можно больше: ввязывайтесь в любые обсуждения, отвечайте на вопросы, слушайте, о чем говорят на остановках и в магазинах. И с таксистами тоже. Эти обрывочные разговоры в том числе формируют впечатление о городе.
  • К москвичам часто относятся негативно уже по умолчанию и не скрывая. Надо просто научиться не расстраиваться из-за этого.
  • Всегда держите в кармане наличку мелкими купюрами (суммарно на 1000–2000 рублей). Никто не будет искать сдачу с 5000 рублей, а при оплате экскурсовода или такси иногда придется заплатить лишнее из-за того, что некому будет разменять. И вообще, в небольшие города лучше ехать с наличкой. Да, банкоматы «Сбера» есть уже везде, но он может находиться в неудобном месте или рано закрываться.
  • Выбирайте удобную непромокаемую обувь, которую не жалко испачкать. Совет очевидный, но не каждый раз ему следуют — слишком часто белые кроссы становились препятствием для удивительных открытий.
  • Совет для женщин — всегда брать с собой платки или косынки. Любое путешествие по российской глубинке невозможно без походов по церквям или монастырям. А общие платки бывают только в самых популярных местах.
  • Региональные рынки, ярмарки и вернисажи — порталы в другие миры. Всегда старайтесь пройтись по ним и понять жизнь города по тем предметам, которые там продают.
Старайтесь пройтись по региональным рынкам и ярмаркам, чтобы понять жизнь города по тем предметам, которые там продают
  • В незнакомых малых городах можно придумать себе игру. Например найти популярные места, где отдыхают жители. Это часто бывают небольшие кафе, работающие допоздна; в городах с крутыми берегами — нижние набережные у самой воды. Попробуйте как-нибудь в условном Муроме или Вешенской выйти после наступления темноты на верхнюю набережную и посмотреть вниз — десяток машин с включенными фарами будут стоять в кругу, слышна музыка и оживленные голоса.
  • Еще авторы коллекционируют местные лимонады и соки — вы удивитесь, узнав, сколько разнообразных марок существует по всей стране. Или можно пробовать местную молочку или любые другие продукты. А также привозить их в подарок домой.
  • Просто бродить по улицам, наматывая круги по городу и заглядывая в каждый подъезд и подворотню, — лучший совет, который мы могли бы дать.

Пишите нам в социальных сетях: телеграме, ВК, фейсбуке, инстаграме, если остались вопросы или хотите поделиться впечатлениями от путешествий по малым городам — это поможет нам расширить инструкцию и сделать ее еще полезнее.

Поделиться

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ